Научная статья на тему 'Подготовка преподавателей к инновационной педагогической деятельности в условиях цифровизации аграрного образования'

Подготовка преподавателей к инновационной педагогической деятельности в условиях цифровизации аграрного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ / INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY / INNOVATIVE COMPETENCE / VOCATIONAL EDUCATION TEACHER / PEDAGOGICAL INNOVATION / DIGITALIZATION OF PROFESSIONAL EDUCATION / DIGITAL TECHNOLOGIES / DIGITAL LITERACY / BLENDED LEARNING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кубрушко Пётр Фёдорович, Назарова Людмила Ивановна, Симан Алексей Сергеевич

Рассмотрена сущность инновационной педагогической деятельности. Для системы дополнительного профессионального образования разработана модель подготовки преподавателей аграрного университета к инновационной педагогической деятельности. Способность и готовность преподавателя осуществлять инновационную педагогическую деятельность отражают его инновационную компетентность, в структуре которой авторы выделяют мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты, формируемые в процессе формального, неформального и информального образования. Данные компоненты соотносятся с основными разделами дисциплины «Педагогическая инноватика», представляющей собой апикальную составляющую процесса формирования инновационной компетентности преподавателя. В условиях активного развития цифровой образовательной среды в системе профессионального образования трансформируются цели, содержание, формы, методы и средства подготовки к инновационной педагогической деятельности, в которой все большее значение приобретают цифровые технологии, оказывающие влияние на особенности применения многих образовательных технологий (проблемного, контекстного, модульного, проектного обучения и др.). Ключевую роль в интеграции инновационных образовательных технологий в цифровую образовательную среду играет технология смешанного обучения, сочетающая аудиторные занятия и дистанционное обучение с применением цифровых технологий (асинхронное выполнение заданий на образовательном портале и синхронное вебинары, онлайн-конференции и другие формы коллективной учебной деятельности). Представлены результаты исследования степени выраженности мотивационно-ценностного, когнитивного и деятельностного компонентов у преподавателей образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования. Согласно полученным результатам, все компоненты инновационной компетентности преподавателей сформированы недостаточно, особенно в части цифровой грамотности, в связи с чем в рамках дополнительного профессионального образования проводится целенаправленная подготовка преподавателей к инновационной педагогической деятельности в условиях цифровизации аграрного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кубрушко Пётр Фёдорович, Назарова Людмила Ивановна, Симан Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER TRAINING FOR INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY UNDER DIGITIZATION OF AGRARIAN EDUCATION

The authors consider the core of innovative pedagogical activity and present a model developed for preparing agrarian university teachers for innovative pedagogical activity to be used in the system of continuing professional education. The ability and willingness of the teachers to carry out innovative pedagogical activity reflects their innovative competence, in the structure of which the authors distinguish motivation-and-value, cognitive and activity-driven components that are formed in the process of formal, non-formal and informal education. These components are correlated with the main sections of the course of "Pedagogical Innovation Activity", which is an apical component of the process of developing the innovative competence of a teacher. In the context of the active development of the digital educational environment in the professional education system, the goals, content, forms, methods and means of preparing for innovative pedagogical activity are being transformed, so digital technologies are becoming increasingly important, as they determine the features of applying many training technologies (problem, context, modular, project training, etc.). The key role in the integration of innovative educational technologies in the digital educational environment is played by blended learning technology combining classroom learning and distance learning based on digital technologies (asynchronous assignments placed on the training platform and synchronous webinars, online conferences and other forms of collective learning activities). The paper presents study results of the development degree of motivation-and-value, cognitive and activity-driven components in teachers of secondary vocational and higher educational establishments. According to the results obtained, all components of the innovative competence of teachers (both in the system of secondary vocational and higher education) are insufficiently formed, especially in terms of digital literacy, and therefore, under digitalization of agrarain education, teachers should be targeted at innovative pedagogical activity within the framework of further agricultural education.

Текст научной работы на тему «Подготовка преподавателей к инновационной педагогической деятельности в условиях цифровизации аграрного образования»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГ О ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ /

THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL PAPER

УДК 378.046.4; 37.013.83

DOI: 10.34677/1728-7936-2019-5-40-45

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУБРУШКОПЁТР ФЁДОРОВИЧ, докт. пед. наук, профессор, чл.- корр. РАО, докт. пед. наук, профессор

E-mail: [email protected]

НАЗАРОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА, канд. пед. наук, доцент

E-mail: [email protected]

СИМАН АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ, канд. пед. наук, доцент

E-mail: [email protected]

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева; 127550, Тимирязевская ул., 49, г Москва, Российская Федерация

Рассмотрена сущность инновационной педагогической деятельности. Для системы дополнительного профессионального образования разработана модель подготовки преподавателей аграрного университета к инновационной педагогической деятельности. Способность и готовность преподавателя осуществлять инновационную педагогическую деятельность отражают его инновационную компетентность, в структуре которой авторы выделяют мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты, формируемые в процессе формального, неформального и информального образования. Данные компоненты соотносятся с основными разделами дисциплины «Педагогическая инноватика», представляющей собой апикальную составляющую процесса формирования инновационной компетентности преподавателя. В условиях активного развития цифровой образовательной среды в системе профессионального образования трансформируются цели, содержание, формы, методы и средства подготовки к инновационной педагогической деятельности, в которой все большее значение приобретают цифровые технологии, оказывающие влияние на особенности применения многих образовательных технологий (проблемного, контекстного, модульного, проектного обучения и др.). Ключевую роль в интеграции инновационных образовательных технологий в цифровую образовательную среду играет технология смешанного обучения, сочетающая аудиторные занятия и дистанционное обучение с применением цифровых технологий (асинхронное - выполнение заданий на образовательном портале и синхронное - вебинары, онлайн-конференции и другие формы коллективной учебной деятельности). Представлены результаты исследования степени выраженности мотивационно-ценностного, когнитивного и деятельностного компонентов у преподавателей образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования. Согласно полученным результатам, все компоненты инновационной компетентности преподавателей сформированы недостаточно, особенно в части цифровой грамотности, в связи с чем в рамках дополнительного профессионального образования проводится целенаправленная подготовка преподавателей к инновационной педагогической деятельности в условиях цифровизации аграрного образования.

Ключевые слова: инновационная педагогическая деятельность, инновационная компетентность, педагог профессионального обучения, педагогическая инноватика, цифровизация профессионального образования, цифровые технологии, цифровая грамотность, технология смешанного обучения.

Формат цитирования: Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И., Симан А.С. Подготовка преподавателей к инновационной педагогической деятельности в условиях цифровизации профессионального образования // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В.П. Горячкина». 2019. № 5(93). С. 40-45. DOI: 10.34677/1728-7936-2019-5-40-45.

TEACHER TRAINING FOR INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY UNDER DIGITIZATION OF AGRARIAN EDUCATION

PETR F. KUBRUSHKO, DSc (Ed), Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education

E-mail: [email protected]

LIUDMILA I. NAZAROVA, PhD (Ed), Associate Professor

E-mail: [email protected]

ALEKSEIS. SIMAN, PhD (Ed), Associate Professor

E-mail: [email protected]

Russian Timiryazev State Agrarian University; 127550, Timiryazevskaya Str., 49, Moscow, Russian Federation

The authors consider the core of innovative pedagogical activity and present a model developed for preparing agrarian university teachers for innovative pedagogical activity to be used in the system of continuing professional education. The ability and willingness of the teachers to carry out innovative pedagogical activity reflects their innovative competence, in the structure of which the authors distinguish motivation-and-value, cognitive and activity-driven components that are formed in the process of formal, non-formal and informal education. These components are correlated with the main sections of the course of "Pedagogical Innovation Activity", which is an apical component of the process of developing the innovative competence of a teacher. In the context of the active development of the digital educational environment in the professional education system, the goals, content, forms, methods and means of preparing for innovative pedagogical activity are being transformed, so digital technologies are becoming increasingly important, as they determine the features of applying many training technologies (problem, context, modular, project training, etc.). The key role in the integration of innovative educational technologies in the digital educational environment is played by blended learning technology combining classroom learning and distance learning based on digital technologies (asynchronous - assignments placed on the training platform and synchronous - webinars, online conferences and other forms of collective learning activities). The paper presents study results of the development degree of motivation-and-value, cognitive and activity-driven components in teachers of secondary vocational and higher educational establishments. According to the results obtained, all components of the innovative competence of teachers (both in the system of secondary vocational and higher education) are insufficiently formed, especially in terms of digital literacy, and therefore, under digitalization of agrarain education, teachers should be targeted at innovative pedagogical activity within the framework of further agricultural education.

Key words: innovative pedagogical activity, innovative competence, vocational education teacher, pedagogical innovation, digitalization of professional education, digital technologies, digital literacy, blended learning technology.

For citation: Kubrushko P.F., Nazarova L.I., Siman A.S. Teacher training for innovative pedagogical activity under digitization of agrarian education. Vestnik of Moscow Goryachkin Agroengineering University. 2019; 5(93): 40-45. DOI: 10.34677/1728-7936-2019-5-40-45 (In Rus.).

Введение. В условиях развивающегося информационного общества создается глобальное информационное пространство, так называемый VUCA-мир (Volatile - во-латильный, изменчивый; Uncertain - неопределенный; Complex - сложный, комплексный; Ambiguous - неоднозначный, двусмысленный), в котором для человека практически любой профессии одним из важнейших качеств становится готовность к инновационной деятельности, сущность которой заключается в создании, освоении, распространении и использовании инноваций.

Способность и готовность к осуществлению инновационной деятельности составляют основу инновационной компетентности. По определению Э.Ф. Зеера, инновационная компетентность - это интегративное социально-профессиональное качество специалиста, обеспечивающее эффективную реализацию нововведений в различных областях профессиональной деятельности [1]. В связи с развитием высоких технологий в различных сферах жизнедеятельности возрастают требования к инновационной компетентности работников. Проблема заключается в том, что подготовку таких специалистов осуществляют преподаватели, большинство из которых сами не обладают в достаточной степени инновационной компетентностью, но им приходится формировать это качество у современной молодежи - поколения Z (так называемого цифрового поколения, центениалов, которых цифровые технологии окружают с самого детства). Как отмечает Р. Райли, «Сегодня мы готовим учеников к профессиям, которые пока не существуют, и к использованию

технологий, которые еще не изобретены, чтобы решить проблемы, которые мы пока даже не считаем проблемами» [2]. Таким образом, если сам педагог не обладает инновационной компетентностью, он не сможет качественно подготовить своих студентов к инновационной профессиональной деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема подготовки преподавателей к инновационной педагогической деятельности. В данном исследовании речь идет о преподавателях, уже работающих в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования аграрного профиля.

Цель исследования - разработать и экспериментально проверить модель подготовки преподавателей к инновационной педагогической деятельности в условиях циф-ровизации аграрного образования.

Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы по проблемам формирования инновационной компетентности преподавателей, цифровизации профессионального образования, развития цифровой грамотности преподавателей; включенное наблюдение; опрос; анкетирование; тестирование; экспертная оценка; педагогический эксперимент.

Исследование педагогических условий эффективной подготовки преподавателей к инновационной педагогической деятельности осуществлялось на базе Центра технологической поддержки образования при кафедре педагогики и психологии профессионального образования ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева».

Результаты и обсуждение. Основу инновационной педагогической компетентности составляют исследовательские умения, необходимые для поиска новых ресурсов и механизмов устойчивого развития профессионального образования. В «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» приводятся следующие компетенции инновационной деятельности: способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; способность к критическому мышлению; способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде и др.

Исходя из этого, инновационную педагогическую компетентность можно назвать метакомпетентностью, основанной на гибком продуктивном мышлении, креативности, мотивации к профессионально-личностному саморазвитию. Многомерность инновационной компетентности педагога предполагает включение в нее и знаний (когнитивный компонент), и отношений (эмотивный компонент), и деятельности (праксиологический компонент). Для ее формирования необходимо вовлечение обучающихся в различные инновационно ориентированные виды деятельности, предусматривающие развитие метапрофес-сиональных компетенций: социально-профессиональная мобильность; динамическая профессиональность; рефлексивность; инициативность; толерантность к неопределенности и др. [1]. Обобщая различные подходы, считаем целесообразным в структуре инновационной педагогической компетентности выделить мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты, в совокупности обеспечивающие формирование готовности и способности к осуществлению инновационной деятельности. Безусловно, это длительный процесс, сопровождающий специалиста на протяжении всего его профессионального пути, неотъемлемая часть непрерывного образования [3].

В системе непрерывного образования представлены возможности сочетания разнообразных его форм, дополняющих и усиливающих друг друга (даже создающих синергетический эффект), направленных на обеспечение благоприятных условий для удовлетворения образовательных запросов личности с целью ее самореализации в профессиональной деятельности:

- формальное образование, осуществляемое в образовательных организациях с выдачей общепризнанных документов об образовании;

- неформальное образование, которое не ставит цели аттестовать обучающихся и может иметь как профессиональную направленность, так и общекультурное значение;

- информальное образование - спонтанное, стихийное образование и самообразование вне образовательных организаций, осуществляемое личностью по собственной инициативе в культурно-образовательной среде.

Важно заложить прочные основы инновационной педагогической компетентности, задать вектор дальнейшего профессионально-личностного саморазвития преподавателя, в том числе с помощью неформального и инфор-мального образования.

Подготовка преподавателей к инновационной педагогической деятельности в рамках формального образования,

начавшаяся на этапе обучения в вузе, продолжается в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) [4-6] - в процессе повышения квалификации, профессиональной переподготовки и др. Модель такой подготовки представлена на рисунке 1. Специфика ее содержательного наполнения определяется реалиями профессионального образования, в частности его цифровизацией.

Рис. 1. Модель подготовки преподавателей к инновационной педагогической деятельности

Fig. 1. Model of teacher training for innovative pedagogical activities

В условиях глобальной цифровизации всех сторон общественной жизни в содержательном наполнении понятия «инновационная компетентность», в том числе «инновационная педагогическая компетентность», все больший вес приобретает цифровая грамотность, представляющая собой набор знаний и умений, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов сети интернет. Она складывается из следующих составляющих:

- цифровое потребление - знание и использование интернет-услуг для работы и жизни;

- цифровые компетенции - навыки эффективного пользования цифровыми технологиями;

- цифровая безопасность - сочетание инструментов, мер предосторожности и выработка привычек, необходимых пользователю для гарантии его безопасности в цифровом мире [7].

Цифровизация образования оказывает значительное влияние на содержание деятельности педагогов профессионального обучения: появляются новые компетенции, обусловленные быстро развивающимися цифровыми

технологиями. Каждому преподавателю необходимо соответствовать требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». В частности, в характеристике основных трудовых функций в профстандарте указано, что педагог должен уметь применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы; знать электронные образовательные и информационные ресурсы, необходимые для организации учебной (учебно-профессиональной), исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся, психолого-педагогические основы и методику применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

В связи с этим в содержание современных дополнительных профессиональных программ для преподавателей вузов и колледжей должны быть включены (в существенном объеме) вопросы применения цифровых технологий в образовательном процессе, разработки адаптивных электронных образовательных ресурсов, организации педагогического взаимодействия со студентами в интернет-среде и др. [8, 9]. В разработанной модели эти вопросы входят как в имплицитную составляющую, объединяющую в себе различные учебные курсы программы ДПО, так и в вариативные модули апикальной составляющей -курса «Педагогическая инноватика». По своей структуре педагогическая инноватика, включающая в себя педагогическую неологию (учение о педагогических нововведениях, их сущности, истории возникновения), педагогическую аксиологию (учение о ценности, значимости педагогических инноваций для науки и практики) и педагогическую праксиологию (учение об особенностях внедрения

педагогических инноваций в практику) [10], соотносится с выделенными компонентами инновационной педагогической компетентности.

В зависимости от особенностей профессиональной деятельности преподавателей, обучающихся по дополнительным профессиональным программам, в содержание курса «Педагогическая инноватика» вносятся соответствующие коррективы. Важным преимуществом здесь является большой практический опыт преподавателей, а также особенности их базовой подготовки [11] (в данном случае это, как правило, базовое инженерное или инженерно-педагогическое образование).

В качестве основной образовательной технологии выбрано смешанное обучение (Blended Learning), в котором сочетаются аудиторные занятия и дистанционное обучение с применением цифровых технологий (асинхронное - выполнение заданий на образовательном портале и синхронное - вебинары, онлайн-конференции и другие формы коллективной учебной деятельности). Среди десятков разновидностей моделей смешанного обучения особой популярностью пользуется модель «Перевернутый класс» (Flipped Classroom), согласно которой, до начала занятия обучающиеся самостоятельно осваивают теоретический материал (как правило, работая с образовательным порталом), благодаря чему появляется возможность на аудиторных занятиях организовать учебную деятельность на качественно ином уровне, организуя коллективную творческую работу, активную исследовательскую, дискуссионную, моделирующую, рефлексивную учебную деятельность [12, 13].

В проведенном исследовании (в начале и по завершении освоения программы) оценивалась сформированность компонентов инновационной педагогической компетентности преподавателей колледжей и вуза - мотивационно-ценностного, когнитивного и деятельностного. Мотиваци-онно-ценностный компонент оценивался с помощью анкетирования, когнитивный - тестирования, деятельност-ный - экспертной оценки и частично тестирования. Для унификации данных использовались 100-балльные шкалы. Результаты исследования представлены на рисунке 2.

i эксперимента

Рис. 2. Динамика формирования инновационной педагогической компетентности преподавателей Fig. 2. Dynamics of the formation of innovative pedagogical competence of teachers

В процессе освоения программы преподаватели, повышающие свою квалификацию, столкнулись с рядом трудностей, среди которых отметим следующие:

- недостаток цифровой грамотности, вследствие которого у преподавателей возникали проблемы при работе с образовательным порталом;

- сложности с освоением новой информации, особенно о цифровых технологиях;

- наличие ограничивающих убеждений «мне поздно учиться новому», «это все для молодежи», «я так не привык», «у меня не получится» и т.п.;

- проблемы с недостатком времени для самообразования, для создания электронных учебных курсов и др.

Выводы

В связи с требованиями новой цифровой реальности развитие инновационной педагогической компетентности преподавателей аграрных вузов и колледжей приобретает особую актуальность. Опыт реализации модели подготовки преподавателей к инновационной педагогической деятельности в цифровой образовательной среде позволил

Исследование выполнено в соответствии с грантом по проекту сети Центров технологической поддержки образования г. Москвы № 223 от 06.11.2018 г.

Библиографический список

1. Зеер Э.Ф. Формирование инновационной компетентности у будущих специалистов // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: РГППУ 2013. С. 152-155.

2. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха / пер. с англ. М.: Издательская группа «Точка», 2018. 210 с.

3. Новиков А.М. и др. Инновационное развитие профессионального туристского образования: монография. М.: Логос, 2012. 339 с.

4. Бакштанин А.М., Симан А.С. Особенности развития дополнительного профессионального образования // Вестник учебно-методического объединения по образованию в области природообустройства и водопользования. 2015. № 7 (7). С. 5-8.

5. Шингарева М.В. Подготовка педагогов профессионального обучения в условиях модернизации системы среднего профессионального образования // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: РГППУ, 2018. С. 180-183.

6. Тенчурина Л.З. Уроки истории развития профессионально-педагогического образования (последняя треть XIX в. - начало 90-х гг. XX в.) // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2004. № 3 (27). С. 121-133.

7. Индекс цифровой грамотности [Электронный ресурс]. URL: М1р://цифроваяграмотность.рф/ (дата обращения 03.09.2019)

8. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический

сформулировать педагогические условия, необходимые для эффективного формирования инновационной педагогической компетентности:

- создание обновленной цифровой образовательной среды университета на основе современных цифровых технологий и оборудования;

- организация действенной системы корпоративного обучения сотрудников университета, ориентированной на инновационные технологии, интегрированной в международное инновационное образовательное пространство;

- разработка дополнительных профессиональных программ для повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей (с учетом принципов андрагогики) по вопросам цифровой грамотности, цифро-визации профессионального образования и др.;

- организация научно-методического и психологического сопровождения инновационной педагогической деятельности преподавателей (службы педагогического консалтинга) с целью повышения эффективности их непрерывного профессионально-личностного саморазвития, предотвращения профессиональных деформаций педагогов, активизации их профессиональной мотивации.

The .study was carried out in accordance with a grantfor the project of a network of Moscow centers for technological support of education in Moscow No. 223 dated November 6, 2018.

аспекты): монография. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 398 с.

9. Козленкова Е.Н., Карева А.С. Представления преподавателей образовательных учреждений об использовании информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В.П. Горячкина». 2011. № 4 (49). С. 80-83.

10. Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И. Педагогическая ин-новатика: теория и практика: учебно-практическое пособие. М.: МГАУ, 2001. 40 с.

11. Коваленок Т.П. Специальные способности как фактор профессионального самоопределения в рабочих профессиях // Доклады ТСХА: материалы международной научной конференции. М.: Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева, 2018. Вып. 290. Ч. 3. С. 387-389.

12. Мамаева И.А. Методологический семинар для магистрантов «Система научных знаний» // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: РГППУ 2013. С. 185-188.

13. Kulamikhina I.V., Birova J., Alipichev A.Y., Vasbie-va D.G., Kalugina O.A. Developing communication and critical thinking through creative writing in English and French language: analysis of classroom management strategies // Ko-munikacie. 2018. Т. 20. № 1. С. 115-130.

References

1. Zeer E.F. Formirovaniye innovatsionnoy kompetent-nosti u budushchih specialistov [Development of innovative competence in future specialists]. Innovatsionnye pro-cessy v obrazovanii: strategiya, teoriya i praktika razvitiya:

materialy VI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii; ed. by E.M. Dorozhkin, V.A. Fedorov. Yekaterinburg, RGPPU, 2013: 152-155. (In Rus.)

2. Fadel' Ch., Byalik M., Trilling B. Chetyrekhmernoye ob-razovaniye: Kompetentsii, neobhodimye dlya uspekha [Four-dimensional education: Competencies required for success]. Moscow, Izdatel'skaya gruppa "Tochka", 2018: 210. (In Rus.)

3. Novikov A.M. et al. Innovatsionnoye razvitiye profes-sionalnogo turistskogo obrazovaniya: monografiya [Innovative development of professional tourism education: monograph]. Moscow, Logos, 2012: 339. (In Rus.)

4. Bakshtanin A.M., Siman A.S. Osobennosti razvitiya dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya [Development features of further professional education]. Vestnik uchebno-metodicheskogo ob "edineniya po obrazovaniyu v oblasti prirodoobustrojstva i vodopolzovaniya, 2015; 7(7): 5-8. (In Rus.)

5. Shingareva M.V Podgotovka pedagogov professionalnogo obucheniya v usloviyakh modernizatsii sistemy srednego professionalnogo obrazovaniya [Training vocational teachers in conditions of modernization of secondary professional education system]. Innovatsii vprofessionalnom iprofessionalno-pedagogicheskom obrazovanii: materialy 23 Mezhdunarod-noy nauchno-prakticheskyj konferentsii / ed.by E.M. Dorozhkin V.A. Fedorov. Yekaterinburg, RGPPU, 2018: 180-183. (In Rus.)

6. Tenchurina L.Z. Uroki istorii razvitiya professionalno-pedagogicheskogo obrazovaniya (poslednyaya tret' XIX v. -nachalo 90-h gg. XX v.) [Lessons from the history of the development of professional and teacher training education (the last third of the 19th century - the early 1990s century)]. Obra-zovanie i nauka. Izvestiya UrO RAO, 2004; 3(27): 121-133. (In Rus.)

7. Indeks tsifrovoy gramotnosti [Digital literacy index]. URL: http://цифроваяграмотность.рф/ (accessed on 03.09.2019) (In Rus.)

Критерии авторства

Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И., Симан А.С. провели обобщение и написали рукопись. Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И., Симан А.С. имеют на статью авторские права и несут ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Статья поступила 10.09.2019 Опубликована 18.10.2019

8. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizatsii obrazovaniya (psihologo-pedagogicheskiy i tekhnologicheskiy aspekty): monografiya [Theory and methods of education informatization (psychological, pedagogical and, technological aspects): Monograph]. Moscow, BINOM. Laboratoriya znaniy, 2014: 398. (In Rus.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kozlenkova E.N., Kareva A.S. Predstavleniya prepo-davateley obrazovatelnykh uchrezhdeniy ob ispolzovanii informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologij v uchebno-vospitatelnom processe [Teachers' opinions of the role of information and communication technologies in study process]. Vestnik of Moscow Goryachkin Agroengineering University, 2011; 4(49): 80-83. (In Rus.)

10. Kubrushko P.F., Nazarova L.I. Pedagogicheskaya in-novatika: teoriya i praktika: uchebno-prakticheskoye posobiye [Pedagogical innovation sctivity: theory and practice: training and practical guide]. Moscow, MGAU, 2001: 40. (In Rus.)

11. Kovalenok T.P. Spetsialnye sposobnosti kak faktor professionalnogo samoopredeleniya v rabochikh professiyakh [Special abilities as a factor of professional self-determination in working professions]. Doklady TSKHA: materialy mezh-dunarodnoy nauchnoy konferentsii. Moscow, Rossijskiy gosu-darstvenniy agrarniy universitet - MSKHA im. K.A. Timirya-zeva, 2018, vol. 290; 3: 387-389. (In Rus.)

12. Mamaeva I.A. Metodologicheskiy seminar dlya magis-trantov "Sistema nauchnyh znaniy" [Methodological seminar for MSc students "Scientific knowledge system"]. Innovatsi-onnye processy v obrazovanii: strategiya, teoriya i praktika razvitiya: materialy VI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii; ed. by E.M. Dorozhkin, VA. Fedorov. Yekaterinburg, RGPPU, 2013: 185-188. (In Rus.)

13. Kulamikhina I.V., Birova J., Alipichev A.Y., Vasbie-va D.G., Kalugina O.A. Developing communication and critical thinking through creative writing in English and French language: analysis of classroom management strategies. Ko-munikacie, 2018, vol. 20, No 1: 115-130. (In English)

Contribution

P.F. Kubrushko, L.I. Nazarova, A.S. Siman summarized the material based on the study results, and wrote the manuscript. P.F. Kubrushko, L.I. Nazarova, A.S. Siman have equal author's rights and bear equal responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this paper.

The paper was received on September 10, 2019 Published 18.10.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.