Научная статья на тему 'Экология общения как фактор благоприятной социальной адаптации личности: возрастной аспект'

Экология общения как фактор благоприятной социальной адаптации личности: возрастной аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
715
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ECOLOGY OF COMMUNICATION / SPIRITUAL MATURITY / THIRD AGE / SPIRITUAL WELL-BEING / SOCIAL ADAPTATION / COMMUNICATIVE POTENTIAL / LIFE MEANINGFUL ORIENTATIONS / ЭКОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ / ДУХОВНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ТРЕТИЙ ВОЗРАСТ / ДУХОВНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мутилина Ю.Г.

Статья посвящена влиянию высокой культуры общения, красивой, чистой речи, духовно-нравственного наполнения личности на её благоприятную социальную адаптацию. В данной статье особое внимание уделяется личности, вступившей в стадию так называемого «третьего возраста», рассмотрены особенности социального развития, социально-психологической адаптации пожилых людей, обозначены некоторые духовные проблемы, коммуникативный и культурный потенциал личности, смысложизненные ориентации, а также поколенческие различия и межпоколенные контакты. В статье сделан акцент на взаимосвязи уровня духовности человека и его культуры общения, раскрыто понятие экологии общения, духовной зрелости, произведён теоретический анализ и синтез отечественных и зарубежных исследований по проблеме общения в молодом и пожилом возрастах, проанализированы философские, психологические, социологические подходы к духовно-нравственной проблеме и проблеме общения, рассмотрено влияние активного общения, продуктивной деятельности, творчества на благоприятную адаптацию к старости и гармонизации внутреннего духовного состояния, проанализирована зависимость речи и возраста. На примере школ третьего возраста указаны способы, активизирующие общественный труд и образовательную деятельность, развитие навыков общения и укрепления физического и духовного здоровья, обозначены рекомендации по общению с пожилыми людьми, рассмотрена роль пожилого возраста в жизненном цикле личности. Сделаны выводы о том, что старость не должна пониматься только как увядание, но как продолжающееся развитие личности, при котором происходит возрастание духовной зрелости, освещены предполагаемые пути развития у пожилого человека духовных потребностей, стремления к духовной красоте внутреннего мира, развития способностей избирать истинные, общечеловеческие ценности и действовать в соответствии с ними, пути повышения культуры общения через эстетизацию всех сфер личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGY OF COMMUNICATION AS A FACTOR OF FAVORABLE SOCIAL PERSONAL ADAPTATION: AGE ASPECT

The article is dedicated to the influence of high culture of communication, beautiful, clear speech, spiritual and moral contents of an individual on his favorable social adaptation. The work focuses on an individual who enters the stage of the so-called “third age”, discusses features of social development, social and psychological adaptation of the elderly, identifies some spiritual problems, communicative and cultural potential of the individual, meaningful life orientations, and generational differences and intergenerational contacts. The author studies relationship between the level of a person’s spirituality and his culture of communication, discloses the concept of ecology of communication, spiritual maturity, makes a theoretical analysis and synthesis of Russian and foreign studies on the problem of communication in the young and old age, analyzes philosophical, psychological, sociological approaches to spiritual the moral problem and the problem of communication, the influence of active communication, productive activity, creativity on the favorable adaptation to old age and the harmonization of internal his spiritual state, analyzed the dependence of speech and age. By the example of schools of the third age, the methods that activate social work and educational activities, the development of communication skills and the strengthening of physical and spiritual health are indicated, recommendations for communication with the elderly are indicated, the role of the elderly in the life cycle of the individual is considered. Old age should not be understood only as a withering, but as a continuing development of a person, at which spiritual maturity increases, the alleged ways of developing spiritual needs of an elderly person, striving for spiritual beauty of the inner world, developing the ability to choose true, universal human beings, values and harmoniously live with them. The work offers ways to improve the culture of communication through the aestheticization of all spheres of a personality.

Текст научной работы на тему «Экология общения как фактор благоприятной социальной адаптации личности: возрастной аспект»

Библиографический список

1. Волков Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие. Москва: Трикста: Академ. проект, 2006.

2. Чудновский В.Э. Проблема оптимального смысла жизни. Available at: http://akme31narod.ru/lhtml

3. Levkova T., Bazhenov R., Arutjunova G., Romanova M. Highlighting anthropological aspects of student psychological well-being Proceedings of ADVED 2018-th International Conference on Advances in Education and Social Sciences, 15-17 October 2018. Istanbul, Turkey.

4. Levkova T.V., Plotnikova E.S., Bazhenov R.I., Maslova T.M., Ivanchenko V.N. Self-Determination as a Psychological and Pedagogical Resource of Personality Self-Realization in Adolescence. Astra Salvensis. 2018; VI: 341 - 352.

5. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. Москва, 1992.

6. Моисеева Т.В., Левкова Т.В. Психологическое здоровье студентов вуза в контексте антропологического подхода. Almamater (Вестник высшей школы). 2014; 9: 117 - 120.

7. Чжао Ю., Левкова Т.В. Сравнительный анализ системы жизненных смыслов китайских и российских студентов. Современные научные исследования и инновации. 2016; 5. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67655

References

1. Volkov B.S. Psihologiya yunosti i molodosti: uchebnoe posobie. Moskva: Triksta: Akadem. proekt, 2006.

2. Chudnovskij V.'E. Problema optimal'nogo smysla zhizni. Available at: http://akme31.narod.ru/lhtml

3. Levkova T., Bazhenov R., Arutjunova G., Romanova M. Highlighting anthropological aspects of student psychological well-being Proceedings of ADVED 2018-th International Conference on Advances in Education and Social Sciences, 15-17 October 2018. Istanbul, Turkey.

4. Levkova T.V., Plotnikova E.S., Bazhenov R.I., Maslova T.M., Ivanchenko V.N. Self-Determination as a Psychological and Pedagogical Resource of Personality Self-Realization in Adolescence. Astra Salvensis. 2018; VI: 341 - 352.

5. Leont'ev D.A. Metodika izucheniya cennostnyh orientacij. Moskva, 1992.

6. Moiseeva T.V., Levkova T.V. Psihologicheskoe zdorov'e studentov vuza v kontekste antropologicheskogo podhoda. Almamater (Vestnik vysshej shkoly). 2014; 9: 117 - 120.

7. Chzhao Yu., Levkova T.V. Sravnitel'nyj analiz sistemy zhiznennyh smyslov kitajskih i rossijskih studentov. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2016; 5. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67655

Статья поступила в редакцию 03.11.18

УДК 159.99

Mutilina Y.G., postgraduate, Department of Psychology, Volgograd State University, (Volgograd, Russia), E-mail: y.mutilina@gmail.com

ECOLOGY OF COMMUNICATION AS A FACTOR OF FAVORABLE SOCIAL PERSONAL ADAPTATION: AGE ASPECT. The article is dedicated to the influence of high culture of communication, beautiful, clear speech, spiritual and moral contents of an individual on his favorable social adaptation. The work focuses on an individual who enters the stage of the so-called "third age", discusses features of social development, social and psychological adaptation of the elderly, identifies some spiritual problems, communicative and cultural potential of the individual, meaningful life orientations, and generational differences and intergenerational contacts. The author studies relationship between the level of a person's spirituality and his culture of communication, discloses the concept of ecology of communication, spiritual maturity, makes a theoretical analysis and synthesis of Russian and foreign studies on the problem of communication in the young and old age, analyzes philosophical, psychological, sociological approaches to spiritual the moral problem and the problem of communication, the influence of active communication, productive activity, creativity on the favorable adaptation to old age and the harmonization of internal his spiritual state, analyzed the dependence of speech and age. By the example of schools of the third age, the methods that activate social work and educational activities, the development of communication skills and the strengthening of physical and spiritual health are indicated, recommendations for communication with the elderly are indicated, the role of the elderly in the life cycle of the individual is considered. Old age should not be understood only as a withering, but as a continuing development of a person, at which spiritual maturity increases, the alleged ways of developing spiritual needs of an elderly person, striving for spiritual beauty of the inner world, developing the ability to choose true, universal human beings, values and harmoniously live with them. The work offers ways to improve the culture of communication through the aestheticization of all spheres of a personality.

Key words: ecology of communication, spiritual maturity, third age, spiritual well-being, social adaptation, communicative potential, life meaningful orientations.

Ю.Г. Мутилина, аспирант каф. психологии ФГОАУ ВО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград;

нач. отдела персонала ООО «Спектр», г. Красногорск, Московская обл., E-mail: y.mutilina@gmail.com

ЭКОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ КАК ФАКТОР БЛАГОПРИЯТНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ: ВОЗРАСТНОЙ АСПЕКТ

Статья посвящена влиянию высокой культуры общения, красивой, чистой речи, духовно-нравственного наполнения личности на её благоприятную социальную адаптацию. В данной статье особое внимание уделяется личности, вступившей в стадию так называемого «третьего возраста», рассмотрены особенности социального развития, социально-психологической адаптации пожилых людей, обозначены некоторые духовные проблемы, коммуникативный и культурный потенциал личности, смысложизненные ориентации, а также поколенческие различия и межпоколенные контакты. В статье сделан акцент на взаимосвязи уровня духовности человека и его культуры общения, раскрыто понятие экологии общения, духовной зрелости, произведён теоретический анализ и синтез отечественных и зарубежных исследований по проблеме общения в молодом и пожилом возрастах, проанализированы философские, психологические, социологические подходы к духовно-нравственной проблеме и проблеме общения, рассмотрено влияние активного общения, продуктивной деятельности, творчества на благоприятную адаптацию к старости и гармонизации внутреннего духовного состояния, проанализирована зависимость речи и возраста. На примере школ третьего возраста указаны способы, активизирующие общественный труд и образовательную деятельность, развитие навыков общения и укрепления физического и духовного здоровья, обозначены рекомендации по общению с пожилыми людьми, рассмотрена роль пожилого возраста в жизненном цикле личности. Сделаны выводы о том, что старость не должна пониматься только как увядание, но как продолжающееся развитие личности, при котором происходит возрастание духовной зрелости, освещены предполагаемые пути развития у пожилого человека духовных потребностей, стремления к духовной красоте внутреннего мира, развития способностей избирать истинные, общечеловеческие ценности и действовать в соответствии с ними, пути повышения культуры общения через эстетизацию всех сфер личности.

Ключевые слова: экология общения, духовная зрелость, третий возраст, духовное самочувствие, социальная адаптация, коммуникативный потенциал, смысложизненные ориентации.

Актуальность изучения экологии общения обусловлена множественными негативными явлениями, характеризующими современную культурную ситуацию в нашей стране и отражающими различные аспекты духовного кризиса. Причём кризис духовности отмечается не только у молодого поколения, но и у людей среднего и пожилого возрастов.

Духовно-нравственную проблему личности освещают работы многих отечественных учёных в различных областях научного исследования - философских,

психологических, социологических, культурологических, педагогических. Некоторые культурологи рассматривают духовно-нравственные ценности как непременно востребованные в обществе предметы символического или несимволического характера, а также популярные убеждения, касающиеся целесообразного поведения представителей общества, которые в нём считаются достойными. Переосмысливая философские и психологические труды Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, Б.П Ананьева, А.А. Бодалева, А.Н. Леонтьева, нам удалось представить

механизмы развития сознания, духовно-нравственные ценности личности, сложить понимание смысла жизни и направленности человека к абсолютным ценностям - любви, истине и красоте. Психолого-педагогические исследования сосредоточены на развитии личности в контексте культуры.

С позиции нашего исследования сделаем акцент на духовно-нравственных качествах человека, на его культурной составляющей, акцент на взаимосвязи уровня его духовности и речи. И поэтому в рамках данной статьи очень хочется обратить внимание на человека пожилых лет, ведь нам представляется, что в этом возрасте человек с колоссальным опытом побед и неудач, со зрелой, устойчивой жизненной позицией, богатым внутренним содержанием достигает наивысшей мудрости, становится положительным примером для более молодого поколения, духовным наставником, куратором, образцом высокой морали и нравственности.

Методами исследования в данной работе являются теоретический анализ и синтез отечественных и зарубежных исследований и материалов по проблеме чистоты общения в молодом и пожилом поколениях.

Согласно энциклопедическому словарю педагога, «третий возраст - стадия жизненного цикла человека, на которой он оставляет сферу профессиональной деятельности, изменяет характер своего труда, образ жизни, в силу обстоятельств, связанных с физиологическими особенностями пожилого человека» [1, с. 810]. Таким образом, «третий возраст» есть условное обозначение начала пенсионного возраста, подводящего человека к старости, в системе воспроизведения культуры этот возраст хранит и передаёт ценности, тем самым устанавливая авторитет и престиж старости.

Механизмы передачи социокультурного опыта преобразуются наряду с процессом старения населения. Сегодня мы оказываемся в эпохе утверждения новой модели культуры, где пожилые люди, люди «третьего возраста», постепенно лишаются своей привычной роли субъекта отражения социокультурных ценностей и превращаются в его объект В результате этого люди старшего поколения попадают в условия так называемой «культурной изоляции», при которой приобщение к новым социокультурным ценностям становится всё менее достижимым.

Постижение мудрости - главная цель пожилого возраста. Ведь старость не нужно понимать только как увядание, это ещё и непременно продолжающееся развитие личности человека, которое происходит в тенденции возрастания его духовной зрелости. Как известно, предела совершенствования и развития у человека нет, значит, уместно употребить именно слово «возрастание», а не просто достижение абсолютной зрелости. В психологии духовная зрелость понимается как нацеленность на более совершенное решение жизненной задачи. При этом человек должен ощущать себя ответственным за её выполнение.

Роль пожилого возраста в жизненном цикле личности особенна: жизнь определяется как единый, полный процесс, раскрывается её значение и ценность, делаются выводы о том, счастлив ли был человек, верно ли поступал, правильно ли воспитал детей, достиг ли своей жизненной цели.

Убеждённость в ценности прожитой жизни - одна из главных потребностей людей «третьего возраста», хотя достигнуть этой убеждённости не всегда просто, часто воспоминания вызывают у пожилых людей чувство уныния. Человеку нужно сосредоточиться на настоящем и прошлом, чтобы свести к минимуму эти чувства, проанализировать свои жизненные радости и победы, падения и поражения. И если у него получится преобразовать все прошлые поступки в некую целостность и соотнести их со сложившейся философией жизни, то, согласно теории Эриксона, психосоциальный конфликт третьего возраста - «целостность против отчаяния» - решится для него благополучно. «Нужно принять свой жизненный путь как единственно должный без порицания жизненного пути других», - утверждает Э. Эриксон [2, с. 148]; каждый человек должен представляться родным, достигая таким образом ощущения «вселенского» единства абсолютно со всеми людьми. Постоянная внутренняя работа над собой никогда не должна прекращаться, даже в старости, а логическим завершением этой работы должно стать принятие своего жизненного пути. «Деятельность и весь потенциал человека в старости может направляться как на передачу опыта предыдущему поколению, так и на завершение тех дел, которые могли быть оставлены когда-то в прошлом. Тем самым человек и в старости может развиваться как личность», -отмечает Э. Эриксон [2, с. 149].

Безусловно, в пожилом возрасте внешняя активность вынужденно понижается, но вместе с тем внутренняя активность становится более глубокой и духовной. По мнению К. Дюркхайма, благословение излучения, исходящего от каждого человека, является основным достоинством и смыслом старческого возраста. Причём это излучение не подразумевает никакого внешнего действия, оно исходит изнутри [3].

Отношение личности к возрасту старения во многом является показателем её нравственности. Конфуций полагал, что основу человеколюбия, без которого идеальное общество даже не мыслится, составляет именно отношение людей к старости. По мнению М.В. Ермолаевой, «старость играет специфическую роль в системе жизненного цикла человека. Только с позиции старости можно понять и объяснить жизнь данного человека как целое, её смысл и ценность для предшествующих и последующих поколений» [4, с. 141].

Проблемы смысложизненных ориентаций, уменьшение возможности участия во всех сферах общественной жизни появляются в связи с окончанием профессиональной деятельности в пожилом возрасте. Возникающая фрустрация,

связанная с переосмыслением прошлого, потеря смысла жизни часто сопровождается чувством тревожности, неуверенности в себе, ощущением одиночества. Смысложизненные ориентации главным образом находятся в области здоровья и семьи, могут зависеть от причастности пожилого человека к какой-либо деятельности. На успешность адаптации к условиям старения может влиять осмысленность, принятие своей жизни, а также непрекращающееся развитие личности, например, путём творческой, социальной активности, ведь от этого, по нашему мнению, может зависеть уровень адаптации к возрастным изменениям и качество жизни пожилого человека.

О.С. Булавинцева выделяет основные особенности социального развития человека в пожилом и престарелом возрастах: процесс адаптации человека к новым условиям; реализация его возможностей в обществе; социальная поддержка на конечном этапе жизни; использование знаний и опыта старшего поколения в процессах обучения и воспитания молодых людей. Автор также отмечает: «Люди позднего возраста, имеющие высокий уровень социальной активности, характеризуются позитивным отношением к жизни, достаточно хорошим функционированием в различных сферах жизнедеятельности, тёплыми и стабильными отношениями с семьёй, проявляют большую самостоятельность в приспособлении к окружающей среде: стремятся к общению с окружающими людьми; владеют определённым запасом сведений и знаний, которыми могут относительно рационально пользоваться. У них возрастает способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека. Занятость в досуговой деятельности рождает у людей позднего возраста целеустремлённость, развивает у человека способность к функционированию в различных сферах жизнедеятельности, формирует оптимистичный деятельный подход к жизни. Досуг отвлекает от болезненных переживаний, стимулирует, активизирует, а также играет существенную роль в плане сохранения и восстановления социальных установок личности» [5, с. 94].

Именно в «третьем возрасте» по причине значительного снижения круга общения, невосполнимости утраты друзей, коллег происходит накапливание различных духовных проблем. К сожалению, в нашей стране группы по увлечениям, интересам ещё не достаточно хорошо развиты, поэтому очень важными местами соприкосновения с культурными ценностями являются театры, музеи, дома культуры, библиотеки [6].

Чтобы помочь пожилому человеку наиболее благоприятно адаптироваться к новой для него социальной роли, окружающим нужно поддерживать авторитет, престиж, значимость, «нужность» и уважение. В связи с этим современными геронтопсихологами создаётся образ продуктивной старости, деятельностной старости, творческой старости со смыслом и энергичностью. «Концепция продуктивного старения, по мнению А.А. Попова, предполагает, что любая работа, выполняемая пожилыми людьми (оплачиваемая и неоплачиваемая), связанная или не связанная с производством товаров и услуг, считается продуктивной» [7, с. 56]. Увлечение любимым занятием, наставническая деятельность по отношению к более молодым людям, образовательная и самообразовательная деятельность, волонтёрская, различные виды помощи другим - всё это продуктивная деятельность. Формирование активной жизненной позиции предоставляет возможность людям позднего возраста самостоятельно решать возникающие духовные проблемы.

Духовное самочувствие человека «третьего» возраста будет зависеть от уровня соотношения его ценностного, нравственного содержания и места в нём тем требованиям, которые ему предъявляются, и ресурсов, которыми обеспечивает его общество. Поэтому степень сближения ценностных ориентаций пожилых людей, уяснение ими групповых правил, образцов и стереотипов - один из критериев наиболее благоприятной социальной адаптации лиц позднего возраста к новым социокультурным условиям общества.

Отрадно, что сейчас в некоторых регионах Российской Федерации открыты «школы третьего возраста». Общими и слаженными усилиями они организовывают различные мероприятия, концерты, какого-либо рода самодеятельность, кружки, общественную работу. Целью таких школ является образование и досуг пенсионеров. Работа школ «третьего» возраста стимулирует трудовую и образовательную деятельность, а социально-психологическая общегрупповая и индивидуальная работа с помощью образовательных лекций повышает навыки общения, развивает уверенность в себе, расширяет круг интересов. Уже после нескольких месяцев занятий в таких школах, согласно исследованиям эффективности социальной работы, у пенсионеров наблюдался значительный прогресс. Как известно, старость - очень благоприятное время для творческой активности, и это замечание одно из наиболее классических, относящихся к апологии старости.

Предназначение общения в любом возрастном периоде заключается в желании и способности жить с другими людьми в согласии и добре, отдавая часть той любви, которая есть в каждом сердце, и получая любовь в ответ. Истинный, человеческий смысл такого рода самоотдачи определил К. Маркс: «ощущать потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек» [8, с. 125], для того чтобы «чувства и наслаждения других людей стали моим собственным достоянием» [там же, с. 121].

Каждый человек обладает духовно-нравственным, культурным резервом, которым непременно хочется делиться и обмениваться, если же это становится невостребованным, человек переживает чувство фрустрации, которое особо

остро ощущается в пожилом возрасте. На этом этапе очень значимую роль играет семья. Являясь самой близкой и тесной средой, она обеспечивает поддержку, уход, гарантирует безопасность и спокойствие.

Проблема взаимоотношений пожилого и подрастающего поколений - одна из наиболее важных в процессе воспитания молодых людей. Этот вопрос приводит нас к проблеме утраты одной из главных ценностей межпоколенного взаимодействия: уважительного, доброжелательного отношения к старшему поколению. Поколение в данном контексте рассматривается нами как условная совокупность людей, составляющая определённый возрастной слой. Представители разных поколений являются уникальными. Общение очень важно для пожилых людей, оно необходимо им для сохранения и поддержания внутреннего ощущения молодости, для получения каких-то новых знаний, что, конечно, ведёт к более благоприятной адаптации к старости. Неумелое владение способами современной коммуникации, недостаток навыков общения с молодёжью для людей третьего возраста становится основной проблемой при межпоколенном взаимодействии, которое в свою очередь повышает активность и социальную вовлечённость лиц пожилого возраста, а для молодых людей предоставляет возможность приобретения жизненного опыта старшего поколения. Успешное прохождение старости напрямую связано с тем, насколько активно используются социальные контакты в пожилом возрасте. Общение между поколениями благоприятно сказывается не только на физическом и эмоциональном самочувствии пожилых людей, но и для молодёжи оно очень важно, ведь так молодые люди лучше понимают и принимают изменения, происходящие с возрастом, отходят от стереотипов, связанных с пожилыми людьми, учатся видеть в них личностей, которые смогут поведать им жизнь, культуру и историю прошлых лет. Активность во всех своих формах безусловно необходима пожилым людям, проявляя её в кругу семьи, в обществе, они намного реже будут подвержены чувствам одиночества, фрустрации и тревоги. Влияние активного общения в позднем возрасте отражены в работе Н.В. Ку-рилович. Автор отмечает, что активность людей «третьего возраста» проявляет себя через бескорыстное оказание помощи, желание передать свой наколенный жизненный опыт, поскольку «общение для пожилых людей имеет значение для сохранения внутреннего ощущения молодости, для расширения кругозора, что в свою очередь отражается на успешной адаптации к старости» [9, с. 97].

Поколенческие различия существуют всегда и их, конечно, много. Но в данном случае хочется рассмотреть коммуникативные различия, различия в культуре общения молодёжи и пожилых людей. Исследователи-социолингвисты Н.Б. Бахтин и Е.В Головко в работе «Социолингвистика и социология языка» рассматривают так называемый «язык трёх поколений», отмечая, что поколение среднего возраста является носителем языка, принимаемого за норму. Исследователи выявили зависимость речи от возраста и отметили некоторые особенности в каждом из поколений, а именно: больше грамматических и лексических инноваций содержится в речи молодых людей, в речи пожилых — больше устаревших слов и выражений, их язык более консервативен. Н.Б. Бахтин отмечает, что люди «третьего возраста» утрачивают часть речевых способностей и навыков, свойственных им в молодости, и исследования учёных подтверждают, что постепенно с годами у людей утрачиваются способности воспринимать или завершать сложные высказывания, это особенно заметно становится обычно к 70 годам [10].

Библиографический список

Л. Карстенсен выделила следующие коммуникативные особенности людей пожилого (55-74 лет) и старческого (75-90 лет) возраста: 1) пожилой человек часто сам создаёт своё социальное пространство таким образом, чтобы получилось максимально оградить себя от негативных эмоций; 2) в основе избирательности социальных контактов лежат изменения в осознании времени и временной перспективе, которые способствуют сдвигу в достижении целей; 3) люди позднего возраста ориентированы на положительные эмоции; 4) потребность в наличии доверительного лица. Пожилые люди при разрешении конфликтных ситуаций проявляют меньше отрицательных, неадаптивных эмоций, чем молодые. Общими практическими рекомендациями по общению с пожилыми людьми, по мнению Л. Карстенсен, являются: обращение к пожилому человеку по имени и отчеству (На «Вы», а не на «Ты»); дружеский настрой на общение, использование простого языка, избегание жаргона [11].

Б.Ф. Ломов, исследуя проблему общения в психологии, отмечает, что в процессе общения происходит некое представление «внутреннего мира» одного человека другому, причём, сам этот процесс подразумевает присутствие у человека такого «внутреннего мира» [12, с. 248-249]. Очень важные слова - «присутствие внутреннего мира», и этот мир должен быть обязательно наполнен добротой, взаимоуважением, любовью. Каждый человек в любом возрасте должен развивать в себе духовную потребность, стремиться к красоте своей души. И очень важной ступенью к этой высшей цели, по нашему мнению, выступает культура общения, красота речи, свободная от бранных, скверных слов, жаргонных и ругательных выражений, необходимо всецело стремиться к очищению своей речи, сохраняя экологию общения, что есть, согласно нашему определению, «природное (естественное), здоровое, экологически чистое, культурное и бережное отношение к слову, языку, а также духовное взаимодействие человека как с другими людьми, так и с самим собой». Человек духовен в той мере, в коей духовны его поступки, мысли, слова. Сбережение чистоты речи - серьёзная задача, которую должен ставить перед собой каждый человек независимо от возраста. Очищая свой язык от сквернословия, жаргона и различных вульгаризмов, человек сохраняет внутренние нравственные ориентиры, которые изначально заложены в каждом. Выявление зависимости духовной экологии личности от экологии слова, языка, от экологии общения человека - основная цель нашего исследования. Тот речевой фон, в котором вынужден жить современный человек, нуждается в очищении. По мнению И.В. Толстого, духовная жизнь формируется в основном при помощи речи, поддерживается и оберегается ею и существует в ней. Поэтому отдельно от духовной жизни народа речь и язык рассматривать нельзя [13, с. 9].

Подводя итог всего вышесказанного, хочется вспомнить мысль К. Дюркхай-ма о том, что завершить свою жизнь с великим и значительным смыслом может только тот человек, который до конца не прекращал развиваться и стремиться к совершенству [3]. И.В. Черемисова, выделяя личностное и духовное здоровье человека, отмечает, что для духовного здоровья необходимо формирование ценностных ориентаций личности, развитие способности избирать истинные, общечеловеческие ценности и поступать в соответствии с ними, формирование и развитие духовных потребностей [14, с. 71-78]. Духовность - это высшая нравственность. И каждый человек, независимо от своего возраста, должен стремиться к облагораживанию, к эстетизации всех сфер своей личности, своей души, своей речи, мыслей и поступков.

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2000.

2. Эриксон Э.Г Идентичность: Юность и кризис. Москва: Издательская группа «Прогресс», 1996.

3. Дюркхайм К. О двойственном происхождении человека. Санкт-Петербург: ИМПАКС, 1992.

4. Ермолаева М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости. Мир психологии. 1999; 2: 123 - 133.

5. Булавинцева О.С. Социально-психологические технологии поддержания социальной активности людей позднего возраста. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2013.

6. Вишневский А.Г Россия перед демографическим выбором: выступления и интервью. Москва: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.

7. Попов А.А. Духовная жизнь пожилых людей в современных социокультурных условиях Диссертация ... кандидата психологических наук. Курск, 2007.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. Москва: Издательство политической литературы, 1975 - 1981; 42.

9. Курилович Н.В. Влияние активного общения в пожилом возрасте на процесс успешного старения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». Новосибирск: «Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», 2017: 94 - 99.

10. Бахтин Н.Б., Головко Е.В. Социолингвистика и социология языка. Санкт-Петербург: ИЦ «Гуманитарная Академия»; Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2004.

11. Carstensen L.L. The influence of a sense of time on human development. Science, 2006; 312: 1913 - 1915.

12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва: Наука, 1984.

13. Толстой И.В. Язык и нация. Журналистика и культура речи: сб. научных статей. МГУ 1997; 2: 8 - 14.

14. Черемисова И.В. Духовность как критерий элитарности личности. Современная психология в экономике, политике и социальной сфере: материалы Ill межрегиональной научно-практической конференции. Нижний Новгород: НФ ИБП, 2008: 71 - 78.

References

1. Bezrukova V.S. Osnovy duhovnoj kul'tury. 'Enciklopedicheskijslovar'pedagoga. Ekaterinburg: GOU VPO UGTU-UPI, 2000.

2. 'Erikson 'E.G. Identichnost': Yunost'ikrizis. Moskva: Izdatel'skaya gruppa «Progress», 1996.

3. Dyurkhajm K. O dvojstvennom proishozhdeniicheloveka. Sankt-Peterburg: IMPAKS, 1992.

4. Ermolaeva M.V. Struktura 'emocional'nyh perezhivanij v starosti. Mirpsihologii. 1999; 2: 123 - 133.

5. Bulavinceva O.S. Social'no-psihologicheskie tehnologiipodderzhaniya social'nojakiivnostilyudejpozdnego vozrasta. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2013.

6. Vishnevskij A.G. Rossiya pered demograficheskim vyborom: vystupleniya iinterv'yu. Moskva: Izd. dom GU VSh'E, 2007.

7. Popov A.A. Duhovnayazhizn'pozhilyh lyudej vsovremennyh sociokul'turnyh usloviyah Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Kursk, 2007.

8. Marks K., 'Engel's F. Sochineniya. Izdanie vtoroe. Moskva: Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1975 - 1981; 42.

9. Kurilovich N.V. Vliyanie aktivnogo obscheniya v pozhilom vozraste na process uspeshnogo stareniya. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Nauka i socium». Novosibirsk: «Avtonomnaya nekommercheskaya organizaciya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya «Sibirskij institut prakticheskoj psihologii, pedagogiki i social'noj raboty», 2017: 94 - 99.

10. Bahtin N.B., Golovko E.V. Sociolingvistika i sociologiya yazyka. Sankt-Peterburg: IC «Gumanitarnaya Akademiya»; Izd-vo Evropejskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 2004.

11. Carstensen L.L. The influence of a sense of time on human development. Science, 2006; 312: 1913 - 1915.

12. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskieproblemy psihologii. Moskva: Nauka, 1984.

13. Tolstoj I.V. Yazyk i naciya. Zhurnalistika i kul'tura rechi: sb. nauchnyh statej. MGU. 1997; 2: 8 - 14.

14. Cheremisova I.V. Duhovnost' kak kriterij 'elitarnosti lichnosti. Sovremennaya psihologiya v 'ekonomike, politike i social'noj sfere: materialy Ill mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhnij Novgorod: NF IBP, 2008: 71 - 78.

Статья поступила в редакцию 15.11.18

УДК 331.1

Magulaeva A.A., Cand. of Sciences (Biology), senior teacher, Karachay-Cherkessia State University n.a. U. D. Aliev (Russia), E-mail: zzuleiha@mail.ru

THE SPECIFICITY OF THE INTERACTION IN THE CONTEXT OF SOCIOLOGY OF MANAGEMENT. The article deals with the specifics of the interaction of a modern manager with subordinates. Effective feedback helps to reduce the psychological barrier of misunderstanding that occurs due to the fact that the manager and the subordinate see problems from different points of view and on different scales. In order to achieve openness and trust, the manager should organize two-way communication and play a leading role in it. An unsuccessful style of the communication of the manager can be manifested in the manipulation of a subordinate or a group, in the tendency not so much to resolve the situation as to force the group to favorable agreement with special techniques. Communicating with people of different characters and temperaments of particular importance is a style of communication of the manager. He should be respectful to his subordinates.

Key words: communication, organization, communicative flow.

А.А. Магулаееа, канд. биол. наук, ст. преп., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, E-mail: zzuleiha@mail.ru

СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ C ПЕРСОНАЛОМ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

В статье рассматривается специфика взаимодействия современного менеджера с подчинёнными. Эффективная обратная связь позволяет снизить психологический барьер взаимонепонимания, возникающий вследствие того, что менеджер и подчинённый видят проблему с разных точек зрения и в разных масштабах. Для того чтобы добиться открытости и доверия, менеджеру следует организовать двустороннее общение и играть в нём направляющую роль. Неудачный стиль общения менеджера может проявиться и в манипулировании подчинённым или группой, в склонности не столько разрешать ситуацию, сколько принуждать группу к выгодному соглашению специальными приёмами. При общении с людьми разных характеров и темпераментов особое значение приобретает стиль общения менеджера. Он должен отличаться ясностью, последовательностью и уважительностью к подчинённым.

Ключевые слова: коммуникации, организации, коммуникативный поток.

В структуре любой организации, ориентированной на выполнение нескольких функций, возникает специфический социальной феномен - управление, что приводит к появлению специалистов, занимающихся управленческой деятельностью.

Управление осуществляется путём целенаправленного влияния на условия жизни людей, их целостные ориентации, поведение и имеет в качестве основной задачи обеспечение хорошо скоординированной целенаправленной деятельности как отдельных участников совместных усилий (трудовых, политических, спортивных и др.), так и социальной организации (системы) в целом [1].

Социология управления - специальная социологическая теория, изучающая процессы управления в различных типах общностей, организаций, институтов и общества в целом, осуществляемых для сохранения и обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и совершенствования её структуры, достижения её целей. Она изучает многообразную деятельность органов управления, весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров, отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и сотрудниками.

Одно из основных требований к менеджеру (управленцу) - умение общаться. При этом учёные рассматривают общение как процесс установления и развития контактов между людьми, которое включает в себя:

- обмен информацией;

- восприятие и понимание другого человека;

- выработку единой стратегии взаимодействия.

Применительно к деятельности менеджера, можно сказать, что общение -это, прежде всего, взаимодействие, в результате которого происходит выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных аспектов постоянно возникающих производственных ситуаций [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ежедневное общение менеджера с подчинёнными всегда включает постоянную и переменную составляющие:

- переменная составляющая связана с необходимостью передачи новой информации, новых приказаний и инструкций,

- постоянная составляющая связана с мониторингом, т. е. отслеживанием текущей ситуации в рабочей группе.

В процессе повседневного контроля следует избегать в общении поведения, травмирующего собеседника.

При сообщении новой информации необходимо делать акцент на точности, ясности и краткости формулировок, поскольку это значительно повышает вероятность того, что вас поймут правильно. Помимо точности менеджеру надо иметь в виду, что каждый человек воспринимает по-разному. При этом нередко личные неудачи объясняются внешними обстоятельствами или свойствами других людей, а свои успехи — собственным сильным характером и неумением других успешно использовать внешние обстоятельства.

Следует отметить, что восприятие других людей может существенно искажаться воздействием гало-эффекта. Этот эффект нарушает объективность межличностного восприятия в случаях, когда одна положительная черта человека бросается в глаза окружающим и оттесняет на задний план все его другие

Таблица 1

Формы поведения, травмирующие собеседника

№ Формы поведения Их проявление

1. Насмешка проявляется в виде ярлыков и речевых стереотипов. Такое поведение воспринимается как оскорбление, обвинение в несостоятельности и побуждает к агрессии. В ответ на предполагаемые и переживаемые оскорбления припоминаются все прошлые обиды, и начинает раскручиваться спираль взаимных претензий.

2. Давление проявляется в виде предупреждений, директив, чтения нотаций, угроз и навязывания обязательств. Такое общение обычно интерпретируется сотрудником как неуважение, невнимание к его проблемам

3. Ускользание проявляется в демонстративном уходе в сторону от тем, волнующих собеседника. Такая стратегия трактуется как попытка отмахнуться от главных вопросов или уйти от ответственности за принятие некоего решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.