Научная статья на тему 'Российская практика технического регулирования: проблемы и стратегические решения'

Российская практика технического регулирования: проблемы и стратегические решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
415
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерасова Елена Анатольевна

In the paper, for the first time in the economic literature of Russia, the complex evaluation of achievement, problems, and strategy of technical regulation in the Russian economy is done. For this purpose, technical regulation princi ples used in market economies are analyzed. The article also reviews the implementation of Russian Technical regulation act adopted in 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Experience in Technical Regulation: Problems and Strategy Decisions

In the paper, for the first time in the economic literature of Russia, the complex evaluation of achievement, problems, and strategy of technical regulation in the Russian economy is done. For this purpose, technical regulation princi ples used in market economies are analyzed. The article also reviews the implementation of Russian Technical regulation act adopted in 2002.

Текст научной работы на тему «Российская практика технического регулирования: проблемы и стратегические решения»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ

Е.А. Ерасова

РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Одной из центральных хозяйственных проблем России, как и других стран, стремящихся к созданию конкурентоспособной рыночной экономики, является обеспечение соответствия отечественной продукции международно признанным стандартам и техническим регламентам.

Решение этой проблемы возможно только при организации современной системы технического регулирования.1

Организация технического регулирования производственных процессов определяется состоянием законодательства, стандартизации, характером оценки соответствия. От нее в условиях рыночной конкуренции непосредственно зависит возможность преодолевать различного рода барьеры, в том числе технические.2

Определенные условия в России для этого созданы. В ней представлены все главные международные регистраторы — аккредитованные органы по сертификации: BVQI (Bureau Veritas Quality International); BSI (British Standard Institute), LRQA (Lloyd’s Register Quality Assurance) — Великобритания; DNV (Det Norske Veritas) — Норвегия; TUV CERT — Германия; ABS Quality Evaluations — США и др. Взаимное признание сертификатов осуществляется и через международную сертификационную сеть — IQNet (International Certification Network), функционирующую с 1990 г. и имеющую более 150 представительств по всему миру.3 Партнерами IQNet являются 36 ведущих сертификационных компаний различных стран.

Вместе с тем для России это достаточно сложная проблема. Существовавшая до сих пор государственная система стандартизации и сертификации в РФ по многим видам продукции и услуг — одно из самых серьезных препятствий для усиления ее конкурентных позиций в мировой экономике. Сохраняющаяся практика использова-

Елена Анатольевна ЕРАСОВА — канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики СПбГУ. В 1982 г. окончила Инженерно-экономический университет и в 1990 г. — аспирантуру экономического факультета ЛГУ по специальности «Мировое хозяйство и международные экономические отношения». Сфера научных интересов — проблемы конкурентоспособности экспортной продукции и национального производства, международная стандартизация продукции и услуг; международная торговля и конъюнктура мировых товарных рынков. Автор 60 публикаций.

© Е.А. Ерасова, 2006

ния устаревающих государственных стандартов (ГОСТов) не способствует повышению качества товаров и услуг, технической и технологической модернизации производства. Один только пример: в 2003 г. в США из торговых предприятий была отозвана партия российского молока «Можайское» и «Милая Мила», содержащего сульфо-намид, — вещество, способное вызвать у человека аллергическую реакцию. Несмотря на достаточную жесткость российских ГОСТов по пищевым продуктам, они не предусматривали тест на сульфонамид.

В отношениях с Россией страны с развитой рыночной экономикой часто возводят и определенные дополнительные барьеры. Так, к российским автомобилям в Швеции сравнительно недавно были предъявлены более высокие требования, чем к автомобилям других стран, по токсичности выхлопных газов, а в Швейцарии — по уровню шума, более жесткие, чем по нормам ЕЭК ООН.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Парламент РФ принял Закон «О техническом регулировании» (вступивший в силу 1 июля 2003 г.), являющийся первым крупным шагом к повышению конкурентоспособности производимых в стране товаров и услуг. Это один из самых важных российских законов, поскольку им предусматривается коренная реформа технического регулирования в стране, — реформа, давно назревшая, так как система технического регулирования в РФ во многом по инструментарию остается советской. Принятие данного нормативного акта создает основу для оптимизации процесса регулирования предпринимательской деятельности, минимизации ведомственного нормотворчества, позволяет снизить административное давление на бизнес и в конечном счете существенно повысить конкурентоспособность российской экономики.

Реформа технического регулирования в соответствии с мировой практикой рыночной конкуренции направлена на то, чтобы перенести основную ответственность за качество, безопасность продукции и услуг с государства, государственных ведомств на производителя и продавца. Предусматривается переход от всеобщей обязательной сертификации продукции на соответствие требованиям государственных стандартов к более либеральной ее форме, отвечающей принципам свободной конкуренции, — декларированию продукции и услуг (их качества и безопасности) самим производителем, а также продавцом. В 2010 г. (год завершения реформы) планируется, что 60% продукции, поступающей на внутренний рынок, будет декларироваться, 30% — выпускаться без обязательного соответствия требованиям государственной сертификации и лишь 10% — сертифицироваться по-прежнему.4

Ранее принятые законы «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг» утрачивают силу. Предусмотрены инвентаризация десятков тысяч (от 40 до 60 тыс.) нормативных ведомственных актов и существенное повышение уровня прозрачности нормативной базы. С этой целью в 2003 г. создан Информационный фонд технических регламентов и стандартов. В законной силе останутся лишь некоторые государственные стандарты, но как стандарты, применяемые на добровольной основе (за некоторым исключением: в сферах оборонно-промышленного комплекса, социальной и т.п.).

Новый Закон определяет цели, основные направления, принципы стандартизации в Национальной системе стандартизации, организационную структуру этой системы, функции, права и обязанности ее участников, финансовые основы деятельности. В Национальную систему стандартизации Российской Федерации теперь входят: Федеральный орган по техническому регулированию, федеральные органы исполнительной

власти, Межведомственный совет по стандартизации, Национальный орган по стандартизации Российской Федерации, технические комитеты по стандартизации; разработчики национальных стандартов, организации-изготовители и потребители продукции; научные организации, проводящие работы по стандартизации, эксперты, организации, осуществляющие информационное обеспечение Системы.5

Национальная система стандартизации разрабатывается на основе анализа национальной и зарубежной стандартизации, в том числе американской «Национальной стратегии стандартизации», документов ИСО по созданию и руководству национальным органом по стандартизации, а также с учетом условий участия в ВТО.

К финансированию работ по разработке стандартов должны привлекаться заинтересованные организации и частные лица.

Информационное обеспечение Национальной системы стандартизации осуществляется на базе Федерального фонда технических регламентов и стандартов и единой информационной системы по техническому регулированию, являющихся государственным информационным ресурсом.

К важнейшим задачам современного технического регулирования в целом можно отнести: построение прозрачной, понятной участникам рынка системы технических требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, к работам по оказанию услуг; устранение избыточных административных барьеров и неэффективных форм подтверждения соответствия; учет международных требований к безопасности продукции и эффективному контролю за продукцией в процессе ее обращения на рынке; исключение вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов — большего, чем требуется; недопущение совмещения нормотворческих и контрольно-надзорных функций в деятельности одних и тех же государственных органов.

Технические регламенты принимаются федеральным законом. Разработчиком его проекта может быть любое юридическое и физическое лицо. Сведения о разработке проекта технического регламента публикуются в журнале «Вестник технического регулирования» и в информационной системе общего пользования (в электронноцифровой форме). Без публичного обсуждения проекта в исключительных случаях вправе издать технический регламент только Президент РФ. Технический регламент может быть принят также по международному договору.

В конце 2004 г. Правительством России была утверждена программа разработки технических регламентов на 2004-2006 гг. по 74 позициям за счет федерального бюджета. По предварительной оценке технических регламентов будет примерно 2 тыс. На разных стадиях обсуждения к началу 2005 г. уже находилось свыше 40 их проектов.

Предусмотрены два вида технических регламентов: общие и специальные. Общие ориентируют на обеспечение безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений, безопасное использование прилегающих к ним территорий, пожарной, биологической, электромагнитной, экологической, ядерной и радиационной безопасности, а также единства измерений. Специальные технические регламенты устанавливают требования к отдельным видам продукции и процессам, если степень возможного вреда от них выше, чем это предусмотрено общими техническими регламентами.

Вслед за техническими регламентами должны разрабатываться новые национальные стандарты. При этом требования стандарта не могут быть ниже требований технического регламента. Более того, в системе технического регулирования эти стандарты будут лишь документами рекомендательного характера.

В то же время предприятия могут разрабатывать свои стандарты на продукцию, поставляемую ими другим предприятиям и организациям. Стандарт организации (СТО) становится законным документом на конкретную продукцию, выпускаемую предприятием, и в перспективе должен заменить действующие в настоящее время технические условия (ТУ).

Значение СТО возрастает при декларировании соответствия на основании собственных доказательств, когда предприятие использует СТО как мотивированное основание для подтверждения соответствия требованиям технических регламентов.

Реализация Закона «О техническом регулировании» предполагает, что в течение семи лет на новые нормативы должна быть переведена вся экономика. Ведомства лишаются права принимать новые нормативные документы. По истечении 7 лет должно быть достигнуто сближение позиций по техническому регулированию с ведущими зарубежными странами, что позволит российскому бизнесу адекватно реагировать на происходящие в мировой экономике изменения и выдерживать усиливающуюся конкуренцию со стороны иностранных производителей.

Система государственной сертификации и стандартизации, а соответственно и весь процесс регулирования экономики перестраиваются кардинально.

Во-первых, «технический регламент» становится единственным нормативным документом, определяющим обязательные требования к продукции, услугам, работам. Ведомства (министерства) могут разрабатывать в этой сфере лишь рекомендации. Представители бизнеса получают реальную возможность участвовать в разработке технических регламентов. Требования к стандартному качеству в РФ до реформы определяли свыше 20 ведомств и 19 систем обязательной сертификации. Только официальные платежи, не считая «неофициальных», за получение сертификатов составляли около 1 млрд долл. в год.6 Тем не менее почти любая сделка на поставку продукции не могла гарантировать получение товаров с высокой потребительной стоимостью. Около 70% продукции в той или иной степени было фальсифицировано, несмотря на то, что более 90% ее имело сертификат соответствия.

Во-вторых, в связи с обострением экологических проблем в мировом хозяйстве все более значимым фактором технического регулирования становится соответствие продукции международным экологическим стандартам. И хотя международные организации еще только разрабатывают единые критерии в отношении «экологически чистой» продукции, учет экологических стандартов при регулировании экономики и особенно производства экспортной продукции превращается в одну из главных стратегических задач всех участников международных экономических отношений, в том числе Всемирной промышленной конференции по экологическому управлению и Совета предпринимателей по устойчивому развитию. В условиях глобализации экономики и обострения конкуренции на внутренних и мировых товарных рынках конкурентоспособность продукции уже во многом определяется именно экологическими ее параметрами — степенью соответствия международным экологическим стандартам, экологическими издержками, уровнем экологического менеджмента и аудита, обязательствами по международным соглашениям об охране окружающей природной среды.

В соответствии с требованиями 1БО и ВТО на базе вводимых «технических регламентов» может измениться и экологический рейтинг российской продукции. По крайней мере, должно быть другим отношение предпринимателей и ведомств к определению экологических издержек и отчетности по экологическим капиталовложениям и операционным затратам, в том числе на обработку отходов производства. Особое

внимание должно быть уделено совершенствованию системы экологической сертификации, увеличению числа национальных организаций, сертифицированных на соответствие международным экологическим стандартам ISO-14001 и «Схеме экоменеджмента и аудита» (EMAS — Eco-Management and Audit Scheme EU). В России в 2003 г. таких организаций было всего 48 против почти 14 тыс. в Японии и свыше 4 тыс. в Германии7 (правда, в августе 2005 г. их число в РФ увеличилось до 165).8

В-третьих, для успешного совершенствования технического регулирования становится крайне важным изучение мирового опыта, в том числе практики взаимных соглашений стран ЕС о взаимном признании результатов оценки соответствия с такими странами, как Япония, США, Новая Зеландия, Швейцария, Израиль, на предмет возможного использования этого опыта или для принятия альтернативных решений.

Такая гармонизация подходов к техническому регулированию создает благоприятные условия для свободного обращения товаров на соответствующих рынках, взаимного признания результатов подтверждения соответствия, устранения торговых барьеров, сокращения расходов на подтверждение соответствия поставляемых на зарубежные рынки товаров, развития экспорта. В опыте стран ЕС с этой точки зрения представляет интерес, в частности, то обстоятельство, что в своих директивах по той или иной продукции Европейский Союз устанавливает обязательные общие требования к ее безопасности, подчеркивая, что она должна соответствовать европейским стандартам, разрабатываемым такими организациями, как СЕН, СЕНЭЛЕК, ЕТСИ, и общим требованиям директивы (принципу презумпции соответствия).

В-четвертых, для совершенствования технического регулирования все большее значение приобретают также меры по гармонизации технических регламентов всех стран — членов ЕврАзЭС9 и последовательная реализация федеральных целевых программ, в частности, таких как «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса», «Национальная технологическая база», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники», и целого ряда инновационных проектов,10 предусматривающих сохранение стратегических приоритетов России в исследованиях в области физики, научного приборостроения, информационных технологий, электроники и др.

В-пятых, для общего повышения конкурентоспособности российской экономики с помощью современного технического регулирования необходимо принятие комплексных целевых программ развития экспорта и использования информационных технологий, которые успешно реализуются в развитых странах. Например, в США уже в начале 90-х годов XX в. были приняты программы «Инициатива стратегических партнерств» (для ускорения внедрения в экспортные отрасли результатов НИОКР), «Новая технологическая инициатива» (технологическое обучение и консультирование фирм) и «Национальная экспортная инициатива» (для содействия развитию экспорта). Аналогичные программы, направленные на повышение конкурентоспособности производства, приняты и в Евросоюзе. И в России это одна из центральных задач, решение которой позволит более эффективно использовать ее инновационный потенциал, поэтапно продвигаться по пути создания информационной экономики, более последовательно ориентироваться на международные стандарты, которые сейчас быстро распространяются, и на инновационную деятельность и управленческие процессы, предусматривают внедрение информационных систем менеджмента.

В-шестых, должно быть обеспечено более активное участие российских организаций и предприятий в работе Международной ассоциации качества. В эту работу уже

вовлечены аккредитованные испытательные лаборатории и центры, органы сертификации, в том числе по сертификации систем качества. Но проблемой до сих пор остается определение путей совершенствования правового, программно-организационного, нормативно-методического, инструментально-технологического обеспечения сертификации. Между тем без ее решения невозможны и повышение конкурентоспособности в целом, и разработка региональных программ, предусматривающих повышение качества продукции, и развитие импортозамещения, и меры по региональной поддержке тех предприятий, которые оказывают особое влияние на развитие регионов и на реализацию их социально-экономических задач.

В связи со сложностью проблемы ряд положений Закона «О техническом регулировании» хозяйствующими субъектами в России пока не реализуется. В частности, не нашли до сих пор практического применения нормы, определяющие возврат товаров. Имеют место и задержки с принятием уже разработанных технических регламентов. Не нашли широкого практического применения системы добровольной сертификации (что связано с сокращением обязательных требований и уходом государства из сферы контроля за качеством продукции).11 Не решен вопрос о создании национального органа по аккредитации. По существу, не начата работа по учету и анализу ущерба от нарушения обязательных требований к продукции. (Такая работа предполагает внедрение новых форм государственных статистических наблюдений, без которых отсутствуют и объективные критерии использования инструментов государственного регулирования в данной сфере.) В результате фактически сосуществуют новая и старая системы регулирования, имеют место стремление к сохранению последней, попытки решить проблему путем простой замены титульного листа на старых ГОСТах и т.п. Имеет место и недоверие к реформе, к ее целям.

Учитывая новизну вопросов, возникающих в ходе реализации реформы, ряд российских организаций — Международный клуб «Экономист», рабочая группа при Администрации Президента РФ, Департамент технического регулирования и метрологии Министерства промышленности и энергетики РФ, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, Комитет Совета Федерации по промышленной политике, Союз участников потребительского рынка (СУПР), Всероссийская ассоциация приватизируемых и частных предприятий (работодателей), Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», Национальный институт технического регулирования и Центр стратегических разработок — объявили о создании в рамках проекта «Бизнес и власть» независимой «переговорной площадки». Она создается для: обеспечения открытости и гласности при подготовке проектов технических регламентов; согласования позиций всех заинтересованных лиц в процессе подготовки проектов; обеспечения соответствия ряда требований технических регламентов уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития; достижения компромисса между интересами предпринимателей и потребителей при принятии технических регламентов и национальных стандартов; активного привлечения представителей бизнеса к участию в реализации реформы технического регулирования; выявления административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса и организации диалога между бизнесом, властью и потребителем с целью нахождения компромиссных решений; обобщения уже имеющегося в России положительного опыта технического регулирования.

В РФ в последние годы достигнуты определенные успехи в применении международной практики технического регулирования в пищевой промышленности, в которой активно используется такая система управления качеством и безопасностью продукции, как HACCP (Hazard Analysis Critical Control Points).

Обеспечение безопасности пищевых продуктов стало мировой проблемой. Вспышки заболеваний, вызванные употреблением недоброкачественной продукции, ухудшают не только положение населения во многих странах, но и экономическое положение компаний. Ежегодно сотни тысяч человек заболевают в результате пищевых отравлений, а компании выплачивают миллионы долларов в качестве компенсаций и несут убытки из-за ухудшения деловой репутации.

Европейский парламент и Совет Европы в 2004 г. приняли постановление N 852/-2004 «О санитарно-гигиенических правилах производства пищевых продуктов», которые вводятся с января 2006 г. и делают необходимым комплексный подход к обеспечению безопасности пищевой продукции на всем пути от фермерского хозяйства до магазина. Определенные в этом постановлении требования применяются и к импортируемой продукции пищевой промышленности, поступающей из разных стран, в том числе и России.

Для обеспечения соответствия продукции системе HACCP Международная организация по стандартизации (ISO) разрабатывает международный стандарт ISO 22000. Введен и стандарт ISO 15161:2001, содержащий положения стандарта ISO 9001:2000 с дополнениями, ориентирующими предприятия пищевой промышленности на использование принципов системы HACCP.12

HACCP как система менеджмента качества добровольно применяется во многих развитых странах, а в США, Канаде, ЕС является обязательной. Ведущие торговые организации Европы сейчас требуют наличия систем HACCP/BRC у всех производителей пищевых продуктов, желающих работать на мировом продовольственном рынке.13

Система HACCP исходит из следующих основных принципов: идентификации потенциально опасных факторов (рисков), связанных с производством продуктов питания; необходимости критических контрольных точек на всех этапах производства для устранения риска либо его минимизации; разработки системы мониторинга, обеспечивающей контроль и за критическими контрольными точками; определения процедур проверки для обеспечения эффективного функционирования системы HACCP.

Использование этих принципов повышает доверие потребителей к выпускаемой пищевой продукции и возможности выхода на новые рынки сбыта, способствует увеличению доли рынка, обеспечивает преимущества при участии в тендерах и заключении субподрядных договоров, повышает инвестиционную привлекательность компаний.

Уже в 2001 г. Госстандартом России была зарегистрирована Система добровольной сертификации HACCP, центральным сертификационным органом которой в РФ является ВНИИС (Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации). Действующие в России органы сертификации HACCP — в Санкт-Петербурге, Мурманске, Нижнем Новгороде, Краснодаре уже с этого времени разрабатывают методические документы для создания такой системы на предприятиях. Проводятся постоянные семинары по подготовке экспертов-аудиторов и практикующих специалистов. На 1 января 2005 г. были сертифицированы системы HACCP 85 предприятий и компаний. Среди петербургских это — ОАО «Пекарь», «Пивоварня Хейнекен», птицефабрика «Роскар», рыбоперерабатывающее предприятие ОО «Асто», АОЗТ «Игристые вина», ПГ «Фосфорит» и ряд других.

Основными требованиями в российской версии НАССР являются: учет действующих государственных стандартов, санитарных правил и норм при использовании потенциально опасных факторов производства; анализ существующей информации по опасным факторам; учет традиционных схем производственного и санитарного контроля при определении критических контрольных точек; комплексный подход к управлению безопасностью продукции, включая мониторинг корректирующих и предупреждающих действий; обучение персонала для проведения проверок системы НАССР; алгоритмизация экспортных решений при установлении критических контрольных

точек.14

В российском производстве лекарств также используется международная отраслевая система качества ОМР, предусматривающая более конкретные требования к производству продукции и производственным процессам, чем в системе стандартов 1БО 9000. Ее применение делает необходимым анализ отдельных операций, оценку вклада каждой из них в конечный результат, которым должна быть безопасная, заданного качества и более экономичным способом произведенная продукция.

Реформа системы технического регулирования — стратегическое решение на пути России в ВТО. Она не только ориентирует на применение международных правил и норм, но и способствует принципиальным изменениям в психологии и этике российских предпринимателей, а соответственно, ускорению процессов технологической и организационной модернизации производства.

Важнейшую роль в связи с этим приобретает реализация Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Это Соглашение требует:

♦ последовательного осуществления недискриминационного режима при применении технических регламентов, стандартов, процедур оценки соответствия;

♦ недопущения практики, при которой технические регламенты, стандарты и процедуры оценки соответствия применяются для создания избыточных барьеров в торговле;

♦ использования международных стандартов при разработке национальных технических регламентов и процедур оценки соответствия;

♦ признания зарубежных технических регламентов эквивалентными национальным, если они позволяют достичь тех же целей, ради которых разработаны и разрабатываются национальные технические регламенты;

♦ проведения консультаций с другими странами с целью перехода к механизмам взаимного признания результатов оценки соответствия.

Стандарты, соответствующие международным, позволят более уверенно решать целый ряд стратегических задач. Имеются в виду, в частности, расширение производства комплектующих изделий и повышение их качества в отечественном автомобилестроении и авиационной промышленности, увеличение выпуска автомобилей и самолетов, способных составить конкуренцию зарубежным аналогам.

В 2005 г. Минэкономразвития совместно с Минфином и Минпромэнерго РФ определили правила промышленной сборки иностранных автомобилей с целью собирать до 1 млн машин в год на российской территории. Соответственно значительно снижены (в ряде случаев упразднены) пошлины на импортные комплектующие. В соглашениях, которые будут заключаться с инвестором, последний должен брать на себя обязательство через полтора года создать на территории России полный цикл по сварке, окраске и сборке автомобилей (не менее 25 тыс. в год при двухсменной работе). Это принципиально отличает такую сборку от «отверточной». Для организации производ-

ства комплектующих внутри страны производителям отводится 3,5 года. Через 6 лет каждая третья деталь в иностранном автомобиле должна быть уже местного произ-водства.15 По экспертным оценкам, примерно через 5 лет чисто российских автомобилей в стране не будет вообще: отечественные автозаводы сформируют альянсы с международными концернами или превратятся в площадки для сборки их продук-ции.16

Среди решений, предусматриваемых Правительством РФ, можно упомянуть также решение об отмене старого ГОСТа 305-82, допускающего параллельное использование дизельного топлива, не соответствующего евронормам, и внедрение технического регламента «Об экологической безопасности колесных транспортных средств», предполагающего обеспечение требований к топливу на уровне евростандартов.

Возвращаясь к опыту пищевой промышленности, следует отметить, что в России уже разработаны, например, технические требования к заменителям масла какао и к кондитерским жирам (к органолептическим и физико-химическим их характеристикам), показатели безопасности, правила идентификации, методы испытаний, правила приемки, упаковки, маркировки, транспортировки, хранения, рекомендации по примене-нию.17 Практически во всех стандартах на пищевые продукты учитываются требования Директивы ЕС 2000/13 об унификации правовых предписаний государств-членов ЕС в отношении оформления продуктов питания, а также рекламы, требования Регламента Комиссии ЕС 50/2000 в отношении маркировки пищевых продуктов и пищевых ингредиентов, содержащих добавки, генетически модифицированные или изготовленные из генетически модифицированных организмов, а также требования международного стандарта Codex Stan 1-1985 (Rev.1-1991).

Широкое информирование о высококачественных отечественных товарах в интересах их продвижения на внутренний и международные рынки предусматривает Всероссийский конкурс «100 лучших товаров России», конкурс «Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века» и др.

Однако в первичных звеньях оптовой и розничной торговли закупка и приемка продукции зачастую осуществляются все еще в соответствии с прежними ГОСТами и техническими условиями, прежними сертификатами соответствия и «Удостоверениями о качестве», в которых отсутствует количественная оценка показателей безопасности продуктов.

Даже в пищевой промышленности из используемых в пищевых продуктах более 1,5 тыс. различных добавок 191 добавка не имеет разрешения к применению. Количество пищевых добавок в пищевых продуктах не определяется ввиду отсутствия методики их определения.18 Отечественные службы контроля качества мясных продуктов не имеют технических возможностей для определения в пищевых продуктах содержания компонентов из источников генной модификации. Гигиенические требования по содержанию гормональных препаратов в мясе и мясопродуктах отсутствуют в существующих санитарных правилах и нормах. Не контролируется на должном уровне и безопасность сельскохозяйственной импортной продукции на наличие пестици-дов.19 В результате забраковываются большие партии товаров по показателям качества, физико-химическим показателям, из-за неполной маркировки и наличия посторонних включений.

Сейчас нужно постоянно учитывать, что к 2011 г. все нормативные и правовые ведомственные акты, почти все обязательные требования государственных стандартов в РФ утратят законную силу. Обязательная сертификация будет применяться в

основном тогда, когда придется использовать международные системы сертификации, например систему сертификации автотранспортных средств по правилам ЕЭК ООН или международную систему МЭК для подтверждения результатов испытания и сертификации электрооборудования. Перечень продукции, попадающей под обязательную сертификацию, уже сокращен на 30%. Формируется новая структура Ростехре-гулирования — головного федерального органа исполнительной власти, занимающегося подготовкой присоединения России к Соглашению Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле. Реализуется Программа мер по обеспечению выполнения требований этого соглашения и Соглашения о применении санитарных и фитосанитарных мер, предусматривающих совершенствование законодательства в области стандартов, правил сертификации, оценок соответствия экспортной продукции международным стандартам. Все более ответственной задачей технического регулирования становится сотрудничество с международными организациями, занимающимися проблемами стандартизации и сертификации.

1 Техническое регулирование — процесс разработки и использования технических регламентов и гармонизированных с международными национальных стандартов, определяющих современные требования к технологии производства, качеству и безопасности продукции.

2 Под техническим барьером понимаются различия в требованиях международных и национальных стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответствующий рынок.

3 ООО «Тест-С.-Петербург» является первым в России официальным партнером IQNet. Заказчики «Тест-С.-Петербург» получают признаваемый во всем мире сертификат международной сертификационной сети IQNet и право на использование сертификационного знака IQNet (www.test-spb.ru; www.iqnet-certification.com).

4 www.zr.press.ru

5 Функции в Системе разделены между Национальным органом по стандартизации, Межведомственным советом по стандартизации, техническими комитетами, научными организациями по стандартизации, экспертами Системы, разработчиками стандартов и Издательством стандартов.

6 www.chastnik.ru

7 www.14000.ru/does/standards.php

8 www.14000.ru/does/standards.php

9 Regnum.15.10.2004.

10 По мнению экспертов, 12 из инновационных проектов относятся к 7 приоритетным направлениям развития науки, техники и технологии (www.unece.org).

11 В США, где стандарты устанавливаются добровольно, в случае нарушения фирмами соответствующих обязательств в области стандартизации, констатируемых судами, ни одна организация не заключает с ними новых контрактов.

12 Экономическая газета. 2005. 25 февр. N14 (832).

13 В первую очередь имеется в виду обеспечение соответствия требованиям Директивы ЕС 93/43 «О гигиене пищевых продуктов» и ГОСТ Р 51705.1-2001 в добровольной системе сертификации по принципам НАССР.

14 Стандарты и качество. 2003. N 9. С. 85 (www.haccp.klubok.net).

15 Российская газета. 2005. 19 апр. N 80. С. 4.

16 Экономика и время. 2005. N 36. 26 сент.

17 www.oilworld.ru

18 Недостаточный уровень анализа многих добавок может привести к разбалансированию показателей качества, в частности, импортной продукции, изменения которых плохо контролируются по ряду параметров. Между тем, например, пищевая ценность замороженного мяса длительного хранения снижается из-за старения белков, потери витаминов, изменения качества жиров.

19 В мире насчитывается свыше 400 наименований пестицидов. В настоящее время комплексного исследования о наличии их в импортных пищевых продуктах провести нельзя из-за отсутствия стандартных образцов пестицидов и полной информации о них.

Статья поступила в редакцию 29 декабря 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.