Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов в условиях реализации креативно-технологического подхода'

Организация самостоятельной работы студентов в условиях реализации креативно-технологического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / КРЕАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / CREATIVE-TECHNOLOGICAL APPROACH / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / VOCATIONAL EDUCATION / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Лариса Леонидовна

Изучены проблемы организации самостоятельной работы студентов в связи с переходом на новые образовательные стандарты и внедрением компетентностного подхода. Рассмотрены основные определения понятия «самостоятельная работа», дана ее классификация. Введено понятие «креативно-технологический подход», представлены содержание, условия реализации и результаты внедрения креативно-технологического подхода на основе электронных образовательных ресурсов. Основной целью исследования являлась организация самостоятельной работы студентов в рамках креативно-технологического подхода таким образом, чтобы повысить ее продуктивность. Обоснованы условия результативности организации самостоятельной работы студентов в учреждении среднего профессионального образования. Разработаны алгоритм, поэтапность, содержание организации самостоятельной работы студентов в рамках креативно-технологического подхода. В ходе проведения исследования использовались такие методы, как наблюдение, тестирование, анализ продуктов самостоятельной работы студентов. Сделан основной акцент на содержание креативно-технологического подхода в среднем профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокина Лариса Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF STUDENTS’ INDEPENDENT WORK IN THE CONDITIONS OF CREATIVE-TECHNOLOGICAL APPROACH REALIZATION

It is devoted to the problems of organizing independent work of students in connection with the transition to new educational standards and the introduction of a competence approach the basic definitions of the concept of “independent work” are examined, its classification is given. The notion of “creative-technological approach” was introduced, content, conditions for implementation and results of implementing the creative-technological approach based on electronic educational resources are presented. The main objective of the study was to organize independent work of students in the framework of the creative-technological approach in such a way as to increase its productivity. The conditions for the effectiveness of the organization of independent work of students in the institution of secondary vocational education are justified. An algorithm, a phased approach, the content of organization of students’ independent work in the framework of a creativetechnological approach are developed. During the research methods such as observation, testing, analysis of students’ independent work products were used. The focus is made on the content of the creative-technological approach in secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов в условиях реализации креативно-технологического подхода»

УДК 377

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КРЕАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

© Лариса Леонидовна СОРОКИНА

преподаватель Прокопьевский электромашиностроительный техникум

653000, Российская Федерация, Кемеровская обл., г. Прокопьевск, пр-т Шахтеров, 7

E-mail: [email protected]

Изучены проблемы организации самостоятельной работы студентов в связи с переходом на новые образовательные стандарты и внедрением компетентностного подхода. Рассмотрены основные определения понятия «самостоятельная работа», дана ее классификация. Введено понятие «креативно-технологический подход», представлены содержание, условия реализации и результаты внедрения креативно-технологического подхода на основе электронных образовательных ресурсов. Основной целью исследования являлась организация самостоятельной работы студентов в рамках креативно-технологического подхода таким образом, чтобы повысить ее продуктивность. Обоснованы условия результативности организации самостоятельной работы студентов в учреждении среднего профессионального образования. Разработаны алгоритм, поэтапность, содержание организации самостоятельной работы студентов в рамках креативно-технологического подхода. В ходе проведения исследования использовались такие методы, как наблюдение, тестирование, анализ продуктов самостоятельной работы студентов. Сделан основной акцент на содержание креативно-технологического подхода в среднем профессиональном образовании.

Ключевые слова: организация самостоятельной работы студентов; креативно-технологический подход; электронные образовательные ресурсы; профессиональное образование; дистанционные образовательные технологии

DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-88-94

С внедрением компьютерных технологий в образование расширился объем самостоятельной учебной работы. Одной из актуальных задач является обучение студентов технологиям поиска и обработки информации на основе самостоятельной исследовательской работы, так как современная концепция развития профессионального образования предполагает подготовку творческих, профессионально компетентных и конкурентоспособных специалистов, обладающих готовностью к непрерывному самообразованию, способных адаптироваться к изменяющимся социальным условиям и требованиям рынка труда и способных к саморазвитию и самореализации на протяжении всей жизни. «Важность этой проблемы связана с новой ролью самостоятельной работы, которую она приобретает в связи с переходом на деятель-ностную парадигму образования» [1, с. 184].

Совершенствованием и внедрением в учебный процесс самостоятельной работы занимаются исследователи, которые раскрывают сущность самостоятельной работы неоднозначно. В рамках существующих трактовок она определяется как вид учебной познавательной деятельности (Л.Г. Вяткин,

Р.А. Низамов, В.И. Загвязинский, О.А. Ниль-сон), дидактическая форма обучения (В. Граф, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис), средство организации самостоятельной деятельности (П.И. Пидкасистый, М.Г. Гарунов), форма учебной деятельности (А.В. Усова, А.А. Бобров, Н.В Бордовская), средство обучения (Л.В. Жарова), форма самообразования (И.А. Зимняя, С.И. Зиновьев, Ю.К. Бабан-ский), деятельность, включающая такие элементы, как сознательность, мотивация и творчество (И.А. Зимняя, Г.А. Молибог, С.И. Архангельский).

Отсутствие точного терминологического определения объясняется многогранностью и полифункциональностью данного педагогического явления. Так, В.И. Загвязинский рассматривает самостоятельную работу как «деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им» [2, с. 155].

Той же точки зрения придерживается И.А. Зимняя, которая отмечает деятельност-ный характер самостоятельной работы. В данном случае самостоятельная работа рассматривается ею как организуемая самим

обучаемым «в силу его внутренних познавательных мотивов...» деятельность [3, с. 252].

М.Г. Гарунов под самостоятельной работой понимает «выполнение различных заданий учебного, производственного, исследовательского и самообразовательного характера, выступающих как средство усвоения системы профессиональных знаний, способов познавательной и профессиональной деятельности...» [4, с. 45].

М.К. Бородулина называет самостоятельную работу студентов (СРС) одной из ведущих форм обучения в виде аудиторных групповых занятий, внеаудиторной обязательной СРС под руководством преподавателя, индивидуальной СРС и индивидуальных консультаций [5, с. 81].

Г.М. Коджаспирова утверждает, что самостоятельная работа - это такой вид учебной деятельности, при котором самостоятельность обучающегося проявляется и ходе постановки проблемы и при осуществлении контроля, самоконтроля и коррекции [6].

Согласно мнению ряда исследователей, самостоятельная работа - это завершающий вид учебной работы, так как именно в ходе собственной деятельности знания становятся «подлинным достоянием человека» [7, с. 129].

А. Рубаник, Г. Большакова и Н. Тельных формулируют самостоятельную работу как планируемую работу студентов, выполняемую «по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия» [8, с. 120].

По мнению В. Сенашенко, Н. Жалкиной, самостоятельная работа - это не только «планируемая учебная», но также и научная работа студентов «под методическим и научным руководством преподавателя» [9, с. 103].

Исследователь Г.Ю. Титова указывает на прямую зависимость эффективности самостоятельной работы от проблемного характера образовательных целей, предлагаемых студенту [10, с. 123].

По мнению М. Федоровой, СРС - это форма познавательной деятельности, выполняемая в удобное время по личной инициативе [11].

О.Н. Щеголева указывает на самостоятельную работу как «метод непрерывного образования», а также «средство индивидуализации процесса обучения в виде фронтальной, групповой и индивидуальной учебной

деятельности», выполняемой как в аудитории, так и вне ее [12].

На наш взгляд, СРС может рассматриваться как форма учебной деятельности, которая предполагает частичную или полную самоорганизацию и самоконтроль учебной деятельности, осуществляемой обучающимися в условиях новых образовательных задач и современной образовательной среды.

Проблема эффективности организации самостоятельной работы становится все более значимой. Исследователи указывают, что успешность при выполнении самостоятельной работы обеспечивается эффективным руководством преподавателей, готовностью студентов к осуществлению самостоятельной учебной работы и их способностью самостоятельно организовывать собственную деятельность [13, с. 3].

Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: дидактической цели, характеру учебной деятельности обучающихся, содержанию, степени самостоятельности и элементу их творчества и т. д.

Так, в соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности учащихся П.И. Пидкасистый выделяет четыре типа самостоятельных работ: по образцу, реконструктивные, вариативные и творческие [14].

В приведенных выше определениях самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, активизирующий самостоятельность, познавательный интерес, и как основа самообразования, стимул к дальнейшему повышению квалификации, а с другой - как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью обучающихся.

Считаем, что в условиях современного образовательного процесса необходимы активизация самостоятельной работы для создания в студенческом коллективе мотивации познавательной деятельности; вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу; использование новых форм и методов обучения, включающих электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

Мы придерживаемся точки зрения ряда исследователей, которые считают, что использование ЭОР позволяет организовать

активную познавательную самостоятельную деятельность студентов, оптимизируя ее, увеличивая объем информации, повышая интерес к обучению и стимулируя творческие способности студента.

По нашему мнению, наиболее результативной формой активизации самостоятельной работы является разработка и внедрение в учебный процесс креативно-технологического подхода с использованием ЭОР, так как они воздействуют в полной мере на визуальный, аудиальный и кинестетический каналы восприятия человека и способствуют эффективному усвоению информации.

В нашем понимании креативно-технологический подход предполагает организацию педагогического процесса, в ходе которой создание содержательно-информационной среды на базе электронных образовательных ресурсов является условием актуализации способности обучающегося самостоятельно, но под определенным контролем педагога выполнять различные виды самостоятельных работ, а именно от задания по образу до научно-исследовательской деятельности, таким образом, чтобы максимально генерировать оригинальные и креативные идеи по достижению образовательных целей как студентом, так и преподавателем.

В сети Интернет можно найти большое количество образовательных ресурсов по различным дисциплинам: электронные библиотеки, образовательные порталы, сайты преподавателей, которые повышают уровень усвоения учебного материала, способствуют развитию умения учиться самостоятельно; информационно-справочные ресурсы (электронные энциклопедии и словари); электронные учебные занятия (уроки, лекции, экскурсии, лабораторные работы); электронные репетиторы и тренажеры, системы тестирования и тестирующие оболочки, позволяющие преподавателю наполнять их авторскими тестами.

Несмотря на огромное количество интернет-ресурсов, практически невозможно найти тот, который полностью соответствует содержанию определенной темы изучаемой дисциплины, поэтому в Государственном профессиональном образовательном учреждении «Прокопьевский электромашиностроительный техникум» (I IЮУ ПЭМСТ) ними был разработан и применен

креативно-технологический подход, делающий акцент на использовании электронных образовательных ресурсов. В качестве основных целей исследования были следующие: 1) рассмотреть особенности организации самостоятельной работы студентов в учреждении СПО; 2) организовать самостоятельную работу студентов в рамках креативно-технологического подхода таким образом, чтобы повысить ее продуктивность; 3) разработать алгоритм действий для преподавателей и студентов при организации самостоятельной работы студентов с применением креативно-технологического подхода; 4) проанализировать результаты изменения уровня продуктивности организации самостоятельной работы студентов. В ходе проведения исследования использовались следующие методы: наблюдение, тестирование, анализ продуктов самостоятельной работы.

Для реализации задач исследования нами был разработан алгоритм действий при организации самостоятельной работы как для преподавателей, так и для студентов. С учетом специфики содержания дисциплины студентам были предложены к выполнению следующие виды самостоятельной работы:

- репродуктивная для первого курса обучения: самостоятельное изучение литературы; подготовка тезисов, докладов по теме; построение таблиц и схем; конспектирование, используя сети Интернет);

- поисково-аналитическая и практическая, выполняемая на втором курсе: анализ текстовой информации (контент-анализ, написание рефератов, составление резюме и др.); поиск литературы и других информационных источников; анализ источников; моделирование разных компонентов профессиональной деятельности;

- творческая (научно-исследовательская) для студентов третьего и четвертого курсов: участие в научно-исследовательской работе; написание научных статей и докладов, участие в подготовке проектов, олимпиадах, конкурсах, конференциях; написание курсовых и дипломных работ, творческих заданий и т. д.

Так как обязательным условием, обеспечивающим эффективность самостоятельной работы, по нашему мнению, является соблюдение этапности в ее организации и проведении, то преподавателям были предложены

следующие этапы организации самостоятельной работы студентов:

Первый этап - подготовительный, включающий в себя составление рабочей программы с выделением тем и заданий для самостоятельной работы; сквозное ее планирование на семестр; подготовку учебно-методических материалов; диагностику уровня подготовленности студентов.

Второй этап - организационный. На этом этапе определялись цели индивидуальной и групповой работы студентов; читалась вводная лекция, проводились индивидуально-групповые установочные консультации, во время которых разъяснялись формы самостоятельной работы и ее контроля; устанавливались сроки и формы представления промежуточных результатов.

Третий этап - мотивационно-деятельно-стный. Преподаватель на этом этапе обеспечивал положительную мотивацию индивидуальной и групповой деятельности; проверку промежуточных результатов; организацию самоконтроля и взаимоконтроля.

Четвертый этап - контрольно-оценочный. Он включал индивидуальные и групповые отчеты и их оценку. Результаты представлялись в виде дипломных проектов, курсовой работы, реферата, доклада, схем, таблиц, устных сообщений, отчетов и т. п. (в зависимости от дисциплины, специальности и курса обучения). Контроль самостоятельной работы осуществлялся при помощи промежуточного и итогового тестирования, написания в аудитории письменных контрольных работ, сдачи отчетов, зачетов.

При выполнении самостоятельной работы студентам предоставлялись: задания, раскрывающие цель, содержание, форму отчетности и контроля выполненной работы; методические указания по самостоятельной работе, направленные на повышение ее результативности; информационные ресурсы, в том числе электронные (УМК, учебники, учебные пособия, практикумы, обучающие и прикладные программы).

Методическое обеспечение, разрабатываемое преподавателями для самостоятельной работы студентов, представлено как в виде печатных изданий, так и в виде ЭОР. В соответствии с разработанным нами алгоритмом организации самостоятельной работы студен-

тов преподаватели выполняли следующие виды деятельности при создании ЭОР:

- поиск и наполнение содержания ресурса: подбор теории и практического материала для закрепления и проверки знаний, различных лабораторных практикумов, домашних заданий и заданий для самообучения;

- создание базы заданий для контрольного тестирования;

- подготовку материала в электронном виде;

- корректировку содержания ресурса, учитывая выявленные недостатки.

При разработке электронных образовательных ресурсов педагоги руководствовались критериями оценки качества ЭОР в рамках разработанного нами креативно-технологического подхода (соответствие теоретического материала программе обучения; достоверность предъявляемой информации, наличие лабораторных занятий, обучающих и домашних заданий, контроль учебных достижений; интерактивность).

Преподавателям ГПОУ ПЭМСТ было рекомендовано применение современных форм электронных образовательных ресурсов в целях повышения эффективности организации самостоятельной работы: электронных учебников, сайта преподавателя, сайта дисциплины, дистанционных курсов обучения, которые были размещены на сайте техникума. В соответствии с разработанным нами алгоритмом действий преподаватели поместили информацию для выполнения самостоятельной работы студентов: темы рефератов, зачетные вопросы, учебную информацию различных форм (графика, текст, видео), кроссворды, тесты, творческие задания. Разработанные ресурсы позволили организовать учебный процесс в дистанционной форме, так как в нем представлены все учебно-методические материалы, необходимые студенту для успешного изучения дисциплины: теоретический материал, лабораторный практикум, обучающие и домашние задания, контрольное тестирование.

В рамках креативно-технологического подхода педагогами разрабатывались авторские электронные образовательные ресурсы по дисциплинам профессионального и естественнонаучного цикла, реализуемые на базе платформы Moodle, которая позволяет применять различные виды самостоятельной ра-

боты, а также организовывать групповую и индивидуальную работу со студентами. В рамках данного подхода под нашим руководством преподаватели создали соответствующую содержательно-информационную среду, далее в режиме поисковой деятельности студент сам находил информацию, определял уровень ее достоверности, осуществлял самостоятельную работу и представлял ее в соответствующей форме.

С целью взаимодействия преподавателей с обучающимися в ГПОУ ПЭМСТ применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии посредством двустороннего обмена информацией в форме текстов, таблиц, картинок и другого через электронную почту или сайты преподавателей. Также осуществляется дистанционная аттестация с использованием удаленного компьютерного тестирования на сервере техникума и с использованием личного кабинета на платформе организации дистанционного обучения Moodle с отправкой по электронной почте результатов тестирования [15].

В соответствии с разработанным нами креативно-технологическим подходом важное место в реализации данного подхода было отведено разработке электронных образовательных ресурсов. В ходе анализа продуктов самостоятельной деятельности студентов было выявлено, что разработанные ЭОР обладают следующими достоинствами:

- наглядность и интерактивность учебного материала;

- возможность самопроверки, самоконтроля;

- привлекательный интерфейс;

- гибкость, которая позволяет организовать многовариантные лабораторные, контрольные и домашние работы;

- организация работы студента по индивидуальной траектории дистанционно;

- обеспечение мотивации к самостоятельной работе.

Использование креативно-технологического подхода в образовательном процессе дало возможность:

- индивидуализировать и дифференцировать обучение за счет персонального выбора скорости усвоения информации;

- визуализировать процесс обучения;

- осуществлять обратную связь;

- способствовать творчеству в самообучении студентов и закладывании основ информационной культуры будущих специалистов;

- сформировать самостоятельность мышления и более осознанные знания;

- осуществлять самоконтроль и самокоррекцию.

Среди используемых видов электронных ресурсов, которые позволили организовать и контролировать результаты самостоятельной работы студентов в рамках креативно-технологичекого подхода, были выявлены следующие предпочтения:

1) веб-сайт преподавателя;

2) группы в социальных сетях;

3) электронный учебник;

4) дистанционные курсы.

Таким образом, в ходе реализации креативно-технологического подхода были обоснованы условия результативности организации самостоятельной работы, такие как: реализация индивидуального опыта студентов; предоставление возможности выстраивания индивидуального маршрута выполнения самостоятельной работы; учет профиля подготовки студентов; обеспечение самостоятельной работы информационно-методическими источниками; учет ограниченности времени студентов; мотивация студента к выполнению самостоятельной работы, стимуляция рефлексии через адекватные самоанализ и самооценку образовательных достижений; потребность в самообразовании.

Список литературы

1. Современные образовательные технологии. М.: КноРус, 2011. 432 с.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М.: Академия, 2007. 192 с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2003. 383 с.

4. Пидкасистый П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.

5. Бородулина М.К. Обучение иностранным языкам как специальности. М.: Высшая школа, 1982.

6. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Academia, 2000. 176 с.

7. Основы педагогики и психологии в высшей школе / под ред. А.В. Петровского. М., 1986.

8. Рубаник А., Большакова Г., Тельных Н. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. 2005. № 6. С. 120-124.

9. Сенашенко В., Жалкина Н. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 103-109.

10. Титова Г.Ю. О технологии организации самостоятельной работы студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 1 (91). С. 123-126.

11. Федорова М.Якушина Л. Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 88-90.

12. Щеголева О.Н. Роль и место самостоятельной контролируемой работы в новой парадигме образования // Иностранные языки в школе. 2007. № 8. С. 66-71.

13. Граф В. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов. M.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 345 с.

14. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. 240 с.

15. Положение по электронному обучению и дистанционным образовательным технологиям. URL: http://pemstprk.ru/images/ %D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0% B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D 0%BF%D0%BE_%D0%AD%D0%9E_%D0%B 8_%D0%94%D0%9E%D0%A2.pdf (дата обращения: 03.03.2017).

References

1. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii [Modern Educational Technologies]. Moscow, KnoRus Publ., 2011, 432 p. (In Russian).

2. Zagvyazinskiy V.I. Teoriya obucheniya: Sovremennaya interpretatsiya [Theory of Education: Modern Interpretation]. Moscow, Akademiya Publ., 2007, 192 p. (In Russian).

3. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogic Psychology]. Moscow, Logos, 2003, 383 p. (In Russian).

4. Pidkasistyy P.I. Psikhologo-didakticheskiy spravochnik prepodavatelya vysshey shkoly [Psychological-Didactic Guide of Higher School Lecturer]. Moscow, Pedagogical Society of Russia Publ., 1999, 354 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Borodulina M.K. Obuchenie inostrannym yazykam kak spetsial'nosti [Foreign Language Teaching as Speciality]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1982. (In Russian).

6. Kodzhaspirova G.M. Pedagogicheskiy slovar' [Pedagogic Dictionary]. Moscow, Academia Publ., 2000, 176 p.

7. Petrovskiy A.V. (ed.). Osnovy pedagogiki i psikhologii v vysshey shkole [The Fundamentals of Pedagogy and Psychology in Higher School]. Moscow, 1986. (In Russian).

8. Rubanik A., Bolshakova G., Telnykh N. Samostoyatel'naya rabota studentov [Students' independent work]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2005,

no. 6, pp. 120-124. (In Russian).

9. Senashenko V., Zhalkina N. Samostoyatel'naya rabota studentov: aktual'nye problemy [Students' independent work: relevant problems]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2006, no. 7, pp. 103-109. (In Russian).

10. Titova G.Y. O tekhnologii organizatsii samostoyatel'noy raboty studentov [About technology of organization of students independent work]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2010, no. 1 (91), pp. 123-126. (In Russian).

11. Fedorova M., Yakushina L. Model' organizatsii vneauditornoy samostoyatel'noy raboty [The model of project independent work]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2007, no. 10, pp. 88-90. (In Russian).

12. Shchegoleva O.N. Rol' i mesto samostoyatel'noy kontroliruemoy raboty v novoy paradigme obrazovaniya [The role and place of independent controlled work in a new paradigm of education]. Inostrannye yazyki v shkole -Foreign Languages for Schools, 2007, no. 8, pp. 66-71. (In Russian).

13. Graf V. Osnovy samoorganizatsii uchebnoy deyatel'nosti i samostoyatel'naya rabota studentov [The Fundamentals of Educational Work Organization and Independent Work f Students]. Moscow, Moscow University Publ., 1981, 345 p. (In Russian).

14. Pidkasistyy P.I. Samostoyatel'naya poznavatel'naya deyatel'nost' shkol'nikov v obuchenii [Schoolchildren's independent cognitive activity in education]. Moscow, Pedagogika Publ., 1980, 240 p. (In Russian).

15. Polozhenie po elektronnomu obucheniyu i distantsionnym obrazovatel'nym tekhnologiyam [The Ideas of E-learning and Distant Learning Technologies]. (In Russian). Available at: http://pemstprk.ru/images/%D0%9F%D0%BE%D 0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD% D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE_%D0%A D%D0%9E_%D0%B8_%D0%94%D0%9E%D0 %A2.pdf (accessed: 03.03.2017).

Поступила в редакцию 25.06.2017 г. Received 25 June 2017

UDC 377

ORGANIZATION OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK IN THE CONDITIONS OF CREATIVE-TECHNOLOGICAL APPROACH REALIZATION Larisa Leonidovna SOROKINA Teacher

Prokopyevsk Electric Machine-Building Training College 7 Shakhterov Ave., Prokopyevsk, Kemerovo province, Russian Federation, 653000 E-mail: [email protected]

It is devoted to the problems of organizing independent work of students in connection with the transition to new educational standards and the introduction of a competence approach the basic definitions of the concept of "independent work" are examined, its classification is given. The notion of "creative-technological approach" was introduced, content, conditions for implementation and results of implementing the creative-technological approach based on electronic educational resources are presented. The main objective of the study was to organize independent work of students in the framework of the creative-technological approach in such a way as to increase its productivity. The conditions for the effectiveness of the organization of independent work of students in the institution of secondary vocational education are justified. An algorithm, a phased approach, the content of organization of students' independent work in the framework of a creative- technological approach are developed. During the research methods such as observation, testing, analysis of students' independent work products were used. The focus is made on the content of the creative-technological approach in secondary vocational education.

Key words: organization of independent work of students; creative-technological approach; electronic educational resources; vocational education; distance educational technologies DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-88-94

Для цитирования: Сорокина Л.Л. Организация самостоятельной работы студентов в условиях реализации креативно-технологического подхода // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 5 (169). С. 88-94. DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-5(169)-88-94.

For citation: Sorokina L.L. Organizatsiya samostoyatel'noy raboty studentov v usloviyakh realizatsii kreativno-tekhnologicheskogo podkhoda [Organization of students' independent work in the conditions of creative-technological approach realization]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 5 (169), pp. 88-94. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-88-94. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.