РЫНОК АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК: ПЕРЕМЕНЫ К ЛУЧШЕМУ
м.в. КЛЮЧНИКОВ,
кандидат экономических наук
Ситуация на рынке автотранспортных услуг и грузовых перевозок в России в последнее время значительно изменилась. В начале 1990-х гг., когда транспортный бизнес только начинал развиваться, существовало'всего несколько транспортных компаний и несколько десятков диспетчеров, которые принимали заказы на грузовые перевозки и обеспечивали заказчиков автотранспортом. Сейчас на их место пришли крупные логистические компании, которые охватывают 90% всех перевозимых грузов, остальное же остается диспетчерам, количество которых возросло до нескольких десятков тысяч. Наблюдается существенное развитие рынка, но куда ведут перспективы?
Анализ рынка: спрос и предложение. Процессы приватизации в сфере автомобильных перевозок проводились более высокими темпами, чем на других видах транспорта, что способствовало формированию реальной конкурентной среды. Свыше 62% автотранспортных предприятий автомобильного транспорта общего пользования преобразованы в акционерные общества преимущественно с частным капиталом. Приватизированы более 2 ООО крупных и средних автопредприятий или примерно 73% от их общей численности. На рынке грузовых автотранспортных услуг работают более 500 тыс. операторов. Малые автотранспортные фирмы и индивидуальные предприниматели владеют примерно одной третью грузового парка страны. При этом 90% всех объемов грузоперевозок выполняется субъектами негосударственного сектора.
Наметившееся оживление экономики, некоторый рост темпов производства автомобилей адекватно отразился и на деятельности предприятий транспортного комплекса. Произ-
водство бортовых машин типа Камаз, Зил грузоподъемностью от 5 до 20 т в 2003 г. возросло почти в 1,5 раза, а моделей Маз-642208 и Маз-63229 - в 1,3 раза, рефрижераторов с объемом 68 - 92 м3 - в 1,13 раза. Безусловно, это отразилось на повышении конкуренции и, соответственно, на снижении спроса на транспортные услуги.
Проведенный регрессионный анализ спроса на автотранспортные перевозки показал, что наибольшее влияние на спрос оказывает объем производимых автомобилей и рост цен на бензин. На основе анализа был составлен прогноз спроса на транспортные перевозки на основе метода тренда (рис. 1).
Спрос на транспортные услуги
^ ^ л"6' г»-1 л*' ■с*' ^ ¿5*' гР5"' л**' ^
¿Р уГ л®^ .-Г .•Г Ж /Г ¿Г ¿Р ¿Г лГ
о> О- -} 'У о4 а" -у г? (У
в- о4 О- ок о4 о" о" о4 о- о4 о" о4 ок о4 О-
Дата
Рис. 1. Спрос на транспортные услуги в 2001 - 2004 гг.
Индекс тарифов на грузовые перевозки в % к предыдущему году
ШИШИ
1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Дата
Рис. 2. Индекс тарифов на грузовые перевозки, % к предыдущему году
Анализируя данные о транспортных услугах, можно отметить, что пик спроса на транспортные перевозки был замечен в апреле 2003 г. Сейчас же, в 2004 г., наблюдается некоторое снижение спроса на автотранспортные услуги.
Анализ объемов автотранспортных услуг. Грузовым автопарком всех отраслей экономики в 2003 г. перевезено 21.6 млрд т груза, грузооборот составил порядка 195 млрд т. км, что несколько превышает соответствующие показатели 2002 г. В то же время тарифы на перевозку грузов в среднем по Российской Федерации за 2003 г. возросли на 6,7 %, а в 2004 г. сократились на 3,1% (рис. 2).
Растет удельный вес междугородных перевозок. Производители и отправители продукции все чаще отдают предпочтение автомобильному транспорту, обеспечивающему доставку по схеме «от двери до двери». Поэтому в последние годы увеличивается среднее расстояние перевозок. Соответственно повышается спрос на большегрузные автопоезда.
Коммерческий грузооборот автотранспорта стал увеличиваться с начала 2000 г. По проведенному прогнозу по методу тренда, к июлю 2004 г. коммерческий грузооборот достигнет величины 378,18 млрд тыс. км (рис. 3).
Объем международных автомобильных перевозок между Россией и зарубежными странами вырос с 2 млн т в 1990 г. до 30 млн т в
2003 г., увеличившись более чем на 18% по сравнению с предыдущим годом. Количество субъектов -отечественных перевозчиков на международном транспортном рынке превысило 2 тысячи, а парк насчитывает около 10 тыс. автомобилей. Примерно 92% российских международных перевозчиков - это предприятия с акционерным капиталом и частные предприниматели, и только около 8% - государственные предприятия. Малым предприятиям принадлежит более 50% парка.
Особенности автотранспортной деятельности в современных условиях. Основной особенностью рыночных отношений на автомобильном транспорте является превышение предложения перевозочных услуг над платежеспособным спросом в условиях свободного ценообразования и, как следствие, интенсивная конкуренция автотранс-
Коммерческий грузооборот транспорта (млрд тыс. км)
Рис.3. Коммерческий грузооборот транспорта в России (млрд т. км)
портных предприятий с целью получения высоких финансовых результатов (доходов, прибыли) за предоставленные транспортные услуги. В соответствии с Законом Российской Федерации от 22.03.1991 № 948-1 (с изм. от 06.05.1998) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» применительно к транспортному рынку конкуренцию можно определить как состязательность автотранспортных предприятий, транспортно-экспедиционных предприятий, других предприятий и организаций, осуществляющих перевозки грузов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия предоставления услуг на данном рынке и стимулируют предложение тех услуг, которые требуются потребителю.
Для малых и средних предприятий, наиболее характерных для автотранспортного бизнеса, конкуренция является одним из наиболее вероятных источников проблем. Однако вполне вероятно, что конкуренты, в том числе крупные транспортные компании, имеющие большой запас ресурсов, не в состоянии реализовать большую часть своих возможностей или даже удовлетворить все запросы своих текущих клиентов.
Большинство малых фирм и отдельные перевозчики пытаются найти нишу на рынке, где они были бы в какой-то мере защищены от конкуренции. Чтобы добиться этого, они должны предоставлять такие услуги, которые были бы в некотором роде уникальны и отличались от услуг конкурентов.
Оценивая свою конкурентоспособность, предприятие прежде всего определяет своих главных конкурентов, их сильные и слабые стороны, географическое положение, долю на рынке в общем объеме перевозок по региону; объем и номенклатуру оказываемых услуг, дополнительный сервис, проводимую ценовую и сбытовую политику; наличие у конкурентов провозных возможностей и перспективы их увеличения и т.д. Сбор информации о конкурентах - достаточно сложная задача. Определенную роль здесь играет изучение коммерческих и рекламных материалов, финансового состояния (при наличии возможности), но часто необходимые сведения можно получить от тех клиентов, которые поддерживают отношения с конкурентами.
Транспортным предприятиям целесообразно проанализировать, в какой степени их услуги по сравнению с услугами конкурентов отвечают
предъявляемым потребителями требованиям по гарантированное™, срочности, применяемой технологии доставки, уровню тарифов, а также важнейшие мотивы клиентов при выборе альтернативных услуг.
На междугородных перевозках автомобильный транспорт конкурирует с другими видами транспорта, в первую очередь, с железнодорожным, а также с внутренним водным с учетом судоходных водных путей и сезонности перевозок. Выбирая средство доставки конкретного товара, грузоотправители учитывают транспортные издержки в цене товара, своевременность и сохранность его перевозки. Более высокая стоимость автомобильных перевозок во многих случаях компенсируется соблюдением графиков и сокращением времени доставки «от двери до двери», доступностью обслуживания и обеспечением требуемой частоты отправок.
Кроме того, важным фактором, побуждающим грузоотправителя использовать автотранспорт, может быть желание избежать трудностей при выполнении требований предприятий железнодорожного транспорта в отношении норм оборота контейнеров, простоя вагонов и их загрузки, обеспечения необходимой упаковки грузов и т.д.
Выгодные для многих отправителей смешанные перевозки, особенно контейнеропригодных грузов, невозможны без взаимодействия различных типов транспортных предприятий и видов транспорта. Поэтому конкуренции на транспортном рынке сопутствует взаимодействие в различных формах.
Транспортные предприятия применяют в основном ценовой и не ценовый способы конкурентной борьбы. Если спрос на перевозки и сопутствующие услуги заметно реагирует на изменение величины тарифа (эластичный спрос), то возможно некоторое снижение тарифов, что позволяет перевозчику привлечь дополнительных клиентов и увеличить свою долю регионального транспортного рынка, приобрести авторитет стабильного предприятия. Вынужденное снижение тарифов может быть также следствием политики обеспечения выживаемости предприятия в условиях высокой конкуренции со стороны других перевозчиков и сезонных изменений потребностей клиентов.
При неценовой конкуренции акцент делается на условия предоставления услуг, обеспечение надежности их выполнения и доступности. Более высокое качество перевозок, как правило, связано с дополнительными затратами и установлением относительно высоких тарифов.
Разумное применение правил допуска транспортных предприятий к работе может увеличить количество желающих получить лицензии на определенный вид деятельности или, наоборот, его снизить. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает целесообразность ограничения доступа предпринимателей в отдельные сегменты рынка с высоким уровнем конкуренции. С этой целью может ограничиваться как общее число соответствующих лицензий, так и устанавливаться их повышенная стоимость или дополнительные лицензионные требования (к качеству предоставляемых услуг, профессиональной пригодности перевозчика и др.).
За рубежом и в России. Особое внимание при сравнительном анализе следует уделить процентным ставкам, которые транспортные компании выставляют за свои услуги. В международной практике процент, снимаемый компанией за перевозку, не превышает 2% от суммы заказчика. Притом логистическая компания разрабатывает для перевозчика груза полный круго-рейс с возможным заездом на попутные точки. Машина используется полностью, что существенно экономит средства и время перевозчика.
Российские компании работают по-другому. Средняя процентная ставка, снимаемая компанией, составляет 15 - 20% от общей суммы. И, как правило, загрузки хватает в лучшем случае на полтора рейса. Что же делать перевозчику? Остается обращаться к диспетчерам, которые берут за свою работу еще 10 - 15%, которые вроде бы уже включены в стоимость перевозок.
***
Так на что же надеяться транспортникам? Надеяться все же оставить эту нишу на рынке за собой -ситуация ведь может измениться к лучшему и начнется оживление в экономике! Во-вторых, перевозчики осваивают и развивают другие виды деятельности, втомчислетранспортно-экспедиционную, взялись за терминальную обработку грузов, оформление таможенных процедур и т.д. Несколько сложнее с частными автоперевозчиками. Но и они попутно осваивают новые сферы, где можно использовать транспорт, (в частности, торговлю). К сожалению, чрезмерная налоговая нагрузка завышает себестоимость перевозок, делает их неконкурентоспособными, налоговое изъятие средств, а также штрафные санкции вторгаются в воспроизводственные ресурсы предприятий. Налоговая система не только не стимулирует развития транспорта, но и сама во многом оказалась источником неплатежей в экономике. Ведь транспорт - та отрасль, которая может так же быстро «обвалиться», как и быстро встать на ноги. Ситуация заставляет транспортников и специалистов-аналити-ков всерьез отнестись к проблеме. Сейчас важно внимательно проанализировать работу каждого подразделения и посмотреть, что для его блага лучше: влачить жалкое существование или проводить реструктуризацию, т.е. перепрофилирование на более широкий спектр услуг, ибо, как показывает мировой опыт, одни перевозки в чистом виде не существуют и финансового благополучия не сулят. Тот, кто скорректирует стратегию и тактику с учетом современных логистических технологий организации перевозок, глубоких маркетинговых исследований, тот в большей степени может рассчитывать на улучшение своего положения.