Научная статья на тему 'Анализ особенностей формирования инновационной среды в корпорациях оборонного комплекса'

Анализ особенностей формирования инновационной среды в корпорациях оборонного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ / ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ / КОРПОРАЦИИ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА / THE ANALYSIS OF FEATURES / FORMATION OF THE INNOVATIVE ENVIRONMENT / DEFENSIVE COMPLEX CORPORATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов Д. В.

Results of the analysis of organizational forms of realization of innovative activity in defensive complex corporations Are presented. The modeling description of processes of reproduction of innovative potential in defensive complex corporations is given. It is spent factorial the analysis of influence of various conditions on efficiency of realization of innovative activity in defensive complex corporations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FEATURES OF FORMATION OF AN INNOVATIVE ENVIRONMENT IN THE DEFENSE INDUSTRY CORPORATIONS

Results of the analysis of organizational forms of realization of innovative activity in defensive complex corporations Are presented. The modeling description of processes of reproduction of innovative potential in defensive complex corporations is given. It is spent factorial the analysis of influence of various conditions on efficiency of realization of innovative activity in defensive complex corporations.

Текст научной работы на тему «Анализ особенностей формирования инновационной среды в корпорациях оборонного комплекса»

инновационные изменения в части инвенций, инноваций, модернизаций и имитаций, и позволяет осуществлять прогноз перспектив улучшения инновационного климата в банковской сфере.

Литература:

1. Бовин А.А. Управление инновациями в организации: учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации» / А.А. Бовин, Л.Е. Чередников, В.А. Якимович. - 2-е изд., стер. - Москва: Издательство «Омега-Л», 2008. - 415 с.

2. Воеводская Н.Д. Новые банковские технологии // Банковс-

кие услуги. - 2009. - № 11-12. - С. 15-18.

3. Володина В.Н. Об элементах стратегии разработки новых банковских продуктов (Введение в проблему) // Банковские услуги. - 2009. - № 10. - С. 18-19.

4. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. — М.: МНИИ,

2006. - 278 с.

5. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Мендели. - СПб.: Наука, 2005. -435 с.

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В КОРПОРАЦИЯХ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА

Смирнов Д.В., доцент Королевского института управления, экономики и социологии

Представлены результаты анализа организационных форм осуществления инновационной деятельности в корпорациях оборонного комплекса. Дано модельное описание процессов воспроизводства инновационного потенциала в корпорациях оборонного комплекса. Проведен факторный анализа влияния различных условий на эффективность осуществления инновационной деятельности в корпорациях оборонного комплекса.

Ключевые слова: анализ особенностей, формирование инновационной среды, корпорации оборонного комплекса.

ANALYSIS OF THE FEATURES OF FORMATION OF AN INNOVATIVE ENVIRONMENT IN THE DEFENSE INDUSTRY CORPORATIONS

Smirnov D., associate professor, Korolev Institute of management, economics and sociology

Results of the analysis of organizational forms of realization of innovative activity in defensive complex corporations Are presented. The modeling description of processes of reproduction of innovative potential in defensive complex corporations is given. It is spent factorial the analysis of influence of various conditions on efficiency of realization of innovative activity in defensive complex corporations.

Keywords: the analysis of features, formation of the innovative environment, defensive complex corporation.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве стратегических целевых ориентиров наряду с высокими стандартами благосостояния человека, развитием социального благополучия и согласия, формированием экономики лидерства и инноваций, конкурентоспособной на мировом уровне, достижением сбалансированного пространственного развития, развитием институтов экономической свободы и справедливости, большое внимание уделяется безопасности граждан и общества.

Это означает обеспечение поддержания высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, в том числе создания благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности в корпорациях оборонного комплекса.

Создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности в корпорациях оборонного комплекса при переходе национальной экономики от экспортно-сырьевой модели к инновационной модели экономического роста связано с формированием нового механизма социального развития общества. Указанный механизм, основанный на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности, требует учета комплекса следующих намеченных преобразований в РФ.

Во-первых, ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста, требует обеспечения развития человеческого потенциала России, что предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека при одновременном повышении конкурентоспособности человеческого капитала.

Во-вторых, будет продолжена линия концентрации государственного предпринимательства главным образом в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, развитием инфраструктуры.

В-третьих, поскольку уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперации, создание инновационного типа экономики требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы. Это означает необходимость повы-

шения привлекательности российских компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции. При этом необходимо реализовать наибольший потенциал конкурентных преимуществ Российской Федерации в высоко- и среднетехнологичных секторах сферы оборонного производства (авиационной, судостроительной, ракетно-космической промышленности и т.д.).

В-четвертых, для достижения российской экономикой значимого места (5 - 10%) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг не менее чем в 5 секторах, необходимо сформировать условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики. В первую очередь это относится к экономике знаний, поскольку формирование инновационной экономики означает превращение интеллектуального потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.

В сложившихся условиях для эффективного развития корпораций оборонного комплекса важны не только целевое финансирование разработки критических технологий, усиление поддержки российских компаний, работающих по ключевым для обеспечения национальной безопасности направлениям технологического развития, включая использование системы государственных закупок, поддержка приобретения российскими компаниями критических для обеспечения безопасности технологий за рубежом, но и создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности в корпорациях оборонного комплекса, направленных, в том числе, на организацию эффективной совместной работы научного сектора, органов государственной власти и бизнеса по научным исследованиям, опытно-конструкторским работам и внедрению в производство соответствующих технологий, а также использование потенциала институтов развития для ускорения процессов консолидации в высокотехнологичных секторах экономики для создания компаний - технологических лидеров мирового уровня.

Проведенные исследования показали, что среди организационных форм осуществления инновационной деятельности в корпорациях оборонного комплекса выделяются внутрифирменная, фирменная и межфирменная группы, состав и содержание которых приведены в табл.1.

Исследования динамики организационных форм осуществле-

ния инновационной деятельности в корпорациях оборонного комплекса как базовой составляющей инновационной деятельности в РФ показали следующее (рис.1).

За период с 2000 по 2008 годы общее число организаций осуществляющих исследования и разработки сокращалось со средним темпом 1,1% в год.

Характеризуя начальные фазы инновационных процессов, включая преимущественно НИР и частично ОКР, следует отметить,

что число классических научно-исследовательских организаций, доля которых составляет 52,5%, сокращалось с темпом 3,7% в год. Об этой тенденции свидетельствует и сокращение количества проектно-изыскательских организаций, доля которых составляет 1,1%, с темпом 5,6% в год.

В то же время количество ВУЗов, осуществляющих исследования и разработки, доля которых составляет 13,7%, увеличивалась с темпом 4,0% в год. Указанная динамика свидетельствует о посте-

Таблица 1. Организационные формы осуществления инновационной деятельности в корпорациях оборонного комплекса

№ Г руппа Форма Содержание

1 Внутрифир- менные формы Научноисследовательские лаборатории (центры) Поиск стратегических инновационных решений на базе фундаментальных и прикладных научных исследований.

Испытательные центры Проведение комплекса испытаний с целью определения функциональных и эксплуатационных возможностей инновационной продукции

Структуры опытного производства Отработка инновационных технологий, разработка систем инженернотехнического обеспечения и нормативной документации для производства инновационной продукции

Служба качества Совершенствование качества инновационной продукции, процессов производства и системы менеджмента качества

Временные творческие коллективы Реализации нововведений при сокращении проектных циклов силами оперативно формируемых новаторских бригад высококвалифицированных специалистов

Базовые кафедры при ВУЗах Подразделения в составе ВУЗов, осуществляющие целевую подготовку студентов по специальностям, присущим предприятию на материальнотехнической базе предприятия.

2 Фирменные формы Научноисследовательские институты (НИИ) Самостоятельное учреждение, осуществляющее организацию и проведение научных исследований и опытно-конструкторских разработок как профильных, так и обеспечивающих (техн.-эконом, исследований и информации)

Конструкторское бюро (КБ) Специальная организация, осуществляющая разработку инновационной продукции

Проектнотехнологические институты (ПТИ) Специальная организация, осуществляющая подготовку проектной и технологической документации для инновационных производств

Научнопроизводственные предприятия (НПП) Организация, осуществляющая в комплексе научные исследования, разработки, освоение в производстве и серийный выпуск продукции

3 Межфир- менные формы Научнопроизводственное объединение (НПО) Организация, проводящая масштабные научные исследования и разработки, освоение и выпуск продукции, включающая научноисследовательские, проектно-конструкторские, технологические организации, опытные производства и промышленные предприятия

Научно-технический альянс Устойчивое объединение нескольких фирм различных размеров между собой и/или с университетами, государственными лабораториями на основе соглашения о совместном финансировании НИОКР, разработке или модернизации продукции, вносящие свои вклады в виде интеллектуальных, материальных и других ресурсов, а после достижения результатов, получающие по соглашению свою долю интеллектуальной собственности

Консорциум Добровольное объединение организаций для решения конкретной задачи, связанной с реализацией инновационной программы (крупного проекта), предполагающее разделение ответственности между компаниями-учредителями, равные права партнеров и централизованное управление (в форме координационного центра или межфирменного научноисследовательского центра (МНИЦ)) при сохранении участниками своей полной хозяйственной самостоятельности.

Совместное предприятие (СП) Институт межфирменного сотрудничества в разработке, производстве или маркетинге инновационной продукции, предполагающий вклад со стороны партнеров в виде капитала, технологии или других активов при разделении ответственности в управлении между фирмами-партнерами. СП создаются с целью: получения передовой технологии производства, получения прав на использование товарного знака, стимулирования экспорта, получения сырья и оборудования, обеспечения финансирования, применения передовых схем управления. Направленность деятельности СП подразумевает: сотрудничество между фирмами в исследованиях; обмен инновационными технологиями в рамках единых продуктовых линеек; совместную разработку инновационной продукции; сотрудничество посредством выполнения различных функций при реализации стадий жизненного цикла инновационной продукции.

Рис.1. Динамики организационных форм осуществления инновационной деятельности в РФ.

пенном перемещении инновационной деятельности в части НИОКР от старых форм (НИИ) к ВУЗам. Об этой тенденции косвенно свидетельствует и тот факт, что количество научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений в организациях, доля которых составляет 6,5%, сокращалось с темпом 1,4%.

Сокращение количества научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений в организациях также свидетельствует о росте уровня специализации организаций, осуществляющих инновационную деятельность. Об этой тенденции также свидетельствует рост числа конструкторских бюро, доля которых составляет 11,4%, с темпом 13,2%, а также опытных заводов, доля которых составляет 1,6%, с темпом 17,3% в год. Одновременно росла доля (темп 13,1%) предприятий, осуществляющих исследова-

ния и разработки, других организационных форм, доля которых составляет 13,0%. Причем всплеск создания предприятий новых организационных форм, осуществляющих исследования и разработки, пришелся на благополучный докризисный 2007 год, когда рост их числа составил 76%.

Следует отметить, что этот всплеск отразился и на общей динамике числа организаций, осуществляющих инновационную деятельность в РФ (+9,2% по отношению к 2006 году).

С учетом выявленной динамики изменения организационных форм осуществления инновационной деятельности в работе был проведен факторный анализ влияния различных условий на эффективность осуществления инновационной деятельности в корпорациях оборонного комплекса. В качестве основных составляющих

Рис. 2. Факторный анализ влияния материальной и нематериальной составляющих на эффективность осуществления инновационной

деятельности в корпорациях оборонного комплекса

Утилизация

продукции

Г арантийное обслуживание и ремонт

инновационной

продукции

Техническая

помощь и

поддержка при

эксплуатации

заказчиком

инновационной

продукции

Монтаж и ввод в эксплуатацию инновационной продукции у заказчика

Комплектация, упаковка и хранение продукции

Реализация и

распространени

е

инновационной

продукции

л

Маркетинговые

исследования

перспективных

направлений

инновационного

развития

Г енерация

инновационных

идей

Воспроизводство инновационного потенциала:

1) актуализация базы данных перспективных

направлений инновационного развития;

2) отработка моделей генерации и привлечения инновационных идей

3) формирование банка данных инновационных

идей;

4) формирование системы ресурсного обеспечения инновационных разработок;

5) отработка схем реализации инновационных разработок;

6) формирование и развитие базы опытного

производства и испытательной базы;

7) разработка механизмов подготовки

инновационных производственных технологий и процессов

8) формирование комплекса инновационных подходов к материально-техническому снабжению

9) отработка технологий опытной эксплуатации инновационной продукции совместно с заказчиком и внесения необходимых корректировок в конструкторскую и технологическую документацию

10) инновационное развитие производства, направленное на минимизацию издержек (включая подготовку и повышение квалификации персонала)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11) инновационное развитие системы контроля и испытаний при серийном производстве

12) инновационное развитие схем комплектации продукции (включая ЗИП), упаковки и хранения

13) развитие инновационных схем реализация и распространение инновационной продукции (включая совершенствование моделей сбытовой и транспортной логистики)

14) инновационное развитие схем монтажа и ввод в эксплуатацию инновационной продукции у заказчика

15) отработка моделей информационной, консалтинговой и технической помощи и поддержки процессов эксплуатации инновационной продукции

16) инновационное развитие системы гарантийного обслуживания и ремонта эксплуатируемой продукции

Испытания и

контроль

серийно

производимой

продукции

Л

Производство

инновационной

продукции

Ресурсное

обеспечение

і разработок /

Г

Л

Разработка

инновационной

продукции

Опытное производство и испытания инновационной продукции

Подготовка инновационных производственных технологий и процессов

Инновационное развитие подходов к материальнотехническому снабжению

Производство

пробных партий

1 инновационнои

продукции и

I опытная

эксплуатация

заказчиком

Рис. 3. Схема воспроизводства инновационного потенциала в корпорациях оборонного комплекса.

эффективность осуществления инновационной деятельности в корпорациях оборонного комплекса в работе рассматривались: динамика осуществления технологических, организационных и маркетинговых инноваций.

Проведенные исследования показывают, что практически по всем составляющим инновационной деятельности в корпорациях оборонного комплекса наблюдается проблема «достижения критической массы» этой деятельности. Так технологические инновации реализуют всего 9,6% организаций. Продуктовые инновации составляют лишь 5,1% в общем объеме реализуемой продукции. Организационные инновации реализуют лишь 3,5%, а маркетинговые инновации всего 2,6%.

Все внутренние факторы, определяющие эффективность осуществления инновационной деятельности в корпорациях оборонного комплекса были условно разделены:

- на материальные, определяющие экстенсивный характер развития,

- и нематериальные, определяющие процессы интенсификации.

Результаты оценки этих составляющих на различные показатели инновационной деятельности, представленные на рис.2, свидетельствуют, что материальное и нематериальное воздействие оказывают равное влияние на инновационную активность корпораций оборонного комплекса.

Наибольшее положительное влияние материальной составляющей на эффективность инновационной деятельности связано с обучением персонала и изобретениями. Решающее влияние инвестиционные воздействия оказывают на создание передовых технологий.

Однако если обратиться к составляющим распространения инноваций, то здесь мы наблюдаем проблему критической массы. Нематериальные стимулы преобладают в вопросах создания технологических и организационных инноваций. А создание инновационной продукции и маркетинговых инноваций осуществляется в условиях преодоления дефицита инвестиционных ресурсов.

Проведенный факторный анализ влияния различных условий на эффективность осуществления инновационной деятельности в корпорациях оборонного комплекса позволил перейти к моделированию процессов воспроизводства инновационного потенциала в корпорациях оборонного комплекса.

Сформированная в процессе исследований схема воспроизводства инновационного потенциала в корпорациях оборонного комплекса представлена на рис.3. Представленная на рис.3 модель характеризует динамику процессов воспроизводства инновационного потенциала в корпорациях оборонного комплекса при реализации жизненного цикла инновационной продукции в рамках цикла: «производство - распределение - обмен - потребление».

Этапы 1-4 воспроизводства инновационного потенциала в корпорациях оборонного комплекса образуют фазу накопления научного потенциала.

Этапы 5-8 воспроизводства инновационного потенциала в корпорациях оборонного комплекса отражают содержание и особен-

ности фазы трансформации накопленного научного потенциала в инновационную продукцию.

Этапы 9-12 воспроизводства инновационного потенциала в корпорациях оборонного комплекса отражают содержание и особенности фазы диффузии инновационной продукции, включая осознание необходимости перехода на новый уровень инновационного развития.

Этапы 13-16 воспроизводства инновационного потенциала в корпорациях оборонного комплекса отражают содержание и особенности накопления потенциала в фазе эксплуатации инновационной продукции, включая осознание необходимости перехода на новый уровень инновационного развития.

Полученные результаты позволяют сформировать систему создания благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности в корпорациях оборонного комплекса.

Литература:

1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М., 1989.

2. Ансофф И. Стратегическое управление. Сокр. перевод с англ. М.: Экономика, 1989.

3. Бандурин А. В., Басалай С. И., Ли И. А. Проблемы оперативного управления активами корпораций. Под ред. д. э. н. В. В. Бандурина - М.: «ТДДС Столица-8», 2004.

4. Бланк И. А. Управление прибылью. - М.: Ника-Центр. - 2008.

5. Глазьев С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов. Научный доклад. Москва,

2007.

ОЦЕНКА КОНЦЕНТРАЦИИ ЗАТРАТ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОТРАСЛЯХ

Болвачев А.А., аспирант ФАОУ ДПО ГАСИС

Статья посвящена оценке концентрации рынка высокотехнологичной продукции. Предложенный подход к количественной и качественной оценке степени концентрации рынка высокотехнологичной продукции обладает общностью и может быть рекомендован для применения в различных сферах экономики.

Ключевые слова: инновационная деятельность, конкуренция, концентрация, рынок высокотехнологичной продукции, затраты на исследования и разработки, отраслевая структура затрат, индекс Херфиндаля-Хиршманна.

ASSESSING THE COST OF THE CONCENTRATION OF INNOVATION IN HIGHTECH INDUSTRIES

Bolvachev A., the post-graduate student, FAOUDPO GASIS

Article is devoted to assessing market concentration, high-tech products. The proposed approach to the quantitative and qualitative assessment of the degree of market concentration, high-tech products has generality and can be recommended for use in various sectors of the economy.

Keywords: innovation, competition, concentration, high-tech market, the cost of research and development, industry cost structure, Herfindal-Hirschman index.

В современных условиях инновации и инновационная деятельность, особенно в высокотехнологических отраслях, приобретают все большее значение, становятся важным инструментом конкурентной борьбы и одной из основных составляющих стратегии развития экономических систем [1]. Уровень развития инновационной сферы определяет перспективы и влияет на темп развития экономики. Но, несмотря на большое внимание, которое высшее руководство нашей страны оказывает инновационному развитию и повышению доли высокотехнологичного производства в ВВП таких секторов, как авиастроение, судостроение, космическая отрасль, электронная промышленность, именно они оказались в числе наиболее пострадавших от кризиса. В 2009-2010 гг. в целом удалось сохранить бюджетную поддержку этих секторов на приемлемом уровне, но этой поддержки хватило только для обеспечения выживания ключевых предприятий, ее оказалось недостаточно для действенного повышения глобальной конкурентоспособности и экспансии на внешние рынки [2].

В наших предыдущих публикациях рассматривалось развитие инновационной деятельности в России и странах мира [3], состояние и тенденции развития мирового рынка высокотехнологичной продукции [4], перспективы развития экономики России по инновационному пути [5]. Была обоснована важность оценки таких сто-

рон инновационной деятельности в высокотехнологических отраслях, как сравнительный анализ уровня и динамики расходов на исследования и разработки в России и разных странах мира, анализ уровня и динамики экспорта высокотехнологичной продукции.

Данная статья посвящена методическим аспектам оценки концентрации затрат на инновационную деятельность в высокотехнологических отраслях. Инструментарием исследования явился пакет статистических программ анализа данных общественных наук SPSS Base [6], обладающий богатым набором аналитических процедур и графических построений, эмпирической базой - источник

[7].

В настоящее время сложилась ситуация, когда на мировом рынке высокотехнологичной продукции основную роль играют лишь немногие страны, сумевшие опередить конкурентов в том или ином секторе производства. Так, основными производителями высокотехнологичной продукции по секторам экономики в настоящее время являются:

- в аэрокосмической сфере: США, страны ЕС и Азии, Великобритания, Германия, Япония, Франция и Италия:

- в производстве фармацевтических препаратов: США, страны ЕС и Азии, Япония, Китай, Франция, Великобритания, Южная Корея, Италия и Ирландия;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.