Научная статья на тему 'Гуманитарные ценности в системе личностных диспозиций студентов медицинского вуза'

Гуманитарные ценности в системе личностных диспозиций студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
296
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ГУМАНИТАРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СИСТЕМА ЛИЧНОСТИ / HUMANISTIC PARADIGM / HUMANITARIAN VALUES / PROFESSIONAL CULTURE / VALUE-NOTIONAL SYSTEM OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Веретельникова Ю. Я.

В статье рассматриваются особенности ценностно-смысловой сферы личности студентов 1 курса медицинского вуза, являющиеся факторами для моделирования психолого-педагогических условий формирования гуманитарных ценностей профессиональной культуры будущих специалистов-врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarian values in the personal disposition system of medical students

The article views the peculiarities of the value-notional sphere of the first-year medical students personality as the factors for modeling psychological pedagogical forming conditions of humanitarian values of the future doctors professional culture.

Текст научной работы на тему «Гуманитарные ценности в системе личностных диспозиций студентов медицинского вуза»

kinds of students’ activity in high school; therefore the development of technology of organizing students’ individual activity is an actual problem. The presented pedagogical technology includes substantial (purpose, principles, purposes of individual activity) and remedial (forms of organizing of individual activity, levels of mastering of individual activity) parts. Structuring of pedagogical tech-

nology of the individual activity in our research is carried out on the basis of the modular approach.

Key words: technology of organizing of individual activity of the students trained at Natural Study faculties in High school; students’ individual activity; purposes of organizing of individual activity; stages in organizing students’ individual activity.

УДК 371+15

ГУМАНИТАРНЫЕ ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДИСПОЗИЦИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

© Ю.Я. Веретельникова

В статье рассматриваются особенности ценностно-смысловой сферы личности студентов 1 курса медицинского вуза, являющиеся факторами для моделирования психолого-педагогических условий формирования гуманитарных ценностей профессиональной культуры будущих специалистов-врачей.

Ключевые слова: гуманистическая парадигма; гуманитарные ценности; профессиональная культура; ценностно-смысловая система личности.

Социально-экономические и политические преобразования, происшедшие в Российской Федерации за последние годы, стали основой для формирования новых взглядов на образование как важнейшую функцию общества, определяющую ее будущее. Перспективы развития системы образования, его модернизации связывают сегодня с гуманистической парадигмой образования, гуманистической культурой воспитания как качественно иных измерений человеческих взаимоотношений.

Гуманитарный подход, актуализирующий в профессиональном становлении человека его духовно-нравственные ценности, его субъектность, обладающую такими свойствами, как диалогичность и смыслообразова-ние (анализ, реконструкция и обмен смыслами, способность к «вычитыванию смыслов» (П.А. Флоренский)), человекоцентрирован-ность в деятельности и поведении, способность к сопереживанию и саморефлексии, стремление к саморазвитию и самореализации, был принят в качестве исходного в исследовании ценностного компонента профессиональной культуры студентов медицинского вуза.

Поскольку ценности, присваиваемые индивидом в процессе социализации и составляющие его ценностно-смысловую систему, «транслируются» обществом, исследование иерархии системы ценностей личности пред-

ставляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, происходящих в нашем обществе, отличительной особенностью которых является переоценка и переосмысление ценностей, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия [1]. То, что совсем недавно воспринималось в качестве незыблемых постулатов, сейчас либо полностью отвергается, либо вызывает сомнение в его «полезности», значимости. Д.А. Леонтьев по этому поводу пишет: «Налицо ценностный нигилизм, цинизм, метание от одних ценностей к другим, экзистенциальный вакуум и многие другие симптомы социальной патологии, возникающей на почве перелома ценностной основы, смыслового голодания и вывиха мировоззрения» [2].

Утрачивая веру в старые ценности, человек теряет объекты для своей проекции вовне. Это приводит к тому, что он замыкается в себе, а окружающий мир становится для него непонятным, с чуждыми или даже враждебными смыслами. Таким образом, кризис смыслообразующих жизненных и профессиональных ценностей ведет к кризису идентичности, который, в свою очередь, нередко сопровождается духовным вакуумом.

Представления личности об основных ценностных альтернативах в обществе и о

собственных ценностях обобщаются в понятии субъективное аксиологическое пространство. Формирование ценностных представлений личности происходит под влиянием различных социальных факторов, в т. ч. под влиянием культурных ценностей образовательной среды. Именно поэтому организация образовательного пространства должна обеспечивать психолого-педагогические условия, способствующие «взращиванию» ценностей, обеспечивая тем самым поступательное движение человека в своем развитии.

Теоретический анализ философской (О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов и др.), психологической (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, B.C. Крутлов, В.А. Крутецкий и др.), педагогической (Т.Х. Ахаян, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова, Т.Н. Мальковская и др.) литературы показал, что в науке разрабатываются такие аспекты проблемы формирования ценностей профессиональной культуры будущего специалиста, как сущность понятий «общая и профессиональная культура», «ценности культуры» и «ценностные ориентации», их место в структуре личности, функции, возрастные особенности, механизмы формирования, в т. ч. и в процессе обучения. Однако исследований, выявляющих психоло-го-педагогические условия формирования ценностных ориентаций в образовательной среде вуза, явно недостаточно для полноценного решения задач педагогической практики. Анализ работ по проблеме отбора ценностей в целостный учебно-воспитательный процесс и содержание образования (И.К. Журавлев, И.Я. Зорина, В.А. Караковский, И.Я. Лернер, И.М. Осмоловская, Р.М. Рогова и др.) показывает, что исследователями обозначены системы ценностей, дидактические основания их отбора в базовое содержание образования, доказана необходимость учета в учебном процессе содержательной и процессуальной сторон формирования отношения к ценностям. Однако вовлечение их в образовательный процесс происходит стихийно, не целенаправленно, поэтому проблема ценностного наполнения профессионального образования остается до конца нерешенной.

Изучение функциональной взаимосвязи различных интра- и интерпсихических факторов в формировании гуманитарных ценностей профессиональной культуры по логике

исследования должно начинаться с осмысления сущности понятия «профессиональная культура» и выявления особенностей иерархии ценностей, составляющих основу диспо-зиционной системы личности студентов медицинского вуза. Именно данные структурные образования личности играют определяющую роль в реализации социальных выборов в процессе межличностного и группового взаимодействия, являются показателями зрелости личности, ее социальной адаптиро-ванности, определяют иерархию ее мотивационной сферы, обеспечивающей системную саморегуляцию поведения и деятельности (А.А. Бодалев, И.С. Кон, Н.К. Платонов, Х. Хекхаузен и др.).

Определяя понятие «профессиональная культура», мы рассматриваем его содержательное поле с позиций профессионально обусловленной структуры личности (Э.Ф. Зе-ер), а также субъектно-деятельностного подхода к пониманию становления ценностной системы личности в процессе онтогенетической социализации (Д.А. Леонтьев). Культура с этих позиций выступает как личностное образование, характеристика ментальности личности, проявляющаяся в ее взаимодействии с другими людьми: установки, ценности-смыслы, социальная и экзистенциальная направленность, нацеленность вовне - на мир, на других людей и внутрь себя, на собственные глубины «Я», собственную духовность. То есть культура как индивидуальная система ценностей проявляется в деятельности человека, во взаимодействии с другими людьми, связана с деятельностью и деятельностью опосредована [3, 4].

Индивидуальная система ценностей личности не является простым слепком с системы ценностей, существующих в обществе. Влияние общественной, групповой культуры на личность носит противоречивый характер. С одной стороны, оно осуществляется как социализация, т. е. приобщение личности к существующим в обществе ценностям, нормам, знаниям. С другой стороны, овладение культурой есть процесс индивидуализации, развитие неповторимых черт, способностей, дарований личности. Избирательность освоения ценностей культуры обеспечивает иерархичность индивидуальной системы ценностей личности, ее неповторимое своеобразие и уникальность. В свою очередь

уникальность и своеобразие индивидуальной системы ценностей определяет неповторимость и своеобразие самой личности, своеобразие ее отношений к основным сферам жизни - к миру, другим людям и самому себе. Поэтому решение проблемы формирования профессиональной культуры будущих специалистов вряд ли возможно вне исследования сформированности ценностной сферы личности.

Сравнительное изучение иерархии ценностной сферы личности осуществлялось в двух группах студентов: в основной группе, которую составили студенты 1 курса медицинского университета (95 человек), и в контрольной группе, которую составили студенты 1 курса экономического и аграрного университетов (109 человек). Исследование иерархии ценностей студентов проводилось с помощью методики, в основу которой была положена процедура ранжирования жизненных ценностей. Выбор ценностей производился с таким расчетом, чтобы они достаточно адекватно отражали различные стороны социальной жизни и социального взаимодействия и, кроме того, получили определенную актуализацию в собственном опыте молодых людей.

Таблица 1

Средние показатели выраженности различных групп ценностей у студентов О- и К-групп

№ Ценности Средние показатели ранга

О-группа К-группа

1. Ценности Я-среды Семья, благополучие близких людей Здоровье Верные друзья Внутренняя гармония и самодостаточность 4,65 3,85

2. Личностные смыслы и ценности самореализации Материально обеспеченная жизнь Интересная работа Высокий статус Успешность профессиональной деятельности Карьера Жизнь в свое удовольствие 10,7 12,2

3. Гуманитарные ценности Гармония взаимоотношений между людьми Взаимопонимание и доверие Взаимопомощь и взаимовыручка Благополучие окружающих людей Здоровье других людей Альтруизм, забота о людях 12,4 12,2

4. Духовные ценности Творчество, познание Вера в бога Жизнь по совести Доброта, отзывчивость 13,3 12,0

Учитывая взаимосвязанность и взаимообусловленность психических свойств, мы разделили все диагностические показатели методики на четыре группы ценностей: 1) ценности Я-среды, 2) личностные смыслы и ценности самореализации, 3) гуманитарные ценности, 4) духовные ценности (табл. 1). Такое группирование свойств-ценностей личности в большей степени соответствовало задачам нашего исследования, обеспечивая необходимое направление анализа полученных данных.

Анализ полученных средних показателей рангов выявляет некоторые различия в выраженности групп свойств у студентов О- и К-групп: личностные смыслы и ценности самореализации для студентов основной группы являются более значимыми (средний показатель ранга - 10,7), чем для студентов контрольной группы (средний показатель ранга - 12,2). Однако статистическая обработка полученных средних показателей выраженности свойств личности с помощью критерия Х2 (хи-квадрат) не выявила достоверных различий этих интегративных показателей иерархии ценностной системы изучаемых групп студентов.

Таблица 2

Иерархия и средние показатели рангов ценностей у студентов основной и контрольной групп

Ранг Ценности Средние показатели ранга Ранг Средние показатели ранга

О-группа К-группа

1. Семья, благополучие близких людей 1,1 1 1,9

2. Здоровье 2,1 3 3,3

3. Верные друзья 7,0 2 2,8

4. Внутренняя гармония и самодостаточность 8,4 4 7,4

5. Материально обеспеченная жизнь 8,5 6 9,2

6. Взаимопонимание и доверие 9,25 5 8,7

7 Гармония взаимоотношений между людьми 10,2 11 11,3

8 Высокий статус 10,2 20 17,9

9 Карьера 10,5 12 11,7

10 Доброта, отзывчивость 10,5 7 9,4

11 Жизнь в свое удовольствие 10,7 15 13,5

12 Успешность профессиональной деятельности 11,7 10 10,5

13 Здоровье других людей 11,75 18 13,9

14 Интересная работа 12,6 8 10,2

15 Взаимопомощь и взаимовыручка 12,9 13 12,4

16 Жизнь по совести 13,0 9 10,3

17 Благополучие окружающих людей 14,6 16 13,55

18 Вера в бога 14,7 19 14,4

19 Творчество, познание 14,9 17 13,7

20 Альтруизм, забота о людях 15,9 14 13,2

Для более детального изучения данных, полученных в результате анкетирования, мы использовали метод контент-анализа, что позволило нам выявить некоторые особенности иерархии ценностей у студентов основной группы, которые по отдельным показателям имеют достоверные различия (р =

0,05).

Ранги собственных актуальных ценностей и их средние величины в основной и контрольной группах студентов отражены в табл. 2.

Так, наблюдаются ранговые различия в области ценностей самореализации и личностных смыслов: студенты основной группы в большей степени, чем студенты контрольной группы в своих социальных выборах руководствуются ценностями самореализации, связанными с карьерой (9 ранг) и высоким статусом (8 ранг), и в меньшей степени - интересом к профессиональной деятельности (14 ранг). Для сравнения, положение этих же свойств в иерархии ценностей у студентов К-группы соответствует 12 (карьера), 20 (высокий статус) и 8 (интересная работа) рангам. Выявляются различия и в иерархии гуманитарных и духовных ценностей, которые, по

сути, должны быть наиболее значимыми в профессиональном самоопределении студентов медицинского вуза. Однако «доброта и отзывчивость», «альтруизм и забота о людях» как ценности-отношения у студентов О-группы занимают лишь 10 и 20 места (ранги) соответственно, тогда как у студентов К-группы эти свойства занимают 7 и 14 места. Еще одно профессионально значимое свойство (ценность) «здоровье других людей», которое занимает 13 позицию (ранг) у студентов О-группы, т. е. более значимый, чем в К-группе студентов (18 ранг), но, если принять во внимание интегративность рассматриваемых гуманитарных и духовных свойств личности, то можно предположить, что данный выбор скорее всего имеет не эмоционально-переживаемую основу, а основу когнитивную, рациональную, просоци-альную.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Интегративные показатели ценностно-ориентационной системы личности студентов 1 курса медицинского вуза не имеют значимых отличий, обусловленных их профессиональным самоопределением, гумани-

тарной направленностью их будущей профессиональной деятельности.

2. Профессиональные выборы студентов 1 курса медицинского вуза обусловлены в большей степени системой личностных смыслов, связанных с высоким статусом и социальной ролью их будущего профессионального «Я», тогда как интерес к профессиональной деятельности врача и гуманитарные ценности не являются доминантами в системе их личностных диспозиций.

1. Равкин 3.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995. № 5. С. 87-90.

2. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. философии. 1996. № 4. С. 15.

3. Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 2008.

4. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 2007.

Поступила в редакцию 20.07.2009 г.

Veretelnikova Yu.Ya. Humanitarian values in the personal disposition system of medical students. The article views the peculiarities of the value-notional sphere of the first-year medical students’ personality as the factors for modeling psychological pedagogical forming conditions of humanitarian values of the future doctors’ professional culture.

Key words: humanistic paradigm; humanitarian values; professional culture; value-notional system of personality.

УДК 371.3+370/371

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ К УСЛОВИЯМ ГОРОДСКОГО СОЦИУМА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА)

© А.А. Ермакова

В статье рассматривается группа молодежи - выпускники сельских школ. Выявлены социальнопедагогические условия успешной адаптации выпускников сельских школ к условиям городского социума.

Ключевые слова: выпускники сельских школ; социально-педагогические условия адаптации выпускников сельских школ.

Объектом нашего исследования являются выпускники сельских школ, которых мы характеризуем как социально-демографическую группу молодежи, обладающую социальными и психолого-педагогическими особенностями, сформированными спецификой сельского социума.

Главным в адаптационной работе с данной группой молодежи является создание таких социально-педагогических условий в городских вузах, которые способствуют наиболее быстрому вхождению выпускников сельских школ в новую социальную среду (город, вуз) и успешному функционированию в ней.

Под социально-педагогическими условиями в нашем исследовании понимается совокупность объективных и субъективных

факторов, детерминирующих характер протекания и результат педагогического процесса.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, собственного опыта работы с данной группой молодежи на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, а также Орловской региональной академии государственной службы (Тамбовский филиал ОРАГС) позволил нам сделать вывод о том, что успешность адаптации выпускников сельских школ к условиям городского социума будет возможна при соблюдении следующих социально-педагогических условий:

- проведение с абитуриентами вуза консультативно-профориентационной работы, способствующей уяснению требований к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.