Научная статья на тему 'Основные направления государственного регулирования экономики в рыночных условиях'

Основные направления государственного регулирования экономики в рыночных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5742
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салахов С. В.

Основные направления государственного регулирования экономики в рыночных условиях Салахов С.В. Основные направления государственного регулирования экономики в рыночных условияхThe Main Trends of Economics State Regulating in Marketing Salahov_S._V. Questions on the degree of intervention of government in economy, about its role and place in economy frequently become a subject of discussions in economic science, especially in market conditions. They are expressing opposite, sometimes mutually exclusive judgments on the given problem. In the article is proved necessity of state regulating of economy at transition to market conditions, located its basic directions, forms and principles of realization of regulating of economy as in conditions of transition to the market relations, and in the generated market economy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления государственного регулирования экономики в рыночных условиях»

с предпринимательской общественностью, учет их предложений и инициатив, делегирование им ряда функций, находящихся в ведении исполнительной власти, открытость.

Ожидания малого бизнеса просты и конкретны: разумные налоги, доступные кредиты, стабильные и понятные правила игры.

У местной власти есть немало возможностей осуществления реальной поддержки малого бизнеса. Учитывая вышесказанное, можно выделить пять основных направлений его государственной поддержки:

- налоговая политика на федеральном и региональном уровнях,

- устранение административных барьеров,

- финансовая поддержка,

- развитие инфраструктуры,

- подготовка и переподготовка кадров.

Необходимо создать единое экономическое про-

странство для бизнеса любого масштаба, сохраняя приоритеты для стартующего, инновационного, малого бизнеса в социальной сфере и в сельских районах.

Малый бизнес должен занять достойное место в тактических и стратегических планах органов государственной власти и управления. Критериями для оценки развития малого бизнеса могут стать такие показатели:

- достижение норматива - 9 предприятий на 1000 жителей;

- увеличение доли малого предпринимательства в ВВП области до 15 %;

- увеличение доли налоговых поступлений от малого предпринимательства в бюджеты всех уровней до 12-13 %.

Это не только обеспечит воспроизводство малых предприятий, но и существенно усилит роль малого бизнеса в увеличении ресурсного потенциала и емкости рынка потребительских товаров Томской области.

С.В. Салахов

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Азербайджанский научно-исследовательский институт экономики и сельского хозяйства

В каждой стране велико значение государства как мощной организации, которая сплачивает разрозненные силы, противоречивые интересы, вырабатывает и осуществляет стратегию развития общества. Игнорирование этого всеобщего критерия обычно сопровождается большими потерями: сбоями в экономике, разбалансированностью хозяйства, нарушением макроэкономических пропорций и микроэкономических связей, расстройством финансовой системы и системной нестабильностью. Однако у теоретиков и практиков наличествует и критический настрой по поводу экономической роли государства. При этом используются весьма серьезные аргументы, связанные с малой эффективностью государственного сектора, порой его неспособностью обеспечить устойчивые темпы экономического роста, с инспирированным государством иждивенчеством производителя и потребителя, обезличенностью собственности, с нарушением естественных законов рынка через государственный протекционизм и т.д.

Такой подход во многом базируется на теоретических выводах западной классической школы о том, что сбалансированность рынка достигается благодаря действию закона спроса и предложения посредством гибкого рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции; цены отражают индивидуальные предпочтения и колебания в соответствии с изменениями спроса, что распределение ресурсов осуществляется в соответствии с относительной ве-

личиной рыночных цен. Далее, если эта величина зависит от колебаний спроса и предложения, то абсолютный их уровень определяется количеством денег В случае же нарушения равновесия система стремится к его восстановлению, а поэтому любые попытки внешнего вмешательства в действие рыночных механизмов могут привести лишь к ухудшению положения.

Это - идеальная модель. Но она едва ли отражает реальность современной развитой рыночной экономики Запада. Тем более что она неадекватна сегодняшней действительности. А в связи с этим возникает ряд вопросов: существуют ли у нас в настоящее время условия для совершенной конкуренции и свободного колебания цен на товары, услуги и факторы производства; всегда ли и до какой степени рыночная экономика способна к саморегулированию; насколько быстро могут сформироваться в наших условиях рыночные отношения, обладающие подобными свойствами?

В свое время Дж.М. Кейнс отмечал, что действие рыночных сил может оказаться недостаточным для обеспечения полной занятости и сбалансированности экономики. Это особенно характерно для кризисных периодов, хотя глубина падения производства не менее чем в 2 раза превысила соответствующие величины времен «великой депрессии». Именно для таких условий предложены рекомендации Кейнса о необходимости стимулирования государством инвести-

С.В. Салахов. Основные направления государственного регулирования экономики.

ционной деятельности в целях активизации эффективного спроса.

Нужно отметить, что и в стабильно развивающихся странах роль государства в сфере экономики весьма значительна. Смещаются лишь акценты экономической политики. Очень поучителен опыт западнык стран и Японии в области государственного регулирования и программирования экономики, в сфере межгосударственной интеграции. Даже в США, с его сравнительно небольшим собственно государственным сектором, примерно пятая часть продукции производится под эгидой государства, а общий объем правительственных расходов на покупку товаров и услуг составляет около трети национального продукта. Еще больше роль государственной власти в бурном экономическом подъеме ряда стран Юго-Восточной Азии. Влияние государства особенно велико в разработке и осуществлении программы реформ, охватывающей определенные этапы и относительно длительный период времени. Такая программа в наших условиях тем более важна, что вне зависимости от субъективных желаний экономика не в состоянии моментально перейти на рельсы рыночного хозяйствования. Нерыночная структура народного хозяйства требует ряда лет, чтобы осуществить необходимые для этого сдвиги, а кроме того, создать соответствующую рыночную инфраструктуру.

Существует также универсальное правило: в периоды радикальных преобразований общество должно испытывать на себе правовые воздействия властных структур, и экономика здесь не является исключением. Однако не ослабевают споры о том, что государство должно или не должно делать по отношению к экономике. Одни полагают, что государственно-хозяйственный механизм как единое целое есть стимулирующая модель развития, другие считают, что государству необходимо соблюдать дистанцию по отношению к экономике, и если уж вмешиваться в хозяйственную жизнь, то только косвенно. Разнообразие мнений по этому поводу простирается от постулатов директивного жесткого планирования народного хозяйства из одного центра до едва ощутимых воздействий, не касающихся категории собственности и вообще основ хозяйствования.

Вероятно, здесь необходимо найти золотую середину, что является извечным правилом управления, поскольку любая чрезмерность чревата последствиями. Так и в экономике - тотальное ее огосударствление сдерживает экономическое развитие.

С другой стороны, полное невмешательство государства в экономику может привести к анархии производства, бессмысленному дублированию и параллелизму в сфере производства. Если рассматривать нашу ситуацию, то в стране накопилось огромное количество проблем, решение которых невозможно без помощи государства. Поэтому нельзя сводить его роль лишь к примитивной функции охранителя

собственности от посягательств или арбитра, следящего за исполнением установленных правил игры. Вряд ли могут быть найдены серьезные аргументы и в пользу отстранения государственной власти от прямого участия в экономической жизни общества, решения проблем выхода из кризисной ситуации, ожидая, когда рынок все расставит по своим местам. Необходимо на государственном уровне способствовать становлению рынка, одновременно ослабляя болезненные последствия переходного периода.

Когда речь идет о жизнеобеспечении общества, именно государство должно определить возможность выхода из социально-экономического тупика, опираясь на взаимоувязанные приоритеты. Отказ от старых, преимущественно административных методов управления, ограничение государственного влияния на экономические процессы не снимают с государства ответственности за реорганизацию и преобразования в экономике. Эта функция остается главенствующей, и здесь важное значение имеет выработка научно обоснованной экономической политики государства, учитывающей объективные условия развития страны. Кроме того, особое значение приобретает формирование целостной системы государственного регулирования экономики с использованием как рыночных, так и административных методов.

Реальная экономическая политика государства в общих чертах выражается в степени и методах его воздействия на объекты регулирования экономики. Таковыми могут выступать сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социальноэкономической жизни страны, где возникали или могут возникнуть трудности и проблемы, которые не разрешаются автоматически или же могут быть разрешены в отдаленном будущем. В то же время скорейшее снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Государство должно если не ликвидировать, то, по крайней мере, ослабить негативные процессы в социально-экономическом развитии общества и всемерно способствовать развитию процессов позитивных.

Правильно сочетая экономические, организационные (в том числе административные и индикативные), правовые и иные методы, государство и в рыночных условиях прямо или косвенно способно стимулировать или ограничивать развитие отдельных отраслей, производств, предприятий, решать стоящие перед ним экономические и социальные задачи.

Все методы государственного воздействия на экономику с определенной долей условности можно сгруппировать следующим образом:

Во-первых, косвенные методы финансового и денежно-кредитного регулирования, включающие:

- налоговую политику (установление налоговых ставок и предоставление налоговых льгот);

- амортизационную политику (установление норм амортизации, индексация амортизационных отчислений, ускоренная амортизация как важнейшее средство стимулирования накопления, структурных изменений в экономике);

- кредитную политику (регулирование учетной ставки, осуществляемое Центральным банком; установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке; операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение, гарантии государств под выдаваемые или получаемые кредиты);

- таможенную политику (установление экспортно-импортных таможенных пошлин, расширяющих или ограничивающих экспортно-импортные операции).

Во-вторых, прямое государственное финансовое регулирование: распределение бюджетных инвестиций, субсидии санируемым предприятиям, субвенции, дотации, трансферты территориям и т.д.

В-третьих, методы регулирования материальных потоков и производственной деятельности, заказы на поставки продукции и выполнение работ для государственных нужд, квотирование и лицензирование, в том числе лицензирование видов деятельности.

В-четвертых, государственное предпринимательство, обеспечивающее управление хозяйственной, экономической и социальной деятельностью различных форм государственных предприятий, а также участие в управлении предприятиями смешанной формы собственности с долей акций, принадлежащих государству.

В-пятых, программно-целевой метод планирования и управления, включающий разработку и реализацию государственных программ развития приоритетных сфер экономики и решения первоочередных социально-экономических проблем; причем для реализации программ должны использоваться все перечисленные методы, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Для эффективной реализации экономической политики важно обеспечить комплексность и взаимосвязанность всех мер государственного воздействия на экономику. Они должны формироваться и обобщаться в едином пакете документов, отражающих социально-экономическую стратегию государства. После отказа от директивного планирования таким основным документом, характеризующим социально-экономические процессы и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. При этом их содержание выходит за рамки чистых прогнозов как предположений о состоянии и характере последующего развития страны, поскольку в них содержатся предложения по объе-

мам государственных инвестиций, по реализации государственных программ, по амортизационной политике и некоторые другие элементы государственного воздействия на экономику.

В условиях осуществления рыночных преобразований меняются и функции органов централизованного управления (представленных министерствами экономики, финансов, труда и социального развития, министерствами и ведомствами отраслевой направленности) в сфере планово-прогнозной деятельности. Они должны сосредоточить свою деятельность:

- во-первых, на определении среднесрочных и долгосрочных перспектив экономического, социального и научно-технического развития страны, а также отраслей народного хозяйства;

- во-вторых, на формировании и организации выполнения общегосударственных программ на основе широкого использования программно-целевых и индикативных методов планирования, имея в виду, что управление экономикой в условиях перехода к рынку должно представлять собой синтез макроэкономического планирования и прогнозирования, определения целей и приоритетов социально-экономической политики в неразрывном единстве с формированием всей системы экономических регуляторов и созданием экономической среды для успешного функционирования рынка. При этом определение целей, приоритетов, макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства в развитии экономики страны должно осуществляться на основе новых подходов к структурной политике, призванной обеспечить поворот сферы материального производства к нуждам человека.

Объектами общегосударственного прогнозирования и макропланирования в условиях перехода к рынку должны быть:

1. Основные пропорции расширенного воспроизводства, характеризующие уровень решения социальных проблем, развития ключевых сфер экономики.

2. Направление общегосударственной научно-технической и инвестиционной политики в целях структурной перестройки экономики.

3. Формирование межгосударственных внешнеэкономических связей.

4. Создание резервов для осуществления общегосударственных программ и локализации чрезвычайных ситуаций.

5. Обеспечение обороноспособности страны на принципах разумной достаточности.

В системе государственного управления и регулирования развития экономики должны быть принципиально изменены содержание и роль плановых решений. Они должны быть нацелены:

- на комплексный экономический анализ, обеспечивающий оценку текущего состояния народного хозяйства в сопоставлении с мировыми тенденциями с

И.В. Рощина. Трансформация экономических отношений в условиях постиндустриального.

учетом рыночной конъюнктуры, а также перспектив развития экономики страны;

- разработку макроэкономических, демографических, социально-экономических и научно-технических прогнозов, а также прогнозов по размещению производительных сил;

- формирование на анализе и прогнозах задач социальной защиты населения, целей и приоритетов в развитии народного хозяйства страны;

- определение потребностей в продукции (работах, услугах) для общегосударственных нужд;

- разработку общих принципов ценовой, антиинфляционной, налоговой, финансово-кредитной, внешнеэкономической и антимонопольной политики с целью достижения сбалансированности экономического развития и поощрения конкуренции на рынке;

- существенное увеличение во всех сферах экономики удельного веса отраслей, обеспечивающих развитие социальных секторов народного хозяйства и производств, выпускающих товары (работы, услуги) и продовольствие для населения;

- обеспечение приоритетного и комплексного развития рыночной инфраструктуры, создающей условия для беспрепятственного движения финансовых, материальных и информационных потоков в народном хозяйстве.

Либерализация экономики на современном этапе рыночных преобразований включает в себя прежде всего:

- институциональные преобразования в отношении собственности, расширения свободы здоровой конкуренции во всех сферах;

- либерализацию деятельности предприятий всех форм собственности, прежде всего субъектов малого и среднего бизнеса;

- отмену госзаказа на производство стратегических видов сельхозпродуктов;

- либерализацию внешнеэкономической деятельности, в том числе валютного рынка.

Таким образом, можно сделать вывод: государственное регулирование необходимо как в переходный к рыночным отношениям период, так и в процессе функционирования сформировавшейся рыночной экономики.

И.В. Рощина

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Томский государственный университет

Для устранения ограничений субстанционального, синергетического и системного подходов в мировоззрении можно применять граневый подход, представляющий собой дальнейшее развитие структурно-функционального подхода. Суть предлагаемого гранево-го подхода заключается в выделении на основе анализа и синтеза основных характеристик (граней) объекта (явления) и не только в исследовании их взаимодействия и трансформации, но и в рассмотрении функционирования объекта (явления) прежде всего через призму взаимного влияния отдельных граней объекта и окружающих его объектов.

Если использовать граневый подход применительно к человеку с точки зрения различных форм его жизнедеятельности, то можно выделить основные грани - человек как работник, человек как потребитель, человек как общественное существо, человек как таковой (многогранное существо).

В большинстве экономических систем человек воспринимался в основном как работник (в условиях индустриального общества). В последствии по мере развития индустриального общества появилась потребность и возможность видеть в человеке не только и не столько работника, сколько потребителя. Таким образом, человек (в индустриальном обществе) воспринимался как ресурс (один из производственных ресурсов) - как один среди прочих, но все-таки ресурс. Постепенно стали усиливаться тенденции по со-

циализации экономики. Результатом этого стало появление различных институтов социальной ответственности, социального партнерства и т.д., что можно рассматривать в качестве признаков становления социальной экономики (первой формы постиндустриального общества).

Существующие концепции постиндустриального общества процесс совершенствования экономических отношений рассматривают с учетом технического прогресса в области производственных факторов (теория постиндустриального общества), а также увеличения степени самостоятельности человека (концепция постмодернити). В связи с этим введение понятий «социальная экономика» и «экономика индивидуумов» необходимы для обозначения качественно новых условий, формирующихся в современных постиндустриальных обществах.

Технический прогресс уже не может рассматриваться как единственное и достаточное условие для становления постиндустриального общества. Новым неотъемлемым условием становится качественное изменение самого человека, сводящееся прежде всего к тому, что главным мотивом деятельности человека является его потребность в самоактуализации. Однако нельзя переоценивать значение как технологического, культурологического факторов, так и потребности человека в самоактуализации. Не следует также сводить самоактуализацию только к экономи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.