Цифровая дидактика в архитектурном образовании
Леонова Ирина Анатольевна,
к.п.н., доцент кафедры архитектуры, факультета архитектуры и дизайна, Астраханский государственный университет E-mail: [email protected]
Избранова Ольга Александрова,
преподаватель кафедры архитектуры, факультета архитектуры и дизайна, Астраханский государственный университет
E-mail: [email protected]
Дидактика современного высшего архитектурного образования изменилась в сторону цифровизации учебного процесса. Формирование цифровых компетенций у будущих архитекторов стало обязательной частью процесса их обучения. Цифровая грамотность позволяет расширить возможности профессиональной деятельности архитектора. Реализация задачи обеспечения будущих архитекторов цифровой грамотностью требует определенной квалификации научно-педагогического состава университета. Дидактический треугольник «учитель-ученик-содержание» в современном учебном процессе преобразовался в тетраэдр «учитель-ученик-содержание - информационные технологии», где немаловажная роль отводится непосредственно учителю. Поэтому остро встает вопрос о переквалификации научно-педагогических работников, их умении применять различные цифровые платформы для осуществления учебного процесса. Дистанционная работа в период пандемии позволила понять возможности и ресурсы преподавателей факультета архитектуры и дизайна АГУ для данной формы обучения. Анализ показал, что самым приемлемым для высшего архитектурного образования является сочетание дистанционного обучения с очным, так как не все дисциплины в конкретном случае можно перевести на дистанционное преподавание.
Ключевые слова. Дидактика, информационные технологии, цифровые платформы, моделирование, высшее архитектурное образование, современное поколение.
Введение
Особенность дидактики образования заключается в том, что в любой период развития общества она приобретает специфические характерные черты самостоятельной науки. Эти черты определяют задачи, обуславливающие содержание образования современного поколения, способы применения знаний, умений и навыков предыдущих поколений, закономерности самого процесса.
Очевидно, что пандемия коронавируса, охватившая в настоящее время весь мир, оказала существенное влияние как на дидактику мировой системы образования в целом, так и в частности, на дидактику российского архитектурного образования. COVID-19 спровоцировал полный переход всей системы образования в онлайн режим. Все общественные мероприятия, экзамены, защиты выпускных квалифицированных работ и приемная компания были перенесены в дистанционный режим.
Неожиданный полный переход на дистанционное образование был болезненным для российского высшего образования. В большинстве своем, университеты не были готовы к такому быстрому переходу на полное цифровое образование. В цифровое светлое будущее Россия должна была вступить постепенно согласно принятой Правительством Программе «Цифровая экономика в Российской Федерации» (утверждена Распоряжением Правительства от 28 июля 2017 года № 1632- р). к 2025 году. К этому времени в обществе должно было сформироваться достаточное количество грамотных пользователей информационных технологий, обладающих необходимыми для этого компетенциями [1].
Пол Гилстер, американский писатель и журналист, отмечал: «Цифровая компетентность - это умение понимать и использовать информацию, предоставленную во множестве разнообразных форматов и широкого круга источников с помощью компьютеров». [2].
Гладылина И.П., Кадыров Н.Н., Строганова Е.В. утверждают, что «под цифровой компетентностью понимается не только наличие каких-либо умений и знаний, но и желание получать максимальный эффект от своей деятельности» [3].
Таким образом, полное цифровое образование означает не только оцифрованные учебники, документооборот или предоставление свободного доступа университета к скоростному Интернету. Это означает совершенно новый подход к вопросу получения образования.
Основная часть
Одной из задач архитектурного образования, стоящих сегодня перед высшим образованием, является
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
изучение информационно-технологических основ применения ресурсов интернета, что не только способствует развитию цифрового гражданства обучающихся, но и расширяет возможности будущего архитектора в его профессиональной деятельности, предоставив ему цифровую свободу творческой личности. Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности далеко вышло за рамки умения только использовать компьютер и служит катализатором развития, потому что содействует самообразованию и приобретению важных жизненных навыков гражданина информационного общества, потребителя электронных услуг [4].
Реализация вышеуказанной задачи, в первую очередь, требует определенной квалификации научно-педагогического состава университета. Понятие дидактического треугольника «учитель-ученик-содержание» было предложено впервые Бру-со (1997 г.): это - «дидактический треугольник, в котором студент, учитель и содержание формируют вершины (или точки пересечения сторон) треугольника, составляет классический тривиум, применяемый для осмысления преподавания и учения...». Признавать влияние информационных технологий на обучение ученые начали в 80-х годах, в результате чего появилась в треугольнике 4-я вершина «с признанием существенной роли технологии в опосредовании отношений между содержанием, студентом и учителем». Таким образом, треугольник превратился в тетраэдр, каждая грань которого показывает взаимосвязь «учитель-ученик-содержание- информационные технологии» [5].
Если говорить об архитектурном образовании, то для архитектора особенно важно получить знания, умения и навыки для осуществления процесса архитектурного проектирования. Это, в первую очередь, обязательное знание таких цифровых программ, как ArchiCAD, AutoCAD и др. Развитие информационных технологий в области проектирования в современном мире идет большими шагами. Появляются все новые и новые программы, расширяющие возможности в архитектурном проектировании, позволяющие на основе исходных данных выполнить 3D-модель архитектурного объекта, а затем, выполнить ее печать на 3D-принте-ре. Представить себе архитектора, не владеющего цифровыми компетенциями, сейчас практически невозможно. Поэтому сейчас в дидактическом тетраэдре немаловажная роль отводиться преподавателю, дающему знания, навыки по владению современными информационными технологиями.
В эпоху цифровизации встает вопрос о скорейшей переквалификации научно-педагогического состава архитектурного направления обучения. В Национальном стандарте образовательных
5 технологий указаны стандарты, которым должно
0 удовлетворять продвижение обучения в цифровую эпоху:
° ^Способствовать и вдохновлять учебу и твор-
1 чество студентов.
2. Проектировать и разрабатывать методы обучения цифровой эпохи и системы оценки.
3. Моделировать работу и учебу цифровой эпохи.
4. Продвигать и моделировать цифровое гражданство и ответственность.
5. Следить за своим профессиональным ростом и лидерством [6].
Таким образом, роль учителя вышла за пределы ее традиционного понимания. Однако, какую бы информационную технологию учитель не применял в своем преподавании той или иной дисциплины, он всегда должен оставаться лидером, модератором процесса обучения. Для этого ему самому надо знать и совершенствоваться в современных цифровых технологиях. Это возможно, регулярно слушая вебинары, целенаправленно посещая курсы повышения квалификации и т.д. Успех в дистанционном образовании во многом зависит от качественного педагогического сопровождения. Отсутствие четких и ясных инструкций по дистанционному изучению дисциплины разрушает связь «учитель-студент».
Помимо умения пользоваться предлагаемыми виртуальной средой информационными технологиями преподаватель обязан владеть и педагогическими технологиями, применимыми в виртуальной среде. Например, такими как: технология опосредованного дискурса, включающая в себя учебную дискуссию или обсуждение проекта в онлайн режиме, или технология проблемного обучения, предполагающая исследование и описание решение проектной проблемы, требующей сложного взаимодействия студенческой группы с преподавателем в онлайн-конференциях. Возможно применение коллективной познавательной деятельности в виде онлайновых проектов.
Во время перехода на дистанционное обучение преподаватели факультета архитектуры и дизайна Астраханского государственного университета получили огромный опыт в преподавании онлайн. Дистанционное обучение, проходившее во время пандемии на платформе Moodle обеспечивало свободный доступ студентов к образовательным ресурсам. Использование этой платформы позволило осуществлять контроль за образовательным процессом студентов, оказывать им поддержку в нужный момент. Широко применялись для ведения образовательного процесса и другие бесплатные цифровые платформы, например, ZOOM, которая применялась преподавателями для проведения консультаций. Как показал опыт, многие базовые дисциплины можно проводить дистанционно без снижения качества образовательного процесса. Это: «История пространственных искусств», «Архитектурное материаловедение», «Архитектурная экология» и др. Но есть предметы в учебном процессе высшего архитектурного образования, в которых непосредственный контакт преподавателя со студентом просто необходим. Например, «Архитектурное проектирование», «Архитектурный рисунок» и др. Эти дисциплины фор-
мируют у будущего архитектора пространственное мышление, способность смотреть на окружающую среду с точки зрения создателя нового архитектурного объекта. Здесь они обучаются композиционным возможностям линий, форм, цвета, их образной силой в синтезе пространственных искусств. Для данных дисциплин большое значение имеет возможность сопровождения преподавателем всех этапов выполнения чертежа или рисунка будущим архитектором. При этом решаются такие вопросы, как под каким углом лучше рассматривать композицию, как владеть карандашом при передаче теней элементов композиции и т.д. Именно благодаря сопровождению студент лучше понимает технологию выполнения архитектурного чертежа или рисунка. Опыт дистанционного обучения показал, что эффект от дистанционного обучения этим дисциплинам минимален по сравнению с очным.
Использование платформы MOODL позволило одновременно осуществлять контроль над самостоятельной работой будущих архитекторов, во время корректировать ее и давать необходимые пояснения по ходу работы.
В целом, дистанционная работа в период пандемии позволила понять возможности и ресурсы преподавателей факультета для данной формы обучения. Основные проблемы такой формы обучения стали:
- готовность самих преподавателей и студентов к дистанционному обучению;
- техническое обеспечение преподавателей и студентов вуза, а именно:
1. Не у всех преподавателей и студентов была возможность приобретения ноутбука для проведения дистанционных занятий.
2. Отсутствие надежной цифровой связи в районах проживания преподавателей или студентов.
верситет+Елабужский институт - С. 7-8 - Режим доступа: https://newtonew.com/tech/nelzya-prosto-vzyat-i-ocifrovat, свободный (дата обращения 27.09.2020)
2. Цифровая грамотность - главный навык человека. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.e-xecutive.ru/education/glavy-iz-knig/1990928-tsifrovaya-gramotnost-glavnyi-navyk-cheloveka, свободный (дата обращения 27.09.2020)
3. Гладылина И.П., Кадыров Н.Н., Строганова Е.В. Цифровая грамотность и цифровые компетенции как фактор профессионального успеха // Инновации и инвестиции - М: ООО «Русайнс», № 52019 - С. 62-64
4. Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. - Киров: ИРО Кировской области, 2019 -С. 47
5. Монахов В.М., Тихомиров С.А. Эволюция методической системы электронного обучения // Ярославский педагогический вестник: научный журнал. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018 -№ 6 (105) - С. 76-88
6. Чошанов М.А. Дидактика: новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий// Образовательные технологии и общество: электронный журнал. - С. 684-695. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/e-didaktika-novyy-vzglyad-na-teoriyu-obucheniya-v-epohu-tsifrovyh-tehnologiy, свободный (дата обращения 27.09.2020)
DIGITAL DIDACTICS IN ARCHITECTURE EDUCATION
Заключение
Дистанционное обучение - реалия нашей современной жизни. «Поток цифровой информации захлестнёт любого, кто недостаточно грамотен, чтобы его контролировать в своей жизни» [1]. Поэтому, в настоящее время самое разумное для учебного процесса высшего архитектурного образования, как показал опыт, было бы сочетание дистанционного и очного обучения студентов-архитекторов, то есть необходима трансформация архитектурной образовательной системы, требующей переквалификации преподавателей, адаптации преподавателей и студентов к меняющейся образовательной среде. Иначе говоря, подход к преобразованию учебного процесса в направлении цифровизации должен осуществляться комплексно.
Литература
1. Электронный журнал «Педагогическое образование в современном мире» дайджест, лето-осень 2018, Казанский федеральный уни-
Leonova I.A., Izbranova O.A.
Astrakhan state University
The didactics of modern higher architectural education has changed in the direction of digitalization of the educational process. The formation of digital competencies has become a mandatory part of training process for future architects. Digital literacy allows to expand the possibilities of professional activity of an architect. Implementation of the task to provide future architects with digital literacy requires a certain qualification of the University's research and teaching staff. In the modern educational process where the teacher plays an important role, the didactic triangle 'teacher-student-content' has transformed into a tetrahedron 'teacher-student-content -information technology'. Therefore, there is question how to retrain scientists and teachers so they are capable of using various digital platforms for educational process implenetation. Remote work during the pandemic allowed to understand the teachers capabilities and resources of ASU Architecture and Design faculty. The analysis showed that the combination of distance learning with full-time education is the most acceptable for higher architecture education, since not all disciplines in this particular case can be transferred to online teaching.
Keywords: didactics, information technologies, digital platforms, modeling, higher architectural education, modern generation.
References
1. Electronic magazine "Pedagogical education in the modern world" digest, summer-autumn 2018, Kazan Federal Univer-
C3
о
CO "O
1=1 А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со
sity+Yelabuga Institute - P. 7-8 - access mode: https://new-tonew.com/tech/nelzya-prosto-vzyat-i-ocifrovat, free (date accessed 27.09.2020)
2. Digital literacy is a key skill of a person. [Electronic resource] -access mode: https://www.e-xecutive.ru/education/glavy-iz-knig/1990928-tsifrovaya-gramotnost-glavnyi-navyk-cheloveka, free (date accessed 27.09.2020)
3. Gladylina I. P., Kadyrov N.N., Stroganova E.V. Digital literacy and digital competencies as a factor of professional success // Innovations and investments - Moscow: OOO "Rusyns", № 5, 2019 - P. 62-64
4. Formation of digital literacy of students: Methodological recommendations for educational workers of the Federal project "Dig-
ital educational environment" in the framework / Author-comp. M.V. Kuzmina and other. - Kirov: IRO of the Kirov region, 2019 - P. 47
5. Monakhov V. M., Tikhomirov S.A. Evolution of the learning methodological system // Yaroslavl pedagogical Bulletin: scientific journal. - Yaroslavl: RIO YAGPU, 2018 - no. 6 (105) -P. 76-88
6. Choshanov M.A. Didactics: a new look at learning theory in the digital age// Educational technologies and society: electronic journal, P. 684-695. Access mode: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/e-didaktika-novyy-vzglyad-na-teoriyu-obucheniya-v-epo-hu-tsifrovyh-tehnologiy, free (date accessed 27.09.2020)
o d
u
CM O)