Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Ремизова Елена Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Ермолаева Екатерина Львовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация. На современном этапе развития системы образования большое значение приобретают дистанционные образовательные технологии, системы электронного обучения. Их разработка и внедрение в учебный процесс становится актуальной задачей образовательных организаций. Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде способствует повышению уровня инновационного потенциала образовательной организации, даёт возможность для предоставления образовательных услуг дистанционно. В статье характеризуются понятия «цифровая образовательная среда», «цифровые образовательные технологии» и «цифровой образовательный процесс», анализируются исследования в области дистанционного обучения, внедрения цифровой образовательной среды, применения в учебном процессе современных информационных технологий. Оценивается дидактический потенциал электронного обучения, рассматриваются различные аспекты его функционирования в образовательном пространстве. Авторы проводят анализ проблем реализации электронного обучения в цифровой образовательной среде, а также выделяют преимущества осуществления этого процесса.
Ключевые слова: электронное обучение, цифровая образовательная среда, цифровые образовательные технологии, цифровой образовательный процесс, дистанционные образовательные технологии, образовательные, электронные курсы, технологическая компетентность, информационная компетентность.
Annotation. At the present stage of development of the education system, distance learning technologies and e-learning systems are of great importance. Their development and implementation in the educational process is becoming an urgent task of educational organizations. The implementation of e-learning in a digital educational environment helps to increase the level of innovative potential of an educational organization, and makes it possible to provide educational services remotely. The article describes the concepts of "digital educational environment", "digital educational technologies" and "digital educational process", analyzes research in the field of distance learning, introduction of digital educational environment, application of modern information technologies in the educational process. The didactic potential of e-learning is evaluated, and various aspects of its functioning in the educational space are considered. The authors analyze the problems of implementing e-learning in a digital educational environment, as well as highlight the advantages of this process.
Keywords: e-learning, digital educational environment, digital educational technologies, digital educational process, distance learning technologies, educational, e-courses, technological competence, information competence.
Введение. Эффективная реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде предполагает достижение совершенно иного уровня взаимодействия педагога и студентов. В настоящее время государство, общество, рынок труда нуждаются в компетентной инициативной личности, способной отвечать на вызовы времени. Теперь образовательная организация готовит не просто квалифицированного специалиста в своей сфере, а личность с активным творческим потенциалом, которая может адаптироваться к изменениям внешней среды, может спокойно ориентироваться в информационном пространстве, нацелена на постоянное и поэтапное развитие своих знаний, умений и навыков. В этой связи у педагога появляется ещё одна функция - функция консультанта обучающихся, их главного помощника и проводника в мир современных реалий [5]. Применение электронного формата обучения в своей сущности вызвано необходимостью развития системы образования в аспекте высокого качества предоставляемых образовательных услуг, индивидуализации образования и его массовости [4].
Электронное обучение в цифровой образовательной среде представляет собой определённую совокупность дистанционных образовательных технологий, используемых в ходе учебного процесса. Цифровая образовательная среда даёт возможность сопровождать в рамках образовательной организации все виды учебной работы студентов. Важно отметить, что деятельность педагогов в данной связи играет очень большую роль, так как именно на них ложится задача информационного наполнения образовательного процесса.
Электронное обучение в цифровой образовательной среде непосредственно включает в себя преобразование функций преподавателя и студентов, обновление содержания образования, возможность реализации всех необходимых для организации учебного процесса действий в электронном формате. Также большое значение имеет создание цифровой экосистемы, что напрямую обусловлено переходом к совершенно новой парадигме, где образовательная и профессиональная деятельность включает в себя применение цифрового инструментария, современных информационных технологий и дистанционных образовательных технологий.
Изложение основного материала статьи. В настоящее время почти во всех передовых государствах образовательная система направлена в первую очередь непосредственно на обучающегося, его личность и потребности [6]. Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде создаёт высокий потенциал для качественного и эффективного управления педагогами учебной деятельностью студентов, формирует иной характер их учебного взаимодействия.
Ключевыми понятиями в рамках электронного обучения в цифровой образовательной среде являются следующие: «цифровая образовательная среда», «цифровые образовательные технологии» и «цифровой образовательный процесс». Необходимо дать определения вышеприведённым терминам, так как они имеют большое значение для понимания исследуемой проблематики.
Так, цифровая образовательная среда (сокращённо ЦОС) представляет собой совокупность возможностей и условий, которая предоставляет определённый набор ресурсов и технологий, обеспечивающих технологическую организацию образовательного процесса.
Цифровые образовательные технологии представляют собой методы использования технических устройств для обучения студентов, преподавания учебных дисциплин в образовательной организации и за её пределами в формальном, информальном и неформальном образовании.
В свою очередь, цифровой образовательный процесс представляет из себя процесс образовательной деятельности обучающихся, специально организованный педагогом и ориентированный на получение ими знаний и освоения умений и навыков.
Необходимо отметить, что современные дистанционные образовательные технологии дают возможность сделать учебный процесс в электронном виде интерактивным. Педагоги своевременно реагируют на запросы студентов, контролируют и вносят корректировки в их учебную деятельность, а те, в свою очередь, оперативно получают обратную связь. Преподавателю необходимо тщательно продумывать то, как он будет разрешать проблему мотивации студентов к обучению, ведь это одна из ключевых проблем электронного обучения в настоящее время. Крайне часто интерес обучающихся к какой-либо учебной дисциплины появляется как раз-таки от умения преподавателя заинтересовать слушателей своими личностными качествами, навыками подачи учебного материала, харизмой. Также важно сформировать у обучающихся положительный настрой на осуществление образовательной деятельности, помочь им в преодолении трудностей, исправлении ошибок, использовании технических возможностей и творческого потенциала при работе.
А.А. Андреев связывает развитие и расширение применения дистанционных образовательных технологий, реализацию электронного обучения в цифровой образовательной среде с разрешением ряда проблем:
- удовлетворение потребностей населения в получении профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности;
- организация непрерывного профессионального совершенствования специалистов разных областей;
- расширение доступа к получению образования;
- повышение уровня образованности общества [3].
В работах Е.З. Власовой и Е.А. Барахсановой говорится о том, что реализацию электронного обучения в цифровой образовательной среде нужно рассматривать с позиций направленности на саморазвитие, совместной активной творческой деятельности и открытости. При этом необходимо учитывать специфику образовательной системы конкретного региона - социокультурные особенности, нормативно-правовое обеспечение, технологические возможности. В исследованиях также затрагивается проблема двойственности понятия электронного обучения в педагогической теории и практике. Е.З. Власова отмечает, что применение в образовательной организации систем электронного обучения непосредственно способствует применению программных ресурсов и продуктов, повышению уровня оперативности доступа при получении информации образовательного характера, обмену информацией и её применению в образовательной деятельности [1, 2].
Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде образовательной организации необходима для того, чтобы обеспечить её информационную открытость, удовлетворить потребности студентов в предоставлении им качественных образовательных услуг в электронном формате, повысить эффективность и результативность образовательной деятельности.
Л.Л. Романова отмечает, что электронное обучение в цифровой образовательной среде реализуется через организацию образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [5].
Цифровая образовательная среда включает в себя:
- дистанционные образовательные технологии, информационные и телекоммуникационные технологии;
- материально-техническую базу образовательной организации: ноутбуки, компьютеры, планшеты, средства связи, smart-доски и другое техническое оборудование;
- комплекс информационных образовательных ресурсов.
Преимущества внедрения цифровой образовательной среды можно представить следующим образом:
- возможность проведения видеотрансляций для организации учебных занятий в электронном формате;
- обеспечение доступа обучающихся к различным образовательных сервисам и сайтам, что непосредственно даёт им возможность углубить и расширить полученные в образовательной организации знания;
- автоматизация процессов внутри образовательного учреждения для разгрузки преподавателей от бумажной работы;
- интеграция государственных информационных систем, сервисов и ресурсов с платформой цифровой образовательной среды.
Целями реализации электронного обучения в цифровой образовательной среде являются следующие:
- повышение качества предоставляемых образовательных услуг (наиболее эффективное и результативное формирование и развитие компетенций);
- появление возможности разработки индивидуального учебного плана посредством цифровой образовательной среды;
- предоставление доступа к платформе цифровой образовательной среды каждому субъекту учебного процесса;
- снижение интенсивности документооборота образовательных учреждений и сокращение бюрократического аппарата.
Говоря о проблемах реализации электронного обучения в цифровой образовательной среде, надо заметить, что всё же готовность преподавателей и студентов к протеканию учебного процесса в электронном формате в настоящее время видится недостаточно высокой. Для разрешения этой проблемы необходимо внедрения специальных образовательных курсов по повышению уровня технологической компетентности (применение технических средств в условиях цифровой образовательной среды, использование информационных и телекоммуникационных технологий). В этой связи можно выделить некоторые аспекты, которые нужно учитывать при разработке таких курсов и реализации электронного обучения.
В первую очередь нужно понимать, что реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде зависит от множества факторов. Технологическая и информационная компетентность субъектов учебного процесса является одним из ключевых факторов. Информационная компетентность студентов в некоторой мере является потребностью образовательного учреждения, поэтому актуальной становится проблема поиска новых современных принципов, методов, подходов, технологий и форм организации учебного процесса в цифровой образовательной среде.
Также важно при разработке курсов необходимо обратить пристальное внимание на разработку учебно-методического и технологического обеспечения программ подготовки педагогов с учётом обновленных требований современных ФГОС ВО: 1) ознакомление обучающихся с цифровой образовательной средой; 2) технология обеспечения сетевого взаимодействия образовательных организаций; 3) обеспечение информационно-методического сопровождения электронного обучения в цифровой образовательной среде.
Исследователь Л.А. Нечаева выделяет преимущества применения электронного обучения в цифровой образовательной среде:
1. Возможность организации учебного процесса в различных форматах: интерактивные тесты и лекции, виртуальные практикумы, игровые симуляторы и т.д.
2. Гибкость образовательного процесса, которая проявляется в том, что обучающийся самостоятельно может выбрать последовательность и продолжительность обучения. Модульная система электронного курса значительно упрощает поиск образовательной информации.
3. Эффективность и качество предоставляемых образовательных услуг, что выражается в том, что создание электронных курсов происходит при участии множества специалистов, которые имеют возможность оперативно и своевременно их обновлять, когда это необходимо.
4. Реализация потребности студентов в самосовершенствовании и самообразовании под непосредственным руководством педагогического состава. Данный аспект важен, так как в настоящее время общество требует от будущих специалистов овладение навыками самостоятельной работы, а электронное обучение предполагает значительное увеличение доли самостоятельной работы.
5. Снижение затрат на обучение, свободный доступ к образовательным ресурсам, экономия времени преподавателей и студентов.
6. Возможность разрабатывать чёткие и последовательные критерии оценки образовательной деятельности студентов.
7. Инновационность процесса обучения, которая является достаточно высоким стимулирующим фактором [7].
Выводы. Таким образом, реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде даёт возможность для эффективной организации учебного процесса при применении разнообразных дидактических средств, электронных ресурсов и продуктов, удобной и оптимальной системе взаимодействия педагогов и обучающихся. Значение этого феномена состоит в переосмыслении содержания образовательной деятельности, внедрении различных инновационных технологий на основе использования цифровых электронных образовательных ресурсов и средств обучения.
Для реализации электронного обучения в цифровой образовательной среде необходимо должным образом проводить подготовку педагогов и обучающихся. Наиболее эффективна разработка и внедрение в образовательную организацию специальных курсов повышения квалификации. Технологическая и информационная компетентность педагогического состава и обучающихся является одним из важнейших факторов для повышения уровня результативности обучения в электронном формате. Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде обладает большим количеством преимуществ: разнообразие форматов обучения, гибкость образовательного процесса, повышения качества и эффективности предоставляемых образовательных услуг, реализация потребности обучающихся в саморазвитии, снижение затрат на обучения и экономия времени педагогов и обучающихся, возможность разработки чётких критериев оценки, инновационность учебного процесса.
Литература:
1. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Филатова Е.В. Проблемное обучение в современном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 43-46.
2. Быстрова Н.В., Максимова К.А., Уханов А.Ф. Формирование информационно-образовательной среды общеобразовательной организации // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2019. С. 126-129.
3. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Соколова К.К. Интерактивные методы обучения в экономической подготовке студентов вуза // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 14-19.
4. Галиакберова А.А., Галямова Э.Х., Матвеев С.Н. Методические основы проектирования цифрового симулятора педагогической деятельности // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 3 (32). С. 2.
5. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 103-105.
6. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 2.
7. Нечаева Л.А. Возможности электронного обучения в формировании межкультурной компетенции: опыт работы арктического университета (Норвегия, Тромсё) // Непрерывное образование: XXI век. 2014. №2 (6).
8. Романова Л.Л. Электронное обучение как форма профессиональной переподготовки социальных работников // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 176-178.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент Войтенкова Елена Михайловна
Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (г. Москва); преподаватель Мартынова Татьяна Игоревна
Московская государственная объединенная детская школа искусств «Измайлово» (г. Москва)
ВЛИЯНИЕ КОНЦЕРТНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ НАЧИНАЮЩЕГО МУЗЫКАНТА
Аннотация. В данной статье рассматривается влияние концертно-просветительской деятельности на формирование и развитие личностных качеств учащихся детских музыкальных учреждений. Подчеркивается и анализируется весомое значение концертно-просветительской работы для оптимизации процесса обучения музыке.
Ключевые слова: концертно-просветительская деятельность; музыкальное просвещение; процесс обучения; личностные качества; творческие способности.
Annotation. This article examines the impact of concert and educational activities on the formation and development of personal qualities of students of children's music institutions. The author emphasizes and analyzes the significant importance of concert and educational work for optimizing the process of learning music.
Keywords: concert and educational activities; musical education; learning process; personal qualities; creative abilities.
Введение. В современном мире организация концертно-просветительской деятельности является весьма актуальной и важной проблемой, требующей определенного подхода для ее решения. В настоящее время отмечается довольно низкий уровень культуры, классическая музыка отодвигается на второй план. Именно сейчас организация просветительской деятельности силами преподавателей и учеников музыкальных учебных заведений приобретает всё более весомое значение для сохранения культурного наследия России. Необходимо отметить, что активная концертно-просветительская деятельность в детских музыкальных школах и школах искусств даст возможность оптимизировать процесс обучения, позволит определить профессиональную направленность учеников, окажет влияние на формирование личностных качеств обучающихся, а также обеспечит концертные залы благодарными слушателями и ценителями музыки.
Изложение основного материала статьи. С древних времен обучение музыке считалось одним из основных и важнейших факторов воспитания. Древнегреческие философы утверждали, что музыкальное искусство оказывает влияние на формирование внутреннего мира людей, на их нравственную основу.
В Древнем Китае существовало мнение, что на каждом жизненном этапе для поддержания здоровья человека важна музыка с определенным содержанием. Так, например, озорная, веселая и подвижная музыка полезна для детей; музыка в размеренном и спокойном темпе оказывает положительное влияние на людей молодых; а медленная и умиротворённая предназначена для зрелых и пожилых.
Каждую эпоху можно отметить присутствием размышлений о воспитывающем Значении музыки, о ее благотворном влиянии на духовный мир людей. В Средневековье музыкально-просветительская деятельность имела религиозную направленность, в эпоху Возрождения приобрела светский характер.
В Западной Европе в XVlI-XVIII появились определенные формы музицирования, которые заложили основу музыкального просветительствa как своеобразного видa деятельности.
В России к истокам музыкально-просветительской деятельности можно отнесли еще культуру Киевского государства (X век), на которую огромное влияние оказала Византия с её великолепными приёмами, сопровождавшимися пением хоров и органной музыкой. Постепенно хоровое пение становилось увлечением царского двора, а посещавшие разные страны русские послы знакомились с новой и неизведанной для них культурой, в результате чего к XV веку в России уже появились клавесин, орган и струнные смычковые инструменты.
Музыкальное просвещение является одним из важных направлений в российской культуре на протяжении нескольких веков.
Говорить именно о концерно-просветительской деятельности в России можно начиная с образования Императорского Русского музыкального общества в Петербурге, а через некоторое время и в Москве. Целью этого общества было развитие музыкального искусства, поддержка композиторов и преподавателей музыкальных дисциплин. Организовывались концерты и конкурсы, благодаря которым музыка становилась доступнее для широкой аудитории.
В 1862 году в Петербурге открылась Бесплатная музыкальная школа, которая сыграла значимую роль в становлении концертно-просветительской деятельности в России.
Вопрос о приобщении широкой аудитории к музыкальному искусству не раз поднимался композиторами, музыковедами, музыкантами-инструменталистами и социологами, и в настоящее время является весьма актуальным. Изучая исторический путь развития музыкального просветительства, можно говорить о том, что для реализации концертно-просветительской деятельности в музыкальных учреждениях (ДМШ, ДШИ) необходимо:
- формирование профессиональной готовности преподавателей;
- установка межпредметных связей;
- привлечение большего числа обучающихся и учителей к практическому музицированию.