Научная статья на тему 'Организация самостоятельной деятельности студентов, обучающихся на естественных факультетах вуза'

Организация самостоятельной деятельности студентов, обучающихся на естественных факультетах вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЕСТЕСТВЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ ВУЗА / ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / STUDENTS' INDIVIDUAL ACTIVITY / STAGES IN ORGANIZING STUDENTS' INDIVIDUAL ACTIVITY / TECHNOLOGY OF ORGANIZING OF INDIVIDUAL ACTIVITY OF THE STUDENTS TRAINED AT NATURAL STUDY FACULTIES IN HIGH SCHOOL / PURPOSES OF ORGANIZING OF INDIVIDUAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турбина Н. Е.

Самостоятельная деятельность является одним из базовых видов деятельности студентов и призвана завершать задачи всех других видов деятельности студентов в вузе, поэтому разработка технологии организации самостоятельной деятельности студентов является актуальной проблемой. Представленная педагогическая технология включает в себя содержательную (цель, принципы, задачи самостоятельной деятельности) и процессуальную (формы организации самостоятельной деятельности, уровни овладения самостоятельной деятельностью) части. Структурирование педагогической технологии самостоятельной деятельности в нашем исследовании осуществлено на основе модульного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турбина Н. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizing of the individual activities of students of natural science faculties of the high-school

Individual activity is one of the basic types of student's activity and is called to solve the problems of all other kinds of students' activity in high school; therefore the development of technology of organizing students' individual activity is an actual problem. The presented pedagogical technology includes substantial (purpose, principles, purposes of individual activity) and remedial (forms of organizing of individual activity, levels of mastering of individual activity) parts. Structuring of pedagogical technology of the individual activity in our research is carried out on the basis of the modular approach.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной деятельности студентов, обучающихся на естественных факультетах вуза»

14. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. М., 1968.

15. Гофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1961.

Поступила в редакцию 8.07.2009 г.

Skrynnikov A.A. Substantial component of psychological-pedagogical innovations system in cognitive as-

pects of the pupil-musician activity in the course of musical education. Article is devoted to the research of teaching features in performing classes of the system of professional musical education. In the research new approaches to teaching and educational practice are presented, mechanisms of productive studying of a piece of music are defined and developed. The author offers special methodical system - a method of playing motions programming.

Key words: education; performance; music.

УДК 351

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЕСТЕСТВЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ ВУЗА

© Н.Е. Турбина

Самостоятельная деятельность является одним из базовых видов деятельности студентов и призвана завершать задачи всех других видов деятельности студентов в вузе, поэтому разработка технологии организации самостоятельной деятельности студентов является актуальной проблемой. Представленная педагогическая технология включает в себя содержательную (цель, принципы, задачи самостоятельной деятельности) и процессуальную (формы организации самостоятельной деятельности, уровни овладения самостоятельной деятельностью) части. Структурирование педагогической технологии самостоятельной деятельности в нашем исследовании осуществлено на основе модульного подхода.

Ключевые слова: технология организации самостоятельной деятельности студентов; обучающихся на естественных факультетах вуза; задачи организации самостоятельной деятельности; этапы организации самостоятельной деятельности студентов.

Современное общество ставит перед высшей школой задачу подготовки специалиста знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно приобретать и применять знания на практике. Решение этой задачи осуществляется через поиск содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности [1]. В период обучения в вузе закладываются основы профессионализма, формируются умения самостоятельной профессиональной деятельности. В связи с этим особенно важно, чтобы студенты, овладевая знаниями и способами их нахождения, осознавали, что самостоятельная деятельность призвана завершать задачи других видов деятельности, т. к. никакие знания, не присвоенные личностью, не могут считаться подлинным ее достоянием.

Под самостоятельной деятельностью мы будем понимать осознанную, самоорганизо-ванную, самоуправляемую деятельность студентов, осуществляемую на основе индиви-

дуальной личностной системы учебно-профессиональных мотивов и способов деятельности, направленную на удовлетворение потребности в освоении современного практического опыта, научной информации и методов научного познания в различных областях знания, для последующего использования их в профессиональной деятельности.

Задачи самостоятельной деятельности студентов предполагают процессы конструирования и интерпретации определенных знаний. Они должны быть многоуровневыми, отражать уровни и алгоритмы деятельности студентов, этапы образовательного процесса.

Первой задачей организации самостоятельной деятельности студентов является формирование умений воспроизводить алгоритмы деятельности, выполнение которых должно привести к получению конкретного результата. Основными действиями студентов на этапе решения данной задачи являются восприятие и осмысление информации по инструкции, отбор учебного материала, структуризация изучаемого материала на

смысловые части, выделение стержневых линий изучаемой информации, конспектирование главных идей, сравнение, формулирование выводов.

Второй задачей - формирование у студентов способности применять алгоритмы деятельности в стандартной ситуации, когда студенты самостоятельно выбирают из известных способов деятельности наиболее оптимальный, при этом студенты должны уметь решать типовые задачи, упражнения, проводить опыты, лабораторные работы и т. д. Для этого важны умения отбирать учебный материал, формулировать цель, составлять план деятельности, анализировать результаты, делать выводы о результатах деятельности.

Третья задача организации самостоятельной деятельности студентов - формирование умений применять алгоритмы деятельности в нестандартной ситуации. Студенты осваивают навыки самостоятельного подбора информационного и материального оснащения для решения проблем в нетрадиционной учебной ситуации на основе выбора и корректировки известных способов деятельности, самостоятельного осознания проблемы, формулировки цели, прогнозирования результата, анализа и сравнения способов самостоятельной деятельности, планирования, реализации, контроля и оценки достижения цели.

Четвертая задача - формирование умений создавать новые способы деятельности, моделировать самостоятельную деятельность. Реализация этой задачи позволяет студентам использовать самостоятельную деятельность для решения проблем и задач профессионального обучения, формулировать проблему, разрабатывать план самостоятельной деятельности, критически оценивать и корректировать свою деятельность по профессиональному и личностному развитию.

Процесс организации самостоятельной деятельности студентов включает совокупность процедур, методов, организационных форм взаимодействия преподавателя и студента. Организация и реализация данного процесса осуществляется на основе проектирования педагогической технологии.

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогиче-

ских действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи [2].

Педагогическая технология позволяет прогнозировать результаты деятельности и управлять педагогическими процессами, анализировать и систематизировать имеющийся практический опыт самостоятельной деятельности. Педагогическая технология включает содержание учебного материала, методы обучения - способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся по достижению конкретных целей, формы организации познавательной деятельности, формы организации диагностики. Проектирование педагогической технологии, кроме разработки теоретического базиса, предусматривает выделение этапов деятельности участников педагогического процесса, последовательность выполнения которых обеспечивает достижение реальных результатов.

При организации самостоятельной деятельности студентов неприменимы традиционные педагогические стратегии, которые предполагают алгоритм деятельности обучающихся, при котором студенты не могут выработать умений и навыков самостоятельного научного поиска, т. к. в ходе их деятельности преобладают репродуктивные процессы. При разработке педагогической технологии организации самостоятельной деятельности студентов концептуальной идеей является проблемно-поисковая направленность, которая включает в себя совокупность психолого-педагогических задач, направленных на освоение студентами умений и навыков открытия новых знаний, проблем и методов их решения.

Структурирование педагогической технологии самостоятельной деятельности в нашем исследовании осуществлено на основе модульного подхода и включает следующие структурно-логические компоненты: мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный и контрольно-оценочный. В основу структурирования компонентов положены специфические критерии, которые являются качественными психоло-го-педагогическими характеристиками лич-

ностного и профессионального роста субъекта самостоятельной деятельности. Мотивационный компонент самостоятельной деятельности формируется на основе ценностей, основанных на совокупности мотивов, потребностей студентов. Когнитивный компонент включает совокупность знаний о методах, средствах и специфике самостоятельной деятельности. Когнитивный компонент универсален, знания о формах и алгоритмах деятельности являются общими независимо от направления подготовки специалиста. Операционально-деятельностный компонент

включает совокупность умений, которые позволяют студенту фактически осуществлять самостоятельную деятельность. Это проективные, прогностические, информационные, аналитические умения. Контрольно-оценочный компонент характеризуется способностью к самоанализу. Он определяет способность студента не только объективно оценивать результаты самостоятельной деятельности, но и планировать ее в перспективе.

Педагогическая технология организации самостоятельной деятельности студентов включает методическое обеспечение самостоятельной деятельности, модульно-рейтинговую систему, в которую входят параметры контроля и оценки самостоятельной деятельности, она же является фактором мотивации деятельности, средством диагностики эффективности педагогической технологии и педагогическим условием организации самостоятельной деятельности студентов.

Исходя из уровней самостоятельной деятельности (воспроизводящий, преобразующий, самодостаточный), мы выделили формы самостоятельной деятельности, разработали методическое обеспечение для их реализации, методы контроля и оценки.

В организации самостоятельной деятельности студентов требуется четкая система, предусматривающая овладение различными приемами умственной деятельности в ее нарастающей трудности.

Уточним, что содержание учебного материала естественно-научного (на примере химии) цикла отражено в образовательных стандартах и определяется спецификой будущей профессиональной деятельности специалистов, суть которой определяется тем, что по своему характеру данная деятельность является аналитической.

На воспроизводящем этапе самостоятельной деятельности в качестве форм деятельности нами были определены: овладение студентами навыками изучения учебника, лекций, обучение навыкам конспектирования, составления плана ответа, анализа научных статей, монографий, решения задач по образцу.

Данный этап самостоятельной деятельности студентов является очень важным, т. к. здесь формируются базовые навыки по усвоению предмета и овладению умениями и навыками самостоятельной деятельности. Реализация данного этапа осуществляется на первом курсе и заключается в том, чтобы научить студента правильно изучать текст учебника, слушать и записывать лекции, воспринимать их; научить его самостоятельной работе на практических и лабораторных занятиях; совершенствовать навыки работы с книгой; научить правильно конспектировать литературу, готовить рефераты, выступать с докладами.

Следующий уровень самостоятельной деятельности - преобразующий. На этом этапе студентами осваивались навыки реализации репродуктивных навыков в продуктивной самостоятельной деятельности. Важной качественной характеристикой данного этапа является практическая направленность и индивидуализация самостоятельной деятельности студентов. Формами продуктивной самостоятельной деятельности применительно к химии являются решение вариативных задач, задания на составление формул веществ и реакций, составление таблиц для систематизации учебного материала, выполнение расчетно-графических задач.

Для организации продуктивных форм самостоятельной деятельности необходимо иметь банк заданий и задач для самостоятельного решения, причем эти задания должны быть дифференцированы по степени сложности, оценка за выполнение ставится с учетом трудности за каждую конкретную решенную задачу. При интенсивной продуктивной работе на занятиях, а также с учетом задач, решенных в форме домашней самостоятельной работы, на каждом занятии студент имеет возможность получить несколько рейтинговых баллов. В качестве мотивации продуктивных форм самостоятельной деятельности и как средство контроля и оценки

эффективно использовать обсуждение рейтингов студентов. Самостоятельная деятельность, сопровождающаяся проверкой результатов преподавателем и рейтинговым накоплением баллов, которые присваиваются в зависимости от уровня сложности задачи, способствует формированию у студентов навыков грамотного решения задач и выполнения химических расчетов, формирует навык использования вычислительных средств, использования справочников и формирует мотивацию дополнительного изучения научной литературы. В отличие от репродуктивных задач, направленных на решение по заданному образцу, в ходе экспериментальной работы студентам предлагается обобщение методов решения химических задач, составление функциональной зависимости, описывающей модель химической ситуации, составление химических формул для нахождения искомой величины; проверка правильности составленной формулы для нахождения искомой величины, проверка полученного результата. Задания такого типа предоставляют студентам возможность самим найти путь и способ решения определенной задачи на основании имеющихся знаний. Например, задание, основанное на знании генетической взаимосвязи и свойствах изучаемых веществ: «Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения ЫНО ^ ЫНз ^ N0 ^ НШз ^ №N03». В данном задании необходимо подобрать те вещества, которые будут реагировать с образованием указанного продукта, вспомнить условия реакций и правильно написать химические уравнения.

Третий уровень самостоятельной деятельности - самодостаточный. Он включает такие формы самостоятельной деятельности, как анализ, моделирование химических процессов, решение ситуационных задач, опытно-экспериментальная работа. Формами контроля деятельности на данном этапе служат доклады на конференции, защита курсовых проектов, защита выпускных квалификационных работ, отчет по производственной практике, отчет по педагогической практике.

Такие работы представляют собой исследования, в результате которых студенты приобретают новые знания или узнают новый способ действия. Как известно, исследование начинается с вопроса. Вопрос вызыва-

ет затруднение. Появляется цель деятельности, намечается план, в котором могут предусматриваться некоторые варианты путей решения. После анализа выбирается оптимальный вариант действия, осуществляется, и затем делается вывод. Такова общая схема выполнения исследовательских самостоятельных работ. При этом проявляется творчество студентов. Это происходит при составлении задач самими студентами, при нахождении разнообразных способов их решения. В ряде случаев оригинальность деятельности студентов выражается в своеобразном комбинировании уже известных приемов действия или самостоятельном переносе этих приемов в новые условия для решения новых задач. Примером исследовательской самостоятельной работы может служить выполнение студентами, например, такого задания: «Требуется получить в лаборатории хлорид меди (II) в кристаллической форме. Предложите и осуществите два наиболее удобных в практическом отношении способа получения». Исследовательская самостоятельная деятельность проводится не только как экспериментальная. Такого типа работа может быть и теоретической. Например, если «нужно предсказать и сравнить свойства элементов той или иной подгруппы, а также строение и свойства их соединений», то студентам можно предложить самостоятельно поработать со справочной литературой. При работе со справочной литературой студенты найдут сведения о количественных показателях прочности и длины связи в молекулах, об электроотрицательности, о типах кристаллических решеток и т. п. На основании такого исследования, требующего сопоставления, анализа, использования теории как метода объяснения и прогнозирования, студенты самостоятельно приходят к новому знанию об общих и некоторых особенных свойствах веществ, образованных элементами одного семейства.

Данный этап деятельности качественно отличается от предыдущих совокупностью мотивов. Если на предыдущих уровнях главной мотивационной установкой деятельности является достижение результата, то на творческом этапе основной мотив - решение проблемы. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными спо-

собами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости.

Основными формами контроля и оценки деятельности на последнем этапе являются самоотчет, эссе, изготовление дидактических материалов и др. Ведущим методом самостоятельной деятельности студентов на данном этапе является проектный.

Анализ психолого-педагогических исследований (Т.М. Давыденко, И.И. Цыркун, Д.В. Чернилевский, Т.И. Шамова и др. [3]) позволил нам выделить основные требования к использованию метода проектов в самостоятельной деятельности студентов:

- наличие актуальной в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование химических потоков веществ в регионах с напряженной экологической обстановкой, проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду);

- практическая значимость предполагаемых результатов (например, результатом деятельности может быть доклад о химическом загрязнении региона, публикация научной статьи в сборнике научных работ);

- совместное с преподавателем структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров, пр.).

Важным условием эффективности самостоятельной деятельности является контроль и оценка деятельности студентов. Нами представлены формы контроля и оценки на каждом уровне самостоятельной деятельности, в интегрированном виде организация управляемой и контролируемой самостоя-

тельной работы студентов может успешно строиться по модульно-рейтинговой системе, которая должна базироваться на прочной учебно-методической базе.

Цель модульно-рейтинговой системы -поставить студента перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего семестра. В итоге это обеспечивает повышение качества образования и в условиях информационной эпохи учит студента самостоятельно приобретать необходимые знания, умения и навыки в течение всей жизни.

Организация контрольно-оценочной деятельности на основе модульно-рейтинговой системы представляет возможным включить результаты самостоятельной деятельности в итоговую аттестацию студентов.

Поэтапное усложнение деятельности направлено на формирование навыков самостоятельной деятельности от репродуктивных форм к продуктивным, далее к научноисследовательским и творческим. При поэтапном усложнении деятельности происходит развитие мыслительных способностей и способов деятельности от уровня простого анализа и синтеза к системному мышлению, формируется научное мировоззрение и творческий подход к деятельности. Использование индивидуального дифференцированного подхода позволяет разработать банк заданий для самостоятельной деятельности различного уровня сложности на каждом этапе деятельности. Контроль и оценка этих заданий в рейтинговой форме способствуют мотивации самостоятельной деятельности и стремлению студента к саморазвитию и самосовершенствованию.

1. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства: концепция, опыт. Челябинск, 1997.

2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002.

3. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. М., 2008.

Поступила в редакцию 31.08.2009 г.

Turbina N.E. Organizing of the individual activities of students of natural science faculties of the high-school. Individual activity is one of the basic types of student’s activity and is called to solve the problems of all other

kinds of students’ activity in high school; therefore the development of technology of organizing students’ individual activity is an actual problem. The presented pedagogical technology includes substantial (purpose, principles, purposes of individual activity) and remedial (forms of organizing of individual activity, levels of mastering of individual activity) parts. Structuring of pedagogical tech-

nology of the individual activity in our research is carried out on the basis of the modular approach.

Key words: technology of organizing of individual activity of the students trained at Natural Study faculties in High school; students’ individual activity; purposes of organizing of individual activity; stages in organizing students’ individual activity.

УДК 371+15

ГУМАНИТАРНЫЕ ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДИСПОЗИЦИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

© Ю.Я. Веретельникова

В статье рассматриваются особенности ценностно-смысловой сферы личности студентов 1 курса медицинского вуза, являющиеся факторами для моделирования психолого-педагогических условий формирования гуманитарных ценностей профессиональной культуры будущих специалистов-врачей.

Ключевые слова: гуманистическая парадигма; гуманитарные ценности; профессиональная культура; ценностно-смысловая система личности.

Социально-экономические и политические преобразования, происшедшие в Российской Федерации за последние годы, стали основой для формирования новых взглядов на образование как важнейшую функцию общества, определяющую ее будущее. Перспективы развития системы образования, его модернизации связывают сегодня с гуманистической парадигмой образования, гуманистической культурой воспитания как качественно иных измерений человеческих взаимоотношений.

Гуманитарный подход, актуализирующий в профессиональном становлении человека его духовно-нравственные ценности, его субъектность, обладающую такими свойствами, как диалогичность и смыслообразова-ние (анализ, реконструкция и обмен смыслами, способность к «вычитыванию смыслов» (П.А. Флоренский)), человекоцентрирован-ность в деятельности и поведении, способность к сопереживанию и саморефлексии, стремление к саморазвитию и самореализации, был принят в качестве исходного в исследовании ценностного компонента профессиональной культуры студентов медицинского вуза.

Поскольку ценности, присваиваемые индивидом в процессе социализации и составляющие его ценностно-смысловую систему, «транслируются» обществом, исследование иерархии системы ценностей личности пред-

ставляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, происходящих в нашем обществе, отличительной особенностью которых является переоценка и переосмысление ценностей, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия [1]. То, что совсем недавно воспринималось в качестве незыблемых постулатов, сейчас либо полностью отвергается, либо вызывает сомнение в его «полезности», значимости. Д.А. Леонтьев по этому поводу пишет: «Налицо ценностный нигилизм, цинизм, метание от одних ценностей к другим, экзистенциальный вакуум и многие другие симптомы социальной патологии, возникающей на почве перелома ценностной основы, смыслового голодания и вывиха мировоззрения» [2].

Утрачивая веру в старые ценности, человек теряет объекты для своей проекции вовне. Это приводит к тому, что он замыкается в себе, а окружающий мир становится для него непонятным, с чуждыми или даже враждебными смыслами. Таким образом, кризис смыслообразующих жизненных и профессиональных ценностей ведет к кризису идентичности, который, в свою очередь, нередко сопровождается духовным вакуумом.

Представления личности об основных ценностных альтернативах в обществе и о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.