6. Lukinova N.G. Independent work as a means and condition for the development of cognitive activity of students: Dis. Cand. PED. Sciences: 13.00.08. Stavropol, 2003. 177 p.
7. Lysenko E.E. Students Independent work with educational literature: Method. recommendations / E.E. Lysenko, N.N. Pekarkova. M: HPE MSAU, 2006. 29 p.
8. Archangel S.I. Educational process in the higher school, its logical foundations and methods. M.: Higher. Sch., 1980. 368 p.
9. Molibog A.G. Scientific Questions of the organization of pedagogical work in higher education. M., 1971. 286 p.
10. Nizamov P.A. Didactic bases of activization of educational activity of students. Kazan: Publishing house of Kazan University, 1975. 304 p.
11. Pidkasistyj P.I. Organization of educational-cognitive activity of students. M: PED. Society of Russia, 2005. 603 p.
12. Zimnyaya I.A. Pedagogical psychology. Rostov-on-don: Phoenix, 1997. 380 p.
13. Rudin T.V Organization of independent work of undergraduate students of universities based on the cognitive-activity matrix: Dis. Cand. PED. Sciences: 13.00.08. Samara, 2012. 213 p.
14. Shingareva M.V Designing competence-oriented tasks for learning the discipline of the University: Dis. Cand. PED. Sciences: 13.00.08. M., 2012. 212 p.
Shingareva Marina Valentinovna - PhD in Pedagogic Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education, Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow, 127550, Timiryazevskaya str., 49; e-mail: [email protected].
Received 2 July 2015
УДК 378.22:378.147
Л.И. НАЗАРОВА, Я.С. ЧИСТОВА
Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева
роль научно-исследовательской практики студентов магистратуры
в формировании исследовательских компетенций
На современном этапе высшее образование в России претерпевает множественные изменения, затрагивающие как организационные, так и содержательные его аспекты. Чтобы получить профессионала, необходимо модернизировать педагогический процесс, так как традиционные технологии обучения уже не позволяют в полной мере обеспечить качество подготовки выпускников, отвечающее высоким требованиям государства и общества в отношении профессиональной компетентности выпускников, их мобильности, гибкости, адаптивности, креативности и др. Особое внимание уделяется формированию у обучающихся исследовательских компетенций, прежде всего на уровне магистратуры и далее - в аспирантуре. Целью нашей работы является изучение роли научно-исследовательской практики студентов магистратуры в формировании исследовательских компетенций. Исследовательскую компетентность следует рассматривать как один из базисных компонентов подготовки магистров профессионального обучения, в связи с чем необходимо реализовать принцип двойного вхождения базисного компонента в систему. Основной упор должен быть сделан на научно-исследовательскую практику, целью которой является приобретение навыков педагога-исследователя, овладение магистрантами современными методами работы с научной информацией, ее анализа, синтеза, обобщения, умениями работы с научной литературой, способностями к решению педагогических проблем с целью использования этих умений, навыков, способностей, качеств в профессиональной деятельности. Таким образом, в процессе прохождения научно-исследовательской практики у магистрантов будет формироваться исследовательская компетентность.
Ключевые слова: подготовка магистров, исследовательская компетентность, научно-исследовательская практика, базисный компонент содержания образования.
В условиях реформирования системы высшего образовании в России становится всё более актуальной проблема научного обоснования проводимых инноваций, затрагивающих методологию профессионального образования, его содержание, технологии обучения и др. Особую важность эта проблема приобретает в условиях постиндустриального общества [1]. Для обеспечения высокого качества подготовки выпускников вузов, повышения их мобильности, адаптивности, конкурентоспособности на рынке труда необходимо модернизировать организационные и содержательные аспекты педагогического процесса, так как традиционные технологии обучения уже не в состоянии удовлетворять возрастающие требования общества к подготовке кадров.
В контексте изучения проблем организации высшего образования исследователями уделяется пристальное внимание организации второго уровня высшего образования - магистерской подготовке, в том числе вопросам реализации компетентностного подхода [2].
В исследовании специфики организации обучения студентов магистратуры особый научный интерес представляют работы В.В. Клементьевой, которая анализирует педагогическую исследовательскую компетентность магистров. В своей работе она доказала, что развитие педагогической исследовательской компетентности возможно при условии разработки и внедрения в научно-педагогическую практику соответствующей модели, объединяющей цели, мотивы, принципы, содержание, критерии и показатели, технологию и анализ. Данная структурно-динамическая модель позволяет более эффективно развивать все составляющие педагогической исследовательской компетентности, что способствует выполнению задач подготовки современного педагога [3].
В современной педагогической литературе достаточно широко представлены вопросы подготовки магистров к научно-исследовательской деятельности. Так, Ю.В. Соляников представляет исследовательскую компетентность специалистов в области образования, которых готовит магистратура, через взаимосвязь ключевых, базовых и специальных компетенций, наполняющих ее содержательно. При этом ключевые компетенции инвариантны для любой профессиональной деятельности специалиста высшей квалификации, а базовые изменяются в зависимости от направления подготовки и включают в себя готовность к конкретной профессиональной деятельности с научно-исследовательской направленностью. Развитие специальных компетенций магистрантов происходит в процессе работы над диссертацией, их вариативность определяется исследуемой областью и научным направлением магистерской подготовки, принадлежностью исследования магистранта той или иной научной школе университета [4].
Целью нашей работы является изучение роли научно-исследовательской практики студентов ма-
гистратуры в формировании исследовательских компетенций, являющихся наиболее востребованными в профессиональной деятельности магистра профессионального образования. Их формированию уделяется особое внимание на разных уровнях профессионального образования, прежде всего на уровне магистратуры и далее - на уровне подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура). (Здесь важно отметить «второй слой» рассматриваемой проблемы - необходимость совершенствования подготовки преподавателей, осуществляющих подготовку научно-педагогических кадров [5].)
Выпускник магистратуры по направлению «Профессиональное обучение» должен владеть предметной областью на продвинутом уровне, т.е. владеть новейшими методами и техниками исследования, знать новейшие теории и их интерпретации; критически отслеживать и осмысливать развитие теории и практики; владеть методами независимого исследования и уметь объяснять его результаты на продвинутом уровне; быть способным внести оригинальный вклад в дисциплину в соответствии с канонами данной предметной области, продемонстрировать оригинальность и творческий подход [6]. Совокупность данных способностей представляет исследовательскую компетентность, которая должна быть сформирована в процессе обучения в магистратуре.
Исследовательскую компетентность целесообразно рассматривать как один из базисных компонентов подготовки магистров профессионального обучения, в связи с чем должен соблюдаться принцип двойного вхождения базисного компонента в систему [7]. Развитие данной компетентности будет происходить на всех этапах обучения, с одной стороны, имплицитно (при изучении различных учебных дисциплин, выполнении курсовых проектов), а с другой стороны - апикально (в виде явно выраженного компонента, целенаправленно формирующего исследовательскую компетентность магистров). Полагаем, что основной упор должен быть сделан на научно-исследовательскую практику, которая реализуется магистрантом на протяжении всего процесса обучения и проходит в несколько этапов, на каждом из которых у магистранта формируются определенные умения, навыки и способности. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования вуз вправе самостоятельно определять пороговые уровни сформированности компетенций, производить отбор содержания образования и образовательных технологий [8].
Цель научно-исследовательской практики -приобретение магистрантами навыков педагога-исследователя, овладение современными методами работы с научной информацией, ее анализа, синтеза, обобщения, умением работы с научной литературой, способностями к нахождению и решению педагогических проблем с целью использования этих умений, навыков, способностей, качеств в профессиональной деятельности.
Содержание научно-исследовательской практики дифференцируется на каждом этапе обучения. Но в целом оно ориентировано на формирование готовности к профессиональной деятельности, которая в дальнейшем преобразуется в компетентность и профессионализм [9]. Первоначальное вхождение в исследовательскую деятельность предполагает изучение и анализ библиографических источников, знакомство с методами научно-исследовательской работы, формулирование цели, задач и проблемы исследования. Следующим этапом является подготовка статей, докладов и выступлений на научно-практических конференциях. Это позволит магистрантам развить навыки логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, а также способности презентации научных результатов. Позже в ходе научно-исследовательской практики магистранты должны научиться самостоятельному построению эксперимента и отбора способов проверки его эффективности. Результатом исследовательской работы является выполнение магистерской диссертации, представляющей собой совокупность полученных в ходе научно-исследовательской деятельности результатов, которые должны свидетельствовать о наличии у ее автора первоначальных навыков научной работы. Как научное произведение, магистерская диссертация должна отличаться тем, что она выполняет квалификационную функцию. В этой связи основная задача ее автора - продемонстрировать уровень своей научной квалификации, и прежде всего - умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи [10].
На каждом этапе научно-исследовательской практики целесообразно применять различные технологии и методы обучения. В большей мере задачам подготовки магистров профессионального обучения соответствуют технологии модульного, проектного и контекстного обучения [11].
Изначально, при изучении и анализе библиографических источников, знакомстве с методами научных работы, формулировании аппарата исследования предполагается индивидуальная работа магистранта совместно с научным руководителем. Уже на этом этапе важно грамотно составить индивидуальную траекторию обучения с учетом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей магистранта.
При переходе обучающихся к активной части научно-исследовательской практики, к которой относится подготовка статей, докладов, выступления на конференциях, необходимо ориентироваться на групповые формы обучения, позволяющие развить многие способности, необходимые будущему магистру профессионального обучения - такие, как ораторское искусство, умение вести дискуссии, навыки отстаивания своей точки зрения, грамотная защита результатов научной работы. Здесь важную роль играют тренинговые методы, проблемное и проектное обучение.
Целесообразно проводить часть занятий в форме конференций, «круглых столов», которые подразумевают обсуждение одной из актуальных проблем профессионального образования, с выдвижением предположений по их решению. Кроме того, положительные результаты может принести проведение выездных форумов, где магистранты на некоторое время будут полностью погружаться в научную среду, готовить выступления по своему исследованию и докладывать их на общих собраниях. Возможна также защита групповых проектов.
Немаловажным элементом подготовки магистров должны стать мастер-классы, «открытые лаборатории» с приглашением ведущих научных сотрудников отрасли, представителей работодателей и органов государственной власти, которые смогут рассказать о реальном положении сферы образования в России.
На заключительном этапе научно-исследовательской практики, который подразумевает завершение сбора материалов и написание диссертационной работы, важно совмещать индивидуальную и групповую работу магистрантов.
Во время завершения диссертационного исследования необходима критическая оценка полученных результатов на групповых собраниях, особое внимание здесь следует уделить методике организации научной дискуссии, оппонирования, выявления конкретных замечаний и формулировки рекомендаций.
Поскольку научно-исследовательская практика состоит из нескольких этапов, следовательно, и диагностика результатов должна проводиться на каждом этапе отдельно. Рекомендуется применять балльно-рейтинговую систему контроля знаний, которая позволит получить комплексную оценку деятельности магистранта. Важная роль должна быть отведена решению компетентностно ориентированных учебных задач и заданий, которые дают возможность расширить границы диагностики учебных достижений студентов до уровней практического применения и творчества [12]. За каждый вид проделанной работы обучающийся получает определенный балл либо от научного руководителя, либо от преподавателей, задействованных в научно-исследовательской практике, также на определенных занятиях баллы будут выставлять магистранты друг другу. На форумах предполагается получение баллов в ходе конкурсов и соревнований, а также начисление бонусов от представителей сторонних организаций.
Заключительная оценка сформированности исследовательской компетентности происходит во время итоговой государственной аттестации, при защите выпускной квалификационной работы, где обучающийся демонстрирует знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения, в том числе во время прохождения научно-исследовательской практики, и представляет результаты своего диссертационного исследования.
Для успешной реализации научно-исследовательской практики необходимы соответствующие условия: наличие современной материально-технической базы и литературных источников, оперативный доступ к технике и технологиям, к источникам учебной и научной информации, связи с научными учреждениями, реальными работодателями, представителями государственного аппарата, и, пожалуй, одно из главных условий - работать с магистрантами должны высококвалифицированные научно-педагогические кадры. Требуется изменить роль педагога, который из хранителя знаний переходит в статус коллеги. Отношения между преподавателями и обучающимися становятся все в большей мере субъект-субъектными, приобретают черты сотрудничества, со-творчества. Функции научного руководителя должны быть преимущественно организаторскими и стимулирующими, а не информационно-контролирующими: он направляет и помогает выбрать правильный вектор в исследовательской работе, магистрант же самостоятельно должен «добывать» необходимые знания, опираясь на свой субъективный опыт и личностные качества. Данный подход позволяет получить педагога-исследователя, способного осуществлять научный поиск решения современных проблем профессионального образования.
Таким образом, в процессе прохождения научно-исследовательской практики у магистрантов будет формироваться исследовательская компетентность, которая будет отражать:
- способность выпускника к изучению, анализу, синтезу научной литературы по отрасли профессиональной деятельности;
- владение умениями оптимально выбирать методы научных исследований;
- умение логически верно, аргументированно и ясно строить письменную и устную речь;
- ораторские способности, навыки публичных выступлений и грамотной беседы с оппонентами;
- навыки определения современных проблем профессионального образования и способов их решения;
- готовность к работе с постоянно изменяющейся законодательной и учебно-нормативной документацией;
- навыки проведения педагогического эксперимента, оценки и коррекции его результатов;
- способность к самостоятельному поиску творческих путей решения нестандартных профессиональных задач.
По завершении подготовки магистр профессионального обучения готов к инновационной профессиональной деятельности в сфере образования. Выпускник второго уровня высшего образования
может применять и развивать полученные навыки научной деятельности, продолжив свое обучение на следующей ступени - подготовка кадров высшей квалификации, где исследовательская компетентность играет ключевую роль.
Библиографический список
1. Ценч Ю.С. Образование в контексте перехода к постиндустриальному обществу / Ю.С. Ценч // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». 2009. № 6. С. 37-39.
2. Кузнецов А.Н. Компетентностный потенциал дисциплины (на примере образовательной области «Иностранный язык»): Монография. М.: МГАУ, 2014. 120 с.
3. Клементьева В.В. Развитие педагогической исследовательской компетентности магистра филологического образования в процессе руководства школьным мультимедийным проектом: Автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08. Курск, 2009. 33 с.
4. Соляников Ю.В. Обеспечение качества подготовки магистров педагогического университета к научно-исследовательской деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08. СПб., 2003. 29 с.
5. Кубрушко П.Ф. Подготовка научных руководителей и консультантов диссертационных исследований / П.Ф. Кубрушко // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции; Науч. ред.: Е.М. До-рожкин, В.А. Федоров. Екатеринбург: РГППУ 2013. С. 50-52.
6. Боброва М.А. Сравнительный анализ требований к современному педагогу-бакалавру и педагогу-магистру / М.А. Боброва // Научный поиск. 2014. № 2.8. С. 24-25.
7. Кубрушко П.Ф. Анализ содержания образования: новые аспекты / П.Ф. Кубрушко // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. С. 10-13.
8. Дробязько А.А. Разработка и реализация программ магистратуры на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / А.А. Дробязь-ко // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. 2011. № 1(45). С. 121-127.
9. Нестерова О.С. Готовность к профессиональной деятельности как стартовая точка на пути к профессионализму / О.С. Нестерова // Вестник Федерального государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженер-ный университет им. В.П. Горячкина». 2014. № 4. С. 58-61.
10. Горовая В.И. Исследовательская компетентность как условие готовности магистра педагогического образования к исследовательской деятельности / В.И. Горовая, О.Ю. Фетисова // Наука и мир. 2014. № 6(10). С. 17-19.
11. Алипичев А.Ю. Оптимизация содержания и технологии блочно-модульной иноязычной подготовки в рамках программ магистратуры / А.Ю. Алипичев // Вестник Федерального государствен-
ного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». 2014. № 4. С. 103-106.
12. Симан А.С. Комплексная диагностика достижений студентов по учебной дисциплине вуза в условиях компетентностного подхода / А.С. Симан, М.В. Шингарева // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». 2014. № 4. С. 106-109.
Назарова Людмила Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева»; 127550, Москва, ул. Тимирязевская, 58; тел.: +7-916-351-40-42; e-mail: [email protected].
Чистова Яна Сергеевна - аспирантка кафедры педагогики и психологии профессионального образования, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева; 127550, Москва, ул. Тимирязевская, 58; тел.:+7-916-632-76-75; e-mail: [email protected].
Статья поступила 02.07.2015
THE ROLE OF RESEARCH PRACTICE IN THE FORMATION OF RESEARCH COMPETENCES OF MASTER STUDENTS
L.I. NAZAROVA, YA.S. CHISTOVA
Russian Timiryazev State Agrarian University
At the present stage the higher education in Russia is undergoing many changes that affect both organizational and substantive aspects. In order to get a professional you need to upgrade the pedagogical process, because traditional learning technologies do not allow us to fully ensure the quality of preparation of graduates to meet the highest requirements of the state and society in respect of professional competence of graduates, their mobility, flexibility, adaptability, creativity, etc. Special attention is paid to developing among students research competencies, especially at the graduate level and, further, in graduate school. The aim of our work is the study of the role of research practice included in master students' courses in the formation of research competences. Research competence should be considered as one of the basic constituents of master of occupational training needed to implement the principle of double entry basic component in the system. The main emphasis should be placed on research practice, the purpose of which is to acquire the skills of a teacher-researcher, the mastery ofthe masters of modern methods of work with the scientific information, analysis, synthesis, generalization, skills of working with scientific literature, ability to find and solve pedagogical problems, for the purpose of using it in professional work. Thus, in the course of research practice students should develop research competence.
Key words: master, research competence, research practice, basic component of professional education.
References
1. Tsench Yu.S. Derivation in Transition context to a Postindustrial Society / Yu.S. Tsench // Bulletin
of Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Moscow StateAgroengineering University named after VP. Goryachkin». 2009. № 6. Pp. 37-39.
2. Kuznetsov A.N. Competency Potential of an Academic Subject (Case-study of Foreign Languages): Monograph / A.N. Kuznetsov. M.: MSAU, 2014. 120 p.
3. Klementieva V.V. The Development of Pedagogical Research Competence of Master of Philological Education in the Process of School Leadership Multimedia Project: Author. Dis. ...Candidate Phd. Sciences: 13.00.08 / V.V. Klementieva. Kursk, 2009. 33 p.
4. Solyanikov Yu.V. Ensuring the Quality of Preparation of Pedagogical University Masters to Research Activity: Author. Dis. ...Candidate Phd. Sciences: 13.00.08 / Yu.V. Solyanikov. SPb., 2003. 29 p.
5. Kubrushko P.F. Training of Sientific Advisors and Doctorate Thesis Consultants / P.F. Kubrushko // Innovational Practices in Education: Strategies, Theory and Practice of Development: Proceedings of the VI Russian Scientific and Practical Conference. Ekaterinburg: RSVPU, 2013. Pp. 50-52.
6. Bobrova M.A. Comparative Analysis of the Requirements for the Modern Teacher-bachelor's Degree and Teacher-master / M.A. Bobrova // Scientific Search. 2014. № 2.8. Pp. 24-25.
7. Kubrushko P.F. Analysis of Education: New Aspects / P.F. Kubrushko // Innovative Projects and Programs in Education. 2011. № 6. Pp. 10-13.
8. Drobyazko A.A. Development and Implementation of Graduate Programs on the Basis of Federal
State Educational Standards of Higher Professional Education / A.A. Drobyazko // Journal of Educational and Methodical Association of Professional Pedagogical Education. 2011. № 1(45). Pp. 121-127.
9. Nesterova O.S. Readiness for Professional Work as a Starting Point on the Road to Professionalism / O.S. Nesterova // Bulletin of Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachkin». 2014. № 4. Pp. 58-61.
10. Gorovaya V.I. Research Competence as the Condition to Readiness of Master of Pedagogical Education to Research Activity / V.I. Gorovaya // Science and the world. 2014. № 6(10). Pp. 17-19.
11. Alipichev A.Yu. Optimization of Content and Technology Modular Foreign Language Training Programs Magistrates / A.Yu. Alipichev // Bulletin of Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachkin». 2014. № 4. Pp. 103-106.
12. Siman A.S. Complex Diagnostics of Achievements of Students on a Subject Matter of Higher Education Institution in the Conditions of Competence-Based Approach / A.S. Siman, M.V. Shingareva // Bulletin of Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachkin». 2014. № 4. Pp. 106-109.
Nazarova Lyudmila Ivanovna - PhD in Pedagogic Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Pedagogics and Professional Education Psychology, Russian Timiryazev State Agrarian University; 127550, Moscow, Timiryazevskaya str., 49; tel.: +7 916 351 40 42; e-mail: [email protected].
Chistova Yana Sergeevna - PhD-student of the Department of Pedagogics and Professional Education Psychology, Russian Timiryazev State Agrarian University; 127550, Moscow, Timiryazevskaya str., 49; tel.: +7 916 632 76 75; e-mail: [email protected].
Received 2 July 2015
УДК 378.147:159.9.075 О.С. БОГИНСКАЯ
Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева
диагностика уровня развития самоорганизации студентов: второй этап
В статье поднимается проблема актуальности хорошей самоорганизации будущих педагогов. Обозначены изменения в сфере образования, которые коснулись всех образовательных процессов. Освещаются результаты исследования, проведенного ранее среди студентов педагогических специальностей. По итогам исследования большего развития требуют личностные качества, отвечающие за реализацию конструктивной и организаторской деятельности, другими словами - процесс самоорганизации. Статья содержит описание методики, использованной на первом этапе диагностики для измерения уровня раз-