Т.В. Богданова М.В. Горовая Р.В. Русинов
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ТРАНСПОРТА
Аннотация: на современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Статья посвящена как раз этому вопросу. Авторы раскрывают такие понятия как конкурентоспособность, уровни и факторы конкурентоспособности. В статье раскрываются основные методологические принципы оценки конкурентоспособности автотранспортных услуг, которые позволяют выявить возможности предприятия, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и помогут оказать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определить ее основные направления.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятия, уровни конкурентоспособности, внутренние и внешние факторы конкурентоспособности предприятия, принципы оценки конкурентоспособности, способы оценки конкурентоспособности.
На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, все же основным и определяющим из них остается его способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынок.
В сложившейся ситуации для успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо не только обновлять технологии и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний рынок и вести маркетинговые исследования, также выявлять свои возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять ее основные направления.
В экономическом словаре [1, с. 375] «конкурентоспособность - свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений». Ключевым словом здесь является наравне, то есть товар (услуга) как субъект рынка должна быть не хуже, чем аналогичные товары (услуги) или субъекты рынка. При этом выделяются конкурентоспособность товаров (услуг) и конкурентоспособность субъектов рынка. В том же источнике под «субъектом товарного рынка понимают продавцов и покупателей товара (продукции работ, услуг)» [1, с. 930]. В последнее время к субъектам рынка принято относить и поставщиков сырья и материалов, необходимых для функционирования компании.
В работах, посвященных исследованию конкурентоспособности на транспорте, «под
© Богданова Т.В., Горовая М.В., Русинов Р.В., 2013
24
конкурентоспособностью транспортной продукции следует понимать способность ее реализации, определяемую соотношением цена-качество и субъективным мнением потребителя» [7, с. 70].
Профессор Р.А. Фатхутдинов определяет конкурентоспособность как «...свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма, регион, отрасль, любая макросреда, страна в целом» [9, с. 132]. Развернутое определение понятия конкурентоспособности предложено Л.П. Кураковым: «Конкурентоспособность - уровень преимущества или отставания фирмы, предприятия, организации по отношению к другим участникам - конкурентам на рынке внутри страны и за ее пределами, определяемый по таким параметрам, как технология, квалификация персонала, качество, политика сбыта и т.п. Конкурентоспособность - относительная характеристика товара, отражающая в объективной форме его отличия от товара конкурента как по степени удовлетворения одной и той же существенной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение» [6, с. 320].
Не противоречат данному подходу к определению конкурентоспособности на транспорте и работы, выполненные в Московском государственном универитете путей сообщения (МИИТ), где предлагают различать конкурентоспособность транспортного предприятия, услуги и вида транспорта [3, с. 45], при этом под конкурентоспособностью транспортной услуги предлагается понимать ее способность отвечать на требования конкурентного транспортного рынка в данный момент времени или превосходить по потребительским свойствам транспортные услуги конкурентов [3, с. 45] или другими словами конкурентоспособность транспортной продукции можно определить как совокупность характеристик перевозки грузов (пассажиров), отражающую ее отличие от перевозок другими видами транспорта (либо с использованием иной комплексной технологии перемещения) как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по уровню транспортных затрат [8, с. 133].
В данном исследовании под конкурентоспособностью продукции грузового автомобильного транспорта предлагается понимать ее востребованность рынком, определяемую совокупностью характеристик, отражающих тарифно-качественное соотношение в данный момент времени.
Практически во всех исследованиях предложено различать конкурентоспособность продукции и кокурентоспособность организации.
В экономической литературе можно встретить следующие определения конкурентоспособности на уровне предприятия:
- способность предприятия выпускать конкурентоспособную продукцию, а также конкурентоустойчивость предприятия и возможность его адаптации к изменяющимся условиям конкуренции;
- способность предприятия приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной прибыльности;
- способность предприятия производить пользующуюся спросом продукцию при эффективном использовании производственного, кадрового и финансового потенциалов;
- свойство субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там конкурирующими субъектами рыночных отношений;
- сравнительное преимущество предприятия по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри национальной экономики и за ее пределами.
Конкурентные отношения рассматриваются на всех хозяйственных уровнях. На индивидуальном уровне конкурентоспособность индивида (физического лица) на рынке труда определяется его способностью (состоянием) получать доход в сфере своей профессиональной деятельности, позволяющей ему воспроизводить свою рабочую силу и повышать уровень и качество жизни. При этом возможность смены профессии, места работы для увеличения дохода и качества жизни рассматривается как повышение конкурентоспособности индивида.
На микроуровне (уровень продукции, производства, предприятий) под конкурентоспособностью фирмы подразумевается способность прибыльно производить (воспроизводить) и реализовывать (поставлять) товарную продукцию по цене не выше и по качеству не ниже, чем у любых других рыночных контрагентов в своем рыночном сегменте. При этом норма и масса прибыли, объем продаж, доля рынка характеризуют результат хозяйственной деятельности данного экономического субъекта. Конкурентоспособность фирмы определяется также как ее сравнительное преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Другими словами, это относительная характеристика, которая отражает отличия данной фирмы от конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.
На мезоуровне под конкурентоспособность отраслей и секторов понимают способность к устойчивому росту данной агрегированной группы в условиях внутренней и внешней конкуренции. Наиболее очевидные показатели конкурентоспособности в этом случае - динамика нормы и массы прибыли, темпы экономического роста внутри страны, баланс внешней торговли соответствующей продукции для межстрановых сопоставлений.
На макроуровне (сферы бизнеса) конкурентоспособность отрасли рассматривается, как способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной величины.
На глобальном уровне при определении конкурентоспособности национальной экономики подчеркивается, что термин «конкурентная страна» не имеет большого самостоятельного значения, важно иметь в виду, что основная цель государства - это обеспечение гражданам высокого (повышающегося) уровня и качества жизни, а достижение этой цели, прежде всего, зависит от эффективности использования ресурсов.
Все факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, можно разделить на две большие группы: внутренние и внешние.
Внешние факторы конкурентоспособности предприятия - это те, на которые предприятие влиять не может и в своей политике должно воспринимать их как нечто заданное. К ним относят:
- деятельность государственных властных структур (бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика, законодательство);
- складывающаяся хозяйственная конъюнктура;
- развитие родственных и поддерживающих отраслей;
- параметры спроса.
К внутренним факторам конкурентоспособности предприятия относятся такие, как:
- деятельность руководства и управления предприятия (организационная и производственная структуры управления, профессиональный и квалифицированный уровень управленческих кадров);
- система технологического оснащения;
- сырье, материалы и полуфабрикаты;
- сбыт продукции: его объем и издержки реализации.
В работе «Менеджмент на транспорте» [5, с. 198-199] выделяют факторы внешней и внутренней среды. Факторы внешней среды включают факторы макроокружения (экономические, научно-технические, правовые, политические, социальные, международные и экологические) и факторы непосредственного окружения (клиентура, поставщики ресурсов, конкуренты и рынок рабочей силы). Факторы внутренней среды включают технические, технологические, кадровые, пространственные, организационные, информационные и финансовые факторы.
Рассматривая конкурентоспособность нельзя хотя бы кратко, не остановиться на самом понятии конкуренции. Разделение моделей конкуренции производится по следующим параметрам [4, с. 31-41]: количество компаний, функционирующих на рынке; сила конкуренции; доли компаний на рынке; порядок доступа на рынок. Исходя из этих параметров можно сказать, что для российского рынка грузовых автомобильных перевозок характерны:
- большое количество субъектов автотранспортной деятельности;
- высокая конкуренция;
- доли компаний на рынке малы, т.е. характерна высокая раздробленность рынка, что не позволяет отдельной компании существенно влиять на ценообразование;
- порядок доступа на рынок свободный, входные барьеры отсутствуют.
По этим параметрам мы получаем модель чистой конкуренции, но для этой модели характерно очень существенное влияние качества производимой продукции (в нашем случае грузовых автомобильных перевозок) на конкурентную позицию компании, а российский рынок демонстрирует обратную тенденцию - перевозчики в погоне за удешевлением перевозок все меньше заботятся об их качестве, а отмена лицензирования в сфере грузовых автомобильных перевозок только усугубила эту тенденцию. Поэтому можно говорить об определенных особенностях проявления классических моделей конкуренции на российском рынке грузовых автомобильных перевозок.
Конкуренция на рынке грузовых автомобильных перевозок предполагает, с одной стороны, конкуренцию между производителями транспортной продукции, т.е. перевозчиками, а, с другой стороны, конкуренцию между потребителями транспортной продукции - клиентами. Высокая дифференциация автотранспортной инфраструктуры по регионам России приводит к существенным различиям в концентрации автотранспортной деятельности и, как следствие этого, к значительным отличиям в соотношении спроса и предложения на грузовые автотранспортные услуги в отдельных регионах, что также накладывает особенности на российский рынок грузовых автомобильных перевозок.
Высокая конкуренция на ряде региональных грузовых автотранспортных рынков, не приводя к повышению качества перевозок, может вызывать разрушительную конкуренцию, что в свою очередь может провоцировать ухудшение социально-экономической ситуации в этих регионах и стране в целом. Конкуренция в сфере грузовых автомобильных перевозок не привела к повышению их качества и снижению тарифов, что также можно рассматривать как атипичное проявление модели чистой конкуренции в условиях российского рынка грузовых автомобильных перевозок.
Выше отмечалось, что конкуренция является многоаспектным явлением, которое исходя из этого можно классифицировать по разным признакам:
- по степени концентрации субъектов конкуренции:
- индивидуальная конкуренция;
- групповая конкуренция.
Для индивидуальной конкуренции характерно противостояние отдельных транспортных компаний. При групповой - конкурируют союзы и объединения.
Для российского рынка грузовых автомобильных перевозок на нынешнем этапе его развития характерна индивидуальная конкуренция, но в перспективе, как нам представляется, будет развиваться групповая конкуренция.
- по отраслевой принадлежности субъектов конкуренции:
- внутриотраслевая конкуренция;
- межотраслевая конкуренция.
Внутриотраслевая конкуренция связана с конкуренцией транспортных компаний, принадлежащих к одной отрасли и производящих аналогичную транспортную продукцию, отличающуюся по цене и качеству. Ее можно разделить на предметную и видовую виды конкуренции. Предметная конкуренция возникает между транспортными компаниями, осуществляющими доставку однородных грузов без значимых качественных отличий. При видовой конкуренции возникают существенные качественные отличия: по скорости доставки, условиям перевозки, предоставляемым сопутствующим услугам.
Как было показано выше, конкуренция на российском рынке грузовых автомобильных перевозок формировалась прежде всего как предметная конкуренция, но в последние годы начинает развиваться и видовая конкуренция, когда грузоперевозчики стараются обеспечить себе конкурентные преимущества главным образом за счет предоставления дополнительных услуг, что приводит к дифференциации перевозок по качеству.
Межотраслевая конкуренция выступает в форме конкуренции между организациями разных видов транспорта.
Формами межотраслевой конкуренции являются перелив капитала и функциональная конкуренция (конкуренция субститутами).
В теории перелив капитала связан с разными нормами прибыли и должен приводить к их выравниванию. В условиях современной России разница в рентабельности перевозок на различных видах транспорта не так значительна, и это не оказывает существенного влияния на протекающие в транспортных отраслях процессы.
Конкуренция субститутами или функциональная конкуренция основывается на использовании взаимозаменяемых продуктов (товаров субститутов), которые для потребителя выполняют одинаковую функцию при удовлетворении определенной потребности. Ряд исследователей полагает, что на транспорте такой вид конкуренции отсутствует, так как кроме как транспортными средствами осуществить доставку грузов невозможно.
С нашей точки зрения, именно эта форма межотраслевой конкуренции на транспорте в последние годы получила существенное развитие. В ее основе лежит относительная индифферентность клиента к способу доставки грузов, который в ряде случаев выбирается не им, а логистической фирмой. В этом случае перевозки, выполняемые разными видами транспорта, выступают как взаимозаменяемые продукты (товары субституты).
В современной России грузовой автомобильный транспорт конкурирует с железнодорожными грузовыми перевозками. По объему перевозок грузов по данным 2011 г. автотранспортная отрасль занимает первое место (5663 млн т, у железнодорожного транспорта -1382 млн т), а по грузообороту - второе (223 млрд т-км, у железнодорожного транспорта -2128 млрд т-км). При этом автотранспортные компании, чтобы усилить свои конкурентные позиции в этом виде конкуренции, увеличивают среднюю дальность перевозок (подробнее смотри [2, с. 5-14]).
Итог исследования развития конкуренции в сфере грузовых автомобильных перевозок представлен в таблице, в основу которой положена классификация видов конкуренции, а
цветом выделены виды конкуренции, характерные для российского рынка грузовых автомобильных перевозок.
По используемым методам принято выделять ценовую и неценовую конкуренцию. В основе ценовой конкуренции лежит уровень тарифа на перевозку. Открытая ценовая конкуренция предполагает извещение клиентуры о снижении тарифа на перевозку или о его росте на меньшую величину, чем у конкурентов (см. табл.). Скрытая ценовая конкуренция проводится либо предоставлением скидок к тарифу, либо лучшими условиями доставки.
Таблица
Виды конкуренции на российском рынке грузовых автомобильных перевозок
Вид конкуренции По субъектам рынка Конкуренция транспортных компаний ИИ
Конкуренция потребителей Транспортной продукции
По степени концентрации субъектов рынка Индивидуальная конкуренция
Групповая конкуренция
По отраслевой принадлежности субъектов рынка Внутриотраслевая конкуренция Предметная конкуренция Видовая конкуренция
Межотраслевая конкуренция Перелив капитала Функциональная конкуренция
По используемым методам конкуренции Ценовая конкуренция Открытая конкуренция Скрытая конкуренция
Неценовая конкуренция
По степени монополизации рынка Совершенная конкуренция Чистая конкуренция
Несовершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Развита
Развивается
Отсутствует
Скидки могут быть как тайными, так и открытыми при предъявлении определенных объемов грузов к перевозке или на определенных направлениях или в определенное время
(прогрессивные, бонусные, сезонные). Существуют скидки за лояльность, предоставляемые транспортными компаниями за отказ грузовладельцев от предложений конкурентов, а также скидки постоянным клиентам. Все эти виды открытой и скрытой ценовой конкуренции широко используются российскими грузовыми автотранспортными компаниями. Лучшие условия доставки как скрытая форма ценовой конкуренции осуществляются либо повышением качества перевозок при неизменном уровне тарифа, либо в форме отсрочки платежа за выполненную перевозку. Последняя форма практикуется автотранспортными фирмами в отношении у1р-клиентуры. Ценовая конкуренция является наиболее распространенной в сфере грузовых автомобильных перевозок, но она не дает устойчивых конкурентных преимуществ транспортным компаниям. Поэтому ряд грузоперевозчиков в последние годы предпринимают шаги по переходу к неценовой конкуренции, что способствует обеспечению высоких конкурентных позиций в течение более длительного времени.
Неценовая конкуренция основана на придании уникальности производимому продукту. На транспорте это выступает в форме улучшения качественных параметров перевозки (скорость, своевременность, сохранность, безопасность и др.) и предложении дополнительных услуг (экспедиционных, охранных, информационных и др.).
Выполненное исследование позволило сформулировать принципы оценки конкурентоспособности:
- принцип комплексности, означающий, что необходимо оценить факторы как внешней, так и внутренней среды транспортной организации;
- принцип системности, предполагающий, что в основе оценки лежит структурированный набор взаимосвязанных оценочных показателей, включающий уровень отдельного субъекта транспортной деятельности, уровень региона, уровень отрасли;
- принцип иерархичности, означающий что интегральный показатель конкурентоспособности определяется на основе сводных обобщающих показателей, которые рассчитываются по частным показателям;
- принцип гибкости - перечень показателей, включаемых в оценку конкурентоспособности, может корректироваться по мере изменения статистической отчетности;
- принцип информационной обеспеченности, предполагающий, что в систему оценки конкурентоспособности включаются показатели либо входящие в систему статистической отчётности, либо показатели, которые могут быть рассчитаны на основе системы статистической отчётности.
Существует несколько способов оценки конкурентоспособности формирований:
- на основе теории эффективной конкуренции;
- на основе теории равновесия;
- матричные методы;
- метод И. Ансоффа;
- на основе финансового подхода;
- с позиций качества.
Оценка с позиций теории эффективной конкуренции акцентируется на определении конкурентоспособности отрасли, что не совсем приемлемо для отдельной транспортной организации.
Согласно теории равновесия конкурентоспособность организации зависит от её способности использовать факторы производства с большей производительностью, чем конкуренты. Данная теория применима в условиях развитой конкуренции.
Матричные методы позволяют совместить изучение внешних и внутренних факторов конкурентоспособности транспортных организаций (фирм), установить линии связи между их силой и слабостью, внешними угрозами и возможностями. Однако данные методы не дают количественной оценки уровня конкурентоспособности, хотя это важно для практики транспортных организаций (фирм).
Большинство авторов сходятся во мнении, что традиционными оценочными показателями работы транспортных организаций на рынке услуг (выполнение договорных заданий по объемам перевозок, грузообороту, доходам и прибыли) не исчерпывается перечень условий, влияющих на качество обслуживания клиентуры.
Механизм управления качеством транспортного обслуживания должен обеспечивать единство интересов и целей обслуживаемой клиентуры транспортных организаций, что отражается в таких показателях как своевременность, полнота, сохранность груза, экономичность, экологичность и конкурентоспособность.
Библиографический список
1. Азрилиян А.Н. Экономический словарь / А.Н. Азрилиян. - М.: Институт новой экономики, 2008. - 1152 с.
2. Богданова Т.В., Русинов Р.В. Современное состояние российского рынка грузовых автоперевозок // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 9. - С. 514.
3. Галабурда В.Г. Транспортный маркетинг: учебник / В.Г. Галабурда, Г.В. Бубнова, Е.А. Иванова [и др.]. - М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2011. - 452 с.
4. Горовая М.В., Богданова Т.В. Применение положений классической теории конкуренции к транспортным рынкам // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2013. - № 2. - С. 31-41.
5. Менеджмент на транспорте: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Громов, В.А. Персианов, Н.С. Усков. - М.: Академия, 2003. - 528 с.
6. Кураков Л.П. Большой толковый словарь экономических и юридических терминов / Л.П. Кура-ков, В.Л. Кураков. - М.: Вуз и школа, 2001. - 720 с.
7. Смолин Е.В. Оценка конкурентоспособности железнодорожной инфраструктуры при формировании международных транспортных коридоров: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - М., 2001. - 161 с.
8. Терешина Н.П. Экономика железнодорожного транспорта: учебник / Н.П. Терешина, В.Г. Галабурда, В.А. Токарев [и др.]. - М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2011. - 676 с.
9. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутди-нов. - М.: ИНФРА, 2000. - 312 с.