налоги и налогообложение
117
УДК 336.02
Актуальные вопросы формирования инвестиционной привлекательности региона на современном этапе развития российской экономики*
в статье анализируются применяемые налоговые методы повышения эффективности инвестиционных проектов на региональном уровне, обобщается опыт субъектов Российской Федерации по формированию благоприятного налогового климата для привлечения инвестиций на свои территории, делаются соответствующие выводы.
Ключевые слова: инвестиционные проекты; инвестиционная привлекательность; налоговый климат.
The paper reviews some taxation methods used to enhance the investment projects efficiency at the regional level. It summarizes the experience of subjects of the Russian Federation on creating favorable tax climate to attract investment to their territories. The paper gives strong conclusions which are helpful in creating a new understanding.
Keywords: investment projects; investment attractiveness; tax climate.
Гончаренко Любовь Ивановна
д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой «Налоги и налогообложение» Финансового университета E-mail: eknalogpravo@mail.ru
Савина Ольга Николаевна
канд. экон. наук, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансового университета E-mail: osavina-v@rambler.ru
' Статья опубликована в рамках выполнения прикладных научных исследований, выполняемых Финуниверситетом в 2014 г. в рамках государственного задания. Тема научного исследования — «Налоговые методы повышения эффективности инвестиционных проектов».
Причины уменьшения инвестиционной привлекательности России
На современном этапе развития российской экономики на первый план выдвигаются задачи преимущественного развития отечественных наукоемких и высокотехнологичных отраслей и защиты внутреннего производителя, что предполагает увеличение инвестиционной составляющей российской экономики. В настоящее время отмечается низкая динамика роста инвестиций. Так, Минэкономразвития России уже дважды ухудшало прогноз по динамике роста инвестиций в 2014 г., который в настоящее время составляет 3,9%Ч Россия к тому же занимает лидирующие позиции по уровню износа основных производственных фондов (табл. 1, 2).
Многие эксперты сходятся во мнении, что приведенные статистические данные свидетельствуют о завершении в России процесса полной изношенности советской производственно-технологической базы [1].
В таких условиях злободневными становятся вопросы актуализации инвестиционной
1 URL: http://www.economy.gov.ru/minec.
Источник: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/fund.
Таблица 2
Распределение организаций по оценке возраста основных средств в целом по России,
2013 г., в % к общему числу организаций
Таблица 1
степень износа основных фондов в целом по России
Показатели / год 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2011 2012
Износ основных фондов, % 41,9 39,4 41,2 44,0 42,2 42,8 44,3 44,1 44,4 45,3 46,8 47,7 47,7
Возраст, лет Здания Сооружения Машины и оборудование Транспортные средства
До 3 2 3 5 7
Свыше 3 до 5 3 5 10 15
Свыше 5 до 10 6 8 24 32
Свыше 10 до 15 6 7 24 21
Свыше 15 до 20 8 11 16 11
Свыше 20 до 30 22 27 13 4
Свыше 30 39 25 4 -
Средний возраст 25 21 13 9
Источник: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/fund/.
политики и разработки современных мер регулирования инвестиционного процесса не только на федеральном уровне власти, но и в субъектах Российской Федерации.
Факторы, сдерживающие инвестиционную активность в регионах
Основным фактором, сдерживающим инвестиционную активность в регионах, является недостаток собственных финансовых средств (табл. 3).
По данным Федерального казначейства, за 10 месяцев 2013 г. снижение общей суммы доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составило 5,2% по отношению к аналогичному периоду 2012 г. При этом налоговые доходы сократились на 3,8%, что обусловлено снижением поступлений налога на прибыль организаций за рассматриваемый период на 19,8%. При этом сокращение общего объема налогов, зачисляемых в региональные бюджеты, могло быть существенно больше, если бы не рост поступлений по другим налогам,
прежде всего по налогу на доходы физических лиц — на 4,2% (табл. 4).
В условиях недостаточности собственных средств значительно затруднено использование имеющихся в настоящее время источников инвестирования, включая кредитные ресурсы, ресурсы фондового рынка и т.д. При этом резервы улучшения инвестиционного климата в регионах России очевидны.
Это следует из разброса показателя роста иностранных инвестиций в региональном разрезе: дифференциация регионов по уровню притока прямых иностранных инвестиций (далее — ПИИ) является весьма существенной. Всего на долю десяти наиболее активно привлекающих иностранных инвесторов регионов приходится около 74% общего притока ПИИ в Россию. Москва и Санкт-Петербург являются основным «центром притяжения» ПИИ.
Условно все регионы подразделяются на «сырьевые» (в которых основная часть ПИИ направляется в отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых), «столичные» (Москва и Санкт-Петербург) и «несырьевые» с благоприятным
Таблица 3
Оценка факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность, % к общему числу организаций, в целом по России
Фактор 2000 г. 2012 г. 2013 г.
Недостаточный спрос на продукцию 10 19 21
Недостаток собственных финансовых средств 41 64 59
Высокий процент коммерческого кредита 47 25 27
Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов 39 13 14
Инвестиционные риски 35 27 27
Неудовлетворительное состояние технической базы 18 7 8
Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал 8 10 13
Неопределенность экономической ситуации в стране 49 26 26
Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы 36 11 9
Источники: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/; Баранов Э.Ф., Бугакова Н.С., Гельвановский М.И. и др. Россия в цифрах / Краткий статистический сборник, 2013.
Таблица 4
Динамика налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской
Федерации в 2012-2013 гг.
Доходы Динамика основных видов налоговых доходов в реальном выражении (10 мес. 2013 г. к 10 мес. 2012 г., %) Доля в налоговых доходах (2012 г.), %
Налоговые доходы -3,8 100
Налог на доходы физических лиц 4,2 39,0
Налог на прибыль организаций -19,8 34,1
Налоги на имущество 9,2 13,5
Акцизы по подакцизным товарам 4,1 7,6
Налоги на малый бизнес 1,3 4,7
Источник: URL: roskazna.ru.
инвестиционным климатом, в которых усилиями региональных властей активизирована деятельность по созданию привлекательных для инвесторов условий (Калужская область, Республика Татарстан, Владимирская область и др.).
Имеются также регионы с нулевым притоком прямых иностранных инвестиций (республики Северо-Кавказского федерального округа) в силу того, что они вызывают у иностранных инвесторов
крайнее недоверие из-за криминальной активности и социальной неустойчивости.
В связи с продолжающейся нестабильностью экономического положения Российской Федерации многие ведущие экономисты считают необходимым привлечение в российскую экономику в более широких масштабах иностранных инвестиций. По данным национального рейтингового агентства, российские регионы отдают приоритет
Таблица 5
«десятка» лидирующих и отстающих российских регионов с точки зрения роста инвестиций в основной капитал в 2013 г., % г/г
Регион Инвестиции в осн. капитал (без МСБ и неформальной деятельности) Инвестиции в промышленное производство
2013 2013
январь-май январь-июнь
Астраханская область 228,8 139,9
Республика Ингушетия 194,7 111,8
Республика Тыва 193,2 98,8
Карачаево-Черкесская Республика 173,9 95,9
Республика Марий Эл 172,6 98,7
Республика Калмыкия 167,7 129,1
Магаданская область 155,3 105,8
Ростовская область 154,4 105,7
Владимирская область 138,6 97,4
Воронежская область 136,9 104,1
Ленинградская область 58 91,4
Чувашская Республика 57,5 86,4
Чеченская Республика 51 94,6
Камчатский край 47,8 102
Республика Коми 46,9 101,4
Приморский край 41,4 110,2
Республика Адыгея 40,5 100,5
Еврейская авт. область 37,8 98,1
Вологодская область 28,2 102,7
Кабардино-Балкарская Республика 21 68,9
Источники: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science; Баранов Э.Ф., Бугакова Н.С., Гельвановский М.И. и др. Россия в цифрах / Краткий статистический сборник, 2013.
единичным крупным инвестиционным проектам, которые зачастую появляются не ежегодно, а от случая к случаю.
Однако огромное значение для России имеют не только внешние (иностранные), но и внутренние (российские) инвестиции. Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата по состоянию на 2013 г. выглядит, как представлено в табл. 5.
стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе
Опираясь на действующий в российских регионах практический опыт по реализации мер, стимулирующих инвестиционную деятельность, Агентство стратегических инициатив в партнер-
Таблица 6
Количество внедренных разделов стандарта
Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Кемеровская область, Красноярский край, Республика Тыва, Хабаровский край, Приморский край, Магаданская область, Приморский край, Оренбургская область, Республика Хакасия, Псковская область, Орловская область, Тамбовская область, Пензенская область, Чувашская Республика, Удмуртская Республика, Владимирская область, Костромская область, Воронежская область, Вологодская область, Ленинградская область, Мурманская область, Республика Коми 15/15
Тюменская область, Кировская область, Республика Бурятия, Чеченская Республика, Ростовская область, Саратовская область 14/15
Томская область, Иркутская область 13/15
Забайкальский край, Камчатский край, Смоленская область 12/15
Самарская область, Курская область, Ивановская область 11/15
Калининградская область 10/15
Омская область, Брянская область, Сахалинская область 9/15
Краснодарский край, Волгоградская область 8/15
Тверская область, Архангельская область, Амурская область 7/15
Рязанская область 6/15
Московская область, Республика Саха 5/15
Новосибирская область 4/15
Республика Карелия, Ставропольский край 2/15
Чукотский автономный округ 0/15
Республика Крым 0/15
Ульяновская область, Пермский край, Свердловская область, Республика Башкортостан, Липецкая область, Белгородская область Пилотный, мониторинг
Источник: составлено авторами по данным Агентства стратегических инициатив. URL: www.asi.ru.
стве с общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» подготовило Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (далее — Стандарт), в котором сделана попытка описать механизмы и инструменты взаимодействия региональных властей и инвесторов.
Стандарт включает 15 лучших инвестиционных практик по трем ключевым направлениям, а именно:
• разработка стратегии субъекта Российской Федерации в области обеспечения благоприятного инвестиционного климата (3 позиции);
• создание условий для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности в субъекте (7 позиций),
• предоставление гарантий инвесторам (5 позиций).
Согласно Перечню поручений Президента Российской Федерации по итогам Государственного совета Стандарт стал обязательным для внедрения всеми регионами страны. С начала 2013 г. Агентство стратегических инициатив приступило к масштабированию Стандарта, осуществляя методологическую поддержку процесса внедрения, а также организационную поддержку деятельности экспертных групп. На текущий момент 24 региона полностью завершили внедрение Стандарта (табл. 6).
Налоговые стимулы повышения инвестиционной привлекательности регионов
Одним из основных направлений реализации положений Стандарта является разработка налоговых стимулов повышения инвестиционной привлекательности регионов. В настоящее время в стране действуют два инструмента при-
Таблица 7
Примеры особенностей предоставления инвестиционных налоговых льгот на региональном уровне в отдельных субъектах Российской Федерации, 2014 г.
Регион Налог на имущество организаций Налог на прибыль организаций Гарантии инвесторам (в части порядка налогообложения)
Льгота Условия предоставления Срок предоставления Льгота Условия предоставления Срок предоставления
Нижегородская область Снижение ставки: 0,55%, 1,1%, 1,65% В зависимости от удельного веса стоимости модернизации, реконструкции объекта в его остаточной стоимости на начало квартала, следующего за отчетным периодом, в котором проведена модернизация, реконструкция В течение срока действия инвестиционного соглашения и не более пяти лет со дня, определенного инвестиционным соглашением, но не ранее вступления в силу закона Нижегородской области об утверждении соглашения Снижение ставки с 17 до 13,5% В зависимости от удельного веса выручки, полученной от реализации приоритетного инвестиционного проекта области, в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) В течение срока действия инвестиционного соглашения и не более пяти лет со дня, определенного инвестиционным соглашением, но не ранее вступления в силу закона Нижегородской области об утверждении соглашения Вступающие в силу законы Нижегородской области, которыми вводятся новые налоги и сборы, а также повышаются существующие ставки, не применяются к субъектам инвестиционной деятельности, реализующим приоритетные инвестиционные проекты Нижегородской области, в течение срока действия инвестиционного соглашения и не более пяти лет со дня, определенного инвестиционным соглашением
Республика Башкортостан Инвестиционных льгот нет Снижение ставки до 13,5% В зависимости от объема осуществленных капитальных вложений На срок от 1 до 5 лет Законодательно не определены
Новосибирская область Ставка 0% В течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более 7 лет Заключение инвестиционного соглашения Снижение ставки до 13,5% В течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более 7 лет Заключение инвестиционного соглашения Законодательно не определены
влечения инвестиций в регионы: налоговый и бюджетный (распределение межбюджетных трансфертов). Второй метод, хотя и относится к неналоговым методам, благодаря реализации механизма распределения средств из фондов финансовой поддержки способствует активизации деятельности региональных властей по привлечению инвестиций, наращиванию налогового потенциала своих территорий, что должно привести к увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Объемы налоговых доходных источников зависят от деятельности региональных (муниципальных) властей и составляют 80-90% общей величины консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации. Так, доля зачислений в бюджеты субъектов от налога на прибыль организаций составляет 18% (2% — в федеральный бюджет), налога на доходы физических лиц — 80% (20% — в местные бюджеты), транспортного
налога — 100%, единого налога, применяемого при упрощенной системе налогообложения — 100%, налога на имущество организаций — 100%. Такое распределение позволяет получать дополнительные доходы для субъектов Российской Федерации и является основным инструментом, позволяющим стимулировать создание инвестиционного климата на территории регионов и их муниципальных образований.
Проанализируем ситуацию, складывающуюся в региональном законодательстве в части установления налоговых преференций, оказывающих влияние на инвестиционный климат в отдельно взятых регионах в 2014 г. (табл. 7).
Во многих регионах инвесторам предоставлено право уплачивать налог на прибыль организаций по пониженным ставкам при условии соблюдения определенных условий. Например, в Пермском крае, Ленинградской области введена пониженная ставка, равная 13,5%, независимо
Таблица 8
Применение пониженной ставки по налогу на прибыль организаций в доле, зачисляемой в бюджет Нижегородской области, в зависимости от удельного веса выручки
по инвестиционному проекту*
Удельный вес выручки от реализации приоритетного инвестиционного проекта Нижегородской области в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг), % Снижение ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет Нижегородской области, %
От 2 до 10 1,0
От 11 до 15 1,5
От 16 до 20 2,0
От 21 до 30 2,25
От 31 до 40 2,5
От 41 до 50 3,0
От 51 до 60 3,25
От 61 до 70 3,5
От 71 до 80 4,0
свыше 81 4,5
" Интернет-ресурс ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/20107458.
Таблица 9
Условия применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций в доле, зачисляемой в бюджет Ленинградской области
Объем инвестиций Срок предоставления льгот, лет
От 50 до 500 млн руб. включительно 4
Ставка 13,5% От 300 до 500 млн руб. включительно 4
От 500 млн руб. до 3 млрд руб. включительно 5
Свыше 3 млрд руб. 6
Свыше 3 млрд руб. 8
от размера и динамики финансово-экономических показателей инвестора. В Нижегородской области предоставление пониженных ставок для налогоплательщиков, осуществляющих инвестиционную деятельность, зависит от удельного веса выручки, полученной от реализации приоритетного инвестиционного проекта области, в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) (табл. 8).
В Ленинградской области применение пониженной ставки налога на прибыль организаций зависит от объема инвестиций, срока реализации проекта, места регистрации организации-налогоплательщика, наличия договора,
заключенного с Правительством региона, о режиме господдержки инвестиционной деятельности (табл. 9).
В Свердловской области принят пакет законов об инвестиционных налоговых льготах, в которых дается определение понятию «приоритетный инвестиционный проект» и оговариваются условия признания его приоритетным для Свердловской области, в частности создание новых рабочих мест, повышенная, по сравнению со средним уровнем, заработная плата на предприятии, привлечение инвестиций в территории с низким экономическим потенциалом. Пониженная ставка налога на прибыль организаций
Таблица 10
условия применения пониженной ставки по налогу на имущество, зачисляемой в бюджет
нижегородской области, 2013 г.
Удельный вес стоимости модернизации, реконструкции объекта в его остаточной стоимости на начало квартала, следующего за отчетным периодом, в котором проведена модернизация, реконструкция, % Налоговая ставка, %
От 75 до 100 0,55
От 50 до 74 1,1
От 25 до 49 1,65
для налогоплательщиков, имеющих статус участника приоритетного инвестиционного проекта по новому строительству, установлена в размере 13,5%, а для налогоплательщиков, имеющих статус участника приоритетного инвестиционного проекта по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению объектов основных фондов, — в размере 16%. Срок действия налоговой льготы в обоих случаях составляет 5 лет.
Большими полномочиями обладают регионы в предоставлении инвесторам льгот по налогу на имущество организаций. Согласно ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую базу, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также устанавливаться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Особый порядок обложения налогом на имущество организаций компаниями-инвесторами может осуществляться как в форме полного освобождения от уплаты налога, так и в форме применения пониженной ставки.
Например, в Нижегородской области предоставляются налоговые льготы по каждому объекту имущества организации в зависимости от удельного веса стоимости модернизации, реконструкции объекта в его остаточной стоимости на начало квартала, следующего за отчетным периодом, в котором проведена модернизация, реконструкция (в процентах), в виде установления следующих налоговых ставок, представленных в табл. 10.
В Республике Татарстан для инвесторов предусмотрено снижение ставки налога на иму-
щество организаций с 2,1 до 0,1%. В Ленинградской области льгота по налогу на имущество организаций составляет 0% при условии, что организации зарегистрированы в Ленинградской области, приоритетный для области инвестиционный проект будет реализован в течение трех лет, а имущество, поставленное на баланс, должно быть приобретено (создано) в рамках реализации инвестиционного проекта.
На современном этапе развития российской экономики на первый план выдвигаются задачи преимущественного развития отечественных наукоемких и высокотехнологичных отраслей и защиты внутреннего производителя, что предполагает увеличение инвестиционной составляющей российской экономики
В ряде регионов, например в Саратовской области, предоставление налоговых льгот связано с величиной произведенных капитальных вложений, минимальный размер которых, дающий право на получение льготы, составляет 50 млн руб.
В большинстве субъектов Российской Федерации, так же как и в случае с налогом на прибыль организаций, льготы по налогу на имущество организаций предоставляются при условии заключения инвестиционного соглашения с администрацией региона (Ленинградская область, Нижегородская область, Ростовская область и др.).
Ряд регионов пошел по пути отказа от инвестиционных льгот общего характера, предоставляя льготы определенным категориям инвесторов. В Приморском крае предусмотрена ставка 0,5% в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. В Белгородской области для организаций — участников приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», реализующих инвестиционные проекты по производству зерновых культур и комбикормов в рамках областных целевых программ, в первый год срока окупаемости ставка составляет 0,1%, во второй год — 0,2%, в третий год — 0,3%, в четвертый год — 0,4%, в пятый год — 0,5%.
Есть регионы, в которых льготы инвестиционного характера отсутствуют: Ставропольский край, Республики Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Калмыкия и др.
Широкое распространение в законодательной практике регионов получило предоставление налоговых льгот организациям, осуществляющим инвестиции в объекты инфраструктуры (строительство дорог — Саратовская область, строительство магистральных водопроводов — Ленинградская область).
Выводы
Обобщение опыта субъектов Российской Федерации по формированию благоприятного налогового климата, способствующего привлечению инвестиций, позволило сформулировать следующие выводы:
• несмотря на рост инвестиций, Россия по-прежнему находится в числе стран-лидеров по уровню износа основных производственных фондов, от которых зависят объем и качество выпускаемой продукции, ее конкурентоспособность, уровень издержек производства и эффективности работы организаций;
• для достижения современного уровня конкурентоспособности необходимо наращивать выпуск отечественной продукции, сопоставимой по номенклатуре, объему и качеству с импортируемой, для снижения зависимости от зарубежных поставок, а также развивать наукоемкие и высокотехнологичные отрасли;
• к факторам, сдерживающим инвестиционную активность в регионах, относятся недостаток финансовых средств; эпизодический
характер деятельности, направленной на совершенствование и корректировку концепции инвестиционной политики региона; недостаточность механизмов (стимулов), активизирующих деятельность региональных органов власти по привлечению инвестиций; недостаточное количество зарубежных инвесторов, влияющих на стабильность и устойчивость притока инвестиций; ограниченность финансовых ресурсов в регионах, что мешает оптимизации структуры имеющихся в настоящее время источников инвестирования и приводит к неразвитости институтов долгового финансирования и нестабильности в экономике;
• во всех регионах России осуществляется постепенная реализация единого Стандарта требований, способствующих увеличению притока инвестиций в регионы, с учетом необходимости развития приоритетных отраслей для каждого региона;
• все регионы России постепенно разрабатывают и вводят в действие нормы и положения налогового законодательства, призванные стимулировать инвестиционную деятельность в соответствии с требованиями Стандарта и прямо указывающие на отраслевую специализацию региона.
Литература
1. Чичкин А. Уровень износа основных фондов в России намного выше, чем в других странах БРИКС // Российская газета № 5519 (143).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и вторая от 5 авг. 2000 г. (с изм. и доп.).
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп.).
4. Гончаренко Л.И. Совершенствование налогового администрирования деятельности инновационных организаций // Сборник научных трудов «Налоги и бизнес. 20 лет налоговой системе России» М.: ООО «ТПП-Информ», 2011.
5. Савина О. Н. Организационно-методическое обеспечение мониторинга действующих инструментов налоговой поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации// Региональная экономика: теория и практика. Москва, 2012. № 26 (257). С. 44.