УДК 336.02:330322(045)
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
О.В. МАНДРОЩЕНКО,
доктор экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения E-mail: [email protected] Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Дается оценка состояния материально-технической базы предприятий, рассматриваются такие налоговые льготы, как налоговые каникулы, пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, инвестиционный налоговый кредит, вводится новый показатель - коэффициент налогового стимулирования инвестиционной деятельности для оценки инвестиционных налоговых льгот.
Ключевые слова: налоговые льготы, инвестиционная деятельность, коэффициент налогового стимулирования инвестиционной деятельности, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налоговые каникулы
В настоящее время важнейшим вопросом научно-практических дискуссий является система налогового стимулирования инвестиционной деятельности и ее взаимосвязь с воспроизводством основных фондов. Применение налоговых льгот и скидок может обеспечить предприятию сохранность полученных финансовых накоплений в ходе финансово-хозяйственной деятельности и финансирование ее расширения, новых инвестиций за счет увеличения собственных источников финансирования капитальных вложений. Однако в налоговом законодательстве нет стройной системы поддержки инвесторов, набора инвестиционных льгот для предприятий, активно занимающихся инвестиционной деятельностью. Поэтому актуальны вопросы оценки использования налогоплательщиками льгот путем анализа имеющихся инвестиционных преференций и разработки эффективных направлений, стимулирующих инвестиционную активность предприятий.
Известно, что с увеличением возраста оборудования значительно повышаются затраты на его капитальный ремонт, уменьшается интенсивность использования основных фондов, происходит падение производительности труда, продукция становится неконкурентоспособной по цене и качеству.
Анализируя состояние основных фондов за пять лет, следует отметить, что материально-техническую базу необходимо кардинально модернизировать. Так, коэффициент обновления основных фондов не выходит за границы 5%, коэффициент износа составляет порядка 48%, и демонстрируя тем самым стабильную величину, коэффициент выбытия - ниже 1% за последние три года (табл. 1).
Если рассматривать структуру инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, то наибольшую долю составляют привлеченные средства. Доля собственных средств в виде прибыли и амортизации значительно ниже (табл. 2).
Отсюда закономерно возникает вопрос: какое влияние оказывает система налогообложения на развитие инвестиционной деятельности?
Учитывая то, что предприятия заинтересованы в увеличении своей прибыли как источника финан-
Таблица 1
Динамика экономических показателей
предприятий России за 2008-2012 гг., %
Показатель 2008 2009 2010 2011 2012
Коэффициент обновления 4,4 4,1 3,7 4,6 4,8
основных фондов
Коэффициент износа 45,3 45,3 47,1 47,9 47,7
Коэффициент выбытия 1,0 1,0 0,8 0,8 0,7
Таблица 2
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в 2008-2012 гг., %
Показатель 2008 2009 2010 2011 2012
Собственные средства 35,8 34,2 37,6 38,8 39,6
В том числе:
- прибыль 18,5 16,0 17,1 17,2 17,6
- амортизация 17,3 18,2 20,5 21,6 22,0
Привлеченные средства 64,2 65,8 62,4 61,2 60,4
Таблица 3
Показатели коэффициента налогового стимулирования инвестиционной деятельности предприятий в 2008-2012 гг., млрд руб.
сирования капитальных вложении, они также заинтересованы в справедливом распределении создаваемой стоимости между ними и государством.
В качестве показателя налогового стимулирования инвестиционной деятельности предлагается рассмотреть новый показатель-коэффициент, представляющий собой отношение чистой прибыли к сумме дохода:
Кнс =
= (1 -апр)[(1 -андс)(С -М) - (а,иF) -(1 + асд)2]
с-м - г '
где апр - ставка налога на прибыль; авдС - ставка НДС; С - цена продукции; М - материальные затраты; а - ставка налога на имущество; F - основные фонды (среднегодовая стоимость);
а - ставка страховых взносов; 2 - заработная плата.
Из приведенной формулы следует, что чем выше коэффициент, тем более привлекательны налоговые условия для развития предпринимательства, иными словами, меньше собственных средств отвлечено на уплату налогов, и наоборот, чем ниже коэффициент, тем больше налоговая нагрузка на предприятие. Таким образом, в числителе показывается, что осталось предприятию фактически, а в знаменателе - что осталось бы предприятию, если бы оно не уплачивало налоги.
Расчеты коэффициента налогового стимулирования позволяют предположить, что налоговая нагрузка значительно увеличилась в 2009 г., а с 2010 г. она имеет тенденцию к снижению. Но в целом можно констатировать, что большинство предприятий имело низкую мотивацию к инвестиционной деятельности, поскольку меньше 50% дохода остается у предприятия для собственных нужд, в том числе на инвестиционные цели, а большая
Показатель 2008 2009 2010 2011 2012
Выручка 74 185 67 435 81 196 99 978 111 582
Материальные 27 544 29 269 32 150 37 255 40 120
затраты
Заработная 17 256 19 310 20 745 23 605 25 729
плата
Среднегодовая 40 736 45 019 49 295 56 312 63 424
стоимость ос-
новных фондов
Коэффициент 0,41 0,22 0,34 0,39 0,42
налогового
стимулирования
инвестиционной
деятельности
Таблица 4
Коэффициент налогового стимулирования инвестиционной деятельности предприятий в отдельных регионах в 2010-2012 гг.
Субъект Федерации 2010 2011 2012
Кировская область 0,29 0,32 0,36
Пермский край 0,31 0,35 0,39
Томская область 0,31 0,37 0,41
Республика Татарстан 0,49 0,52 0,58
Калужская область 0,47 0,51 0,53
Ленинградская область 0,43 0,45 0,48
Республика Северная Осетия -Алания 0,61 0,63 0,63
часть дохода (свыше 50%) направляется на уплату налогов (табл. 3).
Аналогичная ситуация, связанная с динамикой рассматриваемого показателя, складывается в таких регионах, как Кировская область, Пермский край, Томская область. Значительно лучше данный показатель в Республике Татарстан, Калужской и Ленинградской областях, Республике Северная Осетия - Алания, где показатель варьирует от 43 до 63% (табл. 4).
В связи с этим, например в Республике Татарстан, планируется сокращать налоговые льготы, что позволит увеличить поступления в бюджет в виде налога на прибыль, налога на имущество предприятий и земельного налога в размере 6 млрд руб. *.
* Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по повышению эффективности бюджетных расходов на 2014-2016 годы: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.01.2014 № 24.
Однако динамика показателя в целом по стране позволяет предположить, что имеющиеся налоговые преференции предприятия либо не используют, либо они недостаточно адаптированы к современным экономическим условиям.
В настоящее время наиболее распространенной из инвестиционных преференций является зачисляемая в региональный бюджет льготная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, которая может быть уменьшена региональным законодательством на 4%. Основанием для предоставления инвестиционной налоговой льготы по налогу на прибыль организаций в большинстве случаев является заключение инвестиционного соглашения между администрацией региона и налогоплательщиком, предметом которого является снижение налоговой ставки (табл. 5).
Однако условия, при которых налоговая ставка может быть уменьшена, различны. Так, в Волгоградской области предоставление пониженной ставки в диапазоне 13,5-16% напрямую связано с приростом налоговой базы по налогу на прибыль организаций текущего года по сравнению с предыдущим. В Новосибирской области пониженная ставка для инвесторов составляет от 13,5 до 15,5% в зависимости от объема капитальных вложений: при объеме инвестиций более 4% от налогооблагаемой базы применяется ставка 13,5%, от 2 до 4% - 15,5%.
Аналогичным образом предоставляется налоговая льгота в Калужской области при реализации программы модернизации производства:
- если сумма капитальных вложений составляет от 10 млн до 30 млн руб., то инвестор уплачивает налог, зачисляемый в региональный бюджет, по ставке 15%;
- от 31 млн до 70 млн руб. - по ставке 14%;
- свыше 70 млн руб. - по ставке 13,5%.
Возникает вопрос: какой эффект имеют инвесторы в результате использования льгот по налогу на прибыль организаций?
Известно, что реализация проекта сопровождается значительными затратами и срок окупаемости в среднем составляет 3-5 лет. Инвестиционной деятельностью по соглашению с администрацией в основном занимаются крупные компании, имеющие сеть филиалов, так как согласно региональным законам о поддержке инвестиционной деятельности при предоставлении налоговых льгот учитываются деловая репутация и платежеспособность инвестора, новизна технологий, используемых предприятием, поступление инвестиций в приоритетных формах (технологий, оборудования, инженерных работ) в сферу материального производства. Учитывая широкую территориальную инфраструктурную сеть инвестора, доля налогооблагаемой прибыли будет больше на той территории, где выше стоимость основных средств и среднесписочная численность работников. Отсюда использование налоговых льгот для инвесторов имеет очевидный результат.
С другой стороны, как полагают аналитики инвестиционной компании «Тройка Диалог», снижение налоговой ставки до уровня 13,5% позволяет увеличить компаниям в среднем чистую прибыль на 4-6%, что свидетельствует о положительном влиянии данной меры на увеличение потенциального источника финансирования капитальных вложений.
Вместе с тем рассматриваемая преференция практически недоступна большинству организаций, так как многие из них не подпадают под условия заключения инвестиционного соглашения.
Значительную роль в регулировании инвестиционной деятельности играет амортизационная
Таблица 5
Особенности предоставления инвестиционных налоговых льгот по регионам
Субъект Федерации Налог на прибыль организаций Срок предоставления Условия предоставления
Нижегородская область Снижение ставки до 13,5% - Заключение инвестиционного соглашения
Самарская область Снижение ставки до 13,5% На период окупаемости, но не более пяти лет Заключение инвестиционного соглашения
Ростовская область Снижение ставки до 13,5% - Заключение инвестиционного соглашения
Ленинградская область Снижение ставки до 13,5% На период окупаемости плюс два года Заключение инвестиционного соглашения
Волгоградская область Снижение ставки до 13,5% На период окупаемости, но не более пяти лет Заключение инвестиционного соглашения
Новосибирская область Снижение ставки до 15,5 и 13,5% На период окупаемости -
Республика Адыгея Снижение ставки до 13,5% На период окупаемости -
политика государства, напрямую связанная с налогообложением прибыли организаций. Статистика показывает, что за рубежом за последние 60 лет доля амортизационных отчислений в общем объеме инвестиций возросла с 30 до 80%. В нашей стране этот показатель почти в 4 раза меньше.
В результате проведенного автором анализа групп предприятий, начислявших амортизационную премию, использовавших нелинейный метод начисления амортизации, было выявлено, что только 25-30% высвободившихся денежных средств в результате экономии платежей по налогу на прибыль организаций направляется на развитие производства. Отсюда следует, что предприятия, используя предоставленные Налоговым кодексом РФ льготы, сэкономленные денежные средства направляют на другие цели - выплату вознаграждений работникам. Поэтому целесообразно установить адресный порядок использования сэкономленных денежных средств путем создания так называемого амортизационного фонда, в котором аккумулировались бы и амортизационные отчисления.
Наиболее перспективной формой налогового стимулирования является предоставление инвестиционного налогового кредита, который имеет явные преимущества для государства и финансовые выгоды для налогоплательщика.
Однако в силу разных причин он не находит широкого использования среди налогоплательщиков по следующим причинам:
- отсутствие в действующем налоговом законодательстве прозрачного механизма предоставления инвестиционного налогового кредита;
- административные барьеры;
- прямые финансовые потери налогоплательщика, так как по требованию Минфина России начисленные по данному виду кредита проценты не признаются в составе расходов для налогообложения прибыли организаций.
В подтверждение достаточно привести такой пример: в 2013 г. в Республике Саха (Якутия) был предоставлен только один инвестиционный налоговый кредит. Более того, как показывает анализ регионального законодательства, в большинстве субъектов РФ его предоставление связано с поддержкой крупных инвестиционных проектов.
В последнее время большой интерес проявляется к такому виду льгот, как налоговые каникулы. Президент России в Послании Федеральному Собранию от 12.12.2013 отметил, что все регионы
страны могут предоставлять двухлетние налоговые каникулы для новых малых предприятий, работающих в производственной, социальной, научной сферах. Это окупится дополнительными поступлениями в казну регионов и муниципалитетов. Это же новые предприятия, их просто ведь пока нет, а значит, нет и не будет выпадающих доходов бюджета. И наоборот: создадим условия для таких предприятий - такие доходы появятся.
Таким образом, важным моментом является определение влияния налоговых каникул на получение дохода по инвестициям, прежде всего за счет периода продолжения этих каникул.
Может сложиться следующая ситуация: организации предоставляются налоговые каникулы, например, по налогу на прибыль в тот период, когда прибыли и вовсе нет. Поэтому налоговые каникулы, предоставляемые предприятию до начала производственной деятельности, - наихудший вариант для инвестора, но наилучший для государства. Налоговые каникулы, предоставляемые до получения чистой прибыли, наиболее выгодны инвестору, но наименее - государству, так как за это время инвестор погашает непокрытый убыток прошлых лет. И в этом случае можно говорить о реальной поддержке инвестиционной деятельности со стороны государства. Кроме того, предоставлять налоговые каникулы целесообразно на основе бизнес-плана инвестиционного проекта, основным показателем в котором является срок окупаемости проекта.
Таким образом, проведенный анализ инструментов налогового стимулирования инвестиционной деятельности позволил сделать ряд выводов.
В оценке налоговых льгот и мотивации предприятий к инвестиционной деятельности целесообразно использовать предложенный автором коэффициент налогового стимулирования инвестиционной деятельности.
Инвестиционный налоговый кредит не пользуется популярностью в связи с тем, что условия его предоставления не доработаны в налоговом законодательстве, а проценты за пользование кредитом оказывают прямое влияние на уменьшение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Снижение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемой в региональный бюджет, основывается на заключении инвестиционного соглашения между администрацией региона и налогоплательщиком. Учитывая особенности предмета инвестиционного договора, большинство
предприятий имеют низкую вероятность получения льготы в виде снижения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций.
Следствием начисления амортизации нелинейным способом и амортизационной премии должно стать формирование амортизационного фонда, в который целесообразно включать как сэкономленные денежные средства по налогу на прибыль организаций, так и суммы начисленной амортизации. Это позволит использовать средства сформированного амортизационного фонда по целевому назначению.
Перспективной формой налоговых льгот являются налоговые каникулы, эффективность которых связана со сроком их использования налогоплательщиком. По мнению автора, основанием для предоставления налоговых каникул должен быть бизнес-план инвестиционного проекта, на основании
которого определяются срок окупаемости проекта и прогнозируемое значение чистой прибыли.
^исок литературы
1. Мандрощенко О.В. Влияние налоговой политики на эффективность инвестиционной деятельности малых предприятий: монография. М.: Маркетинг, 2010.
2. Мандрощенко О.В. Основные направления оптимизации налогообложения инвестиционной деятельности малых предприятий: монография. М.: Дашков и К, 2010.
3. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник. М.: Финансы и статистика, 2006.
4. ЧерникД.Г. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2005.
Taxation
TAX STIMULATION OF INVESTMENT ACTIVITIES: PROBLEMS AND SOLUTIONS
Ol'ga V. MANDROSHCHENKO Abstract
The article assesses the condition of material and technical basis of enterprises. The author considers tax benefits, such as tax holidays, reduced corporate income tax rate and investment tax credit. The author introduces a new index, namely a rate of tax stimulation of investment activities for evaluation of investment tax incentives. The author justifies problems of tax benefits and develops effective solutions.
Keywords: tax benefits, investing, activities, tax stimulation rate, corporate income tax, corporate property tax, tax holidays
References
1. Mandroschenko O.V. Vliianie nalogovoipolitiki na effektivnost' investitsionnoi deiatel'nosti malykh predpriiatii [The influence of tax policy on investing
efficiency of small businesses]. Moscow, Marketing Publ., 2010.
2. Mandroschenko O.V. Osnovnye napravle-niia optimizatsii nalogooblozheniia investitsionnoi deiatel'nosti malykh predpriiatii [The main directions of optimization of taxation of small businesses' investing]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2010.
3. Panskov V.G. Nalogi i nalogovaia sistema Rossi-iskoi Federatsii [The taxes and tax system of the Russian Federation]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2006.
4. Chernik D.G. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation]. Moscow, INFRA-M Publ., 2005.
Ol'ga V. MANDROSHCHENKO
Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation [email protected]