^^НаучнО-ТехническиеведомостцСПбГПуЗ^^^ УДК 338
К.А. Коноваленко-Артюх
Вклад малого предпринимательства в структурную модернизацию
и инновационное развитие экономики
В условиях трансформации мировой экономики, перехода цивилизации на постиндустриальный путь развития малые предприятия становятся неотъемлемым звеном в структуре общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства [1].
Предпринимательский сектор экономики -это та структура, которая связывает разнообразные сектора потребительского рынка. Предпринимательство является единственной экономической силой, способной обеспечить «мелкосерийное» производство индивидуальных благ и удовлетворить индивидуальные потребности.
Продвижение и рост предпринимательства становятся важными стратегическими задачами повышения политической, экономической и социальной стабильности в обществе, а также основой модернизации экономики страны с учетом современных тенденций ее развития.
Предпринимательство как форма экономической деятельности может осуществляться в двух основных видах (или их комбинации): путем осуществления непосредственных производительных функций, т. е. посредством производства товара, продукции, услуг (производственное предпринимательство); путем осуществления посреднических функций, т. е. оказания услуг, связанных с продвижением товара от непосредственного производителя к его потребителю (посредническое предпринимательство) [3].
Малое предпринимательство представляет собой особую экономическую силу и особый сектор экономики, уровень развития которого определяет экономическую целесообразность в период реструктуризации хозяйственных (см. рис. 1).
Предпринимательство как реальный сектор экономики имеет ряд особых преимуществ. Интегрируя хозяйственные изменения, малое предпринимательство играет роль специфического
«катализатора» и переводит экономику на уровень инновационного развития. Именно в предпринимательской деятельности создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов.
С точки зрения успешного осуществления мероприятий по модернизации экономики в современных условиях малый бизнес способствует решению целого ряда задач, куда входят:
- создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости населения и формирование конкурентной среды;
- насыщение рынка качественными товарами и услугами;
- формирование «среднего класса» собственников, заинтересованных в развитии экономики и четко реагирующих на изменение конъюнктуры на рынке товаров и услуг;
- повышение политической стабильности в обществе за счет создания системы общих интересов государства и предпринимателей; активизация инновационной деятельности.
В условия ограниченности тех или иных ресурсов производства товаров или услуг проблема реализации инноваций становится наиболее актуальной и жизненно необходимой для любого государства. Интегрирование экономических и социальных процессов на основе информатизации и компьютеризации создает предпосылки к формированию инновационной экономики. Характерной чертой такой экономики является ресурсосбережение и поиск новых методов (технологий) сочетания разнообразных ресурсов, позволяющих достигать максимальный социально-экономический эффект, который не оказывает разрушающего действия на окружающую среду.
В условиях современного рыночного хозяйствования инновационное развитие предпринимательской среды становится определяющим вектором повышения конкурентоспособности бизнеса, ориентированного на внедрение новых технологий и знаний. Именно предприниматель-
Рис. 1. Место предпринимательства в экономике
ская среда является определяющим элементом при формировании государственной инновационной системы. Поэтому в современных условиях инновации - это необходимый инструмент для предпринимательской деятельности и определяющий элемент для формирования инновационной среды России и модернизации ее экономики (см. рис. 2).
Инновационная среда России формируются нестабильно и неодинаково для разных социально-экономических систем: регионов, муниципалитетов, отраслей, секторов и пр. Это объясняется существованием значительных диспропорций в разных отраслях экономики, науки и производства.
В то же время за рубежом инновационный бизнес давно провозглашен как приоритетный.
Производство наукоемкой продукции обеспечивают всего 50-55 видов макротехнологий. Семь наиболее развитых стран, обладая 46 макротехнологиями, держат 80 % этого рынка. США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700 млрд долл., Германия -530, Япония - 400 млрд долл. [4].
В мировой экономической науке считается доказанным, что вклад научных достижений в рост ВВП может превышать 50 %. Объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет сегодня 2 трлн 300 млрд долл. США. Из этой суммы 39 % -продукция США, 30 - Японии, 16 % - Германии. Доля России составляет всего 0,3 %. Инновационная активность российских компаний остается крайне низкой. В 2007 г. число предприятий, осуществлявших технологические инновации,
4
Научно-технические ведомости СПбГПУ 3' 2010. Экономические науки
Рис. 2. Структура инновационной среды России
составило лишь 8,5 % от их общего числа. Для сравнения: в Великобритании, Финляндии, Франции, Италии, Корее этот показатель достигал -40-50 %, в Германии - 73, Ирландии, Бельгии и Дании - 58-61, Эстонии и Чехии - 41-47 %. Ближе всех к России по данному индикатору стояли Латвия (17 %), Болгария (18 %), Венгрия (21 %) и Румыния (22 %) [6].
Резко различается уровень российских технологий и в отраслевом плане. В ядерной энергетике уровень применяемых технологий по отношению к мировому, по оценкам, составляет в среднем 95 %, в ракетно-космической промышленности - 85, спецметаллургии - 70, авиационной промышленности - 60 %. В то же время в станкостроении технологический уровень составляет лишь 35 % от мирового, в химической промышленности - 55, в лесной и текстильной промышленности - 20, в электронной промышленности - 20 % [6].
В перспективе доля России может достичь 5-10 % на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг по 8-10 позициям, включая ядерные технологии, авиастроение, судостроение, программное обеспечение, вооружения и военную технику, образовательные услуги, космические услуги и производство ракетно-космической техники, обеспечивая тем самым достаточно надежную основу для модернизации экономики страны в целом и ее отдельных секторов [6].
Особую роль в этом процессе играет малое предпринимательство, так как оно более мобильно и отзывчиво к нововведениям, быстрее адаптируется к новым условиям внешней и внут-
ренней среды. Поэтому инновационная модель развития малого предпринимательства становится не только средством выживания современного российского бизнеса, но и является естественной основой для развития государственной инновационной среды России.
Предпринимательство несет в себе большой заряд творческой энергии, стремление к достижению высоких результатов. Предприниматели должны составлять так называемый передовой отряд экономически активных людей, способных к инновационным решениям. Они быстрее осваивают внешние рынки, наиболее эффективно вкладывают личные сбережения в инвестиционный процесс и создают благоприятный деловой климат в национальной экономике. Следовательно, характерной особенностью предпринимательской деятельности является креативное поведение экономически активной личности, способной оценить и управлять рисками от внедрения новых технологий производства товаров или услуг.
Особая роль, которую играет малое предпринимательство, не ограничивается только его инновационным потенциалом. Малые предприятия в силу занимаемого ими положения в отраслевой организации и выполняемых функций оказывают значительное модифицирующее воздействие на характер и уровень интенсивности отраслевой конкуренции.
Во-первых, малые предприятия, внедряя новые разработки в области продуктов и технологий, выступают фактором снижения рыночной власти отдельных участников рынка, так как обеспечивают всем равную доступность к своим достижениям.
Во-вторых, способствуя распространению через копирование передовых достижений, они стимулируют поиск новых способов приобретения конкурентных преимуществ, обусловливая тем самым возникновение новых форм конкуренции.
В-третьих, выступая неким объединяющим потенциалом для отраслевой организации, они обеспечивают не только единство конкурентного поля, но и более быстрое накопление в отрасли элементов конкурентоспособности.
В-четвертых, представляя собой идеальную форму для кооперации усилий крупных производителей в решении отдельных проблем через совместное финансирование разработок и взаимодействуя в разных формах с большинством участников отраслевого рынка, малые инновационные предприятия способствуют развитию коммуникативных связей между ними, а через это - выработке цивилизованных форм конкурентной борьбы.
Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ [1]. Перечислим их.
1. Увеличение числа собственников, а значит формирование среднего класса как главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе.
2. Рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп.
3. Выявление наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малое предпринимательство становится первичной школой самореализации.
4. Создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания.
5. Трудоустройство работников, высвобождаемых в государственном секторе экономики, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин).
6. Подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы.
7. Разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стре-
мясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты).
8. Косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые крупные фирмы считают недостаточно емкими.
9. Мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые могли остаться невостребованными, а также более эффективное их использование.
10. Снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений.
11. Улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
Исходя из анализа мировой и отечественной практики, следует отметить, что малый бизнес требует целенаправленного внимания и всесторонней поддержки со стороны властных и общественных структур.
Малое предпринимательство как явление социальное, экономическое и политическое, охватывающее почти все отрасли деятельности, должно решать следующие основные задачи развития России:
- в социальном аспекте - способствовать обеспечению занятости и материальному благополучию населения, его духовному и культурному развитию, удовлетворению материальных потребностей через расширение рынка потребительских товаров и сферы услуг;
- в экономическом аспекте - содействовать развитию конкурентной рыночной экономики, увеличению валового национального продукта, повышению доходов бюджета и внебюджетных фондов, успешному осуществлению модернизации экономики;
- в политическом аспекте - обеспечивать рост и развитие среднего класса как основного базиса социальной и политической стабильности общества, а также политической модернизации российского общества.
Развитие малого предпринимательства в современный период играет особое значение. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения
^Научно-техническиеведомостцСПбГПУ^^
рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов [2].
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малые предприятия способны мгновенно отзываться на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малое предпринимательство вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей вы-
сокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение [5].
Именно малые предприятия, особенно в случае оптимальной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить переход денежной массы в сферы наиболее оптимального приложения средств.
Работа выполнена в рамках Темплана-2010 ГОУ ВПО ПГУ по заказу Федерального агентства по образованию (тема № 1.8.10).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Плотникова, О.А. Малое предпринимательство и его роль в обеспечении развития национальной экономики Российской Федерации [Текст] : моногр. / О.А. Плотникова. - М.: Моск. гуманит. ун-т, 2006. -216 с.
2. Багиев, Г.Л. Организация предпринимательской деятельности [Текст] / Г.Л. Багиев, А.Н. Асаул. -СПб.: СПбГУЭФ, 2001. - 231 с.
3. Инновации в малом бизнесе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// sbinnovation.ru/content/ view/1/
4. Российско-американский инновационный со-
вет по высоким технологиям [Электронный ресурс] // Википедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
5. Береговой, В.А. Венчурный бизнес и инновационное предпринимательство [Электронный ресурс] / В.А. Береговой; Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, каф. финансов и банковского дела. - Режим доступа: http://www.antiatom.ru/2008_7-17.php
6. Модернизация экономики начнется с малого бизнеса [Электронный ресурс] // Деловой портал БИ-ТУ-БИС. - Режим доступа: http://www.b2bis.ru/arti-е^Лгеп<3/7623
УДК 330.190.2+35
М.Н. Руденко
К вопросу об организации консалтинговой деятельности в деловой инфраструктуре предпринимательства
Разнообразие проблем и задач, с которыми обращаются бизнес-структуры к услугам консалтинговых компаний, определяет необходимость создания эффективной системы организации консалтинговой деятельности, подчиненной принципам эффективного взаимодействия с элементами деловой среды предпринимательства.
Основной причиной обращения предпринимательских структур к услугам профессиональных консультантов выступают потребность в повышении эффективности хозяйственной деятельности или разработка и проведение мероприятий, направленных на ее совершенствова-
ние. Основная цель подобных преобразований состоит в необходимости развития деятельности и получения дополнительных конкурентных преимуществ.
Специфика консалтинговых услуг предопределяет принципы, на основе которых строятся отношения между клиентом и консультантом, а также организация деятельности самой консалтинговой компании. Содержание этих принципов, прежде всего, должно отражать следующие два основных аспекта: специфику консалтинговой деятельности и особенности предоставляемых услуг; организацию взаимодействия между