Научная статья на тему 'Обоснование технологии самостоятельной деятельности студентов факультета физической культуры на дисциплинах теоретического цикла с использованием модульного подхода'

Обоснование технологии самостоятельной деятельности студентов факультета физической культуры на дисциплинах теоретического цикла с использованием модульного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая технология / организации самостоятельной деятельности / модульный подход / студенты факультета физической культуры / educational technology self-employment / a modular approach / students of the Faculty ofphysical culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьев Олег Александрович, Гостев Герман Русланович, Лотоненко Андрей Васильевич

В статье рассматривается технология самостоятельной работы на основе использования модульного подхода. Описаны этапы и содержание уровней самостоятельной деятельности студентов факультета физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьев Олег Александрович, Гостев Герман Русланович, Лотоненко Андрей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONALE FOR TECHNOLOGY INDEPENDENT ACTIVITY STUDENTS OF PHYSICAL EDUCATION IN THE DISCIPLINES OF THE THEORETICAL CYCLE USING THE MODULAR APPROACH

In article describes a technology independent work using the modular approach. Describes the steps and content levels of independent activity of students of the Faculty ofphysical culture.

Текст научной работы на тему «Обоснование технологии самостоятельной деятельности студентов факультета физической культуры на дисциплинах теоретического цикла с использованием модульного подхода»

УДК 796.015.1(075.8) ББК 75.1Я73

ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДИСЦИПЛИНАХ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА

Григорьев Олег Александрович, доцент, Гостев Герман Русланович, кандидат педагогических наук, доцент, Лотоненко Андрей Васильевич, доктор педагогических наук, профессор (г. Воронеж)

Аннотация. В статье рассматривается технология самостоятельной работы на основе использования модульного подхода. Описаны этапы и содержание уровней самостоятельной деятельности студентов факультета физической культуры.

Ключевые слова: педагогическая технология, организации самостоятельной деятельности, модульный подход, студенты факультета физической культуры.

RATIONALE FOR TECHNOLOGY INDEPENDENT ACTIVITY STUDENTS OF PHYSICAL EDUCATION IN THE DISCIPLINES OF THE THEORETICAL CYCLE USING

THE MODULAR APPROACH

Grigoriev O.A., Associate Professor,

Gostev G.R., Candidate of pedagogy, Associate Professor,

Lotonenko A.V., doctor of pedagogical sciences, Professor

Abstract. In article describes a technology independent work using the modular approach. Describes the steps and content levels of independent activity of students of the Faculty ofphysical culture.

Key words: educational technology, self-employment, a modular approach, students of the Faculty ofphysical culture.

Высшее профессиональное физкультурное образование студентов на современном этапе характеризуется повышением доли самостоятельной работы в учебном процессе. В подготовке студентов факультетов физической культуры можно выделить два основных взаимосвязанных направления: теоретическое, направленное на овладение общих и специальных знаний, и практическое, связанное с овладением двигательных умений и навыков базовых и новых физкультурно-спортивных видов. В данной статье

рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов факультета физической культуры (ФФК) на дисциплинах теоретического цикла.

Процесс организации самостоятельной деятельности студентов ФФК включает совокупность процедур, методов, организационных форм взаимодействия преподавателя и студента. Реализация и организация данного процесса осуществляются на основе проектирования педагогической технологии.

153

В совокупности технологический подход к организации самостоятельной деятельности студентов предусматривает научно-обоснованное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленный учебных целей. Педагогическая технология позволяет прогнозировать результаты деятельности и управлять педагогическими процессами, анализировать и систематизировать имеющийся практический опыгг самостоятельной деятельности. Педагогическая технология включает психологическое, дидактическое и педагогическое обоснование достижения целей самостоятельной деятельности, позволяет реализовать на практике проектирование деятельности, диагностику, совокупность средств и методов с целью коррекции результатов. Важной качественной характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость, которая позволяет адаптировать технологию к раз-личныш образовательным направлениям (В.П. Беспалько, М.В. Кларина, Т.И. Шамова).

Педагогическая технология включает: содержание учебного материала; процессуальную сторону технологии составляют методы обучения - способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся по достижению конкретнык целей; формы организации познавательной деятельности; формы организации эффективности диагностики образовательного процесса. Проектирование педагогической технологии, кроме разработки теоретического базиса, предусматривает выделение этапов деятельности участников педагогического процесса, последовательность выполнения которых обеспечивает достижение реальнык результатов.

Исходя из специфики наших исследований, при разработке педагогической технологии организации самостоятельной деятельности студентов факультета физической культуры концептуальной идеей педагогической технологии является проблемно-поисковая направленность, которая включает в себя совокупность психолого-педагогических задач, направленных на освоение студентами навыков и умений открытия новых объектов; знаний; проблем и методов их решения. Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новыш знаниям и способам действия (И.В. Богданов, Е.В. Чмыхова, И.В. Усольцева).

Обоснование проблемно-поисковой концептуальной направленности определяется тем, что при научном обосновании процесса организации самостоятельной деятельности студентов факультета физической культуры неприменимы традиционные педагогические стратегии, которые предполагают алгоритм деятельности обучающихся по пути от знаний к проблеме, при котором студенты не могут выработать умений и навыков самостоятельного научного поиска, в связи с тем, что в ходе их деятельности преобладают репродуктивные психические процессы. В то время, как психологический механизм действий при проблемном обучении имеет следующий алгоритм действий от проблемы, через противоречие к выдвижению

гипотез; обоснованию гипотез; проверке гипотез. При этом студент самостоятельно осуществляет мыслительный поиск открытия неизвестного, либо с помощью преподавателя (С.С. Ануфриенко, Е.В. Чмыхова, И.В. Усольцева, Н.В. Калинина).

Исходя из вышесказанного, в ходе исследований нами была разработана воспроизводимая педагогическая технология организации самостоятельной деятельности студентов факультета физической культуры, в основу которой лег модульный подход (рис. 1). Методологической основой нашего выбора послужили исследования В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур, В.И. Байденко, С.И. Куликова, Е.М. Дурко, И.Г. Галяминой, К.Я. Вазиной.

В.И. Байденко, Б. Оскарссон определяют «модуль» как обучающий пакет для приобретения обучающимися умений путем последовательного изучения упражнений.

П. Юцявичене определяет модуль как блок информации, включающий целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей.

И.А. Зимняя, О.Ф. Алексеева, А.М. Князев, Т.А. Крив-ченко, М.Д. Лаптева, Н.А. Морозова представляют модуль как структурирование информации с позиций логики познавательной деятельности.

В.Я. Вазина трактует модуль как способ саморазвития. Она указывает, что модульная структуризация обучения позволяет организовать «мыследеятельность», в которой формируются нормативные способы действия, где каждый обучающийся усваивает разные аспекты смыслов в зависимости от ценностных ориентаций. Таким образом, модуль становится инвариантным способом организации и осуществления информационного обмена между людьми.

Н.В. Борисова под модулем понимает «автономную организационно-методическую структуру учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей), методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля. Согласно Н.В. Борисовой, модули могут являться основой для самостоятельной деятельности.

Таким образом, структурирование педагогической технологии может осуществляться на основе модульного подхода и включает следующие структурно-логические модули: содержательный (цели, содержание), процессуальный (организация учебного процесса; методы и формы самостоятельной деятельности студентов; методы и формы работы преподавателя; деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала; диагностика эффективности самостоятельной учебно-познавательной деятельности): педагогические условия успешности самостоятельной деятельности.

Эффективность педагогической технологии определяется гарантированностью достижения целей. Исходя из этого, важнейшим исходным условием педагогической технологии и первым этапом разработки является постановка целей. В соответствии с положениями научных ис-

154

Содержательная часть технологии

Принципы самостоятельной деятельности

Преемственности и последовательности

Индивидуализации деятельности

Альтернативности

Алгоритмизации

Обратной связи

Внешнего контроля

Задачи самостоятельной деятельности

Рефлексии деятельности

Формирование умений воспроизводить алгоритмы деятельности

Формирование умений применять алгоритмы деятельности в стандартной ситуации

Формирование умений применять алгоритмы деятельности в нестандартной ситуации

Формирование умений создавать способы деятельности

Формы организации самостоятельной деятельности

Модулы рейтинговая система

Аудиторные: при

проведении лекций, семинаров, практических и лабораторных работ

Реферат, тестирование, опрос, тематическое сообщение

'Уровни успешности самостоятельной двятвл ьности

Диагностика успешности самостоятельной деятельности

Контрольные работы, проверка индивидуальных заданий, коллоквиум.

Мотивация учебной деятельности

Остаточные знания\

Внеаудиторные: домашние задания: олимпиады, кружки; конференции.

Творческая деятельность: научно-

ипгпйлпиятрпкггаа'

Доклад на конференции, защита курсовых проектов, защита выпускных квалификационных работ, отчет по производственной практике, отчет по педагогической практике

Деловая игра, самоотчет, эссе, изготовление дидактических материалов, рецензирование

Воспроизведений

Трансформации

Рейтинги достижений

Продвинутый

Рейтинги достижений Тест на самооценку

Педагогические условия

мотивации; учебно-методическое обеспечение самостоятельной деятельности; управление самостоятельной работой на основе индивидуализации обучения; создание системы разноуровневых модульных заданий, различного уровня сложности; организация контрольно-оценочной деятельности на основе модульно-рейтинговой системы; коррекции учебной деятельности.

Рис. 1. Технология организации самостоятельной деятельности студентов.

и« и!

следований И.Я. Лернера, грамотно сформулированная цель определяет возможности достигнуть ожидаемых результатов и определяет способы их достижения.

Диагностика X. Зиверта.

Общей целью нашей педагогической технологии является организация самостоятельной деятельности студентов ФФК при изучении дисциплин теоретического цикла, и, в частности, теории и методики физической культуры. Считаем необходимым акцентировать внимание на том, что помимо общей цели, педагогическая технология включает частнодидактические цели, однако они формулируются при изучении отдельных тем, либо при переходе от одного уровня самостоятельной деятельности к другому. Частнодидактические цели определяют, какими умениями и навыками должен обладать студент и какие умения, навыки и познавательные достижения самостоятельной деятельности он может реально продемонстрировать.

Ориентация на цель, диагностическая проверка текущих результатов, разбивка обучения на отдельные обучающие эпизоды - в итоге создают воспроизводимый обучающий цикл, состоящий из следующих моментов: планирование обучения на основе точного определения его желаемого эталона в виде набора наблюдаемых действий обучающихся; предварительная оценка обученности; обучающая фаза - совокупность учебных процедур, сопровождающаяся коррекцией на основе оперативной обратной связи; оценка результатов (В.П. Беспалько).

Организация самостоятельной деятельности студентов опирается на основополагающие принципы: преемственности и последовательности, индивидуализации деятельности; альтернативности; алгоритмизации; обратной связи; внешнего контроля; рефлексии деятельности.

Преемственность предполагает построение определенной системы и последовательности процесса обучения, так как сложные задачи не могут быть решены до изучения более простых (К.Д. Ушинский).

Важность принципа индивидуализации обучения обосновывается тем, что знание преподавателем индивидуальных различий в знаниях, структуре мышления и свойствах личности позволяет научно обосновать содержание, методы и организацию самостоятельной деятельности студентов.

М.П. Карпенко указывает на особую важность принципа индивидуализации. Он подчеркивает, что в результате изучения студента как когнитивного человека, человека, усваивающего знания и умения, мы, по-видимому, должны приступить к дифференциации этих людей и в соответствии с их когнитивными особенностями давать им рекомендации, как правильно и наиболее эффективно учиться, исходя из их психологических, физиологических, нейрологических и когнитивных способностей.

Принцип альтернативности проявляется в самоопределении студентом темы самостоятельной деятельности, литературы, стиля изложения материала, системы доказательств.

Принцип алгоритмизации деятельности основан на том, что «алгоритмы ставят своей целью помочь человеку целенаправленно и эффективно активизировать свою

творческую деятельность при решении сложных задач»

(Р.И. Дерягин). Алгоритм самостоятельной деятельности студентов должен быть научно обоснован и структуризи-рован. Алгоритм самостоятельной деятельности отражает основные этапы деятельности студента: сбор информации; систематизация информации в зависимости от содержания и уровня сложности; выявление качественных особенностей изучаемого объекта и явления; формулирование проблемы; планирование этапов деятельности и отбор средств решения проблемы; использование результатов в профессиональной деятельности. Критерием правильного алгоритма является его воспроизводимость в профессиональной деятельности. Принцип алгоритмизации самостоятельной деятельности студентов позволяет выделить алгоритм деятельности всех субъектов: актуализация информации; ценностное ориентирование деятельности студента; включение студента в практическую деятельность (диагностика и самодиагностика) (C.B. Воронин).

Исходным пунктом всякого педагогического исследования является представление о целостности исследуемой проблемы, целостность в свою очередь характеризуется через принцип обратной связи, в основу которого положены системообразующие связи. Взаимодействие, основанное на прямых и обратных связях, представляет собой квинтэссенцию способов регулирования многоуровневой иерархии связей системы. Обратная связь обеспечивает регуляторный механизм и составляет основу саморегулирующихся и самоподдерживающихся систем (C.B. Емельянов, С.К. Коровин).

Принцип внешнего контроля определяет управление самостоятельной деятельностью студентов. Контроль есть процесс выявления, оценки и информирования об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадениях и результатах их анализа (А.З. Гасанов). Информация, получаемая в ходе контроля, определяет дальнейшую деятельность по планированию и реализации целей самостоятельной деятельности студентов.

Одним из основополагающих принципов организации самостоятельной деятельности студентов является принцип рефлексии. Указывается, что рефлексия - есть самопознание в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями, мыслями, деятельностью. Рефлексия - это чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности. C помощью рефлексии осуществляется осмысление как минимум трех сторон деятельности субъектов обучения: практической, технологической, мировоззренческой (Е.В. Доманский).

Важную роль при разработке технологии организации самостоятельной деятельности играет конкретизация задач самостоятельной деятельности. Понятие «задача» в терминологическом аспекте трактуется различными исследователями в разносторонних аспектах.

Ю.Н. Кулюткин понятие «задача» связывает с возникновением проблемной ситуации. В своих исследованиях он указывает, что процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации и продвигается от выявления частичных и недостаточно осознанных фактов к выявлению более полного содержания ситуации, на базе кото-

156

рого формулируется задача. Таким образом, «задача», согласно Ю.Н. Кулюткину, есть модель проблемной ситуации и должна содержать информацию о данных и искомом.

Г.А. Балл в структуре «задачи» выделяет предмет «задачи», находящийся в исходном состоянии и модель требуемого состояния предмета «задачи».

Мы считаем, что в качестве предмета «задачи» выступает самостоятельная деятельность студентов, а модель состояния предмета «задачи» есть способ реализации целей самостоятельной деятельности. «Задачи» самостоятельной деятельности студентов направлены на формирование практи-ко-ориентированного мышления. В отличие от традиционных учебных задач, «задачи» самостоятельной деятельности предполагают процессы конструирования и интерпретации. «Задачи» самостоятельной деятельности должны быгть многоуровневыми, отражать уровни и алгоритмы деятельности студентов и этапы образовательного процесса.

Базовой задачей организации самостоятельной деятельности студентов является формирование умений воспроизводить алгоритмы деятельности. В основе данной задачи лежит формирование у студентов способности воспроизводить определенный алгоритм действий, выполнение которых должно привести к получению конкретного результата. Способность воспроизводить алгоритм действий позволяет найти рациональный способ решения задачи. Для описания алгоритма решения проблемы студентами осваивается путь получения результата. Основными действиями студентов на этапе решения данной задачи являются восприятие и осмысление информации по инструкции, отбор учебного материала, структуризация изучаемого материала на смысловые части, выделение стержневых линий изучаемой информации, конспектирование главных идей, сравнение, формулирование выводов.

Следующей задачей в организации самостоятельной деятельности студентов ФФК является формирование у них способности применять алгоритмы деятельности в стандартной ситуации. При решении этой задачи самостоятельной деятельности студенты в стандартной ситуации самостоятельно способны из известных способов деятельности выбрать наиболее оптимальный, при этом они способны решать типовые задачи и задания. Для этого они должны уметь отбирать учебный материал, формулировать цель, составлять план деятельности, анализировать результаты, делать выводы о результатах деятельности.

Следующая задача организации самостоятельной деятельности студентов - формирование умений применять алгоритмы деятельности в нестандартной ситуации. В ходе реализации этой задачи студенты осваивают навыки самостоятельно подбирать информационное и материальное оснащение для решения проблем в нетрадиционной учебной ситуации на основе выбора и корректировки известных способов деятельности, самостоятельно осознавать проблему, формулировать цель, прогнозировать результат, анализировать и сравнивать способы самостоятельной деятельности, планировать, реализовывать, контролировать и оценивать достижение цели.

Следующая задача - формирование умений создавать новые способы деятельности, моделировать самосто-

ятельную деятельность. Реализация этой задачи позволяет студентам видеть и решать проблемы своей деятельности, использовать самостоятельную деятельность для решения проблем и задач профессионального развития, формулировать проблему, цель, план самостоятельной деятельности, критически оценивать и корректировать свою деятельность по профессиональному и личностному развитию.

Концептуальной частью содержательного блока, определяющей специфику самостоятельной деятельности студентов различных направлений образования, является содержание учебного материала.

Следующая часть педагогической технологии организации самостоятельной деятельности студентов - процессуальная. Она включает методическое обеспечение самостоятельной деятельности, модульно-рейтинговую систему, в которую входят параметры контроля и оценки самостоятельной деятельности, она же является фактором мотивации деятельности, средства диагностики эффективности педагогической технологии и педагогическим условием организации самостоятельной деятельности студентов.

В организации их самостоятельной деятельности требуется четкая система, последовательность, предусматривающая овладение различными приемами умственной деятельности в ее нарастающей трудности (И.Б. Соколова).

На воспроизводящем этапе самостоятельной деятельности в качестве форм деятельности являются: овладение студентами навыками изучения учебника, лекций, обучение навыкам конспектирования, составления плана ответа, анализа монографий, решения задач по образцу.

Данный этап самостоятельной деятельности студентов факультета физической культуры является базовым, так как на данном этапе формируются основные базовые навыки по усвоению предмета и овладению навыками самостоятельной деятельности. Реализация данного этапа самостоятельной деятельности осуществляется уже на первом курсе. Организация самостоятельной деятельности в рамках этого этапа сводится к тому, чтобы: научить студента правильно изучать текст учебника, слушать и записывать лекции, воспринимать их; научить его самостоятельной работе на практических и лабораторных занятиях; совершенствовать навыки работы с книгой; научить правильно конспектировать литературу, готовить рефераты, выступать с докладами (И.Б. Соколова).

Первым навыком, который необходимо сформировать у студентов на данном этапе, является овладение навыками чтения. Чтение должно быть организовано таким образом, чтобы студенты научились выбирать из изучаемой информации основу знаний. Как показал анализ научной литературы, для успешного освоения студентами навыков изучения учебной литературы является необходимость обучения студентов быстрому, панорамному, углубленному, выборочному чтению, чтению-сканированию (В.И. Илюшечкин, В.Т. Сосновский; И.Б. Соколова).

Для развития у студентов перечисленный выше навыков чтения должны быть разработаны тренинговые упражнения, которые проводятся со студентами первого курса на семинарских занятиях. Помимо этого, необходима разработка методических рекомендаций по изучению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

157

различных видов литературных источников, в частности, учебника, научной литературы, лекций. Это связано с тем, что основным источником информации для студента на первом курсе является учебник и лекция. Соответственно с первыми видами самостоятельной деятельности, которые необходимо освоить студентами, являются изучение и освоение материала учебника и лекции.

Важной формой воспроизводящего этапа самостоятельной деятельности студентов является овладение навыков конспектирования и изучения лекций. Вузовская лекция, научно-учебный текст - главное звено дидактического цикла обучения, предназначенное для обеспечения теоретической основы обучения, развития интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, формирования у обучающихся ориентира для самостоятельной работы над курсом.

Преподаватель в процессе изложения лекционного курса связывает теоретические положения своей науки с практикой, на лекции мобилизуется внимание, вырабатываются навыки слушания, восприятия, осмысления и записывания информации, развивается логическое мышление студента, закладываются основы научного исследования (И.Б. Соколова).

В контексте самостоятельной деятельности студентов основополагающее значение имеют функции вузовской лекции (С.А. Маруев, М.В. Топоркова-Буланова, Д.В. Чернилев-ский). Познавательная функция лекции выражается в обеспечении студентов знаниями основ науки и в определении научно-обоснованных путей решения практических задач и проблем; развивающая состоит в том, что в процессе передачи знаний она ориентирует студентов не на память, а на мышление; воспитательная реализуется в том случае, если ее содержание пронизано таким материалом, который воздействует не только на интеллект обучающихся, но и на их чувства и волю. Этим обеспечивается единство обучения и воспитания в ходе педагогического процесса; организующая предусматривает управление самостоятельной работой студентов как в процессе лекции, так и в часы самоподготовки. Эта функция сознательно усиливается преподавателем при чтении установочных и обзорных лекций, а также лекций по темам, за которыми следует проведение семинаров и практических занятий. Здесь лектор ориентирует обучающихся на работу с литературой, указанной в программе, и информирует о появлении новых источников.

Включение студентов в самостоятельную деятельность на лекции реализуется, если лекция становится проблемной. При этом необходимо выполнение двух взаимосвязанных условий:

1. Реализация принципа проблемности при отборе и дидактической обработке содержания учебного курса до лекции.

2. Реализация принципа проблемности при развертывании этого содержания непосредственно на лекции.

Первое достигается разработкой преподавателем системы познавательных задач - учебных проблем, отражающих основное содержание учебного предмета. После выявления противоречий в исходных данных учебной проблемы она перерастает в проблемную ситуацию, и

студенты самостоятельно пробуют найти решение проблемной ситуации.

Компонентами проблемной ситуации являются объект познания (материал лекции) и субъект познания (студент), процесс мыслительного взаимодействия субъекта с объектом и будет познавательной деятельностью, усвоение нового, неизвестного еще для студента знания, содержащегося в учебной проблеме.

Второе достигается построением лекции как диалогического общения преподавателя со студентами. Диалогическое общение может строиться как живой диалог преподавателя со студентами по ходу лекции на тех этапах, где это целесообразно, либо как внутренний диалог (самостоятельное мышление), что наиболее типично для лекции проблемного характера.

Для управления мышлением студентов на проблемной диалогической лекции используются заранее составленные преподавателем проблемные и информационные вопросы. Проблемные вопросы - это вопросы, ответ на которые не содержится ни в прежних знаниях студентов, ни в наличной предъявляемой информации (запись на доске, таблицы на стене и т.п.) и которые вызывают интеллектуальные затруднения у студентов. Проблемные вопросы содержат в себе еще не раскрытую проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых необходимо какое-то интеллектуальное действие, определенный целенаправленный мыслительный процесс. Информационные вопросы ставятся с целью актуализировать уже имеющиеся знания у студентов, необходимые для понимания проблемы и начала умственной работы по ее разрешению. С помощью сочетания проблемных и информационных вопросов преподаватель может учитывать и развивать индивидуальные особенности каждого студента.

Активную роль в организации самостоятельной деятельности на лекциях имеет лекция с заранее запланированными ошибками. Эта форма проведения лекции способствует развитию таких важных качеств, как умение оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.

Эффективной формой организации лекции в контексте активизации самостоятельной деятельности студентов имеет лекция-пресс-конференция. Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы.

В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражение знаний и интересов слушателей. Активизация деятельности студентов на лекции-пресс-конференции достигается за счет адресованного информирования каждого студента лично. В этом отли-

158

чительная черта этой формы лекции. Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание студента. Вопросы студентов в большинстве случаев носят проблемный характер и являются началом творческих процессов мышления.

Важным этапом освоения воспроизводящих форм самостоятельной деятельности является подготовка студентов к восприятию лекции. В предварительную подготовку к лекции, к ее восприятию входит (И.Б. Соколова): психологический настрой на эту работу: осознание необходимости ее систематического выполнения; целенаправленная познавательно-практическая деятельность накануне лекции (просматривание записей предыдущей лекции с целью восстановления в памяти ранее изученного материала; ознакомление с заданиями для самостоятельной работы, включенными в программу, подбором литературы).

Следующим видом самостоятельной деятельности студентов воспроизводящего характера является формирование навыков анализа научной литературы. Для формирования этих навыков можно использовать составление тезисов, плана книги, цитирование.

В работе с научной и популярной книгой большое значение имеет определенная система. Чтение такого рода книг может быть различным: просмотр, выборочное чтение, полное чтение и изучение.

Контроль и оценка самостоятельной деятельности на репродуктивном этапе могут осуществляться в виде оценки рефератов, на собеседованиях, при тестировании, в ходе опроса на семинарских занятиях, а также тематических сообщений, которые студенты готовят в форме индивидуальных заданий. Данные виды работ способствуют развитию творческой самостоятельности студентов, укрепляют их интерес к науке, научным исследованиям, помогают связывать научно-теоретические положения с жизнью, содействуя выработке практических навыков работы. Вместе с тем, они являются и средством контроля за результатами самостоятельной деятельности студентов, своеобразной формой коллективного подведения ее итогов.

На каждом семинарском занятии должен проводиться итог целенаправленной самостоятельной работы студентов по заданиям преподавателя. В докладах и выступлениях будущих педагогов физической культуры должны обобщаться результаты самостоятельной деятельности, проведенной ими над учебной и дополнительной литературой. В практике разделяют семинарские занятия по содержанию на три основные группы. В одном случае их целью является углубленное изучение отдельных, наиболее важных, вопросов той или иной темы, в другом - всей темы, если материал ее не представляет больших трудностей, в третьем - обобщение всего изученного материала по большим темам или даже разделам учебной программы (И.Б. Соколова, В.П. Стрекозин).

И.Б. Соколова отмечает, что семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением студентами программного материала и обсуждением результатов их последующей деятельности.

Следующий уровень успешности самостоятельной деятельности - преобразующий. На этом этапе студентами осваиваются навыки реализации репродуктивных навыков в продуктивной самостоятельной деятельности. В современной теории и практике проблемам исследования продуктивных форм организации самостоятельной деятельности посвящены исследования М.Г. Гарунова, П.И. Пидкасисто-го, Г.В. Ковалевой, Н.З. Султанова. Важной качественной характеристикой данного этапа самостоятельной деятельности является практическая направленность и индивидуализация самостоятельной деятельности.

Для организации продуктивных форм самостоятельной деятельности необходимо иметь банк заданий и задач для самостоятельного решения, причем эти задания должны быть дифференцированы по степени сложности. В зависимости от изучаемого раздела задачи составляются разного уровня сложности и контроль оценки за выполнение ставится с учетом трудности решенной задачи за каждую конкретную решенную задачу. При интенсивной продуктивной работе на занятиях, а также с учетом задач, решенных в форме домашней самостоятельной деятельности, на каждом занятии студент имеет возможность получить несколько рейтинговых баллов. В качестве мотивации продуктивных форм самостоятельной деятельности, а также средства контроля и оценки, эффективно использовать обсуждение рейтингов студентов.

При реализации этого этапа деятельности используются проблемные методы обучения. Как известно, исследование начинается с вопроса. Вопрос выгзытает затруднение. Появляется цель деятельности, намечается план, в котором могут предусматриваться некоторые варианты путей решения. Выбирается после анализа оптимальный вариант действия, он осуществляется и затем делается вывод. Такова общая схема выполнения исследовательских самостоятельных работ. При выполнении такого типа работ проявляется творчество студентов. Это происходит при составлении задач самими студентами, при нахождении разнообразных способов их решения. В ряде случаев оригинальность деятельности студентов выфажается в своеобразном комбинировании уже известных приёмов действия или самостоятельном переносе этих приёмов в новые условия для решения новых задач.

Способности, которые развиваются на предыдущих этапах деятельности, являются фундаментом для реализации данного уровня самостоятельной деятельности. И.Я. Лернер выщелил следующие элементы творческих способностей: видение новой проблемы в знакомой ситуации; перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию; видение новых (скрытых) функций известных объектов; видение всех взаимосвязей структуры объекта; видение альтер-нативнык и вариативных способов решения задачи; комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа; построение принципиально нового способа решения, отличающегося от уже известнык.

Данный этап деятельности качественно отличается от предыдущих совокупностью мотивов самостоятельной деятельности. Если на предыдущих уровнях главной моти-

вационной установкой деятельности является достижение

159

результата, то на творческом этапе основной мотив - решение проблемы. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Особенностью творческой деятельности является то, что в результате этой деятельности студенты создают для себя новые ценности, важные для формирования личности как общественного субъекта (И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов).

Проблема в том, что при разработке методики формирования творческих способностей посредством самостоятельной деятельности преподаватель должен учитывать: личностные особенности студентов; специфические черты и особенности учебного предмета. Условия формирования творческих способностей: положительные мотивы учения; интерес; творческая активность; положительный микроклимат в коллективе; эмоции; предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

Основными формами контроля и оценки деятельности на творческом этапе являются деловая игра; самоотчет, эссе, изготовление дидактических материалов, рецензирование.

На данном этапе в качестве средств самостоятельной деятельности нами предлагается активно использовать сетевые и программные ресурсы. Это универсальная форма самостоятельной работы, которая базируется на использовании широкого спектра новых информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, создающих условия свободного выбора студентом образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем.

Информационно-образовательная среда сетевых ресурсов представляет собой системно организованную совокупность средств передачи информационных ресурсов, организационно-методического обеспечения и ориентируется на удовлетворение образовательных потребностей пользователей, в качестве которых выступают студенты как субъекты самостоятельной работы (Е.С. Полат).

Сетевые и программные ресурсы представляют собой интерактивные формы обучения, способствующие активизации самостоятельной работы студентов. При использовании сетевых ресурсов используются различные информационные и коммуникационные технологии (чаще всего - сочетание различных технологий). При этом использование каждой технологии зависит от целей и задач, стоящих перед дистанционным курсом.

Среди положительных моментов использования новых информационных технологий в сфере образования можно выделить следующие: достижение максимальной дифференциации и индивидуализации обучения на основе учета индивидуальных запросов обучаемых, уровня подготовки с ориентацией на развитие потребностей в самостоятельном приобретении знаний и умений; формирование навыков самообучения, исследовательской рабо-

- 160 4РР-

ты; сокращение времени на изучение отдельных курсов без ущерба качеству усвоения; формирование коммуникативных навыков, культуры общения.

Опыт внедрения сетевых ресурсов для реализации самостоятельной работы студентов факультета физической культуры вызывает необходимость разработки специального учебно-методического обеспечения, в частности, создания электронных учебных мультимедиа-программ, опирающихся на психологические особенности восприятия, памяти, мышления, и др. Среди основных компонентов такого уровня программ можно выделить: научную ориентацию материала; систему специальных заданий, где осуществляются методические правила - идти от простого к сложному, к контролю умений и навыков, а не простое заимствование упражнений из учебника; понятность, конкретность и ясность выполнения заданий; соответствие уровню подготовленности студента; сквозная система оценок для прослеживания прогресса в работе обучаемого; осуществление мыслительной деятельности обучаемым.

Важным условием эффективности самостоятельной деятельности является контроль и оценка деятельности студентов. В технологии нами представлены формы контроля и оценки деятельности на каждом уровне самостоятельной деятельности, в интегрированном виде организация управляемой и контролируемой самостоятельной работы студентов может успешно строиться по модульно-рейтинговой системе, которая должна базироваться на прочной учебно-методической базе.

Цель модульно-рейтинговой системы - поставить студента перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего семестра. В итоге это должно обеспечить повышение качества образования и в современных условиях информационной эпохи научить студента самостоятельно приобретать необходимые знания, умения и навыки в течение всей жизни.

Модульно-рейтинговая система складывается из двух взаимосвязанных и дополняющих одна другую частей: модульной и рейтинговой, которые могут функционировать и раздельно, но с меньшей эффективностью.

Суть модульной системы состоит в следующем. Преподаваемая дисциплина делится на крупные блоки (модули), по завершении которых студент сдает промежуточные (модульные) экзамены или промежуточные зачеты. Изучение курса идет поэтапно, по выделенным модулям. Каждый модуль включает 3-4 конкретные темы курса. При получении достаточной суммы баллов за все промежуточные экзамены, результаты могут засчитываться студенту как итоговый (семестровый) экзамен, т.е. модульные экзамены становятся такими же важными, как и семестровые.

Суть рейтинговой системы состоит в следующем. Качество и количество самостоятельной работы студентов должно оцениваться в условных баллах. Каждому выполненному виду работы должен соответствовать подробный «прейскурант» баллов. Простейший рейтинг студента - его средний экзаменационный балл - проявляется лишь в итоге обучения, что делает его пассивным показателем. Для стимулирования студента рейтинг должен быть активным показателем, заставляющим стремиться к его увеличению.

На основе совокупности набранных баллов-рейтингов формируется портфолио личных достижений студентов.

Важной частью модульно-рейтинговой системы является составление технологических карт дисциплины, в которых отражен весь ход учебного процесса и формы самостоятельной деятельности студентов.

Преподаватель самостоятельно устанавливает минимальное и максимальное количество баллов, которое может получить студент за весь период изучения дисциплины (сумма минимального количества баллов условно равна 30% освоения дисциплины, сумма максимального количества баллов условно равна 100% освоения дисциплины). Преподаватель устанавливает диапазон баллов (в сумме не превышающий число 100).

В технологической карте дисциплины выделяются следующие модули: водный модуль - что уже знает и умеет студент из ранее изученных дисциплин; базовый модуль -чему должен научиться студент; дополнительный модуль -что может сделать студент для повышения оценки; какие условия промежуточной аттестации (автоматическое выставление оценки по результатам текущей работы студента, собеседование, экзамен и др.). Сумма баллов вводного и базового модулей должна составить не более 90% от максимального количества баллов, что соответствует оценке «5» (отлично). Дополнительный модуль дает студенту возможность повысить свой общий балл.

Технологическая карта - в отличие от обычной учебной программы позволяет преподавателю чётко спланировать самостоятельную деятельность студента и способствует рациональному формулированию заданий для студентов, она позволяет видеть самостоятельную деятельность студента.

Следующий этап в технологии организации самостоятельной деятельности факультета физической культуры - диагностический. На данном этапе осуществляется диагностика эффективности самостоятельной деятельности студентов.

ВЫВОДЫ:

1. Для успешной организации самостоятельной деятельности необходима разработка педагогической технологии, как совокупности, методов, организационных форм реализации и диагностики эффективности самостоятельной деятельности, направленной на выявление педагогических условий организации самостоятельной деятельности студентов.

2. Педагогическая технология организации самостоятельной деятельности студентов факультета физической культуры включает последовательные этапы: цель, как проект ожидаемого результата деятельности, мотивационно-деятельностный этап, в рамках которого осуществляется отбор средств, методов форм реализации самостоятельной деятельности, а также разрабатывается система контроля и оценки самостоятельной деятельности. Система контроля и оценки должна развивать мотивацию деятельности, в соответствии с чем она является кредитно-рейтинговой. Диагностика эффективности самостоятельной деятельности студентов осуществляется на основе совокупности тестов, направленных на диагностику мотивации деятельности,

знаний и умений деятельности, развития общего уровня интеллекта и творческих способностей студентов.

3. Педагогическими условиями организации самостоятельной деятельности студентов факультета физической культуры является: повышение мотивации; учебно-методическое обеспечение самостоятельной деятельности; управление самостоятельной работой на основе индивидуализации обучения; создание системы разноуровневых модульных заданий, различного уровня сложности; организация контрольно-оценочной деятельности на основе модульно-рейтинговой системы; коррекции учебной деятельности.

Примечания:

1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика 1989. - 192 с.

2. Борисова, Н.В. От традиционного через модульное к дотационному образованию: Учебное пособие / Н.В.Борисова.

- М.: Домодедово, ВИПК МВД России, 1999. - 174 с.

3. Вазина, К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение / К.Я.Вазина. - Н.Новгород, 1991. - 50 с.

4. Григорьев, O.A. Проблемы качества подготовки специалистов физической культуры в условиях перехода на двухуровневую систему образования / О.А. Григорьев, Т.В. Зязина, А.В. Котельников, А.П. Сикорский // Культура физическая и здоровье. - Воронеж. - 2009. - № 1(19). - С. 22-25.

5. Григорьев, O.A. О профессионально-педагогической деятельности педагога физической культуры / О.А. Григорьев, А.В. Лотоненко // Евразийский форум. - М.: Еврошко-ла. - 2011. - № 1 (3). - С. 150-155.

6. Григорьев, O.A. Содержание и направленность профессиональной педагогической деятельности педагога физической культуры / О.А. Григорьев, О.В. Гаевская, Г.В. Головина, О.П. Мудрая // Культура физическая и здоровье. - Воронеж. - 2011. - № 4(34). - С. 36-38.

7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. -М.: Логос, 2004. - 384 с.

8. Кулюткин, Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю.Н. Кулюткин, И.В. Муштавинская. -СПб.: СПбГУПМ, 2002. - 48 с.

9. Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1974. - 64 с.

10. Лотоненко, А.В. Культура физическая и здоровье: Монография / А.В. Лотоненко, Г.Р. Гостев, С.Р. Гостева, О.А. Григорьев. - М.: Еврошкола, 2008. - 450 с.

11. Лотоненко, А.В. Формирование готовности к самостоятельной работе будущих педагогов физической культуры в условиях личностно ориентированного обучения / А.В. Лотоненко, О.А. Григорьев, Г.Р. Гостев // Евразийский форум.

- М.: Еврошкола. - 2009. - №1. - С. 169-182.

12. Лотоненко, А.В. Самостоятельная деятельность будущих педагогов физической культуры как психолого-педагогическая проблема / А.В. Лотоненко, О.А. Григорьев // Бере-гиня-777-Сова. - Воронеж: Изд-во Е.А. Болховитинова. -2011. - №1(8). - 225-234.

13. Матюшкмн, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 392 с.

14. Махмутов, М.И. Теория и практика проблемного обучения / М.И. Махмутов. - Казань, 1972. - 365 с.

15. Основы самостоятельной работы студентов. Учебно-методическое пособие в помощь студентам педагогических вузов / Составитель: Соколова И.Б. - Армавир: ИЦ АГПИ, 2002. - 98 с.

161

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.