Научная статья на тему 'Инновационный потенциал России как фактор устойчивого роста экономики'

Инновационный потенциал России как фактор устойчивого роста экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА / НАУКОЕМКАЯ ПРОДУКЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трунин Ануш Генриховна, Сахневич Николай Петрович

Рассмотрены вопросы инновационного потенциала России как основы экономического роста, определено место региональных инновационных программ в формировании политики инновационного развития экономики страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of innovative potential of Russia as bases of economic growth are considered, the place of regional innovative programs in formation of a policy of innovative development of national economy is defined

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал России как фактор устойчивого роста экономики»

»

Теоретические основы экономики и управления

УДК 330.322.3

В.И. Трунин, Д.Л. Сахневич

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РОСТА ЭКОНОМИКИ

Развитие научно-технического прогресса, изменение мира и общества, переход от сырьевой и индустриальной экономики к так называемой инновационной экономике, базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном использовании и качественном совершенствовании всех факторов производства, формируют новый подход к понятию устойчивого экономического роста. В современном мире экономисты все большую роль уделяют влиянию образования, знаний, инноваций как основным факторам роста экономики. Сохранение, приумножение опыта, приобретение новых знаний как основа изобретений, открытий, механизации и автоматизации труда - главные составляющие научно-технического прогресса, а также проведения курса на рачительное использование ресурсов и получение максимально возможного в данных условиях результата.

Устойчивое развитие российской экономики невозможно без развития инновационного потенциала региона.

Характеризуя инновационный потенциал России, следует отметить, что абсолютные преимущества российской экономики не ограничиваются только богатыми запасами природных ресурсов, человеческим капиталом и развитой системой образования. Россия еще сохраняет конкурентоспособность на мировом рынке энергетического оборудования и комплектных поставок для строительства энергетических объектов, рынке ядерных технологий, космической техники и услуг, продукции ВПК. Обоснованный выбор приоритетных макротехнологий

и соответствующая финансовая поддержка позволят России в ближайшие 5-10 лет претендовать на 3-4 % мирового рынка наукоемкой продукции и обеспечат значительный экспорт наукоемкой продукции. Важная роль при этом должна отводиться активному кооперационному взаимодействию крупных отечественных научно-производственных структур с мировыми лидерами высоких технологий. Долгосрочные перспективы развития внешней торговли во многом будут определяться возможными последствиями намеченного присоединения страны к ВТО, а также развитием региональной интеграции в рамках СНГ.

С учетом проведенного анализа ключевых макроструктур отечественной национальной инновационной системы (НИС) представим упрощенную модель ее организационной структуры. В основе данной модели - система государственного финансирования и совокупность различных форм организаций инновационной деятельности, созданные при участии и поддержке государства. К последним в частности относятся: технопарки, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы, венчурные фонды и т. д. Несмотря на то, что названия большинства из перечисленных структур являются калькой зарубежных, содержательное наполнение этих понятий в значительной степени отличается от их аналогов. С точки зрения спектра оказываемых услуг указанные структуры практически полностью дублируют друг друга. В отличие от НИС в развитых странах, в отечественной системе отсутствует эффективный механизм передачи технологий

в промышленный сектор, достаточно слабой остается взаимосвязь науки и бизнес-структур. Значительная часть национальных разработок, человеческого капитала интенсивно вывозится за границу, впоследствии возвращаясь в страну в виде готовой продукции.

Практически отсутствуют маркетинговая и информационная составляющая НИС. Интересы отечественных предприятий в области инноваций сводятся в основном к замене устаревшего оборудования, а иностранных - к продвижению продукции и в большинстве случаев «устаревших» технологий на российский рынок. Фактически инновационная сфера оторвана от производственного сектора.

К сожалению, сегодня инновационная активность предприятий в России характеризуется достаточно низкими показателями. Так, инновационно активными можно считать около 6 % промышленных предприятий и 10 % фирм малого бизнеса, работающих в сфере науки и научного обслуживания. Более того, существует даже тенденция к уменьшению количества предприятий, осуществляющих инновационную деятельность: доля инновационно активных предприятий сократилась в 13-14 раз (с 6570 % в конце 80-х гг. до 5 % к концу 2009 г.). Сокращаются затраты на технологические инновации, а также уменьшается число предприятий, приобретающих новые технологии (использующих технические достижения). Низкие инновационные возможности наряду с сокращением и старением кадрового потенциала препятствуют техническому перевооружению промышленности. По мнению В. Кушлина, отставание в научно-технологической сфере от уровня высокоразвитых стран не только не снизилось относительно советского времени, а стало критическим. Резко снизились масштабы и темпы обновления производственного аппарата. В результате износ основных производственных фондов в промышленности достиг в 2008 г. более 45 % против 35 % в 1990 г. и 25,6 % в 1970 г. Объемы финансирования НИОКР снизились до 1,07 % ВВП страны, тогда как, например, в Израиле они сильно возросли, составив 4,7 % ВВП в 2007 г., в Швеции - 3,9 %, в Финляндии - 3,5 % [6].

Поэтому сейчас один из наиболее острых вопросов для России - охранение ослабленного за последние годы и продолжающего сокращаться научно-технического потенциала. Так, уровень новизны инновационной продукции, определяемый долей принципиально новых и существенно усовершенствованных изделий, не превышает 12 % общего производства от общего объема выпуска продукции инновационно-активными предприятиями. А выпускать продукцию, соответствующую требованиям современного рынка, может только каждое двадцатое предприятие.

Российская экономика, основанная на добыче и вывозе традиционных энергоресурсов, значительно отстает от многих стран в развитии высокотехнологичных отраслей. Ее доля в мировой торговле гражданской наукоемкой продукцией составляет всего 0,3 %, что примерно в 100 раз меньше доли США или Японии. Высокий рост экономических показателей, базирующийся на экспорте невозобновляемых энергоресурсов, не может быть перспективным в долгосрочном плане. Высокие показатели роста ВВП и доходов федерального бюджета сами по себе, если они основываются на сырьевой структуре экономики, не могут работать на будущее.

Эволюционный путь развития мировой экономики от индустриальной к современной инновационной ставит перед российской экономикой непростой выбор. Сейчас у России не может быть иного пути развития, чем формирование экономики, основанной на знаниях, т. е. экономики инновационного типа. Недооценка этого обстоятельства уже в ближайшие годы может привести к тому, что Россия будет вытеснена с рынка высокотехнологичной продукции, а это не позволит поднять до современных стандартов уровень жизни населения и обеспечить безопасность государства в целом. В то же время инновационная деятельность России пока еще не является основным фактором экономического роста. Основой для перехода России к инновационному пути должны стать детально проработанная инновационная политика и добывающие отрасли как гаранты более плавного перехода.

Именно поэтому одной из первоочередных задач российского правительства является радикальное повышение эффективности экономики и выход России на инновационный путь развития. Сегодня, несмотря на многочисленные декларации о необходимости разработки и осуществления инновационной политики как остроактуальной для реформирования российской экономики, в России до сих пор не существует концептуального подхода и детально проработанного плана развития в этой области. Именно этим обусловлена потребность в четко разработанной и продуманной государственной инновационной политике как на общегосударственном уровне, так и на уровне субъектов РФ. При этом инновации не самоцель, их следует рассматривать в качестве одного из средств и вместе с тем индикаторов экономического развития. Структура национальной инновационной системы российской экономики и основы стратегии инновационного развития должны формироваться на уровне регионов России. Именно такой подход обеспечит переход субъектов РФ к устойчивому развитию, выявит их новые возможности и внутренние резервы. Успешно развивающийся региональный инновационный комплекс должен быть основой для перехода российской экономики в целом к более высоким технологическим укладам и повышению ее конкурентоспособности.

Главным условием при разработке и реализации инновационной политики субъекта РФ должно стать то, с точки зрения социально-экономического развития, что научно-техническая деятельность не является самоцелью. Субъект РФ сам, в первую очередь, заинтересован в подъеме благосостояния своего населения, что невозможно без эффективного научно-технического обеспечения. Поэтому рано или поздно возникнет необходимость использовать существующий научно-технический потенциал в интересах региона, проводить научно-техническую деятельность для решения проблем социально-экономического развития региона, а также целенаправленно формировать и развивать научно-технический потенциал с учетом особенностей социально-экономической политики региона.

К обозначенным факторам развития отечественной НИС необходимо добавить следующее. Во-первых, по мере повышения уровня развития страны постепенно исчерпываются отдельные объективные конкурентные преимущества российской инновационной системы: снижается квалификационный уровень труда, увеличиваются энергетические и транспортные затраты. Во-вторых, рост инвестиций без инновационного наполнения способствует воспроизводству устаревших технологий, т. е. консервации экономической отсталости. В-третьих, роль государственных структур России в продвижении инноваций на рынок прослеживается весьма слабо.

В целях обеспечения более благоприятных нормативно-законодательных условий для инновационной деятельности рекомендуется следующее:

- строгое соблюдение прав на интеллектуальную собственность;

- предоставление НИИ права на интеллектуальную собственность результатов гражданских исследований, проведенных за счет государственного финансирования;

- введение простых и понятных норм и законов для государственно-частного партнерства в инновационной сфере;

- пресечение нечестных методов конкуренции и стимулирование «честной» конкуренции;

- уменьшение бремени государственной бюрократии в отношении бизнес-сектора.

В целях улучшения идентификации и отбора приоритетов научных исследований и разработок в сфере инноваций рекомендуются:

- улучшение внутренних процедур по постановке приоритетов исследований внутри государственных НИИ, университетов и организаций конкурсного финансирования;

- размещение на конкурсной основе все большей части государственных средств из бюджета на науку и исследования для развития инноваций.

В целях усиления мобилизации и распределения ресурсов внутри инновационной системы рекомендуются:

- наращивание объемов государственных и частных расходов на НИОКР и создание инноваций;

- более широкое использование конкурсного подхода при распределении ресурсов на создание инноваций и научные исследования;

- стимулирование более активного софинан-сирования в части прикладных исследований;

- участие в финансировании исследований в государственных НИИ и университетах бизнес-сектора и некоммерческих организаций;

- препятствие снижению коллективного, внебюджетного финансирования отраслевых НИОКР;

- активизация и децентрализация процедуры предоставления венчурного капитала для новых компаний.

В целях повышения эффективности НИОКР и инновационной деятельности предлагается следующее:

- реформировать и упростить государственный сектор исследований с целью придания ему большей динамичности и чувствительности по отношению к потребностям в инновациях;

- предоставить государственным НИИ и университетам юридический статус, в большей степени соответствующий их потребностям;

- ввести систему оценки эффективности выполнения исследований;

- стимулировать развитие международного научного и технологического сотрудничества;

- увеличить инновационный потенциал малого и среднего бизнеса.

В целях повышения кадрового потенциала и развития материального капитала инновационной деятельности предлагается:

- снизить средний возраст и привлечь новые кадры в ряды российских ученых;

- повысить мобильность и обновляемость штата научных сотрудников;

- увеличить число студентов, обучающихся по курсу делового управления;

- обновить и расширить инновационную инфраструктуру в новых приоритетных направлениях исследований.

Существующее положение говорит о том, что научно-техническая деятельность необходима региону и будет осуществляться и поддерживаться в той мере, в которой будет способствовать решению задач его социально-экономического развития. Самостоятельная же научно-техническая деятельность может рассчитывать на под-

держку региона лишь тогда, когда ощущается недостаточность научно-технических знаний и решений для обеспечения развития в регионе промышленности и наукоемкой социальной сферы, а через них - и всего региона.

Именно поэтому развитие инновационной политики России и увеличение общего объема научно-технической деятельности должно опираться на социально-экономическую политику регионов, включающую региональную инновационную политику, обеспечивающую, в частности, формирование региональной инновационной системы. Только такая структура инновационной политики будет учитывать интересы всех российских регионов и даст возможность ускорить эволюцию экономики от индустриальной к инновационной, при этом уменьшит количество дотационных регионов.

Мировой опыт свидетельствует, что одним из наиболее перспективных решений проблемы повышения конкурентоспособности предприятий на мировых рынках является формирование национальных инновационных систем, обеспечивающих эффективное взаимодействие в «треугольнике» наука - бизнес - государство. Такая система позволяет интегрировать научно-технические, экономические, финансовые и организационные факторы создания и тиражирования нововведений.

Основным итогом развития науки и высокотехнологичных отраслей в XX в. являются не только массовые научные открытия и создание новых, перспективных рынков товаров и услуг (например, информационных), а сформированная в экономике система производства инноваций как нового механизма саморазвития, в рамках которого постоянно и непрерывно зарождаются и реализуются экономически успешные нововведения. Эффективное функционирование таких систем требует не только наличия сильной науки и образования, но и целого комплекса других институциональных условий. В том числе одним из факторов такого развития могло бы стать объединение целей и задач, стоящих перед региональной властью, региональным бизнесом и региональными университетами в рамках региональных инновационных программ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях перехода к инновационному развитию [Текст] : матер. Всерос. науч. конф. - СПб.: Астерион, 2010. - С. 45-46.

2. Инновационное развитие экономики России в XXI веке [Текст] : межвуз. сб. науч. тр. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - С. 5-6.

3. Инновационная ориентация российских экономических институтов [Текст] : Рос. экон. журнал. - № 6. -М.: Изд. дом «Экономический журнал», 2009. - С. 84.

4. Пименов, С.В. Механизмы управления инновациями на предприятии [Текст] / С.В. Пименов. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - С. 41.

5. Румянцева, Е.Е. Инновационная стратегия экономического развития [Текст] / Е.Е. Румянцева. -М.: Изд-во РАГС, 2006. - С. 34.

6. Кушлин, В. Факторы экономического кризиса и базис его преодоления [Текст] / В. Кушлин // Экономист. - 2009. - № 3. - С. 7.

УДК 330.34.014.2

Ю.В. Фетисов

МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: СПЕЦИФИКА ПРОБЛЕМ И СПОСОБОВ ИХ РЕШЕНИЯ

Необходимость модернизации российской экономики мало у кого вызывает сомнение. Об этом свидетельствуют многочисленные и разнообразные факты: физический и моральный износ материальной базы; низкая производительность труда; всеми критикуемая, но продолжающаяся экспортно-сырьевая направленность экономики; неготовность и неспособность предприятий использовать современные технологии и т. д.

Изношенность большей части производственного оборудования и техники в целом можно назвать основной причиной возросшего за последние годы количества техногенных катастроф и аварий, а также трудностей, возникающих при ликвидации их последствий. Существующее состояние материально-технической базы препятствует внедрению современных отраслевых стандартов - важного условия их конкурентоспособности и развития. Явным препятствием в решении этих проблем стала рассогласованность производства, образования и науки, интересов государства, бизнеса и наемных работников.

Модернизация экономики - сложный и многогранный процесс, связанный с преобразова-

нием практически всех сфер жизни общества. Однако часто одни ее стороны абсолютизируются, другие же недооцениваются или вовсе игнорируются. Расхождение взглядов на модернизацию российской экономики проявляется в ее различных характеристиках: инновационная, консервативная, радикальная, полномасштабная (а не фрагментарная), догоняющая (а не опережающая), прикладная (относящаяся лишь к сырьевому сектору). Это разнообразие мнений проявилось, в частности, и на очередной встрече нобелевских лауреатов, посвященной теме «Экономика и социология в XXI в.» [2, 3, 7]. Любой односторонний подход к модернизации не способствует выработке теоретически обоснованной стратегии преобразований. Между тем, как представляется, именно целостное видение модернизации экономики позволяет высветить не только стратегию деятельности общества, но полнее и конкретнее раскрыть ее отдельные направления реализации.

Теоретическое обоснование модернизации предполагает подход к ней как к специфической деятельности и, следовательно, выяснение ее социальной направленности, основных целей,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.