Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ'

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
793
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СВЯЗЬ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Уракова Екатерина Андреевна, Сидоров Андрей Николаевич

В данной статье авторами рассматривается педагогическая технология в контексте её значимости при общем повышении качества образования. Так, в ходе статьи анализируются сущностные характеристики педагогической технологии, подчеркивающие её центральное положение во всей системе учебно-воспитательного процесса. Можно сказать, что педагогическая технология совпадает со средством обучения; в таком случае, эффективность её применения возрастает, т.к. комплексная система педагогического взаимодействия предполагает создание такой структуры, внутри которой будут отражены все взаимосвязи и взаимообусловленные элементы, которые в совокупности могут применяться педагогом в ходе организации обучения. Так, особо важным компонентом становится содержание педагогической технологии, в зависимости от качества которого будет определяться результативность обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Уракова Екатерина Андреевна, Сидоров Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

In this article, the authors consider pedagogical technology in the context of its importance in the overall improvement of the quality of education. So, in the course of the article, the essential characteristics of pedagogical technology are analyzed, emphasizing its central position in the entire system of the educational process. We can say that pedagogical technology coincides with the means of teaching; in this case, the effectiveness of its application increases, because a complex system of pedagogical interaction involves the creation of such a structure, within which all interconnections and interdependent elements will be reflected, which in aggregate can be used by a teacher in the course of organizing training. Thus, the content of pedagogical technology becomes a particularly important component, depending on the quality of which the effectiveness of training will be determined.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ»

автоматически начинает генерировать множество ассоциаций, приходя к совершенно новым и порой неожиданным выводам.

Выводы. Таким образом, реализация метода мозгового штурма способствует объединению студентов группы за счет ведению совместной деятельности, поиска решений. Метод способствует сплочению студенческой группы, развивает одно из важнейших умений - слушать и слышать друг друга, уважать позиции других. При изучении правовых дисциплин мозговой штурм может использоваться в качестве самостоятельного метода, а также в составе более сложных интерактивных методов активного обучения. Использование мозгового штурма дает возможность не только оперативно решить поставленную проблему, развить творческую составляющую студентов, но и позволяет сформировать эмоциональные, смысловые, коммуникативные компетенции обучающихся за счет развития у них навыков слушания и говорения.

Литература:

1. Воронина И.Р., Козлова А.Д., Барабина И.Е., Лапшина И.А., Ваганова О.И. Интерактивные технологии обучения при изучении дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» // В сборнике: Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. - 2019. - С. 198-200.

2. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Максимова К.А. Роль инновационной образовательной среды в самореализации субъектов образовательного процесса // Карельский научный журнал. - 2019. - Т. 8. № 2 (27). - С. 11-14.

3. Максимова К.А., Барабина И.Е., Лапшина И.А. Информационные технологии в организации самостоятельной работы студентов // В сборнике: Будущее науки - 2020 Сборник научных статей 8-й Международной молодежной научной конференции. В 5-ти томах. - 2020. - С. 46-48.

4. Ваганова О.И., Воронина И.Р., Лошкарева Д.А. Интерактивные средства обучения как эффективный инструмент образовательной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9. - № 3 (32). - С. 135-139.

5. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Мониторинг качества профессионального обучения // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов. Наука и образование. - 2015. - № 5 (72). - С. 57.

6. Булаева М.Н., Ваганова О.И., Гладкова М.Н. Деятельностные технологии в профессиональном образовательном учреждении // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 3 (24). - С. 167-170.

7. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - № 1 (26). - С. 2.

8. Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 2 (35).

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Сидоров Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. В данной статье авторами рассматривается педагогическая технология в контексте её значимости при общем повышении качества образования. Так, в ходе статьи анализируются сущностные характеристики педагогической технологии, подчеркивающие её центральное положение во всей системе учебно-воспитательного процесса. Можно сказать, что педагогическая технология совпадает со средством обучения; в таком случае, эффективность её применения возрастает, т.к. комплексная система педагогического взаимодействия предполагает создание такой структуры, внутри которой будут отражены все взаимосвязи и взаимообусловленные элементы, которые в совокупности могут применяться педагогом в ходе организации обучения. Так, особо важным компонентом становится содержание педагогической технологии, в зависимости от качества которого будет определяться результативность обучения.

Ключевые слова: профессиональное образование, технология обучения, содержание технологии, связь теории и практики, организация учебного процесса.

Annotation. In this article, the authors consider pedagogical technology in the context of its importance in the overall improvement of the quality of education. So, in the course of the article, the essential characteristics of pedagogical technology are analyzed, emphasizing its central position in the entire system of the educational process. We can say that pedagogical technology coincides with the means of teaching; in this case, the effectiveness of its application increases, because a complex system of pedagogical interaction involves the creation of such a structure, within which all interconnections and interdependent elements will be reflected, which in aggregate can be used by a teacher in the course of organizing training. Thus, the content of pedagogical technology becomes a particularly important component, depending on the quality of which the effectiveness of training will be determined.

Keywords: vocational education, teaching technology, technology content, connection between theory and practice, organization of the educational process.

Введение. Введение инноваций в образование является сложным и структурированным процессом, требующим от педагога комплексного подхода, учета планирования и применения всего педагогического мастерства. Инновации в образовании способствуют общему развитию обучающегося за счет поиска новых подходов к организации обучения. Так, в ходе педагогического процесса активным элементом всей системы (центральным её звеном) выступает педагогическая технология, представляющая собой особый отрегулированный системный процесс, определяющий структуру учебного процесса, его устройство, особые методы, используемые в деятельности субъектов, целевые установки и другие

множественные компоненты. По сути, педагогическая технология сводится к системной организации учебного процесса через определение совокупностей его взаимосвязанных частей. При этом, педагогическая технология выступает в качестве единичного представителя всей системы, направленной на расширение границ инновационной подготовки обучающихся. Так, конкретно реализуемая технология в обучении имеет собственную специфику, возможности и ограничения применения, которые обуславливают её применение в конкретной ситуации. В связи с этим, особую актуальность приобретают исследования, нацеленные на рассмотрение педагогической технологии с позиции вычленения её сущностных характеристик, определяющих конкретную направленность и применяемость.

Целью статьи является выявление сущности содержания педагогической технологии, а также на основе описания составить особые обобщающие характеристики, которые будут определять специфику её практического внедрения в образовательный процесс.

Изложение основного материала статьи. Динамичное развитие образования актуализирует перспективность внедрения инноваций, с целью повышения результативности и качества обучения. Так, в ходе образовательного процесса реализуется субъект-субъектное взаимодействие между педагогом и обучающимся, приводящее к педагогическому воздействию со стороны педагога, организующему общую систему взаимодействия с обратной связью от обучающегося. Так, последний становится центральным объектом всей системы, а результативность его обучения сводится не только к формированию знаний, умений, навыков и личностных качеств, но и к осознанию специфики собственной деятельности. Так, педагогическое взаимодействие становится начальным этапом организации учебного процесса, направленным на реализацию педагогических функций. При этом, сами педагогические функции предполагают применение педагогической технологии в качестве способа обоснования всего взаимодействия в ходе учебно-воспитательного процесса.

Так, педагогическая технология позволяет педагогу реализовывать собственные мотивы и целевые установки, согласованные с образованием, и направленные на формирование у обучающегося собственной позиции по отношению к данному миру. При этом, наполняемость педагогической технологи всеми структурными элементами напрямую зависит от её содержания. Содержание педагогической технологии - это взаимосвязь всей системы самодостаточных элементов, между которыми наблюдается тесная корреляция и взаимообусловленность, подкрепляющаяся единой логикой организации образовательного процесса. На современном этапе существует множество педагогических технологий; в современном образовании особое место занимают «игровые, диалоговые, проективные и исследовательские технологии», тесно связанные с гуманитарным подходом к обучению [1].

Как отмечалось авторами выше, содержание педагогической технологии напрямую зависит от её целевого назначения и выбора методов взаимодействия. При этом, разработка содержания педагогической технологии происходит в процессе её моделирования. Моделирование предоставляет возможность в постановке определенных типовых задач, а также внедрении новых идей в педагогический процесс. При этом, в формируемой системной модели все элементы должны быть согласованны между собой, иначе, педагогическая технология становится менее эффективной. Её создание - это планомерный процесс, тесно связанный с методической деятельностью педагога, в ходе которой активно проявляется творческая активность педагога, а также уровень его педагогического мастерства. При этом, закладываемые в содержание технологии модели взаимодействия, методы обучения и воспитания должны иметь тесную взаимосвязь, быть преемственными и планомерными. При подборе методов важно опираться на индивидуальные характеристики обучающихся, учитывать их характерные особенности и воспринимать их в контексте возможности использования в «правильном» направлении [1].

Процесс реализации педагогической технологии требует особой подготовки. Во-первых, это согласование и постановка всех элементов - цели (предполагаемого результата), задач, содержания; во-вторых, наполнение содержания актуальными методами, формами, средствами и тому подобными аспектами организации взаимодействия обучающихся и их деятельности; в-третьих, наполнение технологии современными принципами взаимодействия субъектов образования (демократизации, гуманизации, возможно, цифрового взаимодействия, и тому подобных), направленных на раскрытие в обучающихся данных способностей и акцентов; в-четвертых, это непосредственная организация формируемой модели педагогической технологии в соответствии с её изначальным замыслом [2].

Также стоит понимать, что педагогическая технология, за счет своей комплексности, позволяет достигать более эффективных результатов обучения за короткие сроки, что достигается повышением интереса и уровня мотивации обучающихся. Педагогическая технология, спроектированная педагогом на высоком уровне, позволяет повысить качество образования; при этом, важно обеспечивать её содержание наполняемостью инновационными методиками и формами обучения в совокупности с внедрением современных технологий [7]. Например, одной из актуальных педагогических технологий выступает дистанционное обучение, представляющее собой особую систему по организации образования через сеть интернет. При этом, дистанционное обучение собирает в себя другие принципы и технологии обучения. Так, можно сказать, что одна более обширная технология обучения может включать в себя другие технологии, носящие не такой объемный характер деятельности. Например, это может быть реализация игровых технологий в рамах дистанционного обучения [5].

Стоит отметить, что на современном этапе не существует универсальной технологии обучения, что обуславливается динамичностью всей образовательной системы - требования к качеству подготовки специалистов растут, вместе с тем, разрабатываются и внедряются новые стандарты, методы, формы и способы обучения; меняется содержание изучаемых учебных дисциплин, что актуализирует необходимость своевременного обновления компонентов системы педагогической технологии, их актуализации и проверки на качество [4]. При этом, главной характеристикой более удачной модели, по сравнению с другими, становится ускоренное (и более качественное) формирование личности профессионала (с позиции как развития его трудовых функций, знаний, умений, навыков и компетенций, так и ценностных установок, мотивов, отношений и так далее). При этом, для успешности создания модели педагогической технологии важно обеспечивать сочетание общекультурной и теоретико-практической составляющей; их отсутствие приведет к неудачному применению технологии на практике.

Так, исходя из вышеперечисленных особенностей, важно обобщить специфику понятия «педагогическая технология». Это совокупность методов, форм, подходов к обучению, объединенных в взаимообусловленную целостную систему, формирующую способ обучения, в котором все внутренние процессы, направленные на достижение целевых установок, регулируются со стороны человека, т.е. самого педагога. Так, самым важным ведущим компонентом в системе педагогической технологии становится средство обучения. Это связано также с тем, что педагог в ходе учебно-воспитательного процесса занимается управленческой деятельностью, оптимально подстраивая средства обучения под индивидуальные особенности и потребности обучающихся, стимулируя тем самым их активность [3].

При этом, педагогическая технология строится поэтапно исходя из особой структуры взаимосвязи:

1. Предварительная диагностическая деятельность. Если говорить про качество усвоения теоретических знаний, то на данном этапе происходит ранжирование и подбор обучающихся в небольшие группы по текущему уровню знаний. Это

позволит разделить преподносимый учебный материал на различные «порционные категории», дабы устранить общий разрыв между теоретическими знаниями обучающихся. Как показывает практика, диагностика и предварительный отбор становятся важным этапом особенно при первоначальном изучении учебного курса или дисциплины.

2. Формирование мотивационного компонента с параллельной организацией учебно-воспитательного процесса. На данном этапе педагогом производится такой подбор и внедрение методов взаимодействия, который поспособствует формированию активности обучающегося, его мотивированности и заинтересованности к изучению учебной дисциплины. В совокупности с процессом построения учебного пространства данный этап позволяет укрепить познавательную активность и простимулировать поддержание интереса к курсу/учебной дисциплине.

3. Подбор и внедрение средств обучения. По сути, данный этап становится центральным в процессе обучения, поскольку он предполагает организацию взаимодействия обучающихся посредством применения (внедрения) определенных, более эффективных для данного коллектива, средств обучения. Данный этап характеризуется общим усвоением теоретических положений, закреплением учебного материала путем решения практико-ориентированных задач, реализацией творческих проектов, что в совокупности приводит к комплексному взаимодействию субъектов обучения. При этом, обучающиеся взаимодействуют не только с педагогом, но и между собой, например, в ходе совместной творческой деятельности (реализации каких-либо проектов, написании научных работ и тому подобное).

4. Контроль качества обучения. Стоит понимать, что в системе построения педагогической технологии, реализация контрольно-оценочной функции занимает особое место, поскольку качество проводимых контрольных мероприятий напрямую воздействует на адекватность и объективность выставляемой оценки (по отношению к уровню сформированности теоретического материала, усвоения практических методов использования теории и так далее). По сути, здесь можно выделить четкую взаимосвязь между целевым, содержательным и контрольно-результативным компонентами. Стоит также отметить, что педагогическая технология циклична - весь образовательный процесс строится по принципу постепенного достижения глобальной цели. При этом, каждая большая цель включает в себя задачи, которые на уровне какой-либо дисциплины/темы становятся целью конкретного учебного занятия. При этом, итоговый контроль малой цели является частью системы промежуточного контроля достижения глобального результата. Так, можно сказать, что педагогическая технология - одновременно как очень узкое, так и широкое понятие.

При этом, модель технологии становится общим компонентом системы обучения, которая изменяется в ходе практического (реального) применения. А изменения, в свою очередь, имеют особую направленность, связанную с адаптивностью технологии под определенный коллектив (выбор оптимальных элементов всей системы педагогической технологии для более лучшего достижения образовательных целей) [6].

Всю систему технологий можно объединить в следующие три уровня, каждый из которых входит в последующий:

- технология учебного занятия;

- технология учебной дисциплины/курса;

- технология процесса обучения.

Их взаимосвязь представлена на рисунке 1:

Рисунок 1. «Взаимосвязь трех уровней педагогической технологии»

При этом, практическое применение комплексных и грамотно разработанных технологий обучения позволяет:

1. Повысить общий результат от деятельности всех субъектов образовательного процесса.

2. Производить индивидуальный контроль результатов обучения каждого из студентов, а также реализовывать систему обратного взаимодействия обучающегося с педагогом, которая позволяет подходить к каждому более индивидуально.

3. Сменить вектор функции обучения на новый уровень - средство обучения. Такой подход позволяет снизить нагрузку на педагога и направлять его свободное время на решение вопросов построения индивидуально-личностной образовательной траектории.

4. Определять цели точнее, относительно более высоких и сложных целей, при помощи методов комплексной диагностики. Это, наряду с использованием форм и методов объективного контроля, позволяет снизить субъективность в образовании, усилить равенство всех обучающихся в процессе исполнения педагогом оценочно-контролирующей функции.

5. Снизить зависимость результативности обучения от квалификации и личностной характеристики педагога, что позволяет сравнять все уровни изучения учебных дисциплин.

6. Создать основания для преодоления проблемных вопросов, связанных с преемственностью образовательных программ и учебных дисциплин.

Так, педагогическая технология может стать центральным звеном учебного процесса, с учетом соблюдения должного уровня её проектирования. Стоит отметить, что содержание педагогической технологии напрямую зависит от качества проектирования и последующей точности воспроизведения действий педагога в ходе учебно-воспитательного процесса. В

совокупности это предоставляет возможность более планомерно и точно реализовывать образовательные программы. Вместе с тем, любая педагогическая технология может применяться адекватно только в тех случаях, когда этим занимается квалифицированный мотивированный педагог-профессионал.

Выводы. Таким образом, педагогическая технология является центральным звеном образовательного процесса. Такой подход подчеркивает её тесную связь со средством обучения, которое внутри конкретной педагогической технологии становится тем компонентом, который напрямую определяет результат обучения. Так, можно сказать, что разработка модели построения педагогической технологии обучения является сложным процессом, направленным на организацию такой комплексной системы взаимосвязанных мер, средств, методов и форм организации учебного процесса, которые в общем виде позволят организовать наиболее высокие результаты обучения. В таком случае, управленческая, контрольно-оценочная и регулятивная функции педагога выдвигаются на первый план, поскольку именно они позволяю более объективно настраивать учебный процесс под индивидуальные потребности каждого из его участников.

Таким образом, содержание педагогической технологии - сложная система, от качества которой напрямую зависит максимально возможный результат обучения.

Литература:

1. Калинина Л.Ю. Концепция и содержание педагогической технологии "арт-композиция" // БГЖ. - 2017. - №3 (20). - С. 157-161.

2. Касаткина Н.Э., Лях Ю.А. Сущность педагогической технологии и педагогического проектирования // Вестник КемГУ. - 2011. - №1. - С. 71-75.

3. Козырева О.А. Педагогическое моделирование профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - № 2(31). - С. 1. DOI 10.26795/2307-1281-2020-8-2-1.

4. Котенко Е.Ф., Уракова Е.А. Управленческая деятельность педагога профессионального обучения // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. - Нижний Новгород. - 2019. - С. 31-32.

5. Лозинская А.М., Шамало Т.Н. Структурирование содержания образования в модульной педагогической технологии // Педагогическое образование в России. - 2010. - №4. - С. 45-52.

6. Сангаджиев Б.В. Современные педагогические технологии: понятие, содержание, типы // Образование и право. -2016. - №12. - С. 280-287.

7. Хижная А.В., Бекетова Ю.А., Захарова Н.А. Образовательные технологии в профессиональном образовании // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. - 2019. - С. 55-57.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Вакуленко Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); кандидат педагогических наук, доцент Галущинская Юлия Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена вопросам разработки модели педагогической деятельности по организации волонтерского объединения в учреждении дополнительного образования детей и молодежи. Обоснован педагогический потенциал волонтерской деятельности в учреждении дополнительного образования. Разработана модель педагогической деятельности по организации волонтерского объединения детей и молодежи в учреждении дополнительного образования, определены ее составляющие компоненты. Дана характеристика компонентов модели. Выделены научно-методологические подходы построения модели.

Ключевые слова: волонтерство, волонтерская деятельность, организационная педагогическая деятельность, модель педагогической деятельности, условия педагогической деятельности.

Annotation. The article is dedicated to the issues of developing a model of pedagogical activity for organizing a volunteer association in an institution of additional education for children and youth. The pedagogical potential of volunteering in the institution of additional education has been substantiated. A model of pedagogical activity for organizing a volunteer association of children and youth in an institution of additional education has been developed, its constituent components have been determined. The characteristics of the components of the model are given. The scientific and methodological approaches to the construction of the model are highlighted.

Keywords: volunteering, volunteer activity, organizational pedagogical activity, model of pedagogical activity, conditions of pedagogical activity.

Введение. На современном этапе, в связи с введением новых стандартов ФГОС, общеобразовательная школа одна не в состоянии отвечать на возрастающие общественные вызовы социального, экономического, гражданско-правового и прочего содержания. В связи с чем взгляды педагогической науки и практики могут быть обращены в сторону системы дополнительного образования, имеющей богатый опыт социально-направленной деятельности.

Система дополнительного образования является одной из важнейших составляющих общей структуры образовательного пространства детей и молодежи, обладая, при этом, огромным развивающим и воспитательным потенциалом. Данный потенциал обеспечивается открытостью, гибкостью, мобильностью системы дополнительного образования, ее способностью к быстрому реагированию на образовательные общественные запросы.

Обращаясь к инновационным социкультурным практикам, способствующим оптимальной и успешной социализации детей и молодежи, необходимо отметить, что одной из них является практика вовлечения обучающихся в волонтерскую (добровольческую) деятельность именно в условиях учреждений и организаций системы дополнительного образования.

Волонтерство (добровольчество), как социальная технология и практика, также отвечает естественным запросам и потребностям молодого человека быть членом малой социальной группы, разделяя ее ценности и цели. Волонтерские (добровольческие) объединения детей и молодежи в учреждении дополнительного образования (далее - УДО) обладают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.