Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE / EDUCATION / COMPETENCE BUILDING / TRADITIONAL TRAINING / E-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Уракова Екатерина Андреевна, Сидоров Андрей Николаевич

В статье анализируются электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в вузе. Авторы статьи раскрывают теоретические и практические стороны применения электронных образовательных ресурсов в обучении. В ходе изучения различных взглядов на проблемную область, было выяснено, что применение электронных образовательных ресурсов способствует повышению качественных характеристик образования, т.к. предполагает возможность совмещения электронного и традиционного обучения на практике. В ходе исследования был представлен значимый опыт применения электронных образовательных ресурсов на практике образования Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Уракова Екатерина Андреевна, Сидоров Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES AS A MEANS OF INCREASING THE QUALITY OF EDUCATION

The article analyzes electronic educational resources as a means of improving the quality of education in higher education institutions. The authors of the article reveal the theoretical and practical aspects of the use of electronic educational resources in training. In the course of studying various views on the problem area, it was found that the use of electronic educational resources contributes to improving the quality characteristics of education, since it implies the possibility of combining electronic and traditional learning in practice. In the course of the study, significant experience of using electronic educational resources in the practice of education of the Nizhny Novgorod state pedagogical University named after Kozma Minin was presented.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Сидоров Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье анализируются электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в вузе. Авторы статьи раскрывают теоретические и практические стороны применения электронных образовательных ресурсов в обучении. В ходе изучения различных взглядов на проблемную область, было выяснено, что применение электронных образовательных ресурсов способствует повышению качественных характеристик образования, т.к. предполагает возможность совмещения электронного и традиционного обучения на практике. В ходе исследования был представлен значимый опыт применения электронных образовательных ресурсов на практике образования Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, образование, формирование компетенций, традиционное обучение, электронное образование.

Annotation. The article analyzes electronic educational resources as a means of improving the quality of education in higher education institutions. The authors of the article reveal the theoretical and practical aspects of the use of electronic educational resources in training. In the course of studying various views on the problem area, it was found that the use of electronic educational resources contributes to improving the quality characteristics of education, since it implies the possibility of combining electronic and traditional learning in practice. In the course of the study, significant experience of using electronic educational resources in the practice of education of the Nizhny Novgorod state pedagogical University named after Kozma Minin was presented.

Keywords: electronic educational resource, education, competence building, traditional training, e-education.

Введение. Современное образование в Российской Федерации является четко слаженной многофункциональной системой. Образование, как единая структурная единица с каждым годом все более динамично развивается, подстраивается под новую реальность, предлагая новые и усовершенствованные педагогические технологии. Большая часть изменений непосредственно связанна с интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий, благодаря которым, за счет использования высоких достижений в реализации распространения технологий медиа-коммуникации, происходит расширение и увеличение количества информационных потоков. Немаловажной чертой современного образования выступает гибкость к инновациям, способствующая введению новых экспериментов в практике образования, направленных на улучшение процесса обучения в Российской Федерации.

Актуальность исследования обуславливается необходимостью полного и структурированного описания процессов повышения качественных характеристик образования путем использования электронных образовательных ресурсов не только в теоретическом аспекте, но и в практическом.

Изложение основного материала статьи. Для достижения и дальнейшей реализации поставленной цели стоит рассмотреть теоретические аспекты проблемных вопросов использования электронных образовательных ресурсов в педагогической практике. За последние годы большинством исследователей рассматривались отдельные вопросы применения и улучшения электронных средств учебного назначения, направленные на формирование как информационной культуры обучающихся, так и на повышение их аналитических способностей. Данные исследования представляют собой качественную базу для составления единой теории, обосновывающей все механизмы функционирования электронных образовательных ресурсов в условиях современного образования в Российской Федерации [10].

Под электронным образовательным ресурсом многие исследователи подразумевают совокупность различных видов и форм программных средств, материалов, источников предоставления информации через электронные системы и технологии. Важно отметить, что данные материалы могут быть представлены в форме текстов, аудио и видеоматериалов, иллюстраций. Особенностью электронных образовательных ресурсов выступает интерактивность использования, возможность визуализации, упрощения коммуникации и автоматизации процессов обучения. Такой подход позволяет организовать педагогу более эффективную аудиторную и дистанционную работу студентов как в индивидуальной, так и групповой форме. Немаловажным преимуществом выступает значительная экономия времени занятий, связанная с преобразованием процесса построения плана практического занятия. Благодаря тому, что электронные образовательные ресурсы помогают преподавателю более наглядно и сжато предоставить информацию студентам, процессы усвоения информации претерпевают положительные изменения. Применяя на практике электронные образовательные ресурсы, преподаватель в ходе учебного процесса акцентирует внимание на организации активных видов познавательной деятельности обучающихся, что выражается в способности предложить все необходимые средства обучения с учетом наличия дополнительной информации по изучаемой дисциплине. Такая технология преподавания может привести к улучшению успеваемости среди студентов при должной самостоятельной творческой работе, что в свою очередь предполагает раскрытие творческого потенциала, увеличение мотивации к познанию и развитие критического мышления у студентов. Повышение качества проводимых учебных занятий, также является неотъемлемым преимуществом

использования электронных образовательных ресурсов, предполагающее интенсивное сотрудничество между студентом и преподавателем в ходе планирования, разработки и непосредственного использования ресурсов [8].

Важным выступает то, что применяются электронные образовательные ресурсы в качестве дополнения к основным образовательным методам. Наглядным примером может выступить роль учебных пособий в обучении студентов. Пособие в электронной форме может содержать гипертекстовую структуру, что облегчает обучающимся процесс дополнительного изучения информации. Применение гипертекстовых ссылок позволяет преодолеть те ограничения, которые присущи текстовым учебным пособиям. Для многих студентов важно, на какую литературу ссылается преподаватель - возможности гипертекстовых ссылок могут показать обучающимся какие источники задействованы в ходе представления материала (соответственно, при наличии ссылок на используемые ресурсы).

Электронное учебное пособие может находиться в общем доступе через электронные библиотеки. Это подготавливает обучающихся к работе с электронными ресурсами, учит правильному подбору информации. Электронная библиотека выступает большим структурированным хранилищем информации с обеспечением простого и быстрого доступа к ней с любого вида устройства, а также независимо от времени.

Безусловно, приведенные преимущества не являются основополагающими, т.к. методология электронных образовательных ресурсов не предполагает полную замену бумажных источников информации. Электронные образовательные ресурсы здесь играют дополняющую функцию, направленную на использование всех возможностей современных компьютерных систем, благодаря чему повышается качество обучения. Важно отметить, что внедрение электронных систем обучения способствует достижению новых качественных преобразований, только при правильном сочетании электронных и традиционных методик -электронные образовательные ресурсы должны выступать только в качестве инструмента повышения качества, иначе, по мнению С.М. Куценко и В.В. Косулина «повсеместное и бессистемное применение электронных образовательных ресурсов может обернуться проблемами» [7]. К таким проблемам можно отнести: перенасыщение информацией - следствием чего становится понижение восприятия обучающихся; появление дополнительной нагрузки как на преподавателей (т.к. они разрабатывают электронные образовательные ресурсы, так и на обучающихся (при перенасыщении); авторского права и пр. [1].

На данном этапе множество учебных заведений в Российской Федерации задействованы в разработке электронных образовательных ресурсов. Положительным примером использования современных электронных образовательных технологий и ресурсов на практике образования выступает НГПУ им. Козьмы Минина. На базе университета реализована электронная информационная образовательная среда, на которой основывается система открытых массовых онлайн-курсов, (МООК - обучающий курс с массовым и интерактивным характером участия студентов с использованием различного рода технологий электронного обучения, доступ к которым возможен только с открытым доступом в интернет) способствующая на автоматизированном уровне выполнению функций: руководства деятельностью обучающихся, стимулирования учебно-познавательной активности, обеспечения рационального сочетания современных технологий предоставления информации, учета дидактических особенностей различных видов учебной и познавательной деятельности.

С помощью системы MOODLE преподаватели могут любыми способами взаимодействовать с обучающимися, реализовывать индивидуальный подход и способствовать выработке у студентов самостоятельного творческого потенциала [8]. Многие преподаватели применяют интерактивное обучение, в ходе которого реализуется модель получения практического опыта через теоретическое осмысление изученного материала. Важно отметить, что обучение с помощью информационной образовательной среды на практике университета доказало наличие таких качественных характеристик, как: целостность, вариативность, интерактивность, открытость, полифункциональность, динамичность, комфорт. В информационной технологии задействуются не только содержательные основы, но и разработанные авторами методики освоения образовательного курса [6].

Смешанный характер получения образования в НГПУ им. Козьмы Минина, заключающийся в применении как традиционных, так и электронных технологий обучения, обеспечивает наиболее качественную реализацию образовательных программ, а также усиление целенаправленности обучения, т.к. применение методик электронного обучения (в том числе электронных образовательных ресурсов) рассчитано на слабые и сильные стороны обучающихся, из-за чего анализ их деятельности становится более эффективным [4; 5].

Появление дистанционного обучения изменило традиционную модель взаимодействия студентов и преподавателей, но сохранило в себе все основные признаки традиционных процессов обучения. В ходе электронного обучения в равной степени находятся и студенты, и преподаватели, и сам образовательный процесс, в поле которого они взаимодействуют. Само дистанционное обучение привнесло в практику образования лишь новых участников образовательного процесса - тьютора (дистанционного педагога), администратора дистанционного обучения, локального администратора и самих авторов, и разработчиков учебных материалов (по сути, методистов). Дистанционное обучение толкуется в двух ярко выраженных подходах. Первый заключается в том, что под дистанционным обучением понимается обмен информацией между студентом и преподавателем на различных уровнях. Он предполагает передачу результатов самостоятельной работы учащихся педагогу, который будет заниматься оценкой качества и уровня усвоения предложенного материала. В данном подходе личный опыт обучающихся не используется, т.к. под знаниями понимается лишь транслируемая от преподавателя информация. Второй подход заключается в том, что основополагающим в дистанционном обучении выступает личная деятельность учащихся, основанная на продуктивности действий и выстраиваемая с помощью современных телекоммуникационных технологий. В случае его использования обеспечивается не только интерактивность взаимодействия преподавателя со студентами, но и продуктивность учебных процессов. Стоит отметить, что обмен информацией и её пересылка становятся на второй план, т.к. играют лишь вспомогательную роль для организации продуктивной образовательной деятельности обучающихся. В целом, главным недостатком дистанционного обучения выступает невозможность всегда верно спрогнозировать все уместные и эффективные методы взаимодействия в конкретных случаях применения. В настоящее время организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью практически всех доступных сервисов

связи, обеспечивающих возможность занятий синхронно в реальном времени с личностным, творческим уклоном образования, нацеленным на самовыражение студента [9].

На практике преподавателями университетов все чаще используются различные средства связи с учащимися, это связано с тем, что преподавательское мастерство предполагает наличие различных методик и учебных целей, реализация которых обеспечивается с помощью всевозможных инструментов. На данном этапе существует огромное множество специального программного обеспечения, позволяющего преподавателю более комплексно подходить к организационным вопросам дистанционного обучения. Например, некоторые педагоги используют на практике систему видеоконференций ZOOM, главное достоинство которой заключается в том, что преподаватель может всесторонне отслеживать деятельность студентов - он хорошо видит запросы всех студентов, наблюдает за их активностью, работоспособностью и целеустремленностью. В данной системе преподаватель может использовать почти весь свой потенциал педагогических методик, однако он все-таки прерывается из-за главного недостатка бесплатной версии -ограничения времени видеоконференций в 40 минут. Неожиданный перерыв полностью нарушает плановое течение занятия, что вызывает недовольство не только у преподавателей, но и у студентов. Однако в целом данная проблема является незначительной, по сравнению со всеми достоинствами данной платформы.

На современном этапе с помощью электронных образовательных ресурсов студенты университета могут приобретать необходимые компетенции, получать опыт работы с электронными базами с целью формирования профессиональных умений и навыков. Особенность смешанного обучения состоит в гибкости реализации образовательных программ. Студент может в удобном темпе изучать представленный ему материал, совмещать обучение с другими видами деятельности. Функция преподавателя здесь заключается в разработке самого электронного ресурса, контроле и направлении обучающегося, мониторинге ситуации по освоению образовательной программы студентом. Сочетание аудиторного обучения с применением электронных образовательных ресурсов позволило преподавателям НГПУ им. Козьмы Минина всесторонне воздействовать на подготовку обучающихся [2].

Выводы. Таким образом, применение электронных образовательных ресурсов в практике обучения предоставляет возможность комплексного взаимодействия профессорско-преподавательского состава и студентов. С помощью совмещения электронной среды с традиционными технологиями и методиками педагог может модернизировать процесс обучения, используя различные методы сетевой коммуникации. В ходе исследования было доказано, что смешанный характер обучения (применение электронных ресурсов наряду с традиционными технологиями) способствует более сглаженному, структурированному, наглядному и интерактивному предоставлению информации для студентов с помощью системы применения электронных технологий. В ходе анализа и синтеза педагогических литературных источников было доказано, что использование современных технологий электронного образования безусловно повышает качество обучения обучающихся, что выражается в расширении количества приобретенных компетенций.

Литература:

1. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Наянова Н.П. Организация самостоятельной работы обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4. С. 66-68.

2. Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Юдакова О.В. Самостоятельная работа как средство развития интереса к обучению у студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 40-43.

3. Быстрова Н.В., Максимова К.А., Уханов А.Ф. Формирование информационно-образовательной среды общеобразовательной организации // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2019. С. 126-129.

4. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Соколова К.К. Интерактивные методы обучения в экономической подготовке студентов вуза // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 14-19.

5. Ваганова О.И., Гладков А.В., Коновалова Е.Ю., Воронина И.Р. Цифровые технологии в образовательном пространстве// Балтийский гуманитарный журнал. 2020. №2 (31). С. 53-56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42919293, (дата обращения: 27.10.2020).

6. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутанова А.В. Электронное обучение как средство организации самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 100-102.

7. Галиакберова А.А., Галямова Э.Х., Матвеев С.Н. Методические основы проектирования цифрового симулятора педагогической деятельности // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 3 (32). С. 2.

8. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 103-105.

9. Уракова Е.А. Методы и формы активного обучения // В сборнике: Социальные технические сервисы. Сборник статей по материалам Всероссийской VI научно-практической конференции. Мининский университет. 2019. С. 47-50.

10. Уракова Е.А., Уракова М.Н. Роль теоретического и практического обучения в профессиональном образовании // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2020. С. 53-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.