СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
®2012 Хизроева З.М., Закарьяева С.З.
Дагестанский государственный педагогический университет
Раскрываются возможности формирования смысла жизни у студентов на основе обсуждения различных подходов к данной проблеме в философии и психологии. Эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций студентов выявило доминирование материальных и социальных ориентаций, в то время как духовные ценности имеют низкий рейтинг.
The article discusses the possibility of forming sense of life on the basis of discussing with the students different approaches to this problem in philosophy and psychology. Empirical study of sense life orientations of the students reveals domination of materical and social orientations of the students while spiritual values are of low rate.
Ключевые слова: смысл жизни, экзистенциализм, экзистенциональная психология, самоактуализация, логотерапия.
Keywords: sense of life, existentialism, existential psychology,
self-actualization, logotherapy.
В настоящее время, время кардинальных социально-экономических перемен в России, кризиса человеческих ценностей, жизненных ориентиров, особую актуальность приобретает проблема смысла жизни современной молодежи, которой приходится планировать и строить свое будущее, исходя из жизненных позиций, установок, ценностей, сформировавшихся у них к началу студенческого возраста. К сожалению, идея патриотизма, сыгравшая колоссальную роль в мобилизации советского народа, в новой России зачахла, а индивидуализм, импортированный с Запада, все глубже проникает в сознание молодых людей.
По результатам анкетирования студентов 2 курса факультета иностранных языков Дагестанского государственного педагогического университета выявилось, что материальная и интеллектуальная база обучающихся создает проблемы для полноценного обучения в вузе. В частности, выяснилось, что только у 20% студентов родители имеют высшее образование; 20% студентов живут только с матерью; 20% занимаются коммерцией или работают. По оценке материального положения: только 5% студентов могут позволить себе дорогие покупки, 15% семей студентов живут от зарплаты до зарплаты, а у 18% семей не хватает денег на жизнь. На отлично хотят учиться только 7% студентов, а другие не видят перспектив в будущем. Только 40% студентов читают художественную литературу (романы о любви, фантастику, детективы), а из периодической печати -рекламные газеты, журналы. При этом, по наблюдениям авторов статьи, у многих студентов из сельской местности низкий уровень владения русским языком как средством общения.
В сложившейся ситуации обучающая и воспитывающая функция педагога приобретает особую значимость. Высокий профессионализм, широкая эрудиция, жизнелюбие, чувство эмпатии, эмоциональная устойчивость, знание и учет психологических особенностей субъекта обучения, открытость в проявлении своей личности в сочетании с соразмерной требовательностью и принципиальностью, по мнению авторов, будут способствовать гуманизации обучения, сознательному, осмысленному поиску студентом своего достойного места в жизни, ее смысла.
Исходя из вышеизложенных авторских позиций, в процессе овладения студентами такими учебными предметами, как педагогика и психология, мы акцентировали внимание на вопросах: смысла жизни человека, свободы, совести, ответственности, воли, принятия решений. На ярких примерах из жизни великих педагогов (Я. А. Коменский, И. Песталоцци, К. Д. Ушинский и др.), психологов (В. Франкл, Роналдо Мэй и др.) раскрывалось содержание понятия смысла жизни с привлечением теоретического материала, доступного для осмысления студентами второго курса.
Эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций студентов проводилось в два этапа.
На первом этапе в течение первого года обучения студенты в краткой, доступной форме знакомились с основными подходами в философии и психологии к проблеме смысла жизни.
На втором этапе было проведено эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций студентов с применением комплекса методик (методика Э. В. Желатеева, анкета В. Э. Чурновского «О смысле жизни», анкета А. Н. Волкова «Досуг»),
Как известно, проблема смысла жизни волновала человека издавна. Эпикурейцы видели смысл жизни в наслаждении, стоики обесценивали земные радости и переносили смысл жизни в область логических построений, оторванных от жизни.
При обсуждении проблемы смысла жизни в зарубежной психологии внимание и интерес студентов привлек экзистенциализм. Подавляющее большинство студентов согласились с положением экзистенциализма о том, что человек есть лишь то, что он сам из себя делает. Но быть свободным - быть самим собой, как считают наши испытуемые, в настоящих условиях развития общества почти нереально. Студенты разделяют точку зрения родоначальника экзистенциализма С. Кьеркегора о том, что помощником человека в преодолении трудностей на дороге жизни является вера. Мартин Хайдеггер, немецкий философ, подчеркивал значимость и наполненность каждого момента жизни. Озвучивание этого положения имеет большое психотерапевтическое влияние на высокотревожных, неуверенных студентов, ибо вселяет надежду и уверенность в возможности развития и саморазвития, способности трезво и стойко преодолевать испытания, а чтобы их преодолевать, необходимо быть не только физически, но и внутренне сильным. Живой отклик получила мысль Карла Ясперса о возможности понимания человеком своей экзистенции, подлинного призвания в пограничных ситуациях (столкновение со смертью, несчастьем или горем) [19].
После обсуждения основных положений К. Ясперса о смысле жизни студентам было предложено домашнее задание описать случай из своей жизни, который оставил в памяти яркие воспоминания. Анализ этих случаев еще раз подтверждает мысль К. Ясперса о том, что «человек не может стать самим собой, обрести себя, не
вступив в общение с другими. Внутреннее раскрытие себя другому, стремление понять другого в его внутренней жизни сопряжено с риском, поскольку каждый раскрывает свои слабости. Но на этой почве воссоздается подлинное бытие человека - его экзистенция» [21]. В философии Жан-Поля Сартра человеческое бытие понимается как сознательная свободная деятельность. Для Сартра быть свободным означает иметь возможность изменяться и обладать способностью действовать в мире. По мнению Сартра, человек обладает свободой независимо от реальных возможностей реализации своих желаний; объективные обстоятельства не могут лишить человека свободы. Она может сохраняться в любых условиях и представляет собой возможность выбора отношений к явлениям окружающей действительности. Наделяя людей свободой, философ возлагает на них и безусловную ответственность, которая выражается в критическом отношении к миру и людям, в осуждении несправедливости и насилия.
Для обсуждения студентам было предложено произведение Василия Быкова «Сотников», в котором героям приходится делать выбор между жизнью и смертью, честью и бесчестьем, мужеством и трусостью [3].
Живой отклик у испытуемых получило решение проблемы смысла жизни в сочинениях Виктора Эмиля Франкла, который подчеркивал роль социальной философии, призванной играть адаптационную и жизнеутверждающую роль, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Функция интеллектуальной терапии особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, и каждый человек должен делать свой нелегкий выбор.
По мнению В. Франкла, в нахождении смысла жизни большое значение имеет теория и практика логотерапии. Потеря смысла жизни порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства. Психотерапевт может помочь пациенту обрести смысл существования при условии активного включения человека в многообразный поток жизни. Эти идеи получили эмпирическое подтверждение в собственной клинической практике В. Франкла, а также в опыте выживания людей в условиях немецких концлагерей, где Франкл провел в качестве заключенного несколько лет [18].
Как известно, с огромной силой вопрос смысла жизни был поставлен в отечественной философии, в философско-художественной литературе Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, которые делают заключение, что только религиозная вера раскрывает человеку смысл его жизни, направляет его на путь совершенствования себя и общества.
В современной отечественной психологии растет интерес к исследованию смысловой сферы личности. Для С. Л. Рубинштейна смысл человеческой жизни - быть источником света и тепла для других людей, быть преобразователем жизни, выкорчевывать из себя всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь [14].
Как указывает Д. А. Леонтьев, то, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни), но важно то, что категория смысла жизни находится во внутреннем мире личности. Согласно А. А. Бодалеву, под смыслом жизни в психологии понимается «отраженная в сознании и переживаниях человека как субъективно предельно значимая для него и превратившаяся в главный регулятор его поведения какая-то ценность, ставшая его собственной, самой большой ценностью» [11, 12].
Как отмечает Д. А. Леонтьев, жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который, однако, может не осознаваться до самой смерти. Вместе с тем жизненные ситуации могут ставить перед человеком задачу на осознание смысла жизни. В. Г. Асеев, Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь также полагают, что смысл жизни не обязательно осознается в любой ее момент. Но когда необходимость ее оказывается актуальной, смысл жизни становится важнейшим фактором существования личности. Это приводит к характеристике данного феномена как устойчивого и относительно самостоятельного.
Начиная с подросткового возраста, эта концепция принимает конкретные «направленные» формы, а затем переходит на следующий этап на основе смысложизненных и ценностных ориентаций, которые формируются к позднему подростковому или юношескому возрасту.
Таким образом, первый, подготовительный этап нашей работы позволил студентам получить необходимую теоретическую информацию о постановке проблемы смысла жизни в философии и психологии. Испытуемые выразили свое удовлетворение в связи с проводимыми беседами, касающимися смысла жизни. Они признались, что раньше и не задумывались об этом.
На втором этапе, когда первокурсники - испытуемые перешли на второй курс, было проведено эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций студентов (25 студентов) с использованием методики Д. В. Желатеева (диагностика смысложизненной направленности личности), анкеты В. Э. Чудновского «О смысле жизни» и анкеты А. Н. Волкова «Досуг».
Результаты исследования по методике смысложизненной направленности личности Д. В. Желатеева представлены в таблице.
Таблица
Психологическое содержание смысложизненной направленности личности студентов
Номер участника Материа льное Социаль ное Личност ное Духовн ое
1 + + - -
2 - + + -
3 + + - -
4 + + - -
5 + + - -
6 + + - -
7 + + + -
8 - + + -
9 + + + -
10 + + - -
11 + + - -
12 + + - -
13 + + - -
14 + + + +
15 + + - -
16 + + - -
17 + + - -
18 + + - -
19 + + - -
20 + + + -
21 + + + -
22 - + - -
23 + + - -
24 - + - -
25 + + - -
Примечание: «+» - сильно выражено,
«±» - слабо выражено, «-» - отсутствует
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что у испытуемых доминирует материальная и социальная направленность (24 испытуемых из 25), только 8 студентов выбрали личностно-духовные ценности.
Результаты эмпирического исследования, полученные с помощью анкеты В. Э. Чудновского, свидетельствуют о том, что ознакомление с этой анкетой заставило испытуемых серьезно задуматься над смыслом жизни и отрефлексировать для себя важные ориентиры в жизни.
На первый вопрос анкеты «Что такое, по Вашему представлению, смысл жизни?» большинство испытуемых ответили, что смыслом жизни является цель или идея, к которой стремится человек, причем для юношей и девушек смыслом являются разные цели: для девушек - создание семьи, рождение детей; для юношей - профессиональное самоопределение, хорошая высокооплачиваемая работа, социальный статус.
При ответе на второй вопрос «Какое значение имеет наличие смысла жизни для каждого человека?» испытуемые сходятся во мнении о том, что наличие смысла влияет на поведение человека, отношение к людям, самоотношение придает устремлениям человека энергию и яркость, вселяет оптимизм, помогает расширить границы своих возможностей и способностей, способствует саморазвитию и самоактуализации.
На третий вопрос «Всегда ли наличие смысла жизни положительно сказывается на судьбе?» многие испытуемые затруднились ответить, мнения высказывались разные. Так, испытуемая № 1 сказала: «Зависит от того, что человек считает смыслом жизни, он так же может стремиться к плохому, а это нехорошо скажется на его судьбе».
Отвечая на четвертый вопрос «Чего, по Вашему мнению, в жизни человека больше, смысла или бессмыслицы?», испытуемые подчеркивают роль образования, воспитания, семьи в формировании у молодых людей положительных смысложизненных ориентаций. Большинство испытуемых пришли к выводу, что в жизни больше смысла, чем бессмыслицы.
На пятый вопрос «Изменяется ли смысл жизни с возрастом?» большинство испытуемых (22 из 25) ответили, что смысл жизни меняется с возрастом: человек переоценивает свои ценности, становится серьезнее, умнее и мудрее.
На шестой вопрос «Произошли ли у Вас изменения в понимании смысла жизни в последние годы?» большинство испытуемых подтвердили, что в них произошли серьезные изменения, появилось больше ответственности.
Отвечая на седьмой вопрос «Что в большей мере влияет на становление смысла жизни?», испытуемые выбрали: пример родителей, общение со сверстниками.
При ответе на восьмой вопрос «Какие учебные предметы помогли или помогают Вам в поиске смысла жизни?» студенты отметили положительную роль философии, психологии, педагогики, литературы в поиске собственного смысла жизни.
В заключение эмпирического исследования испытуемым было предложено сформировать свой смысл жизни. Обобщая все ответы, можно сделать следующий вывод: «Смысл жизни - это прожить жизнь не зря, видеть улыбку родителей, радовать окружающих, помогать тем, кто нуждается, любить и быть любимым».
Проведенное исследование выявило, что смысложизненные ориентации студентов отражают социально-экономи-ческое, культурно-духовное состояние общества, а также необходимость широкой просветительной работы со студентами.
Примечания
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2 т. / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. Т. 1. М. : Педагогика, 1980. 2. Аверин В. А. Психология личности. СПб. : Изд-во В. А. Михайлова, 2001. 3. Бодалев А. А. О смысле жизни человека. Его акме и взаимосвязи между ними // Мир психологии. 2001. № 2. С. 54-58. 4. Быков В. В. Сотников. М. : Эксмо. 2010. 83 с. 5. Гайденко П. П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса. М. : Политиздат, 1991. 6. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Л., 1981. 7. История философии: Энциклопедия. Мн. : Интерпрессервис, 2002. 8. История философии: Учебное пособие для вузов / под ред. В. М. Мапельман, Е. М. Пенькова. М.: ПРИОР, 1997. 9. Кьеркегор С. Наслаждение и долг: Гармоническое развитие эстетических и этических начал в человеческой личности. СПб., 1994. 10. Кьеркегор С. Страх и трепет: Страх и трепет. Понятие страха. Болезнь к смерти. М., 1993. 11. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М. : Смысл, 1993. 12. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М. : Смысл, 2003. 13. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб. : Питер, 2003. 14. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1973. 15. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М. : Политиздат, 1989. 16. Слотина Т. В. Психология личности. Учебное пособие. СПб., 2008. 17. Толстой Л. Н. Сочинения. В 22 т. М., 1985. 18. Франкп В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990. 19. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Избранные статьи позднего периода творчества. М. : Высшая школа, 1991. 20. Чудновский В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 3-15. 21. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Статья поступила в редакцию 18.09.2012 г.