Научная статья на тему 'Вклад малого предпринимательства в структурную модернизацию и инновационное развитие экономики'

Вклад малого предпринимательства в структурную модернизацию и инновационное развитие экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коноваленко-Артюх Ксения Анатольевна

В условиях рыночного хозяйствования инновационное развитие предпринимательской среды становится определяющим вектором повышения конкурентоспособности бизнеса. Малые предприятия способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсовI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коноваленко-Артюх Ксения Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the conditions of market management innovative development of the enterprise environment becomes a governing vector of increase of business competitiveness. Small enterprises are able to solve problems of re-structuring of economy, forming and saturation of the market of consumer goods in the conditions of destabilization of Russias economy and limitation of financial resources most quickly and economically.

Текст научной работы на тему «Вклад малого предпринимательства в структурную модернизацию и инновационное развитие экономики»

^^НаучнО-ТехническиеведомостцСПбГПуЗ^^^ УДК 338

К.А. Коноваленко-Артюх

Вклад малого предпринимательства в структурную модернизацию

и инновационное развитие экономики

В условиях трансформации мировой экономики, перехода цивилизации на постиндустриальный путь развития малые предприятия становятся неотъемлемым звеном в структуре общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства [1].

Предпринимательский сектор экономики -это та структура, которая связывает разнообразные сектора потребительского рынка. Предпринимательство является единственной экономической силой, способной обеспечить «мелкосерийное» производство индивидуальных благ и удовлетворить индивидуальные потребности.

Продвижение и рост предпринимательства становятся важными стратегическими задачами повышения политической, экономической и социальной стабильности в обществе, а также основой модернизации экономики страны с учетом современных тенденций ее развития.

Предпринимательство как форма экономической деятельности может осуществляться в двух основных видах (или их комбинации): путем осуществления непосредственных производительных функций, т. е. посредством производства товара, продукции, услуг (производственное предпринимательство); путем осуществления посреднических функций, т. е. оказания услуг, связанных с продвижением товара от непосредственного производителя к его потребителю (посредническое предпринимательство) [3].

Малое предпринимательство представляет собой особую экономическую силу и особый сектор экономики, уровень развития которого определяет экономическую целесообразность в период реструктуризации хозяйственных (см. рис. 1).

Предпринимательство как реальный сектор экономики имеет ряд особых преимуществ. Интегрируя хозяйственные изменения, малое предпринимательство играет роль специфического

«катализатора» и переводит экономику на уровень инновационного развития. Именно в предпринимательской деятельности создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов.

С точки зрения успешного осуществления мероприятий по модернизации экономики в современных условиях малый бизнес способствует решению целого ряда задач, куда входят:

- создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости населения и формирование конкурентной среды;

- насыщение рынка качественными товарами и услугами;

- формирование «среднего класса» собственников, заинтересованных в развитии экономики и четко реагирующих на изменение конъюнктуры на рынке товаров и услуг;

- повышение политической стабильности в обществе за счет создания системы общих интересов государства и предпринимателей; активизация инновационной деятельности.

В условия ограниченности тех или иных ресурсов производства товаров или услуг проблема реализации инноваций становится наиболее актуальной и жизненно необходимой для любого государства. Интегрирование экономических и социальных процессов на основе информатизации и компьютеризации создает предпосылки к формированию инновационной экономики. Характерной чертой такой экономики является ресурсосбережение и поиск новых методов (технологий) сочетания разнообразных ресурсов, позволяющих достигать максимальный социально-экономический эффект, который не оказывает разрушающего действия на окружающую среду.

В условиях современного рыночного хозяйствования инновационное развитие предпринимательской среды становится определяющим вектором повышения конкурентоспособности бизнеса, ориентированного на внедрение новых технологий и знаний. Именно предприниматель-

Рис. 1. Место предпринимательства в экономике

ская среда является определяющим элементом при формировании государственной инновационной системы. Поэтому в современных условиях инновации - это необходимый инструмент для предпринимательской деятельности и определяющий элемент для формирования инновационной среды России и модернизации ее экономики (см. рис. 2).

Инновационная среда России формируются нестабильно и неодинаково для разных социально-экономических систем: регионов, муниципалитетов, отраслей, секторов и пр. Это объясняется существованием значительных диспропорций в разных отраслях экономики, науки и производства.

В то же время за рубежом инновационный бизнес давно провозглашен как приоритетный.

Производство наукоемкой продукции обеспечивают всего 50-55 видов макротехнологий. Семь наиболее развитых стран, обладая 46 макротехнологиями, держат 80 % этого рынка. США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700 млрд долл., Германия -530, Япония - 400 млрд долл. [4].

В мировой экономической науке считается доказанным, что вклад научных достижений в рост ВВП может превышать 50 %. Объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет сегодня 2 трлн 300 млрд долл. США. Из этой суммы 39 % -продукция США, 30 - Японии, 16 % - Германии. Доля России составляет всего 0,3 %. Инновационная активность российских компаний остается крайне низкой. В 2007 г. число предприятий, осуществлявших технологические инновации,

4

Научно-технические ведомости СПбГПУ 3' 2010. Экономические науки

Рис. 2. Структура инновационной среды России

составило лишь 8,5 % от их общего числа. Для сравнения: в Великобритании, Финляндии, Франции, Италии, Корее этот показатель достигал -40-50 %, в Германии - 73, Ирландии, Бельгии и Дании - 58-61, Эстонии и Чехии - 41-47 %. Ближе всех к России по данному индикатору стояли Латвия (17 %), Болгария (18 %), Венгрия (21 %) и Румыния (22 %) [6].

Резко различается уровень российских технологий и в отраслевом плане. В ядерной энергетике уровень применяемых технологий по отношению к мировому, по оценкам, составляет в среднем 95 %, в ракетно-космической промышленности - 85, спецметаллургии - 70, авиационной промышленности - 60 %. В то же время в станкостроении технологический уровень составляет лишь 35 % от мирового, в химической промышленности - 55, в лесной и текстильной промышленности - 20, в электронной промышленности - 20 % [6].

В перспективе доля России может достичь 5-10 % на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг по 8-10 позициям, включая ядерные технологии, авиастроение, судостроение, программное обеспечение, вооружения и военную технику, образовательные услуги, космические услуги и производство ракетно-космической техники, обеспечивая тем самым достаточно надежную основу для модернизации экономики страны в целом и ее отдельных секторов [6].

Особую роль в этом процессе играет малое предпринимательство, так как оно более мобильно и отзывчиво к нововведениям, быстрее адаптируется к новым условиям внешней и внут-

ренней среды. Поэтому инновационная модель развития малого предпринимательства становится не только средством выживания современного российского бизнеса, но и является естественной основой для развития государственной инновационной среды России.

Предпринимательство несет в себе большой заряд творческой энергии, стремление к достижению высоких результатов. Предприниматели должны составлять так называемый передовой отряд экономически активных людей, способных к инновационным решениям. Они быстрее осваивают внешние рынки, наиболее эффективно вкладывают личные сбережения в инвестиционный процесс и создают благоприятный деловой климат в национальной экономике. Следовательно, характерной особенностью предпринимательской деятельности является креативное поведение экономически активной личности, способной оценить и управлять рисками от внедрения новых технологий производства товаров или услуг.

Особая роль, которую играет малое предпринимательство, не ограничивается только его инновационным потенциалом. Малые предприятия в силу занимаемого ими положения в отраслевой организации и выполняемых функций оказывают значительное модифицирующее воздействие на характер и уровень интенсивности отраслевой конкуренции.

Во-первых, малые предприятия, внедряя новые разработки в области продуктов и технологий, выступают фактором снижения рыночной власти отдельных участников рынка, так как обеспечивают всем равную доступность к своим достижениям.

Во-вторых, способствуя распространению через копирование передовых достижений, они стимулируют поиск новых способов приобретения конкурентных преимуществ, обусловливая тем самым возникновение новых форм конкуренции.

В-третьих, выступая неким объединяющим потенциалом для отраслевой организации, они обеспечивают не только единство конкурентного поля, но и более быстрое накопление в отрасли элементов конкурентоспособности.

В-четвертых, представляя собой идеальную форму для кооперации усилий крупных производителей в решении отдельных проблем через совместное финансирование разработок и взаимодействуя в разных формах с большинством участников отраслевого рынка, малые инновационные предприятия способствуют развитию коммуникативных связей между ними, а через это - выработке цивилизованных форм конкурентной борьбы.

Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ [1]. Перечислим их.

1. Увеличение числа собственников, а значит формирование среднего класса как главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе.

2. Рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп.

3. Выявление наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малое предпринимательство становится первичной школой самореализации.

4. Создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания.

5. Трудоустройство работников, высвобождаемых в государственном секторе экономики, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин).

6. Подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы.

7. Разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стре-

мясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты).

8. Косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые крупные фирмы считают недостаточно емкими.

9. Мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые могли остаться невостребованными, а также более эффективное их использование.

10. Снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений.

11. Улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Исходя из анализа мировой и отечественной практики, следует отметить, что малый бизнес требует целенаправленного внимания и всесторонней поддержки со стороны властных и общественных структур.

Малое предпринимательство как явление социальное, экономическое и политическое, охватывающее почти все отрасли деятельности, должно решать следующие основные задачи развития России:

- в социальном аспекте - способствовать обеспечению занятости и материальному благополучию населения, его духовному и культурному развитию, удовлетворению материальных потребностей через расширение рынка потребительских товаров и сферы услуг;

- в экономическом аспекте - содействовать развитию конкурентной рыночной экономики, увеличению валового национального продукта, повышению доходов бюджета и внебюджетных фондов, успешному осуществлению модернизации экономики;

- в политическом аспекте - обеспечивать рост и развитие среднего класса как основного базиса социальной и политической стабильности общества, а также политической модернизации российского общества.

Развитие малого предпринимательства в современный период играет особое значение. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения

^Научно-техническиеведомостцСПбГПУ^^

рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов [2].

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малые предприятия способны мгновенно отзываться на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малое предпринимательство вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей вы-

сокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение [5].

Именно малые предприятия, особенно в случае оптимальной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить переход денежной массы в сферы наиболее оптимального приложения средств.

Работа выполнена в рамках Темплана-2010 ГОУ ВПО ПГУ по заказу Федерального агентства по образованию (тема № 1.8.10).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Плотникова, О.А. Малое предпринимательство и его роль в обеспечении развития национальной экономики Российской Федерации [Текст] : моногр. / О.А. Плотникова. - М.: Моск. гуманит. ун-т, 2006. -216 с.

2. Багиев, Г.Л. Организация предпринимательской деятельности [Текст] / Г.Л. Багиев, А.Н. Асаул. -СПб.: СПбГУЭФ, 2001. - 231 с.

3. Инновации в малом бизнесе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// sbinnovation.ru/content/ view/1/

4. Российско-американский инновационный со-

вет по высоким технологиям [Электронный ресурс] // Википедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

5. Береговой, В.А. Венчурный бизнес и инновационное предпринимательство [Электронный ресурс] / В.А. Береговой; Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, каф. финансов и банковского дела. - Режим доступа: http://www.antiatom.ru/2008_7-17.php

6. Модернизация экономики начнется с малого бизнеса [Электронный ресурс] // Деловой портал БИ-ТУ-БИС. - Режим доступа: http://www.b2bis.ru/arti-е^Лгеп<3/7623

УДК 330.190.2+35

М.Н. Руденко

К вопросу об организации консалтинговой деятельности в деловой инфраструктуре предпринимательства

Разнообразие проблем и задач, с которыми обращаются бизнес-структуры к услугам консалтинговых компаний, определяет необходимость создания эффективной системы организации консалтинговой деятельности, подчиненной принципам эффективного взаимодействия с элементами деловой среды предпринимательства.

Основной причиной обращения предпринимательских структур к услугам профессиональных консультантов выступают потребность в повышении эффективности хозяйственной деятельности или разработка и проведение мероприятий, направленных на ее совершенствова-

ние. Основная цель подобных преобразований состоит в необходимости развития деятельности и получения дополнительных конкурентных преимуществ.

Специфика консалтинговых услуг предопределяет принципы, на основе которых строятся отношения между клиентом и консультантом, а также организация деятельности самой консалтинговой компании. Содержание этих принципов, прежде всего, должно отражать следующие два основных аспекта: специфику консалтинговой деятельности и особенности предоставляемых услуг; организацию взаимодействия между

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.