Научная статья на тему 'Создание содержательно-информационной образовательной среды как условие реализации креативно-технологического подхода организации самостоятельной работы студентов'

Создание содержательно-информационной образовательной среды как условие реализации креативно-технологического подхода организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / КРЕАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ORGANIZATION OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK / CREATIVE-TECHNOLOGICAL APPROACH / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / VOCATIONAL EDUCATION / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Лариса Леонидовна

Статья посвящена проблемам организации самостоятельной работы студентов в связи с переходом на новые образовательные стандарты и внедрением компетентностного подхода. В ней рассмотрены основные определения понятия «самостоятельная работа», дана ее классификация и представлены результаты внедрения креативно-технологического подхода на основе ЭОР. Автор делает акцент на содержании креативно-технологического подхода в среднем профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF CONTENT-INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS THE CONDITION OF IMPLEMENTATION OF THE CREATIVE-TECHNOLOGICAL APPROACH TO THE ORGANIZATION OF STUDENTS’ INDEPENDENT WORK

The article is devoted to the problems of organizing students’ independent work in connection with the transition to new educational standards and the introduction of a competence approach. It examines the basic definitions of the notion “independent work”, gives its classification and presents the results of implementing a creative-technological approach based on electronic learning resource. The author focuses on the content of the creative-technological approach in secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «Создание содержательно-информационной образовательной среды как условие реализации креативно-технологического подхода организации самостоятельной работы студентов»

Сорокина Лариса Леонидовна

СОЗДАНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КРЕАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Статья посвящена проблемам организации самостоятельной работы студентов в связи с переходом на новые образовательные стандарты и внедрением компетентностного подхода. В ней рассмотрены основные определения понятия "самостоятельная работа", дана ее классификация и представлены результаты внедрения креативно-технологического подхода на основе ЭОР. Автор делает акцент на содержании креативно-технологического подхода в среднем профессиональном образовании. Адрес статьи: \м№^.дгато1а.пе1/та1ег1а18/2/2017/8-1/5£Шт1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 8(74): в 2-х ч. Ч. 1. C. 193-195. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/8-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

THE FORMATION OF FOREIGN-LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE PROCESS OF STUDYING THE REGIONS OF FRANCE

Oleinikova Elena Aleksandrovna, Ph. D. in Pedagogy Orlov State Agrarian University named after N. V. Parakhin elenaoleynikova@mail. ru

The article is devoted to the problem of the formation of foreign-language communicative competence of students of non-linguistic higher education establishments on the basis of studying the regions of the country of the language under consideration. Teacher's experience of the author is analyzed, and the analysis shows that the study of the regions of France contributes to the growth of motivation and interest of students to master the French language as a means of communication with its native speakers. The correct selection of authentic materials and the use of language and speech exercises ensure the improvement of the foreign-language communicative competence.

Key words and phrases: foreign-language communicative competence; the French language; regions of France; authentic materials; exercises.

УДК 377

Статья посвящена проблемам организации самостоятельной работы студентов в связи с переходом на новые образовательные стандарты и внедрением компетентностного подхода. В ней рассмотрены основные определения понятия «самостоятельная работа», дана ее классификация и представлены результаты внедрения креативно-технологического подхода на основе ЭОР. Автор делает акцент на содержании креативно-технологического подхода в среднем профессиональном образовании.

Ключевые слова и фразы: организация самостоятельной работы студентов; креативно-технологический подход; электронные образовательные ресурсы; профессиональное образование; дистанционные образовательные технологии.

Сорокина Лариса Леонидовна

Прокопьевский электромашиностроительный техникум pemst2002@rambler. ги

СОЗДАНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КРЕАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Результатом внедрения компьютерных технологий в образование является резкое расширение объема самостоятельной работы. Поскольку современная концепция развития профессионального образования предполагает подготовку творческих, профессионально компетентных и конкурентоспособных специалистов, адаптирующихся к требованиям рынка труда в изменяющихся социальных условиях и способных к саморазвитию и самореализации на протяжении всей жизни, одной из значимых задач является обучение студентов способам поиска и обработки информации на основе самостоятельной исследовательской деятельности. Актуальность данной проблемы указывает на новую роль «самостоятельной работы, которую она приобретает в связи с переходом на деятельностную парадигму образования» [7, с. 184].

Совершенствованием и внедрением в учебный процесс самостоятельной работы занимаются исследователи, которые по-разному раскрывают сущность самостоятельной работы. В рамках существующих определений она трактуется как: вид учебной познавательной деятельности (Л. Г. Вяткин, Р. А. Низамов, В. И. Заг-вязинский, О. А. Нильсон); дидактическая форма обучения (В. Граф, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис); средство организации самостоятельной деятельности (П. И. Пидкасистый, М. Г. Гарунов); форма учебной деятельности (А. В. Усова, А. А. Бобров, Н. В Бордовская); средство обучения (Л. В. Жарова); форма самообразования (И. А. Зимняя, С. И. Зиновьев, Ю. К. Бабанский); деятельность, включающая такие элементы как сознательность, мотивация и творчество (И. А. Зимняя, Г. А. Молибог, С. И. Архангельский).

Отсутствие точного терминологического определения объясняется многогранностью и полифункциональностью данного педагогического явления. Так, В. И. Загвязинский трактует самостоятельную работу как деятельность студентов, направленную на усвоение «знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя», хотя и контролируется им [2, с. 155].

Той же точки зрения придерживается И. А. Зимняя, которая отмечает деятельностный характер самостоятельной работы. В деятельностном определении самостоятельная работа рассматривается ею как организуемая самим обучаемым «в силу его внутренних познавательных мотивов...» деятельность [3, с. 252].

Раскрывая понятие «самостоятельная работа», М. Г. Гарунов указывает на то, что она включает различные задания «учебного, производственного, исследовательского и самообразовательного характера», играющие роль средства «усвоения системы профессиональных знаний, способов познавательной и профессиональной деятельности.» [5, с. 45].

194

ISSN 1997-2911. № 8 (74) 2017. Ч. 1

На наш взгляд, самостоятельная работа студентов (СРС) может рассматриваться как форма учебной деятельности, которая предполагает частичную или полную самоорганизацию и самоконтроль учебной деятельности, осуществляемой обучающимися в условиях новых образовательных задач и современной образовательной среды.

Проблема эффективности организации самостоятельной работы становится все более значимой. Исследователи указывают, что успешность при выполнении самостоятельной работы обеспечивается эффективным руководством преподавателей, готовностью студентов к осуществлению самостоятельной учебной работы и их способностью самостоятельно организовывать собственную деятельность [1, с. 3].

Исследователи выделяют определенные виды самостоятельной работы, используемые в учебном процессе, опираясь на различные признаки, такие как: дидактическая цель, характер учебной деятельности обучающихся, содержание, степень самостоятельности и элемент творчества и т.д.

Так, исходя из уровня самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся, П. И. Пидкасистый указывает на четыре типа самостоятельных работ: по образцу, реконструктивные, вариативные и творческие [6].

В приведенных выше определениях самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, активизирующий самостоятельность, познавательный интерес, и как основа самообразования, стимул к дальнейшему повышению квалификации, а с другой, - как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью обучающихся.

Считаем, что в условиях современного образовательного процесса необходимы активизация самостоятельной работы для создания в студенческом коллективе мотивации познавательной деятельности; вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу; использование новых форм и методов обучения, включающих электронные образовательные ресурсы (далее - ЭОР).

По нашему мнению, наиболее результативной формой активизации самостоятельной работы является разработка и внедрение в учебный процесс креативно-технологического подхода с использованием ЭОР, так как они воздействуют в полной мере на визуальный, аудиальный и кинестетический каналы восприятия человека и способствуют эффективному усвоению информации.

Несмотря на огромное количество интернет-ресурсов, практически невозможно найти тот, который полностью соответствует содержанию определенной темы изучаемой дисциплины, поэтому в Государственном профессиональном образовательном учреждении «Прокопьевский электромашиностроительный техникум» (далее - ГПОУ ПЭМСТ) в рамках креативно-технологического подхода разрабатывались авторские электронные образовательные ресурсы по дисциплинам профессионального и естественнонаучного цикла, реализуемые на базе платформы Moodle, которая позволяет применять различные виды самостоятельной работы, а также организовывать групповую и индивидуальную работу со студентами. В рамках данного подхода преподаватели создали соответствующую содержательно-информационную среду, далее в режиме поисковой деятельности студент сам находил информацию, определял уровень ее достоверности, осуществлял самостоятельную работу и представлял ее в соответствующей форме.

С целью взаимодействия преподавателей с обучающимися в ГПОУ ПЭМСТ применяют электронное обучение и дистанционные образовательные технологии посредством двустороннего обмена информацией в форме текстов, таблиц, картинок и др. через электронную почту или сайты преподавателей. Также осуществляется дистанционная аттестация с использованием удаленного компьютерного тестирования на сервере техникума и с использованием личного кабинета на платформе организации дистанционного обучения Moodle с отправкой по e-mail результатов тестирования [4].

При разработке ЭОР педагоги руководствовались критериями оценки качества ЭОР в рамках креативно-технологического подхода (соответствие теоретического материала программе обучения; достоверность предъявляемой информации, наличие лабораторных занятий, обучающих и домашних заданий, контроль учебных достижений; интерактивность).

С учётом специфики содержания дисциплины на различных этапах обучения студенты выполняли следующие виды самостоятельной работы:

- репродуктивная для первого курса обучения: самостоятельное изучение литературы; подготовка тезисов, докладов по теме; построение таблиц и схем; конспектирование с использованием сети Интернет;

- поисково-аналитическая и практическая, выполняемая на втором курсе: анализ текстовой информации (контент-анализ, написание рефератов, составление резюме и др.); поиск литературы и других информационных источников; анализ источников; моделирование разных компонентов профессиональной деятельности;

- творческая (научно-исследовательская) для студентов третьего и четвертого курсов: участие в научно-исследовательской работе; написание научных статей и докладов, участие в подготовке проектов, в олимпиадах, конкурсах, конференциях; написание курсовых и дипломных работ, творческих заданий и т.д.

Методическое обеспечение, разрабатываемое преподавателями для самостоятельной работы студентов, представлено как в виде печатных изданий, так и в виде ЭОР.

Преподаватели выполняли следующие виды деятельности при создании ЭОР:

- поиск и наполнение содержания ресурса: подбор теории и практического материала для закрепления и проверки знаний, различных лабораторных практикумов, домашних заданий и заданий для самообучения;

- создание базы заданий для контрольного тестирования;

- подготовка материала в электронном виде;

- корректировка содержания ресурса с учетом выявленных недостатков.

Преподаватели ГПОУ ПЭМСТ применяли различные формы электронных образовательных ресурсов: электронные учебники, сайт преподавателя, сайт дисциплины, дистанционные курсы обучения, которые размещены

на сайте техникума. Преподаватели поместили информацию для выполнения самостоятельной работы студентов: темы рефератов, зачетные вопросы, учебную информацию различных форм (графика, текст, видео), кроссворды, тесты, творческие задания.

Таким образом, в ходе реализации креативно-технологического подхода было выявлено, что разработанные электронные образовательные ресурсы обладают следующими достоинствами:

- наглядность и интерактивность учебного материала;

- возможность самопроверки, самоконтроля;

- привлекательный интерфейс;

- гибкость, которая позволяет организовать многовариантные лабораторные, контрольные и домашние работы;

- организация работы студента по индивидуальной траектории дистанционно;

- обеспечение мотивации к самостоятельной работе.

Использование креативно-технологического подхода в образовательном процессе дало возможность:

- индивидуализировать и дифференцировать обучение за счет персонального выбора скорости усвоения информации;

- визуализировать процесс обучения;

- осуществлять обратную связь;

- способствовать творчеству в самообучении студентов и закладыванию основ информационной культуры будущих специалистов;

- сформировать самостоятельность мышления и более осознанные знания;

- осуществлять самоконтроль и самокоррекцию.

Среди используемых видов электронных ресурсов, которые позволили организовать и контролировать результаты самостоятельной работы студентов в рамках креативно-технологического подхода, были выявлены следующие предпочтения:

1) web-сайт преподавателя;

2) группы в социальных сетях;

3) электронный учебник;

4) дистанционные курсы.

Таким образом, ЭОР в рамках креативно-технологического подхода обладают достоинствами, дающими им преимущества перед традиционными методами и формами организации СРС, а именно: возможность реализации принципа индивидуализации учебной деятельности; предъявление наглядного материала; наличие быстрой обратной связи; вариативный характер СР; сознательная активность студентов и их самостоятельность.

Использование ЭОР помогло нам организовать самостоятельную работу обучаемых с учетом их психофизических возможностей посредством дифференциации уровня сложности учебных заданий и гибкости темпа обучения, что необходимо для решения одной из важнейших задач, такой как индивидуализация учебной деятельности. Применение креативно-технологического подхода на практике показало, что он позволяет в значительной степени повысить эффективность и результативность самостоятельной работы студентов.

Список источников

1. Граф В. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов. M.: Изд-во Московского ун-та, 1981. 345 с.

2. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. М.: Академия, 2007. 192 с.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2003. 383 с.

4. Об организации образовательного процесса с применением элементов электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в Государственном профессиональном образовательном учреждении «Прокопьевский электромашиностроительный техникум» [Электронный ресурс]: положение. URL: http://pemstprk.ru/images/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_ %D0%BF%D0%BE_%D0%AD%D0%9E_%D0%B8_%D0%94%D0%9E%D0%A2.pdf (дата обращения: 14.06.2017).

5. Пидкасистый П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.

6. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. 240 с.

7. Современные образовательные технологии / под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.

CREATION OF CONTENT-INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS THE CONDITION OF IMPLEMENTATION OF THE CREATIVE-TECHNOLOGICAL APPROACH TO THE ORGANIZATION OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK

Sorokina Larisa Leonidovna

Prokopievsk Electro-Engineering College pemst2002@rambler. ru

The article is devoted to the problems of organizing students' independent work in connection with the transition to new educational standards and the introduction of a competence approach. It examines the basic definitions of the notion "independent work", gives its classification and presents the results of implementing a creative-technological approach based on electronic learning resource. The author focuses on the content of the creative-technological approach in secondary vocational education.

Key words and phrases: organization of students' independent work; creative-technological approach; electronic educational resources; vocational education; distance educational technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.