Научная статья на тему 'Основные направления повышения конкурентоспособности предприятий автомобильного транспорта'

Основные направления повышения конкурентоспособности предприятий автомобильного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1915
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТРАНСПОРТ / МЕТОДИКА / УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азимов Пулод Хакимович, Бабкин Александр Васильевич

Приведены основные направления повышения конкурентоспособности транспортных услуг и предприятий автомобильного транспорта в условиях рыночной экономики. Предложена методика определения конкурентоспособность автотранспортного предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic directions of increase of competitiveness of transport services and the enterprises of motor transport in the conditions of market economy are resulted. The technique of definition competitiveness of the motor transportation enterprise is offered

Текст научной работы на тему «Основные направления повышения конкурентоспособности предприятий автомобильного транспорта»

социальное. Контакт, при котором происходит очевидное взаимодействие покупателей и сервисных служащих в процессе оказания услуг;

экономическое. Обмен ресурсами между покупателями и сервисной организацией;

процессное. В процессе оказания услуг ресурсы сервисной организации (труд, технология, информация и средства обслуживания) конвертируются в удовлетворение и выгоду для покупателя;

трудовое. Некоторые услуги требуют активного участия покупателя в создании услуги, т. е.

в некоторых случаях покупатель вкладывает свой труд, например в приготовлении себе салата за стойкой салат-бара в ресторане.

Таким образом, закрытое административно-территориальное образование, с одной стороны, определяет преимущества для развития предпринимательских структур сферы услуг в аспекте глобализации социального процесса, с другой - диктует предприятиям бизнеса особенные условия существования, формируемые под воздействием неконтролируемых процессов макро и микросреды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Денисова Н.И., Диянова С.Н., Штессель Э.М.

Организация предпринимательства в сфере коммерции: Учеб. пособие. М.: Магистр, 2008. С.154.

2. Жильцов Е.Н., Казаков В.Н. Экономика социальных отраслей сферы услуг: Учеб. пособие. М.: Экономический факультет МГУ; ТЭИС, 2007. С. 32-42.

3. Стоюшко Н.Ю. Теоретические положения формирования предпринимательской среды в условиях

ЗАТО // Малые города Дальнего Востока: проблемы и перспективы развития: материалы научн.-практич. конф. / Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007. С.22-27.

4. ФЗ «О закрытых административно-территориальных образованиях» от 14.07.92 г., № 3297-1-ФЗ.

5. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг. СПб.: Питер, 2002.

Азимов П.Х., Бабкин А.В.

основные направления повышения конкурентоспособности предприятий автомобильного транспорта

Переход транспортных предприятий на рыночные экономические условия привели к появлению трех секторов транспорта, находящихся в частной, муниципальной и государственной собственности. Развитие предпринимательства и конкуренции приводят к новым постановкам задач в управлении предприятиями транспорта и организации их работы. Транспортные предприятия становятся объектами товарно-денежных отношений. Обладая самостоятельностью, транспортная предприятия полностью отвечает за результатами своей хозяйственной деятельности, поэтому предприятие должно сформировать систему управления, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке транспортных услуг. Рынок транспортных услуг - это прежде всего развитие здоровой конкуренции, постоянный рост качества обслуживания.

Для решения задач развития транспортных предприятий необходимо исследование их по-

тенциальных возможностей при взаимодействии с внешней средой с целью прогнозирования и оценки их конкурентоспособности на конкретном рынке. Они стремятся выступать на наиболее выгодных рынках, используя устойчивые конкурентные преимущества и учитывая такие рыночные силы, которые связаны с временными фактором, т. е. с потребителями, поставщиками, существующими и потенциальными конкурентами [1].

Основными задачами в сфере транспорта становятся создание конкурентных преимуществ и повышение конкурентоспособности, создание стабильной клиентуры через умения найти своего клиента, поиск и создание новых путей развития, постоянное обновление собственной политики с учетом динамично развивающегося рынка транспортных услуг.

Конкуренция в современных условиях является одной из ключевых категорий рыночной экономики, без которой нельзя дать адекватную оценку состояния отрасли, любой сферы экономи-

ческой деятельности, в том числе транспортного сектора.

Конкуренция и конкурентоспособность представляют собой сложные многоуровневые понятия, анализ и оценку которых необходимо теснейшим образом увязывать с конкурентной средой.

Конкурентоспособность означает возможность выигрыша в соревновании. Применительно к экономической сфере конкурентоспособность в самом общем виде представляет собой обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Эти свойства могут относиться к различным по природе объектам - видам продукции, предприятиям и организациям, их группам, образующим отраслевые или конгломератные объединения и комплексы, наконец, к отдельным странам или группировкам, выступающим в качестве субъектов конкурентной борьбы.

Оценивая конкурентоспособность транспортной отрасли, необходимо учитывать такой важный фактор, как работа отрасли, рассматриваемой в качестве органичной части национального хозяйства. Конкурентоспособность на уровне транспортной отрасли можно оценивать, применяя следующие показатели: производительности труда, удельная оплата труда, капиталоемкость; степень соответствия уровня развития отрасли общему уровню развитию национального хозяйства; экспансия отрасли (степень использования транспортных услуг в различных отраслях народного хозяйства) [3]. Этот набор показателей может быть изменен или дополнен с учетом специфики отраслевых объединений.

Если рассматривать понятие «конкурентоспособность» применительно к предприятию, то его можно определить как возможность эффективной хозяйственной деятельности и практической, прибыльной реализации произведенной продукции в условиях конкретного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств. Производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг - обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умение эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциалы.

Проблемы повышения конкурентоспособности транспортных предприятий укрупненно можно подразделить на следующие [8]:

- проведение исследований по формированию принципов управления транспортных предприятий в рыночных условиях;

- применение к менеджменту и разработке управленческих решений основных научных подходов (системного, маркетингового, функционального, воспроизводственного, нормативного

и др.);

- ориентация развития транспортного сектора преимущественно на инновационный путь развития, и др.

Конкурентоспособность транспортного предприятия - его способность сохранять и расширять свои позиции на рынке транспортных услуг, определяемая конкурентоспособностью продукции, технологии, организации производства, труда и управления, финансов. Соответствующая структура слагаемых конкурентоспособности предприятия представлена на рис. 1.

Оценка конкурентоспособности предприятия необходима как для внешних инвесторов, кредиторов, страховщиков, государственных органов, так и для самого предприятия.

В условиях глобализации и формирования постиндустриального общества содержание и формы конкуренции существенно изменяются. Конкурентные преимущества фирмы, особенно в сфере услуг, все в большей степени зависят от гибкости управления предприятием, эффективных слияний и поглощений, переход от конфронтации к сотрудничество на основе альянсов. Главным конкурентным преимуществом становится развитие отношений с потребителями.

Новые экономические условия, формирование рынка транспортных услуг способствовали появлению и усилению конкуренции между предприятиями транспорта. Конкурентная борьба обостряется не только между различными видами транспорта, но и между транспортными предприятиями разной или одной и той же ведомственной ориентации. В настоящее время довольно успешно с крупными транспортными предприятиями успешно конкурируют частные предприниматели. Ожесточенная конкуренция в отрасли между действующими предприятиями сокращает прибыльность из-за прироста затрат на повышение конкурентоспособности [5].

Для уровня предприятий может быть предложена модель обеспечения конкурентоспособности посредством инновационного развития. Информатизация производства и управления, организационные изменения рассматриваются как непременное условие превращения инновационного потенциала в конкурентный и его реализации в конкурентоспособности ПРУ, технологии и финансов (рис. 2).

Рис. 1. Элементы конкурентоспособности транспортного предприятия

Рис. 2. Обобщенная модель обеспечения конкурентоспособности предприятия на основе инновационного развития и информатизации

Для осуществления организационных нововведений и формирования конкурентного потенциала особое значение имеет система планирования ресурсов. Она включает оценку, планирование, учет и анализ всех видов ресурсов - материаль-

ных, кадровых, информационных, научно-технических (технологических), финансовых, а также результатов, причем не только по предприятию в целом, но и по каждой структурной единице, сегменту рынка.

В рыночных условиях возникает настоятельная необходимость регулирования уровня конкурентоспособности предприятий во времени и пространстве, т. е. обеспечение адекватного управления их рыночной деятельностью. Процесс управления представляет собой следующую совокупность взаимосвязанных этапов [6]:

- прогнозирование и планирование стратегий развития;

- постановки цели и задач конкурентной политики предприятия;

- анализ конъюнктуры рынка и конкурентной среды;

- оценка уровня конкурентоспособности предприятия и ПРУ;

- разработка и реализация конкурентной политики предприятия.

В целом управление конкурентоспособностью предприятия - это система внутренних и внешних воздействий, мер и методов, позволяющих корректировать его сбытовое поведение для успешного и эффективного противостояния неблагоприятным конъюнктурным изменениям на рынке в настоящее время и в перспективе.

Необходимым условием успешного функционирования автотранспортного предприятия (АТП) в условиях рынка является высокая конкурентоспособность услуг, предоставляемых потребителям. Конкурентоспособность АТП определяется как уровнем конкурентоспособности конкретных транспортных услуг, так и уровнем диверсификации производства, имиджем предприятия и т.д.

Конкурентоспособность автотранспортного предприятия может определяться с учетом весомости автотранспортных услуг и рынков, на которых они реализуются [2]

т п

К АТП = Ц ), (1)

I=1 у=1

где КАТП - коэффициент конкурентоспособности АТП; т - число анализируемых автотранспортных услуг; п - число сегментов рынка, на которые реализуются услуги; а; - удельный вес ьй автотранспортной услуги в общем объеме реализованных услуг в денежном или натуральном выражении за анализируемый период; Ь. - показатель разновидности и стабильности _^го сегмента рынка автотранспортных услуг, где АТП реализует ью услугу; к.. - конкурентоспособность ьй услуги, реализуемой АТП на ^м сегменте рынка.

Конкурентоспособность ьй услуги, реализуемой АТП на j -м сегменте рынка можно определить по следующую выражению:

kjj = • Kl,K2,...,Kn, (2)

где Т , T - соответственно максимальный в i-м

max I

сегменте рынка и установленный в АТП тарифы на i-ю автотранспортную услугу;

К, К2, ..., Кп - коэффициенты, учитывающие наиболее значимые для клиентуры в рассматриваемых сегментах рынка факторы автотранспортных услуг (скорость доставки, сохранность груза, формы оплаты, скорость реагирования АТП на заказ, универсальность предоставляемых автотранспортных услуг, комфортность поездки пассажиров и т. д.).

Номенклатура К, К2, ..., Кп и их значимость устанавливаются в АТП для каждого конкретного вида перевозок с помощью опроса клиентуры или экспертной оценки факторов, по которым клиенты выбирают и отдают предпочтение конкретному АТП.

До недавнего времени большинство транспортных предприятий и организаций выполняли только перевозочные операции и не заботились о предоставлении широкого спектра других услуг транспорта. В настоящее время в конкурентной борьбе выигрывают те, кто расширяет спектр предоставляемых услуг и улучшает сервисное обслуживание потребителей транспортных услуг. При этом руководство транспортных организаций должно владеть вопросами управления конкурентоспособностью предоставляемых услуг [3].

Повышение конкурентоспособности АТП может быть достигнуто за счет выполнения услуг по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, принадлежащего другим автовладельцам, а также нетрадиционных услуг: организации платных стоянок автомобилей; сдачи в аренду помещений и земельных площадей, складов, производственных помещений; реализации запасных частей и материалов и др. Для обеспечения таких качественных требований потребителей транспортных услуг, как правило требуются затраты, и порой значительные. Поэтому конкурентоспособность транспортных услуг определяется не только натуральными, но и стоимостными показателями, т. е. соотношением результатов и затрат.

Для оценки конкурентоспособности автотранспортных услуг можно использовать дифференцированный метод определения относительных показателей конкурентоспособности [5], комплексный и экспертный метод определения конкурен-тоспособности[2].

Для повышения конкурентоспособности транспортных предприятий должны быть решены общие задачи технологического обновления отрасли, пополнения оборотных средств предприятий, организационного реформирования предприятий, повышение эффективности научно-технического обеспечения производства.

Таким образом, предприятиям транспорта независимо от форм собственности, чтобы успешно

работать на транспортном рынке, необходимо обеспечить высокий уровень показателей качества транспортного обслуживания, эффективность транспортного производства и надлежащую конкурентоспособность транспортных услуг. Приведенные методы и модели позволяют разработать комплекс предложений по повышению конкурентоспособности предприятий автомобильного транспорта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аболонин С.М. Исследование конкурентов АТП // Автомобильный транспорт. 2002. № 2. с. 26-27.

2. Аба. киши С.М. Конкурентоспособность транспортных услуг. М.: ИКЦ «Академкнига», 2004. 172с.

3. Будрина Е.В. Проблемы формирования и управления развитием региональным рынком транспортных услуг: Монрграфия. СПб.: СПбГИЭУ, 2002. 321 с.

4. Бычков В.П. Экономика автотранспортного предприятия: учебное пособие. М.:МНФРА-М, 2008. 384 с.

5. Еремеева Н.В., Калачев С.Л. Конкурентоспособность товаров и услуг. М.: КолосС, 2006. 192 с.

6. Зайнашева З.Г. Основы обеспечения конкурентоспособности системы сервиса: Монография М. :ИКЦ «Маркетинг», 2003. 302 с.

7. Моисеева Н. К., Анискин Ю. П. Конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат, 1993.

8. Трихунков М. Ф. Транспортное производство в условиях рынка: качество и эффективность. М.: Транспорт, 1993.

9. Фасхиев Х.А., Костин ИМ. Обеспечение конкурентоспособности автомобилей на этапе разработки. Набережные Челны: Изд-во КамПИ, 2001.

Сакулин С.А.

ценностный подход к разработке маркетинговой концепции развития розничного сетевого бизнеса

Проблема потери лояльности, несмотря на внедрение, опять-таки, достаточно однотипных CRM (клинтоориентированных) программ актуальна на современном этапе развития розничного рынка, характеризующегося обострением конкуренции. Сегодня потребность в новых подходах, с помощью которого можно сформировать конкурентные преимущества в длительном периоде и достичь устойчивой лояльности актуальна не только для развитых стан запада, но и для крупных городов России, где сектор розничной торговли, общественного питания и т. п. услуг населению является, по мнению большинства исследователей, высококонкурентным.

В рамках базовой стратегии И. Ансоффа [4] «проникновения на новый рынок», когда уже определены стратегические цели, завершена процедура анализа рынка, выбран и проанализирован целевой сегмент и выбраны форматы, размещение и количество розничных торговых точек начинается этап разработки маркетинго-

вой концепции розничной торговой сети. При построении модели маркетинговой концепции для розничных сетей. в практике доминирует многокритериальный подход, где максимизируется оборот с квадратного метра торговой площади, минимизируется время обслуживания каждого клиента, максимизируется площадь торгового зала, рассчитываются количество кассовых узлов, парикмахерских кресел, ресторанных столиков, комнат для гостей (для сетевых гостиниц), стандартизируются аспекты коммуникации, в том числе, внутренние навигационные вывески. Ни в коем случае не отрицая рациональности и научно-практической обоснованности этих подходов, нельзя не отметить, что они, будучи практикуемыми повсеместно, уже не способны генерировать устойчивое конкурентное преимущество для РС (розничной сети), особенно, в сфере потребительских услуг. Налицо актуальность поиска новых подходов к развитию сетевого бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.