Научная статья на тему 'Ценностные «Вызовы» современного педагогического образования: существуют ли «Ответы»?'

Ценностные «Вызовы» современного педагогического образования: существуют ли «Ответы»? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / АКСИОЛОГИЯ / УНИВЕРСАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / VALUE / VALUE ORIENTATIONS / PEDAGOGICAL EDUCATION / STUDENT / AXIOLOGY / UNIVERSAL COMPETENCE / MODERNIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ледовская Татьяна Витальевна, Солынин Никита Эдуардович, Ходырев Александр Михайлович

В статье раскрываются некоторые проблемы современного педагогического образования с точки зрения ценностного подхода. Эти проблемы связаны с изменениями, происходящими в педагогическом образовании, трудностями из-за различной трактовки аксиологических подходов, порождающих реформирование системы образования. Исследование показало, что даже в пределах педагогического вуза есть различие в представлениях о ценностях педагога. Студенты непедагогических направлений подготовки среди приоритетных ценностей педагогического образования указывают ценности, необходимые в любой профессии, а студенты педагогических направлений подготовки указывают дополнительно ценности, характерные именно для педагогической деятельности. Зафиксировано развитие ценностных направленностей и ценностных установок у студентов в процессе обучения в вузе: на первый план выходят демократизация, коллективизация, гуманизация. Происходит постепенный отказ от «себя» в пользу «другого» (от эгоизма к альтруизму). Так, на четвертом курсе у студентов педагогического вуза начинает складываться собственно профессиональная идентичность, четко прослеживающаяся по изменениям в ценностных ориентирах. Это предположительно связано с тем, что на 4 курсе студенты начинают активно углябляться в профессию через производственную практику, через изучение дисциплин профессионально цикла. Доказано, что ассортимент ценностей у студентов-педагогов достаточно широк. Также в период обучения в вузе у них изменяется представление о значимости многих именно профессиональных педагогических ценностей. Так, появляется следующий спектр ценностей: уважение/любовь к детям, развитие, знания, гуманизм, толерантность, доброта/доброжелательность, любовь к профессии, понимание детей, воспитанность, организаторские способности, индивидуальный подход. В целом доказывается, что ценности педагогического образования формируются в процессе образования. Освоение педагогических ценностей студентом как раз и происходит в контексте педагогизации самой среды обучения, в контексте встречи педагога и ребенка, их события́ в данной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ледовская Татьяна Витальевна, Солынин Никита Эдуардович, Ходырев Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value «challenges» of modern pedagogical education: are there «answers»?

The article reveals some problems of modern pedagogical education in terms of the value approach. These problems are associated with changes occurring in teacher education, difficulties due to different interpretations of axiological approaches that give a rise to the reform of the education system. The study showed that even within the pedagogical university there is a difference in ideas about the values of the teacher. Students of non-pedagogical areas of training among the priority values of pedagogical education indicate the values necessary in any profession, and students of pedagogical areas of training additionally indicate values that are specific to pedagogical activity. The development of value orientations and value attitudes of students in the process of studying at a university is recorded: democratization, collectivization, humanization come to the fore. There is a gradual rejection of «self» in favor of the «other» (from selfishness to altruism). So, in the fourth year students of the pedagogical university begin to take shape in their own professional identity, clearly traced by changes in value guidelines. It has been suggested that this is due to the fact that in the 4th year students begin to delve actively into the profession through work experience, through the study of the disciplines of the professional cycle. It is proved that the range of values among student teachers is quite wide. Also, during the period of study at the university, their understanding of the significance of many precisely professional pedagogical values changes. So, the following range of values appears: respect / love for children, development, knowledge, humanism, tolerance, kindness / goodwill, love for the profession, understanding of children, good breeding, organizational skills, individual approach. In general, it is proved that the values of teacher education are formed in the educational process. The mastering of pedagogical values by the student just happens in the context of pedagogization of the learning environment itself, in the context of the meeting of the teacher and the child, their events in this environment.

Текст научной работы на тему «Ценностные «Вызовы» современного педагогического образования: существуют ли «Ответы»?»

DOI 10.24411/1813-145X-2019-10452 УДК 378+159.9

Т. В. Ледовская https://orcid.org/0000-0002-3134-1436 Н. Э. Солынин https://orcid.org/0000-0001-6896-0479 А. М. Ходырев https://orcid.org/0000-0001-9871-9440

Ценностные «вызовы» современного педагогического образования: существуют ли «ответы»?

В статье раскрываются некоторые проблемы современного педагогического образования с точки зрения ценностного подхода. Эти проблемы связаны с изменениями, происходящими в педагогическом образовании, трудностями из-за различной трактовки аксиологических подходов, порождающих реформирование системы образования. Исследование показало, что даже в пределах педагогического вуза есть различие в представлениях о ценностях педагога. Студенты непедагогических направлений подготовки среди приоритетных ценностей педагогического образования указывают ценности, необходимые в любой профессии, а студенты педагогических направлений подготовки указывают дополнительно ценности, характерные именно для педагогической деятельности. Зафиксировано развитие ценностных направленностей и ценностных установок у студентов в процессе обучения в вузе: на первый план выходят демократизация, коллективизация, гуманизация. Происходит постепенный отказ от «себя» в пользу «другого» (от эгоизма к альтруизму). Так, на четвертом курсе у студентов педагогического вуза начинает складываться собственно профессиональная идентичность, четко прослеживающаяся по изменениям в ценностных ориентирах. Это предположительно связано с тем, что на 4 курсе студенты начинают активно углябляться в профессию через производственную практику, через изучение дисциплин профессионально цикла. Доказано, что ассортимент ценностей у студентов-педагогов достаточно широк. Также в период обучения в вузе у них изменяется представление о значимости многих именно профессиональных педагогических ценностей. Так, появляется следующий спектр ценностей: уважение/любовь к детям, развитие, знания, гуманизм, толерантность, доброта/доброжелательность, любовь к профессии, понимание детей, воспитанность, организаторские способности, индивидуальный подход. В целом доказывается, что ценности педагогического образования формируются в процессе образования. Освоение педагогических ценностей студентом как раз и происходит в контексте педагогизации самой среды обучения, в контексте встречи педагога и ребенка, их события в данной среде.

Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, педагогическое образование, студент, аксиология, универсальная компетенция, модернизация образования.

T. V. Ledovskaya, N. E. Solynin, A. M. Khodyrev

Value «challenges» of modern pedagogical education: are there «answers»?

The article reveals some problems of modern pedagogical education in terms of the value approach. These problems are associated with changes occurring in teacher education, difficulties due to different interpretations of axiological approaches that give a rise to the reform of the education system. The study showed that even within the pedagogical university there is a difference in ideas about the values of the teacher. Students of non-pedagogical areas of training among the priority values of pedagogical education indicate the values necessary in any profession, and students of pedagogical areas of training additionally indicate values that are specific to pedagogical activity. The development of value orientations and value attitudes of students in the process of studying at a university is recorded: democratization, collectivization, humanization come to the fore. There is a gradual rejection of «self» in favor of the «other» (from selfishness to altruism). So, in the fourth year students of the pedagogical university begin to take shape in their own professional identity, clearly traced by changes in value guidelines. It has been suggested that this is due to the fact that in the 4th year students begin to delve actively into the profession through work experience, through the study of the disciplines of the professional cycle. It is proved that the range of values among student teachers is quite wide. Also, during the period of study at the university, their understanding of the significance of many precisely professional pedagogical values changes. So, the following range of values appears: respect / love for children, development, knowledge, humanism, tolerance, kindness / goodwill, love for the profession, understanding of children, good breeding, organizational skills, individual approach. In general, it is proved that the values of teacher education are formed in the educa-

© Ледовская Т. В., Солынин Н. Э., Ходырев А. М., 2019

tional process. The mastering of pedagogical values by the student just happens in the context of pedagogization of the learning environment itself, in the context of the meeting of the teacher and the child, their events in this environment.

Keywords: value, value orientations, pedagogical education, student, axiology, universal competence, modernization of education.

Актуальность исследования. В настоящее время в психолого-педагогической литературе активно обсуждаются вопросы, связанные с реализацией аксиологического подхода в образовании. Особое место занимает обсуждение ценностей педагогического образования, причем формируемых как на внешнем, так и на внутреннем уровне. Следует отметить, что в контексте обсуждаемой проблематики особое внимание уделяется вопросам модернизации высшего образования, а в особой степени - педагогического. Существует позиция, что новые условия, в которых, в силу ряда причин, находится современное педагогическое образование, требуют абсолютно других подходов к обучению студентов, разработки и формирования «новой дидактики» педагогического образования [3, 13], обновления содержания педагогического образования [6] и др.

Анализ различных источников и педагогического опыта показал, что в современном педагогическом образовании существует ряд проблем («вызовов»), связанных, с одной стороны, с попытками реформирования педагогического образования, трудностями из-за различной трактовки аксиологических подходов, порождающих реформирование системы образования; с другой - с существующими глобальными тенденциями, такими как цифровизация, стандартизация, обучение, центрированное на студенте и т. д. [9, 21, 26].

Несмотря на то, что основные «вызовы» педагогического образования уже обсуждались в психолого-педагогической литературе последних лет [1], мы попопытаемся четко формулировать те из них, которые, по нашему мнению, в значительной степени актуализируются и проявляются в настоящее время.

Ценностные «вызовы» современного педагогического образования:

— Могут ли рассматриваться ценности как образовательные результаты?

— Какова оптимальная модель подготовки педагогов (бакалавриат / магистратура / аспирантура или различные курсы (переподготовка, повышение квалификации)?

— Существует ли ценностная среда в педагогическом пространстве? Формирует ли среда ценности педагогического образования? Педа-

гог - «проводник» ценностей или транслятор знаний, умений, навыков?

— Появление новых ценностей («псевдоценности», цифровизация). Устарели ли «классические» способы формирования ценностей? Сами ценности?

— Достигается ли непрерывность педагогического образования именно за счет реализации ценностного подхода?

Ниже попытаемся коротко обсудить каждый «вызов».

Вызов 1. Могут ли рассматриваться ценности как образовательные результаты?

К вопросу анализа образовательных результатов обращались многие исследователи. Нас же заинтересовал результат исследований В. Г. Голуб, И. С. Фишман, Л. И. Фишман, которыми осуществлен анализ большого количества различных ФГОС ВО. Авторы указывают, что в ряде стандартов компетенции сформулированы в лексике формирования ценностей. Исходя из этого они вполне могут рассматриваться как образовательные результаты [2, 19].

В настоящее время особое внимание, в связи с необходимостью разработки ФГОС ВО нового поколения, уделяется исследованию универсальных компетенций разных категорий населения [12, 13, 27].

С точки зрения аксиологического подхода хотим особо отметить универсальные компетенции, в которых заложены ориентиры на ценности, формирующие личность студента [22, 23].

Например, в существующих ФГОС ВО 3++ ценность самостоятельности мышления, критичности, скептицизма, недоверчивости реализована в компетенции «Системное и критическое мышление»; ценность дружбы, команды, постановки и реализации целей представлена в компетенции «Командная работа и лидерство». Ценность общения, взаимодействия, установления взаимопонимания показана в компетенции «Коммуникация»; ценность культуры, многообразия культур и их особенностей представлена в компетенции «Межкультурное взаимодействие». Ценность времени, саморазвития, образования ярко просматривается в ценности «Самоорганизация и саморазвитие».

В целом можно сказать, что фактически в каждой универсальной компетенции есть ценностные основания. Особенно четко это прослеживается в индикаторах этих компетенций [8, 12, 27].

В исследованиях поднимается вопрос о необходимости наличия четких инструментов для диагностики сформированности универсальных компетенций [2]. Вместе с тем сейчас можно говорить о том, что на основе анализа подходов к оценке результатов освоения студентами образовательных программ существуют разработанные инструменты отслеживания уровней их выраженности (кейсы, портфолио и т. п.) [7, 8].

Наши исследования показывают, что даже в пределах педагогического вуза есть различие в представлениях о ценностях педагога. Студенты непедагогических направлений подготовки чаще всего указывают ценности, свойственные любому профессионалу (компетентность, профессионализм, ответственность, образование и т. п.), а студенты педагогических направлений подготовки - дополнительно ценности, характерные именно для педагогической деятельности (коммуникабельность, эмпатия, гуманизм, терпение, доброта, желание передавать знание, саморазвитие).

Таким образом, ценности не только могут, но и должны рассматриваться как образовательные результаты, особенно в контексте разработанных универсальных компетенций. Более того, если мы заложим в компетенции ФГОС 3++ ценностные ориентиры, то сможем усилить формирование педагогических ценностей у выпускника педагогического вуза уже через 5-6 лет.

Таким образом, закономерно переходим к обсуждению следующего «вызова».

Вызов 2. Какова оптимальная ценностная модель подготовки педагогов?

В процессе подготовки педагогов по программам бакалавриата происходит развитие системы ценностей студентов педагогического вуза. Динамика ценностей студентов в период обучения в вузе носит преимущественно нелинейный характер, сопровождается кризисами, пиками и спадами. Это позволяет нам утверждать, что становление педагога-профессионала - сложный и длительный процесс, который невозможно осуществить в рамках курса повышения квалификации, переподготовки и т. п.

Например, в Таблице 1 показано, что имеется динамика развития ценностей, ценностных

направленностей и ценностных установок у студентов в период обучения в педагогическом вузе. Представлены только статистически значимые различия [11].

Таблица 1

Динамика развития ценностей, ценностных направленностей и ценностных установок у студентов в период обучения

Хи- Р-уровень

квадрат значимости

Сохранение среды обитания 10,219 ,017*

Мощь и процветание страны 7,637 ,044*

Развитие нравственности культуры в обществе 7,895 ,048*

Семья 7,064 ,050*

Дружба 10,210 ,017*

Отдых 9,678 ,022*

Истина 7,565 ,046*

Авторитаризм/демократизм 7,020 ,050*

Коллективизм/индивидуализм 11,280 ,010**

Эгоизм/альтруизм 13,094 ,004**

Направленность «Не-Я» 9,703 ,021*

Нейтральная направленность 7,189 ,046*

Примечание. Здесь и далее уровень значимости * - р<0,05; ** - р<0,01

На первом курсе обучения в педагогическом вузе не прослеживается тенденция преобладания «полюсности» в ценностных ориентациях, то есть присутствуют и альтруистичные ценности, и эгоистичные. Полученный результат, возможно, объясняется тем, что на 1 курсе учебные группы состоят из студентов, которые закончили обучение в средних общеобразовательных школах разного типа, разного региона и разной направленности. Студенты 1 курса не обладают до конца сформированной профессиональной ориентацией и направленностью на педагогическую деятельность, у них сформирована лишь школьная идентичность[24].

На втором курсе наблюдается большая ориентация на «внутреннюю» направленность ценностей, на их эгоистические тенденции. Это возможно объяснить возрастным кризисом идентичности, кризисом профессионализации, который приходится на конец 2 курса, а также активным периодом становления мировоззрения.

На третьем курсе наблюдается определенный баланс в индивидуальной и общественной направленности ценностей и ценностных ориен-таций, что объясняется окончанием периода становления «учебно-академической идентичности», затем начинается «учебно-профессиональная идентичность» [9, с. 83], что

является закономерным процессом формирования компонентов профессиональной идентичности [20] в период обучения в вузе, связанным с появлением профессиональных ценностей и мотивов, профессиональной Я-концепции и позиции, профессиональных установок и убеждений.

Исходя из этих тенденций, можем заключить, что на четвертом курсе отмечается «общественная направленность» ценностей студентов педагогического вуза, проявляющаяся в большей демократизации, коллективизации, гуманизации жизненных идеалов. Происходит постепенный отказ от «себя» в пользу «другого», то есть на четвертом курсе под влиянием производственной практики, изучения дисциплин профессионального цикла, у студентов педагогического вуза начинает складываться собственно профессиональная идентичность.

Итак, результаты исследования подтверждают мысль о том, что возможна и реальна разработка ценностной модели подготовки педагогов, так как происходит развитие системы определенных ценностей студентов педагогического вуза.

Для реализации этой идеи в полном объеме необходимо осуществить обширный анализ психолого-педагогической литературы, соотнести результат с итогами эмпирического исследования, что позволит составить подробный психологический ценностный портрет педагога. На основе этих результатов возможна разработка ценностной модели подготовки педагогов в условиях педагогического колледжа и вуза, которая невозможна без наличия ценностной среды в педагогическом пространстве.

Вызов 3. Существует ли ценностная среда в педагогическом пространстве?

Мы исходим из того, что воспитательное пространство - это среда, механизмом организации которой является педагогическое событие обучающихся и взрослых [4].

Сама по себе среда - данность и не всегда обладает воспитывающим влиянием. Не факт, что и учащийся, находящийся в этой среде, будет осваивать и присваивать ее. Педагогизация среды, а также освоение ее студентом как раз и происходят в процессе целе- и ценностно ориентированной встречи педагога и студента, их события в данной среде, что возможно лишь в условиях демократизации образования [15]. Также в исследованиях отмечается, что только в педагогическом вузе возможно формирование ценностно-смысловых основ педагогической деятельности

[16]. Ориентируясь на «опытный» подход, основанный на идее опосредованного формирования ценностей (естественного, протекающего в процессе практической деятельности, переживания, размышления и рефлексии), мы отмечаем различие в подготовке студентов педагогических и непедагогических профилей подготовки. Это выражается в большем количестве практико-ориентированных мероприятий, направленных на усвоение ценностей в результате соучастия преподавателя и студента в этих мероприятиях. Например, формат «пары на ногах».

Кроме того, студенты педагогических профилей подготовки посещают практические мероприятия, организуемые возможными работодателями - психолого-педагогическими центрами, учреждениями дополнительного образования, сельскими школами и т. д. Студенты, принимая активное участие в этих мероприятиях, осознают необходимость саморазвития, важность коммуникабельности, обретают любовь к профессии, получают знания и т. д.

Это также выражается в представлении студентов о ценностях педагога. Диапазон ценностей студентов-педагогов выше, чем студентов-непедагогов.

Отметим также педагогический состав. Если в подготовке студентов педагогических профилей более задействованы профессионалы в области педагогики и психологии, то в подготовке непедагогических - специалисты предметных направленностей (кандидаты исторических наук, кандидаты социологических наук и т. д.).

Таким образом, уже в настоящее время в педагогическом вузе, безусловно, существует ценностная педагогическая среда. Однако она формируется скорее спонтанно, определенными педагогами, нежели централизованно и целенаправленно. Если заложить в программы учебных дисциплин в рамках практических занятий посещение и обсуждение различных мероприятий (многие из которых ежегодны, следовательно, могут быть спланированы), это поможет развивать ценностную среду педагогического вуза, эффективнее управлять формированием ценностей студентов.

Вызов 4. Появление новых ценностей («псевдоценностей»)

В контексте обсуждения этого вызова считаем необходимым рассмотреть существование циф-ровизации образования. С одной стороны, она рассматривается как закономерный и необходи-

мый результат развития общества и образования как одного из его институтов. С другой стороны, существуют феномены, доказывающие, что достижение необходимых образовательных результатов возможно и без использования новых технологий, в том числе компьютерных.

В частности, речь идет о существовании школ особого типа, так называемых резильентных школ [5]. Такие школы работают с самыми сложными учениками - из неблагополучных семей, с детьми мигрантов, со школьниками с нарушениями развития - и при этом добиваются высоких результатов [17, 18]. Без дополнительных денег, высокой административной поддержки или других выдающихся ресурсов эти школы успешно функционируют вопреки всем трудностям.

Нам представляется, что именно здесь проявляется важность события. То есть ценности формируются не через авторитарные, традиционные для советской школы модели приема-передачи информации, а через целе- и ценностно направленное взаимодействие. Интерактивная доска не заменит учителя, а электронный дневник - родительское собрание. Событие имеет крайнюю значимость в формировании ценностей. Педагог должен проводить больше времени с обучаемым, а не становиться бюрократом.

Кроме того, отмечается, что новые технологии препятствуют формированию образовательных результатов, способствуют развитию конкуренции и зависти [25].

Таким образом, при разумном использовании цифровизация закономерна и необходима, однако не стоит уходить и от традиционного субъект-субъектного взаимодействия. В настоящее время педагог все больше становится учителем-«бюрократом». Много времени занимает подготовка программ из-за постоянных изменений ФГОС, заполнение балльно-рейтинговой системы, электронных журналов и т. д.

С каждым годом ситуация становится все напряженнее, поэтому, если ситуация будет развиваться в таком ключе, через несколько лет у педагогов не будет хватать времени на целе- и ценностно направленное взаимодействие с учащимся.

Вызов 5. Достигается ли непрерывность педагогического образования за счет реализации ценностного подхода?

Наши исследования показывают, что ценности формируются в процессе образования.

Изучались 10-е и 11-е педагогические классы и студенты педагогических направлений подготовки. Установлено, что значимость профессиональных педагогических ценностей (уважение/любовь к детям, развитие, знания, гуманизм, толерантность, доброта/доброжелательность, любовь к профессии, понимание детей, воспитанность, организаторские способности, индивидуальный подход) повышается.

Анализ состояния современной системы образования показывает существование следующего парадокса. В настоящее время говорят об отсутствии преемственности стандартов разных уровней образования, о том, что компетенции формулируются абсолютно по-разному.

Вместе с тем результаты наших исследований показывают, что есть преемственность в плане формирования ценностей педагогического образования. Поэтому, взаимодействуя со школами, работая с педагогическими классами, педагогическими колледжами, можно говорить о непрерывности педагогического образования за счет реализации ценностного подхода.

Таким образом, современное педагогическое образование сталкивается с целой чередой трудностей, нововведений, нестандартных ситуаций, которые можно назвать «вызовами». Прежде всего, это ситуации, связанные с преемственностью ступеней образования, непрерывностью педагогического образования, цифровизацией образования и т. д. Результаты нашего исследования позволяют говорить о том, что современное педагогическое образование, в силу своей специфики, вполне успешно справляется с этими ситуациями, прежде всего, за счет реализации аксиологического подхода, который вполне может служить основой для формирования «ответов» на «вызовы».

Библиографический список

1. Болотов, В. А. Педагогическое образование: основные вызовы [Текст] / В. А. Болотов // Тенденции развития образования: Кадры решают все : материалы X Международной научно-практической конференции. - М. : Издательский дом «Дело», 2014. -С. 94-99.

2. Голуб, В. Г., Фишман, И. С., Фишман, Л. И. Стандарты третьего поколения: чему учить и что проверять на выходе [Текст] / В. Г. Голуб, И. С. Фишман, Л. И. Фишман // Вопросы образования. - 2010. -№ 3. - С. 102-115.

3. Груздев, М. В., Тарханова, И. Ю. Становление «новой дидактики» педагогического образования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации [Текст] / М. В. Груздев,

И. Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 3 (108). - С. 47-53.

4. Захарова, М. Б. Диагностика компонентов воспитательного пространства [Текст] / М. Б. Захарова // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 3. -С. 14-18.

5. Исаев, Е. И., Косарецкий, С. Г., Михайлова, А. М. Зарубежный опыт профилактики и преодоления школьной неуспеваемости у детей, воспитывающихся в семьях с низким социально-экономическим статусом [Текст] / Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, А. М. Михайлова // Современная зарубежная психология. - 2018. - Том 8. - № 1. - С. 7-16.

6. Казакова, Е. И. Университет как субъект обновления содержания образования [Текст] / Е. И. Казакова // Три миссии университета: образование, наука, общество : монография. Сер. «Евразийские университеты XXI века» / под ред. В. А. Садовничего. - М. : Изд-во МГУ, 2019. - С. 144-155.

7. Ледовская, Т. В., Солынин, Н. Э. Основные подходы к оценке результатов освоения студентами основных образовательных программ [Текст] / Т. В. Ледовская, Н. Э. Солынин // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 1 (106). - С. 49-55.

8. Ледовская, Т. В., Солынин, Н. Э. Универсальная компетенция «Системное и критическое мышление» [Текст] / Т. В. Ледовская, Н. Э. Солынин // Кейсы для оценки сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, специалитета, магистратуры) / коллектив авторов под общ. ред. И. Ю. Тархановой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. - С. 12-50.

9. Поваренков, Ю. П. Формирование профессиональной идентичности (на материале деятельности учителя) [Текст] / Ю. П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. - 1999. - № 1(19). - С. 79-85.

10. Макарова, Н. С. Деятельность преподавателя вуза в условиях стандартизации высшего образования [Текст] / Н. С. Макарова // Человек и общество в нестабильном мире : материалы Международной научно-практической конференции ; отв. ред. Г. И. Тюмен-цева. - Омск : Изд-во Омской юридической академии, 2018. - С. 80-84.

11. Слепко, Ю. Н. Анализ данных и интерпретация результатов психологического исследования [Текст] : учебное пособие / Ю. Н. Слепко, Т. В. Ледовская, А. Э. Цымбалюк. - 2-е изд., испр. и доп. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2015. - 290 с.

12. Тарханова, И. Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ [Текст] / И. Ю. Тарханова, Е. И. Казакова // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 5. -С. 127-135.

13. Тарханова, И. Ю. Современные регуляторы становления новой дидактики высшего образования [Текст] / И. Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 2 (107). - С. 45-52.

14. Фрумин, И. Д. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра [Текст] / И. Д. Фрумин, М. С. Добряко-ва, К. А. Баранников, И. М. Реморенко // Современная аналитика образования. - 2018. - № 2 (19). - С. 1-25.

15. Bayborodova L. V., Belkina V. V, Rozhkov M. I., Serebrennikov L. N., Khodyrev A. M., Zolotareva A. V. Development of learners' democratic culture // THE SOCIAL SCIENCES (PAKISTAN). - 2016. - Т. 11. -Volume 20. - p. 4941-4948.

16. Bugaychuk T., Khodyrev A., Koriakovtseva O. Формирование ценностно-смысловых основ педагогической профессии в вузе // SOCIETY, INTEGRATION, EDUCATION. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume 1, Higher Education, May 25-26, 2018. Rezekne, Rezekne Academy of Technologies, 2018. p. 57-67.

17. Day, C., Gu, Q. Resilient teachers, resilient schools: Building and sustaining quality in testing times. London: Routledge, 2014. 192 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Day, C. Teachers and the Quality of Education: Why Resilience Counts Most in Testing Times. In John Chi-Kin Lee, Christopher Day (Eds.) // Quality and Change in Teacher Education: Western and Chinese Perspectives, 2016. p. 19-37.

19. Gruzdev, M. V., Kasakova, E. I., Kuznetsova, I. V. & Tarkhanova, I. U. University Graduates' Soft Skills: the Employers' Opinion // European Journal of Contemporary Education. - 2018. - Volume 7(4), р. 690-698.

20. Hallajow N. Identity and Attitude: Eternal Conflict or Harmonious Coexistence // Journal of Social Sciences. - 2018. - Vol. 14. - P. 43-54.

21. Hesson, M. and K. F. Shad, 2007. A Student-Centered Learning Model // Am. J. Applied Sci., 4: 628-636.

22. Kudinov S. I., Kudinov S. S., Kudinova I. B., Belousova S. S. The axiological orientation of students' personality // Psychology in Russia: State of the Art. -

2018. - 11 (1), p. 95-105.

23. Lebedeva N. M., Tatarko A. N. Basic Values in Russia: Their Dynamics, Ethnocultural Differences, and Relation to Economic Attitudes // Psychology in Russia: State of the Art. - 2018. - p. 11 (3), 36-52.

24. Mikhailova O. V. The value-motivational structure of the innovativeness of young students // Psychology in Russia: State of the Art. - 2015. - 8(1). -Р. 112-124.

25. Pengcheng, W., Xingchao, W., Jia, N., Pan, Z., Ke, L., Jiayi, W., Jinjin, G., Li, L. Envy and problematic smartphone use: The mediating role of FOMO and the moderating role of student-student relationship // Personality and Individual Differences. Volume 146, 1 August

2019, Pages 136-142.

26. Reinsel, D., Gantz, J. & Rydning, J The Digitization of the World From Edge to Core // IDC White Paper . - 2018. - 28 p.

27. Tarkhanova, I. Yu. & Koryakovtseva, O. A. The

development of universal competences of the adult population through education. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. - 2018. - Volume LI. -18TH PCSF. - 2018, p. 1989-1996.

Reference List

1. Bolotov, V. A. Pedagogicheskoe obrazovanie: os-novnye vyzovy = Pedagogical education: main challenges [Tekst] / V A. Bolotov // Tendencii razvitija obrazovanija: Kadry reshajut vse : materialy X Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. - M. : Izdatel'skij dom «Delo», 2014. - S. 94-99.

2. Golub, V G., Fishman, I. S., Fishman, L. I. Standarty tret'ego pokolenija: chemu uchit' i chto proverjat' na vyhode = Standards of the third generation: what should be taught and what should be checked at the end [Tekst] / V G. Golub, I. S. Fishman, L. I. Fishman // Voprosy obrazovanija. - 2010. - № 3. - S. 102-115.

3. Gruzdev, M. V, Tarhanova, I. Ju. Stanovlenie «no-voj didaktiki» pedagogicheskogo obrazovanija v uslovijah global'nogo tehnologicheskogo obnovlenija i cifrovizacii = Development of «new didactics» of pedagogical education in the context of global technological renewal and digitalization [Tekst] / M. V. Gruzdev, I. Ju. Tarhanova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -2019. - № 3 (108). - S. 47-53.

4. Zaharova, M. B. Diagnostika komponentov vospi-tatel'nogo prostranstva = Diagnostics of educational space components [Tekst] / M. B. Zaharova // Jaroslavskij ped-agogicheskij vestnik. - 2017. - № 3. - S. 14-18.

5. Isaev, E. I., Kosareckij, S. G., Mihajlova, A. M. Zarubezhnyj opyt profilaktiki i preodolenija shkol'noj neuspevaemosti u detej, vospityvajushhihsja v sem'jah s nizkim social'no-jekonomicheskim statusom = Foreign experience in prevention and overcoming academical failure of children raised in families with low socio-economic status [Tekst] / E. I. Isaev, S. G. Kosareckij, A. M. Mihajlova // Sovremennaja za-rubezhnaja psihologija. - 2018. - Tom 8. - № 1. -S. 7-16.

6. Kazakova, E. I. Universitet kak sub#ekt obnovlenija soderzhanija obrazovanija = University as a subject of educational content renewal [Tekst] / E. I. Kazakova // Tri missii universiteta: obrazovanie, nauka, obshhestvo : monografija. Ser. «Evrazijskie universitety XXI veka» / pod red. V. A. Sadovnichego. - M. : Izd-vo MGU, 2019. -S. 144-155.

7. Ledovskaja, T. V, Solynin, N. Je. Osnovnye pod-hody k ocenke rezul'tatov osvoenija studentami osnovnyh obrazovatel'nyh programm = Main approaches to the assessment of the results of students' mastery of the main educational programs [Tekst] / T. V. Ledovskaja, N. Je. Solynin // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -2019. - № 1 (106). - S. 49-55.

8. Ledovskaja, T. V., Solynin, N. Je. Universal'naja kompetencija «Sistemnoe i kriticheskoe myshlenie» = Universal competence «System and critical thinking» [Tekst] / T. V Ledovskaja, N. Je. Solynin // Kejsy dlja ocenki sformirovannosti universal'nyh kompetencij

obuchajushhihsja pri osvoenii obrazovatel'nyh programm vysshego obrazovanija (programm bakalavriata, special-iteta, magistratury) / kollektiv avtorov pod obshh. red. I. Ju. Tarhanovoj. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2018. -S. 12-50.

9. Povarenkov, Ju. P. Formirovanie professional'noj identichnosti (na materiale dejatel'nosti uchitelja) = Formation of the professional identity (on the material of the teacher's activity) [Tekst] / Ju. P. Povarenkov // Jaroslav-skij pedagogicheskij vestnik. - 1999. - № 1(19). -S. 79-85.

10. Makarova, N. S. Dejatel'nost' prepodavatelja vuza v uslovijah standartizacii vysshego obrazovanija = Activity of the university teacher in conditions of higher education standardization [Tekst] / N. S. Makarova // Chelovek i obshhestvo v nestabil'nom mire : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii ; otv. red. G. I. Tjumenceva. - Omsk : Izd-vo Omskoj ju-ridicheskoj akademii, 2018. - S. 80-84.

11. Slepko, Ju. N. Analiz dannyh i interpretacija re-zul'tatov psihologicheskogo issledovanija = Data analysis and interpretation of psychological research results [Tekst] : uchebnoe posobie / Ju. N. Slepko, T. V. Ledovskaja, A. Je. Cymbaljuk. - 2-e izd., ispr. i dop. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2015. - 290 s.

12. Tarhanova, I. Ju. Ocenka universal'nyh kompetencij studentov pri osvoenii obrazovatel'nyh programm = Evaluation of students' universal competences in the development of educational programs [Tekst] / I. Ju. Tarhanova, E. I. Kazakova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2018. - № 5. - S. 127-135.

13. Tarhanova, I. Ju. Sovremennye reguljatory stanovlenija novoj didaktiki vysshego obrazovanija = Modern regulators of formation of higher education new didactics [Tekst] / I. Ju. Tarhanova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2019. - № 2 (107). - S. 45-52.

14. Frumin, I. D. Universal'nye kompetentnosti i no-vaja gramotnost': chemu uchit' segodnja dlja uspeha zavtra = Universal competences and new literacy: what should be taught today for tomorrow success [Tekst] / I. D. Frumin, M. S. Dobrjakova, K. A. Barannikov, I. M. Remorenko // Sovremennaja analitika obrazovanija. - 2018. - № 2 (19). - S. 1-25.

15. Bayborodova L. V., Belkina V. V, Rozhkov M. I., Serebrennikov L. N., Khodyrev A. M., Zolotareva A. V. Development of learners' democratic culture // THE SOCIAL SCIENCES (PAKISTAN). - 2016. - T. 11. -Volume 20. - p. 4941-4948.

16. Bugaychuk T., Khodyrev A., Koriakovtseva O. Formirovanie cennostno-smyslovyh osnov pedagog-icheskoj professii v vuze // SOCIETY, INTEGRATION, EDUCATION. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume 1, Higher Education, May 25-26, 2018. Rezekne, Rezekne Academy of Technologies, 2018. p. 57-67.

17. Day, C., Gu, Q. Resilient teachers, resilient schools: Building and sustaining quality in testing times. London: Routledge, 2014. 192 p.

18. Day, C. Teachers and the Quality of Education: Why Resilience Counts Most in Testing Times. In John Chi-Kin Lee, Christopher Day (Eds.) // Quality and Change in Teacher Education: Western and Chinese Perspectives, 2016. p. 19-37.

19. Gruzdev, M. V, Kasakova, E. I., Kuznetsova, I. V. & Tarkhanova, I. U. University Graduates' Soft Skills: the Employers' Opinion // European Journal of Contemporary Education. - 2018. - Volume 7(4), r. 690-698.

20. Hallajow N. Identity and Attitude: Eternal Conflict or Harmonious Coexistence // Journal of Social Sciences. - 2018. - Vol. 14. - P. 43-54.

21. Hesson, M. and K. F. Shad, 2007. A Student-Centered Learning Model // Am. J. Applied Sci., 4: 628-636.

22. Kudinov S. I., Kudinov S. S., Kudinova I. B., Belousova S. S. The axiological orientation of students' personality // Psychology in Russia: State of the Art. -2018. - 11 (1), p. 95-105.

23. Lebedeva N. M., Tatarko A. N. Basic Values in Russia: Their Dynamics, Ethnocultural Differences, and

Relation to Economic Attitudes // Psychology in Russia: State of the Art. - 2018. - p. 11 (3), 36-52.

24. Mikhailova O. V The value-motivational structure of the innovativeness of young students // Psychology in Russia: State of the Art. - 2015. - 8(1). -R. 112-124.

25. Pengcheng, W., Xingchao, W., Jia, N., Pan, Z., Ke, L., Jiayi, W., Jinjin, G., Li, L. Envy and problematic smartphone use: The mediating role of FOMO and the moderating role of student-student relationship // Personality and Individual Differences. Volume 146, 1 August 2019, Pages 136-142.

26. Reinsel, D., Gantz, J. & Rydning, J The Digitization of the World From Edge to Core // IDC White Paper. - 2018. - 28 p.

27. Tarkhanova, I. Yu. & Koryakovtseva, O. A. The development of universal competences of the adult population through education. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. - 2018. - Volume LI. -18TH PCSF. - 2018, p. 1989-1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.