УДК 37.016:37:378.147 ББК Ч40р+Ч448.027
ГРНТИ 14.35.07
Код ВАК 13.00.08
Донгаузер Елена Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА»
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самостоятельная работа студентов, система высшего образования, уровень подготовки бакалавров, формы и методы контроля.
АННОТАЦИЯ. В статье анализируются возможности оптимизации самостоятельной работы студентов-бакалавров в курсе преподавания дисциплины «Педагогика» в Уральском государственном педагогическом университете; обозначен смысл и содержание понятия «самостоятельная работа студентов», обосновывается актуальность данного вида учебной деятельности в условиях современной российской системы образования в контексте новых требований к индивидуальным качествам и уровню подготовки будущих профессионалов. Самостоятельная работа студентов рассматривается как необходимый элемент непрерывного образования и профессиональной самореализации личности. Предлагаются пути оптимизации самостоятельной работы студентов, соотносимые с общими задачами модернизации российского образования. Автор представляет результаты личного опыта по поиску и модификации активных методов контроля самостоятельной работы студентов-бакалавров в процессе преподавания дисциплин педагогического цикла. Автор приходит к выводу, что наиболее эффективными способами «погружения» студентов в различные виды самостоятельной работы являются рейтинговая система и анализ собственной деятельности.
Dongauzer Elena Viktorovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
METHODS OF OPTIMIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS: FROM THE EXPERIENCE OF TEACHING PEDAGOGY
KEYWORDS: independent work of students, higher education system, level of training bachelors, forms and methods of control.
ABSTRACT. This article analyzes the possibilities of optimizing self-study of undergraduate students in the course of teaching the discipline "Pedagogy" at the Ural State Pedagogical University. The author defines the meaning and content of the notion of "independent work of students," the urgency of this type of educational activity in the conditions of modern Russian education system in the context of new requirements to the individual qualities and the level of training of future professionals. Independent work of students is looked upon as an essential element of continuing education and professional self-realization. The article outlines the ways of optimization of students' independent work, correlated with the general objectives of modernization of the Russian education. The author presents the results of personal experience in search and modification of active methods of control of self-study of undergraduate students in the course of teaching disciplines of the pedagogical block. The author concludes that the most effective ways of "immersing" students in different types of independent work are the rating system and the self-analysis of their own activities.
ги
система подготовки высококвалифицированных специалистов переживает в современной социально-экономической ситуации серьезные перемены. Происходящие изменения в жизни российского общества соответствующим образом отражаются на состоянии образования, содержании, организации и результатах профессиональной подготовки студентов.
В Концепции модернизации российского образования до 2020 года акцентируется необходимость достижения нового современного качества профессионального образования, обеспечивающего не только усвоение обучающимися определенной суммы знаний и умений, но и развитие самостоятельности, личной ответственности и интеллектуальных способностей будущих специалистов. Данные положения обуславли-© Донгаузер Е. В., 2016
вают необходимость общей модернизации структуры и компонентов современной системы образования России, требуют поиска альтернативных образовательных систем и технологий. При этом существенно возрастает значимость личностной составляющей в развитии общества, подлежит изменению как содержание образовательных процессов, структура взаимодействия субъектов системы высшего образования, так и требования к индивидуальным качествам и уровню подготовки специалистов [9]. Современного профессионала в области образования должны отличать динамичность, мобильность, способность опережать существующую в определенный момент времени востребованность знаний путем собственной познавательной активности, умения пользоваться уже имеющимися собствен-
ными ресурсами. По этой причине интерес исследователей к вопросам совершенствования самостоятельной работы и повышения ее эффективности не снижается: подробно проанализированы сущность самостоятельной работы и ее структура (С. И. Архангельский, Б. П. Есипов, Г. С. Леонова, В. Я. Ляудис, П. И. Пидкасистый и др.); изучены формы организации самостоятельной работы и подходы к ее классификации (А. С. Белкин, И. Я. Лернер, И. И. Малкин, П. И. Пидкасистый, И. Э. Унт); освещены вопросы организации самостоятельной работы и ее совершенствования (М. Г. Гарунов, И. И. Ильясов, Р. А. Низамов и др.); предложены разные системы организации самостоятельной работы студентов (далее - СРС) и способы руководства ею (П. Я. Гальперин, Е. К. Осипьянц, Н. С. Сар-ро, Н. Ф. Талызина, Т. И. Шамова и др.).
В самом общем виде самостоятельная работа студентов понимается как деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. Термин «самостоятельная учебная работа» рассматривается в Педагогическом словаре как «вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности обучающегося во всех ее структурных компонентах - от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер, и как средство формирования познавательных способностей обучающихся, их направленности на непрерывное самообразование» [8, с. 134].
По мнению М. Г. Гарунова и П. И. Пид-касистого, самостоятельной работе студентов присущи следующие характеристики: она формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объем и уровень знаний, умений и навыков для решения познавательных задач; вырабатывает у студента психологическую установку на систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации; является важнейшим условием самоорганизации обучающегося в овладении методами профессиональной деятельности, познания и поведения; является орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной и научно-производственной деятельностью обучающегося в процессе обучения и профессионального самоопределения [5].
Современное обучение бакалавра по направлению подготовки «педагогическое образование» приобретает иные оттенки в связи с новыми тенденциями реформирования всей системы высшего образования в России. Одним из путей повышения качества образования по циклу общепрофессиональных дисциплин является систематическое использование активных методов обучения и контроля в контексте организации самостоятельной работы студентов, что способствует не только постоянному «погружению» студента в образовательный процесс и мотивации к изучаемому материалу, но и появлению возможности понимать и рефлектировать по поводу того, что студенты знают и думают. В ходе эффективно организованной самостоятельной работы студенты используют свои уже освоенные знания, применяют сформированные умения, осмысливают уже имеющийся опыт [7]. Происходит это в атмосфере доброжелательности и педагогической поддержки, что позволяет студентам не только приобретать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на иные уровни кооперации и сотрудничества.
Самостоятельная работа студентов-бакалавров при освоении дисциплины «Педагогика» в Уральском государственном педагогическом университете реализуется в следующих направлениях:
- непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении творческих, контрольных, тестовых работ;
- в контакте с преподавателем вне рамок аудиторных встреч - на консультациях по учебным вопросам, при выполнении индивидуальных заданий, при работе над проблемой научно-педагогического исследования и т.д.;
- в библиотеке, в общежитии, дома при выполнении студентом различных учебных, творческих, научно-исследовательских задач.
Основная цель процесса организации самостоятельной работы студентов, в педагогическом вузе с позиции современного преподавателя заключается в создании условий для высокой активности, ответственности и самостоятельности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности. Это достигается, во-первых, с помощью комплексной системной организации самостоятельной работы студентов-бакалавров на протяжении всего периода изучения дисциплины «Педагогика» (1 и 2 курсы обучения) и, во-вторых, благодаря постоянному использованию в образовательном процессе определенных методов и форм обучения и контроля.
Как мы считаем, результативность са-
мостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. В практике работы преподавателей кафедры педагогики существуют следующие виды контроля:
- входной контроль знаний и умений студентов в начале изучения очередной темы, раздела или дидактической единицы;
- текущий контроль как регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и семинарских занятиях;
- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля программы;
- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к семинарам и контрольным мероприятиям;
- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;
- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.
В современной практике высшего педагогического образования наряду с традиционными формами контроля - контрольными работами, рефератами, зачетами, экзаменами - достаточно широко вводятся и успешно применяются новые методы и формы, то есть организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий. В качестве такой технологии часто рассматривается рейтинговая система обучения, позволяющая студенту и преподавателю выступать в роли субъектов образовательной деятельности.
Рейтинговая система обучения, как известно, предполагает многобалльное оценивание студентов, которое позволяет, с одной стороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные возможности студентов, а с другой - объективно оценить усилия, затраченные на выполнение отдельных видов ра
Итоговый рейтинг по курсу определяется формулой
Я = В ' Ч + В ' Чг + В ' Чз + В ' Ч + В5 • д5, где
бот или так называемых контрольных то-чек.Получается, что «стоимость» работы, выполненной студентом безупречно, является количественной мерой качества его обу-ченности по той совокупности изученного им учебного материала, которая была необходима для успешного выполнения того или иного учебного либо творческого задания.
Существует большой простор для создания блока обязательных дифференцированных заданий, каждое из которых имеет свою «цену». Кроме того, в систему включаются дополнительные поощрительные баллы за оригинальность, новизну подходов при выполнении заданий, систематичность и глубину проработки проблематики, уровень самопрезентации и т.п. Также у студента имеется возможность повысить свой учебный рейтинг путем участия во внеучебной работе (участие в олимпиадах и конференциях; выступление с докладом, написание научных статей; выполнение индивидуальных творческих заданий, рефератов, презентаций; написание самостоятельных работ-конспектов; участие в работе над учебным или социально-педагогическим проектом и т.д.). При этом студенты, не сдающие работу вовремя, могут получить и отрицательные баллы. То есть балльно-рейтинговая система оценки строится на регулярной работе студента в течение всего семестра и учебного года в целом, позволяет объективно контролировать всю учебную деятельность студентов, стимулирует их познавательную активность и помогает эффективно планировать свое учебное время.
Разработанная на кафедре педагогики система перевода рейтинга студента в итоговую пятибалльную оценку доступна, легко подсчитывается как преподавателем, так и студентом. Так, итоговый рейтинг студента по дисциплине Я рассчитывается с учетом относительных весов показателей деятельности (контрольных точек), приведенных в таблице 1.
В - балл по соответствующему показателю деятельности; qi - относительный вес соответствующего показателя деятельности.
Таблица 1
Виды учебной деятельности, подлежащие аттестации Относительный вес показателя qi Максимальный балл по показателю В
1. Участие в аудиторной работе 0,2 5,0
2. Практические задания 0,2 5,0
3. Семинары 0,2 5,0
4. Самостоятельные работы-конспекты 0,2 5,0
5. Тесты по завершению дисциплин модуля 0,2 5,0
Е 1,0
Балл за участие в аудиторной работе рассчитывается по формуле В = 5 ■ 1уц , где
/у1/ - индекс участия студента в аудиторной работе, определяемый как отношение числа часов занятий, на которых присутствовал студент, к числу часов занятий, проведенных преподавателем в группе по данной дисциплине. Например, студент пропустил 10 часов занятий из 80, за контрольные точки получил соответственно баллы: Б2 = 4, В = 5, В = 4, В5 = 4. Индекс участия = (80 -10)/80 = 0,88 и балл за посещение занятий составляет: В = 5 ■ = 5 ■ 0,88 = 4,4. Итоговый рейтинг по курсу:
Я = В ■ + В ■ + ВЪ + + B5q5 =
4,4 ■ 0,2 + 4 ■ 0,2 + 5 ■ 0,2 + 4 ■ 0,2 + 4 ■ 0,2 = 4,28
При использовании рейтинговой системы, с нашей точки зрения, очевидны следующие преимущества, связанные с повышением эффективности образовательного процесса в целом:
- основной акцент делается на организацию активных и интерактивных видов учебной деятельности, активность студентов выходит на творческое осмысление предложенных задач;
- взаимоотношения преподавателя и студентов характеризуются сотрудничеством и сотворчеством; происходит постоянный учет индивидуального своеобразия каждого студента;
- предполагается разнообразие стимулирующих, направляющих и организующих приемов вмешательства (при необходимости) преподавателя в самостоятельную работу студентов;
- преподаватель выступает в роли менеджера, готового предложить студентам необходимый комплект средств обучения, а не только передает учебную информацию; обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателем, а развитие его индивидуальности выступает как одна из главных образовательных целей;
- учебная информация используется как средство организации учебной деятельности, а не как цель обучения;
- в процессе самостоятельной работы повышается качество подготовки студентов как к аудиторным занятиям, так и к контрольным мероприятиям по дисциплине.
Конечно, введение рейтинга может вызвать увеличение нагрузки преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплины, разработке заданий разного уровня сложности, заполнению журналов контроля для каждой группы студентов, увеличения доли дистанционного взаимодействия и т.д. Но такая ра-
бота позволяет преподавателю высшей школы как раскрыть свои педагогические и организаторские возможности, так и воплотить различные идеи совершенствования учебного процесса, ведь рейтинговая система обучения обеспечивает наибольшую информационную, процессуальную и творческую продуктивность самостоятельной познавательной деятельности студентов при условии ее реализации через технологии личностно-ориентированного обучения (проблемные, игровые, диалоговые, дискуссионные, эвристические и другие).
Кроме балльно-рейтинговой системы, эффективным современным методом контроля самостоятельной работы студентов выступает, на наш взгляд, анализ собственной деятельности. Здесь возможно использование нескольких форм работы.
Например, анализ собственной деятельности может предлагаться при подготовке студента к семинару и на самом семинаре с применением различных показателей анализа. Это помогает студентам учиться видеть свою учебную деятельность с разных сторон. Могут быть разработаны различные алгоритмы и критерии анализа. Например, критериями анализа собственной деятельности выступления студента на семинаре могут являться:
- соответствие содержания выступления заданной теме;
- полнота и точность собранной информации, ее достоверность;
- логичность изложения, дидактическая структурированность;
- грамотное использование терминов и понятий;
- креативность и другие.
Другой вариант анализа - соответствие предварительной подготовки студента к семинару разработанным преподавателем этапам и критериям. Например, подготовка к семинару предполагает несколько этапов:
- ознакомление с темой;
- отбор литературы по указанной теме (при этом есть возможность пользоваться литературой, предложенной в методическом пособии по организации СРС, а так же подобранной самостоятельно);
- анализ литературы, предполагающий выделение в источнике смысловых отрезков, необходимых для подготовки доклада;
- составление плана доклада;
- заполнение пунктов плана информацией, выявленной в процессе анализа литературы;
- в случае необходимости- представление рисунков, графиков, таблиц с указанием области применения данного материала в науке и на практике.
В процессе анализа собственной дея-
тельности также может осуществляться поэтапная работа над профессиограммой будущего специалиста. При выполнении данного задания студенты руководствуются тем, что профессиограмма - это идеальная модель профессиональной подготовки современного учителя. Составлять профессиограмму можно по следующим направлениям:
- каким должен быть современный учитель;
- что должен знать современный учитель;
- что должен уметь современный учитель.
Студенты при выполнении данных заданий учатся осознавать стоящие перед ними учебные задачи, анализировать свои затруднения и достижения, устанавливать причинно-следственные связи, находить пути новых достижений и т.п.
Другой формой работы при анализе собственной деятельности может быть анкета-рефлексия. Анкета-рефлексия состоит из вопросов, которые составляет постоянно работающий со студентами преподаватель. Содержание вопросов зависит от того, что именно нужно выяснить преподавателю на данном этапе учебного взаимодействия и над чем он хочет заставить задуматься студентов. Можно проводить такую работу по мере изучения тем дисциплины и в конце всего учебного курса, а также для оценивания своего состояния в процессе работы, что является важным умением для студента, будущего профессионала. Например, после выполнения практических заданий стоит предложить описать свои ощущения, переживания, попытаться найти и объяснить их причину. Здесь можно использовать рисуночную рефлексию, предложив в цвете изобразить свое состояние до выполнения работы и после нее. Можно также учить оценивать свое эмоциональное, волевое, интеллектуальное состояние с помощью детальных описаний и комментариев, дополняя тем самым наглядные образы. Анкетирование в целом дает преподавателю возможность получить реальную и достаточно подробную обратную связь с каждым студентом, а студенту - возможность поразмышлять над собой, над своей деятельностью, над своим эмоциональным состоянием в процессе профессиональной подготовки.
Также к числу других эффективных форм и методов организации самостоятельной работы студентов, применяемых в практике преподавания дисциплины «Педагогика», относятся написание рефера-
тов, докладов, эссе, научных статей, создание электронных презентаций, учебных проектов и другие. Многообразие существующих видов и форм СРС, а также необходимость повышения их эффективности ставит перед преподавателем задачу выбора оптимального соотношения этих форм [6; 12]. Контроль в СРС не должен быть самоцелью для преподавателя, а должен выступать мотивирующим фактором образовательной деятельности студента [10]. Ведь целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, проектной, исследовательской деятельности. Реализация в учебном процессе самостоятельной работы, обладающей творческой составляющей, приводит к повышению у студентов мотивации к обучению, активизации усвоения и закрепления полученных знаний, приобретению умений и навыков их профессионального практического применения [3].
В современной системе высшего образования делается акцент на интенсификации образовательных процессов и применении активных и интерактивных методов обучения и контроля, позволяющих по-новому взглянуть на содержание профессионального образования [14]. Данные методы становятся основой для самообразования и непрерывного образования человека. Интенсификация процессов обучения, переход на указанные методы обучения, при которых обучаемые должны «научиться учиться самостоятельно», все более учитывают в образовательном процессе компонент самостоятельной работы. Соответственно, вопросы организации самостоятельной работы на современном этапе развития образовательных организаций высшего образования приобретают особое значение [2, с. 28].
В заключение отметим, что конкретные формы и методы контроля самостоятельной работы студентов с учетом содержания учебной дисциплины, уровня подготовки обучающихся и иных факторов определяются в процессе творческой деятельности каждого преподавателя кафедры педагогики. Их цель - помочь преподавателю сформировать свою систему организации самостоятельной работы, которая будет эффективно стимулировать готовность студентов к самостоятельному труду, их вовлеченность в процесс и творческую активность каждого студента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Л. П. Обеспечение самостоятельной работы студентов / Л. П. Алексеева, Н. А. Норенкова // Специалист. 2005. № 6. С. 26-28.
2. Бирюкова И. В. Организация и контроль качества самостоятельной работы студентов-бакалавров при изучении курса биохимия человека // Наука и Мир. 2014. № 4. С. 28-30.
3. Бугай А. Ю. Самостоятельная работа студентов вуза: современное состояние и проблемы // Педагогическое образование в России. 20l4. N° l2. С. 67-71.
4. Буряк В. К. Активность и самостоятельность учащихся в самостоятельной деятельности // Педагогика. 2007.да 8. С. 7l-7S.
5. Гарунов M. Г., Пидкасистый П. И. Самостоятельная работа студентов. Вып.1. M. : Знание, l978. 48 с.
6. Давыдова M. Л. , Шанин А. А. Самостоятельная работа студентов: формы и методы контроля, средства повышения эффективности // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2005. да 4. С. 10-12.
7. Ильченко О. А. Стандартизация новых образовательных технологий // Высшее образование в России. 2006. Ж 4. С. 42-47.
8. Коджаспирова Г. M., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. Mосква : ИКЦ «^арТ»; Ростов н/Д : Издательский центр «^арТ», 2005. 448 с.
9. Концепция модернизации российского образования до 2020 года. URL : http: //edu.mari.ru/ou_respub/shi4/.
10. Крепова С. Н. Тестирование как форма организации и контроля самостоятельной работы студентов // Вестник Алтайской академии экономики и права. 20l0. Ж 3. С. lll-113.
11. Соколова Г. Н. Труд и профессиональная культура (опыт социологического исследования) / Науч. ред. Е. M. Бабосов. M^ : Изд-во БГУ, 1980. 144 с.
12. Третьякова Н. В. Оценка качества работы преподавателя на основе методики многомерного анализа его деятельности // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2011. Ж 11 (8l). С. 151-155.
13. Фаустова Э. Н. Студент нового времени: социокультурный профиль // Система воспитания в высшей школе : аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. Вып. 4. M. : НИИВО, 2004. 72 с.
14. Федоров В. А. Качество профессионально-педагогического образования // Образование и наука. l999. Ж 2 (2). С. l89-19S.
15. Юшко Г. Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Ростов н/Д, 200l. 23 c.
LITERATURA
1. Alekseeva L. P. Obespechenie samostoyatel'noy raboty studentov / L. P. Alekseeva, N. A. Norenkova // Spetsialist. 2005. Ж 6. S. 26-2S.
2. Biryukova I. V. Organizatsiya i kontrol' kachestva samostoyatel'noy raboty studentov-bakalavrov pri izuchenii kursa biokhimiya cheloveka // Nauka i Mir. 20l4. Ж 4. S. 28-30.
3. Bugay A. Yu. Samostoyatel'naya rabota studentov vuza: sovremennoe sostoyanie i problemy // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. Ш 12. S. 67-71.
4. Buryak V. K. Aktivnost' i samostoyatel'nost' uchashchikhsya v samostoyatel'noy deyatel'nosti // Pedagogika. 2007.да 8. S. 71-78.
5. Garunov M. G., Pidkasistyy P. I. Samostoyatel'naya rabota studentov. Vyp.1. M. : Znanie, 1978. 48 s.
6. Davydova M. L. , Shanin A. A. Samostoyatel'naya rabota studentov: formy i metody kontrolya, sredstva povysheniya effektivnosti // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2005. да 4. S. 10-12.
7. Il'chenko O. A. Standartizatsiya novykh obrazovatel'nykh tekhnologiy // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2006. Ж 4. S. 42-47.
8. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Yu. Slovar' po pedagogike. Moskva : IKTs «MarT»; Rostov n/D : Izdatel'skiy tsentr «MarT», 2005. 448 s.
9. Kontseptsiya modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya do 2020 goda. URL : http://edu.mari.ru/ou_ respub/sh14/.
10. Krepova S. N. Testirovanie kak forma organizatsii i kontrolya samostoyatel'noy raboty studentov // Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. 2010. Ж 3. S. 111-113.
11. Sokolova G. N. Trud i professional'naya kul'tura (opyt sotsiologicheskogo issle-dovaniya) / Nauch. red. E. M. Babosov. Mn. : Izd-vo BGU, 1980. 144 s.
12. Tret'yakova N. V. Otsenka kachestva raboty prepodavatelya na osnove metodiki mnogomernogo analiza ego deyatel'nosti // Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta. 2011. Ш 11 (81). S. 151-155.
13. Faustova E. N. Student novogo vremeni: sotsiokul'turnyy profil' / / Sistema vospitaniya v vysshey shkole : analiticheskie obzory po osnovnym napravleniyam razvitiya vysshego obrazovaniya. Vyp. 4. M. : NIIVO, 2004. 72 s.
14. Fedorov V. A. Kachestvo professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya // Obrazovanie i nauka. 1999. да 2 (2). S. 189-198.
15. Yushko G. N. Nauchno-didakticheskie osnovy organizatsii samostoyatel'noy raboty studentov v usloviyakh reytingovoy sistemy obucheniya : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 - teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya. Rostov n/D, 2001. 23 c.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Ю. Н. Галагузова