Научная статья на тему 'Развитие волонтёрских качеств у студентов в контексте реализации проекта "Территория добрых инициатив": управленческий аспект'

Развитие волонтёрских качеств у студентов в контексте реализации проекта "Территория добрых инициатив": управленческий аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VOLUNTEER / SOCIAL PROJECT / PROJECT ACTIVITY / SOCIAL DESIGN / ДОБРОВОЛЕЦ / ВОЛОНТЁР / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова И.В., Карлов Г.П., Марина И.Е., Томилова С.А.

В статье обозначаются задачи высшей школы в эффективной организации образовательного процесса с целью личностного и профессионального развития студенческой молодёжи, так как становление молодого поколения предполагает не только развитие профессиональных компетенций, но и присвоение системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу истории и культуры. В настоящее время волонтёрство является важным ресурсом для развития личности, в том числе и в пространстве образования. Социальные инициативы являются мощным инструментом государственной политики и играют большую роль в сохранении социальной стабильности в обществе. С их помощью решаются важнейшие вопросы сохранения положительной личностной динамики развития молодёжи, в том числе формирование таких экзистенциально важных качеств как: гражданственность, патриотизм, милосердие, сочувствие, сострадание. На практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающихся и воспитательных действий на развитие человека. Поэтому перед преподавателями высшей школы возникает задача организации совместного образовательного пространства для развития волонтёрских качеств у студентов. Специально-организованным пространством для развития волонтерских качеств у студентов послужило пространство проекта «Территория добрых инициатив», ставшего победителем в конкурсе среди образовательных учреждений высшего образования. Целью проекта является разработка и реализация программы подготовки волонтеров «Добро. Идея. Творчество», направленной на развитие добровольчества среди студентов посредством их вовлечения в реализацию социальных проектов через просвещение и освоение успешных коммуникативных и командных методов работы; оказание помощи и поддержки молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, через вовлечение в тренинги, дискуссии, систему мероприятий культурного, исторического и духовного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климова И.В., Карлов Г.П., Марина И.Е., Томилова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF VOLUNTEER QUALITIES OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF A PROJECT “TERRITORY OF GOOD INITIATIVES”: MANAGEMENT ASPECT

The article identifies tasks of higher education in the effective organization of the educational process for the purpose of personal and professional development of students, as the formation of the younger generation involves not only the development of professional competencies, but also the appropriation of a system of universal values that form the basis of history and culture. Volunteering is an important resource for personal development, including in the educational space. Social initiatives are a powerful tool of public policy and play a big role in maintaining social stability in society. With their help, the most important issues of preserving the positive personal dynamics of youth development are solved, including the formation of such existentially important qualities as: citizenship, patriotism, mercy, empathy, compassion. In practice, it is difficult to identify the areas of exceptional influence of students and educational activities on human development. Therefore, teachers of higher education face the challenge of organizing a joint educational space for the development of volunteer skills among students. A specially-organized space for the development of volunteer qualities among students is the space of the project “Territory of good initiatives”, which won a competition among educational institutions of higher education. The aim of the project is to develop and implement a program for training volunteers “Welcome. Idea. Creativity” aimed at the development of volunteerism among students through their involvement in the implementation of social projects through the education and development of successful communication and team work methods; rendering assistance and support to young people who have fallen into a difficult life situation through involvement in trainings, discussions, a system of cultural, historical and spiritual events.

Текст научной работы на тему «Развитие волонтёрских качеств у студентов в контексте реализации проекта "Территория добрых инициатив": управленческий аспект»

Библиографический список

1. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. Москва: МГУ 1989.

2. Горячев В.В. Некоторые особенности проявления телесного сознания юношей в современной школе. Актуальные проблемы психологического знания. 2015; Т. 34; № 1: 126 - 131.

3. Завражин С.А. Деструктивная энергия развивающейся личности: от понимания - к управлению (избранные труды). Владимир: Шерлок-пресс, 2018.

4. Цветков А.В. Образ Я: структура, функции, развитие. Москва: Спорт и культура-2000, 2012.

5. Сахарова В.Г. Психология тела. Диагностика отношения к телу. Санкт-Петербург: Речь, 2011.

References

1. Sokolova E.T. Samosoznanie i samoocenka pri anomaliyah lichnosti. Moskva: MGU, 1989.

2. Goryachev V.V. Nekotorye osobennosti proyavleniya telesnogo soznaniya yunoshej v sovremennoj shkole. Aktual'nye problemy psihologicheskogo znaniya. 2015; T. 34; № 1: 126 - 131.

3. Zavrazhin S.A. Destruktivnaya 'energiya razvivayuschejsya lichnosti: ot ponimaniya - k upravleniyu (izbrannye trudy). Vladimir: Sherlok-press, 2018.

4. Cvetkov A.V. Obraz Ya: struktura, funkcii, razvitie. Moskva: Sport i kul'tura-2000, 2012.

5. Saharova V.G. Psihologiya tela. Diagnostika otnosheniya k telu. Sankt-Peterburg: Rech', 2011.

Статья поступила в редакцию 22.11.18

УДК 37.06

Klimova I.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Siberian State University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: katerina060695@mail.ru Karlov G.P., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Director of Institute of Additional Education, Siberian State University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: katerina060695@mail.ru

Marina I.E., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Siberian State University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: marinaie@yandex.ru Tomilova S.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Siberian State University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: sunlusia@mail.ru

DEVELOPMENT OF VOLUNTEER QUALITIES OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF A PROJECT "TERRITORY OF GOOD INITIATIVES": MANAGEMENT ASPECT. The article identifies tasks of higher education in the effective organization of the educational process for the purpose of personal and professional development of students, as the formation of the younger generation involves not only the development of professional competencies, but also the appropriation of a system of universal values that form the basis of history and culture. Volunteering is an important resource for personal development, including in the educational space. Social initiatives are a powerful tool of public policy and play a big role in maintaining social stability in society. With their help, the most important issues of preserving the positive personal dynamics of youth development are solved, including the formation of such existentially important qualities as: citizenship, patriotism, mercy, empathy, compassion. In practice, it is difficult to identify the areas of exceptional influence of students and educational activities on human development. Therefore, teachers of higher education face the challenge of organizing a joint educational space for the development of volunteer skills among students. A specially-organized space for the development of volunteer qualities among students is the space of the project "Territory of good initiatives", which won a competition among educational institutions of higher education. The aim of the project is to develop and implement a program for training volunteers "Welcome. Idea. Creativity" aimed at the development of volunteerism among students through their involvement in the implementation of social projects through the education and development of successful communication and team work methods; rendering assistance and support to young people who have fallen into a difficult life situation through involvement in trainings, discussions, a system of cultural, historical and spiritual events.

Key words: volunteer, volunteer, social project, project activity, social design.

И.В. Климова, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности, Сибирский государственный университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, E-mail: katerina060695@mail.ru

Г.П. Карлов, канд. техн. наук, доц., директор Института дополнительного образования, Сибирский государственный университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, E-mail: katerina060695@mail.ru

И.Е. Марина, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности, Сибирский государственный университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, E-mail: katerina060695@mail.ru

С.А. Томилова, канд психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности, Сибирский государственный университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, E-mail: katerina060695@mail.ru

РАЗВИТИЕ ВОЛОНТЁРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ТЕРРИТОРИЯ ДОБРЫХ ИНИЦИАТИВ»: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье обозначаются задачи высшей школы в эффективной организации образовательного процесса с целью личностного и профессионального развития студенческой молодёжи, так как становление молодого поколения предполагает не только развитие профессиональных компетенций, но и присвоение системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу истории и культуры. В настоящее время волонтёрство является важным ресурсом для развития личности, в том числе и в пространстве образования. Социальные инициативы являются мощным инструментом государственной политики и играют большую роль в сохранении социальной стабильности в обществе. С их помощью решаются важнейшие вопросы сохранения положительной личностной динамики развития молодёжи, в том числе формирование таких экзистенциально важных качеств как: гражданственность, патриотизм, милосердие, сочувствие, сострадание. На практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающихся и воспитательных действий на развитие человека. Поэтому перед преподавателями высшей школы возникает задача организации совместного образовательного пространства для развития волонтёрских качеств у студентов. Специально-организованным пространством для развития волонтерских качеств у студентов послужило пространство проекта «Территория добрых инициатив», ставшего победителем в конкурсе среди образовательных учреждений высшего образования. Целью проекта является разработка и реализация программы подготовки волонтеров «Добро. Идея. Творчество», направленной на развитие добровольчества среди студентов посредством их вовлечения в реализацию социальных проектов через просвещение и освоение успешных коммуникативных и командных методов работы; оказание помощи и поддержки молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, через вовлечение в тренинги, дискуссии, систему мероприятий культурного, исторического и духовного характера.

Ключевые слова: доброволец, волонтёр, социальный проект, проектная деятельность, социальное проектирование.

В настоящее время волонтёрство является важным ресурсом для развития личности, в том числе и в пространстве образования. Молодые волонтёры - это, пожалуй, та часть российской молодёжи, которая является носителем необходимых для развития нашего общества идеалов и ценностей. Ведь именно на планете «Волонтёрство» находится вакцина от главных недугов современного

общества: равнодушия и пассивности, жестокости и агрессивности, отчужденности и замкнутости.

Молодежь XXI века как никогда нуждается в идеях добра, любви, сопричастности к проблемам и делам России, а это требует объединения усилий, осуществления сотрудничества в областях образования, культуры, искусства Пра-

вославных ценностей, направленных на формирование и развитие духовного и патриотического начала в человеке.

Поэтому важнейшим приоритетом высшей школы является эффективная организация образовательного процесса с целью личностного и профессионального развития студенческой молодежи, так как становление молодого поколения предполагает не только развитие профессиональных компетенций, но и присвоение системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу истории и культуры [1].

Правовой статус «добровольца» и «волонтёра» закреплен Федеральными законами Российской Федерации [2; 3]. Добровольцы - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Волонтёры - граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность. То есть законодатель рассматривает волонтёрство как разновидность добровольчества в строго определённой форме. Таким образом, можно дать определение, которое раскроет сущность волонтёра в образовательном пространстве: волонтёр - это человек, который работая безвозмездно, стремится внести свой вклад в реализацию социально-значимых проектов, добровольно готов потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.

Социальные инициативы являются мощным инструментом государственной политики и играют большую роль в сохранении социальной стабильности в обществе. С их помощью решаются важнейшие вопросы сохранения положительной личностной динамики развития молодёжи, в том числе формирование таких экзистенциально важных качеств, как: гражданственность, патриотизм, милосердие, сочувствие, сострадание. От уровня развития духовно-нравственных ценностей каждого из нас зависит безопасность и судьба страны.

Важнейшие приоритеты развития студенчества - формирование гражданской ответственности, профессионального самосознания, российской идентичности, духовности, нравственности и культуры, целеустремленности, самостоятельности, социальной активности. На практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающихся и воспитательных действий на развитие человека. Поэтому перед преподавателями высшей школы возникает задача организации совместного образовательного пространства для развития волонтёрских качеств у студентов.

Следуя традиции, которая уже закрепилась на кафедре педагогики и психологии профессиональной деятельности Сибирского государственного университета имени академика М.Ф. Решетнева города Красноярска с 2013 года, в очередной раз, участвуя в конкурсе среди образовательных учреждений высшего образования, с проектом «Территория добрых инициатив» одержали победу. В задачи проекта входило следующее:

1. Организация группы добровольцев - волонтёров. Разработка системы мероприятий, направленных на вовлечение студентов в волонтёрскую деятельность.

2. Освоение волонтёрами коммуникативных умений и навыков, выявление лидерских качеств посредством участия в тренингах и добрых инициативах, освоение специально разработанной программы подготовки волонтёров «Добро. Идея. Творчество».

3. Деятельность по разработке и проведению мероприятий просветительского и благотворительного характера для молодёжи.

4. Партнерство с Красноярским Архиерейским образовательным центром, по формированию нравственных, духовных ценностей, приоритетов человека в современных условиях.

5. Пропаганда добровольчества среди студентов посредством вовлечения в реализацию добрых инициатив, собственных социальных проектов и распространения опыта реализации проекта в научных журналах, социальных сетях, сайтах, сфере образования.

Специально-организованным пространством для развития волонтёрских качеств у студентов послужило пространство проекта «Территория добрых инициатив», ставшего победителем в конкурсе среди образовательных учреждений высшего образования. Целью проекта является разработка и реализация программы подготовки волонтёров «Добро. Идея. Творчество», направленной на развитие добровольчества среди студентов посредством их вовлечения в реализацию социальных проектов через просвещение и освоение успешных коммуникативных и командных методов работы; оказание помощи и поддержки молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, через вовлечение в тренинги, дискуссии, систему мероприятий культурного, исторического и духовного характера.

В современном мире, где много нерешённых проблем и «болезней» общества, новый взгляд на их решение позволяет найти не шаблонные варианты работы с той или иной социальной группой людей, нуждающейся в помощи и поддержке со стороны социума. Привлекая активных и инициативных людей, конкурсные программы социальных проектов создают эффективную площадку как для повышения гуманизации общества и укрепления патриотизма, так и для проявления имеющегося потенциала в помощь официальным организациям. Так, участники проектов продвигают своё видение существующих проблем и,

понимая собственные ресурсы, предлагают альтернативные, порой инновационные варианты работы с ними, что вполне согласуется с идеей Е.С. Полат о том, что проектная деятельность способствует успешной адаптации молодёжи к современным социально-экономическим условиям, формированию у них потребности в знаниях, высокой профессиональной мотивации и стремлению к самообразованию [4].

Социальный проект как вид деятельности, направленный на улучшение отдельных проблем общества, состоит из системы мероприятий, отвечающей идее автора или команды проекта на решение заявленной цели.

Поскольку среди участников проекта может оказаться практически любой желающий (исключение составляют конкурсные программы, ограничивающие список заявителей), для оформления своей идеи предлагаются формы заявок на участие в грантах. Так и в проекте «Территория добрых инициатив» волонтёрами, желающими выступить в роли авторов собственных социальных проектов и самостоятельно поработать с категориями благополучателей, явились студенты (бакалавры и магистры) разных курсов. Некоторые из этих студентов участвовали ранее в проектах, но никогда не выступали сами авторами, реализующими собственные идеи, направленные на благо общества. В связи с этим, возникла необходимость провести с ними занятия семинарского типа, где на примерах был раскрыт принцип создания и реализации проектов, а также приведены образцы заполнения заявок на конкурс. Всю работу с волонтёрами по погружению в методологию проектной деятельности можно представить в виде следующих этапов.

На первом этапе с волонтёрами был проведён тренинг по командообразо-ванию, где была заложена основа дальнейшей эффективной деятельности. За время тренинга участники прошли такие этапы как:

- знакомство между собой и снятие напряжения;

- сплочение и настрой на совместную работу;

- принятие понятия «мы», «мы - команда» и создание командного духа для дальнейшей работы.

На втором общегрупповом этапе разобрали такие вопросы:

1) что такое «социальный проект» и на кого он может быть направлен;

2) кто такие «благополучатели» и в чём может быть их «боль»;

3) как оформлять заявку на конкурс социальных проектов,

и какие критерии заложены в конкурсной оценке социальных проектов;

4) что нужно, чтобы поучаствовать в конкурсе социальных проектов;

5) какие призы в рамках нашей совместной работы мы выдадим нашим волонтёрам, победившим в смотре проектов.

На третьем этапе группа волонтёров разбилась на подгруппы для создания самостоятельных проектов и оформления заявок на конкурс.

На четвертом этапе с волонтёрами был проведён семинар с элементами тренинга «Как работать с группой». Каждый из волонтёров - это участник своей команды, что требует как умения работать в группе, так и управлять происходящими процессами в ней, координировать действия других участников. Также в предстоящей работе с группой благополучателей необходимо будет проявить знания и умения толерантного взаимодействия с ними. За эту встречу участники группы проработали множество важных аспектов:

- познакомились с трудностями при работе с группой;

- исследовали стратегии при решении трудных ситуаций в процессе общения;

- отработали навыки толерантного принятия при работе с участниками группы;

- потренировались в создании благоприятного психологического климата рабочей группы.

Данный тренинговый процесс позволил грамотно выстроить работу внутри своей команды, распределив роли, а также смоделировать предполагаемую работу с группой благополучателей.

На пятом этапе каждая подгруппа волонтёров курировалась командой проекта «Территория добрых инициатив» за счёт консультаций по написанию проектов, за счёт экспертной оценки предполагаемого процесса, а также за счёт привлечения для участия в мероприятиях в рамках текущего гранта. В ходе творческого проектирования студенты учились аргументированно излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта.

На шестом этапе осуществился конкурсный смотр поданных заявок. В конкурсную комиссию вошла команда проекта «Территория добрых инициатив», участники которой неоднократно сами становились победителями грантов и реа-лизовывали социальные проекты разного уровня (в том числе в работе с такими проектами как «Инклюзивный кластер» и «Возрастание сознания: образование, культура, духовность»).

На седьмом было подведение итогов и вручение призов победителям с рекомендацией подать заявку на финансирование данного проекта.

Таким образом, работа с волонтёрами оказалась с точки зрения социальной значимости многосторонней. С одной стороны, это развитие гуманности, обучение человековедческим технологиям, формирование навыков и коммуникативных, организационных, управленческих компетенций у студентов для жизни и работы в обществе людей с разными возможностями. С другой стороны, это качественная подготовка кадров на решение актуальных проблем социального

характера, требующих возможно нестандартного взгляда молодёжи на их разрешение. Социальное проектирование позволяет улучшить окружающую жизнь, повысить социальную активность студентов, вывести социальное творчество на новый уровень развития. Благодаря социальному проектированию студенты обучаются социальному действию и взаимодействию в совместной социально-преобразующей деятельности, а также в освоении, изучении студентом социального пространства, развитии социальной и проектной компетентности [5]. Мы согласны с мнением Ю.А. Коваленко и Л.Л. Никитиной о том, что на современном этапе

развития общества, когда знания достаточно быстро устаревают, стремительно меняются условия и средства профессиональной деятельности, повышаются требования к ценностному, интеллектуальному, культурному и творческому потенциалу личности выпускника вуза, должны изменяться характер и условия организации проектной деятельности студентов. В настоящее время применение различных видов и форм проектной деятельности должно быть нацелено не только на формирование знаний, умений, навыков, но и, главным образом, на развитие качеств конкурентоспособной личности [6].

Библиографический список

1. Климова И.В., Карлов Г.П., Мухаметрахимова О.С., Трошкина Д.В. Духовно-нравственное развитие студентов в контексте реализации проекта «Возрастание сознания: образование, культура, духовность». Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2017; 1 (62): 15 - 17.

2. Федеральный Закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

3. Федеральный Закон от 04 декабря 2017 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

4. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Издательский центр «Академия», 2008.

5. Еремина Л.И., Нагорнова А.Ю., Нагорнов Ю.С. Технологии креативного развития студентов технических специальностей. Фундаментальные исследования. 2013; 1: 78 - 81.

6. Коваленко Ю.А., Никитина Л.Л. Проектная деятельность студентов в образовательном процессе вуза. Вестник Казанского технологического университета. 2012: 229 - 231. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/proektnaya-deyatelnost-studentov-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza.

References

1. Klimova I.V., Karlov G.P., Muhametrahimova O.S., Troshkina D.V. Duhovno-nravstvennoe razvitie studentov v kontekste realizacii proekta «Vozrastanie soznaniya: obrazovanie, kul'tura, duhovnost'». Mirnauki, kultury, obrazovaniya. Gorno-Altajsk, 2017; 1 (62): 15 - 17.

2. Federal'nyj Zakon ot 11 avgusta 1995 g. № 135-FZ «O blagotvoritel'noj deyatel'nosti i blagotvoritel'nyh organizaciyah».

3. Federal'nyj Zakon ot 04 dekabrya 2017 goda № 329-FZ «O fizicheskojkul'ture isporte v Rossijskoj Federacii».

4. Polat E.S. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008.

5. Eremina L.I., Nagornova A.Yu., Nagornov Yu.S. Tehnologii kreativnogo razvitiya studentov tehnicheskih special'nostej. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; 1: 78 - 81.

6. Kovalenko Yu.A., Nikitina L.L. Proektnaya deyatel'nost' studentov v obrazovatel'nom processe vuza. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2012: 229 - 231. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/proektnaya-deyatelnost-studentov-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza.

Статья поступила в редакцию 22.11.18

УДК 159

Levkova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sholom-Aleichem Priamursky State University (Birobidzhan, Russia), E-mail: tvlevkova@mail.ru

THE SYSTEM OF THE MEANINGS OF LIFE OF CHINESE AND RUSSIAN STUDENTS: POSSIBLE WAYS OF CONTACT AND ENRICHMENT. The article highlights the issues of meaningful life orientation of Chinese and Russian students. The emphasis is placed on life meanings in the context of the desire to understand different cultural resources. On the territory of the border regions of Russia, there is a special space of mutual influence and interpenetration of languages and different traditions, cultures, as well as value-semantic characteristics. The processes of individualization and differentiation of lives, in which culture and personality get the "qualities of continuous changes", seem particularly interesting for the research. The subject of the research is features of the life values systems of Chinese and Russian students. Experimental bases is FSBIU pSu named after Sholom Aleichem (Birobidzhan) and Jiamusi University. In this study 50 students of PSU named after Sholom Aleichem and 50 students of Jiamusi University took part. The researcher uses methods of research of the system of life meanings (D.A. Leontyev), the test of "Life meanings" (D.A. Leontiev). The significant differences of the ranks of family, cognitive and existential values are found. The systems of life meanings of Russian and Chinese students have their own characteristics, due to national specificity. The similarity of meaningful life orientations is determined by the age characteristics of the youth.

Key words: hierarchy of meanings, hierarchy of values, meaning of life, meaningful life orientations.

Т.В. Лескова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема», г. Биробиджан,

E-mail: tvlevkova@mail.ru

СИСТЕМА ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ КИТАЙСКИХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ: ВОЗМОЖНОСТИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ И ОБОГАЩЕНИЯ

В статье освещены вопросы смысложизненных ориентаций китайских и российских студентов. Делается акцент на жизненные смыслы в контексте стремления к постижению возможностей культурных ресурсов. На территории приграничных регионов России развивается особое пространство взаимовлияния и взаимопроникновения не только языков, но и различных традиций, культур, а также ценностно-смысловых характеристик. Происходящие процессы индивидуализации и дифференциации жизненных миров, в которых культура и личность приобретают «качества непрерывных изменений», представляются нам особо интересными для исследования. Предмет исследования: особенности систем жизненных ценностей китайских и российских студентов. Экспериментальные базы исследования: ФГБОУ ПГУ им Шолом-Алейхема (г Биробиджан) и Университет Цзямусы. В исследовании приняли участие 50 студентов ПГУ им Шолом-Алейхема и 50 студентов Университета Цзямусы. В исследовании мы использовали методики исследования системы жизненных смыслов, тест «Жизненных смыслов» (Д.А. Леонтьев). В нашем исследовании были выявлены существенные различия в позициях рангов семейных, когнитивных, экзистенциальных ценностей. Системы жизненных смыслов российских и китайских студентов имеют свои особенности, обусловленные национальной спецификой. Сходство смысложизненных ориентаций определяется возрастными особенностями юношества.

Ключевые слова: иерархия смыслов, иерархия ценностей, смысл жизни, смысложизненные ориентации.

Осознание студентами своего собственного смысла жизни является результатом поиска ответа на экзистенциальные жизненные вопросы, которые определяют вектор жизни, личностного и профессионального самоопределения. Современная студенческая молодёжь поставлена в ситуацию динамичного обновления, обогащения системы жизненных смыслов.

Реализовать своё предназначение - значимая задача для юношей и девушек. Особое место в личностном становлении студентов занимает раскрытие смысла жизни. Принимая «смысл жизни» как «особое психическое образование, имеющее свою специфику возникновения, свои этапы становления, которое, приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от породивших его условий, может существенно влиять на жизнь человека» [1].

Основная цель современных молодых людей, хоть и рассматривается как значимая по наполнению, замкнулась в самой себе и стала независимой от общественно ценных мотиваций и оказалась привязанной к материальным ценностям, получению материальных выгод. Принимая это во внимание, можно отметить, что этот факт не является позитивным в самоопределении личности в юношеском возрасте. Наибольшую значимость в самореализации, самоосуществлении, ощущении удовлетворённости жизнью имеют ценности высшего порядка, связанные с миром, человечеством, обществом, с благополучием других [2].

Методологические аспекты исследуемой проблемы представлены в идеях, осмыслениях содержания и характеристик смысложизненных ориентаций личности (Д.А. Леонтьев), теоретических положениях о ценностных ориентациях лич-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.