Научная статья на тему 'Конкурентоспособность экономики Вьетнама после вступления в ВТО'

Конкурентоспособность экономики Вьетнама после вступления в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
518
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VIETNAM / ECONOMY / WTO ACCESSION / COMPETITIVENESS / PROVINCIAL COMPETITIVENESS INDEX / THE GLOBAL COMPETITIVENESS INDEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Платонова Ирина Николаевна, Фам Чан Хай Нга

The article considers the changes in the Vietnamese economy affecting the competitiveness of Vietnam after the accession to the world trade organization (WTO). As a result of foreign trade liberalization, its significant dependence on exports to developed and developing countries intensified. It is shown that such dependence can have negative effects under conditions of deepening global financial crisis. The main indicators of competitiveness of Vietnamese provinces and their impact on the international competitiveness of the country are analyzed. Features of the global competitiveness of the economy of Vietnam in the period 2006-2015 are revealed. Special attention is paid to identifying those issues that still need to be addressed in order to improve the competitiveness of Vietnam.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitiveness of Vietnam’s economy after WTO accession

The article considers the changes in the Vietnamese economy affecting the competitiveness of Vietnam after the accession to the world trade organization (WTO). As a result of foreign trade liberalization, its significant dependence on exports to developed and developing countries intensified. It is shown that such dependence can have negative effects under conditions of deepening global financial crisis. The main indicators of competitiveness of Vietnamese provinces and their impact on the international competitiveness of the country are analyzed. Features of the global competitiveness of the economy of Vietnam in the period 2006-2015 are revealed. Special attention is paid to identifying those issues that still need to be addressed in order to improve the competitiveness of Vietnam.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность экономики Вьетнама после вступления в ВТО»

Конкурентоспособность экономики Вьетнама после вступления в ВТО

И.Н. Платонова,

доктор экономических наук, профессор, МГИМО (У) МИД России, кафедра международных экономических отношений и внешнеэкономических связей - зав. кафедрой;

Фам Чан Хай Нга,

МГИМО (У) МИД России, кафедра международных экономических отношений и внешнеэкономических связей - аспирант

Аннотация

В данной статье рассматриваются изменения во вьетнамской экономике, повлиявшие на конкурентоспособность Вьетнама после вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Выявлена значительная зависимость страны от экспорта товаров в развитые и развивающиеся страны, усилившаяся в результате либерализации внешней торговли. Показано, что такая зависимость может негативно влиять в условиях углубления мирового финансового кризиса. Проанализированы основные показатели конкурентоспособности вьетнамских провинций и их влияние на международную конкурентоспособность страны. Раскрыты характеристики глобальной конкурентоспособности экономики Вьетнама в периоде 2006-2015 гг. Особое внимание уделяется выявлению тех проблем, которые еще предстоит решать в интересах повышения конкурентоспособности Вьетнама.

Ключевые слова: экономика Вьетнама, Вьетнам, вступление в ВТО, конкурентоспособность экономики, индекс конкурентоспособности, провинции Вьетнама, индекс глобальной конкурентоспособности.

Competitiveness of Vietnam's economy after WTO accession

I.N. Platonova,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia, Department of International Economic Relations and Foreign Relations - Head of the Department,

Pham Tran Hai Nga,

Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia, Department of International Economic Relations and Foreign Relations - Postgraduate student

Abstract

The article considers the changes in the Vietnamese economy affecting the competitiveness of Vietnam after the accession to the world trade organization (WTO). As a result of foreign trade liberalization, its significant dependence on exports to developed and developing countries intensified. It is shown that such dependence can have negative effects under conditions of deepening global financial crisis. The main indicators of competitiveness of Vietnamese provinces and their impact on the international competitiveness of the country are analyzed. Features of the global competitiveness of the economy of Vietnam in the period 2006-2015 are revealed. Special attention is paid to identifying those issues that still need to be addressed in order to improve the competitiveness of Vietnam.

Keywords: Vietnam, economy, WTO accession, competitiveness, provincial competitiveness index, the global competitiveness index.

УДК 338 (597) ББК 65.9 (5 Вье) П-375

12 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

43 Q

Важное влияние на повышение конкурентоспособности вьетнамской экономики оказало вступление Вьетнама во Всемирную торговую организацию (ВТО), которому предшествовало проведение ряда экономических реформ, направленных на либерализацию регулирования торговли товарами и услугами на основе совершенствования законодательной базы, снижения торговых пошлин, улучшения инвестиционного климата для всех участников рынка.

Первый шаг по пути либерализации и модернизации вьетнамской экономики был сделан в 1986 г., когда IV съезд Компартии Вьетнама принял программу «Дой мой» («Обновление») в соответствии с которой были начаты поэтапные преобразования, направленные на повышение активности частного капитала. Внутренняя и внешняя торговля перестали быть монополией государственных предприятий. Начавшийся процесс приватизации государственной собственности позволил уже в начале 1990-х гг. расширить участие частного капитала во внешнеэкономической деятельности и открыть экономику Вьетнама для иностранных инвесторов. Реструктуризация государственных предприятий, привлечение иностранных инвестиций и развитие частного сектора экономики позитивно повлияло на развитие промышленности и сферы услуг, на увеличение занятости, развитие социальной сферы и на развития экономики страны в целом.

В процессе формирования рыночной экономики сохранялась ведущая роль государства в важнейших отраслях промышленности. На этом этапе реформирования вьетнамской экономики предприятия с участием иностранного капитала были в основном сосредоточены в трех важнейших для Вьетнама сферах: в нефтедобывающей промышленности (совместное предприятие Вьетсовпетро), в машиностроении (совместное предприятие по производству мотоциклистов и автомобилистов Honda Vietnam в 1997 г.) и в розничной торговле (Big C и Metro cash&care в конце 1990-х гг.).

С середины 1990-х гг. начался следующий этап либерализации экономики Вьетнама, в ходе которого принимались усилия по интеграции в международные экономические отношения и, в первую очередь, расширилось участие в таких региональных объединениях как АСЕАН и АТЭС. В 1995 г. Вьетнам подал заявление о вступлении в ВТО.

Для этого этапа реформирования вьетнамской экономики характерно усиление ее экспортной ориентации, чему способствовало наличие таких факторов как трудолюбивая и дешевая рабочая сила, большое число молодежи в трудоспособном возрасте (свыше 60%)1, государственная поддержка производителей и поставщиков продукции на экспорт. В результате стремления Вьетнама развивать активные торговые отношения с крупнейшими участниками мирового товарооборота, такими как Япония, ЕС, США и Китай усилилась зависимость вьетнамской экономики

1 So lieu thong ke CHXHCN Viet Nam Nam 2013. Statistical Yearbook of Vietnam 2013. -Ha Noi: Tong cuc thong ke, 2014. - Pp. 109.

^ 44

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2015

от деловой активности в этих странах и от конъюнктуры на мировых товарных рынках, но при этом были созданы условия для притока иностранных инвестиций из этих стран.

В 2007 г. Вьетнам стал 150-м членом ВТО и продолжил рыночные преобразования, повлиявшие на конкурентоспособность вьетнамской экономики, которой эксперты ВЭФ в докладе о глобальной конкурентоспособности, опубликованном в октябре 2007г. в рейтинге среди 125 стран отвели 77 место, далеко позади других стран региона (Китай - 34 место и Индия - 48 место ).

Учитывая достижение относительно высокого уровня интегрирования в региональную экономику, Вьетнам рассматривал присоединение к ВТО как возможность повысить свою, в т.ч. и региональную конкурентоспособность за счет расширения участия в мировой хозяйственной системе.

В соответствии с соглашениями между ВТО и Вьетнамом были снижены ставки пошлины на 10600 товарных групп и приняты на себя обязательства по 11 секторам и 110 подсекторам услуг2. Проведены меры по упрощению таможенных и административных процедур, что позволило сократить время прохождения таможенного контроля для импорта с 36 дней в 2006 г. до 21 дня в 2013г.3.

В законодательство Вьетнама были внесены существенные изменения, затронувшие 438 законодательных акта, регулирующих коммерческую деятельность и увеличивающих открытость вьетнамской экономики для иностранных инвесторов. К числу законов, в которые были внесены изменения не только в соответствии с требованиями ВТО, но и с целью гармонизации вьетнамской и мировой экономики относятся: Закон о государственном предприятии, Закон об инвестициях, Закон об интеллектуальной собственности, Закон о таможенном контроле и др.

В результате этих преобразований уже в первые два года после вступления Вьетнама в ВТО приток прямых иностранных инвестиции (ПИИ) существенно увеличился и в результате за период 2006-2014 гг. их объем вырос почти в 2 раза

- с 12 до 22 млрд долл. США4. Несмотря на мировой финансовый кризис 2008 г. объем среднегодовых поступлений ПИИ во вьетнамскую экономику за период 2009-2014 гг. составлял в среднем 19 млрд долл. США5.

2 Cong van 15/11/2006 № 150/TTr-CP «Ve ket qua dam phan gia nhap To chuc Thuong mai the gioi va phe chuan Nghi dinh thu gia nhap Hiep dinh thanh lap To chuc Thuong mai the gioi».

- Ha Noi, 2006.- tr.32.

3 Doing Business 2007. How to reform. - World Bank and the International Finance Corporation, 2006. - p.151. Doing Business 2014. Understanding regulations for Small and Medium-Size Enterprises, 2013. How to reform. - World Bank and the International Finance Corporation, 2013. - p.234.

4 Nien giam thong ke (tom tat) 2014. Statistical Handbook of Vietnam 2014. - Ha Noi: Tong cuc thong ke, 2015. - Pp. 109-110.

5 Ibid? 2015. Pp. 109.

12 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

45 Q

Большая часть ПИИ - около 70% была направлена на развитие промышленности, что способствовало снижению в экспорте Вьетнама доли сырьевых продуктов с 44% до 25% и увеличению доли промышленной продукции с 55% к моменту вступления в ВТО до свыше 70% в 2014 г.6. Благодаря структурным реформам и эффективному использованию ПИИ удается обеспечивать достаточно высокие темпы роста экономики. Так в период 2006-2014 гг. Вьетнаму удалось среди всех азиатских стран сохранить среднегодовые темпы роста ВВП на уровне 6%, уступая только Китаю, у которого темпы роста ВВП в 2014 г. составляли 7%7.

Важную роль в поддержании высоких темпов экономического роста и повышении конкурентоспособности Вьетнама в глобальной экономике сыграли меры, предпринятые на уровне отдельных провинций, которые позволили устранить часть препятствий, сдерживающих развитие национальной экономики и выделить те проблемы, которые сохранились и стали более очевидными после присоединения Вьетнама к ВТО. Для анализа и оценки этих проблем в 2005г. Вьетнамской торгово-промышленной палатой (Vietnam Chamber of Commerce and Industry - VCCI) совместно с Агентством США по международному развитию (US Agency for International Development - USAID) был разработан Индекс конкурентоспособности провинций Вьетнама (Provincial competitiveness index - PCI), который показывает, какую роль играет государственное регулирование на уровне провинции в повышении конкурентоспособности экономики Вьетнама.

Ряд вьетнамских и зарубежных исследователей во главе с профессором Эдмундом Малески (Edmund Malesky) участвовали в разработке данного индекса для 58 провинций и 5 городов центрального подчинения, а также разрабатывали меры по модернизация и оздоровлению предпринимательского и инвестиционного климата для отечественного и зарубежного бизнеса в отдельных провинциях Вьетнама по 10 показателям (см. таблицу 1).

С 2010г. исследование охватывает не только вьетнамские, но и иностранные предприятия, число которых после вступления Вьетнама в ВТО существенно увеличилось. В периоде 2005-2014 гг. в исследованиях участвовали 80589 вьетнамских предприятий и 7799 предприятий с участием иностранного капитала, из которых 65% в 2014 г. принадлежали корпорациям из Японии, Южной Кори, Китая и Тайваня8.

6 Tong cuc thong ke. URL: http://www.gso.gov.vn (дата обращения 21.08.2015).

7 Indicators// The World Bank. URL: http://data.worldbank.org/indicator (дата обращения 14.09.2015).

8 The Vietnam Provincial Competitiveness index 2014. Measuring economic governance for business development./ Primary author and lead researcher Ph.D. Edmund Malesky and research team. - Hanoi: Labour publishing house, 2015. - p. 4, р.37.

^ 46

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2015

Таблица 1

Показатели индекса конкурентоспособности провинций Вьетнама за период

2006-2014 гг.

Показатели 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

1.Расходы для открытия бизнеса 7,39 7,87 8,26 8,35 6,6 8,59 8,91 7,42 8,37

2. Доступность недвижимости и обеспечение торговыми помещениями 6,0 6,27 6,68 6,46 6,14 6,51 6,45 6,79 5,78

З.Прозрачность бизнессреды и общедоступность информации 5,43 5,84 6,32 5,92 5,83 5,84 5,86 5,56 5,98

4. Затраты времени на прохождение административных процедур 4,42 6,21 5,38 6,49 6,33 6,7 5,73 6,2 6,53

5. Неофициальные расходы предприятий 6,33 6,59 6,65 6,02 6,24 6,81 6,49 6,56 5,16

б.Здоровая конкурентная среда - - - - - - - 5,5 5,02

7.Активность и креативность руководства провинций 4,83 4,95 5,56 4,91 5,26 4,66 4,85 5,58 4,56

8.Услуги по поддержке компаний 4,88 4,71 3,35 5,2 5,68 3,63 3,89 5,22 5,65

9.Политика по трудовому обучению 5,1 5,03 4,25 4,83 5,35 4,86 4,97 5,35 5,75

10.Справедливо сть и эффективность правовых процедур в решении споров 3,63 4,33 4,66 5,35 5,01 5,88 3,64 5,63 5,68

Источник: таблица составлена на основе данных из The Vietnam Provincial Competitiveness index 2014. Measuring economic governance for business development./ Primary author and lead researcher Ph.D. Edmund Malesky and research team. - Hanoi: Labour publishing house, 2015. - p.17.

12 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

47 Q

Данный индекс делит провинции на 6 групп по уровню конкурентоспособности - отличный (высокий), очень хороший, хороший, удовлетворительный, менее удовлетворительный, слабый (низкий). Кроме того, этот индекс показывает сильные и слабые стороны государственного регулирования в каждой провинции и дает представление потенциальным инвесторам об инвестиционной привлекательности регионов и городов Вьетнама.

В результате организационных реформ в провинциях существенно возросла креативность их руководства и сократились расходы и время на прохождение административных процедур. Если в 2006 г. время на открытие бизнеса, включая получение лицензии для предпринимательской деятельности, в среднем достигало 50 дней9, то в 2014 г. время на получение лицензия на предпринимательскую деятельность сократилось в среднем до 12 дней, в т.ч. 5 дней в течение которых предприятие имеет право корректировать свои документы, а затем еще 7 дней отводятся администрации на проверку и принятия решения о выдачи лицензии10. В будущем планируется продолжить сокращение срока на выдачу предпринимательской лицензии.

В то же время критерий «Прозрачность бизнессреды и общедоступность информации» показывает недостаточную эффективность мер, предпринимаемых властями провинций. Так, несмотря на стремление органов управления провинций все больше внимания уделять разработке информационных и информативных сайтов в интернете с постоянным обновлением информации, не всегда удается своевременно обеспечить предприятия провинций нужными статистическими данными и своевременно знакомить их с изменениями в законодательстве. Тем не менее, уже сложилась обратная связь и администрация провинций стала больше прислушиваться к мнениям предприятий, и особенно учитывать мнение ассоциаций предпринимателей.

Несмотря на то, что в стране уделяется внимание борьбе с коррупцией, случаи вымогательства со стороны административных структур провинций при решении различных процедурных вопросов, связанных с открытием и ведением бизнеса, пока не уменьшаются, о чем свидетельствует показатель неофициальные расходы, отражающий затраты на взятки, нелегальные комиссионные сборы и т.п. (см. таблицу 2).

9 Doing business 2007. How to reform. - World Bank and the International Finance Corporation, 2006. - p. 151.

10 The Vietnam Provincial Competitiveness index 2014. - p. 20.

^ 48

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2015

Таблица 2

Неофициальные затраты предприятий в провинциях Вьетнама в 2006-2014 гг.

Показатели 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Доля предприятий, которые оплачивают неофициальные расходы 70% 68% 66% 59% 58% 51% 53% 50% 65%

Доля вымогательства со стороны органов управления провинцией у предприятий при решении различных процедурных вопросов 40% 38% 37% 50% 50% 40% 44% 41% 66%

Доля предприятий, которые 10% от прибыли оставляют на неофициальные расходы 13% 12% 10% 9% 7% 7% 6% 7% 10%

Источник: таблица составлена на основе данных из The Vietnam Provincial Competitiveness index 2014. Measuring economic governance for business development./ Primary author and lead researcher Ph.D. Edmund Malesky and research team. - Hanoi: Labour publishing house, 2015. - р.25.

Предпринимаемые меры по снижению участия администрации провинций в принятии решений по вопросам ведения бизнеса пока не приносят реального успеха. Растет не только число предприятий, которые вынуждены платить взятки, но и растет размер этих платежей. Высокий уровень коррупции в провинциях снижает качество инвестиционного климата для иностранных инвесторов, о чем свидетельствует рост доли неофициальных расходов предприятий с иностранными капиталами. Так, для участия в тендерах неофициальные расходы иностранных компаний выросли с 9,5% в 2010г., до 31% в 2014 г.11.

Несмотря на отсталость вьетнамской экономики по ряду макроэкономических показателей и медленному улучшению показателей предпринимательского климата, во многом характеризующих уровень конкурентоспособности вьетнамских предприятий и отраслей, но благодаря структурным изменениям в промышлен-

11 The Vietnam Provincial Competitiveness index 2014... - р. 60.

12 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

49 Q

ности за счет притока иностранного капитала и жесткому контролю за качеством экспортных товаров, удалось повысить конкурентоспособность вьетнамской продукции, что позволило наладить ее экспорт не только в развивающиеся, но и в развитые страны. В десятку импортеров вьетнамских товаров в 2014 г. входят США, Япония, Китай, Республика Корея, Малайзия, Германия, Гонконг, Австралия, Великобритания и Таиланд, в то время как страны АСЕАН занимают скромное место в товарообороте Вьетнама12.

Успехи Вьетнама в развитии национальной промышленности и широкий круг мер направленных на интегрирование в мировую хозяйственную систему и мировой товарооборот не остались без внимания международных экспертов Всемирного экономического форума. Согласно последнему отчету по глобальной конкурентоспособности 2015-2016 гг., экономика Вьетнама впервые преодолела факторную стадию экономического развития и находится на переходном этапе между факторной стадией и стадией эффективного развития. Постепенно снижается зависимость экономического роста Вьетнама от базисных факторов, таких как природные ресурсы и рабочая сила с низкой квалификацией.

Анализ состояния конкурентоспособности экономики Вьетнама на основе индекса глобальной конкурентоспособности (The global competitiveness index) показывает, что в результате осуществляемых реформ до и после присоединения к ВТО были достигнуты существенные успехи (см. таблицу 3).

Таблица 3

Индекс конкурентоспособности экономики Вьетнама за период 2006-2015 гг.

Показатели, балл 20062007 20072008 20082009 20092010 20102011 20112012 20122013 20132014 20142015 20152016

Базовые требования 4,37 4,20 4,23 4,02 4,39 4,41 4,22 4,36 4,44 4,54

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Качество институтов 3,62 3,78 3,87 3,93 3,80 3,63 3,61 3,54 3,51 3,68

Инфраструктура 2,79 2,80 2,86 3,00 3,56 3,59 3,4 3,69 3,74 3,84

Макроэкономика 4,63 5,08 4,91 3,86 4,47 4,78 4,16 4,44 4,66 4,74

Здоровье и начальное образование 6,43 5,14 5,29 5,28 5,74 5,66 5,77 5,78 5,86 5,89

Показатели эффективности 3,45 3,85 3,94 4,08 4,16 4,05 4,02 3,98 3,99 4,04

Высшее образование и профессиональная подготовка 3,39 3,39 3,36 3,54 3,64 3,47 3,69 3,69 3,74 3,80

12 Воронова Т.А., Ле Ань Куан Внешнеэкономическое сотрудничество Вьетнама со странами АСЕАН и направления расширения торгово-инвестиционного взаимодействия. / Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 8, С.49.

^ 50

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2015

Показатели, балл 20062007 20072008 20082009 20092010 20102011 20112012 20122013 20132014 20142015 20152016

Эффективность рынка товаров и услуг 4,10 4,07 4,17 4,2 4,21 4,16 4,13 4,25 4,24 4,23

Эффективность рынка труда 4,48 4,52 4,70 4,76 4,60 4,51 4,40 4,37 4,38

Развития финансового рынка - 3,83 4,06 4,05 4,21 4,00 3,85 3,76 3,77 3,65

Уровень технологического развития 2,85 2,85 3,12 3,45 3,58 3,51 3,33 3,14 3,12 3,32

Размер внутреннего рынка - 4,51 4,41 4,55 4,56 4,59 4,63 4,64 4,69 4,84

Факторы инновационного развития 3,32 3,51 3,59 3,72 3,69 3,44 3,32 3,41 3,53 3,44

Уровень развития бизнеса 3,55 3,81 3,84 4,00 3,98 3,72 3,57 3,68 3,58 3,63

Инновационный потенциал 3,1 3,22 3,35 3,45 3,4 3,16 3,07 3,14 3,12 3,25

Итого 3,89 4,04 4,10 4,03 4,27 4,20 4,11 4,18 4,23 4,30

Место в рейтинге / общее число стран 77/ 125 68/ 131 70/ 134 75/ 133 59/ 132 65/ 139 75/ 144 70/ 148 68/ 144 56/ 140

Источник: таблица составлена на основе данных из отчетов Индекс глобальной конкурентоспособности за 2006-2015 гг. Всемирный экономический форум. URL: http://www. weforum.org (дата обращения 02.10.2015).

К критериям, благодаря которым вырос индекс глобальной конкурентоспособности Вьетнама, относятся эффективность рынка товаров и услуг и размер внутреннего рынка. Улучшение этих показателей после вступления Вьетнама в ВТО во многом является следствием либерализации частной собственности, создания смешенной экономики и расширения конкуренции между возросшим числом участников бизнеса на внутреннем рынке, а также и упрощения административных процедур в торговле. По сравнению с 2006г. наряду с ростом малого бизнеса в 2014г. увеличилось количество частных предприятий среднего. более чем в 9 раз и их доля от общего числа частных предприятий достигла 17,8%13. Кроме того, членство в ВТО способствовало увеличению числа корпораций с иностранным капиталом, на долю которых в 2013г. приходилось 77% экспортной продукции. Однако учитывая, что их деятельность очень тесно зависит от притока иностранного

13 Sach trang DNNVV Viet Nam 2014. White paper small and medium enterprises in Vietnam 2014. - Ha Noi: NXB Thong ke, 2014. - Tr. 39-40.

12 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

51 Q

капитала, то в периоды нарушения стабильности развития мировой экономики при оттоке иностранных капиталов возникает угроза экономической безопасности страны из-за снижения темпов роста ВВП. В целях поддержания стабильных темпов экономического развития Вьетнам стремится развивать внутренний рынок, финансовую инфраструктуру и финансовый рынок, инвестировать в строительство дорожной инфраструктуры, модернизировать инфраструктуру морских портов и заботиться об улучшении качества электроснабжения.

Незначительное улучшение показателя макроэкономики и развития финансового рынка в первые годы после вступления в ВТО (2006-2007 гг.) отражало начатые в стране реформы по стимулированию повышения качества продукции и осуществлению технологической модернизации, но в период мирового финансового кризиса экономика страны стала испытывать большие трудности. В секторе экономики, который ориентирован на внешний рынок существенно сократился спрос. Попытки использовать внутренний спрос наталкиваются низкую платежеспособность населения. И без того низкий курс вьетнамской валюты - донга к американскому доллару продолжил снижаться, что удорожало расходы на закупку материалов необходимых для производства качественных товаров на экспорт, который обеспечивает валютные поступления в бюджет. В результате девальвации национальной валюты в 2011г. выросли темпы инфляции до рекордного значения - 18%. Предпринятые в 2012-2013гг. Центральным банком Вьетнама меры по сжатию денежной массы, реализация программы увеличения инвестиций через государственные предприятия и повышение ставки рефинансирования позволили обуздать инфляцию, уровень которой снизился в 2014г. до приемлемого уровня в 4,9%14, что в итоге стало основанием существенного повышения глобального индекса конкурентоспособности Вьетнама, который в 2015г. занял 56 место среди 140 стран.15

Среди критериев, которые отражают наличие во Вьетнаме серьезных не только экономических, но и социальных проблем, можно выделить показатели «здоровье и начальное образование» и «высшие образование и профессиональная подготовка». В период с 2006г. по 2015 г. эти два показатели во Вьетнаме почти не изменились. Доля населения, охваченная медицинским страхованиям на территории Вьетнама в 2012 г. составила всего 65%, в то время как в Филиппинах и Таиланде страховые медицинские услуги получает 78% и 98% соответственно16.

К важным резервам повышения конкурентоспособности вьетнамской экономики относится совершенствование системы среднего и высшего образования, улучшение профессиональной подготовки рабочих и специалистов, а также и повышение качества здравоохранения.

14 Nien giam thong ke (tom tat)... Pp.200-201.

15 Индекс глобальной конкурентоспособности за 2015-2016 гг. Всемирный экономический форум. URL: http://www.weforum.org (дата обращения 02.10.2015).

16 Progress toward universal health coverage in ASEAN// Global Health Action. URL: http:// www.globalhealthaction.net/index.php/gha/article/view/25856 (дата обращения 11.09.2015).

^ 52

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2015

Одним из преимуществ Вьетнама является то, что из общей численности населения (86 млн человек) достаточно большая численность населения в молодом трудоспособном возрасте, но при этом 2/3 населения нуждается в трудоустройстве, из которых 70% - это молодежь в возрасте от 15-49 лет17. Согласно ежегодному отчету о труде и трудоустройстве во Вьетнаме, в 2014 г. из числа занятого в экономике населения лишь 18,3% прошли обучение, а 10,7% работников имеют профессиональную подготовку и лишь 7,6% имеют высшее образование18. Несмотря на то, что ощущается острый недостаток работников с высокой квалификацией, число работников, проходивших профессиональное обучение сократилось с 12,8% в 2007 г. до 10,7% в 2014 г.19. Небольшое число работников с высокой квалификацией является одной из основных причин низкой производительности труда во Вьетнаме по сравнению с другими странами АСЕАН. Если оценивать производительность труда исходя из доли ВВП на одного работника, то во Вьетнаме в 2014 г. она составила около 9600 долл., что в 2,8 раза меньше по сравнению с Таиландом, почти в 6 раз меньше чем в Малайзии и примерно в 13 раз меньше чем в Сингапуре20.

Для объективности, надо отметить, что по уровню конкурентоспособности экономика Вьетнама пока находится на скромном месте среди других стран АСЕАН. По отчетам глобальной конкурентоспособности 140 экономик мира в 2015-2016 гг., среди стран АСЕАН экономика Вьетнама (56-ое место) пока уступает Сингапуру (2-ое), Малайзии (18-ое), Таиланду (32-ое), Индонезии (37-ое) и Филиппинам (47-ое).

Таким образом, вступление в ВТО создало новые возможности для модернизации и развития вьетнамской экономики. Но в то же время сохранились проблемы, которые трудно решить в короткий период времени. Это касается улучшения экономического потенциала провинций, борьба коррупцией, создание благоприятной деловой среды для бизнеса и иностранных инвестиций. Анализ индекса глобальной конкурентоспособности Вьетнама позволяет увидеть, что существует еще много макроэкономических и социальных проблем, которые предстоит решить, включая необходимость повышение производительности труда, создание современной инфраструктуры, повышение уровня технологического развития, разработку и совершенствование инновационного потенциала, создание системы поощрения научно-исследовательских работ. К числу проблем, которые необходимо решать ускоренными темпами в целях повышения производительности труда и улучшения качества жизни населения относится улучшение системы образования, необходимость постоянного повышения квалификации рабочей силы, и улучшения системы здравоохранения.

17 Nien giam thong ke (tom tat) 2014... Pp.31.

18 So lieu thong ke ... Pp.128.

19 Tong cuc thong ke. URL: http://www.gso.gov.vn (дата обращения 21.08.2015).

20 The Conference Board Total Economy Database™. URL: http://www.conference-board. org/data/economydatabase/ (дата обращения 21.08.2015).

12 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

53 Q

БИБЛИОГРАФИЯ:

Воронова Т.А., Ле Ань Куан Внешнеэкономическое сотрудничество Вьетнама со странами АСЕАН и направления расширения торгово-инвестиционного взаимодействия. / Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 8, С.46-57 (Voronova T.A., Le An' Kuan Vneshnejekonomicheskoe sotrudnichestvo V'etnama so stranami ASEAN i napravlenija rasshi-renija torgovo-investicionnogo vzaimodejstvija. / Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik.

2012. № 8, S.46-57).

Bao cao nang suat Viet Nam 2014. Vietnam productivity report 2014. - Ha Noi: Vietnam national productivity institute, 2015. - 62 p.

Cong van 15/11/2006 № 150/TTr-CP «Ve ket qua dam phan gia nhap To chuc Thuong mai the gioi va phe chuan Nghi dinh thu gia nhap Hiep dinh thanh lap To chuc Thuong mai the gioi». - Ha Noi, 2006. - 60 tr.

Doing business 2007. How to reform. - World Bank and the International Finance Corporation, 2006. - 185 p.

Doing business 2014. Understanding regulations for Small and Medium-Size Enterprises,

2013. - World Bank and the International Finance Corporation, 2006. - 306 p.

Nien giam thong ke (tom tat) 2014. Statistical Handbook of Vietnam 2014. - Ha Noi: Tong cuc thong ke, 2015. - 291 p.

Progress toward universal health coverage in ASEAN// Global Health Action. [Электронный ресурс] URL: http://www.globalhealthaction.net/index.php/gha/article/view/25856 (дата обращения 11.09.2015).

Sach trang DNNVV Viet Nam 2014. White paper small and medium enterprises in Vietnam

2014. - Ha Noi: NXB Thong ke, 2014. - 180 tr.

So lieu thong ke CHXHCN Viet Nam Nam 2013. Statistical Yearbook of Vietnam 2013. - Ha Noi: Tong cuc thong ke, 2014. - 900 p.

The Conference Board Total Economy Database™. [Электронный ресурс] URL: http:// www.conference-board.org/data/ economydatabase / (дата обращения 21.09.2015).

The Vietnam Provincial Competitiveness index 2014. Measuring economic governance for business development./ Primary author and lead researcher Ph.D. Edmund Malesky and research team. - Hanoi: Labour publishing house, 2015. - 170 p.

Trade, price and tourism// General Statistics Office of Vietnam. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gso.gov.vn/default_en. aspx?tabid=780 (дата обращения 21.09.2015).

Официальный сайт Базы статистических данных Всемирного банка. [Электронный ресурс]. URL: http://data.worldbank.org/ (дата обращения 14.09.2015) (Oficial'nyj sajt Bazy statisticheskih dannyh Vsemirnogo banka. [Jelektronnyj resurs]).

Официальный сайт Государственного комитета статистики СРВ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gso.gov.vn. (дата обращения: 21.09.2015) (Oficial'nyj sajt Gosudarstvennogo komiteta statistiki SRV. [Jelektronnyj resurs]).

Официальный сайт Всемирного экономического форума. [Электронный ресурс]. URL: http://www.weforum.org (дата обращения 02.10.2015) (Oficial'nyj sajt Vsemirnogo jekonomicheskogo foruma. [Jelektronnyj resurs]).

Официальный сайт Всемирной торговой организации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/ thewto_e.htm (дата обращения 21.09.2015).

^ 54

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.