А. А. Здунов
СИНХРОНИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ «СТАНДАРТА» УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Ключевые слова: «Стандарт», инвестиционная политика.
Основой данного исследования стало выделение ключевых направлений повышения инвестиционной привлекательности Республики Татарстан, а также создание новых компетенций на основе внедрения «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата» в Республике Татарстан, разработанного Агентством стратегических инициатив.
Keywords: «Standard», investment policy.
The main directions of this statement was the selection of key ways to increase the investment attractiveness of the Republic of Tatarstan, as well as the creation of new competences based on the implementation of the "Standard of the regional executive bodies activities of the Russian Federation for ensuring a favorable investment climate" in the Republic of Tatarstan, developed by The Agency of strategic initiatives.
Введение
В условиях формирования рыночных отношений интерес к изучению современных механизмов создания и улучшения инвестиционного климата регионов возрастает в связи с постоянным усложнением межхозяйственных связей. Возникает острая необходимость в дальнейшем совершенствовании и развитии существующего в регионах России предпринимательского климата, через повышение инвестиционной и инновационной активности.
Основой конкурентных преимуществ региональной экономики является сформированная в регионе инфраструктура, проработанная законодательная база, соответствующий запросам инвесторов кадровый потенциал.
В представленной работе проводится анализ существующего в Республике Татарстан инвестиционного потенциала, а также мер, направленных на ее дальнейшее совершенствование и развитие.
«Стандарт» повышения инвестиционного климата Республики Татарстан
Республика Татарстан является одним из наиболее благоприятных для инвестирования регионов Российской Федерации. В течение последних лет отмечается устойчивая динамика развития региона и благодаря целенаправленной политике удалось достичь заметных результатов в вопросе привлечения инвестиций в экономику республики и создания комфортного инвестиционного климата.
По итогам 2011 года Республика Татарстан по-прежнему остается лидером среди регионов Приволжского федерального округа по объему инвестиций в основной капитал. Согласно данным за 2011 год объем инвестиций в основной капитал составил 386 144,7 млн. рублей, что на 7,8% больше показателя 2010 года.
Инвестиции вкладывались в основном в развитие обрабатывающих производств - 25,4%, из них -50,8% приходилось на производство нефтепродуктов, транспорт и связь - 21,6%, в операции с недвижимым
имуществом, аренду и предоставление услуг -17,0%, в добычу полезных ископаемых - 10,0%.
В экономику Республики Татарстан за 2011 год поступило 856,8 млн. долларов иностранных инвестиций. Объем поступивших из-за рубежа прямых иностранных инвестиций составил 99,6 млн. долларов, прочих - 757,2 млн. долларов [1].
В целом эффективность проводимой органами государственной власти Республики Татарстан инвестиционной политики подтверждается исследованиями ведущих международных агентств и компаний. По итогам рейтинга инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации, подготовленного рейтинговым агентством «Эксперт РА», в 2011 году Республика Татарстан заняла первое место по показателю «минимальный инвестиционный риск» среди регионов Приволжского федерального округа.
Согласно докладу «Измерение условий ведения бизнеса в российских регионах», подготовленному Российской экономической школой и международной компанией Ernst & Young в 2011 году, Татарстан признан самым благоприятным регионом для ведения бизнеса в России. Республика Татарстан в 2011 году возглавила рейтинг 30 лучших регионов России для ведения бизнеса и инвестиций по версии ведущего международного издания «Forbes» [2].
Кроме того, 8 октября 2011 года между Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и Республикой Татарстан было подписано Соглашение о сотрудничестве в целях содействия развитию социальной и профессиональной мобильности молодых профессиональных кадров и коллективов в сфере среднего предпринимательства и социальной сфере, поддержки общественно значимых проектов и инициатив на территории Республики Татарстан.
Знаменательным и то, что республика стала одним из шести пилотных регионов России (Республика Татарстан, Липецкая область, Калужская
область, Пермский край, Свердловская область, Ульяновская область), в которых апробируется Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, разработанный Агентством стратегических инициатив.
В феврале 2012 года Президентом Республики Татарстан Р.Н.Миннихановым и генеральным директором Агентства стратегических инициатив А.С.Никитиным подписаны Соглашение и «Дорожная карта» по внедрению Стандарта. В «Дорожной карте» содержатся конкретные практические шаги, направленные на улучшение деловой среды региона [3].
Этому способствовало и то, что к настоящему времени Республика Татарстан является одним из лидеров по инвестиционной привлекательности. За последние 5 лет международные рейтинговые агентства неоднократно поднимали кредитный рейтинг Татарстана.
В Республике Татарстан постоянно ведется работа по повышению инвестиционной привлекательности региона и Стандарт, в свою очередь, призван обеспечить дальнейшее ее развитие. Стандарт описывает нормативные и иные документы и организационные решения, которые должны быть приняты в субъекте, и дает рекомендации к их содержанию.
В Стандарте, в частности, нашли отражение такие инструменты, которые в перспективе позволят регионам повысить инвестиционную привлекательность:
- стратегия с обозначением приоритетов для инвестиций в регионе;
- наглядный план, дающий представление о перспективах развития инфраструктуры в регионе;
- исчерпывающий перечень видов и форм господдержки инвестиционной деятельности;
- возможности для открытия бизнеса в отсутствие инфраструктурных барьеров;
- процедура взаимодействия инвесторов с органами власти, прозрачный механизм отбора инвестиционных проектов, претендующих на получение господдержки.
По своей структуре и содержанию Стандарт представляет собой набор инструментов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, и большинство из предлагаемых мер уже реализуются.
В частности, Стандарт предполагает наличие утвержденных высшим должностным лицом субъекта документов стратегического планирования в области инвестиционной политики.
В республике основные положения предлагаемой Агентством стратегических инициатив Стратегии реализуются в рамках принятой пятилетней Программы социально-экономического развития Республики Татарстан, которой стало не только комплексное отражение мероприятий, предусмотренных в рамках исполнения основных задач по сокращению сроков выдачи разрешений и осуществления иных мер для формирования благоприятной административной среды, подготовки необходимой инвесторам инфраструктуры, кадрового обеспечения инвестиционных проек-
тов, поддержки продвижения на рынок инновационной продукции, но и возможность последующего внесения в него соответствующих современным реалиям мероприятий, направленных на обеспечение всестороннего инвестиционного и инновационного развития Республики Татарстан.
Комплексная реализация стратегии возможна при наличии в регионе соответствующих условий: проработанная инвестиционная законодательная база, развитая инвестиционная инфраструктура и соответствующий кадровый потенциал.
В соответствии со Стандартом, с целью обеспечения благоприятного инвестиционного климата в регионе должны быть приняты законы о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности.
Эффективная реализация принятой стратегии невозможна без формирования соответствующего законодательного каркаса.
Основу инвестиционного законодательства республики составляют законы «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан» и «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан».
Одной из ключевых составляющих в вопросе привлечения инвестиций по созданию новых высокотехнологичных производств и модернизации действующих конкурентоспособных предприятий является налаживание партнерских отношений между государством и частным бизнесом.
Так, в июле 2011 года был принят закон «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан». Закон предусматривает создание правовых основ для развития сотрудничества органов государственной власти и бизнеса по важнейшим социально-экономическим вопросам.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством для предприятий, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, предусматриваются налоговые послабления по налогу на имущество - снижение ставки до 0,1% и по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Республики Татарстан - до 13,5%.
Всего по состоянию на начало 2012 года заключено 47 договоров с субъектами инвестиционной деятельности с общим объемом инвестиций порядка 410 млрд. рублей, в том числе с такими крупными компаниями как «Танеко» (реализация которого предполагает строительство Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов мирового уровня - первого по своей высокотех-нологичности в России и СНГ, позволит отработать механизмы стимулирования инновационной деятельности и внедрения новых технологий с масштабным экономическим эффектом, даст импульс развитию отраслевой науки, проектных организаций, стимулированию предприятий стройиндустрии, химического машиностроения и транспорта), «Казаньоргсинтез», «Нижнекамскнефтехим», «Казанский МЭЗ», «Винербергер Куркачи», «Мерседес-Бенц Тракс Восток» и др.
Объем вложенных инвестиций по ним превысил 340 млрд. руб. При этом объем предоставленных льгот составил более 3,6 млрд. руб.
В рамках реализации поддерживаемых инвестиционных проектов создано около 11,5 тыс. новых рабочих мест. Налоговые поступления в консолидированный бюджет Республики Татарстан от поддерживаемых проектов составили порядка 5,8 млрд.рублей,
В 2011 году также был принят закон «Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Татарстан», который позволит добиться значительного расширения инвестиционных возможностей предприятий.
Интеграция в правовое пространство Татарстана данного законодательного акта, в соответствии с которым получатели инвестиционного налогового кредита смогут привлекать соответствующие денежные ресурсы по ставке порядка 4% годовых на срок до 7 лет, позволит добиться значительного расширения инвестиционных возможностей предприятий. При этом одной из отличительных особенностей инвестиционного налогового кредита является возвратность временно предоставляемых бюджетных средств.
В целях повышения эффективности взаимодействия участников инвестиционной деятельности Кабинетом Министров Республики Татарстан ежегодно утверждается Инвестиционный меморандум Республики Татарстан. В меморандуме определены основные приоритеты развития инвестиционной деятельности, которые направлены на реализацию стратегии повышения качества жизни на основе инновационного сценария развития экономики региона.
В соответствии со Стандартом одним из условий является то, что регион должен обеспечить системное развитие (девелопмент) территории, учитывающее нужды субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности. Создаваемые и действующие в регионе промышленные парки, технопарки и иные инфраструктурные объекты, должны создать условия для реализации приоритетных проектов.
В соответствии с сформированным в регионе законодательным каркасом необходима поддержка инвесторов соответствующей инфраструктурой, построение так называемого инфраструктурного каркаса региона.
Так, в республике обширная и разнообразная инфраструктура стимулирования развития бизнеса. Все это позволяет в короткие сроки локализовать проекты различной направленности и любого уровня сложности на полностью подготовленных индустриальных площадках.
В состав республиканских институтов развития входят особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», технополис «Хим-град», 5 индустриальных парков, 9 технопарков, 6 инвестиционных и венчурных фондов.
Экономическая стратегия республики основана на тесной связи предпринимательства и науки с производством, интеграции предприятий региона с ведущими российскими и зарубежными компаниями, создании поясов малого и среднего бизнеса вокруг якорных предприятий.
Создан и функционирует интегрированный интернет-ресурс «Инвестиционный портал Республики Татарстан», на котором потенциальные отечественные и зарубежные инвесторы могут получить исчерпывающую информацию об индустриальных площадках, объектах инфраструктуры, инвестиционном законодательстве и реализуемых на территории региона инвестиционных проектах. [4]
Согласно Стандарту в регионе должна формироваться система профессионального образования, ориентированная на потребности инвесторов и предпринимателей. Эта работа будет эффективной только при условии совместной и открытой работы по прогнозированию потребностей в специалистах и их квалификации представителями бизнеса, государства и экспертов.
Следует отметить, что наличие законов и инфраструктуры - это лишь база, которая сама по себе эффективно работать не будет, для этого нужны люди с соответствующими профессиональными компетенциями, так называемый «Кадровый каркас».
Решение проблемы дефицита квалифицированных кадров видится в совершенствовании системы государственно-частного партнерства, налаживании тесного взаимодействия органов власти, бизнеса, науки и образования.
В республике три крупнейших высших учебных заведения региона - К(П)ФУ, КНИТУ им. А.Н. Туполева и КНИТУ обрели статус федерального и национальных исследовательских университетов. Появление новых типов университетов дает возможность повысить качество подготовки и переподготовки специалистов до уровня мировых образовательных стандартов и обеспечить экономику высококвалифицированными кадрами. В частности, обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов для государственных и муниципальных органов, совершенствование системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих в Республике Татарстан осуществляется в рамках деятельности Казанского (Приволжского) федерального университета.
Практика показывает, что система механизмов реализации инвестиционной политики наиболее эффективно используется при наличии единого центра ответственности. Так, одним из условий реализации Стандарта в регионе является необходимость создания специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.
В Татарстане в целях привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов в 2011 году было создано Агенство инвестиционного развития Республики Татарстан, в функции которого входит управление развитием инвестиционной деятельности в сфере государственно-частного партнерства и частных инвестиций. Его основными задачами являются привлечение инвестиций, сопровождение и реализация инвестиционных проектов в режиме «одного окна», участие в формировании
благоприятного инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности Республики Татарстан. [4]
Важнейшим приоритетом политики, проводимой органами государственной власти республики, всегда остается международное сотрудничество, ежегодно проводятся выставочно-конгрессные и общественно-просветительские мероприятия (Международный саммит исламского бизнеса и финансов, Казанская венчурная ярмарка и Международная специализированная выставка «Нанотехнологии»).
В рамках внедрения Стандарта в Республике Татарстан на сегодняшний день уже достигнуты определенные результаты:
1) разработан проект указа о создании «Инвестиционного Совета Республики Татарстан», в полномочия которого будут входить:
- рассмотрение и утверждение планов-графиков реализации инвестиционных проектов в различных отраслях промышленности;
- определение органов исполнительной власти республики, ответственных за комплексное сопровождение инвестиционных проектов;
- мониторинг процессов реализации инвестиционных проектов в соответствии с утвержденными планами-графиками;
- рассмотрение вопросов, связанных с выявлением административных барьеров при реализации инвестиционных проектов, и разработка подходов к их преодолению.
По итогам заседаний совета каждый приоритетный проект обретет детализированный план-график реализации, а также ведомство-куратора, ответственного за сопровождение в целом. Отечественный и зарубежный опыт аналогичного взаимодействия с инвесторами указывает на успешность применения данной схемы.
2) разработаны проекты нормативных правовых актов «Инвестиционная декларация Республики Татарстан» и «Положение о проведении оценки регулирующего воздействия в Республике Татарстан»;
3) ведется работа по разработке ежегодно обновляемого Плана создания объектов необходимой для инвесторов инфраструктуры.
На сегодняшний день в этом направлении уже имеются определенные положительные результаты. Разрабатывается проект Концепции программы развития общественной инфраструктуры Республики Татар-
стан, в которой будут между собой взаимоувязаны мероприятия программ дорожных работ, капитального ремонта, капитальных вложений в объекты социальной сферы, природоохранных мероприятий и многих других программ, в том числе и федеральных.
Правительством Республики Татарстан разработаны и утверждены комплексные инвестиционные планы модернизации экономики всех монопро-фильных населенных пунктов Республики Татарстан (Набережные Челны, Камские Поляны, Чистополь, Елабуга, Зеленодольск, Менделеевск, Нижнекамск).
Реализация мероприятий Комплексных инвестиционных планов позволит диверсифицировать экономику моногородов, создать новые рабочие места и сохранить существующие. За счет средств бюджета Российской Федерации и Республики Татарстан в моногородах будут построены объекты инженерной и коммунальной инфраструктуры, что сократит расходы предприятий, организующих бизнес на территории моногородов.
Все это еще более актуально в свете присоединения нашей страны к ВТО, которое неизбежно приведет к росту конкуренции не только за рынки сбыта, но и за инвесторов.
Реализация положений Стандарта, направленных на повышение инвестиционной привлекательности субъектов и прозрачности «правил игры»,
- не дань моде, а насущная необходимость, вызванная новыми требованиями к качеству соответствующих институтов в условиях глобализации экономики.
Литература
1. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан -URL:
http://www.tatstat.ru/digital/region5/2007/i010042r.pdf
2. Лучшие регионы для бизнеса — 2011 // Forbes - 30 мая 2011 - URL: http://www.forbes.ru/rating/luchshie-regiony-dlya-biznesa-2011/2011#pages-1.
3.АНО «Агенство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» - URL:
http://asi.ru/smi/584/? sphrase_id=2694.
4. Инвестиционный портал Республики Татарстан - URL: http://www.invest.tatar.ru/.
5. Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан - URL: http://tida.tatarstan.ru/rus/function.htm.
© А. А. Здунов - канд. экон. наук, зам. министра экономики Республики Татарстан, [email protected].