УДК 378:004.9 ББК 74.480 И 66
С.В. Кононова
Кафедра психологии, образования и педагогических наук, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, Россия; E-mail: [email protected]
А.С. Балык
Кафедра психологии, образования и педагогических наук, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, Россия; E-mail: [email protected]
Е.Н. Семкина
Кафедра психологии, образования и педагогических наук, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, Россия; E-mail: [email protected]
Е.Н. Сорокина
Кафедра профессионального обучения, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, Россия; E-mail: [email protected]
Г.А. Лундина
Кафедра профессионального обучения, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, Россия; E-mail: lundina2014@ yandex.ru
ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
(Рецензирована)
Аннотация. Процессы информатизации и цифровизации системы образования в Российской Федерации являются неотъемлемыми элементами инновационной деятельности учреждений системы непрерывного образования. В статье рассматриваются проблемы осуществления образовательной деятельности вуза в условиях цифровой трансформации системы образования и внедрения дистанционных форм обучения. Рассмотрены новые требования современной действительности, вызывающие необходимость актуализации инновационной деятельности преподавателей вуза к профессиональной подготовке студентов. Авторы анализируют факторы, способствующие внедрению информационных и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс вуза. Выявлены социально-экономические предпосылки внедрения, достоинства и недостатки дистанционного обучения в высшей школе. Приведены данные анализа результатов анонимного анкетирования обучающихся 1-4 курсов и профессорско-преподавательского состава ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» г. Невинномысска, позволяющие выявить причины возникновения трудностей в процессе профессиональной деятельности преподавателей и образовательной деятельности обучающихся в условиях дистанционного обучения. Показано, что переход высшего образования в цифровую среду влечет за собой пересмотр общей дидактической системы вуза, ее методов и приемов обучения.
Установлено, что создание цифровой образовательной среды позволит студенту полноценно реализовать собственный личный потенциал, ориентируясь не на социальный статус, а на общекультурные и цифровые компетенции, формирующиеся на протяжении обучения в вузе. В результате этого создаются предпосылки для эффективного прогнозирования кардинальных изменений ментальности субъектов образования, что отразится в подходах к оцениванию смысла и объективности результатов учебной деятельности. В заключение формулируется вывод о том, что инновационная направленность цифровой трансформации образовательной деятельности вуза представляет собой не отдельные явления, а систему, определяющую вектор развития образовательного пространства высшей школы.
Ключевые слова: педагогические инновации, цифровая образовательная среда, трансформация методов обучения, компетенции, дистанционное обучение, цифровая компетентность, цифровизация образования.
S.V. Kononova
Department of Psychology, Education and Pedagogical Sciences, Nevinnomyssk State Institute of Humanities and Technology, Nevinnomyssk, Russia; E-mail: [email protected]
A.S. Balyk
Department of Psychology, Education and Pedagogical Sciences, Nevinnomyssk State Institute of Humanities and Technology, Nevinnomyssk, Russia; E-mail: [email protected]
E.N. Semkina
Department of Psychology, Education and Pedagogical Sciences, Nevinnomyssk State Institute of Humanities and Technology, Nevinnomyssk, Russia; E-mail: [email protected]
E.N. Sorokina
Department of Professional Training, Nevinnomyssk State Institute of Humanities and Technology, Nevinnomyssk, Russia; E-mail: elenasorokin@ yandex.ru
G.A. Lundina
Department of Professional Training, Nevinnomyssk State Institute of Humanities and Technology, Nevinnomyssk, Russia; E-mail: lundina2014@ yandex.ru
INNOVATION DIGITAL TRANSFORMATION OF THE UNIVERSITY EDUCATIONAL ACTIVITY
Abstract. The processes of informatization and digitalization of the education system in the Russian Federation are integral elements of the innovation activities of institutions of continuing education. The article deals with the problems of carrying out educational activities of the university in the conditions of digital transformation of the education system and the introduction of distance learning. The publication discusses new challenges of modern reality, demanding the actualization of innovation activity of university teachers in students professional training. The authors analyze factors contributing to the introduction of information and distance educational technologies in the educational process of the university. The article identifies socio-economic prerequisites for the introduction, advantages and disadvantages of distance education in higher educational institution. The publication provides data on analysis of results of anonymous questionnaire of first-fourth-year students and faculty from Nevinnomyssk State Institute of Humanities and Technology, which make it possible to identify the reasons of difficulties in the process of professional activity of teachers and educational activities of students in
conditions of distance learning. The study shows that the transition of higher education to the digital environment entails a revision of the general didactic system of the university, its methods and teaching techniques. It has been established that the creation of a digital educational environment will allow the student to fully realize his own personal potential, focusing not on social status, but on general cultural and digital competencies formed during his studies at the university. As a result, prerequisites are created for effective forecasting fundamental changes in the mentality of students, which will be reflected in approaches to assessing the meaning and objectivity of educational results. It is concluded that the innovative orientation of the digital transformation of the educational activity of the university is not separate phenomena, but a system that determines the vector of development of the educational space of higher education.
Keywords: pedagogical innovations, digital educational environment, transformation of teaching methods, competencies, distance learning, digital competence, digitalization of education.
По мнению ряда ученых, внедрение инновационного подхода в систему высшего профессионального образования является необходимостью, которая обусловлена многими факторами: быстрым устареваним знаний; активной информатизацией и цифровиза-цией общества; регулярным усовершенствованием содержания преподаваемых дисциплин; интенсивным внедрением в образовательный процесс результатов научно-исследовательских работ [1, 2]. В.А. Сластёнин и Л.С. Поды-мова инновациями в процессе обучения считают те элементы, которые обеспечивают трансформацию характера познавательной деятельности, меняют стиль мышления, формируют необходимые компетенции, развивают качества личности. Ориентация на применение инновационных технологий обучения способствует разработке и внедрению новейших учебных средств обучения, повышает мотивацию профессорско-преподавательского состава и уровень преподавания [3].
Инновационные трансформации и преобразования в системе высшего образования включают не только деятельность по информатизации и цифровизации, но и организацию центров по повышению квалификации профессионалов, востребованных на рынке занятости; осуществление прикладных научных
исследований как педагогами, так и студентами; регулярную аттестацию научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; популяризацию инновационной ориентации среди обучающихся [4].
Внедрение инновационных образовательных технологий в высшей школе предполагает изменение стиля мышления преподавателей, выступающих в качестве субъектов образовательной деятельности, развитие их психологической готовности к адекватному восприятию инноваций, к новым требованиям рынка труда и цифровой экономики. Инновационная направленность образовательной деятельности вуза предполагает способность вуза к интеграции различных образовательных программ к «экспорту» образовательных услуг. Её успешность во многом зависит от обеспеченности вуза компетентными педагогическими кадрами, способными самостоятельно разрабатывать и внедрять новые образовательные технологии, эффективно реализовывать содержание программ и методик, обеспечивающих достижение высоких результатов образовательной деятельности. Инновационная направленность вуза придаёт ему статус не только обучающей, но и непрерывно обучающейся организации, проводящей внутрикорпоративное повышение квалификации своих сотрудников
и реализующей передовой педагогический опыт.
Инновационная направленность образовательной деятельности вуза предполагает активное включение его сотрудников в процесс создания и развития цифровой образовательной среды на основе широкого внедрения цифровых образовательных технологий в образовательный процесс. Термин «цифровизация», применяемый сегодня к разным сферам социальной жизни, в широком смысле может трактоваться как новая фаза развития социума, а в узком - как цифровой способ связи, записи, передачи данных с помощью цифровых устройств, появился в связи с прорывным развитием информационно-коммуникационных технологий [5].
Цифровая трансформация в России охватывает соответствующие изменения в развитии материальной инфраструктуры системы образования. В этой связи организовываются образовательные центры, обеспеченные новейшими средствами связи и технологическими устройствами, позволяющими использовать цифровые образовательные ресурсы и материалы. Широко внедряются технологии, использующие искусственный интеллект, в том числе в системе образования, например, тестирование, онлайн-обучение, внедрение цифровых носителей информации. Таким образом, организации профессионального образования включаются в процесс создания и развития цифровой образовательной среды, предполагающей внедрение цифровых образовательных технологий в образовательный процесс в соответствии с потребностями рынка труда.
Каждая образовательная организация самостоятельного решает проблемы, возникающие в процессе цифровизации образовательной деятельности, при этом ответственность за то, как осуществляется образовательный процесс в конкретных
условиях, ложится на профессорско-преподавательский состав вуза. В результате разразившейся в начале 2020 года мировой пандемии короновируса в системе образования произошли вынужденные изменения. Затронули эти изменения и отечественную высшую школу, перешедшую в формат дистанционного обучения.
В частности, в Невинномысском государственном гуманитарно-техническом институте (НГГТИ) г. Невинномысска за первую неделю осуществления дистанционного обучения (апрель 2020 года) были проведены следующие мероприятия:
- разработан порядок работы обучающихся и перечень дисциплин в рамках онлайн-обучения;
- сформированы линии обратной связи с обучающимися и родителями по вопросам дистанционного обучения;
- организован анализ основных трудностей обучающихся и педагогов в онлайн-обучении;
- созданы групповые чаты для профессионального общения преподавателей;
- разработаны видеолекции, презентации, набор задач, тесты.
Психологической службой вуза в апреле - июне 2020 года было проведено анонимное анкетирование преподавателей и студентов с целью выяснения влияния дистанционных технологий на эффективность обучения. В результате выборочного опроса профессорско-преподавательского состава гуманитарного факультета вуза (20 человек) была выяснена значимость задач применения главных компонентов инновационных цифровых технологий: 52% преподавателей указывают главной задачей развитие исследовательских навыков; 23% - навыков информационно-поисковой культуры; 17% - развитие навыков коллективной и групповой работы, 8% - повышение навыков работы за компьютером.
В процессе преподавательской деятельности каждый педагог реализует конкретную обратную связь с обучающимся. В рамках дистанционного обучения возможность образовательного взаимодействия, как правило, сводится к переписке и изложении в письменном виде информации, доступной в удобное время для каждого участника образовательного процесса, независимо друг от друга.
Анкетирование обучающихся 1-4 курсов гуманитарного факультета НГГТИ (100 человек) выявило нарастающий рост тревожности в процессе дистанционного обучения. Это связано с несколькими факторами:
- преподаватели, осваивая средства онлайн-обучения, осознавали возможные масштабы обмана, списывания со стороны недобросовестных обучающихся и повышали уровень контроля (38%);
- учебная активность самих студентов начала снижаться вместо того, чтобы повышать уровень самообразования, развивать самодисциплину и самоконтроль (33%);
- фактор родительского участия уменьшился из-за повышения внутрисемейной конфликтности и нарастания утомления родителей от дистанционного обучения в условиях самоизоляции с ощущением его слабой эффективности (29%).
Развитие самообразования обучающегося высшей школы основывается на потребности в знаниях, необходимых для профессиональной деятельности, и характеризуется как навык осуществления по отношению к самому себе функций преподавателя: планирования, регулирования и оценивания собственной учебной деятельности с учетом самоанализа и самооценки.
В ходе проведенного опроса 74% профессорско-преподавательского состава считают, что в перспективе развития высшее образование на 50% будет дистанционным, но цифровое обучение должно занять нишу дополнительного образования, а не
заменять собой учебный процесс. По мнению обучающихся (65%), цифровое обучение и дистанционные образовательные технологии в вузе должны сопутствовать учебному процессу, но не заменять обычные лекции и семинары. И преподаватели (71%), и студенты (83%) указывают, что гибкое и хорошо организованное сочетание традиционных форм обучения и дистанционных технологий в образовательном процессе высшей школы способствуют более полной интеграции в учебный процесс обучающихся.
Характер двустороннего взаимодействия «обучающийся - преподаватель» изменяется под влиянием Интернет-коммуникации, которая нивелирует значимость непосредственного общения. Уже на современном этапе развития общества количество непосредственных человеческих контактов сокращено, а виртуальные контакты увеличиваются в геометрической прогрессии. Такую же тенденцию мы наблюдаем в системе онлайн-обучения. В данном контексте необходимо увеличивать цифровую компетентность студента и преподавателя.
Роль преподавателя как источника знаний заменяется обязанностями куратора с соответствующими задачами и функциями: поддержка равновесия взаимодействия обучающегося с реальным миром, развитие системы целепола-гания. Преподаватель, работающий в условиях дистанционного образования, не имеет возможности для адекватной оценки результатов обучения, что позволяет сделать вывод, что системы дистанционного обучения представляют собой переходную форму от классического обучения к обучению в системах виртуальной реальности.
Инновационность процесса цифровизации образования подразумевает перевод в цифровой формат всех учебно-методических материалов и разработку на их основе общедоступных баз данных,
перенос учебного процесса в глобальную сеть, применение для организации обучения мобильных и облачных технологий, массовых открытых образовательных курсов. По нашему мнению, циф-ровизация высшего образования позволит обучающимся формировать индивидуальную образовательную траекторию и контролировать собственный результат обучения.
Сложность объективной оценки инновационного характера процесса цифровизации в высшей школе заключается в отдалённости ожидаемого результата. Современные технологические процессы - это итог научных поисков. Результатом оценки финансовых инноваций является прибыль, а преподавательские современные технологические процессы должны повышать качество образования и жизни.
Работа образовательных организаций по профессиональной подготовке специалистов цифрового общества предполагает не только технико-технологическою модернизацию образования, но и переподготовку педагогических кадров в следующих направлениях:
- развитие цифровой компетентности, предполагающей наличие умений и навыков приведения в цифровой формат учебно-методических материалов и реализации их в практике обучения студентов;
- формирование навыков разработки электронных учебных пособий с элементами интерактивных технологий и программируемого обучения, открытых образовательных курсов;
- формирование навыков осуществления учебного процесса в онлайн и/или смешанном режиме, применения методов эффективной коммуникации.
Анализ имеющегося опыта деятельности российских вузов показал, что на сегодняшний день в ситуации с дистанционным обучением
обозначились две противоположные тенденции:
- первая - ориентация на всеобщую цифровизацию всех сфер системы образования;
- вторая - неприятие частью студентов и педагогического сообщества цифровой трансформации образования.
Неожиданный и вынужденный переход обучения в условиях пандемии в дистанционный формат показал, что ни первый, ни второй вариант не позволяют эффективно решить возникающие проблемы. В этой связи задача высшего образования - разработать серединный подход, предполагающий возможность оптимального сочетания преимущества традиционного и инновационного способов обучения, что, на наш взгляд, может стать генеральной линией развития цифровой трансформации образовательного процесса вуза. Переход высшего образования в цифровую среду глобализации и непрерывных изменений образовательного пространства влечет за собой пересмотр общей дидактической системы, ее методов и приемов обучения.
Создание цифровой образовательной среды позволит студенту полноценно реализовать собственный личный потенциал, ориентируясь не на социальный статус, а на общекультурные и цифровые компетенции, формирующиеся в период обучения в вузе. Вышеизложенное открывает возможности для эффективного прогнозирования кардинальных изменений ментальности и сознания субъектов образования, что отразится в подходах к оцениванию смысла и результатов учебной деятельности.
Таким образом, инновационная направленность цифровой трансформации образовательной деятельности вуза - это уже не отдельные явления, а система, определяющая вектор развития образовательного пространства высшей школы.
Примечания:
1. Гагарина Л.Г., Колдаев В.Д. Инновационные образовательные технологии дистанционного обучения // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 4 (20). С. 96-102.
2. Hansen J.D., Reich J. Democratizing Education? Examining Access and Usage Patterns in Massive Open Online Courses // Science 350. 2015. N 6265. P. 1245-1248. URL: http://nrs.harvard.edu/urn-3:HUL. (дата обращения: 03.04.2020).
3. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 224 с.
4. Вешнева И. В., Сингатулин Р. А. Трансформация образования: тенденции, перспективы // Высшее образование в России. 2016. N° 2. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/transformatsiya-obrazovaniya-tendentsii-perspektivy (дата обращения: 25.08.2020).
5. Богословский В.И., Бусыгина А.Л., Аниськин В.Н. Концептуальные основы высшего образования в условиях цифровой экономики // СНВ. 2019. № 1(26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-vysshego-obrazovaniya-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 25.08.2020).
References:
1. Gagarina L.G., Koldaev V.D. Innovative educational technologies of distance learning // Economic and social and humanitarian studies. 2018. No. 4 (20). P. 96-102.
2. Hansen J.D., Reich J. Democratizing Education? Examining Access and Usage Patterns in Massive Open Online Courses // Science 350.2015. N 6265.P. 1245-1248. URL: http://nrs.harvard.edu/urn-3:HUL. (access date: 03.04.2020).
3. Slastyonin V.A., Podymova L.S. Pedagogy: an innovative activity. M.: Magister, 1997. 224 pp.
4. Veshneva I.V., Singatulin R.A. Transformation of education: trends, prospects // Higher education in Russia. 2016. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ transformatsiya-obrazovaniya-tendentsii-perspektivy (access date: 25.08.2020).
5. Bogoslovsky V.I., Busygina A.L., Aniskin V.N. Conceptual foundations of higher education in the digital economy // SNV. 2019. No. 1 (26). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-vysshego-obrazovaniya-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki (access date: 25.08.2020).