Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика ценностей студентов в период кризиса идентичности на разных уровнях педагогического образования'

Сравнительная характеристика ценностей студентов в период кризиса идентичности на разных уровнях педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СМЫСЛ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / AXIOLOGY / VALUE / VALUE ORIENTATION / MEANING / COMPETENCE / PEDAGOGUE TRAINING / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ледовская Татьяна Витальевна, Солынин Никита Эдуардович, Ходырев Александр Михайлович

В данной статье рассматривается проблема сформированности ценностей у студентов будущих педагогов, находящихся в кризисе идентичности. В исследовании реализован аксиологический подход. Решение заявленной проблемы осуществлялось через рассмотрение следующих задач: 1) установление уровня развития ценностей у студентов среднего профессионального образования (СПО) и студентов вуза; 2) установление приоритетности ценностей для студентов СПО и студентов вуза. Показано, что на четвертом курсе СПО отмечается большая «общественная направленность» ценностей студентов, проявляющаяся в большей демократизации, коллективизации, гуманизации жизненных идеалов. Происходит постепенный отказ от «себя» в пользу «другого», т.е. к концу обучения в СПО, на четвертом курсе, у студентов педагогического колледжа начинает складываться собственно профессиональная идентичность, в то время, как студенты 2 курса педагогического вуза характеризуются большей ориентацией на «внутреннюю» направленность ценностей, на их эгоистические тенденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ледовская Татьяна Витальевна, Солынин Никита Эдуардович, Ходырев Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The comparative characteristic of values of students during crisis of identity at different levels of pedagogue training

The problem of formation of values in students in identity crisis is considered in this article. Axiological approach is realised in the research. The solution of the problem was implemented through consideration of the following tasks 1) values' development level determining in pedagogic college and higher education institution students; 2) determining values' priority for pedagogic college and higher education institution students. It is shown that on the fourth year of the training at a pedagogic college, great "public orientation" of students' values is noted, which manifests itself through higher democratisation, collectivisation, and humanisation of vital ideals. There is a gradual refusal of "oneself" in favour of "one's neighbour"; i.e. by the end of training in a pedagogic college, for pedagogue training college fourth year students professional identity proper begins to develop, while students of the second year in pedagogue training high schools are characterised by more "internal" orientation of values, by theirslefish tendencies.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика ценностей студентов в период кризиса идентичности на разных уровнях педагогического образования»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378:159.9

Ледовская Татьяна Витальевна

кандидат психологических наук, доцент

Солынин Никита Эдуардович

кандидат психологических наук

Ходырев Александр Михайлович

кандидат педагогических наук, доцент Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского [email protected], [email protected], [email protected]

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье рассматривается проблема сформированности ценностей у студентов - будущих педагогов, находящихся в кризисе идентичности. В исследовании реализован аксиологический подход. Решение заявленной проблемы осуществлялось через рассмотрение следующих задач: 1) установление уровня развития ценностей у студентов среднего профессионального образования (СПО) и студентов вуза; 2) установление приоритетности ценностей для студентов СПО и студентов вуза. Показано, что на четвертом курсе СПО отмечается большая «общественная направленность» ценностей студентов, проявляющаяся в большей демократизации, коллективизации, гуманизации жизненных идеалов. Происходит постепенный отказ от «себя» в пользу «другого», т.е. к концу обучения в СПО, на четвертом курсе, у студентов педагогического колледжа начинает складываться собственно профессиональная идентичность, в то время, как студенты 2 курса педагогического вуза характеризуются большей ориентацией на «внутреннюю» направленность ценностей, на их эгоистические тенденции.

Ключевые слова: аксиология, ценность, ценностная ориентация, смысл, компетенция, педагогическое образование, студент.

В настоящее время в Российской Федерации происходит завершение процесса подготовки Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего образования и разработка ФГОС ВО 3++. Обоснованность и направленность этих педагогических преобразований должна опираться на современные тенденции реализации аксиологического подхода в образовании, в котором ценностные подходы должны определять смысл и содержание образования. Ценности выполняют функцию базовых норм и принципов, которыми определяется сознание и поведение людей в обществе. Иными словами, стандарты должны ориентироваться на формирование определённых ценностей и в основе их подготовки должен лежать аксиологический подход.

Опираясь на ведущие принципы отечественной психологии и педагогики, в частности, на генетический принцип мы полагаем, что система ценностей студента развивается в период получения высшего профессионального образования. Вместе с тем, известно, что решающим в формировании системы мировоззрения вообще, и системы ценностей, в частности, является период нормативного возрастного кризиса идентичности. Наиболее остро этот кризис переживается в юношеском возрасте. Наряду с этим, опираясь на исследования в области психологии труда, отмечаем, что именно на «этот период приходится и первый этап становления профессиональной идентичности: происходит расширение представлений студента о содержании и условиях профессиональной деятельности, о ка-

чествах, знаниях, умениях, способностях, которыми должен обладать учитель-профессионал» [10, с. 84]. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что в юношеском возрасте, в контексте личностного самоопределения оформляется система мировоззренческой позиции, в которую включается и система ценностных ориентаций, а с другой стороны, у студентов осуществляется адаптация к обучению в вузе [6], к профессиональной деятельности, происходит становление личностных черт, способствующих вхождению в профессию.

Трактовка термина «ценность» в науке неоднозначна. Само понятие ценности имеет несколько словарных смыслов: значение, стоимость, собственно ценность как нечто, имеющее значение. Выделяются основные подходы к пониманию ценностей:

Этико-культурологический. «В этом подходе ценности понимаются как идеальные абсолюты, высшие долженствования, происхождение которых неизвестно, а связи с реальностью, психикой и сознанием не объяснимы. В таком понимании они фактически не поддаются научному психологическому исследованию» [1, с. 13].

«Социологический подход. Ценность отождествляется со значением, а последнее часто сводится к узко понимаемой полезности разнообразных объектов» [1, с. 14].

Психологический подход включает в себя: «а) понимание ценности как феномена психической жизни (А. Маслоу, В. Франкл, М. Рокич);

б) принятие «этико-культурологического» подхода (М.И. Бобневой, отчасти, Ф.Е.Василюка)

116

Вестник КГУ ^ 2019

© Ледовская Т.В., Солынин Н.Э., Ходырев А.М., 2019

и «социологического» понимания. В рамках этой трактовки происходит помещение между субъектом и ценностью-объектом промежуточного понятия «ценностная ориентация»; либо наряду с термином «ценность» используются другие понятия (чаще всего - понятие «смысл»), которые «выглядят» более психологизированными;

в) использование рядоположенных терминов «смысложизненные ориентации личности», «мо-тивационно-смысловая», «смысловая сфера личности» (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, Б.А. Сосновский)» [1, с. 15-16].

Педагогические ценности - это «нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельности педагога. Педагогические ценности различаются по уровню своего существования. На этом основании выделяют социально-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально-личностные ценности» [11, с. 102].

В связи с этим логика психолого-педагогического анализа уровня выраженности и сформиро-ванности ценностей студентов должна включать в себя решение следующих задач: 1) установление уровня развития ценностей у студентов среднего профессионального образования (СПО) и студентов вуза; 2) установление приоритетности ценностей для студентов СПО и студентов вуза.

Программа и методы исследования. В рамках исследования участниками стали студенты СПО и вуза в возрасте 17-21 год. Выбор респондентов

объясняется тем, что, студенты 4 курса педагогического колледжа по уровню сформированное™ педагогических компетенций и по возрасту соответствуют уровню 2 курса вуза. Обе выборки исследования приходятся на период нормативного возрастного кризиса идентичности (Э. Эриксон). В исследовании принимали участие 81 респондент, из них: студенты СПО - 18 человек, студенты вуза - 63.

С целью решения поставленных задач были использован следующий психодиагностический комплекс, разработанный Б.С. Алишевым: «а) Методика диагностики структуры ценностей (Б.С. Алишев). Методика диагностирует 3-х ценностные пространства: первичных функциональных ценностей; ценности - сферы жизнедеятельности; ценности - цели жизнедеятельности; б) методика диагностики ценностной направленности личности в континууме «Я- не Я» (Б.С. Алишев, Е.Р. Сагеева); в) комплексная методика изучения основных социальных установок личности (Б.С. Алишев, Г.И. Кашапова, Е.Р. Сагеева). Методика ориентирована на измерение выраженности социальных установок в континуумах «авторитаризм - демократизм», «коллективизм -индивидуализм», «альтруизм - эгоизм», «экстер-нальность - интернальность» [1, с. 25-26].

Статистические методы обработки данных: «коэффициент корреляции Спирмена, и-критерий Манна - Уитни, качественный анализ полученных результатов» [12, с. 98].

Анализ результатов исследования.

1. На каком уровне развития находятся ценности трех пространств у студентов СПО и студентов вуза?

] Студенты СПО □ Студенты вуза 2 курс

а

-п

5 4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 1 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Рис. 1. Уровень развития ценностных пространств у студентов Примечание: 1. Сохранение среды обитания; 2. Мощь и процветание страны; 3. Жизнь и безопасность каждого человека; 4. Развитие нравственности культуры в обществе; 5. Экономический и технический прогресс; 6. Благополучие близких людей; 7. Мое благополучие; 8. Работа / учеба; 9. Личное здоровье; 10. Семья; 11. Дружба; 12. Любовь; 13. Отдых; 14. Общественная жизнь; 15. Покой; 16. Материальное благополучие; 17. Гармония отношений; 18. Статус; 19. Самоотдача; 20. Разнообразие; 21. Саморазвитие; 22. Красота; 23. Мощь (сила); 24. Добро; 25. Истина; 26. Польза; 27. Справедливость.

а

В результате эмпирического исследования были обнаружены значимые различия в уровне развития следующих ценностей у студентов педагогического колледжа и студентов вуза (рис. 1., табл. 1):

- Ценность «мощь и процветание страны» (и=285,500 при р<0,05), т.е. этот комплексный объект ценностей больше выражен у студентов СПО. Полученный результат, возможно, объясняется тем, что учебный план студентов педагогического колледжа включает в себя больше дисциплин общественного цикла (обществознание, история, право, мировая художественная культура), в рамках которых экстраполируется значимость этих ценностей.

- Мое благополучие (и=281,000 при р<0,05) и личное здоровье (и=257,500 при р<0,05), т.е. эти сферы жизнедеятельности больше выражены у студентов вуза. Данные объясняются тем, что многие студенты вуза совмещают учебно-профессиональную и трудовую деятельность в ущерб собственному здоровью, досугу и личной жизни.

- Общественная жизнь (и=267,500 при р<0,05), т.е. эта сфера жизнедеятельности больше выражена у студентов СПО. Результаты объясняются тем, что студентов колледжей больше ориентируют на участие в общественно-значимых мероприятиях, тогда, как у студентов вуза основная направленность - учебно-профессиональная, воспитательная работа занимает не лидирующую позицию.

- Добро (и=291,500 при р<0,05), т.е. эта первичная функциональная ценность больше развита у студентов СПО. Возможно, это связано с тем, что в педагогическом колледже обучение направлено на формирование умения взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, что

подразумевает особый «мягкий» стиль педагогического общения и педагогической деятельности.

2. Каковы ценностные приоритеты у студентов СПО и студентов вуза?

Для решения этой эмпирической задачи мы проранжировали уровень предпочтительности всех ценностных позиций (табл. 2) и обнаружили закономерность, заключающуюся в схожести групп испытуемых в проявлении предпочитаемых сфер жизнедеятельности.

2.1. Основными приоритетными ценностными отношениями и для студентов СПО, и для студентов вуза являются благополучие близких людей, жизнь и безопасность каждого человека, развитие нравственности и культуры. Для студентов вуза далее более приоритетными становится их личное благополучие, а для студентов СПО сохранение среды обитания. На самом низком уровне приоритетности для обеих групп студентов оказывается экономический и технических прогресс. Полученный результат говорит о том, что «молодые люди в основном ориентированы на благополучие в своей микросоциальной среде и на наиболее фундаментальные, общечеловеческие ценности» [1, с. 27]. Отметим, что «культурно-нравственная сторона развития общества для студентов более важна, чем технико-экономическая. Это дает основания предполагать, что «процветание родины» для молодежи в большей степени ассоциируется с уровнем культуры и нравственности ее населения, чем с ее экономическим и технико-технологическим могуществом» [1, с. 28]. Можем предположить, что это специфическая характеристика студентов, получающих педагогическое образование.

Статистика и Манна-Уитни Р-уровень

Мощь и процветание страны 285,500 0,049*

Мое благополучие 281,000 0,040*

Личное здоровье 257,500 0,037*

Общественная жизнь 267,500 0,033*

Добро 291,500 0,121*

Примечание: * - уровень значимости р<0,05.

Таблица 2

Уровень выраженности и приоритетности основных ценностных отношений у студентов СПО и студентов вуза

Ценности Благополучие близких людей Жизнь и безопасность каждого человека Развитие нравственности культуры в обществе Сохранение среды обитания Мощь и процветание страны Мое благополучие Экономический и технический прогресс

Студенты СПО Мх 4,38 4,11 3,66 2,66 2,16 2,11 1,66

ранг 1 2 3 4 5 6 7

Студенты вуза ранг 1 2 3 5 6 4 7

Мх 4,9 4,02 3,18 2,53 1,53 3,06 1,44

Вестник КГУ ^ 2019

Таблица 1

Различия в уровне развития ценностных пространств у студентов СПО и студентов 2 курса вуза

2.2. Основными приоритетными сферами жизнедеятельности для студентов СПО являются семья, любовь и личное здоровье, а для студентов вуза личное здоровье, семья и любовь. Для студентов вуза далее более приоритетными становится их отдых, а для студентов СПО работа и учеба. На самом низком уровне приоритетности для обеих групп студентов оказывается общественная жизнь. Т.е. основные приоритеты студентов расположены в микросоциальной среде, в неформализованных взаимодействиях. Довольно низкие значения по ценности «работа-учеба» у студентов СПО согласуются с данными других исследователей, говорящими о «низкой мотивации учения и профессионального развития студентов» [1; 2; 8]. «Причина этого, возможно, заключается в проблемах, связанных с трудностями социально-экономического развития общества и с создаваемой ими высокой степенью неопределенности для будущего профессионала» [1; 8]. Особенно это становится актуальным для студента колледжа, профессиональное и личностное самоопределение которого еще не закончилось.

2.3. Основными приоритетными способами жизнедеятельности для студентов СПО являются саморазвитие, гармония отношений и материальное благополучие, а для студентов вуза гармония отношений, саморазвитие и материальное благополучие. Для студентов вуза далее более приоритетными становится их статус, а для студентов СПО покой. На самом низком уровне приоритетности для студентов вуза оказывается покой, а для студентов СПО - статус. Можно утверждать, что среди студентов многие предпочитают материально обеспеченную жизнь, не требующую особых физических и психических усилий. Если выразить это в обобщенной форме, студенты СПО отдают

больший приоритет безопасной, спокойной жизни без постоянных трудов и усилий, а студенты педагогического вуза стремятся сочетать материальное, социальное и духовное, т.е. занять достойное положение в обществе, заслужить авторитет и уважение со стороны окружающих. Возможно, это объясняется особым типом взаимодействия «студент-педагог», которое складывается в условиях СПО: система образования, сложившаяся в рамках колледжа, носит более «школьный» характер, в то время, как педагогическое общение в вузе более академично; существует большой разрыв между статусом преподавателя вуза и студентом.

2.4. Минимальными являются различия между группами по основным приоритетным первичным функциональным ценностям. Здесь четко соблюдается одна и та же ранговая последовательность: для студентов СПО являются добро, справедливость и свобода, а для студентов вуза добро, свобода и справедливость. На самом низком уровне приоритетности для студентов обеих групп оказывается красота, мощь (сила). Полученные результаты вызывают закономерный вопрос: «Почему «свобода» ценится, а «мощь» - нет?» Такой результат, возможно, объясняется тем, что «мощь» и «сила» в широкой трактовке ассоциируется с господством, властью, которые не являются приоритетом в современном педагогическом образовании. То, что добро - более приоритетная ценность, нежели польза, также может объясниться тем, что среди ценностей студентов отчетливо прослеживается преобладание социальной направленности над экономической.

3. На последнем этапе исследования мы определяли особенности ценностной направленности личности студентов СПО и вуза в континууме «Я -не Я» и выраженности основных социальных уста-

Таблица 3

Уровень выраженности и приоритетности ценностей - сфер жизнедеятельности у студентов СПО и студентов вуза

Ценности Работа/ учеба Личное здоровье Семья Дружба Любовь Отдых Общественная жизнь

Студенты СПО Мх 2,77 3,33 4,33 3,05 3,5 2,27 1,38

ранг 5 3 1 4 2 6 7

Студенты вуза ранг 6 1 2 4 3 5 7

Мх 2,13 4,25 4,02 3,34 4,02 2,25 0,62

Ценности Покой Материальное благополучие Гармония отношений Статус Самоотдача Разнообразие Саморазвитие

Студенты СПО Мх 1,83 3,77 4,16 1,77 2,16 2,77 4,38

ранг 6 3 2 7 5 4 1

Студенты вуза Мх 7 3 1 6 5 4 2

ранг 1,44 3,51 4,25 1,65 2,18 3,39 4

Таблица 4

Уровень выраженности и приоритетности ценностей - способов жизнедеятельности

у студентов СПО и студентов вуза

Таблица 5

Уровень выраженности и приоритетности первичных функциональных ценностей

у студентов СПО и студентов вуза

Ценности Красота Мощь (сила) Добро Истина Польза Справедливость Свобода

Студенты СПО Мх 1,66 1,05 4,77 3,05 2,77 4,33 3,33

ранг 6 7 1 4 5 2 3

Студенты вуза Мх 6 7 1 4 5 3 2

ранг 2,2 1,09 4,16 3,51 2,55 3,86 3,65

Таблица 6

Уровень развития ценностных направленностей и ценностных установок у студентов

Ценностные направленности и ценностные установки Авторитаризм/ демократизм Коллективизм/ индивидуализм Эгоизм/ альтруизм Экстерналь- ность/ интерналь-ность Направленность «Я» Направленность «Не-Я» Нейтральная направленность

Студенты СПО -13,11 6,88 -9,61 -19,11 12,11 20 18,61

Студенты вуза -13,04 4,55 -11,02 -14,69 12,44 21,44 16,46

новок личности «авторитаризм - демократизм», «коллективизм - индивидуализм», «альтруизм -эгоизм», «экстернальность - интернальность». Результаты исследования показали, что между студентами педагогического колледжа и студентами вуза не имеется значимых различий в уровне развития изучаемых параметров (табл. 6). Студенты обеих групп оказываются более демократичными, ориентированными на коллективизм и альтруизм, и интеральными. У студентов более выражен полюс «Не-я». Полученные результаты, возможно, объясняются тем, что это универсалии, которые заложены основами педагогического образования.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Студенты СПО и студенты вуза, находящиеся в кризисе идентичности, различаются по уровню развития следующих ценностей: «мощь и процветание страны», «общественная жизнь», «добро», мое благополучие».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Основными приоритетными ценностными отношениями и для студентов СПО, и для студентов вуза являются «благополучие близких людей», «жизнь и безопасность каждого человека», «развитие нравственности и культуры». Для студентов вуза далее более приоритетными становится их «личное благополучие», а для студентов СПО «сохранение среды обитания».

3. Основными приоритетными сферами жизнедеятельности для студентов СПО являются «семья», «любовь» и «личное здоровье», а для студентов вуза «личное здоровье», «семья» и «любовь». Для студентов вуза далее более приоритетными становится их «отдых», а для студентов СПО «работа» и «учеба». На самом низком уровне приоритетности для обеих групп студентов оказывается «общественная жизнь».

4. Основными приоритетными способами жизнедеятельности для студентов СПО являются «саморазвитие», «гармония отношений» и «ма-

териальное благополучие», а для студентов вуза «гармония отношений», «саморазвитие» и «материальное благополучие». Для студентов вуза далее более приоритетными становится их «статус», а для студентов СПО «покой». На самом низком уровне приоритетности для студентов вуза оказывается «покой», а для студентов СПО - «статус».

5. Минимальными являются различия между группами по основным приоритетным первичным функциональным ценностям. У студентов СПО высшие ранговые места занимают - «добро», «справедливость» и «свобода», а у студентов вуза -«добро», «свобода» и «справедливость». На самом низком уровне приоритетности для студентов обеих групп оказывается «красота», «мощь (сила)».

6. Студенты обеих групп оказываются демократичными, ориентированными на коллективизм и альтруизм, и интеральными.

Исходя из этих тенденций, можем заключить, что на четвертом курсе СПО отмечается большая «общественная направленность» ценностей студентов, проявляющаяся в большей демократизации, коллективизации, гуманизации жизненных идеалов. Происходит постепенный отказ от «себя» в пользу «другого», т.е. к концу обучения в СПО, на четвертом курсе, у студентов педагогического колледжа начинает складываться собственно профессиональная идентичность, в то время, как студенты 2 курса педагогического вуза характеризуются большей ориентацией на «внутреннюю» направленность ценностей, на их эгоистические тенденции. Полученный результат позволяет нам сделать вывод, что педагогическое образование формирует у студентов гуманистические направленности и общечеловеческие ценности.

Библиографический список

1. Алишев Б. С. Психологическая теория ценности: (системно-функциональный подход): автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Казань, 2002. - 33 с.

120

Вестник КГУ ^ 2019

2. Аникеенок О.А. Ценностные ориентации студентов средних профессиональных учебных заведений: дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 1999. -191 с.

3. Веселова В. С. Ценности современного общества и образования // Ценности и смыслы. - 2010. -№ 2 (5). - С. 64-73.

4. Горовая В.И., Петрова Н.Ф., Таранова Т.Н. Конструктивная педагогическая аксиология - объект научной рефлексии // Психология и педагогика: методика и проблемы. - 2008. - № 1. - С. 152-156.

5. Исаев В.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М.: Академия, 2004. - 208 с.

6. Кутейников А.Н., Огарева Е.И. Ценностные ориентации студентов как фактор адаптации студентов к учебному процессу в вузе // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8-4. - С. 989993.

7. Нигматов З.Г. Принципы гуманизма и аксиологии в образовании // Образование и саморазвитие. - 2015. - № 2 (44). - С. 138-144.

8. Осипов П.Н., Вагапова H.A., Шимрова Л.А. Социально-психологический портрет студента средней профессиональной школы. - Казань, ИССО РАО, 1998. - 56 с.

9. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика / под общ. ред. И.И. Цырку-на. - Минск: БГПУУ 2011. - С. 133-148.

10. Поваренков Ю.П. Формирование профессиональной идентичности (на материале деятельности учителя) // Ярославский педагогический вестник. - 1999. - № 1(19). - С. 79-85.

11. Сластёнин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. - М.: Академия, 2003. - 192 с.

12. Слепко Ю.Н., Ледовская Т.В. Анализ данных и интерпретация результатов психологического исследования. - Ярославль: Канцлер, 2013. - 136 с.

13. Шакуров Р.Х., Дырин С.П., Чичаева И.И. Ценностные ориентации студентов вузов: (на примере управленческих специальностей). - Набережные Челны: Изд-во ин-та управления, 1998. - 108 с.

References

1. Alishev B.S. Psihologicheskaya teoriya cennosti: (sistemno-funkcional'nyj podhod): avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk. - Kazan', 2002. - 33 s.

2. Anikeenok O.A. Cennostnye orientacii studentov srednih professional'nyh uchebnyh zavedenij: dis. ... kand. psihol. nauk. - Kazan', 1999. - 191 s.

3. Veselova V.S. Cennosti sovremennogo obshchestva i obrazovaniya // Cennosti i smysly. -2010. - № 2 (5). - S. 64-73.

4. Gorovaya V.I., Petrova N.F., Taranova T.N. Konstruktivnaya pedagogicheskaya aksiologiya -ob"ekt nauchnoj refleksii // Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy. - 2008. - № 1. - S. 152-156.

5. Isaev VF. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya. - M.: Akademiya, 2004. - 208 s.

6. Kutejnikov A.N., Ogareva E.I. Cennostnye orientacii studentov kak faktor adaptacii studentov k uchebnomu processu v vuze // Fundamental'nye issledovaniya. - 2014. - № 8-4. - S. 989-993.

7. Nigmatov Z.G. Principy gumanizma i aksiologii v obrazovanii // Obrazovanie i samorazvitie. - 2015. -№ 2 (44). - S. 138-144.

8. Osipov P.N., Vagapova H.A., SHimrova L.A. Social'no-psihologicheskij portret studenta srednej pro-fessional'noj shkoly. - Kazan', ISSO RAO, 1998. - 56 s.

9. Pedagogika sovremennoj shkoly: Osnovy pedagogiki. Didaktika / pod obshch. red. I.I. Cyrkuna. -Minsk: BGPU, 2011. - S. 133-148.

10.PovarenkovYU.P.Formirovanie professional'noj identichnosti (na materiale deyatel'nosti uchitelya) // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 1999. -№ 1(19). - S. 79-85.

11. Slastyonin V.A., CHizhakova G.I. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu. - M.: Akademiya, 2003. - 192 s.

12. Slepko YU.N., Ledovskaya T.V Analiz dannyh i interpretaciya rezul'tatov psihologicheskogo issledovaniya. - YAroslavl': Kancler, 2013. - 136 s.

13. SHakurov R.H., Dyrin S.P., CHichaeva I.I. Cennostnye orientacii studentov vuzov: (na primere upravlencheskih special'nostej). - Naberezhnye CHelny: Izd-vo in-ta upravleniya, 1998. - 108 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.