Научная статья на тему 'Проблемы и стратегические задачи повышения конкурентоспособности экономики России'

Проблемы и стратегические задачи повышения конкурентоспособности экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерасова Елена Анатольевна

In the article, strategic approaches to the problem of increasing of competitiveness of the Russian economy are highlighted. Its competitiveness rating is compared to the referring ratings of developed countries. Competitive advantages and disadvantages of Russia at the world markets are characterized, problems of domestic goods and services certification are analyzed. The author emphasizes the problem of raising of Russian economy competitiveness, considering certain industries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic Tasks of Increasing Russian Economy Competitiveness

In the article, strategic approaches to the problem of increasing of competitiveness of the Russian economy are highlighted. Its competitiveness rating is compared to the referring ratings of developed countries. Competitive advantages and disadvantages of Russia at the world markets are characterized, problems of domestic goods and services certification are analyzed. The author emphasizes the problem of raising of Russian economy competitiveness, considering certain industries.

Текст научной работы на тему «Проблемы и стратегические задачи повышения конкурентоспособности экономики России»

2003 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 5. Вып. 1 (№ 5)

ЭКОНОМИКА РОССИИ

Е.А. Ерасова

ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Разработка стратегии повышения конкурентоспособности требует специальных, в том числе международных, исследований, которые должны давать обоснованные ответы на вопросы о том, что необходимо предпринять для упрочнения позиций товаропроизводителей на внешних рынках, каким образом не потерять позиции на внутреннем рынке при усилении международной конкуренции, каковы перспективные конкурентные возможности и преимущества отечественного производства, и на ряд связанных с ними вопросов, в частности, о последствиях присоединения к Всемирной торговой организации.

Перспективные подходы к решению стратегических задач повышения конкурентоспособности экономики можно определить, исходя из оценок Всемирного экономического форума, Института макроэкономических исследований, Международной торговой палаты, Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института и других организаций.

Уже выполненные исследования позволяют констатировать «низкое качество» роста российской экономики в 1999-2001 гг., который еще не обеспечивает серьезных изменений ее конкурентоспособности. Удельный вес промышленной продукции, производимой на инновационной основе и являющейся инновационной, не растет, а даже несколько сокращается. В 1995-1997 гг. доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства составляла 3 %, в 1999-2001 гг.-2,4 %. По данным Международного института развития менеджмента, в рейтингах конкурентоспособности Россия в 1997 г. находилась на 46-м месте, 1998-на 43, 1999-на 46, в 2000-на 47, в 2001 г.-на 45-м месте.1

В оценках Всемирного экономического форума позиции РФ по рейтингу конкурентоспособности в период 1999-2001 гг. изменялись следующим образом (см. таблицу).

Экономика России обнаруживает по этим оценкам тенденцию к снижению конкурентоспособности и темпов ее роста. По уровню конкурентоспособности РФ находится почти в одном ряду с Украиной (60-е место по рейтингу текущей конкурентоспособности в 2001 г.), Румынией (61-е), Вьетнамом (62-е), Перу (63-е место).

При ориентации на уже традиционную для нее модель развития главным образом сырьевого экспорта экономика России не сможет обеспечить темпы роста выше 3-4 % в год, что

ЕРАСОВА

Елена Анатольевна

- канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики СПбГУ. В 1982 г. окончила Инженерноэкономический университет и в 1990 г. - аспирантуру экономического факультета ЛГУ по специальности «Мировое хозяйство и международные экономические отношения». Сфера научных интересов - проблемы конкурентоспособности экспортной продукции и национального производства, международная стандартизация продукции и услуг, международный маркетинг. Автор свыше 50 научных публикаций.

© Е.А. Ерасова, 2003

явно недостаточно для усиления ее позиций в мировом хозяйстве и удовлетворения внутренних потребностей предприятий и населения страны.

Сравнительная конкурентоспособность российской экономики и экономики ряда развитых стран

Страна Место в рейтинге текущей конкурентоспособности Место в рейтинге повышения конкурентоспособности

1999 г. 2000 г. 2001 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.

Финляндия 2 1 1 11 6 1

США 1 2 2 2 1 2

Г ермания 6 3 4 - — -

Швейцария 5 5 5 - - -

Россия 55 52 58 53 59 63

Источник: Global Competitiveness Report 2000, 2001-2002. World Economik Forum.

Из годового отчета Всемирного экономического форума за 2001 г. следует, что по инвестициям в основной капитал (в процентах к ВВП) российская экономика в 2000 г. находилась на 56-м месте, по трансферту технологии (на основе лицензионных соглашений с зарубежными партнерами) - на 51-м, по средней ставке таможенного тарифа - на 53-м, доступности кредитных ресурсов - на 54-м, скрытым импортным барьерам - на 57-м, уровню безработицы - на 47-м месте.2

К сильным позициям России в конкуренции на мировых рынках зарубежные специалисты относят: достаточно высокий уровень обеспеченности предприятий научнотехническим персоналом-5-е место в 2000 г. (по рейтингу Международного института развития менеджмента); соотношение ВНП и уровня энергопотребления - 8-е место (по тому же рейтингу); уровень процентных ставок по краткосрочным кредитам - 1-е; количество научных работников на душу населения - 7-е; цены на электроэнергию для промышленного потребления - 2-е место; 4-е место по темпам роста ВВП на душу населения; одно из первых мест по темпам прироста золотовалютных резервов; 2-е место по темпам роста стоимостных объемов экспорта и т.д.

В РФ выдается патентов на изобретения и открытия в 4 раза больше, чем в Великобритании, в 11,6 раза больше, чем в Китае, в 47 раз больше, чем в Бразилии. Уровень же почасовой оплаты труда в обрабатывающей промышленности (около 0,5 долл. США) является одним из самых низких в мире (2,1 % от уровня оплаты в Германии, 2,4 % - от уровня оплаты в США).3 Однако доля России на мировых рынках высокотехнологичной продукции составляет лишь примерно 0,5 % (для сравнения: в США - 40 %). Правда, она лидирует в разработке и развитии до 15 макротехнологий из 45-50 используемых в мировой экономике.4

По данным опросов самих отечественных производителей, проводимых Центром экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, лишь 5-8 % из них считают, что промышленная продукция России имеет высокий уровень конкурентоспособности на-рынках других стран. Около половины опрошенных оценивают этот уровень как средний, 17-19 % - как низкий (по данным за 2000 г.).

Важнейшими препятствиями на пути повышения конкурентоспобности по-прежнему остаются высокая степень морального и физического износа оборудования, несоответствие показателей эффективности производства и качества большинства видов продукции и услуг международным требованиям и стандартам, низкая эффективность тарифно-таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. В нефтедобывающей промышленности половина технических средств изношена более чем на 50 %, морально устарело около 70 % буровых установок, только 14 % оборудования соответствует его мировому уровню.

Одной из серьезных проблем является и несовершенство российской системы и практики сертификации продукции и услуг.

Существующая в РФ обязательная сертификация слишком усложнена и дорогостояща, отвлекает значительные средства и время от реальных процессов производства и реализации товаров и не стимулирует повышение их качества. К тому же на практике имеет место подделка сертификатов, а система контроля, как правило, сводится лишь к контролю документации. Сложность системы сертификации, в которой действуют сотни аккредитованных официальных органов, способствует развитию коррупции. Закон «О защите прав потребителей» не обеспечивает реальной защиты их интересов, а отсутствие необходимой системы ответственности не гарантирует повышения качества и экспортной продукции.

Анализ ситуации, существующей в российской экономике, позволяет утверждать, что к основным стратегическим задачам повышения ее конкурентоспособности относятся:

- «догоняющая» и «опережающая» техническая и технологическая модернизация ряда производств, обладающих достаточно высокими конкурентными возможностями (на которые уже сейчас обращают внимание 5 - 8 % российских товаропроизводителей);

- ускорение вступления в ВТО - для более последовательной и интенсивной переориентации производства товаров и услуг на международно признанные сертификаты и стандарты (при условии установления дифференцированного переходного периода для отдельных производств и отраслей);

- разработка и реализация новой промышленной политики, которая предусматривала бы обоснованное определение приоритетов в финансировании отдельных производств и отраслей, в том числе путем привлечения иностранного капитала;

- разработка и реализация политики нового протекционизма, обеспечивающей защиту внутреннего рынка от неоправданного импорта, стимулирование экспорта ряда товаров, перспективных по параметрам международной конкурентоспособности (за счет развития системы субсидий, кредитования, государственных закупок, гарантий и изменения тарифного и нетарифного регулирования экспортных и импортных операций);

- изменение существующей системы ценообразования и оплаты труда с учетом международных тенденций в этих областях, обусловленных и структурными сдвигами в мировом хозяйстве (развитием «информационного производства», изменениями в производстве и потреблении энергетических и сырьевых ресурсов и т.п.).

В отраслях топливно-энергетического комплекса России существующие стратегические разработки (прежде всего подготавливаемый документ «Энергетическая стратегия России в период до 2020 года») нуждаются в уточнении, если принять во внимание, по крайней мере, следующие тенденции: снижение в неотдаленной перспективе мирового потребления ряда энергетических ресурсов (в частности, нефти) и мировых цен на них; повышение цен на газ и электроэнергию на внутреннем рынке и обусловленное им увеличение производственных издержек и инфляции; объективный (подтверждаемый всей мировой практикой) процесс концентрации капитала, требующий взвешенного подхода к решению проблем реструктуризации ТЭК и проведению антимонопольной политики; продолжающийся вывоз капитала из

России, требующий более энергичных и последовательных мер по улучшению инвестиционного климата в отечественной экономике; интенсификацию (о чем опять-таки свидетельствует мировая практика) процессов региональной международной экономической интеграции, в частности, в Евразийском экономическом сообществе; формирование новых мировых товарных рынков, предполагающее стратегический поиск путей выхода отечественных производителей на эти рынки.

В этой связи особое значение приобретает более глубокий анализ последствий присоединения к ВТО - анализ проблем, обусловленных неизбежным закрытием депрессивных производств, особенно в регионах, в которых они являются базовыми, устранением неоправданного разрыва между внутренними и мировыми ценами, уменьшением бюджетных доходов при снижении импортных тарифов и отмене экспортных пошлин, социальными последствиями перепрофилирования предприятий и роста безработицы и т.д.

Решение этих проблем требует определения новых направлений повышения конкурентоспособности российской экономики, не связанных лишь с экспортными возможностями ее сырьевых и энергетических отраслей.

Необходимы более стратегически осмысленные решения по ряду направлений, на которых страна реально может усилить свои конкурентные позиции. Имеется в виду, в частности и в первую очередь, создание механизмов, которые позволили бы воплотить существующие в России технические и технологические (часто уникальные) идеи в продукты с высокой конкурентоспособностью. В таких «механизмах» решающим фактором выступает отвечающая потребностям постиндустриальной экономики стратегия развития науки и научнотехнических разработок, их финансирования и стимулирования труда ученых и специалистов.

Не менее важны современные (учитывающие реалии процесса экономической глобализации) подходы к привлечению и использованию иностранного капитала. Нужно изменять структуру отечественного фондового рынка, расширять страховой рынок, повышать ликвидность консолидированных операций, учитывая при этом, что задача состоит не в искусственном ограничении притока иностранных капиталовложений, а в обеспечении более высокой степени привлекательности отечественных фондового и страхового рынков, в эффективном регулировании импорта и экспорта капитала.

Привлечение капитала в реальный сектор экономики, в том числе и отечественного (в России имеются очень значительные суммы свободных денежных средств), требует большой «прозрачности» компаний, разработки ими обоснованных бизнес-планов, специального государственного механизма стимулирования инвестиций в наиболее перспективных отраслях и производствах, совершенствования законодательства и последовательного (с позиций развития бизнеса) осуществления реформ судебной системы.

При указанных стратегических решениях могут оказаться конкурентоспособными и те отрасли экономики, которые очень серьезно отстали в технико-технологическом отношении от аналогичных отраслей в развитых странах. Это относится и к металлургии, и к авиа- и автомобилестроению, и к легкой промышленности, и к другим отраслям.

В цветной металлургии, например, Россия занимает 2-е место в мире по размерам экспорта алюминия. Однако в экспорте преобладает необработанный алюминий, и в стоимостном выражении доля в мировом экспорте этой продукции составляет менее 10 %. Возможности повышения конкурентоспособности, соответственно, напрямую зависят от повышения степени переработки исходного сырья, расширения производства продукции с высокой добавленной стоимостью, от программирования и стимулирования таких изменений.

В автомобилестроении при обострении конкуренции между ведущими автомобильными фирмами мира и несоответствии отечественных автомобилей международным стандартам по

качеству (надежности, многим техническим характеристикам, экономичности, экологичности и т.д.) повышение конкурентоспособности этой продукции на внешнем и внутреннем рынках возможно только при существенной технологической и организационной модернизации производства, в том числе за счет создания предприятий с участием иностранного капитала, более эффективной и последовательной международной специализации и производственной кооперации, организации эффективных сборочных производств.

Необходимо, как говорят многие специалисты, сделать все для того, чтобы иностранные компании развивали производство автомобилей в самой России. При этом следует учитывать, что с автомобилестроением связан целый комплекс отраслей российской экономики и растущая сфера специальных услуг, а следовательно, и вопросы занятости населения.

Стратегической задачей является расширение производства комплектующих изделий, повышение их качества и увеличение в России выпуска собственных дешевых автомобилей, способных составить конкуренцию иностранным автомобилям такого же класса.

В авиационной промышленности достаточно уверенные позиции в международной конкуренции уже сейчас имеют российские предприятия, создающие некоторые виды военных самолетов и вертолетов. Существуют перспективы для укрепления и расширения этих позиций при условии проведения последовательных и продуманных организационных и экономических мероприятий, направленных на наращивание экспортного потенциала отрасли.

В то же время нужно признать, что существующие разработки авиалайнеров мало конкурентоспособны. Например, эксплуатация Ил-96-300 в 2,5 раза менее выгодна, чем эксплуатация Боинга-767 - по налетам, межремонтным периодам и т. д.

Перспективна программа производства грузовых самолетов Ил-76-Т (но при условии оснащения их современными двигателями, что является большой проблемой), а также разработки аналогов Боинга.

В целом вместо десятка КБ и нескольких десятков авиазаводов для повышения конкурентоспособности нашей авиационной промышленности необходимо сформировать 1-2 вертикальных холдинга. Государство, соответственно, должно обеспечить поддержку производства не на всех заводах, а разработку и организацию одного-двух конкурентоспособных семейств самолетов.

В гражданском судостроении имеются возможности производить на уровне мировых стандартов атомные ледоколы, плавучие буровые платформы, суда на подводных крыльях и воздушной «подушке», суда «река-море» и некоторые другие.

В лесопромышленном комплексе имеются производственные мощности и подготовленные инвестиционные проекты, которые позволяют России рассчитывать на увеличение производства, например, газетной бумаги (до 2 млн т) и на значительный рост сбыта ее на рынках многих стран. (По прогнозным оценкам Института макроэкономических исследований, РФ могла бы занять 3-е место в мире по экспорту газетной бумаги.)5

В легкой и пищевой промышленности существуют реальные возможности для повышения конкурентоспособности и увеличения экспорта льняных и шелковых тканей, некоторых видов бельевого трикотажа, продукции рыбной промышленности и т.д.

Особой проблемой, тесно связанной с проблемой здоровья населения, является повышение конкурентоспособности отечественной фармацевтической промышленности, в том числе для уменьшения импорта дорогостоящих зарубежных лекарств и медицинских препаратов. Если до 2005 г. российские фармацевтические предприятия не будут отвечать стандарту вМР (новые технологические и санитарные нормы и т.д.), они должны будут лишаться лицензии или закрываться. (На внедрение стандарта вМР среднему предприятию в России нужно около 30 млн долл.)

Решение этой проблемы предполагает использование и активных защитных мер, в частности, повышение пошлин на импортные лекарства - аналоги отечественных. Вместе с тем главные решения находятся в сфере технической и технологической модернизации россий-

ских фармацевтических предприятий, оборудование у многих из них изношено на 70 %.

Существуют некоторые возможности для повышения конкурентоспособности продукции аграрно-промышленного комплекса России и увеличения соответствующего экспорта. (В 2001 г. в РФ было произведено 82 млн т зерна при внутренней потребности в нем в размере 72 млн т, в том числе с учетом нужд животноводства.)

Но выходу на мировые рынки продукции нашего сельского хозяйства, АПК в целом препятствуют очень жесткая международная конкуренция, отсутствие необходимого субсидирования экспорта со стороны государства, неразвитость инфраструктуры, особенно портовой, изношенность основных средств производства, наконец, то обстоятельство, что запасы продукции АПК, прежде всего переходящие запасы зерна, у нас находятся на уровне 8-9 % годового его потребления - ниже уровня продовольственной безопасности (16-17 % годового потребления).

Стратегия повышения конкурентоспособности с учетом перспективы членства в ВТО предполагает несколько принципиальных решений:

- обеспечение уровня тарифной защиты отечественных производителей. Снижение этого уровня не представляется слишком большой угрозой, поскольку уже сейчас средний тариф в России (около 10 %) ниже, чем у большинства стран - членов ВТО. Он ниже, чем в РФ, только у Австралии, Новой Зеландии и Эстонии;

- ускоренное рассмотрение проблемы гармонизации законодательства - с учетом требований ВТО, ИСО (Международной организации по стандартизации) и обязательств в рамках Евразийского экономического сообщества;

- более оперативное - в соответствии с принятыми программными документами - углубление евразийской экономической интеграции;

- должны быть реанимированы Программа стимулирования промышленного экспорта - в соответствии с Законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в Российской Федерации», программы создания зоны свободной торговли и специализированных зон экспортного производства;

- крайне важно безотлагательно разработать комплексную систему поддержки экспортной деятельности малого бизнеса;

- особое значение в современных условиях приобретают давно назревшие специальные организационные решения. К ним относятся формирование единой системы внешнеторговой информации; учреждение межведомственных органов с участием "торгово-промышленных палат и союзов производителей и экспортеров; проведение коммерческих презентаций за рубежом с участием зарубежных торговых представительств отдельных фирм.

Естественно, в центре внимания должны находиться те отрасли производства, которые уже в настоящее время имеют целый ряд конкурентных преимуществ. Это и российская космическая промышленность, и отдельные военные производства, в том числе производство военных самолетов и обычных вооружений. На мировом рынке последних Россия удовлетворяет примерно 15 % потребностей всех стран.

К таким отраслям относятся и еще долго будут относиться и традиционные российские экспортные отрасли, имеющие определенные конкурентные возможности - газовая, энергетическая, некоторые сырьевые отрасли. В РФ сосредоточено 36 % мировых запасов газа, 13 % мировых разведанных запасов нефти. Она занимает первое место в мире по дешевизне электроэнергии, используемой на промышленные нужды.

Центральной задачей является рассмотрение и совершенствование рыночного позиционирования тех производств, прежде всего наукоемких, при развитии которых страна уже в настоящее время несет очевидные конкурентные преимущества.

В современных условиях для повышения конкурентоспособности нашей экономики необходимо отказываться от традиционного субсидирования любых капиталовложений и переходить к широко используемой в развитых странах адресной государственной поддержке

экспортно-ориентированных производств, предусматривающей увеличение ассигнований (кредитов) на развитие экспорта, проведение научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, поддержку регионального экономического развития, особенно в приграничных районах, заключение инвестиционных контрактов между государством и крупными инвесторами, совершенствование системы государственных гарантий, в том числе для участия предприятий в международных тендерах.

Одной из актуальных задач в этой связи является освобождение' предприятий-экспортеров от уплаты налога на добавленную стоимость, снижение таможенных пошлин на импортные комплектующие и стимулирование развития международной производственной кооперации.

Большое значение для повышения конкурентоспособности национальной экономики имеет также переориентация определенной части внешних государственных и региональных займов на решение проблем технико-технологической модернизации.

В сфере законодательства к числу конкретных решений может быть отнесено использование в законодательстве о банках категории инвестиционных кредитов с особым режимом резервирования и принятие, по опыту США, «комплексных законов» о торговле и конкурентоспособности.

1 The World Competitiveness Yearbook. IMD. 2001.

2 См.: Народное хозяйство России в условиях мировой конкуренции: Сборник. М., 2002. С. 30, 31.

3 Там же. С. 32,33, 34.

4 Вызовы XXI века и экономическое развитие России. М., 2002. С. 11-12.

5 Народное хозяйство России в условиях мировой конкуренции. С. 63.

Статья поступила в редакцию 11 декабря 2002 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.