"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
УДК 159.9
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-6-21-30
DIGITALIZATION AS A NEW DIRECTION IN EDUCATION SPHERE
Pashkin1 S.B., Lisovskaia1 N. B., Pchelkin2 V.O., Sarkisova2E.A.
1 Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russian Federation 2Military Institute (Engineering) of Military Academy of Logistics named after Army General A. Khruleva, Saint-Petersburg, Russian Federation
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Пашкин1 С.Б., Лисовская1 Н.Б., Пчелкин2 В.О., Саркисова2 Е.А.
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
2Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени А.В. Хрулева, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Abstract. The digitalization of education is a powerful trend in terms of reforming and modernizing the global educational environment. The Education Development Strategy for the EU 2020, adopted in 2014, is focused on digital technologies. This strategy is part of a comprehensive strategic concept for digital education called "Touch the Future, " developed on the basis of the EU government document DigEduPol. The main goal is to integrate digital technologies into the educational process, so that they go hand in hand with the teaching of certain subjects and with the process of school education in general. Digital technologies should not only help students learn certain facts, but also increase their competence, develop logical thinking and communication skills. The article analyzes the advantages and disadvantages of using digital technology in education. It also looks at how different countries use EdTech (including online learning, radio, television, text messaging) to support access to distance learning during the COVID-19 pandemic. The results of an online survey in which 1795 students of The Herzen State Pedagogical University of Russia. An online survey found out what resource's students use during distance learning. The survey results showed that students actively use scientific literature on the subject - 78.8%; training videos on YouTube - 69.7%; 39.9% domestic and foreign 27.9% online courses; video lectures -66.3%. At the same time, 64.2% ofstudents said they did not use and did not want to use online and domestic courses in the future. Computer technology is becoming more useful and cost-effective in many areas of teaching. Nevertheless, only the teacher can determine whether these methods will be effective in each case. The technology complements, but does not fundamentally change the learning process. For any innovation, the human factor is key. The consequences of the introduction of new teaching materials can be tangible only if the content and forms of the teacher are reviewed. Technological advances in the informatization of education
Аннотация. Цифровизация образования является мощной тенденцией в плане реформирования и модернизации глобальной образовательной среды. Стратегия развития образования в ЕС-2020, принятая в 2014 году, ориентирована на цифровые технологии. Эта стратегия является частью комплексной стратегической концепции цифрового образования под названием «Touch будущее», разработанной на основе правительственного документа ЕС «DigEduPol». Основная цель заключается в интегрировании цифровых технологий в учебный процесс, чтобы они шли рука об руку с преподаванием определенных предметов и с процессом школьного образования в целом. Цифровые технологии должны не только помочь студентам узнать определенные факты, но и также повысить свою компетентность, развить логическое мышление и навыки общения. В статье проводится анализ преимуществ и недостатков использования цифровых технологий в образовании. Также в статье рассматривается, как различные страны используют EdTech (включая онлайн-обучение, радио, телевидение, текстовые сообщения) для поддержки доступа к дистанционному обучению во время пандемии COVID-19. Приводятся результаты онлайн опроса, в котором приняло участие 1795 студентов РГПУ им. А.И. Герцена. В ходе онлайн опроса было установлено, какие ресурсы используют студенты в ходе прохождения дистанционного обучения. Результаты опроса показали, что студенты активно используют научную литературу по предмету - 78,8%; обучающие видео на YouTube - 69,7%; отечественные 39,9% и зарубежные 27,9% онлайн курсы; видеолекции - 66,3 %. В то же время 64,2% студентов заявили, что не используют и не хотят использовать в будущем отечественные и зарубежные онлайн курсы. Компьютер-
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
open up new prospects for increasing the accessibility, effectiveness and quality of education. Progress in one area usually poses new challenges in related fields: only a systematic and coordinated development of technology, pedagogy and education management can guarantee success.
Keywords: Computer technology, digitalization, digital technology, online survey, distance learning
ные технологии становятся более полезными и экономически эффективными во многих областях преподавания. И все же только преподаватель можете определить, окажутся ли эти методы эффективными в каждом конкретном случае. Технология дополняет, но принципиально не изменяет процесс обучения. Для любого новшества человеческий фактор является ключевым. Последствия внедрения новых учебных материалов могут быть ощутимыми только в случае пересмотра содержания и форм работы преподавателя. Технологические достижения в информатизации образования открывают новые перспективы для повышения доступности, эффективности и качества образования. Прогресс в одной области обычно ставит новые задачи в смежных областях: только систематическое и скоординированное развитие технологий, педагогики и управления образованием может гарантировать успех.
Ключевые слова: Компьютерные технологии, цифро-визация, цифровые технологии, онлайн опрос, дистанционное обучение.
REFERENCES
[1]. Message from the President to the Federal Assembly on March 1, 2018.URL: http:// krem-lin.ru/events/president/news/56957 (accessed 30.04.2020)
[2]. Concept of Creation and Development of Information and Educational Environment of Open Education System of the Russian Federation. Available at: http://do.sgu.ru/conc. html (accessed 30.04.2020)
[3 ]. Proj ect Modern Digital Educational Environment in the Russian Federation URL: http://neorusedu.ru/(accessed 30.04.2020)
[4]. Poore, М. Using Social Media in the Classroom - Sage, England, 2012.
[5]. Europe 2020-Europes growth strategy http://ec.europa.eu/europe 2020/ index_en. (accessed 30.04.2020)
[6]. Guclu, M. University Students' Computer Skills: A Comparative Analysis. //The Turkish Online Journal of Educational Technology -2010, - Vol. 9 Issue 2.
[7]. Pashkin S.B., Lisovskaya N.B. Success factors for the adaptation of foreign students to study at a Russian university // In the collection: Professional education, science and innovation in the 21st century, a collection of works of the 12th St. Petersburg Congress. 2018. Р. 189-191.
[8]. Klochkova, E.N., Sadovnikova, N.A. Transformation of education in the context of digi-talization. // Open education. - 2019. -23(4):13-22. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-4-13-22(accessed 30.04.2020)
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК
[1]. Послание Президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 года. URL: http:// krem-lin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 29.04.2020).
[2]. Концепция создания и развития информационно-образовательной среды Открытого Образования системы образования РФ. URL: http://do.sgu.ru/conc.html (дата обращения 30.04.2020)
[3]. Проект Современная цифровая образовательная среда в РФ URL: http://neorusedu.ru/ (дата обращения: 29.04.2020).
[4]. Poore, М. Using Social Media in the Classroom - Sage, England, 2012.
[5]. Europe 2020-Europes growth strategy http://ec.europa.eu/europe 2020/ index_en. (дата обращения 30.04.2020)
[6]. Guclu, M. University Students' Computer Skills: A Comparative Analysis. //The Turkish Online Journal of Educational Technology -2010, - Vol. 9 Issue 2.
[7]. Пашкин С.Б., Лисовская Н.Б. Факторы успешности адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе // В сборнике: Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке сборник трудов XII Санкт-Петербургского конгресса. 2018. С. 189-191.
[8]. Клочкова, E.K, Садовникова, Н.А. Трансформация образования в условиях цифрови-зации. // Открытое образование. -2019.-23(4):13-22. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-4-13-22(дата обращения 30.04.2020)
[9]. Educ.ar - educational portal of the Ministry of Education of Argentina
Э-
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
[9]. Educ. ar - educational portal of the Ministry of Education of Argentina
https://www.educ.ar/(accessed 30.04.2020)
[10]. Eduthek Federal Ministry of Education Of Austria https://eduthek.at/schulmaterial-ien(accessed 30.04.2020)
[11]. Seoul National University http://ocw.snu. ac .kr/( accessed 30.04.2020)
[12]. Angeli, C. Transforming a teacher education method course through technology: effects on pre-service teachers' technology competency. Computers & Education 45.-2005. P. 383398.
[13]. Gurakov, A.V. Technology e-learning [Electronic resource]: a tutorial. A.V. Gurakov [et al.]. Electron. text data. // Tomsk: Tomsk State University of Control Systems and Ra-dioelectronics.- 2016.68 p. - Access mode:http:www.iprbookshop.ru/72196.html. (accessed 30.04.2020)
[14]. Skurihina, YU.A. Information and educational environment of an educational organization: from technical means to pedagogical technology. Information educational environment of an educational organization as a resource for improving technologies for the implementation of GEF: materials of the Interregional Scientific and Practical Conference. September 14, 2017.- Lipeck: GAUDPO LO «IRO». - Р. 13-16.
https://www.educ.ar/(дата обращения
30.04.2020)
10]. Eduthek Federal Ministry of Education Of Austria https://eduthek. at/schulmateriahen(дата обращения 30.04.2020)
11]. Seoul National University http://ocw.snu.ac.kr/(дата обращения 30.04.2020)
12]. Angeli, C. Transforming a teacher education method course through technology: effects on pre-service teachers' technology competency. Computers & Education 45-2005. P. 383-398.
13]. Гураков, А.В. Технологии электронного обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие. А.В. Гураков [и др.]. Электрон. текстовые данные. // Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. 2016. 68 с. - Режим доступа: http: www.iprbookshop.ru/72196.html. (дата обращения 30.04.2020)
14]. Скурихина, Ю.А. Информационно-образовательная среда образовательной организации: от технических средств к педагогической технологии. Информационная образовательная среда образовательной организации как ресурс совершенствования технологий реализации ФГОС: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. 14 сентября 2017 года. - Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО». 2017. С. 13-16.
Author Contributions. Pashkin S.B.- research concept and design; Lisovskaia N. B. - literature review, writing a text; Pchelkin V.O.- collection and processing of materials; Sarkisova E.A.- collection and processing of materials.
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.
Pashkin S.B. - SPIN ID: 7635-9453; ORCID ID 00000001-8791-3029
Research interests, number of main publications: research and development of the cognitive sphere of a studying university, more than 200 publications were published, 3 in WoS, 14 in the Higher Attestation Commission and 30 in conference proceedings.
Lisovskaia N.B.- SPIN ID: 3966-7866; ORCID ID 00000001-6507-7680
Research interests, number of main publications: psychology of professional activity, psychology of professional formation and development, more than 130 publications were published, 26 in the Higher Attestation Commission and more than 30 in conference proceedings.
Pchelkin V.O.- SPIN ID: 9523-7133; ORCID ID 00000001-8288-3967
Research interests, number of main publications: research and development of the cognitive sphere of a studying military engineering university, more than 6 publications were published, 3 in conference proceedings._
Вклад авторов. Пашкин С.Б. - концепция и дизайн исследования; Лисовская Н.Б. - обзор литературы, написание текста; Пчелкин В. О.- сбор и обработка материалов; Саркисова Е.А.- сбор и обработка материалов.
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Пашкин С. Б. - БРШ-код: 7635-9453; ORCID Ю 0000-0001-8791-3029
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: исследование и развитие когнитивной сферы обучающегося вуза, опубликованы более 200 публикаций из них 3 в WoS, 14 в ВАК и 30 в материалах конференций.
Лисовская Н.Б.- БРШ-код: 3966-7866; ORCID Ю 0000-0001-6507-7680
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: психология профессиональной деятельности, психология профессионального становления и развития, опубликованы более 130 публикаций из них 26 в ВАК и более 30 в материалах конференций.
Пчелкин В.О. - БРШ-код: 9523-7133; ORCID Ю 0000-0001-8288-3967
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: исследование и развитие когни-
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
Sarkisova E.A. - SPIN ID: 7243-3134; ORCID ID 0000-0002-0910-416X
Research interests, number of main publications: research and development of the cognitive sphere of a studying military engineering university, more than 8 publications were published, 1 in conference proceedings.
тивной сферы обучающегося военного инженерного вуза, опубликованы более 6 публикаций из них 3 в материалах конференций.
Саркисова Е.А. - БРШ-код: 7243-3134; ОКСЮ Ю 0000-0002-0910-416Х
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: исследование и развитие когнитивной сферы обучающегося военного инженерного вуза, опубликованы более 8 публикаций из них 1 в материалах конференций.
Введение. Реализация цифровых технологий не обошла стороной и сферу образования. 1 марта 2018 года Президент России Владимир Владимирович Путин выступил с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию: «С помощью передовых телекоммуникаций мы откроем нашим гражданам все возможности цифрового мира. И это не только современные сервисы, онлайн-образование, телемедицина, что само по себе крайне важно, мы с вами это понимаем... Для нашей огромной по территории страны такое объединение талантов, компетенций, идей — это колоссальный прорывной ресурс» [1].
Цифровизация образования является мощной тенденцией в плане реформирования и модернизации глобальной образовательной среды [2,3]. Цифровизация означает преобразование всех типов информации (тексты, звуки, изображения, видео и другие данные из различных источников) на цифровой язык. Обсуждая феномен цифровизации, следует отметить, что различные аналитики и эксперты (в основном британские, в том числе Тим Бернерс-Ли - один из изобретателей мира Wide Web рассматривают переход процесса обучения в цифровую среду как поворотный момент в истории образования» [4]. Предполагается, что Великобритания первой в мире введет обязательную разработку программного обеспечения и ИТ-образование в программе для школьников в возрасте 5 - 16 лет в 2015 году.
Заявленный подход был принят Европейским Союзом. Стратегия развития образования в ЕС-2020, принятая в 2014 году, ориентирована на цифровые технологии» [5]. Эта стратегия является частью комплексной стратегической концепции цифрового образования под названием «Touch будущее», разработанной на основе правительственного документа ЕС «DigEduPol». Основная цель заключается в интегрировании цифровых технологий в учебный процесс, чтобы они шли рука об руку с преподаванием определенных предметов и с процессом школьного образования в целом. Цифровые технологии должны не только помочь студентам узнать определенные факты, но и также повысить свою компетентность, развить логическое мышление и навыки общения.
Цель настоящего исследования - проанализировать преимущества и недостатки использования цифровых технологий в образовании. Рассмотреть, как различные страны используют EdTech для поддержки доступа к дистанционному обучению во время пандемии COVID-19.
Материалы и методы. Онлайн опрос, в котором приняло участие 1795 студентов РГПУ им. А.И. Герцена, целью которого явилось установление того, какие ресурсы используют студенты в ходе прохождения дистанционного обучения.
Вопросы использования цифровых технологий в образовании, факторы успешности адаптации к обучению в вузе, проблемы качества подготовки специалистов с помощью дистанционного обучения активно обсуждаются в научном сообществе [6,7,8]. Дистанционное
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание" | , 22\N 6
nttps://e-pubmed. or
обучение, основанное на новых возможностях цифровых технологий, является отдельной тенденцией в условиях цифровизации образования. Одно из основных преимуществ интеграции цифровых технологий в образовательный процесс заключается в том, что учитель может практически контролировать эффективность учебного процесса, качество усвоения учебного материала, время, затрачиваемое студентом на решение определенной задачи, уровень понимания новой информации и т. д., в то время как традиционные методы контроля обеспечивают «грубую» оценку эффективности (например, на основе итоговых оценок). Цифровые технологии помогают учителям сократить бумажную работу: тетради и отчеты заменены ноутбуками или планшетами со всей необходимой академической информацией. Домашние задания студентов, за исключением случаев, когда требуются специальные рекомендации учителя, могут автоматически контролироваться программными средствами.
Студенты также получают очевидные преимущества. Современные цифровые технологии позволяют работать над любой задачей или проектом в группе, обмениваться мнениями и идеями с одноклассниками и преподавателем, выстраивать собственный жизненный путь и достигать лучших результатов в более короткие сроки.
Такие устройства как интерактивные планшеты для презентаций, семинаров и конференций позволяют представлять информацию более широкой аудитории, так же как технология трехмерного моделирования позволяет визуализировать любую идею графическим представлением в 2D плоскости, помогая решать задачи творческим и неформальным способом. По мнению ряда ученых, в самое ближайшее время цифровой формат избавит от необходимости рукописного ввода лекции, когда каждый студент получит все материалы и сможет обработать их в режиме реального времени и работая в интерактивном режиме. Все тексты будут доступны онлайн и будут храниться в цифровом «облаке» (альтернатива Apple iCloud), которое практически исключит любые негативные последствия, связанные с отсутствием в школе.
Платформа Facebook также может служить примером онлайн среды, в которой пользователи могут создать личный профиль, загрузить изображения, видео и текст, создавать обновления статуса и использовать их инструменты для поддержания социальной сети. Многие из преимуществ ведения блога в равной степени применимы и к использованию таких социальных сетей как Facebook. Во многом Facebook можно рассматривать как виртуальное обучение, среду с большей частью той же функциональности, хотя и более открытой и в которой преподавательский состав имеет гораздо меньше контроля.
Далее рассмотрим некоторые из дополнительных преимуществ социальных сетей. Эти среды часто очень знакомы студентам - во многих случаях студенты уже будут иметь учетную запись. Это означает, что доступ и возможность использования инструмента имеет меньше барьеров для обучения. Платформы для социальных сетей предназначены для привлечения целевой аудитории. Они представляют собой богатую среду для поддержки дистанционного обучения. Платформы социальных сетей очень полезны для выхода за пределы учреждения, например, для поддержки межуниверситетского или международного проекта. Учитывая популярность платформ социальных сетей, есть вероятность, что платформа, на которой уже есть особые группы интересов, связанные с определенными темами, к которым могут присоединиться студенты.
Несмотря на преимущества, ряд важных факторов должны быть приняты во внимание, прежде чем приступить к использованию социальных сетей:
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание" | , 22\N 6
https://e-pubmed. or
1) Риск киберзапугивания - персонал должен знать о рисках, а студенты должны быть обученным тому, как защитить себя.
2) Конфиденциальность личных данных учащихся - опять же, персонал должен осознавать риски и студенты должны пройти соответствующее обучение, чтобы защитить себя.
3) Конфиденциальность учителей - преподаватели должны быть осторожны при защите своих конфиденциальных данных. Одним из методов является создание «профессиональной» персоны в социальных сетях это используется только для учебного контекста.
4) Публичный характер постов - пользователи социальных сетей должны понимать, что все, что они публикуют в Интернете, может быть общедоступным навсегда.
Несмотря на возможные риски, социальные сети уже являются важной частью социального и профессионального взаимодействия.
Далее рассмотрим, как различные страны используют EdTech (включая онлайн-обуче-ние, радио, телевидение, текстовые сообщения) для поддержки доступа к дистанционному обучению во время пандемии COVID-19. Всемирный банк активно сотрудничает с министерствами образования в десятках стран в поддержку их усилий по использованию всевозможных образовательных технологий для предоставления студентам возможности дистанционного обучения, когда школы закрыты в результате пандемии COVID-19, и находится в активном диалоге с десятками других. В поддержку этой работы Всемирный банк каталогизирует новые подходы по странам во внутренней базе данных.
Educ.ar является образовательным порталом Министерства образования Аргентины, целью которого является предоставление курируемых цифровых ресурсов для учителей, администраторов, студентов и семей. Программа «Seguimos Educando», разработанная Министерством образования и Секретариатом средств массовой информации и общественных коммуникаций, начала транслировать образовательный контент с 1 апреля 2020 года. Seguimos Educando вещает 14 часов в день телевизионного контента и 7 часов в день радиоконтента специально изготовлено для учащихся в результате закрытия школ. Как для радио, так и для телевидения в каждом уроке будет присутствовать преподаватель и дирижер (журналист, художник, ученый), а также будет распространяться учебный материал. Телевизионные программы впервые транслируются на государственных каналах, а также на частных, провинциальных, университетских, кооперативных и общественных каналах. «Радио Националь» и его 49 дочерних компаний по всей стране ежедневно транслируют 7 программ продолжительностью 1 час каждая. Для студентов, не имеющих доступа к технологиям или подключению, эти телевизионные и радиопрограммы дополняются «записными книжками», заполненными учебными ресурсами, которые были доставлены в дома этих студентов. Для этой цели было разработано 9 тетрадей: 2 тетради для начального уровня, 4 для начального уровня, 2 для среднего уровня и один для семьи. Программа также предоставляет коллекцию цифровых образовательных материалов и ресурсов по требованию на веб-сайте Educ.ar в разделе «Seguimos Educando». Seguimos Educando («продолжая обучать») организован по уровню образования и предметной области. Платформа включает в себя ресурсы для самообучения, предложения для семей и учителей, фильмы, интервью, образовательные и коммуникационные предложения через социальные сети и инструменты для видеоконференций, повестки дня для онлайн-меро-приятий, а также предложения для свободного времени для студентов. На веб-сайте есть раздел под названием «класс дня», в котором содержится подробное ежедневное предложение об
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание" | , 2020' 22\N 6
nttps://e-pubmed. or
обучении учащихся в сочетании с образовательной телевизионной программой и серией печатных тетрадей. В нем также есть раздел о виртуальной реальности, который предоставляет коллекцию видео в формате 360 нацеленную на то, чтобы пользователь мог погрузиться в образовательный процесс. Чтобы гарантировать, что закрытие школ не усугубит неравенство в доступе к этим учебным ресурсам, Аргентина выставила нулевой рейтинг своему образовательному порталу Educ.ar. «Благодаря ENACOM телефонные компании гарантировали, что просмотр цифровой платформы будет бесплатным, она не будет потреблять данные», - сказал министр образования [10].
В Австрии большое количество предложений контента было собрано на веб-сайте Министерства образования [11]. Используются учебные платформы, такие как Moodle и LMS, а также облачные решения таких компаний, как Microsoft и Google. Контентная платформа Eduthek, разработанная министерством, предлагает учебные и учебные материалы от внешних поставщиков для детей и школьников всех уровней, чтобы они могли практиковаться дома и углублять свои знания. В настоящее время многие издатели и провайдеры из школьных учебников предлагают часть своего контента бесплатно.
С 18 марта 2020 года государственная телевизионная станция ORF 1 предлагает специальную образовательную программу для учащихся всех уровней школы. Каждое утро с 6 до 9 утра транслируется программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста. После этого трехчасовая программа «ORF-1-Freistunde» предлагает образовательную программу для учащихся в возрасте от 10 лет. Демонстрируются документальные фильмы, информационные сегменты и пояснительные видеоролики, а также формат новостей, специально разработанный для этой целевой группы. Студенты могут выразить свои вопросы и потребности и внести свой вклад с помощью видео и сообщений. Программы также предлагаются в «Медиатеке» на время закрытия школы.
Основываясь на опыте первых двух недель закрытия школ, министерство образовании Австрии предприняло дополнительные усилия для повышения эффективности услуг цифровой среды обучения. В настоящее время министерство работает над концепцией дистанционного обучения и над концепцией портала услуг дистанционного обучения в качестве единой точки входа для учителей и руководителей школ.
Существуют также региональные инициативы: в настоящее время город Вена предлагает бесплатную учебную инициативу «Поддержка 2.0» для детей в возрасте от 10 до 14 лет, включающую дополнительную поддержку по немецкому языку, математике и английскому языку для младших классов средней школы.
В период пандемии со школьными психологами можно связаться по телефону или электронной почте. В настоящее время психологическое консультирование также доступно в вечерние часы и в выходные дни. Есть также консультационные услуги (на 23 разных языках!) для людей, которые не говорят по-немецки.
Правительство Кореи и министерство образования (МО) перенесли дату начала национального весеннего семестра 2020 года с марта на апрель 2020 года. Минздрав инвестировал 250 млн. долл. США для решения проблемы воздействия COVID-19 на образование. Это примерно на 4% больше по сравнению с общим бюджетом на образование в 2020 году. Чрезвычайный бюджет будет использоваться для поддержки онлайн-образовательных платформ, вебсайтов общественного образования с нулевым рейтингом, расширения внешкольных услуг,
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание" | , 202°' Vok 22\N 6
https://e-pubmed. or
приобретения необходимого медицинского оборудования для учителей и учащихся и так далее [12].
Правительство поддерживает стоимость сетевых операторов с нулевым рейтингом для всех учащихся до конца мая. Это применимо для Корейской образовательной вещательной системы (EBS) и всех общедоступных образовательных услуг и систем, предоставляемых Корейской информационной образовательной службой (КЕЯЛБ). В то время как EBS предоставляет большую часть своего онлайн-контента в видеоформате, KERIS предоставляет услуги цифрового учебника (для общественных наук, математики и естественных наук для 3-9 классов). Он также предоставляет онлайновые учебно-обучающие платформы, такие как услуги киберобучения Wedorang и e-Hakseupteo, где учителя могут создавать онлайн-классы и публиковать онлайн-задания, опросы и групповые службы мгновенных сообщений для обсуждений в открытом классе, а также отслеживать прогресс в обучении студентов. Студенты могут получить бесплатный доступ к веб-сайтам с нулевым рейтингом, подав заявку через один из 3 основных операторов связи ^КТ, КТ и LGU +).
Доступность бесплатных онлайн-курсов расширится для учащихся средних и старших классов; каталог курсов будет расширен за счет включения учебной программы на иностранных языках и гуманитарных наук, предоставленной корейским EBS, которая в настоящее время доступна только для основных предметов учебной программы. Министерство науки и информационных технологий (MSIT) в сотрудничестве с министерством образования и министерством по делам женщин и семьи создает новые онлайновые учебные веб-сайты для научных экспериментов в области 3D и обучения программному кодированию. Образовательные телевизионные и радиопрограммы транслируются по телевидению, а также размещаются на веб-сайте EBS, на котором также отображаются все расписания передач.
В России онлайн-платформы такие как, русская онлайн-школа, Yandex.textbook, Teach.ru и Yaklass, доступны для учителей, учеников и родителей. Российские ИТ-компании также поддерживают российскую систему образования. Например, Mail.ru предоставляет доступ к своей платформе для онлайн-обучения, Яндекс предоставляет видео уроки для школьников 5-11 классов, а GeekBrains предоставляет бесплатный доступ к своим курсам программирования.
Министерство просвещения РФ разработало руководство по внедрению технологий дистанционного обучения на всех уровнях образования. Оно также открыло горячую линию для поддержки региональных министерств, школ и высших учебных заведений в организации дистанционного обучения. Кроме того, были предоставлены руководящие указания, а также специальные указания для руководителей и сотрудников учебных заведений о том, как справиться с пандемией на психологическом уровне.
В Министерстве науки и высшего образования была создана рабочая группа, которая поможет высшим учебным заведениям организовать дистанционное обучение. К настоящему времени все университеты, подчиняющиеся федеральному министерству (248), и почти 70% всех российских вузов перевели учебный процесс в онлайн-режим, запущенный в Instagram. С помощью хэштега «# универдома» в Instagram студенты и сотрудники университета делятся своими идеями по адаптации к новой среде онлайн-обучения.
Министерство регулярно проводит онлайн-трансляции на канале YouTube и организует вебинары для университетов. С целью методической поддержки министерство также создало горячую линию и веб-сайт для университетов («Продолжай учиться, продолжай учить») и
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
опубликовало список доступных бесплатных онлайн-курсов на своем веб-сайте. Университет 2035 (онлайн-платформа, созданная Агентством стратегических инициатив) также будет оказывать методическую поддержку университетам. Университеты делятся опытом онлайн-обу-чения на канале Scienpolicy Telegram. В настоящее время министерство экспериментально вводит новую услугу для выпускников школ, чтобы они могли подавать заявки на участие в университетских программах через Интернет, используя государственный портал Госуслуги.
Результаты и обсуждение. В ходе онлайн опроса, в котором приняло участие 1795 студентов РГПУ им. А.И. Герцена, было установлено, какие ресурсы используют студенты в ходе прохождения дистанционного обучения. Результаты опроса представлены в таблице 1. Результаты опроса показали, что студенты активно используют научную литературу по предмету - 78,8%; обучающие видео на УоиТиЬе - 69,7%; отечественные 39,9% и зарубежные 27,9% онлайн курсы; видеолекции - 66,3 %. В то же время 64,2% студентов заявили, что не используют и не хотят использовать в будущем отечественные и зарубежные онлайн курсы (табл.1).
Таблица 1
Ресурсы, используемые студентами в процессе дистанционного обучения
Использую, по совету преподавателя Использую самостоятельно Не использую, но хочу попробовать Не использую и не хочу
1.Отечественные онлайн курсы (Открытое образование) 17,8 22,1 28,3 31,8
2.Зарубежные онлайн курсы (Stepik, Coursera) 9,3 18,6 39,7 32,4
3. Видеолекции 31,6 34,7 18,9 14,8
4.Обучающие видео на YouTube 19,6 50,1 15,4 14,9
5. Подкасты 8,4 27,1 27,1 37,4
б.Научно-популярная литература по предмету 35,4 37,4 13,9 13,3
7.Интерактивные программы по предметам 20,9 19,3 34,4 25,3
8.Научная литература по предмету 49,9 28,9 9,4 11,9
Table 1
Resources used by students in distance learning
I use on the ad- I use it I do not use, but I do not use and
vice of a teacher myself I want to try do not want
1.Domestic online courses (Open Educa- 17,8 22,1 28,3 31,8
tion)
2.Foreign online courses (Stepik, Coursera) 9,3 18,6 39,7 32,4
3.Video lectures 31,6 34,7 18,9 14,8
4. Educational videos on YouTube 19,6 50,1 15,4 14,9
5. Podcasts 8,4 27,1 27,1 37,4
6.Popular science literature on the subject 35,4 37,4 13,9 13,3
7. Interactive subject programs 20,9 19,3 34,4 25,3
8.Scientific literature on the subject 49,9 28,9 9,4 11,9
Таким образом, несмотря на то, что в отечественной и зарубежной научной и образовательной среде в последние годы активно обсуждается смешанное обучение, сочетающее
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
традиционное очное и онлайн- и офлайн-обучение, традиционному обучению отдается приоритет, дистанционное обучение - скорее вынужденный вариант [12,13,14]. Для педагогического образования возможен только смешанный вариант, т. к. работе с людьми (детьми) невозможно научиться дистанционно, даже с помощью телекоммуникационных сетей.
Выводы. Компьютерные технологии становятся более полезными и экономически эффективными во многих областях преподавания. И все же только преподаватель можете определить, окажутся ли эти методы эффективными в каждом конкретном случае. Технология дополняет, но принципиально не изменяет процесс обучения.
Интерактивные мультимедийные интернет-ресурсы нового поколения открывают возможности для индивидуальной образовательной деятельности. Однако значительное увеличение веса «домашней работы», обеспечиваемой с помощью новых электронных образовательных продуктов, приводит к трансформации на всех уровнях учебного процесса. Для любого новшества человеческий фактор является ключевым. Последствия внедрения новых учебных материалов могут быть ощутимыми только в случае пересмотра содержания и форм работы преподавателя. Технологические достижения в информатизации образования открывают новые перспективы для повышения доступности, эффективности и качества образования. Прогресс в одной области обычно ставит новые задачи в смежных областях: только систематическое и скоординированное развитие технологий, педагогики и управления образованием может гарантировать успех.
Ответственный за переписку: Пашкин Сергей Борисович — доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии профессиональной деятельности, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, E-mail: sergejjpashkin@mail.ru
Corresponding Author: Pashkin Sergey Borisovich - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Psychology of Professional Activities, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russian Federation, E-mail: sergejjpashkin@mail.ru