Научная статья на тему 'Теория конкурентного рынка'

Теория конкурентного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1426
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА / ПРИЗНАКИ КОНКУРЕНЦИИ / МОДЕЛИ РЫНКА / COMPETITIVE STRUGGLE / SIGNS OF A COMPETITION / A MARKET MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пеньшин Николай Васильевич

Изложены признаки конкуренции. Определен конкурентный климат. Обозначены факторы, определяющие интенсивность конкуренции. Проведено исследование моделей конкурентных рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theory of the competitive market

The competitive climate is defined. Factors defining intensity of competition are designated. Research of models of the competitive markets is conducted.

Текст научной работы на тему «Теория конкурентного рынка»

УДК 33

ТЕОРИЯ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА

© Н.В. Пеньшин

Изложены признаки конкуренции. Определен конкурентный климат. Обозначены факторы, определяющие интенсивность конкуренции. Проведено исследование моделей конкурентных рынков. Ключевые слова: конкурентная борьба; признаки конкуренции; модели рынка.

Сегодня воплощением потребительского спроса являются продукция и показатели технико-экономического потенциала производителя. В качестве движущей силы здесь выступает конкуренция, которая интегрирует как запросы потребителей, так и способность производителя обеспечить производство конкурентоспособной продукции.

Конкурентные преимущества и недостатки проявляются именно в процессе производства и потребления продукции.

Конкуренция, согласно словарю русского языка, означает соперничество и борьбу за достижение лучших результатов, преимуществ. В современных условиях она является формой соперничества субъектов рыночной экономики.

Конкуренция определяется как борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, как наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и как гарант существования рыночной экономики [1].

Следует согласиться с такими суждениями, т. к. конкуренция создает предпосылки для развития производства товаров и услуг, расширения сферы деятельности, а также стимулирует переход на эффективные технологии и способствует снижению цен.

Немаловажное значение в конкурентной борьбе приобретает поведение участников конкурентного соперничества, когда конкуренты вытесняют друг друга с рынка. Сильные позиции конкурентов на рынке и достигнутые ими определенные экономические результаты просматриваются вследствие ослабления позиций соперников, в результате конкурентного противодействия, соперничества и борьбы.

Конкуренты в борьбе за рынок и собственное благополучие любыми средствами

способствуют снижению активности своих соперников.

Полное вытеснение с рынка происходит в неблагополучных отраслях экономики, когда сбыт продукции или услуг терпит убытки, в благополучных конкуренция характеризуется умеренным поведением.

Здесь уместно привести определение конкуренции, данное М. Портером [2], которая, по его мнению, должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. Он объединил силы, определяющие конкурентный климат в любой отрасли экономики, в пять групп:

1) угроза появления новых конкурентов;

2) угроза появления товаров-заменителей;

3) способность поставщиков комплектующих изделий торговаться;

4) способность покупателя торговаться;

5) соперничество уже имеющихся конкурентов между собой.

Эти силы влияют на цены, издержки, капитальные вложения.

Теория конкурентного рынка включает в себя классификацию рынка по типам конкуренции и анализ механизмов функционирования, присущих каждому из данных типов.

Анализ внешней среды предполагает, прежде всего, исследование моделей современных рынков.

На основе литературных источников [3, 4] выделим основные черты, характеризующие каждую из четырех моделей рынка применительно к отраслевой составляющей -автомобильному транспорту: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия - и дадим им краткую характеристику.

Изучение автотранспортного рынка, по нашему мнению, следует вести по всему спектру характеристик - число хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта

на рынке, тип услуг, контроль над ценами, условия вступления в отрасль, факторы неценовой конкуренции.

В автотранспортной отрасли, на наш взгляд, в основном созданы условия для развития рынков монополистической конкуренции, поскольку перевозки грузов и пассажиров выполняются многими перевозчиками и вследствие сравнительно легкого «вступления в отрасль» существуют возможности дальнейшего расширения участников перевозочного процесса. В частности, перевозчики могут иметь автотранспортные предприятия небольших размеров, не требующих значительного начального капитала для покупки или аренды нескольких автотранспортных средств.

Подобная ситуация, как правило, имеет место в крупных городах с большим количеством автотранспортных предприятий различной специализации и многочисленными клиентами, предъявляющими к перевозке разнообразные по номенклатуре и значительные объемы грузов и пассажиров.

При сравнительно небольшом числе перевозчиков каждый из них контролирует относительно небольшую долю рынка и не может влиять на ценовую политику в конкретном рыночном сегменте. Кроме того, при большом числе автоперевозчиков исключается возможность их согласованных действий с целью ограничения объема предоставляемых услуг и искусственного повышения цен.

Для модели рынка «олигополия» наиболее типичны перевозки в средних и небольших городах, выполняемые несколькими хозяйствующими субъектами автомобильного транспорта в условиях ограниченного числа клиентов и средних объемов перевозок пассажиров и грузов определенной номенклатуры. Хозяйствующие субъекты автомобильного транспорта имеют некоторые возможности контролировать цены (тарифы) и значительные возможности при тайном сговоре. Это означает, что необходим государственный контроль над установлением тарифов, в первую очередь, для социально значимых видов автотранспортных услуг.

В некоторых ситуациях хозяйствующие субъекты автомобильного транспорта представляют собой чистую монополию. Монопольное положение в регионе может иметь хозяйствующий субъект, расположенный на

достаточном удалении от других своих конкурентов, не оказывающих влияние на его работу (сельские районы). Кроме того, даже в крупном городе, где расположены десятки хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта, монополистом может быть, например, специализированный автотранспортный хозяйствующий субъект по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов в отсутствии других перевозчиков, претендующих работать в данном сегменте рынка.

Определение хозяйствующим субъектом автомобильного транспорта своей модели рынка дает, в основном, концептуальный подход к проблемам конкуренции и ценообразования. На практике трудно выделить рынки, строго соответствующие монополистической или олигополистической конкуренции. Даже на чисто монопольном рынке будет присутствовать какая-то конкуренция. Поэтому практические примеры проведения хозяйствующим субъектом автомобильного транспорта рыночной стратегии развития требуют специального рассмотрения.

Оценивая свою конкурентоспособность, хозяйствующий субъект автомобильного транспорта, прежде всего, определяет своих главных конкурентов, их слабые и сильные стороны, географическое положение, долю рынка в общем объеме перевозок (услуг) по региону; объем и номенклатуру оказываемых услуг, дополнительный сервис, проводимую ценовую и сбытовую политику и т. д.

Таким образом, приходим к выводу, что конкуренция на рынке автотранспортных услуг и работ, относящемуся к коммерческим перевозкам и работам, признается важнейшим фактором развития автотранспортного рынка в направлении полного и высококачественного удовлетворения потребности в перевозках и работах граждан, юридических лиц, иных потребителей услуг и работ.

В формировании конкурентного рынка автотранспортных услуг важная роль отводится маркетинговым структурам, а также системам лицензирования и сертификации, которые должны обеспечить допуск на указанные рынки любых квалифицированных перевозчиков и технически пригодных к эксплуатации транспортных средств. Эти системы используются для обеспечения безопасности транспортного процесса, охраны окружающей среды, необходимого профессио-

нального уровня работников автомобильного транспорта, защиты законных интересов потребителей автотранспортных услуг и предпринимателей.

С целью определения состояния рынка автотранспортных услуг и воздействия на рынок необходимо, прежде всего, разделить его на отдельные сектора. В настоящее время российским транспортным законодательством не предусмотрено решение этой важной проблемы. Действующая методика не в полной мере отражает технологическую и коммерческую специфику различных видов автотранспортной деятельности.

На основе исследования особенностей функционирования автомобильного транспорта в Тамбовской области, а также с целью повышения конкурентоспособности автотранспортной деятельности, разделим рынок автотранспортных услуг на сектора, с учетом наиболее характерных типов потребителей этих услуг (табл. 1).

Проведенное нами разделение охватывает секторы автотранспортного рынка, характерные для «среднестатистического» региона.

По нашему мнению, проведя разделение автотранспортного рынка на секторы, следует иметь в виду следующие моменты:

а) насколько данный вид автотранспортного обслуживания актуален в настоящее время для региона в социальном и экономическом отношении;

б) насколько велик относительный объем данного вида деятельности;

в) насколько технологически или в правовом отношении данный вид деятельности «изолирован» от других видов автотранспортных услуг;

г) насколько проблемы хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта и клиентуры, связанные с развитием данного вида деятельности, характерны именно для него, но не для автотранспортного комплекса в целом.

Заметим, что сектор индивидуальных предпринимателей пополняется как за счет профессионалов (бывшие работники государственных автотранспортных предприятий), так и за счет лиц, ранее не имевших отношения к автомобильному транспорту. Последнее обстоятельство обострило проблемы нормативно-методического обеспечения и массовой профессиональной подготовки в этом секторе автотранспорта, а также контроля за соблюдением установленных требований, правил и норм.

Таблица 1

Разделение автотранспортного рынка на сектора (на примере Тамбовской области)

1 2 3 4

Перевозки пассажиров Перевозки пассажиров автобусами и маршрутными такси 1 Перевозки на городских и пригородных маршрутах по контролируемым тарифам (т. е. с необходимостью частичного покрытия издержек за счет дотации)

2 Перевозки по свободным тарифам, прежде всего, на междугородних маршрутах (экскурсионные и «челночные»)

3 Перевозки, выполняемые частными фирмами и индивидуальными предпринимателями на всех маршрутах, включая «челночные»

4 Некоммерческие перевозки (доставка работников заводов и учреждений собственным транспортом и т. д.)

Перевозки легковыми таксомоторами 5 Перевозки, выполняемые муниципальными таксомоторными парками

6 Перевозки, выполняемые частными фирмами и предпринимателями

Перевозки грузов Международные перевозки 7 Экспедирование и перевозка грузов в международном сообщении

Междугородние и внутрирегиональные перевозки 8 Перевозка строительных, промышленных и сельскохозяйственных грузов в междугороднем сообщении за пределы региона, выполняемые на коммерческой основе (по найму) через «биржевые стоянки»

9 Внутрирегиональные перевозки грузов сельскохозяйственного производства в период уборки урожая

10 Внутрирегиональные перевозки через «биржевые стоянки»

11 Некоммерческие междугородние и внутрирегиональные перевозки (перевозка собственных грузов собственным транспортом)

12 Экспедирование при междугородних перевозках грузов

Транспортно-экспедиционное обслуживание населения 13 Предоставление транспортно-экспедиционных услуг населению

На рынке автотранспортных услуг задействованы мелкие, средние автотранспортные и экспедиционные предприятия, которые создают наиболее квалифицированные и предприимчивые работники бывших государственных автотранспортных предприятий. Как правило, такие предприятия эксплуатируют современный подвижной состав, работают эффективно и являются достаточно конкурентоспособными.

Наконец, значительное развитие получает и «новый ведомственный автотранспорт». Речь идет о вновь создаваемых предприятиях негосударственного сектора различных отраслей экономики, которые создают парк автотранспортных средств для обеспечения собственных производственных нужд.

Приходим к выводу, что автомобильный транспорт опирается, прежде всего, на мелкие и средние негосударственные (частные) предприятия, где рынок автотранспортных услуг растет, а потому имеется большая заинтересованность в достижении принципиально нового их качества, нового уровня их доступности, надежности, а также иного воздействия со стороны государства.

При моделировании мы должны четко понимать, что нас интересует функционирование чисто конкурентных рынков. Подобные рынки предполагают большое число не-

зависимо действующих клиентов и перевозчиков, заинтересованных в продаже однотипных услуг. Точнее, мы имеем в виду тот тип рынка, где равновесная цена и эластичность спроса выявляются посредством согласованных решений потребителей и перевозчиков.

Классическим примером такого рынка является состояние рынка автотранспортных услуг на примере Тамбовской области (табл. 1).

1. Иванова Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия. Ростов н/Д, 2GG8.

2. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. М., 2GG5.

3. Будрина Е.В. Проблемы формирования и управления развитием регионального рынка транспортных услуг. СПб., 2GG2.

4. Луканин В.Н., Насонов А.П. Основы эксплуатации автомобильного транспорта и бухгалтерского учета автотранспортных средств. М., 1998.

Поступила в редакцию 3.G7.2GG9 г.

Penshin N.V. The theory of the competitive market. Competition signs are stated. The competitive climate is defined. Factors defining intensity of competition are designated. Research of models of the competitive markets is conducted.

Key words: competitive struggle; signs of a competition; a market model.

УДК зз

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ

© Н.В. Пеньшин, А.А. Выжанов

Изложены три уровня конкурентоспособности. Даны определения качества продукции. Приведена классификация свойств конкурентоспособности продукции и услуг.

Ключевые слова: конкурентоспособность, продукция и услуги, потребительские свойства, качество.

Понятие и представление о конкурентоспособности обычно сводится к отличию определенных свойств одного объекта по сравнению с другим в рыночных условиях. Термин «конкурентоспособность» в настоящее время является одним из наиболее распространенных применительно к национальной экономике, предприятиям, товарам и т. д. [1]. Конкурентоспособность рассматривается как

относительная оценка преимущества продукции и услуг, которая позволяет с большей эффективностью удовлетворять потребности потребителей. Конкурентоспособность выявляет преимущества уровня качества продукции и услуг перед аналогичными конкурентами.

В общем виде конкурентоспособность можно понимать как обладание свойствами,

1G9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.