характера, требующих возможно нестандартного взгляда молодёжи на их разрешение. Социальное проектирование позволяет улучшить окружающую жизнь, повысить социальную активность студентов, вывести социальное творчество на новый уровень развития. Благодаря социальному проектированию студенты обучаются социальному действию и взаимодействию в совместной социально-преобразующей деятельности, а также в освоении, изучении студентом социального пространства, развитии социальной и проектной компетентности [5]. Мы согласны с мнением Ю.А. Коваленко и Л.Л. Никитиной о том, что на современном этапе
развития общества, когда знания достаточно быстро устаревают, стремительно меняются условия и средства профессиональной деятельности, повышаются требования к ценностному, интеллектуальному, культурному и творческому потенциалу личности выпускника вуза, должны изменяться характер и условия организации проектной деятельности студентов. В настоящее время применение различных видов и форм проектной деятельности должно быть нацелено не только на формирование знаний, умений, навыков, но и, главным образом, на развитие качеств конкурентоспособной личности [6].
Библиографический список
1. Климова И.В., Карлов Г.П., Мухаметрахимова О.С., Трошкина Д.В. Духовно-нравственное развитие студентов в контексте реализации проекта «Возрастание сознания: образование, культура, духовность». Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2017; 1 (62): 15 - 17.
2. Федеральный Закон от 11 августа 1995 г № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
3. Федеральный Закон от 04 декабря 2017 года № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
4. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Издательский центр «Академия», 2008.
5. Еремина Л.И., Нагорнова А.Ю., Нагорнов Ю.С. Технологии креативного развития студентов технических специальностей. Фундаментальные исследования. 2013; 1: 78 - 81.
6. Коваленко Ю.А., Никитина Л.Л. Проектная деятельность студентов в образовательном процессе вуза. Вестник Казанского технологического университета. 2012: 229 - 231. Available at: https://cyberleninka.rU/article/v/proektnaya-deyatelnost-studentov-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza.
References
1. Klimova I.V., Karlov G.P., Muhametrahimova O.S., Troshkina D.V. Duhovno-nravstvennoe razvitie studentov v kontekste realizacii proekta «Vozrastanie soznaniya: obrazovanie, kul'tura, duhovnost'». Mirnauki, kultury, obrazovaniya. Gorno-Altajsk, 2017; 1 (62): 15 - 17.
2. Federal'nyj Zakon ot 11 avgusta 1995 g. № 135-FZ «O blagotvoritel'noj deyatel'nosti i blagotvoritel'nyh organizaciyah».
3. Federal'nyj Zakon ot 04 dekabrya 2017 goda № 329-FZ «O fizicheskojkul'ture isporte v Rossijskoj Federacii».
4. Polat E.S. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008.
5. Eremina L.I., Nagornova A.Yu., Nagornov Yu.S. Tehnologii kreativnogo razvitiya studentov tehnicheskih special'nostej. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; 1: 78 - 81.
6. Kovalenko Yu.A., Nikitina L.L. Proektnaya deyatel'nost' studentov v obrazovatel'nom processe vuza. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2012: 229 - 231. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/proektnaya-deyatelnost-studentov-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza.
Статья поступила в редакцию 22.11.18
УДК 159
Levkova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sholom-Aleichem Priamursky State University (Birobidzhan, Russia), E-mail: [email protected]
THE SYSTEM OF THE MEANINGS OF LIFE OF CHINESE AND RUSSIAN STUDENTS: POSSIBLE WAYS OF CONTACT AND ENRICHMENT. The article highlights the issues of meaningful life orientation of Chinese and Russian students. The emphasis is placed on life meanings in the context of the desire to understand different cultural resources. On the territory of the border regions of Russia, there is a special space of mutual influence and interpenetration of languages and different traditions, cultures, as well as value-semantic characteristics. The processes of individualization and differentiation of lives, in which culture and personality get the "qualities of continuous changes", seem particularly interesting for the research. The subject of the research is features of the life values systems of Chinese and Russian students. Experimental bases is FSBIU pSu named after Sholom Aleichem (Birobidzhan) and Jiamusi University. In this study 50 students of PSU named after Sholom Aleichem and 50 students of Jiamusi University took part. The researcher uses methods of research of the system of life meanings (D.A. Leontyev), the test of "Life meanings" (D.A. Leontiev). The significant differences of the ranks of family, cognitive and existential values are found. The systems of life meanings of Russian and Chinese students have their own characteristics, due to national specificity. The similarity of meaningful life orientations is determined by the age characteristics of the youth.
Key words: hierarchy of meanings, hierarchy of values, meaning of life, meaningful life orientations.
Т.В. Лескова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема», г. Биробиджан,
E-mail: [email protected]
СИСТЕМА ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ КИТАЙСКИХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ: ВОЗМОЖНОСТИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ И ОБОГАЩЕНИЯ
В статье освещены вопросы смысложизненных ориентаций китайских и российских студентов. Делается акцент на жизненные смыслы в контексте стремления к постижению возможностей культурных ресурсов. На территории приграничных регионов России развивается особое пространство взаимовлияния и взаимопроникновения не только языков, но и различных традиций, культур, а также ценностно-смысловых характеристик. Происходящие процессы индивидуализации и дифференциации жизненных миров, в которых культура и личность приобретают «качества непрерывных изменений», представляются нам особо интересными для исследования. Предмет исследования: особенности систем жизненных ценностей китайских и российских студентов. Экспериментальные базы исследования: ФГБОУ ПГУ им Шолом-Алейхема (г Биробиджан) и Университет Цзямусы. В исследовании приняли участие 50 студентов ПГУ им Шолом-Алейхема и 50 студентов Университета Цзямусы. В исследовании мы использовали методики исследования системы жизненных смыслов, тест «Жизненных смыслов» (Д.А. Леонтьев). В нашем исследовании были выявлены существенные различия в позициях рангов семейных, когнитивных, экзистенциальных ценностей. Системы жизненных смыслов российских и китайских студентов имеют свои особенности, обусловленные национальной спецификой. Сходство смысложизненных ориентаций определяется возрастными особенностями юношества.
Ключевые слова: иерархия смыслов, иерархия ценностей, смысл жизни, смысложизненные ориентации.
Осознание студентами своего собственного смысла жизни является результатом поиска ответа на экзистенциальные жизненные вопросы, которые определяют вектор жизни, личностного и профессионального самоопределения. Современная студенческая молодёжь поставлена в ситуацию динамичного обновления, обогащения системы жизненных смыслов.
Реализовать своё предназначение - значимая задача для юношей и девушек. Особое место в личностном становлении студентов занимает раскрытие смысла жизни. Принимая «смысл жизни» как «особое психическое образование, имеющее свою специфику возникновения, свои этапы становления, которое, приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от породивших его условий, может существенно влиять на жизнь человека» [1].
Основная цель современных молодых людей, хоть и рассматривается как значимая по наполнению, замкнулась в самой себе и стала независимой от общественно ценных мотиваций и оказалась привязанной к материальным ценностям, получению материальных выгод. Принимая это во внимание, можно отметить, что этот факт не является позитивным в самоопределении личности в юношеском возрасте. Наибольшую значимость в самореализации, самоосуществлении, ощущении удовлетворённости жизнью имеют ценности высшего порядка, связанные с миром, человечеством, обществом, с благополучием других [2].
Методологические аспекты исследуемой проблемы представлены в идеях, осмыслениях содержания и характеристик смысложизненных ориентаций личности (Д.А. Леонтьев), теоретических положениях о ценностных ориентациях лич-
ности, об иерархичности ценностных ориентаций и основных видах ценностей (М. Рокич), теоретических основах жизненной стратегии личности (К.А. Абуль-ханова-Славская), психологических особенностях юношеского возраста (И. Кон, И.В. Дубровина), этнопсихологических особенностях китайских и российских студентов (К.М. Тертицкий, В. Девятов).
Поиск смысла жизни, значимость этого поиска актуальна в юношеском возрасте, при этом умение идентифицировать именно свои собственные цели, определить своё место в жизни - значимый индикатор личностной зрелости юношей и девушек. Как показывает практика, большинство юношей и девушек испытывает трудности с его определением.
Жизненные смыслы не статичны, они подвержены изменению в результате жизнедеятельности людей. Учитывая приобретённый жизненный опыт, то, что было для человека главной ценностью, может преобразоваться в периферийную или даже изменить свою полярность. Изменяемость субъективных ценностей и смысловых предпочтений личности связана с объективностью реального процесса личностного становления человека. Человек в современном мире живёт в ситуациях, отнюдь не способствующих развитию уравновешенности, стабильности его личностного развития. Природные катаклизмы, нестабильность, урбанизация, отрыв от природы с её извечными нормами гармонии действительно делают понятие «жизненные смыслы» актуальными для изучения [3].
Интерес к изучению жизненных смыслов определяется стремлением к постижению возможностей культурных ресурсов. В Российской Федерации обучается около 17 тыс. китайских студентов (согласно Министерству образования Китая). На территории приграничных регионов развивается особое пространство взаимовлияния и взаимопроникновения не только языков, но и различных традиций, культур, а также ценностно-смысловых характеристик. Происходящие процессы индивидуализации и дифференциации жизненных миров, в которых культура и личность приобретают «качества непрерывных изменений», представляются нам особо интересными для исследования [3].
От того, насколько хорошо человек определится с ориентирами, на которые он может опираться в ситуации выбора, зависит его способность выбирать, следовать своему собственному пути развития и пластично реагировать на внешние факторы [4].
С этих позиций смысложизненные ориентации китайской культуры особенно представляют особый интерес для отечественных исследований. Система китайских культурных ценностей по своей универсалистской направленности близка к западной ментальности, в то время как российская культура отличается самобытностью и парадоксальностью (Г Кларк). Однако смешанная обрядность, синкретизм народной религии китайцев, «Книга Яшмовых Правил», космологическая символика также свидетельствуют о самобытности китайской культуры. Более того, концепция «всеобъемлющей национальной мощи» подтверждает стремление китайцев к определению собственных принципов поведения. Обращение к культуре обеспечивает постижение глубинных и наиболее устойчивых слоёв человеческой психики. В связи с этим, думается, что уникальность каждой культуры отражается на мотивационных типах ценностей и смыслов.
Указанные обстоятельства изучения заявленной проблемы определили предмет и выборку экспериментального исследования
Предмет исследования: особенности систем жизненных ценностей китайских и российских студентов.
Экспериментальные базы исследования: ФГБОУ ПГУ им Шолом-Алейхема (г Биробиджан) и Университет Цзямусы. В исследовании приняли участие 50 студентов ПГУ им. Шолом-Алейхема и 50 студентов Университета Цзямусы. Выбранные нами методики позволяют изучить основные критерии зависимой переменной исследования: тест «Жизненных смыслов» Д.А. Леонтьева позволяет нам определить основные группы жизненных смыслов личности, тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева позволяет проанализировать шкалу целей [5].
Результаты экспериментального исследования по методике «Смысложиз-ненные ориентации» Д.А. Леонтьева в российской выбор показали, что шкала цели в жизни представлена средним уровнем (86%), то есть человек не всегда чётко формирует свои цели в будущем, цели у многих респондентов размыты, они предпочитают жить сегодняшним днем.
Шкала «процесс жизни и эмоциональная насыщенность жизни» показала, что российские студенты воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. А у 3% испытуемых проявляется неудовлетворённость своей жизнью в настоящем.
Субшкала «результативность жизни» или «удовлетворённость самореализацией» отразила, что пройденный отрезок жизни российских студентов продуктивен и осмыслен не в полной мере. Низкие баллы у 12% выявляют неудовлетворённость прожитой частью жизни [6].
Шкала Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни). Преимущественно средний и низкий уровень баллов отражает неуверенность, что они могут управлять жизнью и обладают достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами, а также представлениями о её смысле.
Субшкала Локус контроля - жизнь, или управляемость жизнью у российских студентов отражена в убеждении, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь (89%). Эти убеждения характерны для изучаемого возраста, в юности кажется, что вся жизнь ещё впереди и только от твоих действий и поступков зависит, какой она будет.
Китайские студенты, как и российские, по шкале цели в жизни показали ярко выраженный средний уровень (84%), то есть не всегда чётко формулируют свои цели в будущем, они предпочитают жить с опорой на близлежащие цели.
Китайские студенты воспринимают процесс своей жизни как интересный, насыщенный и наполненный смыслом (81%). А у 2% испытуемых проявляется неудовлетворённость своей жизнью в настоящем, что отражено в шкале «процесс жизни и эмоциональная насыщенность жизни».
Шкала Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни) представлен преимущественно средним и низким уровнем баллов (87%), что отражает неуверенность, что они могут управлять жизнью и обладают достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами, а также представлениями о её смысле.
По шкале Локус контроля - жизнь, или управляемость жизнью, китайские студенты показали, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Эти убеждения характерны для периода юности и отражают убежденность в том, что вся жизнь и её проживание зависит от человека и его устремлений.
Анализируя статистические данные сравнения показателей, можно отметить, что менее явные различия в показателях китайских и российских студентов проявились по шкале результативность жизни. Это объясняется возрастными характеристиками выборки. Именно в этой шкале результаты наиболее схожи в изучаемых группах, т. е. студенты не удовлетворены теми результатами, которые имеют сейчас в жизни, больше ориентированы на выстраивание будущего, определения дальнейшей профессиональной ниши и пространства личностного и профессионального становления.
Самые яркие отличия в показателях по шкале «осознанность жизни» - у китайских студентов высокий и средний уровень осмысленности жизни представлен ярче, чем у российских студентов.
Результаты изучения системы жизненных смыслов в китайской и российской выборке были следующие (См. табл.1)
Таблица 1
Сравнительная таблица иерархии смыслов и ценностей студентов
Иерархия смыслов (китайские студенты) Ранг Иерархия смыслов (русские студенты) Ранг
экзистенциальные 1 гедонистические 1
гедонистические 2 статусные 2
семейные 3 коммуникативные 3
альтруистические 4,5 экзистенциальные 4
ценности самореализации 4,5 семейные 5
статусные 6 альтруистические 6,5
когнитивные 7 ценности самореализации 6,5
коммуникативные 8 когнитивные 8
После обработки данных видно, что первыми в иерархии смысложизнен-ных ориентаций жизни у молодёжи Китая стоят экзистенциальные смыслы, т. е. относящиеся к бытию. Не менее значимыми считаются гедонистические смыслы и лишь на третьем месте семья. Четвёртое место по значимости занимает альтруизм. Ценность самореализации находится практически на середине смыс-ложизненных ориентаций, следом идёт статус в обществе. На предпоследнем месте иерархии расположились когнитивные смыслы. И завершает иерархию коммуникация. Для китайских студентов важно благо самого себя и его семьи.
Самой важной смысложизненной ориентацией для российских студентов является получение удовольствия. Не менее важным смыслом жизни считается статус и коммуникация. На четвёртом месте иерархии расположился экзистенциальный смысл. Средний показатель - семья. Желание оказать благо - шестое место. Самореализация считается не главной, а самым менее значимым является когнитивный смысл.
Для определения различий в выбранных ценностях, мы использовали критерий Q-Розембаума. Полученный с помощью критерия Q-Розембаума показатель Рэип 1= 9, Qsип2 = 13) позволяет нам констатировать о значимых различиях в показателях ранжирования ценностей в двух экспериментальных группах.
Итак, становление индивидуальной иерархии смыслов и ценностей определяется как национальными, так и возрастными особенностями. В нашем исследовании были выявлены существенные различия в позициях рангов семейных, когнитивных, экзистенциальных ценностей [7]. Системы жизненных смыслов российских и китайских студентов имеют свои особенности, обусловленные национальной спецификой. Сходство смысложизненных ориентаций определяется возрастными особенностями юношества. Вопросы, связанные с проблемой соприкосновения и обогащения жизненных ценностей людей разных культур, с одной стороны, прорисовывают возможности взаимообогащения ценностно-смыслового поля, а с другой стороны, определяют наличие рисков ассимиляции и транскультурации.
Библиографический список
1. Волков Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие. Москва: Трикста: Академ. проект, 2006.
2. Чудновский В.Э. Проблема оптимального смысла жизни. Available at: http://akme31.narod.ru/lhtml
3. Levkova T., Bazhenov R., Arutjunova G., Romanova M. Highlighting anthropological aspects of student psychological well-being Proceedings of ADVED 2018-th International Conference on Advances in Education and Social Sciences, 15-17 October 2018. Istanbul, Turkey.
4. Levkova T.V., Plotnikova E.S., Bazhenov R.I., Maslova T.M., Ivanchenko V.N. Self-Determination as a Psychological and Pedagogical Resource of Personality Self-Realization in Adolescence. Astra Salvensis. 2018; VI: 341 - 352.
5. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. Москва, 1992.
6. Моисеева Т.В., Левкова Т.В. Психологическое здоровье студентов вуза в контексте антропологического подхода. Almamater (Вестник высшей школы). 2014; 9: 117 - 120.
7. Чжао Ю., Левкова Т.В. Сравнительный анализ системы жизненных смыслов китайских и российских студентов. Современные научные исследования и инновации. 2016; 5. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67655
References
1. Volkov B.S. Psihologiya yunosti i molodosti: uchebnoe posobie. Moskva: Triksta: Akadem. proekt, 2006.
2. Chudnovskij V.'E. Problema optimal'nogo smysla zhizni. Available at: http://akme31.narod.ru/lhtml
3. Levkova T., Bazhenov R., Arutjunova G., Romanova M. Highlighting anthropological aspects of student psychological well-being Proceedings of ADVED 2018-th International Conference on Advances in Education and Social Sciences, 15-17 October 2018. Istanbul, Turkey.
4. Levkova T.V., Plotnikova E.S., Bazhenov R.I., Maslova T.M., Ivanchenko V.N. Self-Determination as a Psychological and Pedagogical Resource of Personality Self-Realization in Adolescence. Astra Salvensis. 2018; VI: 341 - 352.
5. Leont'ev D.A. Metodika izucheniya cennostnyh orientacij. Moskva, 1992.
6. Moiseeva T.V., Levkova T.V. Psihologicheskoe zdorov'e studentov vuza v kontekste antropologicheskogo podhoda. Almamater (Vestnik vysshej shkoly). 2014; 9: 117 - 120.
7. Chzhao Yu., Levkova T.V. Sravnitel'nyj analiz sistemy zhiznennyh smyslov kitajskih i rossijskih studentov. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2016; 5. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67655
Статья поступила в редакцию 03.11.18
УДК 159.99
Mutilina Y.G., postgraduate, Department of Psychology, Volgograd State University, (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
ECOLOGY OF COMMUNICATION AS A FACTOR OF FAVORABLE SOCIAL PERSONAL ADAPTATION: AGE ASPECT. The article is dedicated to the influence of high culture of communication, beautiful, clear speech, spiritual and moral contents of an individual on his favorable social adaptation. The work focuses on an individual who enters the stage of the so-called "third age", discusses features of social development, social and psychological adaptation of the elderly, identifies some spiritual problems, communicative and cultural potential of the individual, meaningful life orientations, and generational differences and intergenerational contacts. The author studies relationship between the level of a person's spirituality and his culture of communication, discloses the concept of ecology of communication, spiritual maturity, makes a theoretical analysis and synthesis of Russian and foreign studies on the problem of communication in the young and old age, analyzes philosophical, psychological, sociological approaches to spiritual the moral problem and the problem of communication, the influence of active communication, productive activity, creativity on the favorable adaptation to old age and the harmonization of internal his spiritual state, analyzed the dependence of speech and age. By the example of schools of the third age, the methods that activate social work and educational activities, the development of communication skills and the strengthening of physical and spiritual health are indicated, recommendations for communication with the elderly are indicated, the role of the elderly in the life cycle of the individual is considered. Old age should not be understood only as a withering, but as a continuing development of a person, at which spiritual maturity increases, the alleged ways of developing spiritual needs of an elderly person, striving for spiritual beauty of the inner world, developing the ability to choose true, universal human beings, values and harmoniously live with them. The work offers ways to improve the culture of communication through the aestheticization of all spheres of a personality.
Key words: ecology of communication, spiritual maturity, third age, spiritual well-being, social adaptation, communicative potential, life meaningful orientations.
Ю.Г. Мутилина, аспирант каф. психологии ФГОАУ ВО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград;
нач. отдела персонала ООО «Спектр», г. Красногорск, Московская обл., E-mail: [email protected]
ЭКОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ КАК ФАКТОР БЛАГОПРИЯТНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ: ВОЗРАСТНОЙ АСПЕКТ
Статья посвящена влиянию высокой культуры общения, красивой, чистой речи, духовно-нравственного наполнения личности на её благоприятную социальную адаптацию. В данной статье особое внимание уделяется личности, вступившей в стадию так называемого «третьего возраста», рассмотрены особенности социального развития, социально-психологической адаптации пожилых людей, обозначены некоторые духовные проблемы, коммуникативный и культурный потенциал личности, смысложизненные ориентации, а также поколенческие различия и межпоколенные контакты. В статье сделан акцент на взаимосвязи уровня духовности человека и его культуры общения, раскрыто понятие экологии общения, духовной зрелости, произведён теоретический анализ и синтез отечественных и зарубежных исследований по проблеме общения в молодом и пожилом возрастах, проанализированы философские, психологические, социологические подходы к духовно-нравственной проблеме и проблеме общения, рассмотрено влияние активного общения, продуктивной деятельности, творчества на благоприятную адаптацию к старости и гармонизации внутреннего духовного состояния, проанализирована зависимость речи и возраста. На примере школ третьего возраста указаны способы, активизирующие общественный труд и образовательную деятельность, развитие навыков общения и укрепления физического и духовного здоровья, обозначены рекомендации по общению с пожилыми людьми, рассмотрена роль пожилого возраста в жизненном цикле личности. Сделаны выводы о том, что старость не должна пониматься только как увядание, но как продолжающееся развитие личности, при котором происходит возрастание духовной зрелости, освещены предполагаемые пути развития у пожилого человека духовных потребностей, стремления к духовной красоте внутреннего мира, развития способностей избирать истинные, общечеловеческие ценности и действовать в соответствии с ними, пути повышения культуры общения через эстетизацию всех сфер личности.
Ключевые слова: экология общения, духовная зрелость, третий возраст, духовное самочувствие, социальная адаптация, коммуникативный потенциал, смысложизненные ориентации.
Актуальность изучения экологии общения обусловлена множественными негативными явлениями, характеризующими современную культурную ситуацию в нашей стране и отражающими различные аспекты духовного кризиса. Причём кризис духовности отмечается не только у молодого поколения, но и у людей среднего и пожилого возрастов.
Духовно-нравственную проблему личности освещают работы многих отечественных учёных в различных областях научного исследования - философских,
психологических, социологических, культурологических, педагогических. Некоторые культурологи рассматривают духовно-нравственные ценности как непременно востребованные в обществе предметы символического или несимволического характера, а также популярные убеждения, касающиеся целесообразного поведения представителей общества, которые в нём считаются достойными. Переосмысливая философские и психологические труды Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, Б.П Ананьева, А.А. Бодалева, А.Н. Леонтьева, нам удалось представить