Научная статья на тему 'Инновационная составляющая конкурентного преимущества в современной экономике'

Инновационная составляющая конкурентного преимущества в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахтариева Р. Р.

Without an increasing of state regulation role and innovative activity stimulation it is impossible to improve the process of innovative policy realization in real sector of economy. As a result of institutional design measures of innovative activity realization there are financial and social effects, which are considerably surpass initial investments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная составляющая конкурентного преимущества в современной экономике»

ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Р. Р. АХТАРИЕВА Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева

Without an increasing of state regulation role and innovative activity stimulation it is impossible to improve the process of innovative policy realization in real sector of economy. As a result of institutional design measures of innovative activity realization there are financial and social effects, which are considerably surpass initial investments.

Современный этап конкуренции, связывающий конкурентные преимущества предприятий с наличием и обладанием ими развитой инновационной базой, смещает расстановку акцентов конкурентной борьбы товаропроизводителей с продуктового и ресурсного уровня на уровень эффективного продвижения и использования последних посредством применения новых технологических и организационно-экономических решений на предприятии. Намечающиеся контуры современного этапа развития рынка, так называемой «интеллектуальной экономики», вносят весьма значительные изменения в конкурентную борьбу предприятий, что требует адекватной реакции со стороны товаропроизводителей с целью оценки уровня имеющихся конкурентных преимуществ.

Общая тенденция развития рыночных экономических систем свидетельствует о том, что максимального успеха достигают экономические субъекты, функционирующие на принципах инновационной деятельности. Инновации представляют собой факторы, позволяющие превратить потенциальные возможности в реальные конкурентные преимущества.

В то же время само содержание понятия инновации претерпевает изменения в новой экономике. Данное И. Шумпетером определение «инновации» связано с созданием новой продукции, внедрением новых методов производства; освоением новых рынков и новых источников сырья; организационными изменениями. В связи с тем, что наиболее кардинальные инновации связаны с техническим прогрессом, постепенно понятие «инновации» стало связываться исключительно с ним. Современное понятие «инновации» бази-

руется на более широком социологическом взгляде, который подразумевает критику традиционной инновационной модели, связанной только с достижениями НТП. Инновации рассматриваются одновременно, как и социальный, и технический процесс, и процесс диалогового взаимодействия между экономическими субъектами и объектами и окружающей их средой; как диалоговый обучающий процесс.

Важное значение нового взгляда на инновацию состоит в том, что он делает различие между высокотехнологичными и низкотехнологичными отраслями и секторами, которое имеется в традиционном подходе к инновации, несущественными с точки зрения инноваций, поскольку утверждает, что все ветви и секторы экономики могут быть инновационными в этом более широком смысле. Во всех отраслях и секторах экономики можно найти продуктивные и инновационные фирмы, имеющие конкурентные преимущества на глобальных рынках. Таким образом, эти теоретические перспективы расширяют возможности для политики сильной конкуренции, основанной на инновациях, в отличие от слабой конкуренции, основанной на ценовом соревновании.

Главным источником развития современной информационно-технологической эпохи выступает инновационный потенциал общества. В современной конкурентной борьбе решающая роль принадлежит инновационному фактору. Инновационный тип экономического развития возможен при высоком уровне накопления знаний и культуры, повышения профессионального уровня занятых в производстве товаров и услуг.

По мере усложнения экономических связей и перехода к развитию на основе инноваций в

обеспечении конкурентных преимуществ увеличивается роль так называемых «мягких факторов» экономики, связанных с ментальными характеристиками людей, их поведением и эффективностью взаимодействия, т. е. повышается значение ментальных моделей, социальных институтов и социального капитала.

Трудность состоит в том, что изменения в сознании, образе мышления, системах обучения и подготовки кадров, системах взаимодействия, культурных нормах происходят гораздо медленнее, чем технические изменения, и представляют собой чрезвычайно инерционный и длительный процесс. Одним из важных барьеров для обеспечения инновационных конкурентных преимуществ является образ мышления, ориентированный на использование природных ресурсов и дешевой рабочей силы, на относительные преимущества.

Формирование конкурентного образа мышления, нацеленного не на относительные преимущества, а на инновации; стимулирование инноваций входят в организационную культуру хозяйствующих субъектов. В свою очередь инновационное развитие связано с механизмами передачи информации и знаний, и здесь новый смысл получают механизмы социального взаимодействия и социальный капитал.

Под социальным капиталом понимается совокупность элементов социальной организации общества, таких как сети разного рода некоммерческих организаций, правила взаимодействия, нормы поведения, предусматривающие взаимопомощь, доверие между экономическими субъектами, моральные ценности.

В связи с этим появляется новое понимание инновации - не только как процесса претворения научно-технических нововведений, рождаемых техническим прогрессом, но и как диалогового процесса обмена информацией в сети связанных доверием участников локальной экономики. Именно это доверие участников взаимодействия как черта социального капитала помогает развитию инноваций.

Экономический смысл доверительных отношений состоит в том, что они создают условия для экономии на трансакционных издержках, в частности, на издержках поиска информации, заключения контрактов, контроля исполнения, а также способствуют передаче неявных знаний.

Международная конкурентоспособность любого хозяйственного субъекта складывается из целого ряда конкурентных преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем сопостав-

ления с соответствующими показателями зарубежных фирм-конкурентов.

К важным конкурентным преимуществам следует отнести: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и управления фирмой, адаптивность (способность быстро реагировать на меняющиеся требования и условия рынка) и др.

Очевидно, что чем шире у компании набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки она имеет для успешной деятельности на мировом рынке, тем более устойчивые позиции может занять на отдельных сегментах этого рынка.

Современная Россия располагает масштабным промышленным потенциалом. Однако так называемые детерминанты ее конкурентных преимуществ: факторы производства, условия спроса в стране, состояние родственных и поддерживающих отраслей, стратегии фирм - недостаточно развиты в качественном отношении, что определяет низкую конкурентоспособность отечественных готовых изделий. В результате иностранные фирмы занимают прочные позиции на российском рынке готовой продукции, а российские производители выходят на внешние рынки сбыта в основном с сырьем и изделиями первого передела.

Доля же российской промышленности на рынках наукоемкой продукции составляет немногим более 1 % (на долю США приходится 36 %, Японии - 30 %). Следовательно, сырьем и полуфабрикатами с минимальной величиной добавленной стоимости заполняется более 80 % годового вывоза товаров.

Ориентация на добывающее производство, которое к тому же сосредоточено прежде всего в северных районах, а также глубоко внутри страны, требует высоких транспортных затрат и в перспективе вряд ли может оставаться рентабельным и целесообразным. Если учесть, что добывающий сектор в основном связан с более низкой квалификацией рабочей силы, которая не способна, как правило, уже переучиваться, то увеличение этой доли означает регресс экономики и ограничение возможностей будущего развития. Поэтому перспектива связана с поиском механизмов развития отраслей не первичной, а глубокой переработки, развития сервисных и интеллектуальноемких видов деятельности, связанных с информационными технологиями.

Вместе с тем необходимо отметить рост количества зарегистрированных договоров о передаче прав на охраняемые объекты промышленной собственности и предоставлении права на их использование. Увеличение зарегистрированных договоров свидетельствует о росте инновационной активности в экономике страны.

В 2007 г. отмечался существенный рост востребованных изобретений в машиностроении, химии и нефтехимии. Значительное снижение наблюдалось только в легкой и пищевой промышленности, незначительное - в металлургии, в остальных областях положение было стабильным.

Вместе с тем анализ существующих источников инвестирования инновационных проектов в российской экономике показывает их недостаточное количество. Основным источником финансирования инновационной деятельности для большинства (более 90 %) промышленных организаций, как и ранее, остаются собственные финансовые средства (в 2007 г. - 48 %). Причем, в большей мере на эти цели используют амортизационный фонд и в меньшей прибыль. Государственные инвестиции (в 2007 г. - 18,7 %) имеют место в ограниченном масштабе и направлены в основном на поддержку фундаментальных исследований. Инвестиции же банков (в 2007 г. -6,5 %) вкладываются с минимальным риском и недоступны инновационным предпринимателям.

Как свидетельствует мировой опыт, альтернативы инновационному пути развития нет. Ситуация в России складывается следующим образом: либо сокращение экономического, промышленно-производственного потенциала страны будет компенсировано на передовом научнотехническом, технологическом уровне, для чего потребуется резкое увеличение инновационной активности, либо страна будет отброшена назад не только по объему выпускаемой продукции, но и по ее технологическим возможностям, отстанет навсегда во всех видах своего развития от высокоразвитых стран (за рубежом производство наукоемкой продукции обеспечивается всего 50-55 макротехнологий. Семь наиболее развитых стран, обладая 46 макротехнологиями, держат 80 % этого рынка. США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700, Германия - 530, Япония - 400 млрд. долл.). По оценкам отечественных специалистов, Россия, используя зарубежный опыт, вполне могла бы бороться за 12-17 макротехнологий из тех 50-55.

Опрос ученых, экспертов и чиновников из Минпромнауки и Минэкономразвития, проведен-

ный в рамках программы «Инновационная экономика» журналом «Эксперт», показал, что в целом ряде высокотехнологичных отраслей Россия до сих пор имеет потенциально сильные позиции. В первую очередь это ядерная энергетика и космическая отрасль, а уже затем - авиастроение, химия, биотехнологии, прикладная математика и программирование, лазерные технологии, технологии добычи и переработки сырья.

Основными целями государственной инновационной политики должно стать создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающих рост конкурентоспособности промышленной политики и решение социально-экономического развития:

- обеспечение более существенной поддержки государства, а также совершенствование законодательной базы (ФЗ, налоговое и антимонопольное законодательство), обеспечивающих реальные гарантии и стимулы для отечественных и зарубежных инвестиций в инновационную деятельность, способные в сочетании с отечественными кадрами и научно-техническими разработками сравнительно быстро повысить международную конкурентоспособность российской экономики;

- оптимизация управления инновационной деятельностью, предполагающей органическое сочетание государственного регулирования фундаментальных и приоритетных прикладных исследований, конкретной поддержки (прежде всего на конкурсной основе) негосударственных организаций инновационного характера и комплексного создания инфраструктуры инновационного процесса на всех его этапах.

- следующее направление касается тех отраслей, где у России есть шанс выйти в число основных инновационных стран, то есть необходимо выбрать несколько точек роста инновационной части отечественной экономики, сосредоточив на них особое внимание, начиная от прямых субсидий и льгот и заканчивая их поддержкой на политическом уровне в отношениях с другими государствами;

- создание конкурентной среды внутри страны, учитывающей особенности инновационного процесса, одновременно ограничив конкуренцию со стороны иностранных фирм;

- использование богатого зарубежного опыта в области повышения инновационной активности в экономике и стимулирования наращивания инновационных конкурентных преимуществ;

- создание развитой инновационно ориентированной системы венчурного финансирования;

- создание специфической информационной среды, способствующей развитию кооперационного взаимодействия.

Таким образом, можно сделать вывод, что экономические условия, способствующие повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, зависят от формирующейся институциональной среды в экономике, способствующих развитию рыночной конкуренции внутри страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.