УДК 378.147.88
ББК Ч448.027 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.01
Минина Елена Вениаминовна,
ассистент, кафедра технологий социальной работы, факультет международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, к. 415a; e-mail: [email protected].
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самостоятельная работа, самостоятельность, условия организации самостоятельной работы студентов, цели и задачи управления самостоятельной работой студентов.
АННОТАЦИЯ. В статье обосновывается актуальность и значимость самостоятельной работы студентов как элемента образовательного процесса в системе подготовки конкурентоспособных специалистов, способных принимать самостоятельные решения в быстро меняющемся обществе. Определена роль самостоятельной работы в системе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Рассматриваются понятия «самостоятельная работа», «самостоятельность». Выделяются цели и задачи самостоятельной работы студентов, факторы, влияющие на эффективность самостоятельной работы. Автор актуализирует вопрос об успешности самостоятельной работы студентов в вузе, которая зависит от управления этой работой и включает в себя формирование мотивации, профессиональной позиции будущего специалиста, органичное включение самостоятельной работы в процесс освоения содержания учебных дисциплин и интеграцию самостоятельной работы студентов с опытом использования современных педагогических технологий и выбор форм контроля за результатами самостоятельной работы. Показано значение организации самостоятельной работы студентов как системы, объединяющей в себе деятельность на различных уровнях: учебно-методического управления, институтов/факультетов, кафедр, преподавателей и студентов. Описывается необходимость создания условий для самостоятельной учебной работы каждого обучающегося, включая использование форм и методов активного и интерактивного обучения.
Minina Elena Veniaminovna,
Assistant Lecturer, Department of Social Work Technologies, Faculty of International Relations and Social and Humanities Communication, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
CONDITIONS OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK ORGANIZATION AT UNIVERSITY: THEORETICAL ASPECT
KEY WORDS: independent work, independence, conditions of students' independent work organization, goals and tasks of students' independent work management.
ABSTRACT. The article discusses the urgency and importance of independent work of students as an element of educational process in the system of training competitive specialists able to make decisions on their own. The role of independent work in the system of implementation of the Fedaral State Educational Standards of the third generation is described. The concepts «independent work» and «independence» are studied. The goals and tasks of independent work of students are revealed as well as the factors that influence its effectiveness. The author analysez the question of successful independent work at the univerisity, which depends on management of this work and includes stimulation of motivation and professional attitude of a specialist, introduction of independent work in the process of studying academic subjects and integration of independent work with the experience of the use of modern pedagogical technologies and the choice of the forms of evaluation of independent work results. The role of independent work organization as a system of different levels is shown: academic and methodical management, institutes/faculties, lecturers and students. The necessity of creation of conditions for independent work of every student including the forms and methods of active and interactive education is proved.
Стратегическая цель российской образовательной политики, представленная в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., заключается в повышении доступности качественного высшего профессионального образования, которое соответствует требованиям инновационного развития экономики, потребностям общества и каждой личности. В настоящее время существует проблема мотивации студентов к самостоятельной работе. Согласно ФГОС ВПО самостоятельной работе при
© Минина Е. В., 2016
подготовке отводится ведущее место.
Таким образом, в современном мире подготовка бакалавра по любому профилю должна способствовать не только получению определенной квалификации, но и формированию у них таких характеристик, как способность приобретать новые знания, критически перерабатывать поступающую информацию, принимать самостоятельные решения в быстро меняющемся социуме, способность быстро включаться в социально-значимую деятельность, готовность к постоянному профессиональному росту.
Достигнуть этих целей можно в ходе самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов относится к обязательному элементу образования, на который возлагается большая часть образовательной нагрузки.
В связи с этим повышается ответственность образовательных учреждений за эффективность своей деятельности, в том числе и за организацию и управление самостоятельной работой студентов, которая является составной частью процесса подготовки будущих бакалавров, предусмотренной Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.
В основе нового стандарта лежит смена знаниевой парадигмы на компетентност-ную, предполагающую не только усвоение определенного объема знаний и умений, но и способность применять их для решения конкретных практических задач [8].
Исходя из возникшей необходимости принятия компетентностного подхода как стратегии профессионального образования, должны измениться и подходы к организации самостоятельной работы, создания условий и методики отслеживания результатов обучения.
Педагогической наукой накоплен значительный теоретический потенциал в исследовании поиска новых, более эффективных путей совершенствования самостоятельной работы студентов. Прежде чем говорить о результативности самостоятельной работы, рассмотрим трактовку самого понятия «самостоятельная работа». В науке до сих пор не сложилось единых и точных представлений по этому вопросу.
Словарь современных понятий и терминов трактует понятие «самостоятельная работа учащихся» в двух смыслах: как вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех ее структурных компонентах — от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции и как средство формирования познавательных способностей учащихся, их направленности на непрерывное самообразование [13].
С. И. Архангельский трактует самостоятельную работу как самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач.
Б. Г. Иоганзен самостоятельную работу рассматривает как систему мер по воспитанию активности и самостоятельности в качестве черт личности по выработке умений и навыков рационального приобретения полезной информации.
П. И. Пидкасистый считает, что
«...самостоятельная работа в высшей школе является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью в учебном процессе» [10].
И. А. Ларионова рассматривает самостоятельную работу студента как деятельность, которая внешне управляется педагогом и одновременно самоуправляется студентом [6].
По мнению Т. В. Майдановой, самостоятельная работа студентов - это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя [7].
Н. В. Шрамко рассматривает самостоятельную работу, с одной стороны, как систему мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов, а с другой стороны — как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес обучаемых [12, с. 124].
Таким образом, изучив исследуемое понятие, мы пришли к выводу, что самостоятельная работа студентов как элемент образовательного процесса — это планируемая познавательная, организационно и методически направляемая деятельность студентов, осуществляемая без непосредственного участия преподавателя, но под его руководством для достижения конкретного результата по освоению профессиональной образовательной программы.
Исходя из вышесказанного можно заключить, что самостоятельная работа студентов, с одной стороны, выступает как внеаудиторная работа с учебной литературой, выполняемая вне основного расписания занятий учебного заведения, а с другой стороны, самостоятельная работа — это систематическая, планомерная, целенаправленная работа обучающегося, осуществляемая им в ходе обязательных по расписанию учебных занятий.
По мнению П. И. Пидкасистого, степень самостоятельности во всех вышеперечисленных формах организации учебной деятельности обучающихся различна и зависит от организации учебного процесса в очной, заочной системе обучения, в системе дистанционного обучения, методики проведения занятий, личности и уровня интеллектуального развития и академической подготовленности обучающегося, а также личности, педагогической квалификации и стиля работы преподавателя [9, с. 53].
Если обратиться к истории, то еще Сократ пришел к мысли о необходимости специального руководства познавательной активностью и самостоятельностью учеников в процессе обучения. Он был убежден, что к такому руководству необходимо специально го-
товиться заранее, то есть предварительно готовить вопросы и задания. Ему принадлежит первенство в разработке специального метода обучения, активизирующего самостоятельность учения — эвристические беседы.
Особенно хорошо понимал воспитательную и дидактическую ценность самостоятельности обучающихся А. И. Герцен. Он считал необходимым возбуждать у них интерес к знаниям, любознательность, способность и готовность к самообразованию. «Истины, установленные наукой, — подчеркивал А. И. Герцен, — не становятся сами по себе достоянием развивающегося ума ученика. Для их побуждения требуется упорная самостоятельная умственная работа. Разумная система воспитания должна предоставлять ученику возможность самодеятельности». Н. Г. Чернышевский высказывался о важности опоры на самостоятельность учения и познавательную самостоятельность в учебном процессе. «Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными, — утверждал он, — они должны приобретать образование самостоятельными знаниями».
При формировании мотивации у обучающихся к самостоятельной работе необходимо ориентироваться на три тесно связанные между собой задачи. Первая задача заключается в том, чтобы развить у обучающихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить обучающихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности; третья — определить различные виды практических работ как средства развития самостоятельности у обучающихся.
Самостоятельная работа требует интенсивного мышления, решения различных познавательных задач, ведения записей, осмысления и запоминания учебной и другой информации. Она имеет разностороннее значение: это существенный фактор теоретической и практической подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности, формирования профессиональных компетенций, морально-политических, нравственно-этических и психологических качеств, готовности к творческому выполнению своих обязанностей после окончания вуза. Подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам часто рассматривается и организуется, прежде всего, как индивидуальная самостоятельная работа. Однако исследования и практика работы вузов показывает, что и в этом случае на определенном этапе она является более эффективной, если в ней участвуют два-три человека. Студенты в этом случае воспринима-
ются не только как участники взаимного контроля, но и как фактор мотивации взаимной интеллектуальной активности, обеспечивающей значительное повышение эффективности познавательной деятельности каждого участника. Самостоятельная работа способствует не только глубокому усвоению знаний, но и превращению их в убеждения, формированию дисциплинированности, организованности, инициативы, настойчивости в достижении цели. Выполняя проблемные учебные и научно-исследовательские задания, студенты приобретают качества и навыки исследования [2].
Научная организация и планирование самостоятельной работы, стимулирование, контроль за ней активизируют познавательную деятельность на всех видах занятий, формируют ответственность, творческое отношение к своей профессии, мотивы и умения самообразования и самовоспитания.
В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами примерно 60% трудоемкости отводится на самостоятельную работу. Эффективность интересных, содержательных лекций, не подкрепленных трудом обучаемого — чтением и конспектированием книг, подготовкой к выступлениям на семинарах, выполнением различных учебных заданий, — будет значительно снижена. По сути дела, студент учится постольку, поскольку учит себя сам и постольку как преподаватели, руководители сумели организовать его самостоятельную работу.
Эффективность самостоятельной работы зависит внешних и внутренних факторов: к первым можно отнести содержание и сложность ее задач, руководства со стороны преподавателей и руководителей, а ко вторым — уровнь знаний и общего развития обучаемых, их интеллектуальных навыков и умений, мотивов и установок, способов и приемов учебной деятельности.
Действительно, особенности личности студента существенно влияют на самостоятельную работу. Поэтому самостоятельная работа может быть: узконаправленной (характеризоваться стремлением изучить основной учебный материал, иметь хорошие конспекты, приобретать знания, умения лишь в границах учебной программы); широкоактивной (характеризоваться разнообразием целей и познавательных интересов, ориентацией на широкую специализацию и разностороннюю профессиональную подготовку); творческой (с глубоким пониманием целей обучения, интеллектуальной инициативой и внутренней самостоятельностью при изучении материала, усилением роли профессиональных мотивов, решением научно-исследовательских задач) [3].
Таким образом, центральным условием успешности самостоятельной работы студентов вуза является осознание целей и способов, познание самого себя как обучающегося, который сам направляет, организует и контролирует процесс своего учения, исходя из современных требований, устанавливает положительные его стороны и недостатки.
Целью самостоятельной работы является самостоятельное приобретение студентами новых знаний, углубление и закрепление полученных знаний, формирование профессиональных компетенций, формирование различных видов опыта в предметно-познавательной, интеллектуальной, практической, ценностно-оценочной деятельности без участия, но под руководством научно-педагогических работников.
Еще одним из условий успешной самостоятельной работы студентов является овладение необходимыми компетенциями, прописанными в ФГОС ВПО, в котором особое место занимают навыки и умения ее осуществления (навыки изучения литературы, составления и использования конспектов, распределение времени, умение контролировать и оценивать результаты своего труда, сосредоточенно и интенсивно работать, доводить начатое до конца и др.) [15].
Со стороны преподавателей и руководителей условиями повышения успешности самостоятельной работы студентов являются:
1) стимулирование и побуждение их к активной и творческой деятельности;
2) четкая организация учебного процесса, рациональный бюджет времени, обеспечение систематичности и последовательности самостоятельной работы;
3) разработка упражнений и заданий на самоподготовку по каждому изучаемому предмету с учетом современных требований к выпускникам вузов;
4) помощь и контроль в процессе самостоятельной работы, индивидуальный подход к обучаемым;
5) единство требований профессорско-преподавательского состава и руководства вуза.
Итак, усовершенствование содержания, организации и методики самостоятельной работы студентов предполагает глубокий учет новых требований к их личности и будущей профессиональной деятельности. Необходимо постоянно обеспечивать ее мотивацион-ную основу от курса к курсу, вооружать обучаемых рациональной методикой (и индивидуальным стилем) работы, применять различные способы активизации творческого мышления, приближая их познавательную деятельность к исследовательской.
Исходя из вышесказанного можно заключить, что самостоятельная работа студентов в вузе зависит от управления этой
работой, которая включает в себя формирование мотивации, профессиональной позиции будущего бакалавра, органичное включение самостоятельной работы в процесс освоения содержания учебных дисциплин, интеграцию самостоятельной работы студентов с опытом использования современных педагогических технологий и выбор форм контроля за результатами самостоятельной работы [14].
Организация самостоятельной работы студентов включает такие элементы, как планирование самостоятельной работы, проектирование содержания, форм и методов самостоятельной работы студентов, информационно-методическое обеспечение, педагогическое сопровождение, контроль процесса и результата самостоятельной работы студентов. Целью данного процесса является установление взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности руководителей всех уровней, преподавателей и обучающихся.
Основная задача организации самостоятельной работы студентов — создание условий для формирования и развития умений студентов по самоорганизации, самодисциплине, самообразованию. Эти условия обеспечивают: актуализацию имеющихся навыков студента осмысленно и самостоятельно работать над учебным материалом и научной информацией; развитие умений студента самостоятельно получать информацию из различных источников, обрабатывать, хранить, оперативно обмениваться ею с помощью современных компьютерных технологий; актуализацию и развитие коммуникативных и других профессионально важных качеств; развитие умений студента планировать самостоятельную работу, рационально организовывать свою познавательную (учебную) деятельность, формировать основы самоорганизации, самоконтроля и самовоспитания; повышение ответственности студентов за свою профессиональную подготовку, формирование личностных и профессионально деловых качеств.
Таким образом, в рамках нашего исследования под самостоятельной работой студентов мы понимаем систематическую работу, включающую в себя деятельность на различных уровнях: учебно-методического управления, институтов/факультетов, кафедр, преподавателей и студентов. Отсутствие деятельности хотя бы на одном уровне ведет к нарушению организации самостоятельной работы студентов. Так, например, самостоятельная работа студентов в значительной мере зависит от организации ее контроля. Цель контроля самостоятельной работы студентов со стороны преподавателя — помочь студенту методически
правильно с минимальными затратами времени осваивать теоретический материал и приобретать навыки решения определенного класса задач по учебным дисциплинам. Формы контроля, как правило, зависят от конкретной дисциплины, от ее содержания, объема часов (зачетных единиц) на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, от опыта преподавателя и т.д. Цель контроля кафедры и институтов/факультетов — обеспечить подготовку учебных материалов для самостоятельной работы студентов в соответствии с ФГОС и их реализацию. Цель контроля института/факультета — обеспечение всеми необходимыми ресурсами и создание условий для реализации самостоятельной работы студентов. Цель контроля учебно-методического управления — снижение процента неуспевающих студентов в вузе.
Задачи, решаемые вузом при организации самостоятельной работы студентов:
- создать условия для реализации единого подхода в вузе к организации самостоятельной работы студентов в рамках образовательных программ;
- способствовать формированию у студентов навыков самостоятельной учебной, научно-исследовательской и практической работы;
- содействовать развитию и углублению профессиональных, научных и практических интересов студентов;
- способствовать формированию профессионально значимых качеств, знаний, умений, навыков и компетенций будущих
бакалавров;
- создать условия для гармоничного творческого развития личности студента;
- подготовить студентов к итоговой государственной аттестации, в том числе к выполнению выпускной квалифицированной работы;
- организовать работу в студенческих научных обществах, семинарах, круглых столах и т.п.;
- обеспечить участие студентов в работе факультативов, спецсеминаров и т.п.;
- привлечь студентов к участию в научной и научно-методической работе кафедр и других учебно-научных подразделений вуза;
- дать возможность обучающимся участвовать в любых других видах деятельности, организуемой и осуществляемой вузом, факультетом, кафедрой и органами студенческого самоуправления.
Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым элементом организации образовательного процесса в вузе, цель которого состоит в формировании умений, навыков развития личностных качеств студента, необходимых для овладения компетенциями. При организации самостоятельной работы студентов необходимо учитывать отношение студента к учебной деятельности, его познавательную активность, зависящую от мотивации студента к учебе, от структуры и динамики его ценностных ориентаций, а также деятельность на различных уровнях: учебно-методического управления, институтов/факультетов, кафедр, преподавателей и студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Быстренина И. Е. Модель формирования готовности студентов к исследовательской деятельности // Мир образования — образование в мире. 2011. № 1 (41). С. 123-128.
2. Валеева Н. Ш., Гончарук Н. П. Психология и культура умственного труда : учебное пособие. М. : КНОРУС, 2004.
3. Гаранина Р. М. Самостоятельная работа — средство развития потенциала // Alma mater. 2012. № 1. С. 46-48.
4. Герасименко К. М. Организация самостоятельной работы студентов-заочников педагогических специальностей // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 4. С. 160-163.
5. Ефремова О. Н. О методах организации самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 2011. № 2. С. 149-153.
6. Ларионова И. А. Формирование субъектности специалиста путем самообразования, самовоспитания и самостоятельной работы // Фундаментальные исследования. 2014. № 11. С. 174-178.
7. Майданова Т. В. Из опыта развития навыков самоменеджмента и самостоятельной работы студентов // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2014. № 1. С. 41-45.
8. Пасечник В. В. Подготовка будущего учителя в контексте новой образовательной парадигмы // Педагогическое образование. 2015. № 4. С. 40.
9. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. 2 изд., доп. и пе-рераб. М. : Педагогическое общество России, 2005.
10. Пидкасистый П. И., Беляев В. И., Межериков В. А., Юзефавичус Т. А. Педагогика. СПб. : Академия, 2010.
11. Самостоятельная работа в современном образовательном учреждении: теория и практика : сборник научных трудов по итогам Международной конференции, 17-20 марта 2010 г. В 3 ч. Ч. 1 / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010.
12. Самостоятельная работа студентов в современном вузе : коллективная монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013.
13. Словарь современных понятий и терминов / Н. Т. Бунимович, В. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др. ; сост. и общ. ред.В. А. Макаренко. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Республика, 2002.
14. Тюрикова К., Филатова О., Прошкина И., Ильина Ю., Семенова Е. Организация самостоятельной работы студентов — условие реализации компетентностного подхода // Высшее образование в России.
2008. № 10. С. 93.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования № 1426 от 04 декабря 2015 г.
REFERENCES
1. Bystrenina I. E. Model' formirovaniya gotovnosti studentov k issledovatel'skoy deyatel'no-sti // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. 2011. № 1 (41). S. 123-128.
2. Valeeva N. Sh., Goncharuk N. P. Psikhologiya i kul'tura umstvennogo truda : uchebnoe posobie. M. : KNORUS, 2004.
3. Garanina R. M. Samostoyatel'naya rabota — sredstvo razvitiya potentsiala // Alma mater. 2012. № 1. S. 46-48.
4. Gerasimenko K. M. Organizatsiya samostoyatel'noy raboty studentov-zaochnikov pedagogicheskikh spet-sial'nostey / / Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2010. № 4. S. 160-163.
5. Efremova O. N. O metodakh organizatsii samostoyatel'noy raboty studentov // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011. № 2. S. 149-153.
6. Larionova I. A. Formirovanie sub"ektnosti spetsialista putem samoobrazovaniya, samovospita-niya i samostoyatel'noy raboty / / Fundamental'nye issledovaniya. 2014. № 11. S. 174-178.
7. Maydanova T. V. Iz opyta razvitiya navykov samomenedzhmenta i samostoyatel'noy raboty studentov // Vestnik sotsial'no-gumanitarnogo obrazovaniya i nauki. 2014. № 1. S. 41-45.
8. Pasechnik V. V. Podgotovka budushchego uchitelya v kontekste novoy obrazovatel'noy paradigmy // Pedagogicheskoe obrazovanie. 2015. № 4. S. 40.
9. Pidkasistyy P. I. Organizatsiya uchebno-poznavatel'noy deyatel'nosti studentov. 2 izd., dop. i pererab. M. : Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2005.
10. Pidkasistyy P. I., Belyaev V. I., Mezherikov V. A., Yuzefavichus T. A. Pedagogika. SPb. : Akademiya, 2010.
11. Samostoyatel'naya rabota v sovremennom obrazovatel'nom uchrezhdenii: teoriya i praktika : sbornik nauchnykh trudov po itogam Mezhdunarodnoy konferentsii, 17-20 marta 2010 g. V 3 ch. Ch. 1 / Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2010.
12. Samostoyatel'naya rabota studentov v sovremennom vuze : kollektivnaya monografiya / Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2013.
13. Slovar' sovremennykh ponyatiy i terminov / N. T. Bunimovich, V. G. Zharkova, T. M. Kornilova i dr. ; sost. i obshch. red. V. A. Makarenko. 4-e izd., pererab. i dop. M. : Respublika, 2002.
14. Tyurikova K., Filatova O., Proshkina I., Il'ina Yu., Semenova E. Organizatsiya samostoyatel'noy raboty studentov — uslovie realizatsii kompetentnostnogo podkhoda / / Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008. № 10. S. 93.
15. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya № 1426 ot 04 dekabrya 2015 g.
Статью рекомендует канд. пед. наук, доцент С. В. Королева.