ИССЛЕДОВАНИЕ
Мухаррамова Э.Р.
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Инвестиционная деятельность РТ: проблемы и механизм
управления
АННОТАЦИЯ:
В статье рассматриваются вопросы, посвященные инвестиционной деятельности Республики Татарстан, существующим проблемам и механизмам управления. В соответствии с федеральным законодательством, инвестиционный климат должен соответствовать интересам региона. В этой связи появляется необходимость в разработке и принятии в качестве одного из важнейших документов инвестиционную стратегию региона.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: российская экономика, объем инвестиций, инвестиционный климат, государственное регулирование, инвестиционный потенциал, инвестиционный риск, стратегия региона
JEL: E22, G18, O21, R11
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Мухаррамова, Э.Р. (2015). Инвестиционная деятельность Республики Татарстан: проблемы и механизм управления. Российское предпринимательство, 16(17), 2787-2800. doi: 10.18334/гр.16.17.1843
Мухаррамова Эльмира Рафаиловна, канд. экон.наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства в строительстве, Казанский государственный архитектурно-строительный университет ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 15.08.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 18.09.2015
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.16.17.1843
(с) Мухаррамова Э.Р. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/3.0/)
ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
Важнейшую роль в решении наиболее острых и фундаментальных проблем в российской экономике играет инвестирование (Борисовская, Титова, 2013; Кобзарь-Фролова, 2008; Astapovich, Grigor'ev, 1994; Iovchuk Kvashnina, 1997; Iwasaki, Suganuma, 2005; Krashnov, 1998; Ledyaeva, Кл^ипеп, Kosonen, 2012; Lygina, Rudakova, Soboleva, 2015; Myachin, Royzen, Pershikov, 2015; Zimin, 2010)
Зачастую от количественных характеристик, так же как и качественных характеристик инвестиций, зависит производственный потенциал региона, а также его эффективность функционирования.
Зачастую при решении задач при создании позитивного инвестиционного климата следует учесть и то, что глобализация экономики позволяет расширять доступность к существующим мировым инвестиционным ресурсам. Иными словами, при этом происходит существенное обострение в конкуренции между реципиентами.
Создание особых условий приведет к увеличению объема инвестиций
С целью увеличения объема привлекаемых инвестиций, необходимо иметь для них особые условия, отличные от конкурентов.
Следует отметить, что для всех видов инвестиций необходим определенный инвестиционный климат. При этом как получатель инвестиций, так и инвестор преследуют не совсем одинаковые цели. Инвестиционный климат региона включает в себя инвестиционный потенциал и риск (рис.1).
К примеру, одни стремятся решить определенный комплекс социально-экономических задач с минимальным объемом привлекаемых средств, другие стремятся получить максимальную прибыль и тем самым надолго закрепиться.
Иными словами, инвестиционный климат должен соответствовать балансу интересов, а регионам необходимо воспользоваться всеми представленными федеральным
законодательством возможностями. Одновременно необходимо разработать и принять в качестве одного из важнейших документов инвестиционную стратегию региона. Она должна быть информационно открыта и «прозрачна» (Мухаррамова, 2014).
объективные предпосылки, открытость ретиона для| инвестиций, на. насыщенность| территории! факторами[ которые могут быть ^ выражены количественно ^
Рисунок 1. Сущность инвестиционного климата регионов Источник: составлено автором
Следует отметить, что определенный интерес по осуществлению наиболее благоприятного инвестиционного климата в России представляет опыт Республики Татарстан. По сравнению с другими регионами России инвестиционная привлекательность определяется с помощью ранжирования с последующим определением интегральной оценки регионов по элементам инвестиционного потенциала, рисков, законодательства.
Результаты рейтинговой оценки российских регионов Республика Татарстан показала средний уровень потенциала и минимальный риск с наилучшими законодательными условиями инвестирования. Республика действительно обладает перспективами для успешной инвестиционной политики.
И, тем не менее, несмотря на то, что инвестиционный климат в Республике Татарстан считается наиболее благоприятный, существует определенный ряд проблем, которые препятствуют существенному использованию инвестиционного потенциала региона.
Основной проблемой является существующее многообразие подходов к понятию инвестиционной привлекательности предприятия. Все это приводит к возникновению проблем при разработке программы повышения инвестиционной привлекательности Татарстана, с
обозначением конкретных мероприятий и центров ответственности (Мухаррамова, Ажимова, Файзуллин, 2014).
Существуют факторы, сдерживающие инвестиционную
привлекательность республики
Следует отметить, что сдерживающими факторами роста инвестиционной привлекательности республики являются зависимость экономики от высокой цены коммерческого кредитования, внешнеэкономической конъюнктуры, недостаточно разработанные механизмы содействия иностранным инвесторам (рис.2).
Л
достаточно высокая цена коммерческого! кредитования
г Л
не разработанные в достаточной мере механизмы] содействия иностранным инвесуооам]
\............,„......„,......„........„......,,.....„,.......,,.............„,.......,,.....„,.................................................................................................„,.......,,............„,......„л/
Рисунок 2. Основные сдерживающие факторы инвестиционной привлекательности РТ Источник: составлено автором
Таким образом, дальнейшая работа по улучшению инвестиционного климата должна быть осуществлена по определенным ключевым направлениям. А именно это полное понимание терминологии инвестиционной привлекательности, методическая
разработка и обоснование наилучшего метода ее оценки, а также программы повышения инвестиционной привлекательности РТ. Также возможно поможет смещение инвестиционной активности отраслей на наиболее приоритетные для республики направления, разработка определенных механизмов защиты и содействия интересов инвесторов через совершенствование системы нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности, существенное содействие предприятиям при осуществлении мероприятий по повышению их инвестиционной активности (рис. 3).
разработка программы повышения инвестиционной! привлекательности Республики Татарстан на кратко-, сред^- и долгосрочную перспективы с конкретизацией проводимых|
мероприятий!
смещение инвестиционной активности на приоритетные для РТ направления путем предоставления существенных налоговых льгот] для инвесторов в части поступлений в республиканский бюджет), касающихся], в частности, региональной части налога па упибьить, налога на имущество юридических лиц, земельного и транспортного
налогов
разработка механизмов содействия и защиты интересов инвесторов путем совершенствования системы нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности!, например, принятие в РТ региональных нормативных! положений о страховании инвестиций
-Ч
Л
содействие предприятиям РТ в проведении мероприятий по улучшению их инвестиционной привлекательности, выходу на| мсжлуцаоудпые ¿Ьошгоцые оынки!
У
Рисунок 3. Ключевые направления по дальнейшему улучшению инвестиционного климата в Республике Татарстан Источник: составлено автором
Таким образом, использование указанных мероприятий позволит благоприятным образом повлиять на инвестиционную привлекательность Республики Татарстан (Гареев, Зарипова, 2014).
Зачастую успех реализации указанных мероприятий зависит от скоординированных действий как научного сообщества, так и бизнеса, парламента, исполнительной власти.
В качестве проблемы следует отметить сроки согласования, получения различных разрешений для начала реализации инвестиционных проектов на территории Республики Татарстан.
В значительной мере данную проблему решило принятие Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.02.2013 № 115 «Об утверждении Временного регламента взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности по содействию в реализации инвестиционных проектов на территории РТ по принципу «одного окна», которое устанавливает единый порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан и организаций, деятельность которых направлена на привлечение инвестиций в экономику Республики Татарстан и комплексному сопровождению инвестиционных проектов.
В дальнейшем для устранения вышеуказанной проблемы принято решение о поддержке субъектов инвестиционной деятельности путем создания системы электронного документооборота. Такая система позволит ускорить документооборот при осуществлении деятельности исполнительных органов государственной власти, необходимых для реализации инвестиционного проекта (Орлов, Гареев, 2013).
Проведенный анализ ситуации позволил сделать вывод о том, что в республику привлекаются инвестиции с целью реализации именно отдельных проектов, которые не увязаны между собой по срокам и результатам. Но в отдельности они зачастую оказывают положительное влияние на социально-экономическое развитие самой республики.
Поскольку разовое привлечение иностранных инвестиций недостаточно, следует применить стратегический подход к управлению инвестиционными процессами в республике. Становится очевидным, что привлечение инвестиций невозможно без формирования позитивного имиджа Республики Татарстан за рубежом (Сайфуллина, 2010).
Реализация эффективной инвестиционной политики позволит повысить уровень инвестиционного потенциала Республики Татарстан
Следует отметить, что, несмотря на достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности республики, до сих пор существуют вопросы по снижению к минимуму влияния факторов риска, а также неопределенности. В этой связи следует рассмотреть комплекс первоочередных мер, которые направлены на уменьшение рисковой нагрузки субъектов региональной инвестиционной деятельности. Это возможно через формирование территориальных, а также межотраслевых кластеров, провести стимулирование малого и среднего бизнеса и рынка интеллектуальной собственности и пр. (Нуруллина, 2015).
Иными словами, реализация целенаправленной и эффективной республиканской инвестиционной политики должна способствовать существенному повышению уровня инвестиционного потенциала. Все это в дальнейшем создаст дополнительные условия для формирования наилучшего инвестиционного климата для различных инвесторов.
Необходимо отметить, что все вышесказанное поспособствует обеспечению наиболее стабильного притока частных инвестиций и гарантировать существенное экономическое развитие РТ.
Известно, что на сегодняшний день правительством республики осуществляются мероприятия, направленные на улучшение уровня инвестиционной привлекательности республики. Все это достигается путем предоставления возможности получения бюджетного кредита, предлагаются определенные налоговые льготы, выдаются госгарантии по важным инвестиционным проектам и пр.
На практике существующие государственные некоммерческие организации, стабилизационный, залогово-страховой и инвестиционно-венчурный фонды способствуют повышению доступности инвестиционных ресурсов для субъектов инвестиционной деятельности.
Механизму формирования инвестиционной политики Республики Татарстан во многом служит участие республики в действующих федеральных целевых программах.
На сегодняшний день для повышения инвестиционной привлекательности республики разработан определенный механизм взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности по принципу «одного окна».
Все это на практике может привести к сокращению сроков получения необходимых для реализации инвестиционных проектов необходимых заключений, а также согласований в госорганах. Такая реализация системы позволит инвестору получить помощь при взаимодействии с органами госвласти, позволит упростить процессы осуществления административных процедур, которые необходимы при получении земельного участка, размещения на инвестиционных площадках республики, согласований документации, сдачу объекта в эксплуатацию.
Стоит отметить, что важная информация о потребностях предприятий в продукции поступает с помощью Электронной торгово-информационной системы РТ (ЭТИС). На сегодняшний день наблюдается существенная работа по нахождению потенциальных инвестиционных сегментов с целью импортозамещения силами товаропроизводителей республики (Нуруллин, 2014).
В республике создана современнейшая инвестиционная законодательная база, которая отвечает все возникающим потребностям, а также интересам потенциальных инвесторов (рис.4). Упомянутая база к тому же содержит документ, который устанавливает приоритеты развития инвестиционной деятельности республики — Инвестиционный меморандум РТ (ИМ РТ).
Таким образом, инвестиционный меморандум РТ направлен на реализацию стратегической цели республиканского правительства.
Иными словами, все нацелено на разработку основных принципов экономики будущего, которая позволит обеспечить существенное повышение качества жизни населения через динамическое развитие экономики республики.
С целью достижения удобства инвесторов в республике запущен интернет-портал об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан.
Портал включает информацию и позволяет через размещенный на нем Путеводитель инвестора получать данные об инвестиционном климате, а также инвестиционной инфраструктуре, основные направления развития отраслей экономики региона (Загидуллина, Клещева, 2011).
мтттщ^^
I
Й
о
а
н
Щ
а
ю
с
и Щ
р.
аз 5 О
0
1
л
0 к
4
15 0
1 I
и и
0
1
5 К
I
Щ
0 Й а с а
1
щ 3
I со
0
1 и
о
- создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности путем совершенствования инвестиционного законодательства и снижения административных барьеров]
- информационное и кадровое обеспечение инвестиционного процесса]
- формирование благоприятного инвестиционного климата и имиджа в республике!;
- привлечение прямых иностранных инвестиций;
- создание эффективной и целостной системы привлечения инвесторов и бизнес-партнеров| посредством создания эффективной системы упрркдаюшей подготовки индустриальных площадок для| инвестиционных проектов и их сопровождение]
- развитие межотраслевых и территориальных кластеров]
- создание условий для повышения заработной платы работников всех сфер деятельности!]
- содействие в .реализации инвестиционных цроектов, отвечающих приоритетам стратегическое развили республики и направленных на диверсификацию экономики]
- замещение импортируемой в республику ррс^дукпии (работ), услуг) и экспорт несырьевых товаров, произведенных в республике!]
- повышение международной конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности ведущих отраслей экономики^
- создание наукоемких высокотехнологичных производств!]
- развитие инновационной и образовательной инфраструктуры]
- повышение эйиЬекпшдести исиользования.ое^урсов (включая энергетические!)]
- устранение инфраструктурных ограничений экономического роста (включая развитие транспортной и логистической инфраструктуры)]
- экологизацию экономики и формирование комфортной среды для проживания человеку
- внедрение современных ¿цкЬормашюнно-телекоммуникащгонных технологий во всех сектррах ЭКОНОМИКИ]
- стимулирование развития малого и среднего бизнеса на основе дальнейшего, развития конкуренции]
- оптимизация бюджетных расходов и развитие механизмов государственнфчастного партнерства]
- формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки.инвестиционной деятельности!]
- привлечение федеральных инвестиционных ресурсов в экономику республики и эффективное! использование созданных федеральными органами государственной власти| «институтов развития»!]
- обеспечение финансирования мероприятий приоритетных целевых программ]
- государственная вдрержк^ ^предприятий (организаций), осуществляющих инвестиционную деятельность, посредством предоставления налоговых льгот и инвестиционных налоговых кредитов в рамках действующего налогового законодательства Российской Федерации), развития механизмов! лизинга, компенсации части процентных ставок по банковским кредитам, продвижения товарной продукции системообразующих предприятий республики на международные рынки], участия республики в инвестиционных проектах]
- поддержка ведущих отраслей экономики республики] нефтегазохимический комплекса, машиностроения!, автомобилестроения, электроэнергетики!, авиа- и приборостроения, сельского хозяйства!]
- поддержка предприятий! (организаций), реализующих приоритетные инвестиционные проекты, определяемые настоящим Меморандумом!
V.............................................................................................................................................................................................................................".......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................J
Рисунок 4.
Основные направления инвестиционной политики Республики Татарстан Источник: составлено автором
Необходимо отметить, что огромное внимание уделяется в республике поддержке инвестиций и инноваций. К примеру, в 2005 году была создана особая экономическая зона (ОЭЗ) «Алабуга», Иннополис, который призван объединить высококвалифицированных специалистов.
Предпринимаемые в республике активные меры с целью стимулирования притока инвестиций, положительно сказывается на инвестиционном климате региона.
В Республике Татарстан помимо преимуществ и благоприятных факторов ведения бизнеса, существуют определенные сложности.
Известно, что в ближайшие годы будут решены существующие проблемы, связанные с вопросами, решаемыми на федеральном уровне, развития инфраструктуры, специфики образования и подготовки кадров (рис. 5).
сравнительно низкии уровень бюрократических барьеров|; отсутствие существенных проблем с регистрацией бизнеса; относительно развитая инфраструктуру;
имидж, историю региона и высокий уровень развития промышленности!; растущий рынок сбыта); преференции - налоговые (режим особой экономической зоны1), таможенные (режим свободной таможенной зоны) и коммерческие ; простота диалога с правительством!; налоговые льготы, которые предоставляются компаниям, реализующим инвестиционньщ проекты в соответствии с Законом РТ] «Об инвестиционной деятельности»
У
недостаточное количествч квалификационных специалистов, низкая производительность труда; высокая стоимость теплоэнергии и водоснабжения), непредсказуемость! динамики тарифов на| электроэнергию;
отсутствие полноценной рекламы региона в Европе и его недостаточная узнаваемость за рубежом;
относительно более выское! развитие Казани по сравнению с| другими регионами Татарстана) особенно в отношении! специальной инфраструктуры) транспорта в целом по республике
V
у
Рисунок 5. Преимущества и сложности ведения бизнеса в РТ Источник: составлено автором
Государство гарантирует защиту инвестиций
В республике независимо от форм собственности всем субъектам инвестиционной деятельности предоставляются определенные гарантии.
Государство, в свою очередь, гарантирует в соответствии с законодательством защиту инвестиций, в независимости от форм собственности. В этой связи инвесторам обеспечиваются условия деятельности, которые исключают применение таких мер, что могло бы воспрепятствовать распоряжению и управлению инвестициями.
Следует отметить, что инвестиции в республике не подлежат национализации и тем более не могут быть конфискованы, кроме как в случаях предусмотренных законодательством.
Таким образом, в Республике Татарстан установлен широкий круг дополнительных гарантий инвесторам, что выгодно отличает его от большинства других субъектов Российской Федерации.
В законодательстве Татарстана установлены нормы, в некоторой степени раскрывающие содержание требований Стандарта, касающихся основных способов защиты прав инвесторов и порядка обращения инвесторов за защитой и помощью (Чугунова, 2011).
Помимо этого, для иностранных инвесторов Законом Республики Татарстан от 19 июля 1994 г. № 2180-ХП «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан» установлены определенные дополнительные гарантии (рис.6).
Способы защиты прав инвесторов отражены в законодательстве республики лишь частично. Так, статья 6 закона «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан» устанавливает гарантию компенсации при принудительном изъятии имущества иностранного инвестора и определяет, что споры о возмещении убытков разрешаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).
Заключение
Эффективные механизмы государственного управления, в том числе развитие законодательного регулирования инвестиционной деятельности, позволили Татарстану достичь существенных успехов в привлечении инвестиций в республику. Данные международных и российских рейтинговых агентств свидетельствуют о том, что в
республике наиболее благоприятно инвестирование по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, что подтверждается высоким объемом инвестиций в экономику Татарстана.
Рисунок 6. Гарантии иностранным инвесторам в РТ Источник: составлено автором
ИСТОЧНИКИ:
Борисовская, В.В., Титова, И.Н. (2013). Проблемы инвестирования в российскую экономику. Экономика и социум, 2-1, 250-253.
Гареев, И.Ф., Зарипова, Н.М. (2014). Проблемы развития рынка арендного жилья в отечественной экономике. Российское предпринимательство, 20, 81-91.
Загидуллина, Г.М., Клещева, О.А. (2011). Развитие инновационной инфраструктуры инвестиционно-строительного комплекса. Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета, 2, 271-277.
Кобзарь-Фролова, М.Н. (2008). Налогово-правовые проблемы инвестирования в
российскую экономику иностранного капитала. Налоги и налогообложение, 10, 49-55.
Мухаррамова, Э.Р. (2014). Оценка состояния ресурсов строительных предприятий на
основе их деловой активности. Российское предпринимательство, 20, 165-173.
Мухаррамова, Э.Р., Ажимова, Л.И., Файзуллин, И.Э. (2014). Развитие инвестиционно-строительного комплекса Республики Татарстан. Российское предпринимательство, 19, 135-145.
Нуруллин, М.Н. (2014). Повышение эффективности взаимодействия между участниками инвестиционных процессов в строительстве. Российское предпринимательство, 20, 52-60.
Нуруллина, Э.И. (2015). Основные особенности при строительстве жилых комплексов. Экономика и предпринимательство, 3-2, 615-618.
Орлов, В.Я., Гареев, И.Ф. (2013). Направления развития института коллективных
инвестиций в строительную отрасль. Российское предпринимательство, 24, 100-107.
Сайфуллина, Ф.М. (2010). K вершинам инновационности в строительстве. Экономические и управленческие аспекты повышения инновационной активности строительных предприятий. Креативная экономика, 10, 87-91.
Чугунова, Ю.В. (2011). Приобретение жилья: степень доступности и полярные стандарты. Российское предпринимательство, 12-1, 90-95.
Astapovich, A., Grigor'ev, L. (1994). Foreign Investment in Russia: Problems and Solutions.
Problems of Economic Transition, 36(10), 82-100. doi:10.2753/PET1061-1991361082
lovchuk, S., Kvashnina, I. (1997). Foreign Capital Investment in Russia. Problems of Economic Transition, 39(12), 43-54. doi:10.2753/PET1061-1991391243
Iwasaki, I., Suganuma, K. (2005). Regional Distribution of Foreign Direct Investment in Russia. Post-Communist Economies, 17(2), 153-172. doi:10.1080/14631370500104828
Krashnov, G. (1998). Climbing the rainbow: The climate for foreign investment in Russian energy. Cambridge Review of International Affairs, 12(1), 96-113. doi:10.1080/09557579808400215
Ledyaeva, S., Karhunen, P., Kosonen, R. (2012). The Global Economic Crisis and Foreign
Investment in Russia from the EU: Empirical Evidence from Firm-Level Data. Eurasian Geography and Economics, 53(6), 772-789. doi:10.2747/1539-7216.53.6.772
Lygina, N., Rudakova, O., Soboleva, Y. (2015). Investment Attraction of Russian Regions in the Beginning of XXI Century. Procedia Economics and Finance, 24, 363-370. doi: 10.1016/S2212-5671(15)00681-4
Myachin, D., Royzen, A., Pershikov, A. (2015). Regional Features of Attracting Foreign
Investments into the Russian Economy. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 166, 131-134. doi: 10.1016/j.sbspro.2014.12.497
Zimin, D. (2010). Promoting Investment in Russia's Regions. Eurasian Geography and Economics, 51(5), 653-668. doi:10.2747/1539-7216.51.5.653
Elmira R. Mukharramova, Candidate of Science, Economics, Associate professor of the Chair for Economics and Entrepreneurship in Construction, Kazan State University of Architecture and Engineering
Investment activity in the Republic of Tatarstan: problems and the
management mechanism
ABSTRACT:
The article is devoted to the investment activity in the Republic of Tatarstan, existing problems and management mechanisms. According to the federal law, investment climate shall correspond to a region's interests. In this regard, the need for development and execution of the region's investment strategy as one of the most important documents arises. KEYWORDS: Russian economy, investment amount, investment climate, state regulation, investment potential, investment risk, regional strategy