Научная статья на тему 'Инновационное развитие республики Татарстан: вызовы, ожидания и реальность'

Инновационное развитие республики Татарстан: вызовы, ожидания и реальность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INNOVATIONAL PATH OF DEVELOPMENT / INNOVATION PERFORMANCE INDICATORS / INSTITUTIONAL INVESTORS / STOCK MARKET / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В статье изложены особенности стартовых условий Республики Татарстан в ориентации на инновации как источник решения комплекса проблем региона со сложившейся структурой хозяйства. Приводится классификация признаков, позволяющих оценить процесс перехода республики на инновационный тип развития как относительно успешный в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We consider the set of starting conditions in the Republic of Tatarstan as they define the need for innovations as a source of solving problems in the existing industries of the region. Innovation performance indicators are being analyzed to access the process of transition to a path development through innovations The changes in the Republic of Tatarstan are then being reviewed and found to be successful.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие республики Татарстан: вызовы, ожидания и реальность»

ЭКО. - 2012. - №1

С.Д. АГЕЕВА

В статье изложены особенности стартовых условий Республики Татарстан в ориентации на инновации как источник решения комплекса проблем региона со сложившейся структурой хозяйства. Приводится классификация признаков, позволяющих оценить процесс перехода республики на инновационный тип развития как относительно успешный в РФ.

Ключевые слова: инновационное развитие, институциональные инвесторы, инновационная инфраструктура, фондовый рынок

Инновационное развитие Республики Татарстан: вызовы, ожидания и реальность

С.Д. АГЕЕВА, кандидат экономических наук, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск

Опыт Республики Татарстан может привлечь внимание широкой аудитории и исследователей как минимум по двум причинам: нефтяное «прошлое» республики и ее инновационное настоящее, а, возможно, и будущее. Обе эти темы актуальны для российских регионов.

Татарстан - старый нефтедобывающий район. Как и в других ресурсных регионах, важным фактором роста которых были инвестиции в добычу и транспортировку целевого ресурса, в настоящее время актуальной является тема переориентации жизни региона в условиях сокращения добычи на нефтяных месторождениях. Это общая проблема для районов Сибири, которые в 1970-1980-е годы именовались районами нового освоения, а сейчас, через 30-40 лет, все более актуальными становятся проблемы их развития в условиях падающей добычи и извлечения ресурсов, когда воспроизводство созданной инфраструктуры (производственной, транспортной, социальной) не требуется в объемах, адекватных прежнему уровню добычи, но поддерживать хотя бы часть ее в работоспособном состоянии необходимо.

Существует несколько моделей постресурсного развития, которые пытаются реализовать в регионах. Основная задача заключается в поиске новой отрасли специализации, развитие которой сможет компенсировать потери на этапе затухающей

добычи того или иного природного ресурса, обеспечить новые рабочие места, поступление доходов в региональный бюджет. Альтернативой данному подходу может служить, вероятно, консервация объектов и переселение людей, что подходит лишь для районов с экстремальными для жизни условиями.

В последнее время данная тема в контексте инновационного развития получила дополнительный импульс даже в тех регионах, где научная среда, если рассматривать ее как фактор склонности к инновациям, отсутствовала исторически. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре поиск новых направлений роста экономики в дополнение к добыче углеводородного сырья шел в направлении создания производств по переработке нефтегазовых ресурсов, развития лесного комплекса, научно-технического кластера. В Томской области, где ситуация с добычей углеводородов близка к положению в Республике Татарстан, также надежды на будущее связываются с реализацией человеческого капитала Томска -города с самыми старыми в Сибири научными и студенческими традициями. Таким образом, для любого ресурсного региона на определенном этапе вопросом жизни становится диверсификация его хозяйства.

Республику Татарстан нельзя отнести к регионам моноспециализации. Наоборот, из-за выгодного географического расположения в центре Российской Федерации, хороших климатических условий, социального капитала еще в советский период в республике был создан мощный производственный потенциал - промышленная база для освоения нефтегазовых

Статистические зарисовки по Республике Татарстан (2010)

Территория, тыс. км2 267,8

Население, тыс. чел. 3778,5

Среднедушевой доход, руб./мес. 18053

к 2009 г., % 113,8

ВРП на душу населения, руб. 263367

к 2009 г., % 113,8

Объем инвестиций, млрд руб. 300

Темпы роста прямых иностранных инвестиций, % к 2009 г. 130

Число малых предприятий на 10000 жителей 118

месторождений. В настоящее время ее мощности используются для обслуживания нефтедобычи Западной Сибири. Поэтому данный сектор промышленности остается востребованным при затухании добычи в республике.

За годы советской власти в Татарстане созданы крупнейшие, иногда уникальные для страны мощности машиностроения (авиатехника, авиадвигатели, автомобили), производства оборудования. По данным официальной статистики Республики Татарстан, в 2010 г. в структуре промышленности наибольший вес имели добыча полезных ископаемых (29,7%), производство нефтепродуктов и нефтехимия (29,3) и машиностроение (18,9%). Судя по доле Республики Татарстан в общероссийском производстве нефтехимической продукции, именно эта отрасль становится отраслью специализации, обеспечивая 51,9% общего объема производства полиэтилена в РФ; каучука — 41,9%; шин — 33,6%. На территории Татарстана расположено ведущее предприятие нефтехимии России -ОАО «Нижнекамскнефтехим». В декабре 2011 г. введена в действие новая очередь нефтеперерабатывающего комплекса «ТАНЕКО» (прежнее наименование — ЗАО «Нижнекамский НПЗ»), координатор проекта - «Татнефть».

Оборонный комплекс вносит существенный вклад в объем выпуска продукции и занятости населения, причем этот сегмент в настоящем и, как видится, в ближайшем будущем не будет испытывать недофинансирования со стороны Правительства РФ. Объем товаров и услуг комплекса по итогам 2010 г. составил более 40 млрд руб., или 105% к 2009 г.1 По общему объему инвестиций Республика Татарстан занимает 6-е место в России (1-е - среди регионов Приволжского федерального округа2).

Но созданный в советский период промышленный потенциал характеризуется высокой степенью изношенности и низкой производительностью. Устаревшие мощности в энергетике, машиностроении, строительстве настоятельно требуют обновления, причем на основе инноваций, а не прежних

1 URL: http://tatarstan.ru/about/industry.htm

2 Доклад министра экономики Татарстана М. Шагиахметова «Социально-экономическое развитие Татарстана: тенденции, перспективы, возможности». URL: http://www.tatcenter.ru/online/35/

технологий. Кроме того, для региона с хорошими сельскохозяйственными возможностями старые производственные мощности в других секторах экономики наносят значительный ущерб экологии и как следствие - ухудшают качество жизни населения.

В публикациях данного номера журнала, посвященных анализу ситуации в разведке и нефтедобыче республики, показано, что нефтяная отрасль на этапе падения добычи может оставаться на протяжении длительного времени эффективной при создании адекватных институциональных условий и грамотном осуществлении инвестиций, начиная с этапа про-ектно-изыскательских работ до промышленного бурения. Развитие нефтехимии Республики Татарстан возможно на базе местного сырья - нефти и нефтебитума, но для этого нужен значительный рост затрат в отрасль. Таким образом, в республике задача выбора приоритетов роста в условиях перехода от развития, ориентированного на добычу нефти, на новую траекторию становится многомерной, так как осложняется ростом потребностей в инвестициях профильной отрасли -нефтяной, а ограниченность ресурсов (инвестиций, главным образом) обостряет проблему.

Приоритеты развития республики выстраиваются в долгосрочных документах - концепциях или стратегиях развития. В Республике Татарстан подготовлено несколько таких основополагающих правительственных документов. В 2008 г. утверждена Стратегия развития научной и инновационной деятельности до 2015 г. В 2011 г. подготовлена Концепция Энергетической стратегии Республики Татарстан на период до 2030 г. По сути последний документ, как некогда план ГОЭЛРО, на основе перспективных направлений развития ТЭК формулирует направление межотраслевого взаимодействия энергетики и смежных отраслей. Достижение целевого состояния энергетики (экономики) Татарстана в пространстве будущих состояний базируется на реализуемости новых технологических и технических достижений и идей, т.е. инновационное развитие представляется как основной фокус стратегии и ресурс ее реализации3.

3 иЯЬ: http://minenergo.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_87700.pdf

В контексте данной статьи хотелось бы подчеркнуть, что инновационное развитие для правительства Республики Татарстан является основополагающим при выборе траектории роста.

Наличие хорошо проработанного стратегического документа в правительстве нельзя назвать чем-то особенным, выделяющим Татарстан среди других российских регионов. Пожалуй, сейчас трудно найти административное образование, которое оказалось еще не охваченным данным веяньем. Более того, скоро наличие такого документа станет критерием деятельности администраций. Например, наличие стратегии инновационного развития субъекта РФ является условием предварительного квалификационного отбора пяти регионов для предоставления инновационным регионам-лидерам финансовой поддержки из государственного бюджета в 2012 г. То есть наличие стратегии включается в стандарт оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата4.

Но очевидно, что наличие документа по стратегии внедрения инноваций автоматически не гарантирует успех. Документ скорее имеет маркетинговое значение, т.е. подает инвесторам сигнал о том, что власть не чужда новым веяньям. Можно сделать сравнение с подобной ситуацией в компаниях: если на сайте появилась стратегия или раздел «миссия компании», это означает, что идет подготовка к ее продаже или к IPO.

Почему можно особо выделить активность в сфере инноваций в РТ?

После прохождения, скажем так, эмоциональной стадии обсуждения судьбы инноваций в России, занявшей, по нашим субъективным оценкам, три года, были выработаны, а, скорее, выбраны из набора имеющихся статистические показатели, которые позволяют, во-первых, определить масштаб явления, и, во-вторых, проводить сравнения, в том числе региональные, по размаху и результативности этого процесса. В разработке одной из таких систем показателей принимали участие специалисты Министерства экономического развития РФ и Ассоциации инновационных регионов России (АИРР), членом кото-

4 Эксперт Урал. - 2011. - №47 (490).

рой является Республика Татарстан5. Судя по итогам исследования, Республика Татарстан не случайно стала членом Ассоциации. Наблюдая размах инновационного движения в стране, невольно отмечаешь лидерство республики в различных областях. Признаки лидерства можно структурировать следующим образом.

1. Рейтинги и другие экспертные оценки.

Республика Татарстан целенаправленно формирует позитивный имидж региона в терминах, характеризующих «привлекательный инвестиционный климат». Экспертное сообщество, в том числе международное, на основе собственных методик рейтингует достижения субъектов по условиям осуществления инвестиций. С 2005 г. Fitch Ratings публикует рейтинг Татарстана, в 2008 г. он поднялся с ВВ до ВВВ. По данным «Татар-информ», в августе 2011 г. Fitch Ratings подтвердило инвестиционный рейтинг Республики Татарстан (прогноз «Стабильный»), что «отражает хорошо диверсифицированную экономику республики, сохранение хороших показателей исполнения бюджета, рост налоговых поступлений, консервативное управление бюджетом, сильную позицию лик-видности»6.

По исследованиям российского рейтингового агентства «Эксперт РА», на протяжении последних десяти лет Татарстан входит в группу российских регионов с минимальным интегральным инвестиционным риском7.

В 2009-2010 гг. по инвестиционному риску Республика Татарстан занимала 15-е место в Российской Федерации, по инвестиционному потенциалу - 7-е. На протяжении нескольких последних лет республика остается одним из самых привлекательных и «безопасных» регионов для иностранных инвесторов. Это подтверждает, например, статистика создания СП с иностранным участием в Татарстане.

5 На сайте АИРР размещены доклад о региональной статистике в области науки и образования, бизнеса, инфраструктуры и государственной активности, а также система индикаторов развития региональных инновационных систем. URL: http://i-regions.org/

6 URL: http://invest.tatar.ru/investhelp/investclimate/

7 URL: http://www.tatar-inform.ru/news/2011/08/05/280938/

Стоит здесь сослаться еще на один рейтинг инновационной активности. Фонд «Петербургская политика», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, газета «РБК-Daily» в октябре 2011 г. определили инновационную десятку регионов России. Татарстан занимает 6-е место. Судя по выбранным критериям оценки - количество важных событий и мероприятий в регионе - здесь трудно было избежать субъективности и предвзятости, оценки могут вызывать споры. Но тем не менее в инновационной активности республики выделены 8 событий, половина из которых ориентированы на образование (охвачены все слои учащихся - школьники, студенты, профессиональное образование). Есть и реализованные на практике проекты - например, производство углеродных волокон мощностью 1500 т в год, не имеющее аналогов в России, будет создано в ОЭЗ «Алабуга» к осени 2012 г. Стоимость проекта - 2,5 млрд руб. (Росатом).

Уже упоминавшееся здесь исследование МЭР и АИРР показало хорошие позиции Республики Татарстан. В разделе «Региональная статистика в области науки и образования, бизнеса, инфраструктуры и государственной активности» приводятся данные по общим сведениям о регионе (5 показателей). Вторая группа показателей - наука и образование -11 показателей, третья - инновационная активность предприятий и организаций в регионе. Примерно по половине индикаторов республика находилась в первой десятке. По такому показателю, как число центров кластерного развития и технопарков, Республика Татарстан занимает 1-е место в стране. Всего в РФ зарегистрировано 29 таких учреждений инновационной инфраструктуры. Удельный вес инновационных товаров и услуг в ВРП составил в 2010 г. 18%, что примерно в 1,5-2 раза выше, чем в среднем по России. По этому исследованию республика была отнесена ко второй группе регионов (из трех), с относительно высокими показателями в целом по всем группам.

Сошлемся еще на доклад «Измерение условий ведения бизнеса в российских регионах», подготовленный Российской экономической школой совместно с аудиторской компанией Ernst & Young (2011 г.). В нем Татарстан признан самым

привлекательным регионом для ведения бизнеса в России. Есть еще не менее благоприятные оценки Всемирного банка «Ведение бизнеса в России-2009», свидетельствующие, что среди городов России проще всего вести предпринимательскую деятельность в Казани.

Зачастую подобные работы инициируются самой властью, заинтересованной в формировании привлекательного и открытого внешней среде сообщества. Тем не менее частое упоминание в позитивном контексте Республики Татарстан не могло не иметь своим следствием интерес инвесторов к ней.

2. Институциональные инвесторы.

Вслед за публичными оценками инвестиционного климата, а часто руководствуясь и собственными исследованиями, институциональные инвесторы охотно приходят в регион. Причем речь идет как о российских, так и зарубежных инвесторах и компаниях, содействующих привлечению инвестиций.

По состоянию на 1 января 2011 г. в Едином государственном регистре предприятий и организаций Республики Татарстан зарегистрировано 945 (на 1 января 2010 г. - 918) коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Из них 50% находятся в собственности иностранных инвесторов. В республике создана база инновационных проектов, включающая более 400 проектов на разных стадиях их реализации8.

Перечень партнеров республики в области содействия инновациям в регионе - исчерпывающий для России. Подписаны соглашения и развивается сотрудничество, в соответствии с профилем каждой компании, с РАВИ, РВК, РИИ ММВБ, «Роснано», «Сколково», Агентством стратегических инициатив, Российским энергетическим агентством и др. Подписан меморандум между технопарком «Идея» и инновационно-технологическим парком «Лахти» (Финляндия). Принято решение о привлечении инвестиций через размещение на биржевой площадке РИИ ММВБ не менее двух инновационных компаний Татарстана в год, для подготовки которых создан Центр упаковки проектов. Есть и первые практические результаты сотрудничества. Так, правительство Татарстана утвердило программу развития наноиндустрии на 2009-2015 гг.

8 иЯЬ: http://invest.tatar.ru/investment_projects.php

с общим объемом финансирования 181,7 млрд руб., в том числе из федерального бюджета - 102,8 млрд, республиканского - 78,8 млрд руб. В ноябре 2011 г. на ООО «Да-нафлекс-нано» запущено производство гибкой упаковки с нанокомпозитами для продуктов питания, доля «Роснано» в вложениях - 49%. Республика Татарстан и Wermuth Asset Management создали фонд чистых технологий объемом 110 млн евро (2011 г.). Средства фонда будут направлены на повышение энергоэффективности и экологической устойчивости экономики республики.

В Казани регулярно проводятся тематические международные форумы (например, «Инвестиции для бизнеса» компании «Марчмонт» и др). Есть попытки привлечь к осуществлению инноваций и капитал диаспоры Татарстана. В республике налажена связь с инвесторами по всей цепочке созревания и реализации инновационных идей: от бизнес-ангелов до биржи. У нас нет задачи назвать полный перечень партнеров, результатов, отметим лишь факт стремления охватить все возможные каналы как привлечения инвестиций, так и содействия в продвижении проектов, обучения школьников, студентов и специалистов. Результаты такого натиска уже появились.

3. Создание инфраструктуры инноваций.

На сегодняшний день в Татарстане действует одна особая экономическая зона - «Алабуга», 14 технопарков, включая Камский индустриальный парк «Мастер», инновационно-производственный технопарк «Идея», 7 бизнес-инкубаторов. Активно идут работы по созданию в Казани технополиса «Химград». Напомним, что по этим позициям Татарстан занимает 1-е место в стране.

Данный показатель может характеризовать настойчивость чиновников на этом поприще. Для тех регионов, которые уже прошли этап создания инновационной инфраструктуры, актуальна проблема - как сделать эту инфраструктуру работающей, а не отчетной единицей. После открытия центров обнажается большой пласт проблем, требующих понимания, осмысления, законотворческой работы9.

9 См. сравнение нормативной базы и льгот в республике с РФ. URL: http://www.cprb.ru/Image/InvestCl_RT.pdf

Ответ на вопрос об отдаче этих вложений в инфраструктуру даст будущее. Пока можно отметить усилия властей обеспечить понятную и стимулирующую нормативно-правовую базу. В республике имеется пакет мер и стимулов республиканской инвестиционной политики, который включает прямые и косвенные методы поощрения капиталовложений (подробнее - в публикации Р.Н. Салиевой в данном номере). Власть поддерживает предприятия - инициаторов приоритетных инвестиционных замыслов за счет средств бюджета республики, им предоставляются фискальные преференции по налогам на прибыль и имущество. Общий объем этих послаблений в 2010 г. составил более 1 млрд руб.10

4. Фондовый потенциал и финансовые посредники.

Наиболее мощные компании Татарстана, созданные в СССР, в настоящее время представлены на фондовом рынке, их акции обращаются на биржевом рынке. Сейчас на территории республики зарегистрировано более 5,3 тыс. акционерных обществ. Крупнейшие эмитенты имеют возможность привлекать инвестиции не только на российском финансовом рынке, но и средства иностранных инвесторов. Например, ОАО «Татнефть» одним из первых акционерных обществ разместило АДР первого уровня на Лондонской фондовой бирже. В 1998 г. «Татнефть» прошла листинг на Нью-Йоркской фондовой бирже, а с 1999 г. - котировальный лист «А» Московской межбанковской валютной биржи, что делает доступным для компании способ финансирования с использованием относительно нового и мобильного инструмента заимствования - биржевых облигаций.

Вслед за высоколиквидными акциями на рынок выходят бумаги эмитентов второго и третьего эшелонов. Биржевой оборот акций позволяет компаниям снизить стоимость заимствований на облигационном рынке. По данным регионального отделения ФСФР, всего в обращении находились облигации 18 республиканских эмитентов на общую сумму более 17 млрд руб., в том числе муниципальные облигации г. Казани. Публичный рынок финансовых инструментов компаний Татарстана делает республику узнаваемой в глазах инвесторов.

10 иЯЬ: http://www.tatcenter.ru/online/35/

В немалой степени известность и инвестиционную привлекательность региону создают профессиональные участники рынка ценных бумаг. Именно они - банки и брокерские компании - разделяют риски иностранных инвесторов в партнерстве с компаниями. В республике функционируют 13 самостоятельных банков, а также развивается сеть филиалов крупных банков и инвестиционных компаний из других субъектов РФ, что является дополнительным свидетельством инвестиционной привлекательности республики.

Рассмотренные факторы позволяют аргументировать тезис о том, что экономическая ситуация в Республике Татарстан ассоциируется с инновационным типом развития. Несомненно, для этого в республике много сделано. Вопрос же о результативности прикладываемых усилий, по-видимому, пока остается без уверенного ответа. Устраняются одни, казалось бы, явные препятствия инновациям, но вместо заслуженной отдачи от усилий неожиданно появляются другие. Инновационные идеи не всегда переходят в плоскость их реализации.

К тому же общий декларируемый фон в стране быстро меняется, оставляя инноваторов и других причастных лиц в недоумении: не уведет ли мода на модернизацию, а сейчас - уже и на новую индустриализацию, в сторону от магистрали административных усилий властей? Хотя, с точки зрения морфологии, приведенные названия по сути близки, если не тождественны, но в России за этим могут стоять разные персоналии и последствия.

Тем не менее хочется думать, что в некоторых регионах, включая Татарстан, инновационное развитие - это всерьез и надолго.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.