социальное. Контакт, при котором происходит очевидное взаимодействие покупателей и сервисных служащих в процессе оказания услуг;
экономическое. Обмен ресурсами между покупателями и сервисной организацией;
процессное. В процессе оказания услуг ресурсы сервисной организации (труд, технология, информация и средства обслуживания) конвертируются в удовлетворение и выгоду для покупателя;
трудовое. Некоторые услуги требуют активного участия покупателя в создании услуги, т. е.
в некоторых случаях покупатель вкладывает свой труд, например в приготовлении себе салата за стойкой салат-бара в ресторане.
Таким образом, закрытое административно-территориальное образование, с одной стороны, определяет преимущества для развития предпринимательских структур сферы услуг в аспекте глобализации социального процесса, с другой - диктует предприятиям бизнеса особенные условия существования, формируемые под воздействием неконтролируемых процессов макро и микросреды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Денисова Н.И., Диянова С.Н., Штессель Э.М.
Организация предпринимательства в сфере коммерции: Учеб. пособие. М.: Магистр, 2008. С.154.
2. Жильцов Е.Н., Казаков В.Н. Экономика социальных отраслей сферы услуг: Учеб. пособие. М.: Экономический факультет МГУ; ТЭИС, 2007. С. 32-42.
3. Стоюшко Н.Ю. Теоретические положения формирования предпринимательской среды в условиях
ЗАТО // Малые города Дальнего Востока: проблемы и перспективы развития: материалы научн.-практич. конф. / Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007. С.22-27.
4. ФЗ «О закрытых административно-территориальных образованиях» от 14.07.92 г., № 3297-1-ФЗ.
5. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг. СПб.: Питер, 2002.
Азимов П.Х., Бабкин А.В.
основные направления повышения конкурентоспособности предприятий автомобильного транспорта
Переход транспортных предприятий на рыночные экономические условия привели к появлению трех секторов транспорта, находящихся в частной, муниципальной и государственной собственности. Развитие предпринимательства и конкуренции приводят к новым постановкам задач в управлении предприятиями транспорта и организации их работы. Транспортные предприятия становятся объектами товарно-денежных отношений. Обладая самостоятельностью, транспортная предприятия полностью отвечает за результатами своей хозяйственной деятельности, поэтому предприятие должно сформировать систему управления, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке транспортных услуг. Рынок транспортных услуг - это прежде всего развитие здоровой конкуренции, постоянный рост качества обслуживания.
Для решения задач развития транспортных предприятий необходимо исследование их по-
тенциальных возможностей при взаимодействии с внешней средой с целью прогнозирования и оценки их конкурентоспособности на конкретном рынке. Они стремятся выступать на наиболее выгодных рынках, используя устойчивые конкурентные преимущества и учитывая такие рыночные силы, которые связаны с временными фактором, т. е. с потребителями, поставщиками, существующими и потенциальными конкурентами [1].
Основными задачами в сфере транспорта становятся создание конкурентных преимуществ и повышение конкурентоспособности, создание стабильной клиентуры через умения найти своего клиента, поиск и создание новых путей развития, постоянное обновление собственной политики с учетом динамично развивающегося рынка транспортных услуг.
Конкуренция в современных условиях является одной из ключевых категорий рыночной экономики, без которой нельзя дать адекватную оценку состояния отрасли, любой сферы экономи-
ческой деятельности, в том числе транспортного сектора.
Конкуренция и конкурентоспособность представляют собой сложные многоуровневые понятия, анализ и оценку которых необходимо теснейшим образом увязывать с конкурентной средой.
Конкурентоспособность означает возможность выигрыша в соревновании. Применительно к экономической сфере конкурентоспособность в самом общем виде представляет собой обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Эти свойства могут относиться к различным по природе объектам - видам продукции, предприятиям и организациям, их группам, образующим отраслевые или конгломератные объединения и комплексы, наконец, к отдельным странам или группировкам, выступающим в качестве субъектов конкурентной борьбы.
Оценивая конкурентоспособность транспортной отрасли, необходимо учитывать такой важный фактор, как работа отрасли, рассматриваемой в качестве органичной части национального хозяйства. Конкурентоспособность на уровне транспортной отрасли можно оценивать, применяя следующие показатели: производительности труда, удельная оплата труда, капиталоемкость; степень соответствия уровня развития отрасли общему уровню развитию национального хозяйства; экспансия отрасли (степень использования транспортных услуг в различных отраслях народного хозяйства) [3]. Этот набор показателей может быть изменен или дополнен с учетом специфики отраслевых объединений.
Если рассматривать понятие «конкурентоспособность» применительно к предприятию, то его можно определить как возможность эффективной хозяйственной деятельности и практической, прибыльной реализации произведенной продукции в условиях конкретного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств. Производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг - обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умение эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциалы.
Проблемы повышения конкурентоспособности транспортных предприятий укрупненно можно подразделить на следующие [8]:
- проведение исследований по формированию принципов управления транспортных предприятий в рыночных условиях;
- применение к менеджменту и разработке управленческих решений основных научных подходов (системного, маркетингового, функционального, воспроизводственного, нормативного
и др.);
- ориентация развития транспортного сектора преимущественно на инновационный путь развития, и др.
Конкурентоспособность транспортного предприятия - его способность сохранять и расширять свои позиции на рынке транспортных услуг, определяемая конкурентоспособностью продукции, технологии, организации производства, труда и управления, финансов. Соответствующая структура слагаемых конкурентоспособности предприятия представлена на рис. 1.
Оценка конкурентоспособности предприятия необходима как для внешних инвесторов, кредиторов, страховщиков, государственных органов, так и для самого предприятия.
В условиях глобализации и формирования постиндустриального общества содержание и формы конкуренции существенно изменяются. Конкурентные преимущества фирмы, особенно в сфере услуг, все в большей степени зависят от гибкости управления предприятием, эффективных слияний и поглощений, переход от конфронтации к сотрудничество на основе альянсов. Главным конкурентным преимуществом становится развитие отношений с потребителями.
Новые экономические условия, формирование рынка транспортных услуг способствовали появлению и усилению конкуренции между предприятиями транспорта. Конкурентная борьба обостряется не только между различными видами транспорта, но и между транспортными предприятиями разной или одной и той же ведомственной ориентации. В настоящее время довольно успешно с крупными транспортными предприятиями успешно конкурируют частные предприниматели. Ожесточенная конкуренция в отрасли между действующими предприятиями сокращает прибыльность из-за прироста затрат на повышение конкурентоспособности [5].
Для уровня предприятий может быть предложена модель обеспечения конкурентоспособности посредством инновационного развития. Информатизация производства и управления, организационные изменения рассматриваются как непременное условие превращения инновационного потенциала в конкурентный и его реализации в конкурентоспособности ПРУ, технологии и финансов (рис. 2).
Рис. 1. Элементы конкурентоспособности транспортного предприятия
Рис. 2. Обобщенная модель обеспечения конкурентоспособности предприятия на основе инновационного развития и информатизации
Для осуществления организационных нововведений и формирования конкурентного потенциала особое значение имеет система планирования ресурсов. Она включает оценку, планирование, учет и анализ всех видов ресурсов - материаль-
ных, кадровых, информационных, научно-технических (технологических), финансовых, а также результатов, причем не только по предприятию в целом, но и по каждой структурной единице, сегменту рынка.
В рыночных условиях возникает настоятельная необходимость регулирования уровня конкурентоспособности предприятий во времени и пространстве, т. е. обеспечение адекватного управления их рыночной деятельностью. Процесс управления представляет собой следующую совокупность взаимосвязанных этапов [6]:
- прогнозирование и планирование стратегий развития;
- постановки цели и задач конкурентной политики предприятия;
- анализ конъюнктуры рынка и конкурентной среды;
- оценка уровня конкурентоспособности предприятия и ПРУ;
- разработка и реализация конкурентной политики предприятия.
В целом управление конкурентоспособностью предприятия - это система внутренних и внешних воздействий, мер и методов, позволяющих корректировать его сбытовое поведение для успешного и эффективного противостояния неблагоприятным конъюнктурным изменениям на рынке в настоящее время и в перспективе.
Необходимым условием успешного функционирования автотранспортного предприятия (АТП) в условиях рынка является высокая конкурентоспособность услуг, предоставляемых потребителям. Конкурентоспособность АТП определяется как уровнем конкурентоспособности конкретных транспортных услуг, так и уровнем диверсификации производства, имиджем предприятия и т.д.
Конкурентоспособность автотранспортного предприятия может определяться с учетом весомости автотранспортных услуг и рынков, на которых они реализуются [2]
т п
К АТП = Ц ), (1)
I=1 у=1
где КАТП - коэффициент конкурентоспособности АТП; т - число анализируемых автотранспортных услуг; п - число сегментов рынка, на которые реализуются услуги; а; - удельный вес ьй автотранспортной услуги в общем объеме реализованных услуг в денежном или натуральном выражении за анализируемый период; Ь. - показатель разновидности и стабильности _^го сегмента рынка автотранспортных услуг, где АТП реализует ью услугу; к.. - конкурентоспособность ьй услуги, реализуемой АТП на ^м сегменте рынка.
Конкурентоспособность ьй услуги, реализуемой АТП на j -м сегменте рынка можно определить по следующую выражению:
kjj = • Kl,K2,...,Kn, (2)
где Т , T - соответственно максимальный в i-м
max I
сегменте рынка и установленный в АТП тарифы на i-ю автотранспортную услугу;
К, К2, ..., Кп - коэффициенты, учитывающие наиболее значимые для клиентуры в рассматриваемых сегментах рынка факторы автотранспортных услуг (скорость доставки, сохранность груза, формы оплаты, скорость реагирования АТП на заказ, универсальность предоставляемых автотранспортных услуг, комфортность поездки пассажиров и т. д.).
Номенклатура К, К2, ..., Кп и их значимость устанавливаются в АТП для каждого конкретного вида перевозок с помощью опроса клиентуры или экспертной оценки факторов, по которым клиенты выбирают и отдают предпочтение конкретному АТП.
До недавнего времени большинство транспортных предприятий и организаций выполняли только перевозочные операции и не заботились о предоставлении широкого спектра других услуг транспорта. В настоящее время в конкурентной борьбе выигрывают те, кто расширяет спектр предоставляемых услуг и улучшает сервисное обслуживание потребителей транспортных услуг. При этом руководство транспортных организаций должно владеть вопросами управления конкурентоспособностью предоставляемых услуг [3].
Повышение конкурентоспособности АТП может быть достигнуто за счет выполнения услуг по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, принадлежащего другим автовладельцам, а также нетрадиционных услуг: организации платных стоянок автомобилей; сдачи в аренду помещений и земельных площадей, складов, производственных помещений; реализации запасных частей и материалов и др. Для обеспечения таких качественных требований потребителей транспортных услуг, как правило требуются затраты, и порой значительные. Поэтому конкурентоспособность транспортных услуг определяется не только натуральными, но и стоимостными показателями, т. е. соотношением результатов и затрат.
Для оценки конкурентоспособности автотранспортных услуг можно использовать дифференцированный метод определения относительных показателей конкурентоспособности [5], комплексный и экспертный метод определения конкурен-тоспособности[2].
Для повышения конкурентоспособности транспортных предприятий должны быть решены общие задачи технологического обновления отрасли, пополнения оборотных средств предприятий, организационного реформирования предприятий, повышение эффективности научно-технического обеспечения производства.
Таким образом, предприятиям транспорта независимо от форм собственности, чтобы успешно
работать на транспортном рынке, необходимо обеспечить высокий уровень показателей качества транспортного обслуживания, эффективность транспортного производства и надлежащую конкурентоспособность транспортных услуг. Приведенные методы и модели позволяют разработать комплекс предложений по повышению конкурентоспособности предприятий автомобильного транспорта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аболонин С.М. Исследование конкурентов АТП // Автомобильный транспорт. 2002. № 2. с. 26-27.
2. Аба. киши С.М. Конкурентоспособность транспортных услуг. М.: ИКЦ «Академкнига», 2004. 172с.
3. Будрина Е.В. Проблемы формирования и управления развитием региональным рынком транспортных услуг: Монрграфия. СПб.: СПбГИЭУ, 2002. 321 с.
4. Бычков В.П. Экономика автотранспортного предприятия: учебное пособие. М.:МНФРА-М, 2008. 384 с.
5. Еремеева Н.В., Калачев С.Л. Конкурентоспособность товаров и услуг. М.: КолосС, 2006. 192 с.
6. Зайнашева З.Г. Основы обеспечения конкурентоспособности системы сервиса: Монография М. :ИКЦ «Маркетинг», 2003. 302 с.
7. Моисеева Н. К., Анискин Ю. П. Конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат, 1993.
8. Трихунков М. Ф. Транспортное производство в условиях рынка: качество и эффективность. М.: Транспорт, 1993.
9. Фасхиев Х.А., Костин ИМ. Обеспечение конкурентоспособности автомобилей на этапе разработки. Набережные Челны: Изд-во КамПИ, 2001.
Сакулин С.А.
ценностный подход к разработке маркетинговой концепции развития розничного сетевого бизнеса
Проблема потери лояльности, несмотря на внедрение, опять-таки, достаточно однотипных CRM (клинтоориентированных) программ актуальна на современном этапе развития розничного рынка, характеризующегося обострением конкуренции. Сегодня потребность в новых подходах, с помощью которого можно сформировать конкурентные преимущества в длительном периоде и достичь устойчивой лояльности актуальна не только для развитых стан запада, но и для крупных городов России, где сектор розничной торговли, общественного питания и т. п. услуг населению является, по мнению большинства исследователей, высококонкурентным.
В рамках базовой стратегии И. Ансоффа [4] «проникновения на новый рынок», когда уже определены стратегические цели, завершена процедура анализа рынка, выбран и проанализирован целевой сегмент и выбраны форматы, размещение и количество розничных торговых точек начинается этап разработки маркетинго-
вой концепции розничной торговой сети. При построении модели маркетинговой концепции для розничных сетей. в практике доминирует многокритериальный подход, где максимизируется оборот с квадратного метра торговой площади, минимизируется время обслуживания каждого клиента, максимизируется площадь торгового зала, рассчитываются количество кассовых узлов, парикмахерских кресел, ресторанных столиков, комнат для гостей (для сетевых гостиниц), стандартизируются аспекты коммуникации, в том числе, внутренние навигационные вывески. Ни в коем случае не отрицая рациональности и научно-практической обоснованности этих подходов, нельзя не отметить, что они, будучи практикуемыми повсеместно, уже не способны генерировать устойчивое конкурентное преимущество для РС (розничной сети), особенно, в сфере потребительских услуг. Налицо актуальность поиска новых подходов к развитию сетевого бизнеса