принято законодательство по поддержке малого предпринимательства, однако большим рывком для нашей страны стало бы воплощение в жизнь всех принятых мер и программ поддержки. Это позволило бы России не только решить мелкие текущие проблемы, но и перейти на новый уровень экономического развития.
Список литературы
1. Экономическая теория : учеб. / под ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлева, Л. С. Тарасечева. - Изд. испр. и доп. - М. : Инфра-М, 2005. - 672 с.
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
3. Буев, В. Малый бизнес в России: что делать? / В. Буев, М. Смирнов, А. Чепурен-ко. - URL: http://www.nisse.ru/business/article/article_1681.html/
4. Экономика : курс лекций : в 2 ч. Ч. 1. Микроэкономика / под ред. С. Г. Михневой, Д. Г. Маслова, Т. В. Ровенской. - Пенза : Информационно-издательский центр ПензГУ, 2008. - 158 с.
5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. -URL: http://www.economy.gov.ru/
6. Деловой вестник инвестора. Гранты малому бизнесу. - URL: http://www.inve st-profit.ru/
7. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. - URL: http://www.pnz.gks.ru/default.aspx/
8. Телеканал экспресс. Новости Пензы и области. - URL: http://tv-express.ru/ news_info/10378/
9. Кредитование малого бизнеса. - URL: http://www.kreditbusiness.ru/federal.html/ УДК 330.1
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
С. Г. Михнева, Ю. И. Русакова
В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением места государственной собственности в рыночной экономике. Определяется ее доля в экономике развитых стран, Китая и России. Приводится точка зрения на вопрос о дальнейшем развитии государственного сектора в экономике России.
In the article are reviewed questions connected with the place of the state property in the market economy. There is an analysis about its quantity in the economy of developed countries, China and Russia. There is also the point of view about the future developing of state sector of Russian economy.
В последнее время доля государственной собственности в мире сокращается. Но так ли уж она бесполезна для функционирования рыночной экономики?
По мере развития цивилизации менялись и отношения собственности, принимая самые разнообразные формы. В настоящее время в рыночной экономике выделяются две формы собственности: частная и государственная, которые, в свою очередь, имеют много разновидностей.
В большинстве стран мира сегодня превалирует в различной степени частная собственность. Несмотря на это, и государственная собственность существует в условиях рынка. Государственная собственность - это форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах, также оно может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций.
В странах с командно-административной экономикой госсобственность объединялась понятием «государственный сектор». Причем этот сектор рассматривался как некая альтернатива частному бизнесу в духе представлений о «предпосылках социализма» в рамках «государственно-монополистического капитализма».
В действительности такой сектор, построенный на чисто капиталистической основе как временная подпорка частному капиталу, в 50-е гг. XX в. существовал лишь во Франции, Австрии, Великобритании и Италии. Государственный сектор экономики представляет собой совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из государственного бюджета [1, с. 558].
Особенность государственной собственности заключается в том, что она непосредственно связана с осуществлением политической и экономической власти, поддерживаемой такими силовыми структурами, как армия, полиция и т.п. [2, с. 10].
На базе имущества, находящегося в государственной собственности, могут быть образованы унитарные, а также казенные предприятия. Унитарное предприятие - это хозяйственная коммерческая организация, основанная на праве хозяйственного ведения. Оно создается по решению уполномоченного на то государственного или муниципального органа. В форме унитарных предприятий могут быть только государственные или муниципальные предприятия. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создавать другое унитарное дочернее предприятие, утверждать его устав как юридического лица и передавать ему часть своего имущества.
Управление государственной собственностью означает прежде всего управление процессом ее эффективного использования, а также ее воспроизводства в необходимом масштабе и качестве.
Государственная собственность играет важнейшую роль в функционировании государства в условиях рыночной экономики, обеспечении экономической стабильности и позволяет ему выполнять свои социальные функции:
- создает материальные предпосылки для обеспечения устойчивого воспроизводства общественного капитала;
- создает благоприятные условия для развития частного предпринимательства, принимая на себя долю издержек в тех сферах деятельности, которые не выгодны последнему;
- позволяет сглаживать удары кризисов, мобилизуя ресурсы на быстрейший выход из них путем снижения налогообложения и использования государственных резервных фондов.
Однако государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые
по тем или иным причинам малорентабельны или убыточны, что делает их непривлекательными для частного капитала. Речь идет главным образом о социально-экономической инфраструктуре (железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, сфера образования). В других отраслях имеется лишь «точечное» участие государства в виде пакетов акций ряда фирм.
К примеру, доля госсобственности в Соединенных Штатах, как видно из табл. 1, составляла 32 %. Сейчас государственные предприятия США вырабатывают всего 3-4 % валового национального продукта, мелкий и средний бизнес - 40 %, остальную часть - крупные негосударственные предприятия. Развитие государственного сектора в США осуществлялось, как правило, за счет государственных инвестиций. Сейчас к государственной собственности в США относятся научно-исследовательские учреждения, лаборатории, университеты, колледжи. Научные исследования являются важнейшим объектом государственных капиталовложений. Государственные средства покрывают более 90 % финансовых средств, направляемых в авиационную промышленность и ракетостроение, около 2/3 - в электронику и электротехнику. Характерной особенностью американской модели управления госсектором является передача государственных предприятий США в оперативное управление и эксплуатацию частным корпорациям [3].
Таблица 1
Доли государственной собственности в развитых странах в 2009 г.
США Япония Англия Канада Германия Швеция Китай Россия
32 % 35 % 40 % 43 % 48 % 62 % 66 % от 9 % до 20 %
Наибольшее распространение государственный сектор экономики получил в Австрии. Во многих отраслях ее экономики, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе, электроэнергетике, на транспорте, доля государства превышает 75 %. Далее по удельному весу государственной собственности в национальном хозяйстве идут (по мере убывания) Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды, Италия, Швеция.
В Скандинавских странах, к которым относятся Дания, Норвегия и Швеция, госсобственность играет значительную роль. Там сложилась своеобразная скандинавская модель, наиболее ярко воплотившаяся в Швеции. В качестве ее особенностей выделяют экономическую и социальную политику.
Основные черты скандинавской модели начали складываться в 1930-е гг., окончательно оформились в начале 1950-х гг. и заключаются в гармоничном распределении национального дохода между гражданами через налоговую систему и государственный бюджет; поддержании взаимопонимания и согласия между трудом и капиталом; развитии государственного сектора при преобладании частного; реальном уравнивании в экономических, социальных и политических правах всех граждан вне зависимости от пола и возраста.
Таким образом, скандинавская модель - это развитая рыночная экономика со зрелой социальной инфраструктурой, основной особенностью которой является предельная социализация. Государство в такой системе перераспределяет через налоговую систему доходы, получаемые в частном секторе. Оно осуществляет строгий контроль за деятельностью частного бизнеса,
следит за соблюдением законов, принятых с учетом интересов всех членов общества, разрабатывает долговременную стратегию развития экономики (выработка приоритетов развития национального хозяйства, инвестиционная политика, стимулирование НИОКР, внешнеэкономическая стратегия).
Экономика Китая, другой развитой страны, сегодня отличается широким распространением государственной собственности на средства производства, контролем над предприятиями со стороны назначенных по усмотрению государства директоров и экономическим регулированием, осуществляемым коммунистической партией и определяемым марксистскими принципами в сочетании с традиционной китайской культурой. Между тем китайские власти стремятся создать высокоэффективную экономику с преобладающей долей негосударственного сектора. Государство остается мощным регулирующим органом и препятствует размыванию своих прав на предприятиях. Приватизация государственных предприятий в этой стране осуществляется осторожно, и главной ее целью является повышение эффективности экономики. В 2010 г., по данным Государственного статистического управления Китая, темпы роста экономики составили 10,3 %. По официальным данным, ВВП КНР в 2010 г. составил почти 6,48 триллиона долларов, что вывело китайскую экономику на второе место в мире после США [3].
Государственная собственность была очень высоко развита в СССР, так как являлась важной частью командно-административной экономики. В нашей стране, в отличие от Китая, приватизация в широких масштабах привела к резкому сужению границ государственного сектора, что лишило национальную экономику тех преимуществ, которые присущи государственной собственности в рыночной экономике. На сегодняшний день доля госсектора в российской экономике составляет всего 10 %. По решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может создаваться унитарное предприятие на праве оперативного управления - федеральное казенное предприятие. В нашей стране в качестве крупнейших унитарных предприятий можно назвать ФГУП «Почта России», ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», ФГУП «Космическая связь» и т.д.
Сегодня в России складывается ситуация, когда встают задачи, требующие немедленного решения, а частный сектор оказывается недостаточно экономически сильным для их решения. Поэтому механизм регулирования масштабов государственного и частного секторов экономики, выражающийся в виде волн периодически сменяющих друг друга процессов национализации и приватизации, применяемый во всех странах, является необходимым и закономерным. В связи с этим, как считают многие экономисты, дальнейшее развитие государственного сектора экономики необходимо проводить с обязательным соблюдением следующих условий и ограничений:
- в стратегически важных отраслях и видах производств (ТЭК, сырьевые отрасли, оборонная промышленность, общегосударственный транспорт и связь и т.д.) приватизация не должна производиться вообще;
- приватизации предприятий отраслей инфраструктуры должна предшествовать аренда, в течение которой будущий собственник своей успешной работой подтвердит государству свою способность эффективно осуществлять производственную деятельность;
- государству необходимо осуществлять трансформацию государственного сектора экономики, учитывая важность программ в области НИОКР и инвестиций в производственную сферу.
В России сильное государство невозможно без укрепления государственного сектора экономики, а это немыслимо без его трансформации, необходимость которой связана с оптимизацией и модернизацией последнего по сферам, направлениям, отраслям и границам функционирования [4, с. 19].
Вся мировая история свидетельствует, что государственная собственность при любом общественном строе и политическом режиме служит одной из ключевых опор государства и составляет важнейшую часть государственного управления. Государственная собственность страны позволяет ей выступать в качестве самостоятельного субъекта экономических правоотношений с другими странами; это гарант соответствующих договоров и соглашений.
Наличие государственной собственности помогает обеспечивать благоприятные макроэкономические условия для успешной работы частного сектора; государственная собственность гарантирует функционирование некоммерческой социальной среды. Эта собственность поддерживает национальную безопасность (от финансирования органов правопорядка до содержания армии). Наконец, реализуя право собственности на природные ресурсы (в первую очередь на землю), государство создает устойчивые связи со множеством местных структур хозяйствующих субъектов.
Список литературы
1. Экономика : учеб. / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. С. Булатова. - 3-е изд., пе-рераб. и доп. - М. : Экономистъ, 2006. - 896 с.
2. Питайкина, И. А. Унитарные предприятия в системе государственного сектора России : моногр. / И. А. Питайкина. - Пенза : Информационно-издательский центр ПГУ, 2007. - 130 с.
3. URL: www.ria.ru/economy/
4. Мартышов, Е. П. Пути дальнейшего развития государственного сектора экономики в Российской Федерации / Е. П. Мартышов // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - № 23.
УДК 330.55; 330.56
СИСТЕМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РОССИИ
О. В. Сальникова, К. В. Дорофеев
В статье рассматривается система макроэкономических показателей, ее теоретическое обоснование и структура. Показано состояние экономики России на основе некоторых макроэкономических показателей за период с 2005 по 2012 г.
National measure system, its theoretical substantiation and structure are considered in the article. The condition of Russian economy is shown on the basis of some macroeconomic indicators for 2005-2012.