Литература
1. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина.- 2-е изд.перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000.-464 с.
2. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и индустрии финансовых услуг/ Джозеф Синки-мл.; Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс,2007.- 1017 с.
3. Банковское дело. Экспресс-курс: учеб.пособ./ Кол. авт.; под ред. О.И. Лаврушина. -3-е изд.перераб. и доп. - М.: Кнорус,2009.- 352 с.
4. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб. пособ. - М.: ИНФРА-М, 2005.-281 с.
5. Ендовицкий Анализ и оценка кредитоспособности заемщика: учеб. пособ. / Д.А. Ендовицкий, И.В. Бочарова. - М.: КноРус, 2005.- 272 с.
М.В. Горовая Т.В. Богданова
ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ К ТРАНСПОРТНЫМ РЫНКАМ
Ключевые слова: конкуренция, виды конкуренции на транспорте, конкурентоспособность организации, конкурентоспособность услуги, факторы конкурентоспособности организации.
В настоящее время на рынке перевозок различными видами транспорта наблюдается активный рост, который, в основном, ограничивается возможностями транспортной инфраструктуры. Несколько лет назад для данного сегмента рынка была характерна ситуация, когда спрос на грузоперевозки во многих регионах России значительно превышал предложение. В результате чего появилось много новых транспортных компаний и служб доставки, предлагающих услуги транспортно-экспедиторского обслуживания, что, в свою очередь, привело к росту уровня конкуренции между транспортными компаниями и к улучшению качества предоставляемого сервиса.
Преобладающая тенденция на рынке грузоперевозок - рост конкуренции среди транспортно-экспедиционных компаний. Наиболее высокий уровень конкуренции наблюдается в сегменте автомобильных грузоперевозок. Для данного сектора перевозок характерные самые высокие темпы роста по сравнению с другими видами перевозок. В такой ситуации не все транспортные компании имеют возможность предоставлять свои услуги на должном уровне. Благодаря жестким условиям конкурентной среды остаются наиболее профессиональные компании. В ряде случаев происходит объединение различных служб доставки с целью повышения качества предоставляемых услуг.
Высокий уровень предложения приводит к тому, что транспортно-экспедиционные компании стараются привести свои услуги в соответствие с международными стандартами. Помимо этого некоторые службы доставки не ограничиваются основным видом деятельности - грузоперевозками, но стремятся к оказанию целого спектра транспортно-логистических услуг. В быстроизменяющемся современном мире
© Горовая М.В., Богданова Т.В., 2013
необходимо своевременно реагировать на появляющиеся новые запросы и требования. Поэтому транспортно-экспедиционным компаниям, чтобы оставаться успешными и конкурентоспособными, нужно эффективно организовывать свою деятельность и предлагать качественные услуги.
В рыночных отношениях, когда даются одинаковые права всем субъектам рыночных отношений, встает вопрос о конкурентной борьбе, соперничестве между различными видами транспорта или внутри каждого из них за право получение заказов. Выход на рынок только с конкурентоспособным товаром/услугой дает возможность компании выжить в условиях рынка. Конкуренция (от лат. сопсиггепаа-сталкиваться) - соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка. Каждая фирма использует свою стратегию и тактику для достижения этих целей.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (Закон Российской Федерации «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года №№ 135-Ф3 (с изм., внесенными Федеральными законами от 18.07.2009 N 181-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-Ф3)). К хозяйствующим субъектам в сфере ТЭО относятся транспортные, транспортно-экспедиционные и другие организации различных форм собственности (государственной, частной, кооперативной, акционерной и др.), осуществляющие перевозки и (или) оказывающие услуги.
Согласно теории конкуренции М. Портера в каждой отрасли действуют пять движущих сил конкуренции: конкуренция в отрасли, потенциальные конкуренты, товары (услуги), поставщики и потребители [4].
Отличительными признаками модели совершенной конкуренции являются:
• наличие большого числа экономических агентов, продавцов и покупателей;
• однородность продаваемой продукции;
• ни один из продавцов или покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену;
• свободный вход на рынок и выход с него;
• максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах.
Для модели несовершенной конкуренции характерно:
• рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции;
• характеристика рынка, где два или более продавца, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;
• рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену.
Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны. В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Рис. 1. Виды конкуренции на транспорте
Монополистическую конкуренцию определяют следующим образом:
■ продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов;
■ тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара.
На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм составляют в среднем от 1 до 10 % общего объема продаж на данном рынке. Вход на данный рынок не затруднен такими барьерами как при монополии или олигополии, но и не настолько легок, как при совершенной конкуренции.
В целом монополистическая конкуренция характеризуется следующими признаками:
■ наличие большого числа покупателей и продавцов;
■ производство и продажа дифференцированного продукта;
■ отсутствие барьеров входа и выхода;
■ наличие незагруженных мощностей.
Олигополия представляет собой тип отраслевого рынка, который характеризуется наличием нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта, и конкурирующих друг с другом. Каждая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Товар может быть и дифференцированным и стандартным. Фирмы-олигополисты имеют влияние на рыночную цену. В отрасли существуют высокие барьеры вхождения.
Можно сказать, что олигополия характеризуется следующим набором признаков:
• небольшое число продавцов (покупателей) товара;
• продавцы (покупатели) являются крупными экономическими
агентами;
от нуля;
существуют значительные барьеры входа и выхода;
прибыль экономических агентов в долгосрочном периоде отлична
• продаваемый товар может быть как дифференцированным, так и однородным.
Монополия - это такой тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии существуют запретительно высокие барьеры вхождения в отрасль. Преимущество монополий перед мелкими производителями - возможность обеспечить высокий уровень концентрации производства и капитала, диктовать цены, удерживать их на высоком уровне.
Можно сказать, что монополия определяется следующими признаками:
■ наличие одного производителя (покупателя);
■ отсутствие близких заменителей товара;
■ наличие высоких барьеров входа (как правило, искусственного характера).
Выделяют такую разновидность монополии, как естественная монополия. Для нее характерны:
■ положительный эффект масштаба в долгосрочном периоде, объясняющийся технологическими причинами;
■ наличие одной (двух) прибыльных (крупных) фирм в отрасли;
■ возможно существование и других фирм, которые, однако, будут убыточными в долгосрочном периоде;
■ нерегулируемое прибыльное ценообразование крупных фирм выше предельных и средних издержек;
■ убыточное предельное ценообразование.
По характеру ценовой политики можно выделить простую и дискриминационную монополию: простая монополия - монополист назначает только одну цену; дискриминационная монополия - монополист назначает несколько цен.
Кроме количественных критериев могут быть предложены и другие критерии анализа конкуренции. В научной литературе [1] можно встретить различные подходы к выделению видов конкуренции:
- ценовая - неценовая;
- внутриотраслевая - межотраслевая;
- эффективная;
- действенная. Ценовая конкуренция:
■ стремление добиться успеха в конкуренции за счет снижения цен должно базироваться на снижении себестоимости продукции;
■ искусственное снижение цен с целью вытеснения и разорения конкурента и завоевания монопольного положения на рынке, то есть демпинг, не допускается; предложение цены на свои товары, более низкой, чем цена на аналогичную продукцию других товаропроизводителей.
Неценовая конкуренция:
■ конкуренция, которая основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству, использование любых законных средств, кроме снижения цен, с целью привлечения новых потребителей. К методам неценовой конкуренции относятся реклама, маркетинг и инновации (обновление) продукта, конкуренция, при которой товаропроизводитель улучшает потребительские свойства товара, оставляя цену неизменной;
■ конкуренция, которая осуществляется посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи (сбыта). Эффективная конкуренция (по мнению Й. Шумпетера) - соперничество старого
с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.
Концепция действенной конкуренции возникла в результате понимания того, что абстрактная модель совершенной конкуренции является недосягаемым идеалом, не создающим практических основ для выработки политики конкуренции. Эта концепция представляет собой набор соответствующих критериев, которые, как предполагается, отражают конкурентность рынка и поэтому она может служить основой для формулирования реальной политики конкуренции.
Следует помнить, что представленные модели носят идеальный характер, а на практике реально существуют смешанные формы, в частности смешанную форму имеет рынок ТЭУ в России. Характеристика моделей рынков транспортных услуг в условиях России приведена в табл. 1 [6].
Таблица 1
Типы конкурентной среды рынка транспортных услуг России
Модель рынка (тип конкуренции) Состав участников Характеристика Регион
Чистая конкуренция Множество перевозчиков (экспедиторов, терминалов) разных форм собственности и множество клиентов (схожих грузов или услуг) Отдельный грузоотправитель или перевозчик (экспедитор, терминал) не оказывает большого влияния на уровень тарифов В крупных городах с развитой экономикой и транспортной сетью
Монополистиче ская конкуренция Крупные перевозчики (экспедиторы, терминалы), осуществляющие услуги в широком диапазоне тарифов в зависимости от условий и технологий выполнения Перевозчики (экспедиторы, терминалы) разрабатывают предложения для разных клиентов по улучшению качества транспортного обслуживания, занимаются его рекламой. Роль стратегии маркетинга для организации невелика В крупных городах, сфере еждународного ТЭО
Ограниченная конкуренция Небольшое количество перевозчиков (экспедиторов, терминалов), взаимочувствительных к маркетинговым стратегиям и тарифной политике Небольшое количество перевозчиков (экспедиторов, терминалов). Повышение тарифов на перевозки и услуги отдельной организацией может привести к снижению объемов услуг из-за потери клиентуры В небольших регионах
Монополия Один перевозчик (экспедитор, терминал) Необходимо государственное регулирование тарифной политики перевозчика (экспедитора, терминала) В регионах Сибири и Севера, сельских районах
Состояние конкретной организации в сложившейся конкурентной среде определяется множеством факторов и конкурентных отношений, сочетание которых формирует определенные виды конкуренции. В качестве классификационных признаков видов конкуренции выступают:
1. уровень структуризации мировой экономики или масштабы развития конкуренции;
2. степень использования цены;
3. принципы соблюдения законности;
4. способ удовлетворения потребностей.
Для рынка ТЭУ России характерны следующие сферы конкуренции [3]:
• конкуренция в различных секторах рынка. Секторы рынка ТЭУ по видам грузов: доставка строительных грузов; доставка торговых грузов; доставка сельскохозяйственных грузов;
• конкуренция между транспортно-экспедиционными организациями различных форм собственности;
• конкуренция между транспортно-экспедиционными организациями, обслуживающими различные виды транспорта.
Рассматривая вопросы конкуренции нельзя не остановиться на такой категории как конкурентоспособность. С нашей точки зрения необходимо различать понятия конкурентоспособность организации и конкурентоспособность услуги (товара). Под конкурентоспособностью услуги понимается ее свойство выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными услугами, отражающее соответствие услуги техническим параметрам (потребительские свойства), нормативным параметрам (существующим стандартам и нормам) и экономическим параметрам (цена и стоимость эксплуатации).
Конкурентоспособность организации — способность осуществлять производство товаров и услуг, которые по своей стоимости (тарифу) и сочетанию других характеристик (например, таких как качество обслуживания) будут более привлекательны для клиентуры, чем товары и услуги, предлагаемые конкурентом. Сравнение этих двух понятий показывает, что две организации, предлагающие на рынке равноконкурентные по указанным показателям услуги, сами могут различаться по уровню конкурентоспособности. Для обеспечения своей конкурентоспособности организация стремится опережать конкурентов по таким параметрам, как технология производства услуг, практические навыки и квалификация персонала, уровень стратегического и текущего планирования, спектр предоставляемых услуг, контроль управления, качество систем управления.
Исходя из вышесказанного, под конкурентоспособностью транспортной организации будем понимать ее способность осуществлять ТЭУ, совокупность потребительских свойств которых характеризует их отличие от услуг конкурента по степени соответствия конкретным потребностям рынка, с учетом затрат на их удовлетворение, соотношения цены и потребительских качеств услуги. С экономической точки зрения повышение конкурентоспособности транспортной и транспортно-экспедиционной организации сводится к максимальному повышению качества транспортного и экспедиционного обслуживания при приемлемом уровне тарифа. Анализ опыта работ зарубежных и отечественных организаций позволяет выделить факторы конкурентоспособности компаний, действующих на рынке транспортно-экспедиционных услуг (см. табл.2) [7].
Таблица 2
Факторы конкурентоспособности организации на рынке транспортно-экспедиционных услуг
Фактор Характеристика
Известность экспедитора в деловых кругах транспортных организаций и грузовладельцев Большой стаж практической работы, глубокое знание конъюнктуры транспортных возможностей и международного рынка услуг по доставке грузов
Наличие высококвалифицированного персонала в данной области деятельности Связь с другими смежными видами деятельности, обеспечивающими процесс перевозки (таможня, фитокарантинные службы, различного рода инспекции, правоохранительные органы и т. п.)
Развитая сеть контрагентов В других странах, странах СНГ, регионах России
Техническая оснащенность современными средствами связи Коммуникации, программы, базы данных
Удобство расположения организации На основных торговых маршрутах
Наличие собственных или арендуемых складов Уровень оснащенности и пригодности для определенных видов грузов (холодные, отапливаемые, механизированные, охраняемые и т.п.), подъездные пути
Наличие таможенных складов Доступность
Наличие и состав материально-технической базы Подвижной состав, парк собственных или арендуемых контейнеров, перегрузочное и вспомогательное оборудование, в том числе средства для переработки грузов
Объем и спектр предоставляемых услуг по обработке грузов Номенклатура обрабатываемых грузов, вытекающий из каждой позиции вид предоставляемых услуг для данного груза и направлений перевозки
Система подготовки документов На базе компьютерных программ и базы данных, исключающих нежелательные ошибки в оформлении
Степень надежности экспедитора Обеспечение сохранности груза, наличие и частота предъявленных и удовлетворенных претензий, включая надежность выполнения договорных обязательств по срокам доставки груза («точно-вовремя»)
Уровень ставок тарифов В рамках перечня экспедиционных услуг и условий их оплаты, в области предоставления специальных видов по отдельным договорам экспедиции, возможные условия предоставления скидок с уровня тарифов и другие договорные условия (которые часто являются конфиденциальными)
Кроме перечисленных факторов конкурентоспособности организации следует выделить также ее принадлежность к национальным или международным ассоциациям транспортно-экспедиционных организаций. Для каждого фактора выбирается или разрабатывается показатель. Например, регулярность и своевременность перевозок характеризуется степенью выполнения перевозок в установленные сроки, сохранность количества и потребительских качеств перевозимых грузов — величиной выплаченных рекламаций на перевозку 100 т грузов.
Оценка конкурентоспособности услуги (или деятельности организации) осуществляется с целью выявления отрицательных факторов и разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности. Среди множества методических подходов к определению достоверного уровня конкурентоспособности услуг (организации) чаще других используют следующие:
• построение интегрального показателя конкурентоспособности на основе оценки групп свойств услуги, в том числе степени удовлетворения требований клиента;
• разработка списка главных параметров услуги, их ранжирование и экспертная оценка;
• опросы клиентов и экспертов;
• сравнение по обладанию с потенциалом;
• построение профилей графоаналитических методов;
• зарубежные методики стратегического маркетинга.
Рассмотрим методику оценки конкурентоспособности на основе построения интегрального показателя, предлагаемую в официальных документах, регламентирующих деятельность по ТЭО (Р 3112178-0393 — 2000 «Организация предпринимательской деятельности на автомобильном транспорте»). Проведение оценки можно представить следующей последовательностью действий [2].
Этап 1. Выбор факторов конкурентоспособности для оценки их показателей. Следует помнить, что отбираться должны только те факторы, которые реально влияют на конкурентоспособность компании в конкретных рыночных условиях. Например, для оценки конкурентоспособности в состав основных показателей могут быть не включены факторы внешней среды:
• объем выполняемых ТЭУ (в сумме дохода от реализации);
• своевременность выполнения ТЭУ;
• сохранность грузов при перевозке, переработке и хранении:
• полнота предоставляемых ТЭУ;
• уровень тарифов на ТЭУ;
• обеспеченность транспортно-экспедиционной компании трудовыми ресурсами;
• наличие филиалов и отделений в регионе и за его пределами;
• общая сумма прибыли.
Этап 2. Расчет величины каждого основного фактора конкурентоспособности. Величина каждого показателя рассчитывается за определенный период деятельности транспортно-экспедиционной компании (месяц, квартал, полугодие, год).
Этап 3. Присвоение каждому фактору в зависимости от его величины определенного коэффициента К характеризующего уровень конкурентоспособности отдельного фактора. Коэффициент конкурентоспособности транспортно-экспедиционной компании по внешнему фактору «соотношение спроса и предложения» К1 можно рассчитать по формуле
К = Qвып/Qвозм
где QВЫП — выполненный объем услуг за соответствующий период времени (например, объем перевозок грузов, т, или грузооборот, т-км);
Qвозм — возможный объем услуг за определенный период времени, рассчитанный с учетом возможностей транспортно-экспедиционной компании и местных условий (например, возможный объем перевозок, т, или возможная транспортная работа, т-км, рассчитанные с учетом провозных возможностей компании, среднего расстояния перевозок, структуры парка и т.п.).
Полученные значения показателей сравниваются с нормативными, представленными в табл. 3.
Таблица 3
Показатели конкурентоспособности в зависимости от соотношения спроса и предложения на перевозки и услуги
Показатель Уровень конкурентоспособности
высокий средний неконкурентоспособность
Соотношение спроса и предложения 0,8 и менее 0,81 ... 0,85 0,86. 0,9 0,91. 0,95 0,96. 1 Более 1
Коэффициент К1 0,9 0,95 09 0,85 0,8 0,5
Если К1 < 0,8, резервы транспортно-экспедиционной компании по удовлетворению спроса на перевозки и услуги значительны, если К1 >1 — собственные ресурсы транспортно-экспедиционной компании недостаточны для удовлетворения заявленного спроса. Показатели спроса и предложения на транспортно-экспедиционные и другие услуги могут быть выражены в возможной и достигнутой величине доходов от их реализации.
Этап 4. Расчет итогового интегрального показателя КИНТ Данный показатель определяется как средневзвешенная величина полученных факторных коэффициентов:
К = {К, + К7 + К3 + ... + К„)/п,
инт ( ' 7 3
где п — количество показателей конкурентоспособности.
Этап 5. Оценка уровня конкурентоспособности по значению интегрального показателя:
• при Кинт = 0,7... 1 — высокий уровень конкурентоспособности;
• Кинт = 0,5...0,69 — средний уровень конкурентоспособности;
• Кинт < 0,5 — неконкурентоспособность.
В результате сравнительной оценки приведенных показаелей может оцениваться конкурентоспособность нескольких транспортно-экспедиционных организаций независимо от форм собственности, ведомственной подчиненности и вида транспорта. В качестве исходной информации используют отчетные организации за определенный период времени (год, квартал, полугодие, месяц) и данные экспертных оценок факторов, расчет которых затруднен (например, фактор «качество транспортного обслуживания»).
В дополнение и уточнение оценки конкурентоспособности полезно рассмотреть ряд показателей, характеризующих финансово-экономические состояние и работу экспедитора в условиях рынка. Достаточно использование нескольких относительных
показателей (коэффициентов), которые помогают сопоставить финансовое положение конкретной организации с положением других экспедиторов. В качестве подобных коэффициентов могут использоваться следующие известные показатели [5]:
• доходность капиталовложений;
• рентабельность собственного капитала;
• чистая рентабельность реализации услуг;
• производительность труда.
Кроме того, в современных условиях важным фактором конкурентоспособности является эффективность освоения новых технологий перевозок и услуг (инновационного процесса). Результаты оценки конкурентоспособности транспортно-экпедиционной организации используют в планировании организации, в том числе стратегическом, они позволяют наметить основные направления и разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности.
Литература
1. Балайдина В.С., Михайленко А.М. Монополизм и конкуренция в России - М.: Аудиториум, 2000.
2. Ефименко А. Методические подходы к оценке конкурентоспособности автотранспортных услуг в АПК // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал, 2009. - № 4 (20).
3. Мотустранс, статья Конкуренция на рынке грузоперевозок 06.07.2010.
4. Портер М. (пер. с англ. О. Л. Пелявского и др.). Конкуренция - М.: Вильямс, 2005 -602 с.
5. Рышков A.B. Анализ и оценка уровня конкуренции на транспорте: Учебное пособие. М.: МИИТ, 2008. - 42 с.
6. Сханова С.Э., Попова О.В., Горев А.Э. Транспортно-экспедиционное обслуживание: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2005. 432 с.
7. Чайникова Л.Н. Конкурентоспособность предприятия: Учебное пособие. Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2007. - 192 с.
Я.А. Грабовский
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРУПНОГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - ПУТЬ К ПОСТРОЕНИЮ НАДЕЖНОЙ ЭКОНОМИКИ
Ключевые слова: конкуренция, малый бизнес, венчурные компании, доля малого бизнеса в ВВП, Россия.
В настоящее время экономика России переживает непростое время. С одной стороны, для обеспечения дальнейшего развития государства необходимо решать стратегические задачи, как, например, диверсификация экономики; с другой стороны, есть множество
© Грабовский Я.А., 2013