Пандемия как вызов системе образования в России
Гончаров Игорь Леонидович
кандидат технических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», [email protected]
Пандемия новой коронавирусной инфекции стала катализатором изменений в сфере образования России, усилив процессы ее цифровизации. В статье рассмотрена проблема отсутствия широкополостного Интернета в некоторых населенных пунктах России, что ведет к проблемам дистанционного обучения учащихся. В тоже время итоги весны 2020 г. показали, что перед системой образования стоит задача дальнейшей цифровизации образования и перехода к комбинированной модели образования, сочетающей очное и дистанционное обучение студентов. Показано, что в настоящее время он-лайн образование активно развивается, главными преимуществами которого являются: доступность; снижение стоимости образования; повышение престижа университета и его популярности среди абитуриентов; расширение образовательной практики студента; возможность повышения качества учебных материалов после оценки пользователями за счет их открытости; возможность обмениваться курсами между университетами; реализация принципа непрерывного образования. Выделены также недостатки действующих он-лайн обучающих курсов: отсутствие индивидуального обучения; досрочное завершение курса; высокие временные и денежные затраты создания курса; риск невысокого качества разработанного курса ввиду отсутствия должной цифровой компетентности. В статье выделены первоочередные задачи, стоящие перед российскими образовательными учреждениями: повышение цифровой грамотности профессорско-преподавательского состава вузов; развитие самоорганизации обучающихся; совершенствование технической оснащенности вузов разнообразными техническими средствами для возможности реализации он-лайн образования.
Ключевые слова: цифровизация образования, пандемия, цифровая образовательная среда, цифровая грамотность, цифровые компетенции.
о см о см
о
О!
^
н
О Ш
т
X
<
т О X X
11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила пандемию новой коронавирусной инфекции, которая существенно повлияла на все сферы жизни общества, в том числе на сферу образования, ускорив процесс ее цифровизации, которая задумывалась гораздо ранее. Так, одним из национальных проектов России на период с 2019 по 2024 годы является национальный проект «Образование». Его цель заключатся в формировании глобальной конкурентоспособности российского образования [1]. В рамках этого проекта действует Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [2]. К 2024 году планируется создать безопасную цифровую образовательную среду, которая обеспечит качество и доступность всех уровней образования.
Школы, колледжи, вузы не всегда были готовы к работе в онлайн-среде, но получили мощный стимул к переменам. Основными сложностями в процессе адаптации к изменяющимся условиям внешней среды и эффективного перехода к работе в онлайн-формате являются проблемы с техникой, отсутствие у преподавателей соответствующих навыков, борьба за внимание обучающихся, а также недоверие к качеству подобной формы обучения.
Карантинные меры, связанные с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, сделали актуальной тему цифровой грамотности населения и его готовности к работе и учебе в мире, где бизнес-процессы реализуются в виртуальном пространстве. Аналитический центр Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) представил результаты комплексной оценки текущего уровня цифровой грамотности россиян, проводившейся в 2018 — начало 2020 гг., которая показала, что уровень цифровой грамотности практически не менялся, что повлияло на неготовность людей работать в дистанционном формате в период пандемии [3]. Так, в 2018 году 26% населения обладали высоким уровнем цифровых навыков, в 2019 — 27%, в 2020 — 30%. Также было выявлено, что люди осознают важность цифровых компетенций: 65% опрошенных понимают, что персонал может быть сокращен из-за протекающих процессов автоматизации и активного внедрения новых технологий, а 24% опрошенных считают, что могут лишиться работы, если не будут получать образование в области цифровой грамотности. В рамках указанного исследования был рассчитан индекс цифровой грамотности по методологии Digcomp, который составил 58 пунктов в первом квартале 2020 года (при шкале от 0 до 100 пунктов). Подход был разработан Европейской Комиссией в рамках реализации программы обучения граждан цифровым навыкам.
Изучаются следующие параметры: информационная грамотность (умение искать информацию в Интернете, оценивать ее достоверность); коммуникативная грамотность (умение пользоваться онлайн-сервисами, соблюдать нормы общения в сети Интернет); создание цифрового контента (умение создавать цифровой контент, ра-
ботать с авторскими правами в Сети); цифровая безопасность (умение выявлять онлайн-мошенничество, знать меры по обеспечению цифровой безопасности, грамотно оценивать негативное влияние цифровых устройств); навыки решения проблем в цифровой среде (умение использовать программы, приложения для решения повседневных задач, умение решать программные проблемы). Следует отметить, что цифровая грамотность зависит от региона проживания, возраста, профессиональной деятельности.
Цифровыми навыками должны обладать не только 1Т-специалисты. В современных реалиях это такая же необходимость для успешной карьеры, как владение английским языком.
Но есть и другие проблемы. Остро стоит вопрос неравенства доступа в Интернет, который есть не во всех населенных пунктах страны и который не могут позволить себе малообеспеченные семьи, что создает разрыв в цифровых технологиях. Следствием становится социально-экономическое неравенство. Ввиду этого одной из целей цифровой трансформации должны стать сокращение неравенства в доступе к цифровым технологиям путем подключения учебных заведений к широкополосному Интернету (одним из установленных результатов Федерального проекта является обеспеченность 100% образовательных организаций стабильным и быстрым Интернет-соединением), обеспечение возможности использования цифровых инструментов всеми участниками образовательного процесса, расширение зон беспроводного доступа.
3 июля 2020 года состоялось шестое заседание Общественного совета при Минобрнауки России, в рамках которого была рассмотрена деятельность университетов в условиях пандемии и их дальнейшее развитие [4]. На заседании был представлен аналитический доклад «Уроки "стресс-теста". Вузы в условиях пандемии и после нее», основной вывод которого заключается в том, что система образования Российской Федерации выдержала испытания пандемии. В докладе подтверждается необходимость внедрения цифровых технологий, для чего следует повышать квалификацию преподавателей и формировать цифровую инфраструктуру. Также в докладе подтверждается важность создания комбинированной модели образования, что и было запланировано ранее. Эта модель предполагает сочетание традиционного формата обучения с использованием онлайн-курсов.
Тем не менее нельзя считать, что в ближайшие десятилетия онлайн-образование полностью вытеснит офлайн-образование, поскольку существуют навыки и компетенции, которые можно сформировать только в классической среде. Однако новые образовательные технологии безусловно открывают новые возможности для обучающихся и преподавателей. Последние несколько лет рынок онлайн-образования, в том числе и в России, рос весьма быстро. В 2019 году 1Т-холдинг Та!е^Тес11, онлайн-университеты «Нетология» и EdMarket в партнерстве с Агентством инноваций Москвы провели исследование российского рынка онлайн-обра-зования. Его Ь2с-сегмент в 2019 году достиг 36,5 млрд руб. Эксперты прогнозирует его дальнейший рост и считают, что объем рынка составит свыше 40 млрд руб. в 2020 году [5].
Образовательный процесс должен быть обеспечен цифровыми инструментами и материалами. В рамках
цифровой трансформации растет количество образовательных онлайн-сервисов. Особое внимание привлекают общедоступные открытые онлайн-курсы.
Среди образовательных онлайн-площадок, которые предлагают такие курсы, можно отметить популярную образовательную платформу «Открытое образование», на которой представлены массовые онлайн-курсы ведущих российских вузов [6]. Другой крупнейшей платформой является Coursera, где собраны курсы от ведущих вузов мира, в том числе Стэнфорда, Принстона, Имперского колледжа Лондона и др., с которыми можно ознакомится и на русском языке [7]. Кроме того, функционируют платформы EduMarket.Ru, «Универсариум», «Лек-ториум», «Нетология», LendWings, Uniweb, «Деловая среда», «Теории и практики Москвы»,TeachPro, Arzamas. И это лишь часть большого количества платформ, предлагающих курсы, вебинары, видеолекции ведущих вузов-для получения знаний в разных областях.
Главные преимущества открытых курсов: доступность; снижение стоимости образования; повышение престижа университета и его популярности среди абитуриентов; расширение образовательной практики студента; возможность повышения качества учебных материалов после оценки пользователями за счет их открытости; возможность обмениваться курсами между университетами; реализация принципа непрерывного образования.
Есть и недостатки массовых открытых курсов: отсутствие индивидуального обучения; досрочное завершение курса; высокие временные и денежные затраты создания курса; риск невысокого качества разработанного курса ввиду отсутствия должной цифровой компетентности. Но следует отметить, что недостатки являются следствием того, что массовые открытые онлайн-курсы являются относительно новой и неустоявшейся концепцией внедрения новых технологий.
Для проведения онлайн-занятий можно использовать специальные платформы — Zoom, MSTeams и др., дающие возможность подключения широкой аудитории.
Кроме сказанного выше, пандемия выявила необходимость формирования навыков самоорганизации обучающихся путем внедрения новых форм самостоятельной работы и новых методов ее педагогической поддержки, а также развития программ психологической поддержки студентов, трудоустройства, организации волонтерской деятельности [4].
Итак, пандемия стала лишь катализатором изменений в сфере образования и науки и только подтолкнула к более активным действиям и пересмотру подходов к обучению. Преодоление последствий пандемии будет наилучшим образом обеспечено организацией достаточно массового внедрения цифровизации в повседневную реальность, в том числе и в образовательной сфере. Максимально эффективным считается комплексный подход, при котором классические схемы реализации образовательных программ будут сочетаться с онлайн-формами обучения.
Для успешной деятельности необходимо реализовать ряд следующих задач.
1. Оказание поддержки преподавательскому составу:
• массовая переподготовка в сфере внедрения цифровизации в процесс обучения;
• система поощрений педагогов;
• гранты для поддержки вузов, внедряющих цифровые образовательные практики;
X X
о
го А с.
X
го m
о
м о
M
о
о
CS
о
CS
о ш m
X
• грамотное формирование представлений о новом формате обучения, предполагающего не отказ от традиционных занятий, а внедрение элементов цифровых технологий;
• формирование понимания того, как дидактически и методически проводить онлайн-занятия.
2. Оказание поддержки обучающимся:
• предоставление возможности засчитывать он-лайн-курсы других учебных заведений в своем учебном плане;
• организация возможности развития навыков самоорганизации и самообучения, внедрение новых форм самостоятельной работы.
3. Совершенствование технических аспектов:
• формирование технических навыков у преподавателей и обучающихся для проведения онлайн-заня-тия;
• реализация практики применения инструментов онлайн-оценки (например, системы прокторинга, позволяющей следить за тестированием или экзаменом в он-лайн-режиме).
4. Развитие цифровых технологий в учебных заведениях:
• обеспечение безопасности цифрового пространства;
• использование облачной инфраструктуры хранения данных;
• оптимизация расходов путем выстраивания системы сотрудничества с другими учебными заведениями (создание общей инфраструктуры и т.д.).
5. Трансформация управления высшим образованием:
• формирование качественных коммуникаций и каналов обратной связи;
• подготовка управленческих кадров с акцентом на формирование знаний в области антикризисного управления.
Литература
1. Национальный проект «Образование». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://projectobrazovanie.rU/#project20 (дата обращения: 23.07.2020).
2. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://futurerussia.gov.ru/cifrovaa-obrazovatelnaa-sreda (дата обращения: 21.06.2020).
3. Цифровая грамотность россиян: исследование 2020. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-graiTiotnost-rossiyan-issledovanie-2020/ (дата обращения: 14.08.2020).
4. Аналитический доклад «Уроки "стресс-теста". Вузы в условиях пандемии и после нее». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. hse.ru/data/2020/07/06/1595281277/003_До-клад.pdf (дата обращения: 23.07.2020).
5. Исследование российского рынка онлайн-образо-вания. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://research.edmarket.ru/ (дата обращения: 04.08.2020).
6. Образовательная платформа «Открытое образование». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://openedu.ru (дата обращения: 17.08.2020).
7. Образовательная платформа Coursera . [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.coursera.org (дата обращения: 13.07.2020).
Pandemic as a challenge to the educational system in Russia Goncharov I.L.
State University of Management
The pandemic of the new Coronavirus infection has become a catalyst for changes in the field of education in Russia, strengthening the processes of its digitalization. The article deals with the problem of the lack of broadband Internet in some settlements of Russia, which leads to the problems of distance learning for students. At the same time, the results of spring 2020 showed that the education system faces the task of further digitalization of education and the transition to a combined education model combining full-time and distance learning of students. It is shown that at present online education is actively developing, the main advantages of which are: accessibility; reducing the cost of education; increasing the prestige of the university and its popularity among applicants; expanding the student's educational practice; the possibility of improving the quality of educational materials after being evaluated by users due to their openness; the ability to exchange courses between universities; implementation of the principle of continuous education. The disadvantages of the existing online training courses are also highlighted: lack of individual training; early completion of the course; high time and money costs of creating a course; risk of low quality of the developed course due to lack of proper digital competence. The article highlights the priority tasks facing Russian educational institutions: increasing the digital literacy of the teaching staff of universities; development of self-organization of students; improving the technical equipment of universities with various technical means for the possibility of implementing online education. Keywords: digitalization of education, pandemic, digital educational
environment, digital literacy, digital competencies. References
1. National project "Education". [Electronic resource]. - Access mode: https://projectobrazovanie.ru/#project20 (date of access: 07/23/2020).
2. Federal project "Digital educational environment". [Electronic
resource]. - Access mode: https://futurerussia.gov.ru/cifrovaa-obrazovatelnaa-sreda (date of access: 21.06.2020).
3. Digital literacy of Russians: research 2020. [Electronic resource].
- Access mode: https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/ (date of access: 14.08.2020).
4. Analytical report "Lessons from the" stress test ". Universities in
a pandemic and after it. " [Electronic resource]. - Access mode: https://www.hse.ru/data/2020/07/06/1595281277/003_Doklad. pdf (date of access: 23.07.2020).
5. Research of the Russian market of online education. [Electronic
resource]. - Access mode: http://research.edmarket.ru/ (date of access: 04.08.2020).
6. Educational platform "Open Education". [Electronic resource]. -
Access mode: https://openedu.ru (date of access: 17.08.2020).
7. Educational platform Coursera. [Electronic resource]. - Access
mode: https://ru.coursera.org (date of access: 13.07.2020).
<
m о x
X