Научная статья на тему 'Особенности организации самостоятельной работы студентов -бакалавров педагогического вуза'

Особенности организации самостоятельной работы студентов -бакалавров педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHER / MODEL OF ORGANIZING INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / MODULE-RATING GRADING SYSTEM OF EDUCATIONAL OUTCOMES / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свиридова Г.Ф., Тимошенко А.Ю.

Статья посвящена проблеме организации самостоятельной работы студентов бакалавров, обучающихся в педагогическом вузе. Авторы раскрывают проблемы, связанные с качеством подготовки современного учителя российской школы, организационные и методические направления, оптимальные для организации продуктивной самостоятельной работы студентов бакалавров. В статье представлена модель организации самостоятельной работы обучающихся в системе высшего педагогического образования. Авторы выделяют блоки модели целевой, содержательный, технологический и результативный и раскрывают содержание каждого из них. Особое внимание в статье уделено условиям реализации этой модели в процессе обучения и учения студентов бакалавров высшей школы. В статье представлены возможности использования модульно-рейтинговой системы оценки качества подготовки как условия реализации модели организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION FEATURES OF INDEPENDENT WORK OF UNDERGRADUATE STUDENTS AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article is dedicated to a problem of organizing independent work of undergraduate students studying in a pedagogical university. The authors reveal problems associated with the quality of training of a modern teacher in a Russian school, organizational and methodical aspects, optimal for the organization of productive independent work of undergraduate students. The article presents a model for organizing independent work of students in the system of higher pedagogical education. The authors single out the blocks of the model, which are objective, informative, technological and efficient once, and reveal their contents. Particular attention is paid to conditions for the use of this model in the process of teaching and teaching undergraduate students of higher education. The work presents a possibility of using a module-rating grading system of the quality of training as a condition for implementing the model of organizing independent work of students of a pedagogical university.

Текст научной работы на тему «Особенности организации самостоятельной работы студентов -бакалавров педагогического вуза»

3. Lomb K. Kakya izuchayu yazyki. Available at: https://www.libfox.rU/232423-4-kato-lomb-kak-ya-izuchayu-yazyki.html#book

4. Afonas'eva I.V. Metodika obucheniya leksike inostrannogo yazyka. Available at: https://infourok.ru/material.html?mid=67237

5. Kommunikativnoe obuchenie yazykam v srednej shkole: uchebnoe posobie. N.A. Karmanova, 'E.G. Vol'ter, O.V. Zapisnyh, N.G. Muratova, L.A. Sadvokasova, N.A. Suhina. Barnaul: AltGPA.

Статья поступила в редакцию 18.03.19

УДК 378.637

Svindova G.F., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: gfsviridova0404@mail.ru Timoshenko A.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: alen.timoschenko2010@yandex.ru

ORGANIZATION FEATURES OF INDEPENDENT WORK OF UNDERGRADUATE STUDENTS AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article is dedicated to a problem of organizing independent work of undergraduate students studying in a pedagogical university. The authors reveal problems associated with the quality of training of a modern teacher in a Russian school, organizational and methodical aspects, optimal for the organization of productive independent work of undergraduate students. The article presents a model for organizing independent work of students in the system of higher pedagogical education. The authors single out the blocks of the model, which are objective, informative, technological and efficient once, and reveal their contents. Particular attention is paid to conditions for the use of this model in the process of teaching and teaching undergraduate students of higher education. The work presents a possibility of using a module-rating grading system of the quality of training as a condition for implementing the model of organizing independent work of students of a pedagogical university.

Key words: independent work of students, professional training of future teacher, model of organizing independent work of students, module-rating grading system of educational outcomes.

Г.Ф. Свиридова, канд. филол. наук, доц. каф. теории и методики начального образования, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: gfsviridova0404@mail.ru

А.Ю. Тимошенко, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики начального образования, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: alen-timoschenko2010@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ -БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Статья посвящена проблеме организации самостоятельной работы студентов - бакалавров, обучающихся в педагогическом вузе. Авторы раскрывают проблемы, связанные с качеством подготовки современного учителя российской школы, организационные и методические направления, оптимальные для организации продуктивной самостоятельной работы студентов - бакалавров. В статье представлена модель организации самостоятельной работы обучающихся в системе высшего педагогического образования. Авторы выделяют блоки модели - целевой, содержательный, технологический и результативный - и раскрывают содержание каждого из них. Особое внимание в статье уделено условиям реализации этой модели в процессе обучения и учения студентов - бакалавров высшей школы. В статье представлены возможности использования модульно-рейтинговой системы оценки качества подготовки как условия реализации модели организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, профессиональная подготовка будущего учителя, модель организации самостоятельной работы студентов, модульно-рейтинговая система оценивания результатов обучения.

Современный мир претерпевает стремительные и глубокие перемены. Однако общеизвестно, чтобы мир был прочным и конструктивным, он должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества, которая должна формируется в процессе учебной деятельности каждого живущего на планете Земля.

Качественное российское образование является стратегической задачей XXI века. Новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования требуют создания соответствующих условий для подготовки квалифицированных бакалавров, пересмотра взглядов на организационную и методическую деятельность по обучению молодёжи в высшей школе.

Профессиональная подготовка будущего учителя должна представлять собой целостную систему мероприятий, направленных на формирование у студентов профессионально значимых качеств - профессиональных компетенций, научно обоснованных представлений о структуре и содержании будущей профессиональной деятельности.

Обучение студентов в педагогическом вузе осуществляется посредством основных видов учебных занятий (лекции, семинары, лабораторные и практические занятия, консультации и др.) и сочетания различных форм организации работы (коллективная, групповая, индивидуальная и др.). Одним из важнейших компонентов профессиональной подготовки является содержание учебных дисциплин, которое обеспечивается за счет внедрения и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, в частности основных профессиональных образовательных программ. Главенствующим в данном случае является содержание учебных дисциплин базовой и вариативной частей учебного плана (применительно к подготовке бакалавра по соответствующему направлению и профилю).

На наш взгляд, важным в структуре профессиональной подготовки бакалавра является рациональная организация самостоятельной работы студентов, которая способствует главным образом формированию у них творческого подхода к будущей профессиональной деятельности. Самостоятельная работа становится одной из форм организации учебных аудиторных и внеаудиторных занятий, в процессе которых студенты под руководством преподавателя или самостоятельно углубляют свои знания, совершенствуют умения и опыт познавательной и творческой деятельности.

Различные аспекты проблемы определения сущности и условий организации самостоятельной работы обучающихся исследовались учеными - педагогами, психологами, методистами - на протяжении многих лет. Однако единого мнения о сущности самостоятельной работы и способах ее организации современной науке и педагогической практике до сих пор нет.

Так, П.И. Пидкасистый, отмечает, что самостоятельная работа - это «средство, которое:

- в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

- формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;

- вырабатывает у обучающихся психологическую установку на самостоятельное и систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и политической информации при решении новых познавательных задач;

- является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины обучающегося в овладении методами познавательной деятельности;

- является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения» [1, с. 48].

А.К. Громцева рассматривает самостоятельную работу как средство развития общеучебных умений и навыков познавательной самостоятельности, творческой активности и связывает ее со способностью к самоорганизации [2].

Многогранность и многоаспектность понятия «самостоятельная работа» приводит к различным мнениям в толковании его сущности. И.И. Ильясов определяет самостоятельную работу как форму обучения, А.В. Усова - как метод обучения, О.А. Нильсон - как вид учебной деятельности [3]; И.А. Зимняя - как «организуемую самим человеком в силу его внутренних познавательных мотивов и осуществляемая им в наиболее удобное время, контролируемую им самим в процессе и по результату деятельность, осуществляемую на основе внешнего опосредованного системного управления ею со стороны преподавателя или обучающей программы, компьютера [4].

Отметим, что стоит различать понятия «познавательная самостоятельность» и «самостоятельная работа». Если первое представляет собой способность и умение, а также готовность и стремление к самостоятельной деятельности, т.е. владение приемами познавательной деятельности и обобщенными методологическими знаниями, то основу второго понятия составляет выражение уже достигнутого уровня самостоятельности.

Ориентация современного учебного процесса в высшей школе на увеличение доли самостоятельной работы ставит перед преподавателями и студентами ряд организационных и методических задач, требующих своевременного решения. Оптимальная организация самостоятельной работы возможна, во-первых, если имеется научно обоснованное нормирование объема обязательных для выполнения заданий; во-вторых, разработаны графики самостоятельной учебной и исследовательской работы студентов; в-третьих, технически и методически обеспечена система заданий, инструкций и указаний по их выполнению.

Одним из направлений решения проблемы создания условий для эффективной самостоятельной работы студентов педагогического вуза является оптимальный выбор форм организации их учебной деятельности.

После перехода на новые нормы аудиторных занятий (в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования) необходимо провести научно обоснованный анализ объема затраты времени на самостоятельную работу студентов по учебной дисциплине в каждом семестре и в учебном году в целом, разработать оптимальную систему организации самостоятельной работы студентов по изучаемому курсу, разработать методические рекомендации по выполнению отдельных видов заданий и по подготовке к промежуточной аттестации.

Второе направление в разрешении обозначенной выше проблемы - это методическое обеспечение организации самостоятельной работы студентов -бакалавров.

Увеличение доли самостоятельной работы в профессионально-педагогической подготовке бакалавра особенно остро ставит вопрос об обеспечении их современными учебниками, учебными пособиями, методическими рекомендациями, в том числе представленными в электронном виде.

В рамках данного направления отметим необходимость разработки и реализации на практике методических рекомендаций и указаний, посвященных руководству и контролю самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Имеющиеся в вузе методические рекомендации в большинстве своем представляют собой планы семинарских занятий или изложение отдельных тем учебной дисциплины. При разработке методических рекомендаций важно осуществлять дифференциацию заданий для самостоятельной работы в зависимости от уровня подготовки, индивидуальных особенностей и профессиональных интересов студентов, а также предлагать методические рекомендации в электронной образовательной среде вуза, что обеспечит обучающимся доступность пользования этими средствами.

Кроме того, организация самостоятельной работы студентов в процессе их профессионально-педагогической подготовки должна осуществляться последовательно и непрерывно. Достижению положительных результатов в данном направлении будет способствовать реализация в процессе обучения, с одной стороны, соответствующей модели организации самостоятельной работы студентов, с другой, - модульно-рейтинговой системы оценивания качества подготовки бакалавра.

Предлагаемая модель представляет собой систему взаимосвязанных блоков: целевого, содержательного, технологического и результативного.

Так, целевой блок модели содержит качественные показатели, характеризующие оптимальный уровень усвоения студентами содержания изучаемой учебной дисциплины (в терминах «знать», «уметь», «владеть»). Для их определения необходимо обратиться к требованиям к обязательному минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы, представленному в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования - в части формулировки всех видов компетенций: универсальных, общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных.

Затем следует обратиться к непосредственному содержанию рабочей программы учебной дисциплины и выделить ряд тем, содержание которых предусматривает способы учебной деятельности, используемые в самостоятельной работе студентов. Именно это и будет определять структуру содержательного блока модели организации самостоятельной работы студентов - бакалавров.

Технологический блок модели представляет собой процессуальную сторону обучения. Для его определения необходимо выбрать для каждого раздела, темы учебной дисциплины соответствующие приемы, средства и формы организации самостоятельной работы студентов, а также активные методы обучения, способствующие повышению эффективности используемых приемов, средств и форм работы. Ниже представлены некоторые способы и виды организации самостоятельной работы студентов, соответствующие определенным формам проведения учебных занятий:

- на лекции (вводной, модульной, тьюторинге и др.): полное конспектирование содержания темы, теоретических вопросов; выборочное конспектирование; слушание и мысленное соучастие в раскрытии основных вопросов дисциплины; составление опорной схемы и др.;

- на семинаре: выступление с докладом; дополнение к неполным ответам одногруппников; участие в дискуссиях, постановка вопросов и обсуждение спорных ситуаций, рефлексия и др.;

- на лабораторном занятии: изучение методических указаний к данной лабораторной работе; самостоятельное выполнение работы; участие в обсуждении результатов индивидуальной самостоятельной работы; проведение индивидуального или группового самостоятельного исследования по «проблемному» заданию и др.

Семинарские и лабораторные занятия можно проводить в форме коллективного тренинга по заранее разработанному сценарию с использованием активных методов обучения; штудирование по структурированию и анализу содержания образовательно-электронных ресурсов по учебной дисциплине; индивидуального компьютерного тренинга и т.п.

Результативный блок модели представляет собой диагностический инструментарий, который включает систему разнообразных видов и форм контроля: мониторинг работы с текстами различного содержания, тест-тренинг, который используется как для закрепления базовых теоретических знаний обучающихся, так и для контроля сформированности отдельных видов компетенций; модульное и предэкзаменационное тестирование, цель которых состоит в выявлении неосвоенных и плохо освоенных вопросов данной дисциплины и др.

Целесообразно подобранные методики помогут определить динамику развития выделенных качественных характеристик (всех видов компетенций), определенных в целевом блоке модели, а также будут способствовать корректировке самой организации самостоятельной работы студентов.

Предлагаемая модель является универсальной для организации любого вида деятельности и специфичной для организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза, поскольку специфику этой модели определяет содержание учебных дисциплин.

Наиболее трудной для решения представляется проблема контроля качества самостоятельной работы студентов. На наш взгляд, традиционный контроль качества не соответствует ее основной цели. Проверять необходимо не правильность конкретно выполненного задания, упражнения и т. п., а степень сформи-рованности всех видов компетенций (в терминах «знать», «уметь», «владеть»). Одним из средств решения обозначенной проблемы является реализация мо-дульно-рейтинговой системы подготовки студентов-бакалавров.

Положение о модульно-рейтинговой системе оценки подготовки студентов разработано в соответствии с Концепцией системы менеджмента качества подготовки специалистов и Программой ее реализации [5]. Модульно-рейтинговая система оценивания подготовки студентов - это система организации процесса освоения основной профессиональной образовательной программы по направлению и профилю подготовки, основанной на блочно-модульном построении учебного процесса. При этом осуществляется структурирование содержания каждой учебной дисциплины и проводится регулярная оценка уровня усвоения знаний и сформированности умений студентов с помощью контроля результатов обучения по каждому дисциплинарному и календарному модулям и дисциплине в целом в соответствии с технологической картой, разработанной ведущим преподавателем. В технологической карте студенты всегда могут найти информацию о видах самостоятельной работы, их объеме, времени выполнения и максимальном балле при оценивании результатов выполнения заданий.

Внедрение модульно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов позволяет повысить качество педагогического образования, активизировать работу профессорско-преподавательского состава и студентов по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения; осуществить регулярный контроль и рейтинговую оценку качества обучения студентов при освоении ими основной профессиональной образовательной программы по направлению и профилю подготовки.

Модульно-рейтинговая система оценивания характеризуется:

- компактностью (блоки состоят из нескольких учебных дисциплин, изучаемых в определенные сроки);

- структурированностью содержания каждой учебной дисциплины;

- интенсификацией самостоятельной работы (постоянный контроль результатов организации обучения студентов - бакалавров в рациональной форме);

- рейтингованием достигнутых результатов обучения с целью повышения мотивации студентов к освоению основной профессиональной образовательной программы, а также своевременной коррекции содержания и форм организации самостоятельной работы студентов при изучении учебных дисциплин;

- регулярностью и объективностью оценки результатов совместной работы студентов и преподавателей;

- соблюдением исполнительской дисциплины всеми участниками образовательного процесса - студентами, профессорско-преподавательским составом, учебно-вспомогательным и административно-управленческим персоналом педагогического университета) [6].

Модульно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов позволяет, с одной стороны, усилить мотивацию учебной деятельности бакалавров, благодаря более четкой дифференциации оценки результатов учебной работы каждого студента, с другой, - уменьшить влияние субъективности со стороны преподавателя. Все это способствует повышению качества обучения студентов,

поскольку преподаватель своевременно информирует их об изменении рейтинга, что в свою очередь является одним из основных факторов активизации самостоятельной работы каждого студента.

Самостоятельная работа, рассматриваемая в единстве всех видов учебной деятельности студентов - бакалавров, учебного процесса, становится не только средством качественного выполнения обучающимися учебных действий,

Библиографический список

начиная от конспектирования источников знания и заканчивая подготовкой и защитой выпускной квалификационной работы, но и главным средством развития личностных качеств будущего учителя. Результатом сформированности у студентов умений работать самостоятельно должно стать появление способности, а впоследствии и потребности в саморазвитии, в самообразовании для решения учебных и профессиональных задач, для успешной жизни молодого педагога.

1. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. Москва: Педагогика, 1980.

2. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. Москва: Просвещение, 1983.

3. Вербицкий А.А. Самостоятельная работа и самостоятельная деятельность студента. Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции, Волгоград, 1994.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва: Логос, 2003.

5. Лаптева И.А. Концепция создания в общеобразовательном учреждении системы управления качеством образования (системы менеджмента качества). Завуч. Управление современной школой. 2014; 6: 101 - 108.

6. Попов М., Гугелев А., Коротков Э., Яшин Н. Повышение качества образования - основа развития университета. Высшее образование в России. 2006; 8: 96 - 104.

References

1. Pidkasistyj P.I. Samostoyatel'naya poznavatel'naya deyatel'nost'Shkolnikov v obuchenii: teoretiko-'eksperimental'noe issledovanie. Moskva: Pedagogika, 1980.

2. Gromceva A.K. Formirovanie u Shkolnikov gotovnostik samoobrazovaniyu. Moskva: Prosveschenie, 1983.

3. Verbickij A.A. Samostoyatel'naya rabota i samostoyatel'naya deyatel'nost' studenta. Tezisy dokladov Vserossijskojnauchno-metodicheskojkonferencii, Volgograd, 1994.

4. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Logos, 2003.

5. Lapteva I.A. Koncepciya sozdaniya v obscheobrazovatel'nom uchrezhdenii sistemy upravleniya kachestvom obrazovaniya (sistemy menedzhmenta kachestva). Zavuch. Upravlenie sovremennoj shkoloj. 2014; 6: 101 - 108.

6. Popov M., Gugelev A., Korotkov 'E., Yashin N. Povyshenie kachestva obrazovaniya - osnova razvitiya universiteta. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2006; 8: 96 - 104.

Статья поступила в реакцию 05.03.19

УДК 378

Romanova S.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: romansp.ru@mail.ru Gontar O.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Siberian Federal University, (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: oksana-gontar@mail.ru Kraynik V.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: kraynikviktor@mail.ru

MODEL OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF HEALTH-SAVING ACTIVITY OF A SPECIALIST IN THE PROCESS OF HIS EDUCATION AT A UNIVERSITY AND ITS PROFESSIONAL REALIZATION. The article highlights a problem of supporting the health-saving activities of the future and the specialist actually involved in the profession, examines the need for this support in the context of successful socio-economic development of the country and professional longevity of an individual. The authors of the article attempt to link the concern for the health of a specialist with the formation of his need for a health culture through inclusion in health-saving activities. A model of pedagogical support of the health-saving activity of a specialist in the process of his training in a higher educational institution and professional realization has been designed, including forms, stages of maintenance, conditions contributing to the effectiveness of its implementation and a predicted result.

Key words: health, health culture, physical culture of person, health-saving activity of specialist, pedagogical support, model of pedagogical support of health-saving activity.

С.П. Романова, канд. пед. наук, доц. каф. теоретических основ и менеджмента физической культуры и туризма, Институт физической культуры спорта и туризма Сибирского федерального университета, г. Красноярск, E-mail: romansp.ru@mail.ru

О.П. Гонтарь, канд. пед. наук, доц. каф. теоретических основ и менеджмента физической культуры и туризма, Институт физической культуры спорта и туризма Сибирского федерального университета, г. Красноярск, E-mail: oksana-gontar@mail.ru

В.Л. Крайник, д-р пед. наук, проф., зав. каф. спортивных дисциплин института физической культуры и спорта, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: kraynikviktor@mail.ru

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ЕГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

Статья посвящена проблеме сопровождения здоровьесберегающей деятельности будущего и реально задействованного в профессии специалиста, рассматривает вопросы необходимости осуществления данного сопровождения в контексте успешного социально-экономического развития общества и профессионального долголетия личности. Авторами статьи сделана попытка связать заботу о здоровье специалиста с формированием потребности в культуре здоровья посредством включения его в здоровьесберегающую деятельность. Сконструирована модель педагогического сопровождения здоро-вьесберегающей деятельности специалиста в период его обучения в вузе и профессиональной реализации, включающая формы, этапы сопровождения, условия способствующие результативности данного процесса и прогнозируемый результат.

Ключевые слова: здоровье, культура здоровья, физическая культура личности, здровьесберегающая деятельность специалиста, педагогическое сопровождение, модель педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности.

Здоровье населения современной России находится в критическом состоянии. Складывается неблагоприятная ситуация с точки зрения формирования естественного прироста населения, снижается уровень рождаемости на фоне повышения уровня смертности, фиксируется сверхсмертность российских мужчин в трудоспособном возрасте. Рост заболеваемости взрослого населения наблюдается практически по всем классам болезней. Ежегодно регистрируется 180-190 миллионов случаев острых и хронических заболеваний, прежде всего заболеваний сердечнососудистой и кровеносной систем. Фиксируется большое количество смертей в результате получения травм. Наблюдается значительное ухудшение репродуктивного здоровья населения - 15-20% семейных пар бес-

плодны, почти 80% будущих матерей в периоды зачатия, вынашивания и рождения имеют отклонения в состоянии здоровья [1].

Вместе с тем, здоровье населения является одним из важнейших факторов, влияющих на социально-экономическое развитие современного российского государства и общества. Его устойчивость зависит от состояния трудовых ресурсов, качество которых определяется численностью и уровнем здоровья населения трудоспособного возраста. С другой стороны, степень участия человека в социальной и экономической деятельности страны определяет качество и благополучие его жизни. Значимость охраны здоровья и трудового потенциала специалистов высокой квалификации, чей труд характеризуется продуктивностью,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.