УДК 377.5:004.9:614.8 ББК 74.47-27 П 78
С.В. Кононова
Кафедра психологии, образования и педагогических наук, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, Россия; E-mail: svkononova66@mail.ru
Е.Н. Семкина
Кафедра психологии, образования и педагогических наук, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, Россия; E-mail: dom38-2@yandex.ru
Е.Н. Сорокина
Кафедра профессионального обучения, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, Россия; E-mail: elenasorokin@yandex.ru
И.А. Глущенко
Кафедра психологии, образования и педагогических наук, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, Россия; E-mail: iro4ka-glushenko@yandex.ru
Т.В. Душина
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г.Невинномысск, Россия; E-mail: t.dushina@bk.ru
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЖ ОБУЧАЮЩИМСЯ КОЛЛЕДЖА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
(Рецензирована)
Аннотация. Процессы глобализации, информатизации и цифровизации мирового сообщества актуализируют проблему внедрения технологий дистанционного обучения в систему образования. Проблема исследования заключалась в недостаточной разработанности методических, технических и организационных вопросов применения дистанционных образовательных технологий обучения основам безопасности жизнедеятельности в системе среднего профессионального образования. Целью исследования являлось выявление способов эффективной организации дистанционных образовательных технологий обучения ОБЖ в колледже в условиях пандемии. В работе были применены следующие методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретический анализ и обобщение; анкетирование и опрос, педагогическое тестирование. В качестве экспериментальной группы была выбрана группа (25 человек) обучающихся колледжа ГАОУ ВО НГГТИ по специальности среднего профессионального образования 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, уровень образования - основное общее образование. С обучающимися экспериментальной группы был отработан механизм доступа и работы на образовательных платформах Zoom, YouTube и с использованием вебинарных комнат. Во время ка-рантинно-профилактических мероприятий занятия были представлены в более
развернутом виде через онлайн-платформы, чтобы студентам и их родителям был понятен процесс обучения. Также в качестве дополнительных ресурсов обучающимся был предложен просмотр образовательных телеканалов. Проведенное исследование показало, что применение дистанционных форм обучения в условиях распространения коронавирусной инфекции обеспечило возможность обучения не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и всех обучающихся, не испытывающих подобных трудностей. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что организация и применение дистанционных образовательных технологий обучения ОБЖ в системе среднего профессионального образования позволяют добиться необходимого качества профессиональной подготовки обучающихся не только за счёт широкого использования электронных образовательных ресурсов, но и при условии сочетания их с традиционными формами и методами обучения.
Ключевые слова: глобализация, цифровизация, информатизация, коронави-рус COVID-2019, дистанционные образовательные технологии, среднее профессиональное образование, онлайн-обучение, электронная образовательно-информационная система.
S.V. Kononova
Department of Psychology, Education and Pedagogical Sciences, Nevinnomyssk State Institute of Humanities and Technology, Nevinnomyssk, Russia; E-mail: svkononova66@mail.ru
E.N. Semkina
Department of Psychology, Education and Pedagogical Sciences, Nevinnomyssk State Institute of Humanities and Technology, Nevinnomyssk, Russia; E-mail: dom38-2@yandex.ru
E.N. Sorokina
Department of Professional Training, Nevinnomyssk State Institute of Humanities and Technology, Nevinnomyssk, Russia; E-mail: elenasorokin@yan-dex.ru
I.A. Glushenko
Department of Psychology, Education and Pedagogical Sciences, Nevinnomyssk State Institute of Humanities and Technology, Nevinnomyssk, Russia; E-mail: iro4ka-glushenko@yandex.ru
T.V. Dushina
Department of Social Disciplines and Humanities, Nevinnomyssk State Institute of Humanities and Technology, Nevinnomyssk, Russia; E-mail: t.dushina@bk.ru
PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TEACHING COLLEGE STUDENTS TO BASICS OF LIFE SAFETY IN PANDEMIC PERIOD
Abstract. The processes of globalization, informatization and digitalization of the world community actualize the problem of introducing distance learning technologies into the education system. The relevance of the study lies in the insufficient development of methodological, technical and organizational issues of the use of remote educational technologies for training in the basics of life safety (BLS) in the system of secondary vocational education. The aim of the study is to identify ways to effectively organize distance learning technologies for BLS in college in pandemic conditions. The following research methods were applied in the work: analysis of regulatory documents, theoretical analysis and synthesis; questionnaire and survey, and pedagogical testing. A group (25 people) of students of the College of Nevinnomyssk
State Institute of Humanities and Technology in the specialty of secondary vocational education 08.02.01 Construction and operation of buildings and structures, the level of education - basic general education - was chosen as an experimental group. The mechanism of access and work on the educational platforms Zoom, YouTube and using webinar rooms was worked out with the students of the experimental group. During quarantine prevention activities, classes were presented in a more detailed form through online platforms so that students and their parents would understand the learning process. Also, as additional resources, students were offered to watch educational television channels. The study has shown that the use of remote forms of education in the context of the spread of coronavirus infection provided the opportunity to educate not only children with disabilities, but also all students who did not experience such difficulties. The results of the study made it possible to conclude that the organization and use of distance education technologies for BLS learning in the secondary vocational education system make it possible to achieve the necessary quality of professional training for students not only through the widespread use of electronic educational resources, but also provided that they are combined with traditional forms and methods of education.
Keywords: globalization, digitalization, informatization, coronavirus COVID-2019, remote educational technologies, secondary vocational education, online training, electronic educational information system.
Россия, как и другие государства, интегрирована в общемировой тренд социально-экономического развития - процессы глобализации, информатизации, цифровизации и трансгуманизации всех сторон жизнедеятельности человеческого общества. Система образования, являясь одной из важнейших сфер социума, также подвержена влиянию этих процессов и выступает транслятором и популяризатором данного тренда [1, 2]. Вышеуказанные процессы слабо коррелируют с традиционными формами образования, инерционное функционирование которого не удовлетворяет потребностей в образовательных услугах современного динамично трансформирующеегося общества. Институционализация новых видов человеческой деятельности в сфере экономики диктует условия поиска новых форм непрерывного образования, одной из которых выступает дистанционное обучение (ДО). Процессы глобализации, информатизации и цифровизации в качестве естественного следствия актуализируют развитие дистанционного обучения как перспективной формы образования, интегрирующего гуманистические тенденции
традиционного образования и инновации новых технологий и форм образования [3, 4].
Подтверждением тому является ситуация с объявлением Всемирной организацией здравоохранения пандемии коронавируса COVID-2019. Дистанционное обучение из-за коро-навируса COVID-20l9 было введено в России с середины марта 2020 г. Такой вариант используется в школах, колледжах, вузах и других образовательных учреждениях. Ограничительные меры были направлены на снижение вероятности заражения обучающихся коронавирусной инфекцией. Однако применение дистанционных образовательных технологий обучения в период пандемии показало, что дистанционное изучение материала не может заменить полноценное, данный вариант позволяет максимально упростить работу образовательных учреждений только лишь в период форс-мажорных обстоятельств.
В настоящее время в образовательных организациях дистанционное обучение становится все более актуальным, в том числе и на занятиях по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Формирование у обучающихся
мировоззренческих основ, а также овладение основами личностной безопасности, умениями и навыками поведения в чрезвычайных ситуациях является главной целью преподавания этого предмета не только на учебных занятиях, но и на занятиях с использованием дистанционных технологий обучения [5]. Организация и применение дистанционных образовательных технологий обучения ОБЖ на основе онлайн-платформ в колледже ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (ГАОУ «НГГТИ») не были нацелены на массовое обучение или на замену традиционных форм обучения. На время карантина занятия были представлены в более развернутом виде.
Проблема исследования заключалась в недостаточной разработанности методических, технических и организационных вопросов применения дистанционных образовательных технологий обучения основам безопасности жизнедеятельности в системе среднего профессионального образования. Одной из проблем, которая обнаружилась в условиях массового использования образовательных онлайн-серверов, стала проблема сбоев работы образовательных платформ и сайтов с образовательными ресурсами по причине перегрузки. Еще одной неразрешенной проблемой в начале перехода на дистанционное обучение стало отсутствие в семьях возможности предоставить в полноценное пользование компьютерную технику по причине того, что большинство родителей также вынуждены работать в условиях удаленного формата. Многие студенты, проживающие в сельской местности, оказались не подготовленными к обучению в дистанционной форме по причине отсутствия стабильной работы сети «Интернет» и, как следствие, доступа к большинству онлайн-сервисов. Кроме этого, обучение на основе дистанционных образовательных технологий
предполагает наличие периферийного оборудования - веб-камеры, принтера, сканера, фотоаппарата, и др., которые не могут позволить себе большинство российских семей со средним достатком.
Целью исследования являлось выявление условий эффективной организации дистанционных образовательных технологий обучения ОБЖ в колледже в условиях пандемии. В качестве экспериментальной группы была выбрана группа в количестве 25 человек, обучающихся по специальности среднего профессионального образования 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», уровень образования - основное общее образование.
В результате нами была сформулирована гипотеза исследования, которая состояла в том, что организация и применение дистанционных образовательных технологий обучения ОБЖ в системе среднего профессионального образования позволят значительно повысить качество профессиональной подготовки за счёт широкого использования электронных образовательных ресурсов и увеличить долю самостоятельного освоения студентами учебного материала только при условии сочетания их с традиционными методами обучения по причине недостаточной методической, технической и психологической готовности всех участников образовательного процесса к дистанционному обучению.
В работе были применены следующие методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретический анализ и обобщение; анкетирование и опрос, педагогическое тестирование. Организация дистанционного обучения в колледже НГГТИ осуществлялась в соответствии с Порядком применения дистанционных технологий обучения, утвержденном приказом Минобрнауки РФ № 816 от 23.08.2017 г. [6].
С обучающимися экспериментальной группы был отработан
механизм доступа и работы на образовательных платформах Zoom, YouTube и с использованием веби-нарных комнат. Во время карантин-но-профилактических мероприятий занятия представлены в более развернутом виде через онлайн-плат-формы, чтобы студентам и их родителям был понятен процесс обучения. Также в качестве дополнительных ресурсов обучающимся был предложен просмотр образовательных телеканалов. По времени занятия, организованные максимально информативно для подростка, длились 20-40 минут.
В колледже сформированы 4 модели дистанционного обучения:
1 модель - наличие компьютера и интернета;
2 модель - наличие интернета, отсутствие компьютера;
3 модель - наличие компьютера, отсутствие интернета;
4 модель - отсутствие интернета и компьютера.
В группе из 25 человек 6 обучающихся выбрали 3 и 4 модели дистанционного обучения, которые предполагают отсутствие интернета и компьютера, у 20 обучающихся есть в наличии компьютер и Интернет, поэтому ими была выбрана модель 1. Таким образом, для 19 обучающихся был разработан сценарий обучения с применением дистанционных технологий обучения ОБЖ, а 6 обучающихся получили задания и методические материалы по выполнению этого задания в письменной форме и освоению нового материала. Для них были подготовлены видеоматериалы с лекциями и видеофильмами, которые они могли просмотреть в дополнение к работе с учебником. Видеоматериалы записаны на CDRW-диски, в некоторых случаях обучающиеся предоставили флеш-накопители.
Нами был составлен план учебно-методической работы на период дистанционного обучения и подробные инструкции по наиболее важным вопросам: порядок взаимодействия,
поиск домашнего задания, отправка видео, график прохождения видеоконсультаций.
Согласно учебному плану, на изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во втором семестре отводится 36 часов за счет части учебного плана общеобразовательного учебного цикла. Экспериментальное участие в организации и применении дистанционных образовательных технологий нами осуществлялось на основании графика учебного процесса и приказа ректора ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» от 20.03.2020 № 618-о «Об организации образовательного процесса в условиях угрозы коронавирусной инфекции» с 16.04.2020 по 30.05.2020 г.
Администрацией колледжа был сформирован список полезных вебсайтов и ресурсов для педагогов с целью организации дистанционного обучения, из которого мы использовали в своей деятельности следующие сайты:
Проведение видеоконференций: Zoom.
Инструменты под рукой: ThingLink, Classroomscreen.
Создание викторин, обратная связь и чаты: Kahoot, Quizizz, Triventy, Flippity, Plickers, Mentimeter, Classtime, Sli.do.
Создание видео: Screen-cast-O-Matic, Screen recorder, Mova-vi, Edpuzle.
Тем не менее первичными для нас выступали методика и учебные цели, а не онлайн-инструментарий.
Для эффективной организации дистанционного обучения основам безопасности жизнедеятельности нами разработан алгоритм действий, представленный в виде плана, в котором были определены цели, интерфейс курса с рубрикатором и гиперссылками, проработан механизм обратной связи, размещены образовательные материалы и предоставлена возможность студентам к доступу в виртуальный
кабинет. Виртуальный кабинет по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» содержал ка-лендарно-тематическое планирование, из которого студенты могли ознакомиться с перечнем тем, которые предстоит изучить до конца семестра, списком рекомендуемой литературы, а также презентациями к лекциям, дополнительными обучающими видеоматериалами и ссылками на полезные сайты.
Спустя три недели обучения с применением дистанционных образовательных технологий обучения ОБЖ нами был осуществлен опрос обучающихся и родителей на тему «Удовлетворенность качеством
обучения в дистанционной форме» путем анкетирования. Анкеты были отправлены на электронную почту родителям или посредством мессенджеров WhatsApp, У!Ьег, социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники», «Инстаграмм». Отвечать на анкеты имели право оба родителя (при наличии), другие законные представители ребенка, сам обучающийся. Всего мы получили 56 заполненных анкет.
Результаты анкетирования:
Вопрос 1. Оцените вашу удовлетворенность процессом дистанционного обучения основам безопасности жизнедеятельности в нашем колледже (рисунок 1).
Удовлетворенность
I Частично удовлетворены I Не удовлетворены Полностью удовлетворены
Рис. 1. Степень удовлетворенности процессом дистанционного обучения основам безопасности жизнедеятельности в нашем колледже
Процент частично удовлетворен- Вопрос 2. Какие дистанционные
ных составил - 55,2%; субъектов, инструменты применяются в про-
не удовлетворенных образователь- цессе Вашего обучения (или Вашего
ным процессом, - 24,6%; полностью ребенка)? (рисунок 2). удовлетворены - 20,2%.
Перечень дистанционных инструментов
Социальные сети, мессенджеры,... ЭСО Электронный журнал Образовательный портал "ЯКласс",... Онлайн-лекции (You Tube) Видеосереисы(гоот, skype)
I кол-во человек
0 20 40 60 80 100 120 Рис. 2. Перечень дистанционных инструментов, применяемых в процессе обучения
Респондентов, которые отметили применение дистанционных технологий обучения с помощью социальных сетей, мессенджеров, электронной почты, - 84%; о наличии электронного журнала и его использовании в условиях дистанционного обучения знают 46,6% опрошенных; о работе на образовательном портале «ЯКласс» и образовательной платформе «Цифровой колледж» имеют представление 76,6% опрошенных родителей и детей; онлайн-лекции смогли прослушать лишь 3,3%, что
свидетельствует о непопулярности данного вида обучения или невозможности иметь доступ к компьютеру или сервису в обозначенное время учениками. В условиях удаленной работы родителей и наличия одного на семью компьютера это вполне объяснимо. О видеосервисах и их использовании в дистанционном обучении свою осведомленность обозначили 60% родителей и обучающихся.
Вопрос 3. Как Вы оцениваете работу педагога ОБЖ в рамках дистанционного обучения? (рисунок 3).
Процент оценивания работы педагога
I Отлично, все понятно и интересно
■ Хорошо, но хотелось бы больше дополнительного материала по изучаемым темам
Удовлетворительно, но материал не открыл ничего нового
I Неудовлетворительно, материал остался непонятым
Рис. 3. Оценка работы педагога ОБЖ в условиях дистанционного обучения
53% респондентов оценили работу педагога как отличную, интересную; 21% обучающихся и их родителей поставили оценку «хорошо», отметив, что хотелось бы больше материала; 15,1% считают работу удовлетворительной, поскольку материал, предложенный учителем, не открыл ничего нового; 11% отметили, что материал был непонятным.
Вопрос 4. Как вы оцениваете мотивацию студентов к обучению в рамках дистанционного формата обучения? (рисунок 4).
Мотивация возрастает - считают всего 13,4%; мотивация не изменяется - ответили 28,3%; мотивация уменьшается - 38,9%; затрудняюсь ответить - 19,3%.
Вопрос 5. В чем, на Ваш взгляд, заключается методическая и технологическая ценность обучения в рамках дистанционного формата
обучения в нашем колледже? (рисунок 5).
38,4% респондентов считают, что методическая и технологическая ценность обучения в рамках дистанционного формата заключается в выборе и применении форм, средств, методов контроля достижений и недоработок обучающихся; 23% опрошенных полагают, что методическая и технологическая ценность обучения в рамках дистанционного формата заключается в обеспечении реального психологического климата с обучающимися, взаимопонимания; 38,7% обучающихся и их законных представителей считают, что методическая и технологическая ценность обучения в рамках дистанционного формата заключается в развитии коммуникативных, регулятивных и других способностей
ISSN 2410-3004 Ежеквартальный рецензируемый, реферируемый научный журнал «Вестник АГУ». Выпуск 4 (268) 2020
Степень мотивации
I Возрастает I Не изменяется
Уменьшается I Затрудняюсь ответить
Рис. 4. Оценка мотивации к обучению в рамках дистанционного формата обучения
Методическая и технологическая ценность
I в выборе и применении форм, средств, методов контроля достижений и недоработок учащихся
I В обеспечении реального психологического климата с учащимися, взаимопонимания
В развитии коммуникативных, регулятивных и других способностей обучающихся в различных видах деятел ь ности
Рис. 5. Методическая и технологическая ценность обучения в рамках дистанционного формата обучения
обучающихся в различных видах деятельности.
Вопрос 6. Какие преимущества электронного обучения на данный момент наиболее важны для Вас? (рисунок 6).
Отвечая на вопрос о преимуществах электронного обучения, подавляющее большинство обучающихся и родителей ответили, что явным преимуществом выступает комфортная обстановка и гибкость учебного процесса. Более 30 человек не видят никаких преимуществ, что составляет более четверти опрошенных.
Вопрос 7. Какие проблемы дистанционного обучения Вас сейчас беспокоят? (рисунок 7).
Из ответов на последний вопрос следует, что обучающиеся и
родители отмечали трудности и с освоением нового материала, и с выполнением практических заданий. Кроме того, были отмечены перебои в сети Интернет, слабое владение компьютерной техникой.
Данные опроса свидетельствуют о неготовности и нежелании большей части субъектов образовательного процесса получать образовательные услуги с применением дистанционных образовательных технологий обучения. На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что субъекты образовательного процесса в лице педагогов, обучающихся и родителей недостаточно подготовлены к эффективной реализации дистанционного обучения.
Рис. 6. Преимущества электронного обучения
О 20 40 60 80 100 Рис. 7. Проблемы в дистанционном обучении
В июне 2020 года в колледже была проведена промежуточная аттестация обучающихся по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Годовая контрольная работа составлена в виде теста. Содержание теста охватывал учебный материал, изученный во 2 семестре, а также некоторые вопросы на повторение материала, изученного в 1 семестре. В целом, анализируя успеваемость обучающихся до перехода на дистанционное обучение и в процессе дистанционного обучения, следует отметить, что присутствует незначительное снижение
успеваемости, что обусловлено теми проблемами, которые были выявлены в процессе опроса и бесед с родителями и обучающимися.
Беседы с обучающимися и родителями в период реализации дистанционного обучения позволили выявить ряд психологических проблем, возникших в результате многодневного вынужденного нахождения дома родителей и обучающихся, поскольку иногда в одном помещении проживают три поколения. Очень трудно соблюдать в таких условиях режим дня, делать домашние задания и никому при этом не мешать.
Но, как показали данные опроса, такие условия присутствуют в единичных семьях.
В процессе подготовки и организации применения дистанционных образовательных технологий обучения в условиях карантина выяснилось, что есть семьи, у которых нет смартфона и компьютера. Самый большой недостаток в организации дистанционного образования состоит в том, что, создавая систему, правительство нашей страны озаботилось техническим оснащением образовательных учреждений и педагогов, но не родителей и учеников. В процессе организации и применения дистанционных образовательных технологий обучения ОБЖ в системе среднего профессионального образования в условиях введения ограничительных мер, направленных на снижение вероятности распространения корона-вируса COVID-2019, был отработан
действенный механизм организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Результаты проведенного исследования показали, что организация и применение дистанционных образовательных технологий обучения ОБЖ в системе среднего профессионального образования позволят добиться необходимого качества профессиональной подготовки обучающихся не только за счёт широкого использования электронных образовательных ресурсов, но и при условии сочетания их с традиционными формами и методами обучения. Однако результаты организации и применения дистанционного обучения позволили выявить не только преимущества данной формы образования, но и явные недостатки дистанционного обучения, требующие коррекции и доработки систем онлайн-обучения.
Примечания:
1. Агранович М.Л. Мониторинг образования в условиях перехода на дистанционную форму. Организация образования в условиях пандемии. Практика стран ОЭСР / Федеральный институт развития образования. URL.: https://science-education.ru (дата обращения: 10.08.2020).
2. Днепровская Н.В., Шевцова И.В. Открытые образовательные ресурсы: современные перспективы // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 8-9. С. 110-118. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-110-118 (дата обращения: 19.05.2020).
3. Померанцева Н. Почему студенты и преподаватели невзлюбили дистанционное обучение // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/management/ articles/2020/05/28/831354-distantsionnoe-obuchenie (дата обращения: 28.05.2020).
4. Hansen J.D., Reich J. Democratizing Education? Examining Access and Usage Patterns in Massive Open Online Courses // Science 350. 2015. N 6265. P. 1245-1248. URL: http://nrs.harvard.edu/urn-3:HUL.InstRepos:23928053 (дата обращения: 03.04.2020).
5. Булах К.В., Бурцева Е.Т. Модель профессиональной подготовки специалиста с учетом требований современного рынка труда // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2018. Вып. 3(223). С. 39-44.
6. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 // Российская газета. URL: https://rg.ru/2017/09/21/minobr-prikaz816-site-dok.html (дата обращения: 22.03.2020).
References:
1. Agranovich M.L. Monitoring of education in the context of transition to distance learning. Organization of education in the pandemic conditions. Practice of the
OECD countries / Federal Institute for Education Development. URL.: https://sci-ence-education.ru (access date: 10.08.2020).
2. Dneprovskaya N.V., Shevtsova I.V. Open educational resources: modern perspectives // Higher education in Russia. 2019. Vol. 28, No. 8-9. P. 110-118. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-110-118 (access date: 19.05.2020).
3. Pomerantseva N. Why students and teachers took a dislike to distance learning // Ve-domosti. URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2020/05/28/831354-dis-tantsionnoe-obuchenie (access date: 28.05.2020).
4. Hansen J.D., Reich J. Democratizing Education? Examining Access and Usage Patterns in Massive Open Online Courses // Science 350.2015. N 6265. P. 12451248. URL: http://nrs.harvard.edu/urn-3:HUL.InstRepos:23928053 (access date 03.04.2020).
5. Bulakh K.V., Burtseva E.T. The model of expert professional training subject to the requirements of the modern labor market // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2018. Iss. 3 (223). P. 39-44.
6. On the approval of the Procedure for the application of e-learning, distance educational technologies by organizations carrying out educational activities in the implementation of educational programs: order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 816 dated 23.08.2017 // Rossiyskaya Gazeta. URL: https://rg.ru/2017/09/21/minobr-prikaz816-site-dok.html (access date: 22.03.2020).