Научная статья на тему 'Проблемы развития малого предпринимательства на региональном уровне'

Проблемы развития малого предпринимательства на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
770
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИНВЕСТИЦИИ / SMALL BUSINESS / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шинкевич А. И., Варданян Э. А.

Переход российской экономики на рыночные условия хозяйствования негативно повлиял на инвестиционную составляющую российской экономики. Критическое падение инвестиционной активности привело к тому, что производственная инфраструктура России оказалась неприспособленной и невостребованной для современных потребностей страны. Таким образом, одной из важнейших задач российской экономики на современном этапе является стимулирование инвестиционной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шинкевич А. И., Варданян Э. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transition of the Russian economy on market economic conditions had a negative impact on the investment component of the Russian economy. Critical reduction in investment activity led to industrial infrastructure that Russia was not adapted and uncalled for modern needs of the country. Thus, one of the major problems of the Russian economy at the present stage is to stimulate investment activity.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития малого предпринимательства на региональном уровне»

А. И. Шинкевич, Э. А. Варданян ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Ключевые слова: малый бизнес, инвестиции.

Переход российской экономики на рыночные условия хозяйствования негативно повлиял на инвестиционную составляющую российской экономики. Критическое падение инвестиционной активности привело к тому, что производственная инфраструктура России оказалась неприспособленной и невостребованной для современных потребностей страны. Таким образом, одной из важнейших задач российской экономики на современном этапе является стимулирование инвестиционной активности.

Keywords: small business, investment.

Transition of the Russian economy on market economic conditions had a negative impact on the investment component of the Russian economy. Critical reduction in investment activity led to industrial infrastructure that Russia was not adapted and uncalled for modern needs of the country. Thus, one of the major problems of the Russian economy at the present stage is to stimulate investment activity.

Переход российской экономики на рыночные условия хозяйствования затронул самые разнообразные сферы жизни страны. С одной стороны, преобразования в структуре народного хозяйства и реализация на практике таких рыночных механизмов, как свободное ценообразование,

развитие новых форм собственности,

демонополизация экономики и конкуренция, реформирование финансово-банковского сектора экономики, либерализация внешнеэкономической деятельности, создание фондового рынка, позволили вывести Россию в ряд стран,

обладающих состоявшейся рыночной экономикой. С другой стороны, все указанные процессы сопровождались рядом негативных явлений, таких, как падение объемов ВВП и производства, высокий уровень инфляции, неплатежи, подрыв финансовой базы предприятий, бюджетный дефицит, внутренний и внешний государственный долг, безработица, снижение жизненного уровня населения [3].

Наиболее ощутимо негативные тенденции затронули инвестиционную составляющую российской экономики. Критическое падение инвестиционной активности привело к тому, что производственная инфраструктура России оказалась неприспособленной и невостребованной для современных потребностей страны. Основной целью инвестиционной политики является создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала. Основными

направлениями инвестиционной политики

выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению

прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения. Результат осуществления

инвестиционной политики оценивается в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов. Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научнотехнической политики, политики в отношении

иностранных инвестиций и др. В настоящее время российская экономика нуждается в притоке иностранных инвестиций. Это вызвано практически полным отсутствием финансирования из средств государственного бюджета, отсутствием

достаточных средств у предприятий, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и другими причинами. Действительно, иностранный капитал,

привлеченный в национальную экономику и используемыйэффективно, с одной стороны, оказывает положительное влияние на экономический рост, помогает интегрироваться в мировую экономику. С другой стороны, привлечение иностранных инвестиций накладывает определенные обязательства, создает

многообразные формы зависимости страны, вызывает резкий рост внешнего долга и др.

Таким образом, одной из важнейших задач российской экономики на современном этапе является стимулирование инвестиционной активности. Меры по совершенствованию инвестиционной политики и стимулированию инвестиционной деятельности, предпринимавшиеся правительством и центральными экономическими институтами страны, к настоящему времени не принесли сколько-нибудь существенного эффекта. Инвестиционная политика на федеральном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий. Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует большое число небольших предприятий разнообразного профиля. Малые предприятия играют важную роль в экономике всех стран. Знание организационноправовых форм бизнеса, их сущность, понятие и особенности, дает возможность предпринимателям успешно открывать и расширять собственное дело, принимать грамотные экономические и юридические решения. Без этих знаний в России невозможно построение цивилизованной системы

предпринимательских отношений, которые, в свою очередь, являются основой экономического развития и процветания определенной области и страны в целом. Поэтому сейчас осуществляются постоянные преобразования и корректировки в этой области с целью создания упорядоченной системы функционирования и взаимоотношения различных фирм и предприятий.

В экономической литературе даются различные определения понятия

предпринимательства. В западных странах с научнопрактической точки зрения современное предпринимательство характеризуется как особый новаторский, антибюрократический вид

хозяйствования, в основе которого находится поиск новых возможностей, ориентация на

инновации,умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников. Наиболее типичное и ёмкое, на наш взгляд, определение

предпринимательства дано в работе американских учёных Р. Хизрича и М. Питерса [5, с. 81]: «Предпринимательство - это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью, процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым».

По нашему мнению, предпринимательство

- это определенная область деятельности, привлекающая людей для достижения наивысших конечных результатов своей работы с помощью информационных технологий, вознаграждением чего является полученный доход. Поэтому необходимо создание чётко функционирующей системы взаимосвязанных составляющих малых предприятий. Структуризация хозяйственного механизма в ходе рыночных реформ представляет собой продолжительный, противоречивый, а главное - многоуровневый процесс, базовые формы которого перемещаются на региональный уровень. На этом уровне и происходит формирование оптимального соотношения и оформление взаимосвязи внутренних элементов региональной экономики, определяемое наличным потенциалом экономических ресурсов данного региона и его социально-значимых потребностей. Следует отметить, что регион представляет собой сформировавшуюся социально-экономическую систему и в то же время выступает подсистемой социально-экономического комплекса страны. Он обладает правом на саморазвитие и является неотъемлемой частью единого экономического, правового, территориального пространства Российской Федерации. В результате чего регион оказался в сложной ситуации. Исследование экономического развития региона является крупной комплексной проблемой [1].

В региональном аспекте предприятие -экономическая единица, которая, во-первых, самостоятельно принимает решения, во-вторых, стремится к получению прибыли, в-

третьих,использует факторы производства для создания и продажи товаров и услуг другим предприятиям и домохозяйствам региона, формируя и развивая при этом региональный хозяйс-твенный потенциал. Исторически предприятие, как основная организационно-функциональная форма

экономической деятельности, тесно связана с развитием рыночных институтов, поскольку его доминантный статус приобретен путем развития рынка, распространению принципа купли-продажи на хозяйственные процессы, торговые и финансовые операции, осуществляемые на рынках. Это означает, что «государство как политический институт управления обществом не может не вмешиваться в социально-экономические процессы и выполняет функции: прямого контроля, общественного

потребления, государственного производства, социального обеспечения» [6].

В последние годы правительство Российской Федерации уделяет все более возрастающее внимание проведению эффективной и перспективной инвестиционной политики, а также и развитию малого бизнеса в регионах России. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды его поддержки. В ресублике Татарстана была реализована целевая программа «Развитие малого предпринимательства в ресублике Татарстана на 2005-2010 годы», принятый Государственным Советом Республики Татарстан 9 сентября 2005 года (далее - «Программа 2005-2010») [4]. Немало сделано в Ставропольском крае по развитию инфраструктуры поддержки малого

предпринимательства и общественных объединений предпринимателей, преодолению

административных барьеров в развитии предпринимательства, продвижению продукции малых предприятий на внутренний и внешний рынки, обеспечению постоянного диалога бизнеса и власти. Проведена конференция предпринимателей «Проблемы развития малого бизнеса и защиты прав предпринимателей», встреча предпринимателей с президентом РТ , в рамках которой организована краевая выставка «Товары малого бизнеса Республики Татарстан», совещание «О состоянии и развитии малого предпринимательства в Республике Татарстан». Стало традиционным проведение «круглых столов» с участием представителей предпринимательства, банковских структур, органов государственной власти по проблемам малого бизнеса.

Индикатором создания условий для развития малого предпринимательства в Республике Татарстана стала тенденция роста количества субъектов малого бизнеса, численности занятых в малом секторе экономики, уровня среднемесячной заработной платы, объемов выпуска продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в сфере малого бизнеса.

В ходе реализации Программы 2005-2010 продолжена работа по субсидированию части

процентной ставки банковских кредитов для субъектов малого предпринимательства. На конкурсной основе отобраны инвестиционные проекты и оказана за счет средств бюджета Републики Татарстана государственная поддержка в форме субсидирования 67 субъектам малого предпринимательства на сумму 43,8 млн. рублей, привлечено более 283 млн. Рублей кредитных ресурсов, направленных на обновление основных фондов и техническое перевооружение мощностей малых предприятий. Субсидирование из бюджета РТ дает ощутимую эффективность за счет расширения производства и наращивания объемов выпуска продукции кредитуемыми предприятиями и организациями, работающими в сфере малого бизнеса.

Принимались меры по развитию небанковского финансирования малого бизнеса. За счёт средств Программы 2005-2010 реализованы проекты развития четырёх кредитных потребительских кооперативов на сумму около двух млн. рублей в городах РТ, за счёт чего создана сеть из более 30 филиалов и представительств этих кооперативов в муниципальных образованиях РТ, с числом пайщиков более двух тысяч человек. По состоянию на 1 января 2007 года кооперативами предоставлены микрокредиты более двум тысячам субъектам малого предпринимательства на сумму свыше 141 млн. рублей, в том числе в 2005 году -41млн. руб., в 2006 году - более 100 млн. рублей. В 2008 году объёмы микрокредитования превысили 350 млн рублей. Между тем, инвестиции в основной капитал предприятий малого бизнеса с каждым годом увеличиваются.

Выполнение мероприятий Программы 20052010 осуществлялось на конкурсной основе.

За истекший период проведены шесть открытых конкурсов по отбору проектов в рамках реализации Программы, на которых были определены победители и отобраны для финансирования 47 проектов субъектов малого предпринимательства и организаций поддержки малого бизнеса.

В результате реализации этих проектов получили развитие малые предприятия по производству лекарственных препаратов, оказанию медицинских, образовательных и других услуг,

организации торговли в отдалённых районах и

населённых пунктах РТ, создано около 400

дополнительных рабочих мест, положено начало формированию сети бизнес-инкубаторов и центров поддержки малого предпринимательства в РТ, организованы автоматизированные рабочие места общего доступа для субъектов малого бизнеса в краевом центре поддержки малого

предпринимательства, что обеспечивает

предоставление широкого спектра консалтинговых и информационных услуг индивидуальным

предпринимателям и малым предприятиям с

использованием Интернет-технологий.

Проведённая работа способствовала

достижению цели и конечных результатов

реализации Программы 2005-2010:

- численность действующих малых предприятий увеличилась до 12 тысяч единиц, вместо запланированных 8,5 тысяч;

- удельный вес занятых в малом бизнесе достиг 25% экономически активного населения и составил около 300 тысяч человек в абсолютном выражении;

- объём товаров и услуг, производимых малыми предприятиями, вырос за два года в 3,8 раза;

- вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт края увеличился до 14,5%.

Недостаточность финансирования

Программы 2005-2010 не позволила реализовать в полной мере запланированные мероприятия по адресной поддержке приоритетных проектов в сфере малого предпринимательства, внедрению системы государственных гарантийных механизмов по обеспечению кредитов, получаемых субъектами малого предпринимательства, информационной поддержке малого предпринимательства, совершенствованию деятельности органов

исполнительной власти РТ по поддержке малого предпринимательства.

Отмечается довольно резкая

дифференциация в территориальном размещении малыхпредприятий. Основное количество от общего их числа сосредоточено в Казане - 40% и в городе Алабуге - 35%. В то же время есть районы, где развитие малого бизнеса явно недостаточно. В среднем по РТ число субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей составляет 37.

В ходе развития малого

предпринимательства за два последних года четко обозначилась пятерка лидеров, из числа наиболее успешно развивающихся областей малого бизнеса.

Занимаемые ими места за это время практически не изменились:

1) сфера услуг;

2) торговля;

3) промышленное производство;

4) строительство;

5) сельское хозяйство и переработка сельскохозяйственной продукции.

Исследование услуг, необходимых

предпринимателям для развития и основных

проблем малого бизнеса послужили основой для разработки мероприятий настоящей Программы по совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей предпринимательскую

деятельность в РТ, развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства,

совершенствованию информационной и

консультационной поддержки малого

предпринимательства. Результаты анализа

состояния малого предпринимательства в РТ и проведённых социологических опросов позволяют сделать определённые выводы и выделить основные проблемы и направления развития этого сектора экономики.

Малый бизнес РТ дает значительный социально-экономический эффект, уменьшает расходы бюджета на трудоустройство граждан, обеспечивает поддержание социальной

стабильности, решает проблемы преодоления бедности, особенно в депрессивных районах. Поэтому расходы бюджета РТ на реализацию мер государственной поддержки малого

предпринимательства фактически являются

возвращением малому бизнесу части созданного им макроэкономического эффекта. Система

государственной поддержки малого бизнеса в РТ должна включать как меры прямой поддержки, обеспеченные средствами из федерального, регионального и местных бюджетов, и направленные на развитие приоритетных для региона сфер деятельности, связанных с созданием новых рабочих мест, развитием инноваций, высоких технологий, экспорта, так и косвенной -направленной на общее улучшение делового и инвестиционного климата для малого бизнеса РТ.

Развитие малого предпринимательства в РТ сдерживается как по объективным причинам, так и в результате недостаточного внимания органов исполнительной власти РТ и органов местного самоуправления муниципальных образований РТ края к этой сфере экономики.

В целях решения перечисленных выше проблем планируется на основе программных методов обеспечить развитие малого предпринимательства на территории РТ на основе повышения эффективности мер государственной поддержки, создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства,

формирования действенной системы его организационной, информационной и финансовой поддержки. При переходе к рыночной экономике в России появился ряд проблем. Необходимо было решить, кто будет владеть предприятиями, находящимися в собственности государства. Следовало создать рынки капитала, банковскую, финансовую и валютную системы. В связи с этим разработать эффективные системы планирования и бухгалтерского учета, чтобы производить оценку стоимости фирм и наиболее объективно судить о результатах их деятельности. Пересмотру подлежали также действующие законы [2].

Проблемы, мешающие развитию малого бизнеса можно разделить на два основных вида.

Это внутренние проблемы бизнеса и так называемые проблемы внешней среды. Среди внутренних ключевыми являются низкий уровень управленческой культуры в среде

предпринимателей и отсутствие нацеленности на карьерный рост. Необходимо было провести подбор обучение менеджеров, способных работать в условиях рыночной системы и вести конкурентную борьбу в своей стране и на мировом рынке.

Поэтому большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимательских кадров. Особенно актуальна задача профессиональной подготовки

руководителей таких предприятий.Перед

государством стояла задача выработать политику в вопросах конкуренции и регулирования проблем, возникших с системой гигантских неэффективных частных монополий, а также разработать эффективную систему налогообложения. Не случайно 2-я Всероссийская конференция малых предприятий получила название «Цивилизованному предпринимательству - разумное регулирование». Конференция ставила цель выявить источники чрезмерных административных барьеров в развитии предпринимательства. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и вынуждают предприятия малого бизнеса уходить в теневую экономику.

Восприятие проблем, мешающих развитию малого бизнеса, поменялось с 2005 годом. Тогда на 1-м месте по значимости располагались трудности в получении средств для развития, 2-е и 3-е места делили «несовершенное, меняющееся

законодательство» и «высокое налогообложение», а «пресс» контролирующих органов располагался на 4-м месте.

Однако по-прежнему острой остается проблема административных барьеров, особенно в области проверок. Налоговое давление на малый бизнес в целом снизилось, но среди предпринимателей превалирует установка на оптимизацию налогообложения. Следует уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпри-нимателей в таких видах деятельности как инновационная, производственная, строительная и ремонтностроительная, медицинская. Одним из главных внутренних ограничителей развития малого предпринимательства является недостаточность финансовой базы, когда основной источник финансирования развития - это доходы от собственной деятельности. Большое внимание уделить финансовой базе, предназначенной для поддержки малого бизнеса (федерального бюджета, региональных бюджетов, всевозможных

внебюджетных источников), на приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования.

Положительный опыт роста малого бизнеса в странах с развитой экономикой, его роли в сглаживании социальной напряженности в обществе, в стимулировании инновационной деятельности подтверждает оправданность такого подхода. Несмотря на серьёзность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития. Необходимо сделать проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции.

Необходимо проведение эффективной работы по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и

функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов и другим проблемам. Решение этих проблем может быть найдено только при взаимодействии государственной и общественной поддержки.

Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит развитие России.

Литература

1. Гуськов, Н.С. Инвестиции. Формы и методы их

привлечения / Н.С. Гуськов, С.С. Гуцериев, В.Е. Зенякин, В.В. Крюков, В.А. Шершунов. - М.:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Алгоритм, 2001. - 384 с.

2. Жданов, В. Организация и финансирование инвестиций / В. Жданов. - Калининград: Янтарный сказ, 2000. - 186 с.

3. Крутик, А.Б. Инвестиции и экономический рост предпринимательства / А.Б. Крутик, Е.Г. Никольская.

- Спб.: Лань, 2002. - 267с.

4. 4. Проект министерства экономики РТ «Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/, свободный.

5. Спиридонов, Ю. Основы формирования региональной политики / Ю. Спиридонов // Экономическая наука современной России. - 2002. - № 1. - С. 80-92.

6. Яндиев, М.И. Финансы регионов / М.И. Яндиев. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 239 с.

7. Шинкевич, А.И. Предпринимательская культура

будущего специалиста как объект развития в системе научно-инновационной инфраструктуры / А. И.

Шинкевич, Э.Р. Сафин, М.Х. Гатиятуллин // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - № 9. - С. 288-293.

© А. И. Шинкевич - д-р экон наук, проф., зав. каф. логистики и управления КНИТУ, [email protected]; Э. А. Варданян -соиск. каф. маркетинга, коммерции и предпринимательства Института управления и территориального развития К(П)ФУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.