Научная статья на тему 'Использование креативно-технологического подхода при организации самостоятельной работы студентов'

Использование креативно-технологического подхода при организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / КРЕАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / CREATIVE-TECHNOLOGICAL APPROACH / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / VOCATIONAL EDUCATION / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Лариса Леонидовна

Введение. В статье представлено исследование по проблеме организации самостоятельной работы студентов в связи с переходом на новые образовательные стандарты и внедрением компетентностного подхода. Рассмотрены основные определения понятия «самостоятельная работа», дана ее классификация. Методология. В ходе проведения исследования использовались такие методы, как наблюдение, тестирование, анализ продуктов самостоятельной работы студентов. Результаты. Введено понятие «креативно-технологический подход», представлены содержание, условия реализации и результаты внедрения креативно-технологического подхода на основе электронных образовательных ресурсов. Разработан алгоритм организации самостоятельной работы студентов в рамках креативно-технологического подхода, а также выделены ее этапы. Заключение. Автор делает основной акцент на содержании креативно-технологического подхода в среднем профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокина Лариса Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE CREATIVE-TECHNOLOGICAL APPROACH TO THE ORGANIZATION OF THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Introduction. The article is devoted to the problems of organizing independent work of students in connection with the transition to new educational standards and the introduction of a competence approach. It examines the basic definitions of the concept “Independent work”, gives its classification. Materials and Methods. During the research methods such as observation, testing, analysis of students’ independent work products were used. Results. The notion of “Creative-technological approach” was introduced, content, conditions for implementation and results of implementing the creative-technological approach based on electronic educational resources are presented. An algorithm and the phases of organization of students’ independent work in the creativetechnological approach are developed. Conclusion. The author focuses on the content of the creativetechnological approach in secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «Использование креативно-технологического подхода при организации самостоятельной работы студентов»

ний системы профессионального образования, научных работников и аспирантов) : науч.-метод. пособие / Р. С. Сафин, А. Р. Масалимова, Р. Г. Зяляева, Е. Л. Матухин ; под науч. ред. Г. И. Ибрагимова. Казань : Данис, 2014. 178 с.

8. О Перечне монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов) [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 № 1398-р. URL: http://base.ganant.nu/70707138/.

References

1. Bibik V. I., Lebedev V. I., Palyanov M. P. Tendencies of Modennizing the Intenaction of Social Partners and Institutions of Vocational Education [Tendencii modennizacii vzaimodejstvija social'nyh partnerov i uchnezhdenij pnofessional'nogo obrazovanija]. Profile School[Profil'naja shkola]. 2013. № 5. P. 23-34. (In Russian).

2. Zhunavleva M. V. System of advanced professional training of personnel for the petrochemical complex [Sistema openezhajushhej pnofessional'noj podgotovki kadrov dlja neftehimicheskogo kompleksa]. Bulletin of Kazan Technological University [Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta]. 2011. № 1. P. 318-323. (In Russian).

3. Kasatkina N. E., Pakhomova E A, Rudneva E. L. Formation of professional self-determination of students in the conditions of the regional labor market as a factor of sustainable employment [Formirovanie professional'nogo samoopredelenija obuchajushhihsja v uslovijah regional'nogo rynka truda kak faktor ustojchivoj zanjatosti]. Vestnik of the Kemerovo state university of culture and arts [Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv]. 2015. № 31. P. 181-188. (In Russian).

4. Lukin G. I., Frolkov A. I. Investigation of the problem of planning advanced training of personnel in a large company in the conditions of its technological renovation [Issledovanie problemy planirovanija operezhajushhej podgotovki kadrov v krupnoj kompanii v uslovijah ee tehnologicheskogo obnovlenija]. Innovative Economics [Innovacionnaja jekonomika] : materials of the III International scientific conference (Kazan, October 2016). Kazan: Buk, 2016. P. 76-82. (In Russian).

5. Nikitin A. A., Markovichev A. S., Morozova M. V., Nikitina O. A., Poleshchuk L. G. Advanced training of engineering and technical personnel on the basis of interaction between universities and industrial enterprises [Operezhajushhaja podgotovka inzhenerno-tehnicheskih kadrov na osnove vzaimodejstvija universitetov i proizvodstvennyh predprijatij]. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2016. № 2 (22). P. 64-67.

6. Novikov A. M. Russian education in a new era: paradoxes of heritage, vectors of development [Rossijskoe obrazovanie v novoj jepohe: paradoksy nasledija, vektory razvitija]. Moscow: Egves, 2000. 268 p. (In Russian).

7. Safin R. S., Masalimova A. R., Zyalyaeva R. G., Matukhin E. L. Scientific and methodological support of innovative development of the educational cluster in the context of integration of science, education and production (for managers, teachers and masters of industrial training institutions system of professional education, researchers and graduate students] [Nauchno-metodicheskoe obespechenie innovacionnogo razvitija obrazovatel'nogo klastera v uslovijah integracii nauki, obrazovanija i proizvodstva (dlja rukovoditelej, prepodavatelej i masterov proizvodstvennogo obuchenija uchrezhdenij sistemy professional'nogo obrazovanija, nauchnyh rabotnikov i aspirantov)] : scientific and methodical manual. Edited by G. I. Ibragimov. Kazan: Danis, 2014. 178 p. (In Russian).

8. On the List of mono-profile municipal entities of the Russian Federation (mono-towns) [O Perechne monoprofil'nyh municipal'nyh obrazovanij RF (monogorodov)] : decree of the Government of the Russian Federation of july 29, 2014 № 1398-r. Available at: http://base.garant.ru/70707138/. (In Russian).

УДК/uDC 377 Л. Л. Сорокина

L. Sorokina

использование креативно-технологического подхода при организации самостоятельной работы студентов

use of the creative-technological approach to the organization of the independent work of students

Введение. В статье представлено исследование по проблеме организации самостоятельной работы студентов в связи с переходом на новые образовательные стандарты и внедрением компе-тентностного подхода. Рассмотрены основные определения понятия «самостоятельная работа», дана ее классификация.

Методология. В ходе проведения исследования использовались такие методы, как наблюдение, тестирование, анализ продуктов самостоятельной работы студентов.

Результаты. Введено понятие «креативно-технологический подход», представлены содержание, условия реализации и результаты внедрения креативно-технологического подхода на основе электронных образовательных ресурсов. Разработан алгоритм организации самостоятельной работы студентов в рамках креативно-технологического подхода, а также выделены ее этапы.

Заключение. Автор делает основной акцент на содержании креативно-технологического подхода в среднем профессиональном образовании.

Introduction. The article is devoted to the problems of organizing independent work of students in connection with the transition to new educational standards and the introduction of a competence approach. It examines the basic definitions of the concept "Independent work", gives its classification.

Materials and Methods. During the research methods such as observation, testing, analysis of students' independent work products were used.

Results. The notion of "Creative-technological approach" was introduced, content, conditions for implementation and results of implementing the creative-technological approach based on electronic educational resources are presented. An algorithm and the phases of organization of students' independent work in the creative- technological approach are developed.

Conclusion. The author focuses on the content of the creative- technological approach in secondary vocational education.

Ключевые слова: организация самостоятельной работы студентов, креативно-технологический подход, электронные образовательные ресурсы, профессиональное образование, дистанционные образовательные технологии.

Keywords: organization of independent work of students; creative-technological approach; electronic educational resources; vocational education; distance educational technologies.

Введение

Современная концепция развития профессионального образования предполагает подготовку творческих, профессионально компетентных и конкурентоспособных специалистов, способных адаптироваться к требованиям рынка труда в изменяющихся социальных условиях и способных к саморазвитию и самореализации на протяжении всей жизни, поэтому одной из значимых задач является обучение студентов способам поиска и обработки информации на основе самостоятельной исследовательской деятельности. Актуальность данной проблемы указывает на новую роль «самостоятельной работы, которую она приобретает в связи с переходом на дея-тельностную парадигму образования» [12, с. 184].

Совершенствованием и внедрением в учебный процесс самостоятельной работы занимаются исследователи, которые по-разному раскрывают сущность самостоятельной работы студентов (СРС). В рамках существующих определений она трактуется как:

— вид учебной познавательной деятельности (Л. Г Вяткин, В. И. Загвязинский, Р. А. Низамов, О. А. Нильсон);

— дидактическая форма обучения (В. Граф, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис);

— средство организации самостоятельной деятельности (М. Г. Гарунов, П. И. Пидкасистый);

— форма учебной деятельности (А. А. Бобров, Н. В Бордовская, А. В. Усова);

— средство обучения (Л. В. Жарова);

— форма самообразования (Ю. К. Бабанский, И. А. Зимняя, С. И. Зиновьев);

— деятельность, включающая такие элементы, как сознательность, мотивация и творчество (С. И. Архангельский, И. А. Зимняя, Г А. Молибог).

Отсутствие точного терминологического определения объясняется многогранностью и полифункциональностью данного педагогического явления. Самостоятельная работа студентов трактуется В. И. Загвязинским как деятельность студентов, направленная на усвоение «знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им» [3, с. 155]. Той же точки зрения придерживается И. А. Зимняя. Отмечая деятельностный характер самостоятельной работы, исследователь рассматривает ее как организуемую самим обучающимся «в силу его внутренних познавательных мотивов...» деятельность [4, с. 252].

Наиболее полное определение понятия «самостоятельная работа», как нам представляется, дает ученый Л. Г. Вяткин, рассматривающий понятие «самостоятельная работа» как вид деятельности, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению

знаний, умений и навыков и формированию познавательной самостоятельности как черты личности.

Самостоятельная работа рассматривается М. К. Бородулиной как одна из ведущих форм обучения в виде аудиторных групповых занятий, внеаудиторной обязательной СРС под руководством преподавателя, индивидуальной СРС и индивидуальных консультаций [1, с. 81]. В свою очередь Г М. Коджаспирова утверждает, что самостоятельная работа — это такой вид учебной деятельности, при котором самостоятельность обучающегося проявляется в ходе постановки проблемы и при осуществлении контроля, самоконтроля и коррекции [5].

Согласно мнению ряда исследователей, самостоятельная работа — это завершающий вид учебной работы, так как именно в ходе собственной деятельности знания становятся «подлинным достоянием человека» [6, с. 129]. О. Н. Щеголева указывает на самостоятельную работу как на «метод непрерывного образования», а также «средство индивидуализации процесса обучения в виде фронтальной, групповой и индивидуальной учебной деятельности», выполняемой как в аудитории, так и вне ее [15].

Такие исследователи, как Г Большакова, Н. В. Жалкина, А. Рубаник, В. С. Сенашенко и Н. Тельных, формулируют самостоятельную работу студентов как планируемую и выполняемую «по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия» [10, с. 120]. Самостоятельная работа — это не только «планируемая учебная», но также и научная работа студентов «под методическим и научным руководством преподавателя» [11, с. 103].

Прямая зависимость эффективности самостоятельной работы от проблемного характера образовательных целей, предлагаемых студенту, выявляется Г Ю. Титовой [13, с. 123]. По мнению М. А. Федоровой, СРС — это форма познавательной деятельности, осуществляемая в удобное время по личной инициативе [14].

На наш взгляд, самостоятельная работа может рассматриваться как один из видов учебной деятельности, направленной на общеобразовательную и специальную подготовку студентов; она может быть управляема преподавателем или выполняться с максимальной степенью самостоятельности, предполагающей подготовку специалиста, обладающего нестандартным мышлением, высоким уровнем самоорганизации и рефлексии, способным видеть себя в виде субъекта деятельности.

Проблема эффективности организации самостоятельной работы становится все более значимой. Исследователи указывают, что успешность при выполнении самостоятельной работы обеспечивается эффективным руководством преподавателей, готовностью студентов к осуществлению самостоятельной учебной работы и их способностью самостоятельно организовывать собственную деятельность [2, с. 3].

Исследователи выделяют определенные виды самостоятельной работы, используемые в учебном процессе, опираясь на различные признаки, такие как: характер учебной деятельности обучающихся, дидактическая цель, содержание, степень самостоятельности и элемент творчества и т. д.

В приведенных выше определениях самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, активизирующий самостоятельность, познавательный интерес, и как основа самообразования, стимул к дальнейшему повышению квалификации, а с другой — как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью обучающихся.

Методология

Считаем, что в условиях современного образовательного процесса необходимы: активизация самостоятельной работы для создания в студенческом коллективе мотивации познавательной деятельности; вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу; использование новых форм и методов обучения, включающих электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

По нашему мнению, наиболее результативной формой активизации самостоятельной работы является разработка и внедрение в учебный процесс креативно-технологического подхода с использованием ЭОР, которые воздействуют в полной мере на визуальный, аудиаль-ный и кинестетический каналы восприятия человека и способствуют эффективному усвоению информации.

Результаты

Несмотря на огромное количество интернет-ресурсов, практически невозможно найти тот, который полностью соответствует содержанию определенной темы изучаемой дисциплины, поэтому в Прокопьевском электромашиностроительном техникуме (ГПОУ ПЭМСТ) в рамках креативно-технологического подхода разрабатывались на базе платформы МсюсПе авторские электронные образовательные ресурсы по дисциплинам профессионального и естественно-научного цикла. Данная платформа позволяет применять различные виды самостоятельной работы, а также организовывать групповую и индивидуальную работу со студентами. В рамках названного подхода преподаватели создали соответствующую содержательно-информационную среду, после чего в режиме поисковой деятельности студент сам находил информацию, определял уровень ее достоверности, выполнял самостоятельную работу и представлял ее в соответствующей форме.

С целью взаимодействия преподавателей с обучающимися в ГПОУ ПЭМСТ применяют электронное обучение и дистанционные образовательные технологии посредством двустороннего обмена информацией в форме текстов, таблиц, картинок и прочего через электронную почту или сайты преподавателей. Также осуществляется дистанционная аттестация с использованием удаленного компьютерного тестирования на сервере техникума и личного кабинета на платформе организации дистанционного обучения МссС1е [9].

При разработке ЭОР педагоги руководствовались критериями оценки качества ЭОР в рамках креативно-технологического подхода (соответствие теоретического материала программе обучения; достоверность предъявляемой информации, наличие лабораторных занятий, обучающих и домашних заданий, контроль учебных достижений; интерактивность).

С учетом специфики содержания дисциплины на различных этапах обучения студенты выполняли различные виды самостоятельной работы:

— репродуктивная — для первого курса обучения: самостоятельное изучение литературы; подготовка тезисов, докладов по теме; построение таблиц и схем; конспектирование, использование сети Интернет);

— поисково-аналитическая и практическая, выполняемая на втором курсе: анализ текстовой информации (контент-анализ, написание рефератов, составление резюме и др.); поиск литературы и других информационных источников; анализ источников; моделирование разных компонентов профессиональной деятельности;

— творческая (научно-исследовательская) — для студентов третьего и четвертого курсов: участие в научно-исследовательской работе; написание научных статей и докладов, участие в подготовке проектов, в олимпиадах, конкурсах, конференциях; написание курсовых и дипломных работ, творческих заданий и т. д.

Обязательным условием, обеспечивающим эффективность самостоятельной работы, по нашему мнению, является соблюдение этапности в ее организации и проведении. Преподавателям были предложены следующие этапы организации самостоятельной работы студентов:

Первый этап — подготовительный — включает в себя составление рабочей программы с выделением тем и заданий для самостоятельной работы; сквозное ее планирование на семестр; подготовку учебно-методических материалов; диагностику уровня подготовленности студентов.

Второй этап — организационный. На этом этапе определяются цели индивидуальной и групповой работы студентов; читается вводная лекция, проводятся индивидуально-групповые установочные консультации, во время которых разъясняются формы самостоятельной работы и ее контроля; устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов.

Третий этап — мотивационно-деятельностный. Преподаватель на этом этапе обеспечивает положительную мотивацию индивидуальной и групповой деятельности; проверку промежуточных результатов; организацию самоконтроля и взаимоконтроля.

Четвертый этап — контрольно-оценочный — включает индивидуальные и групповые отчеты и их оценку в зависимости от дисциплины, специальности и курса обучения. Результаты представляются в виде дипломных проектов, курсовой работы, реферата, доклада, схем, таблиц, устных сообщений, отчетов и т. д. Контроль самостоятельной работы осуществляется в формах промежуточного и итогового тестирования, написания в аудитории письменных контрольных работ, сдачи отчетов, зачетов.

При выполнении самостоятельной работы студентам предоставлялись: задания, раскрывающие цель, содержание, форму отчетности и контроля выполненной работы; методические указания по самостоятельной работе, направленные на повышение ее результативности; информационные ресурсы, в том числе электронные (УМК, учебники, учебные пособия, практикумы, обучающие и прикладные программы).

Методическое обеспечение, разрабатываемое преподавателями для самостоятельной работы студентов, представлено как в виде печатных изданий, так и в виде ЭОР

Преподаватели выполняли следующие виды деятельности при создании ЭОР:

— поиск и наполнение содержания ресурса: подбор теоретического и практического материала для закрепления и проверки знаний, различных лабораторных практикумов, домашних заданий и заданий для самообучения;

— создание базы заданий для контрольного тестирования;

— подготовка материала в электронном виде;

— корректировка содержания ресурса с учетом выявленных недостатков.

Преподаватели ГПОУ ПЭМСТ применяли различные виды электронных образовательных

ресурсов: электронные учебники, сайт преподавателя, сайт дисциплины, дистанционные курсы обучения, которые размещены на сайте техникума. Преподаватели поместили информацию для выполнения самостоятельной работы студентов: темы рефератов, зачетные вопросы, учебная информация различных форм (графика, текст, видео), кроссворды, тесты, творческие задания.

В ходе реализации креативно-технологического подхода было выявлено, что разработанные электронные образовательные ресурсы обладают следующими достоинствами:

— наглядностью и интерактивностью учебного материала;

— возможностью самопроверки, самоконтроля;

— привлекательным интерфейсом;

— гибкостью, которая позволяет организовать многовариантные лабораторные, контрольные и домашние работы;

— организацией работы студента по индивидуальной траектории дистанционно;

— обеспечением мотивации к самостоятельной работе.

Использование креативно-технологического подхода в образовательном процессе дало возможность:

— индивидуализировать и дифференцировать обучение за счет персонального выбора скорости усвоения информации;

— визуализировать процесс обучения;

— осуществлять обратную связь;

— способствовать творчеству в самообучении студентов и закладыванию основ информационной культуры будущим специалистам;

— сформировать самостоятельность мышления и способствовать более осознанному получению знаний;

— осуществлять самоконтроль и самокоррекцию.

Среди используемых видов электронных ресурсов, которые позволили организовать и контролировать результаты самостоятельной работы студентов, в рамках креативно-технологичекого подхода были выявлены следующие предпочтения:

1) веб-сайт преподавателя;

2) группы в социальных сетях;

3) электронный учебник;

4) дистанционные курсы.

Заключение

Таким образом, использование ЭОР в рамках креативно-технологического подхода обладает достоинствами, дающими им преимущества перед традиционными методами и формами организации СРС, а именно: возможность реализации принципа индивидуализации учебной деятельности; предъявление наглядного материала; наличие быстрой обратной связи; вариативный характер СРС, сознательная активность студентов и их самостоятельность.

Использование ЭОР помогло нам организовать самостоятельную работу обучаемых с учетом их психофизических возможностей посредством дифференциации уровня сложности учеб-

ных заданий и гибкости темпа обучения, что необходимо для решения одной из важнейших задач — индивидуализации учебной деятельности. Применение креативно-технологического подхода на практике показало, что он позволяет в значительной степени повысить эффективность и результативность самостоятельной работы студентов.

Литература

1. Бородулина М. К. Обучение иностранным языкам как специальности. М. : Высшая школа, 1982. С. 81.

2. Граф В. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов. M. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. 345 с.

3. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. М. : Академия, 2007. 192 с.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М. : Логос, 2003. 383 с.

5. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. М. : Академия, 2000. 176 с.

6. Основы педагогики и психологии в высшей школе / под ред. А. В. Петровского. М., 1986. С. 129.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Пидкасистый П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М. : Педагогическое общество России, 1999. 354 с.

8. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М. : Педагогика, 1980. 240 с.

9. Положение по организации образовательного процесса с применением элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий ДОТ в Государственном профессионально образовательном учреждении «Проко-пьевский электромашиностроительный техникум» [Электронный ресурс]. URL: http://pemstprk.ru/images/%D0%9F% D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE_%D0%AD%D0%9E_% D0%B8_%D0%94%D0%9E%D0%A2.pdf.

10. Рубаник А., Большакова Г., Тельных Н. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. 2005. № 6. С. 120-124.

11. Сенашенко В. С., Жалкина Н. В. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 103-109.

12. Современные образовательные технологии. М. : КНОРУС, 2011. 432 с.

13. Титова Г. Ю. О технологии организации самостоятельной работы студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 1(91). С. 123-126.

14. Федорова М. А. Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 88-90.

15. Щеголева О. Н. Роль и место самостоятельной контролируемой работы в новой парадигме образования // Иностранные языки в школе. 2007. № 8. С. 66-71.

References

1. Borodulina M. K. Teaching foreign languages as a specialty [Obuchenie inostrannym jazykam kak special'nosti]. Moscow: High School, 1982. P. 81. (In Russian).

2. Graf V. Fundamentals of self-organization of educational activities and independent work of students [Osnovy samoorganizacii uchebnoj dejatel'nosti i samostojatel'naja rabota studentov]. Moscow: Publishing house of Moscow University, 1981. 345 p. (In Russian).

3. Zagvyazinsky V. I. Theory of learning: Modern interpretation [Teorija obuchenija: Sovremennaja interpretacija]. Moscow: Academy, 2007. 192 p. (In Russian).

4. Zimnyaya I. A. Pedagogical psychology [Pedagogicheskaja psihologija]. Moscow: Logos, 2003. 383 p. (In Russian).

5. Kodzhaspirova G. M. Pedagogical dictionary [Pedagogicheskij slovar']. Moscow: Academy, 2000. 176 p. (In Russian).

6. Fundamentals of pedagogy and psychology in higher education [Osnovy pedagogiki i psihologii v vysshej shkole]. Ed. A. V. Petrovsky. M., 1986. P. 129. (In Russian).

7. Pidkasistyi P. I. Psychological-didactic reference book of a teacher of higher education [Psihologo-didakticheskij spravochnik prepodavatelja vysshej shkoly]. Moscow: Pedagogical Society of Russia, 1999. 354 p. (In Russian).

8. Pidkasistyi P. I. Independent cognitive activity of schoolchildren in teaching [Samostojatel'naja poznavatel'naja dejatel'nost' shkol'nikov v obuchenii]. Moscow Pedagogika, 1980. 240 p. (In Russian).

9. Regulations on the organization of the educational process using elements of e-learning and distance educational technologies in the State Educational Institution «Prokopyevsky Electric Machine Building Technical School» [Polozhenie po organizacii obrazovatel'nogo processa s primeneniem jelementov jelektronnogo obuchenija i distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij DOT v Gosudarstvennom professional'no obrazovatel'nom uchrezhdenii «Prokop'evskij jelektromashinostroitel'nyj tehnikum»]. Available at: http://pemstprk.ru/images/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5% D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE_%D0%AD%D0%9E_%D0%B8_%D0%94%D0%9E%D0%A2.pdf. (In Russian).

10. Rubanik A., Bolshakova G., Telnykh N. Independent work of students [Samostojatel'naja rabota studentov]. Higher education in Russia [Vysshee obrazovanie v Rossii]. 2005. № 6. P. 120-124. (In Russian).

11. Senashenko V. S., Zhalkina N. V. Independent work of students: actual problems [Samostojatel'naja rabota studentov: aktual'nye problemy]. Higher education in Russia [Vysshee obrazovanie vRossii]. 2006. № 7. P. 103-109. (In Russian).

12. Modern educational technologies [Sovremennye obrazovatel>nye tehnologii]. Moscow: KNORUS, 2011. 432 p. (In Russian).

13. Titova G. Yu. About technology of organization of independent work of students [O tehnologii organizacii samostojatel'noj raboty studentov]. Bulletin of Tomsk State Pedagogical University [Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta]. 2010. № 1 (91). P. 123-126. (In Russian).

14. Fedorova M. A. Model of organization of extracurricular independent work [Model' organizacii vneauditornoj samostojatel'noj raboty]. Higher education in Russia [Vysshee obrazovanie v Rossii]. 2007. № 10. P. 88-90. (In Russian).

15. Schegoleva O. N. Role and place of independent controlled work in a new education paradigm [Rol' i mesto samostojatel'noj kontroliruemoj raboty v novoj paradigme obrazovanija]. Foreign languages in school [Inostrannye jazyki v shkole]. 2007. № 8. P. 66-71. (In Russian).

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА КАК СРЕДСТВО

профессиональной пробы студентов

(НА ПРИМЕРЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

TEACHING PRACTICE AS THE MEANS OF STuDENTS' PROFESSIONAL SAMPLE (AS AN EXAMPLE OF STuDENTS OF The INSTITuTE OF EDuCATION OF KEMEROVO STATE uNIVERSITY)

Введение. В статье представлено исследование проблемы организации учебной практики студентов, обучающихся в Институте образования Кемеровского государственного университета по направлению «Педагогическое образование», профилю подготовки «Дошкольное образование и иностранный язык». Цель статьи — рассмотреть учебную практику как средство профессиональной пробы, позволяющей студентам оценить свои возможности и способности к педагогической деятельности в качестве воспитателей дошкольной образовательной организации.

Методология. Исследование проводилось с использованием совокупности методов: теоретических (анализ, обобщение научных положений психологической и педагогической литературы); эмпирических (педагогическое наблюдение, анкетирование; статистического (количественная обработка данных).

Результаты исследования представлены в количественных и качественных данных (доказана целесообразность содержания дескрипторных характеристик к компетенциям, позволяющих определить уровневую шкалу оценки деятельности студента). Доказана эффективность учебной практики студентов, рассматриваемой авторами как средство профессиональной пробы и формирования опыта педагогической деятельности.

Заключение. Авторы отмечают, что проведенное исследование позволило расширить существующее представление об изучаемом вопросе: учебная практика как средство профессиональной пробы есть составная часть траектории формирования опыта педагогической деятельности бакалавров, будущих педагогов-воспитателей ДОО.

Introduction. This paper presents a study of the problem of teaching practices of students enrolled in the Institute of Education of the Kemerovo State University in Teacher education, educational program specialization "Pre-school Education and Foreign Language". The purpose of the paper is to consider the practice as a means of professional samples, allowing students to evaluate their abilities to pedagogical work as educators in pre-school educational organization.

Materials and Methods. The study was conducted using a set of methods: theoretical (analysis, synthesis of the scientific provisions of psychological and pedagogical literature on the issue of the problem); empirical (pedagogical observation, questioning; statistical (quantitative experimental data processing).

Results. Research presented in quantitative and qualitative research results (content expedient of descriptive characteristics to the competencies to determine tiered scale of student's activity estimation). Proven effective organization of students' teaching practices considered as a means of professional sample and shaping of teaching activity experience.

УДК/uDC 378.147.88

И. В. Тимонина, С. В. Мильситова, Н. А. Шмырева

I. Timonina, S. Milsitova, N. Shmireva

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.