Научная статья на тему 'СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ОСНОВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СТРАНЫ'

СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ОСНОВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
рынок услуг / проблемы высшего образования / трудовые ресурсы / цифровая трансформация / онлайн – образование / service market / problems of higher education / labor force / digital transformation / online education.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Н. В., Гавриченко Е. В.

Цель работы. В статье рассматривается развитие сферы услуг высшего образования под влиянием цифровой трансформации. Обосновывается необходимость роста объемов рынка онлайн – образования и обострение конкуренции между участниками. Метод или методология проведение работы. Проведен статистический анализ изменений происшедших в сфере услуг высшего образования. Обосновывается необходимость и целесообразность в повышении компетенций собственных кадров и формирование таких подходов, к подготовке трудовых ресурсов, которые обладают востребованными компетенциями на рынке труда. Результаты. Выявлены тенденции определяющие дальнейшее развитие услуг высшего образования. Авторы разработали модель взаимодействия между участниками рынка образовательных услуг. Данная модель предусматривает взаимовыгодное сотрудничество с предприятиями – партнерами и позволяет осуществлять вузам качественную подготовку кадров. Данный подход по закреплению у обучающихся практических навыков при прохождении всех видов практик обеспечивает формирование востребованных компетенций на рынке труда; формирует более тесное взаимовыгодное сотрудничество между вузом и бизнес – структурами. А использование онлайн – форматов в обучении для основного образовательного учреждения и дополнительного образования в сочетании с цифровой трансформацией повысит качество обучения и привлечет дополнительный контингент обучающихся как источника привлечения средств, усилит имидж вуза, его рейтинговые показатели и повысит инвестиционную привлекательность региона. Сделанные предложения обеспечат повышение цифровых компетенций сотрудников вуза, создадут условия для работы с большими массивами данных и обеспечат условия государству для дополнительного финансирования пилотных проектов в области цифровых технологий, будут способствовать внедрению цифровых инноваций и повышению цифровой культуры сотрудников и обучающихся. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть применены при прогнозировании структурных изменений в сфере услуг высшего образования и позволяют повысить качество обучения. Выводы. Делается вывод, что приоритетным в развитии сферы услуг высшего образования является переход на онлайн – образование, что повысит привлекательность вузов, а также инвестиционные возможности регионов и уровень цифровой грамотности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL CHANGES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A BASIS FOR THE USE OF LABOR RESOURCES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE COUNTRY

Objective of the study. The article examines the development of the sector of higher education services under the impact of digital transformation. The necessity of market volume increase of online education services and the intensification of competition between the participants are substantiated. Method or methodology of the research. The statistical analysis of changes taken place in the sphere of higher education services is conducted. The necessity and feasibility of improving the competencies of internal personnel and the formation of such approaches to the preparation of labor force that have solicited labor market competencies are substantiated. Results of the research. The trends determining the further development of the market of higher education services are identified. The model of interaction in the market of education services elaborated by the authors allows universities to provide a quality training for students through mutually beneficial cooperation with partner enterprises to consolidate students' practical skills when they are going through the full range of internships; provides the formation of the necessary labor market competencies; builds a closer mutually beneficial cooperation between university and business entities. Whereas the usage of online learning formats by an educational institution of additional education combined with digital transformation would enhance the quality of education and attract an extra pool of students as a source of fund-raising, improve the image of a university, its rating indicators and increase the investment attractiveness of the region. The given suggestions would provide an improvement of digital competencies of university employees, work with large amounts of data and establish conditions for the government for additional funding for pilot projects in the field of digital technologies, contribute to the implementation of digital innovations and improvement of the digital culture of employees and students. Areas of application of the results. The results of the conducted research may be applied in predicting structural changes in the sphere of higher education services. Conclusions. It is concluded that the priority in the development of the sector of higher education services is the transition to online education that would enhance the attractiveness of universities as well as investment opportunities of the regions and the level of digital transformation of the society.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ОСНОВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СТРАНЫ»

ECONOMIC SCIENCES

СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ОСНОВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СТРАНЫ

Андреева Н.В.

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Экономики инноваций и финансы», ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», ВлГУ Гавриченко Е.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики инноваций и финансы», ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

STRUCTURAL CHANGES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A BASIS FOR THE USE OF LABOR RESOURCES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE COUNTRY

Andreeva N.

Doctor of Economic Sciences, professor, Professor of the Department of innovation Economics and Finance, doctor of Economics FGBOU VO «Vladimirskij gosudarstvennyj universitet imeni Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaya

Grigor'evicha Stoletovyh», VlGU Gavrichenko E.

associate Professor of the Department of innovation Economics and Finance, Ph. D. in Economics FGBOU VO « Vladimirskij gosudarstvennyj universitet imeni Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaya

Grigor'evicha Stoletovyh», VlGU

АННОТАЦИЯ

Цель работы. В статье рассматривается развитие сферы услуг высшего образования под влиянием цифровой трансформации. Обосновывается необходимость роста объемов рынка онлайн - образования и обострение конкуренции между участниками.

Метод или методология проведение работы. Проведен статистический анализ изменений происшедших в сфере услуг высшего образования. Обосновывается необходимость и целесообразность в повышении компетенций собственных кадров и формирование таких подходов, к подготовке трудовых ресурсов, которые обладают востребованными компетенциями на рынке труда.

Результаты. Выявлены тенденции определяющие дальнейшее развитие услуг высшего образования. Авторы разработали модель взаимодействия между участниками рынка образовательных услуг. Данная модель предусматривает взаимовыгодное сотрудничество с предприятиями - партнерами и позволяет осуществлять вузам качественную подготовку кадров. Данный подход по закреплению у обучающихся практических навыков при прохождении всех видов практик обеспечивает формирование востребованных компетенций на рынке труда; формирует более тесное взаимовыгодное сотрудничество между вузом и бизнес - структурами. А использование онлайн - форматов в обучении для основного образовательного учреждения и дополнительного образования в сочетании с цифровой трансформацией повысит качество обучения и привлечет дополнительный контингент обучающихся как источника привлечения средств, усилит имидж вуза, его рейтинговые показатели и повысит инвестиционную привлекательность региона. Сделанные предложения обеспечат повышение цифровых компетенций сотрудников вуза, создадут условия для работы с большими массивами данных и обеспечат условия государству для дополнительного финансирования пилотных проектов в области цифровых технологий, будут способствовать внедрению цифровых инноваций и повышению цифровой культуры сотрудников и обучающихся.

Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть применены при прогнозировании структурных изменений в сфере услуг высшего образования и позволяют повысить качество обучения.

Выводы. Делается вывод, что приоритетным в развитии сферы услуг высшего образования является переход на онлайн - образование, что повысит привлекательность вузов, а также инвестиционные возможности регионов и уровень цифровой грамотности общества.

ABSTRACT

Objective of the study. The article examines the development of the sector of higher education services under the impact of digital transformation. The necessity of market volume increase of online education services and the intensification of competition between the participants are substantiated.

Method or methodology of the research. The statistical analysis of changes taken place in the sphere of higher education services is conducted. The necessity and feasibility of improving the competencies of internal personnel and the formation of such approaches to the preparation of labor force that have solicited labor market competencies are substantiated.

Results of the research. The trends determining the further development of the market of higher education services are identified. The model of interaction in the market of education services elaborated by the authors allows universities to provide a quality training for students through mutually beneficial cooperation with partner enterprises to consolidate students' practical skills when they are going through the full range of internships; provides the formation of the necessary labor market competencies; builds a closer mutually beneficial cooperation between university and business entities. Whereas the usage of online learning formats by an educational institution of additional education combined with digital transformation would enhance the quality of education and attract an extra pool of students as a source of fund-raising, improve the image of a university, its rating indicators and increase the investment attractiveness of the region. The given suggestions would provide an improvement of digital competencies of university employees, work with large amounts of data and establish conditions for the government for additional funding for pilot projects in the field of digital technologies, contribute to the implementation of digital innovations and improvement of the digital culture of employees and students.

Areas of application of the results. The results of the conducted research may be applied in predicting structural changes in the sphere of higher education services.

Conclusions. It is concluded that the priority in the development of the sector of higher education services is the transition to online education that would enhance the attractiveness of universities as well as investment opportunities of the regions and the level of digital transformation of the society.

Ключевые слова: рынок услуг, проблемы высшего образования, трудовые ресурсы, цифровая трансформация, онлайн - образование.

Keywords: service market, problems of higher education, labor force, digital transformation, online education.

В статье рассматриваются изменения в развитии сферы услуг высшего образования под влиянием цифровой трансформации. Обосновывается необходимость роста объемов услуг онлайн-обра-зования и привлекательности учебного заведения расположенного на данной территории. Приводятся доводы в необходимости и целесообразности повышения компетенций собственных кадров и формирование таких подходов к трудовым ресурсам, которые обладают востребованными компетенциями на рынке труда. Потенциал образовательной организации реализуется в определенных сферах деятельности. Обосновывается необходимость и целесообразность в формировании системы взаимодействия между предпринимательскими структурами и образовательными учреждениями. Рассматривается возможность разработки механизмов в повышении компетенций собственных кадров и возможность в формировании механизмов, которые повысят престиж и значимость учебного заведения. Выявлена связь между потенциалом высшего учебного заведения и его дополнительным финансированием. Предлагается в качестве приоритета развития переход на электронное образование, онлайн- обучение, что повысит финансовые возможности вузов, инвестиционную привлекательность региона и уровень цифровой трансформации общества.

Ключевые слова: рынок услуг, проблемы высшего образования, трудовые ресурсы, цифровая трансформация, онлайн - образование.

Введение. В условиях мирового экономического кризиса и пандемии важное значение приобретает развитие рынка труда и использование трудовых ресурсов, которые должны соответствовать современным потребностям экономики при переходе к цифровизации в Российской Федерации. Так,

зарубежные авторы отмечают, что трансформация связана с применением цифровых технологий и является стратегическим приоритетом в развитии бизнеса. [1,2,3]. Эти изменения затронут и трудовые ресурсы, которые должны быть подготовлены к происходящим структурным сдвигам. В этих условиях учреждения высшего образования вынуждены изменять сложившиеся систему образования и искать новые подходы соответствующие требованиям цифрой экономики. Структурные сдвиги в экономике способствовали изменению взаимодействия образовательных учреждений с хозяйствующими субъектами, которые выставляют определенные требования к уровню подготовки трудовых ресурсов. Поэтому возникает необходимость в формировании системы взаимодействия между предпринимательскими структурами (заказчиком) и образовательными учреждениями. Цифровизация экономики поднимает проблему качества подготовки кадров определенной квалификации обладающих необходимыми компетенциями на другой уровень.

Методы исследования. Проведенный статистический анализ изменений происшедших в сфере услуг высшего образования обосновывается на необходимости и целесообразности в повышении компетенций собственных кадров и формирование таких подходов, к подготовке трудовых ресурсов, которые обладают востребованными компетенциями в условиях цифровой трансформации.

Одной из приоритетных задач при трансформации общества, в связи с переходом к цифровизации экономики является подготовка трудовых ресурсов соответствующих веяниям времени. Следует отметить, что государство принимает важные решения для укрепления экономики страны и каче-

ственного изменения состава трудовых ресур-сов.[4,5].Так, разработанная программа «Цифровая экономика» включает подпрограмму «Кадры для цифровой экономики», в которой уделяется внимание вопросам внедрения цифры во все виды деятельности, обеспечив при этом цифровую грамотность населения посредством подготовки и переподготовки кадров через платформу онлайн-образования.

Проведенные исследования по анализу численности трудовых ресурсов по возрастным группам в период с 2016г по 2019 г. лиц трудоспособного возраста свидетельствуют о том, что возрастная группа от 15- 29 лет сократилась на 15,5 %, доля лиц от 30-49 лет увеличилась на 4,4 %, группа лиц 50-54 лет сократилась на 13,7 %, а доля лиц старше 55 лет увеличилась на 9,5 %. [6]. В целом 27 % трудоспособного занятого населения составляют лица от 50 лет и старше, которым требуется постоянно повышать свой уровень компетенций, осваивая новые цифровые технологии без отрыва от основной деятельности. Менее 20% молодого населения в возрасте 15-29 лет требуется качественное образование в образовательных учреждениях, чтобы сохранить востребованность на рынке труда. И более 50% трудоспособного занятого населения регулярно необходимо повышать свою квалификацию для конкуренции среди трудовых кадров.

Наметившиеся структурные сдвиги в экономике страны привели к снижению численности студентов, сокращению числа образовательных организаций и структурным сдвигам ввиду изменения спроса на эти услуги.

На основании проведенного анализа показателей развития рынка образовательных услуг можно отметить снижение объемов финансирования на 11,5% и объема рынка услуг высшего образования на 7%, а численности студентов - почти на 238 тыс. чел. или на 5,4% [7,8,9,10].

Проводившееся анкетирование руководителей компаний из 20 стран мира [11] анализ данных которых был представлен в докладе на Международном экономическом форуме, который состоялся в 2018 году, подтвердил необходимость и целесообразность повышения квалификации сотрудников или переподготовки трудовых ресурсов.

Учреждения высшего образования смогут осуществлять успешную деятельность, обеспечивая способность удовлетворять потребностям заказчиков образовательных услуг, создавая и предоставляя широкий перечень и доступность образовательных программ, как базового образования, так и дополнительного на платной основе.

Задача деятельности образовательных учреждений высшего образования (вузов) предполагает изучение взаимодействия участников рынка образовательных услуг и формирование взаимовыгодного механизма, что определяется методическим инструментарием и дает оценку показателям деятельности вузов, формирующих их рейтинг.

Несмотря на значительное число исследований и публикаций по этой теме в настоящее время отсутствует единый методический инструментарий

по оценки и повышению деятельности учреждений высшего образования на рынке образовательных услуг.

Проведя анализ, существующих методических подходов к обоснованию рейтинговых показателей, авторами было выявлено, большое их разнообразие по критериям оценки вузов [12, 13, 14, 15, 16]. Например, агентство RAEX использует для оценки рейтингов только 3 показателя и выявляет 100 лучших вузов, а американский журнал U.S. News & World Report представил рейтинг лучших вузов мира, в который вошли 1678 университетов из 86 стран, в том числе 19 представителей российской высшей школы, оценка производилась по 13 индикаторам.

Обобщая критерии оценки вузов, предлагаем выделить следующие наиболее значимые с точки зрения авторов, а именно: качество образования, организацию непрерывного образования (дополнительного образования), имидж вузов (бренд, узнаваемость и т.д.).

Поскольку, учебные учреждения взаимодействуют с заказчиками (бизнес - партнерами, домо-хозяйствами, Центрами занятости населения, и т.д.), которые выступают в качестве хозяйствующих субъектов для удовлетворения собственных потребностей в трудовых ресурсах, то они заинтересованы во взаимодействии с образовательными учреждениями, предоставляющими образовательные услуги на рынке труда, по вопросам повышения компетенций собственных кадров и, получении новых кадров с востребованными компетенциями на рынке труда. Кроме этого на такое взаимодействие оказывают существенное влияние государственные структуры в лице Министерства науки и высшего образования, которое диктует правила предоставления образовательных услуг и контролирует образовательную деятельность, и общественные институты, формирующие рейтинги конкурентоспособности учебных учреждений. При этом каждый из участников обладает определенными функциями. Так,

Государственные структуры:

- реализуют образовательный процесс в соответствии с его стратегией развития, устанавливают объемы предоставления образовательных услуг по всем направлениям подготовки и формам обучения;

- преследует цель повышения конкурентоспособности национальной системы образования, соответствующей международному уровню (рейтинг вузов);

- инициирует развитие науки и образования, за счет вовлечения научных, профессорско-преподавательских и студенческих коллективов для участия в грантах, научных конкурсах, программах инновационной деятельности и т.д.;

- устанавливает законодательно нормы и правила ведения образовательной деятельности высшего образования, для повышения качества услуг при овладении необходимыми компетенциями, введение единых новых стандартов для направлений подготовки по высшему образованию

с ориентацией на работодателя и профессиональные стандарты;

- проводит мониторинг деятельности учреждений высшего образования.

В свою очередь Бизнес - структуры (предприятия, предприятие-партнер) при взаимодействии с государственными органами на федеральном и региональном уровнях и образовательными учреждениями, проводят мониторинг выпускников (обучившихся) для возможного трудоустройства их по профилю подготовки, а также проверяют их профессиональные компетенции, полученные в вузах, и влияют на рейтинговую оценку вузов страны. Работодатели запрашивают на рынке труда специалистов необходимой квалификации с определенным набором компетенций, что дает возможность образовательным учреждениям конкурировать друг с другом и способствует повышению качества образования.

Домашние хозяйства, в лице потенциальных студентов (обучающиеся) определяют спрос на объем образовательных услуг, который формируется и определяет требования к качеству образования и уровню профессиональных компетенций, на основе получения будущей профессии в конкретном образовательном учреждении.

Общественные институты, обеспечивают взаимосвязь между потребностью в кадрах у работодателей (бизнес - структур), общества и деятельностью образовательных учреждений, посредством независимых рейтинговых оценок, которые способствуют дальнейшему развитию образовательных учреждений и повышению их конкурентоспособности. Образовательные учреждения при взаимодействии с внешней средой формируют цели и задачи по предоставлению образовательных услуг, требуемых для современной экономики, привлекая заказчиков для участия в формулировании профессиональных компетенций по направлениям подготовки, реализуемые с помощью внутренних ресурсов учреждений.

При развитии цифровизации в РФ возникает потребность в создании онлайн - курсов и использовании их при обучении. В условиях пандемии эти курсы позволят обеспечить необходимый уровень подготовки обучающихся, а обучающиеся в отдаленных регионах получат доступ к электронным курсам, которые подготовлены учеными ведущих университетов страны. Это позволит преподавателям совершенствоваться в процессе подготовки этих курсов, иметь возможность постоянно корректировать их содержание с учетом особенностей образовательных программ используя мировой опыт и новейшие разработки, а обучающиеся получают доступ к онлайн - курсам и возможность самосовершенствования и развития.

В последнее время наблюдается в России увеличение рынка дополнительного образования. Спрос связан с тем, что в связи с цифровизацией страны основное образование не соответствует запросам рынка труда и это потребовало обеспечить возросшую потребность в повышении квалификации для сотрудников ряда хозяйствующих субъектов вузами посредством онлайн-обучения, позволяющее слушателям обучаться без отрыва от работы и места жительства.

Результаты. На основании вышеизложенного можно предложить в качестве приоритета развития частичный переход на электронное онлайн-образование, ускоренно внедрять авторские программы по переподготовки обучающихся, формировать цифровую образовательную среду, повысить уровень взаимодействия между заинтересованными сторонами, что обеспечит привлекательность вузов и их рейтинг, уровень взаимодействия обеспечит инвестиционную привлекательность регионов, а так же, поднимет уровень цифровой грамотности в Российской Федерации.

В условиях цифровой трансформации это обеспечит более высокий уровень взаимодействия между участниками рынка образовательных услуг. Взаимодействие участников рынка образовательных услуг, составленных авторами, представлено на рисунке 1.

*ОП - образовательный процесс

Рисунок 1. Схема взаимодействия участников рынка образовательных услуг

Рассматривая деятельность образовательного учреждения высшего образования (рисунок 1) авторы считают, что посредством взаимодействия ИПК (Института повышения квалификации), действующего в вузе, можно сформировать дополнительный поток обучающихся за счет вовлечения в образовательный процесс Предприятия-партнера. С одной стороны, Предприятие-партнер для вуза выступит базой практик при предоставлении вузом ВО, а с другой стороны вуз предоставит Предприятию-партнеру программы повышения квалификации или переподготовки собственных кадров по его заказу. Таким образом, вуз и Предприятие-партнер предоставят друг другу взаимовыгодные услуги. ИПК при вузе предоставляет различные программы дополнительного обучения и переподготовки для всех хозяйствующих субъектов на платной основе,

а для Предприятия-партнера оплата компенсируется обеспечением практических навыков студентов вуза в рамках практик предусмотренных учебным процессом.

При внедрении цифровых технологий в обучение рынок труда обеспечивается кадрами соответствующего уровня, при регулярном дополнительном образовании. Поскольку цифровизация затрагивает как сферу производства, так и сферу услуг, то ряд профессий могут совсем исчезнуть и появятся новые, которые будут востребованы в условиях цифровой трансформации общества. Прогнозная потребность в трудовых ресурсах, которой необходимо дополнительное профессиональное образование по переподготовки или повышению квалификации представлена на рисунке 2. .

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

10%

9%

10%

12%

13%

Требуется дополнительное образование

46%

Не требуется дополнительное образование

в течении 1 месяца ■ в течении 1-3 месяцев в течении 3-6 месяцев ■ в течении 6-12 месяцев в течении 1 года

Рисунок 2. Прогнозная потребность в трудовых ресурсах, требующей дополнительной подготовки.

Более половины работающего населения нуждается в дополнительном образовании для повышения своей квалификации и освоения новых компетенций. По оценкам экспертов «WoridSkШs Россия», к 2030 году дисбаланс кадров составит более 1,4 млрд. человек, а потери, связанные с несоответствием квалификации работников требованиям рынка труда могут превысить 5 трилл. долла-ров[17], которые затронут все возрастные группы населения и тех, кто уже получил образование.

Выводы. Таким образом, предложенная авторами модель взаимодействия на рынке образовательных услуг, позволяет обеспечить качественную подготовку обучающихся на базе предприятия-партнера по закреплению практических навыков при прохождении всех видов практик; позволит сформировать компетенции по подготовке трудовых ресурсов востребованных на рынке труда; обеспечить более тесное сотрудничество между вузом и бизнес-структурой, что будет способствовать обеспечению взаимовыгодных интересов. Такое долгосрочное сотрудничество позволит улучшить качество обучения примерно на 15% по классическим формам, и будет способствовать быстрому трудоустройству выпускников по профилю полученного образования.

Использование онлайн-форматов обучения для высшего образования и дополнительного в сочетании с цифровой трансформацией способствует повышению качества обучения, привлечению дополнительного контингента обучающихся как источника привлечения финансовых средств, усилит имидж вуза и как следствие улучшатся рейтинговые показатели вуза, и повысится инвестиционная привлекательность региона. Рост объема услуг дополнительного образования с использованием он-лайн-обучения составит 10-20% в год.

Успешная деятельность вузов за счет цифровых компетенций сотрудников, возможности работы с большим массивом данных; становится более привлекательным для государства и позволит создать дополнительное финансирование; обеспечит создание пилотных проектов в области цифровых технологий; вызовет стимулы к внедрению цифровых инноваций и повышению цифровой культуры сотрудников и обучающихся.

Литература

1.Ferrera J.J., Fermandes C.L. (2019). To be ог not to be diqital that is the question: Firm innovation and performance .[Электронный ресурс]//Joumal of Bisnes Research. Vol.101. - pp.583-590. - URL:

https//ideas.repec.org/a/eee/ibrese/v101y2019ic583-590.Ыш!(дата обращения:27.12.2019).

2. Galindo-Martin. M.A., Castano-Martinez. M.S., & Mendez-Picazo. M.T. (2019). Digital transformation. digital dividends and entepreneurship: A quantitative analysis[Электронный pecypc]//journal of Bi-siness Research.Vol. 101.- pp.522-527.-URL:https//ideas.repec.org/a/eee/jbrese/v101y2019icp 522-527.html (дата обращения:06.01.2020).

3. Warner. K.S., & Waqer. M. (2019). Buldinq dynamic capabilities for diqital transformation: An onqoinq process of strateqic renewal[Электронный pecypc]//Lonq Ranqe Planninq.Vol.52(3).-pp.326-349.- URL:https//www.napier.ac.uk/research-and-innovation/research-search/outputs/bildinq-dynamic-capabilities-for-diqital transformation-an-onqoinq-pro-cess-of-strateqic (дата обращения:09.01.2020).

4. Указ Президента РФ от 07.05.2018№204 (ред.от 19.07.2018)»0 национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»[Электронный ресурс]. URL:

https:www.consultant.ru/document/cons_dos_LAW_2 97432/ (дата обращения 16.12.2019).

5. Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://static.goverment.ru/media/files/urKHmOgTPP nzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf (дата обраще-ния03.01.2020).

6. Государственная стати-стика:URL:https://nangs.org/analytics/rosstat-rabochaya-sila-zanyatost-i-bezrabotitsa-v-rossii-onlajn-rar-docx.

7. Исследование российского рынка онлайн-образования[Электронный ресурс]. -URL:https://edmarket.digital/ pdf (дата обращения 04.10.2020).

8. Пекер И.Ю. Рынок высшего образования в России: привлекательность и тенденции развития [Электронный ресурс] // Международный журнал

гуманитарных и естественных наук.- 2018.-№8. -С.160-164.- URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-vysshego-obrazovaniya-v-rossii-privlekatelnost-i-tendenstsii-razvitiya(дата обращения10.09.2020).

9. Астратова Г.В.Проблемы и тенденции развития рынка услуг высшего образования в России [Электронный ресурс] // Дискуссия. - 2016.-№9(72). - С.16-25. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-tendentsii-razvitiya-rynka-uslug-vysshego-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения 27.12.2019).

10. Образование в цифрах. Краткий статистический сборник. [Электронный ресурс].-URL:https:www.hse.ru/data/2018/06/29/1153062641/ obr2018.pdf (дата обращения 14.12.2019).

11. The Future of Jobs Report 2018, Международный экономический фо-рyм.https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2018.

12. Национальный рейтинг университетов Интерфакс 2020 https://academia.interfax.ru/ru/ratings/?page=1&rating =1&year=2020.

13. Университеты для будущей элиты: 100 лучших российских вузов по версии Forbes—2020 Ирина Казьмина Forbes Staff ОБЩЕСТВО 23.06.2020 https://www.forbes.ru/ob-shchestvo/403369-universitety-dlya-budushchey-elity-100-luchshih-rossiyskih-vuzov-po-versii-forbes.

14. Т0П-100 ВУЗов России 2020. -https://postupi.info/rating.

15. Названы лучшие вузы по версии рейтинга U.S. News Best Global Universities. -https://postupi.online/journal/reyting-vuzov/nazvany-luchshie-vuzy-po-versii-reytinga-u-s-news-best-global-universities.

16. https://postupi.online/journal/reyting-vuzov/top-10-luchshikh-vuzov-rossii-po-versii-repu-tatsionnogo-reytinga-rur.

THE ROLE AND PLACE OF MEGAPROJECTS IN FORMATION THE REGION'S

INFRASTRUCTURE

Andresian I.

master's student

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

University of Rome Tor Vergata

ABSTRACT

The modernisation of Sochi's transportation system ahead of the Games included constructing more than 360km of roads, 321km of railroad tracks and 22 tunnels. The legacy of transportation department in the city of Sochi involves innovative approaches to traffic management. In preparing for the Games, the city analysed the best world practices to put together a logistical management system, the Transportation Logistic Centre, that sufficiently improves the efficiency of complex, reduces the need for vehicles and heightens the quality of public transport services. In so doing, it enabled to optimise traffic management during the Games and the number of vehicles used. Transport in the city of Sochi has undergone decades worth of modernisation in the space of two to three years. It will have a hugely positive impact on the lives of Sochi citizens for generations to come. Moreover, the attractiveness of the city has increased due to significant investments in infrastructure and active promotion of the city.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.