ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI 10.24411/1813-145X-2019-10415
УДК 378
М. В. Груздев https://orcid.org/0000-0001-5603-0864 И. Ю. Тарханова https://orcid.org/0000-0002-7166-650X
Становление «новой дидактики» педагогического образования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации
Актуальность рассматриваемых в статье вопросов определяется важностью организации диалога между всеми стейкхолдерами профессиональной подготовки педагогических кадров. Изменения требований к качеству профессиональной подготовки учителя, гуманитаризация целей и содержания педагогического образования выдвинули на первый план дискуссию о формах и методах подготовки педагогических кадров в условиях глобального технологического обновления и цифровизации. Статья посвящена обсуждению вопросов научно-методического обеспечения системных качественных изменений в подготовке педагогических кадров. Анализ социокультурных трендов позволил авторам сделать вывод о необходимости изменения не столько содержания предметной подготовки учителей, сколько организации совершенно другой педагогической практики, которая будет способствовать пониманию будущими учителями сущности педагогической профессии, формированию готовности к инновационной деятельности в образовании, оснастит будущих педагогов навыкам использования теоретических знаний для решения прикладных педагогических задач. Обобщив опыт работы и результат исследований, проводимых в педагогических вузах России, и обсудив пути модернизации педагогического образования, авторы выделяют основные направления модернизации дидактики современного педагогического образования. Утверждается, что для подготовки педагогов нового типа, востребованных обществом и способных решать комплексные профессиональные задачи в поликультурных и в динамично развивающихся информационно-образовательных средах, необходимо обеспечить смену технологий преподавания и форм образовательного взаимодействия. Переход в профессиональной подготовке педагога от учителя как носителя фиксированного объема знаний к учителю, обладающему социально значимыми качествами, а также способного воспитывать их у других, требует качественной модернизации педагогического образования. В рамках данного исследования модернизация понимается как соответствие образовательного процесса определенным требованиям современности и будущего. Данная статья продолжает начатую ранее на страницах журнала «Ярославский педагогический вестник» и в рамках деятельности межвузовского исследовательского центра «Новая дидактика» дискуссию по вопросами методологии и практики в области дидактики педагогического образования и высшего образования в целом.
Ключевые слова: высшее педагогическое образование, дидактика, модернизация, цифровое общество.
THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
M. V. Gruzdev, I. Yu. Tarkhanova
Development of Pedagogical Education «New Didactics» in Conditions of Global Technological Updating and Digitalization
The relevance of the questions considered in the article is defined by importance of the organization of dialogue between all stakeholders of professional training of pedagogical staff. Changes of requirements to quality of professional training of the teacher, humanitarization of goals and content of pedagogical education put in the forefront a discussion about forms and methods in preparation of pedagogical staff in conditions of global technological updating and digitalization. The article is devoted to discussion of questions of scientific and methodical ensuring of system high-quality changes in preparation of pedagogical staff. The analysis of sociocultural trends allowed authors to draw a conclusion on the need to change not the content of teachers' subject training but the organization of absolutely different student teaching which will promote understanding of the pedagogical profession essence by future teachers, formation of readiness for innovative activity in education provides future teachers with skills to use theoretical knowledge for the solution of applied pedagogical tasks. Having generalized experience and the researches conducted in pedagogical higher education institutions of Russia and having discussed ways of pedagogical education modernization, the authors allocate the main directions in modernization of modern pedagogical education didactics. It is claimed that for training of new type teachers demanded by society and capable to solve complex professional problems in polycultural and in dynamically developing information and education environments it is necessary to provide a change of teaching technologies and forms of educational interaction. High-
© Груздев М. В., Тарханова И. Ю., 2019
quality transition in professional training of the teacher from the teacher of the carrier of the fixed amount of knowledge to the teacher possessing socially important qualities and also capable to bring them up at others demands high-quality modernization of pedagogical education. Within this research the concept of modernization is understood as compliance of the educational process to certain requirements of the present and the future. This article continues the discussion started earlier on pages of the magazine « Yaroslavl pedagogical bulletin» and within activity of the interuniversity research center «New Didactics» on questions of methodology and practice in the field of pedagogical education didactics and higher education as a whole.
Keywords: higher pedagogical education, didactics, modernization, digital society.
В современном мире образование рассматривается в качестве основного двигателя инновационного развития общества, в связи с этим профессиональное педагогическое образование обретает еще большее значение. Ведь именно от педагогического образования зависит, какими будут учителя в наших школах, от учителей - какими станут дети, а от детей зависит наше будущее. Подготовка педагогических кадров, способных удовлетворить запрос на формирование человеческого капитала для инновационного общества, становится отправной точкой роста экономики на основе обновления технологий и продуктов.
Сегодня существует колоссальное число мнений о необходимости изменений в педагогическом образовании [1, 2, 3, 5, 13, 15], но до сих пор не определены границы изменений. Мы в своих исследованиях основываемся на позиции, согласно которой изменения в педагогическом образовании нужны ровно в той степени, в какой нас не устраивает нынешний его результат.
Так, ключевыми для современного педагогического образования представляются две проблемы:
- Разрыв между декларированными целями, образовательными стандартами и фактическими образовательными практиками, образовательными результатами.
- Несоответствие практик мониторинговых исследований и контрольных мероприятий решению задач развития кадрового потенциала системы образования.
Именно эти два вектора, на наш взгляд определяют современные треки модернизации. Но для того, чтобы что-то менять, надо, как минимум, понимать реалии времени, осознавать его вызовы, и быть готовыми профессионально на них реагировать.
В основе изменений педагогического образования лежат концептуальные идеи, анализ которых в октябре 2017 г. на Всероссийской конференции по обсуждению результатов комплексного проекта по модернизации педагогического образования в РФ (2014-2017 гг.), позволил выделить ряд результатов модернизации, которые можно считать состоявшимися:
1. Содержание педагогического образования приведено в соответствие с требованиями профессиональных стандартов педагогических работников и ФГОС общего образования.
2. ФГОС ВО в рамках УГСН «Образование и педагогические науки» актуализированы в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
3. Вузами-участниками проекта разработаны проекты новых примерных основных образовательных программ, которые представлены на экспертизу в Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки».
4. В ходе реализации проекта успешно апробирована новая модель проектирования модульных основных профессиональных образовательных программ, позволяющая реализовать деятельностный подход к подготовке педагогических кадров.
5. Разработаны и апробированы 42 новые образовательные программы подготовки педагогических кадров по основным направлениям в рамках УГСН «Образование и педагогические науки» для всех категорий педагогических работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов педагогических работников и ФГОС общего образования.
6. Существенно усилена практическая подготовка выпускников. Образовательные организации общего образования и опытные учителя-наставники включены в подготовку будущих педагогов на условиях модели школьно-университетского партнерства.
7. Разработана и успешно апробирована процедура независимой оценки профессиональных компетенций выпускников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Созданная система может быть использована как в качестве добровольной независимой оценки квалификации выпускников, так и в качестве компоненты обновленной системы государственной итоговой аттестации (ГИА).
8. Организовано широкое сетевое взаимодействие вузов по подготовке основных категорий педагогических кадров (педагогов дошкольного образования, педагогов начального общего образования, педагогов общего образования и целого ряда других).
9. Профессорско-преподавательский состав вузов-участников проекта прошел повышение квалификации, обеспечивающее переход на новые принципы проектирования образовательных программ.
10. Материалы проекта прошли широкое профессионально-общественное обсуждение в рамках 20 Всероссийских конференций, на заседаниях Координаци-
М. В. Груздев, И. Ю. Тарханова
онного совета по области образования «Образование и педагогические науки» и федерального учебно-методического объединения высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки».
Реализация Комплексного проекта модернизации педагогического образования показала и ряд нерешенных задач: по-прежнему проблемной остается разработка единых требований к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса в вузе; есть трудности во внедрении междисциплинарного подхода в обучении и организации практик студентов; требуются более решительные шаги по созданию единой электронной информационно -образовательной среды педагогического образования; нет четкого вектора обеспечения преемственности общего среднего, среднего профессионально -педагогического и высшего образования; актуальным остается и поиск эффективных методов воспитания у студентов положительной мотивации к будущей педагогической деятельности, а также отбора и «удержания» молодых педагогов в профессии [6].
К наиболее актуальным вызовам системе образования на современном этапе можно отнести:
- формирование инновационного мышления как условие реализации Стратегии научно -технологического развития в РФ;
- формирование креативного мышления у школьников как условие интеграции в международное образовательное пространство в контексте новой рамки PISA;
- формирование инновационной культуры у школьников;
- формирование ценностей инновационного развития и инновационного поведения;
- овладение основами методологии исследовательской и проектной деятельности;
- формирование представлений о закономерностях и практиках инновационной деятельности в различных областях научного знания на основе понимания современной научной картины мира;
- формирование самостоятельного опыта исследовательской деятельности на примере отдельных областей научного знания, отдельных научных дисциплин.
Принятие данных вызовов как системы профессиональных задач способно, на наш взгляд, существенно сместить акценты в формулировке миссии педагогического образования, которая должна быть не только сформулирована и заявлена, но и осмыслена и присвоена профессиональным педагогическим сообществом. На наш взгляд такой миссией может стать становление педагогов, психологически и технологически готовых к формированию у подрастающего поко-
ления ценностей инновационной культуры и инновационного поведения на основе представления о современной картине мира.
Формулируя данную цель и смысл педагогического образования, мы исходим из понимания того, что сегодня уже недостаточно просто «передавать» знания, давать детям информацию о мире, о земле. Каждый год объем информации, производимой человечеством, увеличивается примерно на треть [17]. Поэтому на первый план сегодня выходит вопрос не «чему учить», а «как учить», чтобы процесс обучения способствовал развитию потенциала человека, его умений выражать собственные мысли, принимать творческие решения, думать о будущем. Значит, будущим учителям, предстоит освоить новые педагогические технологии, активизирующие мышление детей, помогающие им самовыражаться, самостоятельно находить решение в ситуациях учебного и творческого взаимодействия. Это в свою очередь ставит задачу изменения и технологий педагогического образования - ведь студент, с высокой долей вероятности, в своей профессионально-педагогической деятельности будет воспроизводить собственный вузовский формат обучения.
Каковы же приоритетные сферы изменений дидактики педагогического образования? Основными движущими силами изменений рынка труда сегодня являются: смена технологической парадигмы, моделей управления и общественных норм, а также масштабные демографические сдвиги. Данные тенденции требуют перехода в образовании и системах подготовки от «модульного профессионала» к «универсальному специалисту», соответствующему вызовам сложного общества. Это ставит перед дидактикой высшего образования новые сложные задачи: не просто описать отличный от индустриальной эпохи образовательный результат, но и выработать новые подходы к его формированию и оценке.
Традиционная лекционно-семинарская и классно-урочная формы обучения не позволяют обеспечить достижение актуальных образовательных результатов, сформировать актуальные компетенции, поэтому необходимы разработка, апробация и теоретическое осмысление принципиально новых дидактических решений.
С 2018 г. ФУМО ВО «Образование и педагогические науки» реализует проект «Межвузовский исследовательский центр «Новая дидактика», координатором проекта является ЯГПУ им. К. Д. Ушинского (научный руководитель проекта -профессор Е. И. Казакова). Проект предполагает создание открытой площадки для взаимодействия образовательных организаций и отдельных специалистов, ведущих исследования в области методологии и дидактики высшего образования. Задачами проекта
являются анализ педагогических практик в системе высшего образования, инициирование разработки новых образовательных технологий и распространение эффективных технологий и методов обучения, направленных на достижение актуальных образовательных результатов в условиях цифровизации экономики и всех сфер общественной жизни.
В рамках проекта прошли несколько вебинаров, созданы постоянно функционирующие дискуссионные площадки, представлены разработки различных вузов по данному направлению. Обсуждения, прошедшие в рамках работы центра, позволили аккумулировать задачи, выделяемые профессиональным сообществом как приоритетные:
- обеспечить фактический переход студента в субъектную позицию в процессе определения целей и содержания образования;
- отказаться от монополии лекционно-семинарской формы организации образовательного процесса;
- обеспечить активное включение студентов в разнообразные виды учебной деятельности как условие формирования компетентностных результатов обучения;
- изменить ролевую функцию преподавателя от транслятора информации к организатору процесса ее анализа, осмысления и использования в решении практических задач.
Таким образом, новая дидактика педагогического образования должна не просто описать отличный от индустриальной эпохи образовательный результат, но и выработать новые подходы к его формированию и оценке. Педагогическое образование должно быть реструктурировано под реалии XXI в.
Все это существенно меняет подходы к формам организации подготовки будущего педагога. Учитывая, что природа педагогических компетенций деятельност-ная, а не знаниевая, на первое место в образовательном процессе выходит не информирование обучающегося, а формирование умений разрешать педагогические проблемы, опыта взаимодействия с участниками образовательного процесса, создание ситуаций успеха в профессиональной и квазипрофессиональной деятельности.
Что же мешает решению этих задач в традиционных схемах организации учебного процесса? Как показывает проведенный нами анализ, в основе традиционных дидактических методов лежат исторически сложившиеся механизмы отражения знаний (чувственно-образное и вербально-логическое) и, соответственно, создававшиеся для них дидактические средства материальной и словесной наглядности. В основе дидактики педагогического образования дол-
гое время лежали идеи средневековой схоластики, которые ориентировали преподавателей вузов на использование классических текстов при освоении студентами различных учебных дисциплин в соответствии с профессиональной направленностью факультетов [8]. В качестве основной формы организации учебной деятельности была принята лекция, рассматриваемая как авторское изложение выдвинутой научной (учебной) проблемы в определенной логике и системе. Сегодня же, важно обеспечить переход к новому практикоори-ентированному статусу учебного задания как ключевой дидактической единицы образовательного процесса взамен соответствующей роли лекции и семинарского занятия. Необходим поиск эффективных способов решения образовательных задач с отказом от архаичных неэффективных технологических решений (домашние задания, подготовка рефератов, проведение внезапных выборочных проверочных работ).
В известном докладе Римскому клубу «Нет пределов обучению», Дж. Боткин, М. Эльманджера и М. Малиц фокусируются на активной роли человека в его отношениях как к знанию, так и к жизни [14]. В качестве основоной педагогической стратегии авторы предлагают сочетание творческого вовлечения со специализацией, автономию личности с интеграцией в культуру, инициативную деятельность
с ответственностью, что, на наш взгляд, как нельзя лучше отражает миссию подготовки современного педагога. В связи с этим, нам представляется важным обеспечить усиление роли различных видов кооперации студентов и преподавателей в образовательном процессе как условие решения многих сложных практических задач взамен парадигмы абсолютной ценности конкурентной среды, сформировать навыки принятия решений в условиях неопределенности, организовать процесс самостоятельного получения студентами значительной доли содержания образования на различных цифровых платформах, онлайн-курсах, образовательных продуктах других вузов и др. Все это возможно только при условии обеспечения включения в образовательный процесс новой методологии и новой предметности, возникающих в условиях междисци-плинарности и формирования универсальных компетенций, как интегрирующего образовательного результата [10,16,18].
Еще одним направлением модернизации дидактики педагогического образования становится сдвиг парадигмы от традиционной дидактики к электронной (е-Didactics) [12]. Интенсивное развитие технологий и сервисов сети Интернет, появление глобальных систем дистанционного сбора, распределенного хранения, обработки и использования информации («облачные» технологии), проекты «интернет вещей»
(InternetofГЫngs - 1оТ), «разумная среда» (SmartEnvironments) и др. создают повод для дискуссии о возможности реализации принципиально новых методов обучения. Уже через год-два в наши аудитории придет поколение «родившееся с планшетом в руках». С рождения их окружает так много информации, что они выбирают привлекает простой, понятный и интересный контент. Они понимают ценность своего внимания и не хотят распылять его на то, что неинтересно. Они не любят ощущать преграды на пути к информации и уверены, что все и всегда можно найти в Интернете. Игнорировать эту часть современной реальности не следует. Выходом может стать использование электронных устройств и возможностей Интернет-коммуникаций в образовательном процессе. Вот почему одним из важных аспектов университетского образования становится электронное обучение.
Сегодня ведущие педагогические университеты предпринимают попытки разработать и внедрить в практику нелинейные формы изучения учебного материала, соответствующие принципам построения цифрового образовательного пространства, обеспечить организацию взаимодействия в образовательном процессе различных образовательных платформ [4]. На наш взгляд, это направление изменений требует кооперации. Педагогическому образованию нужно открытое образовательное пространство, единая смысловая платформа, аккумулирующая передовых образовательных и профессиональных практик, формирования научно-профессионального сообщества. Это позволит обеспечить возможность освоения студентами отдельных модулей и дисциплин в дистанционном формате с возможностью зачета полученного таким образом результата в качестве результата освоения соответствующей дисциплины (модуля) основной образовательной программы, обеспечит эффективное взаимодействие в образовательном процессе онлайн-и офлайн-форматов обучения.
Современная дидактика педагогического образования сталкивается с принципиально новыми вызовами: как обеспечить включенность студентов, чтобы они занимались не банальным потреблением знания, а его самовоспроизводством, и как разнообразить обратную связь? [17]. Обеспечить усиление роли новейших исследовательских инструментов в организации процесса обучения и формировании актуальных образовательных результатов позволит, на наш взгляд, появление новых ролевых функций в современном образовательном процессе. Сегодня важно создать новые форматы учебной деятельности, в которых студент находится не в позиции ожидания будущей профессиональной деятельности, а реализует конкретные ролевые функции
в реальном образовательном процессе (позиции аналитика, проектировщика, модератора, куратора я и др.)
Сегодня вузовская среда меняется в сторону «ан-тропологизации» - происходит смещение акцента с проблем обучения (когда во главу угла ставится предметная составляющая), на проблемы развития субъектов образовательного процесса, на механизмы, гармонизирующие их отношения в обучении [11].
В этой связи возникает ряд точек преобразования университетской среды, как источника опыта будущих педагогов и пространства их профессиональзации:
- особая культура обучения, полагающаяся на мультипланирование и конкурирующие образцы поведения и мысли, на конструирование знания учащимися в проблемной среде;
- обучение как сложный нелинейный, открытый и саморазвивающийся процесс. Смещение акцентов с оси взаимодействия «студент - преподаватель» на взаимодействие «студент - учебно-профессиональная задача;
- программы дополнительного образования по «педагогическим профессиям будущего» (арт-педагог, игротехник, проектировщик образовательных маршрутов, куратор онлайн-платформ, междисциплинарный тьютор и т. п.);
- вариативность форм педагогических практик и их непрерывность в ходе профессиональной подготовки педагога, создание стажировочных площадок на базе передовых образовательных организаций, создание «педагогической интернатуры»;
- смещение акцентов от индивидуализации обучения к коллаборации, развитие технологий «обучения сообща»;
- изменение системы оценки образовательных результатов (демонстрационный экзамен, портфолио педагогических достижений и т. п.).
Все вышеназванные изменения невозможны без существенного изменения роли преподавателя педагогического вуза: от «транслятора» знаний к «менеджеру» профессионального становления будущего учителя [7]. Сегодня на преподавателя возлагаются такие, пока еще привычные, задачи как: конструирование информационно-образовательной среды, помощь студенту в ориентировке в информационном поле, презентация способов деятельности для достижения конкретных результатов, работа с уже имеющимися у студентов представлениями, их актуализация и систематизация.
На наш взгляд, именно профессорско-преподавательский состав является авангардом изменений в подготовке педагогических кадров будущего, и требования к профессионализму вузовского преподавателя будут только расти. Важно при этом, при сохра-
нении научного потенциала профессуры и неснижении планки академичности университетского знания усилить практико-ориентированность преподавания за счет интеграции научно-педагогических работников в образовательные организации региона. В нашем университете уже сегодня нередки ситуации, когда профессор руководит научно-исследовательской работой школы, доцент работает по совместительству учителем или ведет авторский on-line курс для школьников, и такие практики необходимо не только сохранять, но и приумножать.
Кадровый потенциал отрасли профессионального педагогического образования следует рассматривать несколько шире, чем ресурсы отдельных вузов. Сегодня в одиночку развиваться невозможно, поэтому мы ратуем за развитие межвузовских стажировок преподавателей и аспирантов; проведение межвузовские конкурсов молодых преподавателей; создание управленческого кадрового резерва педагогической отрасли.
Все вышесказанное являлось попыткой обоснования направлений изменения, то есть фиксировало векторы будущего педагогического образования. А можно ли посеять ростки будущего в настоящем? Ведь педагогическое образование, как и любое другое высшее образование функционирует в определенных нормативных рамках. Сейчас мы работаем по второй актуализированной версии стандартов третьего поколения, получившей кодовое наименование ФГОС 3++. Их появление связано с развитием тренда стандартизации, которая распространяется не только на образование, но и на сферу профессиональной деятельности, принятие профессиональных стандартов. И проекты, и уже вступившие в силу документы этой волны меняют подход к компетентностной модели выпускников, закрепляют связь между профессиональными стандартами и образовательными. Более стройной становится компетентностная модель выпускника высшей школы, реализована идея преемственности в развитии компетенций на разных уровнях высшего образования (бакалавриат - магистратура - аспирантура). При всей регламентности, ФГОС ВО 3++ остался рамочным документом - он стандартизирует результат и условия, но не стандартизирует содержание и формы образовательного процесса, и поэтому оставляет место для инноваций.
Библиографический список
1. Болотов, В. А. Педагогическое образование: основные вызовы [Текст] / В. А. Болотов // Тенденции развития образования: Кадры решают все : материалы X Международной научно-практической конференции. - М. : Издательский дом «Дело», 2014. - с. 94-99.
2. Васильев, И. А. Проблемы и направления модернизации педагогического образования: экспертная оценка
[Текст] / И. А. Васильев // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 3. - С. 32-36.
3. Засыпкин, В. П. Модернизация педагогического образования [Текст] / В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский // Социологические исследования. - 2011. - № 2. - С. 87-93.
4. Казакова, Е. И. Университет как субъект обновления содержания образования [Текст] / Е. И. Казакова // Три миссии университета: образование, наука, общество : монография. Сер. «Евразийские университеты XXI века» / под ред.
B. А. Садовничего. - М. : Изд-во МГУ, 2019. - С. 144-155.
5. Кларин, М. В. Дидактика XXI века и вызовы современного образования: обращаясь к наследию общедидактической теории содержания общего среднего образования и процесса обучения [Текст] / М. В. Кларин // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2015. - № 5 (26). - С. 97-108.
6. Лазарев, В. С. Ключевые проблемы модернизации педагогического образования [Текст] / В. С. Лазарев // Педагогическое образование и наука. - 2017. - № 4. - С. 7-14.
7. Макарова, Н. С. Деятельность преподавателя вуза в условиях стандартизации высшего образования [Текст] / Макарова Н. С. // Человек и общество в нестабильном мире : материалы международной научно-практической конференции ; отв. ред. Г. И. Тюменцева. - Омск : Изд-во Омской юридической академии, 2018. - С. 80-84.
8. Осмоловская, И. М. Процесс обучения в современной дидактике [Текст] / И. М. Осмоловская // Человекоразмерное образование: актуальные проблемы педагогических практик : материалы научно-практической конференции, посвященной педагогическому наследию М. А. Данилова, Л. А. Степашко (приурочена к 90-летию сло дня рождения Лилии Анатольевны Степашко). - Владивосток : Изд-во ДФУ, 2018. - С. 8-16.
9. Реморенко, И. М. Семантика стандартов: как разные страны формулируют смыслы содержания образования [Текст] / К. А. Баранников, И. М. Реморенко // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - Т. 2. № 5 (44). -
C. 45-56.
10.Фрумин, И. Д. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра [Текст] / Фрумин И. Д., Добрякова М. С., Баранников К. А., Реморенко И. М. // Современная аналитика образования. -2018. - № 2 (19). - С. 1-25.
11.Шоган, В. В. Пять технологий новой дидактики [Текст] / Шоган В. В., Сторожакова Е. В., Мкртчян Н. М., Кужелев И. А. // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2017. - № 2. - С. 41-52.
12.Andrews, R. (2011) Does e-Leaming Require a New Theory of Learning? Some Initial Thoughts // Journal for Educational Research Online. Vol. 3. № 1. рр. 104-121
13.Bolotov, V. A. (2012) Development pedagogy - the crisis of the genre? Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. Volume 5. p. 1583-1592
14.Botkin, J. W., Elmandjra, M. & Malitza M. (1979) № limits to Learning. Bridging the Human Gap. A Report to the Club of Rome. Oxford: Pergamon Press, 1979. 159 р.
15.Haverhals, B. (2007) The normative foundations of research-based education: Philosophical notes on the transformation of the modern university idea. Studies in Philosophy and Education. Volume 26: 419-432.
16.Gruzdev, M. V., Kasakova, E. I., Kuznetsova, I. V. & Tarkhanova, I. U. (2018) University Graduates' Soft Skills: the
Employers' Opinion. European Journal of Contemporary Education, Volume 7(4), p. 690-698.
17.Reinsel, D., Gantz, J. & Rydning, J (2018) The Digitization of the World From Edge to Core. An IDC White Paper -#US44413318, Sponsored by Analyze The Future.
18.Tarkhanova, I. Yu. & Koryakovtseva, O. A. (2018) The development of universal competences of the adult population through education. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. Volume LI. - 18TH PCSF-2018, 1989-1996.
Reference List
1. Bolotov, V. A. Pedagogicheskoe obrazovanie: osnovnye vyzovy = Pedagogical education: main challenges [Tekst] / V. A. Bolotov // Tendencii razvitija obrazovanija: Kadry reshajut vse : materialy X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii. - M. : Izdatel'skij dom «Delo», 2014. - S. 94-99.
2. Vasil'ev, I. A. Problemy i napravlenija modernizacii ped-agogicheskogo obrazovanija: jekspertnaja ocenka = Problems and directions of pedagogical education modernization: an expert assessment [Tekst] / I. A. Vasil'ev // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2012. - № 3. - S. 32-36.
3. Zasypkin, V. P. Modernizacija pedagogicheskogo obrazovanija = Modernization of pedagogical education [Tekst] / V. P. Zasypkin, G. E. Zborovskij // Sociologicheskie issledovani-ja. - 2011. - № 2. - S. 87-93.
4. Kazakova, E. I. Universitet kak sub#ekt obnovlenija soderzhanija obrazovanija = University as subject of updating of education content [Tekst] / E. I. Kazakova // Tri missii universi-teta: obrazovanie, nauka, obshhestvo : monografija. Ser. «Ev-razijskie universitety XXI veka» / pod red. V. A. Sadovniche-go. - M. : Izd-vo MGU, 2019. - S. 144-155.
5. Klarin, M. V. Didaktika HHI veka i vyzovy sovremen-nogo obrazovanija: obrashhajas' k naslediju obshhedidaktich-eskoj teorii soderzhanija obshhego srednego obrazovanija i processa obuchenija = Didactics of the XXI century and challenges of modern education: addressing heritage of the all-didactic theory of content of the general secondary education and process of training [Tekst] / M. V. Klarin // Otechestvennaja i zarubezh-naja pedagogika. - 2015. - № 5 (26). - S. 97-108.
6. Lazarev, V. S. Kljuchevye problemy modernizacii peda-gogicheskogo obrazovanija = Key problems of pedagogical education modernization [Tekst] / V. S. Lazarev // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2017. - № 4. - S. 7-14.
7. Makarova, N. S. Dejatel'nost' prepodavatelja vuza v uslovijah standartizacii vysshego obrazovanija = Activity of the teacher of higher education institution in conditions of the higher education standardization [Tekst] / N. S. Makarova // Che-lovek i obshhestvo v nestabil'nom mire : materialy mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii ; otv. red. G. I. Tjumenceva. - Omsk : Izd-vo Omskoj juridicheskoj akad-emii, 2018. - S. 80-84.
8. Osmolovskaja, I. M. Process obuchenija v sovremennoj didaktike = Process of training in modern didactics [Tekst] / I. M. Osmolovskaja // Chelovekorazmernoe obrazovanie: ak-tual'nye problemy pedagogicheskih praktik : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj pedagogicheskomu naslediju M. A. Danilova, L. A. Stepashko (priurochena k 90-letiju slo dnja rozhdenija Lilii Anatol'evny Stepashko). - Vladivostok : Izd-vo DFU, 2018. - S. 8-16.
9. Remorenko, I. M. Semantika standartov: kak raznye strany formulirujut smysly soderzhanija obrazovanija = Semantics of standards: how the different countries formulate meanings of education content [Tekst] / K. A. Barannikov, I. M. Remorenko // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogi-ka. - 2017. - T. 2. № 5 (44). - S. 45-56.
10.Frumin, I. D. Universal'nye kompetentnosti i novaja gramotnost': chemu uchit' segodnja dlja uspeha zavtra = Universal competence and new literacy: what should be taught today for success tomorrow [Tekst] / I. D. Frumin, M. S. Dobrjakova, K. A. Barannikov, I. M. Remorenko // Sovremennaja analitika obrazovanija. - 2018. - № 2 (19). - S. 1-25.
11. Shogan, V. V. Pjat' tehnologij novoj didaktiki = Five technologies of new didactics [Tekst] / V. V. Shogan, E. V. Storozhakova, N. M. Mkrtchjan, I. A. Kuzhelev // Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. -2017. - № 2. - S. 41-52.
12.Andrews, R. (2011) Does e-Learning Require a New Theory of Learning? Some Initial Thoughts // Journal for Educational Research Online. Vol. 3. № 1. rr. 104-121
13.Bolotov, V. A. (2012) Development pedagogy - the crisis of the genre? Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. Volume 5. p. 1583-1592
14.Botkin, J. W., Elmandjra, M. & Malitza M. (1979) № limits to Learning. Bridging the Human Gap. A Report to the Club of Rome. Oxford: Pergamon Press, 1979. 159 r.
15.Haverhals, B. (2007) The normative foundations of research-based education: Philosophical notes on the transformation of the modern university idea. Studies in Philosophy and Education. Volume 26: 419-432.
16.Gruzdev, M. V., Kasakova, E. I., Kuznetsova, I. V. & Tarkhanova, I. U. (2018) University Graduates' Soft Skills: the Employers' Opinion. European Journal of Contemporary Education, Volume 7(4), r. 690-698.
17.Reinsel, D., Gantz, J. & Rydning, J (2018) The Digitization of the World From Edge to Core. An IDC White Paper -#US44413318, Sponsored by Analyze The Future.
18.Tarkhanova, I. Yu. & Koryakovtseva, O. A. (2018) The development of universal competences of the adult population through education. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. Volume LI. - 18TH PCSF-2018, 1989-1996.