Литература:
1. Давыдянц Д.Е. Определения основных общенаучных и обобщающих понятий / Д.Е. Давыдянц. - Ставрополь: Ставролит, 2011. -20 с.
2. Давыдянц Д.Е. Хозяйствующий субъект: конкурентоспособность, риски, информационное обеспечение / Д.Е. Давыдянц, Е.М. Величко, Т.П. Гриценко, Ш.В. Зубова. - Ставрополь: Ставролит, 2010. -116 с.
3. Шамбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Ж.-Ж. Шамбен. - СПб.: Наука, 2001. - 589 с.
4. Маракулин М. В. Реалистичный подход к формированию интегральных систем оценки и методов управления конкурентоспособностью современной компании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mevriz.rU/articles/2005/4/3897.html
5. Андреев Х. Обострение банковского кризиса. Рост конкуренции // Маркетинг.- 1998.- № 12.- С. 32
О
TOOLS OF AN ASSESSMENT AND INCREASE OF LEVEL OF COMPETITIVENESS OF MOTOR TRANSPORTATION SERVICES Diadiura Daria Alekseevna, Student, Chair of Economics and Management,
North-Caucasian Federal University, Stavropol
ГЧ
The article questions sanctified evaluate and improve the competitiveness of road transport services. Keywords: the market of road transport services; competition; market economy.
ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ
УСЛУГ
В статье освящаются вопросы оценки и повышения уровня конкурентоспособности автотранспортных услуг.
Ключевые слова: рынок автотранспортных услуг; конкуренция; рыночная экономика.
Рынок автотранспортных услуг, обладает рядом особенностей, которые ярче всего проявляются в конкурентной среде.
Конкуренция является одним из основных двигателей рыночной экономики и определяет сущность рыночных отношений. В общем виде конкуренция понимается как сложившийся тип взаимоотношений между производителями товаров и услуг по поводу установления цен и объемов предложения и потребителями этих же товаров и услуг по поводу формирования цен и объемов спроса на них. [1]
Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха предприятия. Конкурентоспособность продукции и услуг как результат работы автотранспортных организация характеризует их эффективность деятельности и более полно отражает конъюнктуру рынка.
Под конкурентоспособностью продукции (товаров и услуг) понимается способность товаров и услуг выделяться покупателями из других товаров-аналогов, созданными предприятиями-конкурентами, благодаря более высоким потребительским свойствам и экономическим параметрам, более низким ценам на их приобретение и более низким затратам на их потребление. [6]
Конкурентоспособность автотранспортных услуг - это отличие определенных свойств предоставляемых услуг у одного хозяйствующего субъекта автомобильного транспорта по сравнению с другими. Конкурентоспособность в данном случае должна рассматриваться как относительная оценка преимуществ автотранспортных услуг, позволяющих более эффективно удовлетворять требования потребителя. [5]
Можно сделать вывод, что конкуренция на рынке автотранспортных услуг, в первую очередь, должна предоставлять конкурентоспособные услуги.
Для того, чтобы оказываемые услуги были конкурентоспособными, необходимо повышать их качество. Качество играет немаловажную роль в повышении конкурентоспособности услуг на рынке автомобильного транспорта. Особую роль здесь играют внутрипро-
УДК 338.22
<г
© Дядюра Д.А., 2012
35.Д
IKF
■
39
ДЯДЮРА
Дарья Алексеевна,
студентка, кафедра
Экономики
и управления,
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь
40
изводственные системы, которые обеспечивают работоспособное состояние подвижного состава.
Повышение конкурентоспособности автотранспортных услуг связано с производством технического обслуживания и ремонта подвижного состава, диагностированием его технического состояния, разработкой и внедрением но-выхтехнологических процессов, направленных на повышение надежности и эффективности работы автомобильного транспорта. [5]
Проблема определения конкурентоспособности транспортных предприятий решается с разных позиций. Основой для исследования в данной области становится отличие транспортной деятельности от других видов деятельности. В отечественной специальной литературе мало рекомендаций относительно того, как на практике можно эффективно и быстро измерить качество транспортных услуг. Большинство работ по измерению качества посвящены проблемам качества товаров производственного сектора.
Для оценки конкурентоспособности автотранспортных предприятий можно применить популярную зарубежную методику СЕРВКВАЛ (SERVQUAL). Методика СЕРВКВАЛ была разработана как универсальный инструмент для измерения качества в сфере услуг. Однако исследования последнихлет показывают, что методика может быть адаптирована применительно к каждой из отраслей услуг и использована, в частности, для измерения качества транспортных услуг.
По мнению специалистов, восприятие потребителем функционального и технического аспектов качества транспортных услуги происходит на основе своеобразной пятиступенчатой лестницы.
Первая ступень - это разрыв между ожиданиями потребителя относительно качества транспортной услуги и реакцией руководства предприятия на эти ожидания. Вторая ступень - разрыв между пониманием руководством предприятия ожиданий потребителя и процессом внедрения системы качества в своем предприятии. Третья ступень - разрыв между внедренной руководством АТП системы качества и неподготовленностью персонала предприятия следовать установленным стандартам. Четвертая ступень - разрыв между существующей на предприятии системой качества и завышенной рекламой этой системы качества в СМИ. Наконец, пятая, самая главная, ступень - это разрыв междуожиданиями потребителей транспортной услуги и процессом предоставления транспортным предприятием этой услуги. [1]
Исследования показали, что потребители оценивают функциональные и технические аспекты качества транспортных услуги по пяти основным критериям:
1. Надежность обеспечения по объемам, качеству, времени, цене.
2. Номенклатура.
3. Сохранность.
4. Стоимость.
5. Сроки доставки.
Для измерения пяти критериев качества транспортной услуги может быть успешно использована адаптированная методика "SERVQUAL" (аббревиатура от "service quality" или "качество услуги"). [3]
Суть наипростейшего подхода к исследованию качества транспортной услуги состоит из двухчастей. Сначала потребителей с помощью пяти- или семибалльной шкалы Лайкерта (полностью не согласен - полностью согласен) [1] просят высказать свои общие ожидания относительно пяти вышеперечисленных критериев качества банковской услуги. Затем, с помощью аналогичной шкалы, потребителей просят высказать свои специфичные восприятия техже пяти критериев качества услуги, но уже на предприятии.
Также автотранспортным предприятиям целесообразно раз в полгода проводить сегментирование основных и потенциальных клиентов. На сегодняшний день сегментирование рынка считается одним из основных элементов современного маркетинга. Это аналитический процесс, в котором на первое место ставится потребитель.
Цель сегментации рынка - разработка эффективной стратегии поведения предприятия по отношению к конкретному сегменту рынка. Происходит это путем глубокого изучения и понимания потребностей целевого рынка.
Сегментирование рынка автотранспортных услуг позволит выявить барьеры, препятствующие повышению конкурентоспособности услуг и определение методики решения проблем.
При организации планирования сегментации рынка необходимо соблюдать следующие требования:
- сегменты должны различаться между собой;
- в каждый сегмент следует включать только сходных по спросу потребителей;
- характеристики потребителей должны быть измеримы фирмой;
- каждый сегмент должен быть достаточен по размеру, чтобы соизмерить объем продаж и покрытие расходов;
- потребители каждого сегмента должны быть легко доступными для проведения рекламных кампаний и информационного воздействия.
Важным этапом в процессе сегментации является выбор целевых сегментов рынка, который включает оценку степени привлекательности сегментов для их освоения.
Проблема выбора целевого рынка достаточно сложна. Для ее решения рекомендуется придерживаться следующей последовательности:
- установить размер сегмента и скорость его изменения;
ные нагрузки принимают промежуточное значение.
Фактор 3 имеет довольно значительные нагрузки для переменных, связанных с формой собственности организации, видом перевозимо- JN го груза, наиболее частым объемом перевозок, требуемой грузоподъемностью подвижного со- ^ става и т. д.
Можно сделать вывод, что для клиентов ОАО АТП "Ставропольское-2" очень важен тип кузова, грузоподъемность подвижного состава, объем перевозок, взаимоотношения с предпри- ^
ятием и уровень предоставления скидок. Данные признаки имеют существенное значения для предприятий для строительных организаций ^ и предприятий, занимающихся транспортным и дорожным обслуживанием.
Для предприятий, занятых в сфере торговли продуктами питания и оказывающих жилищнокоммунальные услуги, большое значение несут такие признаки, как географическое положение, физические свойства груза, форма собственности организации, регулярность заказов и уровень надежности клиента. KNT О
Сельскохозяйственных организаций выделя- K '
ют такие признаки, как вид груза, частый объем перевозок, требуемая грузоподъемность подвижного состава, условия оплаты и вид перевозок. 41
- исследовать структурную привлекательность сегмента;
- определить цели и ресурсы организации, осваивающей сегмент.
При сегментации потребительских рынков используют следующие основные подходы по признакам:
- географическому;
- демографическому;
- психографическому;
- поведенческому.
Вместе с тем подобное фасетное сегментирование по отдельным признакам не дает полного представления о структуре сегментов рынка транспортных услуг. Полученные группы разрознены и не позволяют аккумулировать различные потребности и свойства клиентов для формирования оптимальных по ряду параметров услуг. Для нивелирования указанной проблемы мы предлагаем проводить сегментирование рынка услуг на базе факторного анализа. Рассмотрим в качестве примера рынок автотранспортных услуг, обслуживаемый ОАО АТП "Став-ропольское-2".
Для начала проводится анкетирование поставщиков и клиентов ОАО АТП "Ставропольс-кое-2", и сформулируется пакет услуг, направленных на определенную группу клиентов и позволяющих максимально полно удовлетворить потребности потенциальных клиентов.
С помощью программного обеспечения Statistica 7.0 проведится факторный анализ на основе полученных данных. Полученная матрица факторных нагрузок позволяет интерпретировать факторы следующим образом.
Фактор 1 имеет наивысшие нагрузки для переменных, связанных с востребованным типом кузова, формой взаимоотношения клиентов с нашим предприятием и уровнем предоставляемых скидок. Остальные переменные являются низшими нагрузками.
Фактор 2 имеет только одну наивысшую нагрузку для переменных, связанных с видом отросли клиента, низшие нагрузки - для географического положения, формы собственности предприятия, видов перевозок и т. д. Осталь-
Литература:
1. Андреев И. Критерии конкурентоспособности однородных банковских услуг: учебное пособие / Маркетинг. - 1998.
2. Ахматова М. Теоретические модели конкурентоспособности: учебное пособие / Ахматова М., Попов Е. - Маркетинг. - 2003. -№ 4.
3. Багиев Г.Л. Маркетинг: учебник для вузов / Г.Л. Багиев. - М.: Экономика, 2000.
4. Богомолова И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов: учебное пособие / Богомолова И.П., Хохлов Е.В. - Маркетинг в России и за рубежом. - 2005.
5. Пеньшин Н.В. Конкурентоспособность услуг автомобильного транспорта в условиях посткризисной модернизации экономики России: учебное пособие / Н.В. Пеньшин. - Тамбов: ТГТУ, 2010.
6. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент: учебное пособие / Фатхутдинов Р.А. - М.: Маркетинг, 2002.
PRICING IMPROVEMENT ON EXPORT PRODUCTION OF THE DOMESTIC ENTERPRISES Timirova Elizaveta Nazirovna, Student E-mail: elizabet_betty@mail.ru
Larionova Natalia Alexandrovna, PhD of Economics, Associate Professor E-mail: in@vip-line.ru
Chair of Economics and Management, North-Caucasus Federal University, Stavropol
The main things being considered in this article are problems of pricing on export production of the Russian enterprises.
Keywords: pricing; export; export production; competition.