Научная статья на тему 'Двухсекторная экономика - рыночная экономика с централизованным административно-плановым управлением (в порядке дискуссии)'

Двухсекторная экономика - рыночная экономика с централизованным административно-плановым управлением (в порядке дискуссии) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
563
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Закиматов Геннадий Вениаминович

Рассмотрены принципы организации экономики нового типа двухсекторной экономики, сочетающей централизованное административно-плановое управление экономикой с рыночным саморегулированием. Проведен сравнительный анализ свойств плановой, рыночной и двухсекторной экономикI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article principles of the organization of economy of new type of the two-sector economy combining centralized administratively-planned management economy with market self-regulation are considered. The comparative analysis of properties of planned, market and two-sector economy is carried out.

Текст научной работы на тему «Двухсекторная экономика - рыночная экономика с централизованным административно-плановым управлением (в порядке дискуссии)»

Существуют определенные риски для инвесторов, состоящие в том, что потенциал роста после IPO может оказаться ограниченным. Выпуск и размещение акций является одним из основных и наиболее популярных способов привлечения денежных средств. Вместе с тем нужно отметить, что при выпуске акций может возник-

нуть угроза потери контроля над компанией, поскольку взамен привлеченных денежных средств инвесторам предоставляется возможность долевого участия в ней. Поэтому при определении размера пакета, предназначенного для размещения, данный аспект необходимо учитывать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дудин, А. Основные принципы евразийской интеграции рынка ценных бумаг [Электронный ресурс] / А. Дудин. - Режим доступа: материалы сайта шшш/еуга/1а/о^

2. Кадыралиева, С.В. Интеграция Казахстана -миф или реальность [Текст] / С.В. Кадыралиева. -Жезу, 2007.

3. Общая схема интеграции фондового рынка Казахстана и ее внедрение в современное общество [Электронный ресурс] // Сайт Казахстанской фондовой биржи КАZE.

4. Преимущества IPO перед прочими источниками инвестиций [Электронный ресурс] / В. Петров // Рынок ценных бумаг. - 2006. - № 15.

УДК 330.34.01

Г.В. Закиматов

ДВУХСЕКТОРНАЯ ЭКОНОМИКА - РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА С ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПЛАНОВЫМ

УПРАВЛЕНИЕМ*

Бессистемное, основанное на слепом копировании чужого опыта проведение экономических реформ в России привело к трансформации имевшейся индустриальной экономики в неэффективную и бесперспективную экономику сырьевого типа. В связи с этим вопрос реконструкции и совершенствования существующей в стране экономики является весьма актуальным.

Такой экономикой могла бы стать двухсек-торная экономика, т. е. смешанная экономика, в которой имеется сектор с административно-плановым управлением и сектор с рыночным регулированием. Примечательно, что Китай, используя двухсекторную модель экономики, добился выдающихся результатов в своем развитии. При этом двухсекторная экономика в Китае сложилась естественным путем при эволюционном

проведении реформ, когда параллельно с уже существовавшим государственным сектором в экономике стал развиваться рыночный.

Однако возможно и целенаправленное построение двухсекторной экономики с использованием иных организационных принципов [1, 2]. При этом получаемая двухсекторная экономика имеет и другие свойства, которые делают ее более пригодной для применения в нашей стране. На два сектора экономику можно разделить с помощью вторых денег, условно называемых казенными деньгами (далее - к. деньги) с денежной единицей казенный рубль (далее -к. рубль).

Итак, казенные деньги - это деньги, которыми государство оплачивает все свои расходы внутри страны и которыми расплачиваются

* Статья публикуется в дискуссионном порядке.

между собой предприятия и организации, участвующие в изготовлении продукции в рамках госзаказа на протяжении всей производственной цепочки, начиная с добычи сырья и кончая оплатой готовой продукции. При этом госзаказ здесь понимается в расширительном смысле. В него входят все поставки продукции, используемой для выполнения государством своих функций (образование, соцобеспечение, медицина, обеспечение безопасности и др.), а также поставки части потребительской и экспортной продукции, используемой государством для получения дополнительных бюджетных доходов за счет ее перепродажи на потребительском и внешнем рынках за обычные деньги и иностранную валюту. Сюда же относятся и приравненные к госзаказу поставки инвестиционных товаров и услуг для предприятий, оплачиваемые к. деньгами из их фондов развития производства, формируемых из нормируемой прибыли, амортизационных отчислений и кредитных средств. Госзаказ обязателен для исполнения, но в отличие от плановой экономики он является частичным, не занимающим все производственные мощности предприятия.

К. деньги существуют только в безналичной форме, они обязательны к приему всеми предприятиями и организациями независимо от формы собственности. При использовании этих денег с предприятий и организаций не взимаются налоги и применяются государственные цены и тарифы. Сами цены и тарифы устанавливаются государством исходя из себестоимости изготовления продукции, а не из соотношения рыночного спроса и предложения, при нормированном уровне рентабельности. Получаемая при этом нормируемая прибыль может использоваться только на инвестиционные цели через фонд развития производства. С помощью нормативов государство регулирует также уровень оплаты труда «работающих в к. деньгах, при этом вводятся ограничения между максимальным и минимальным уровнями зарплат на предприятиях, например не более чем в 2-4 раза. Все это делает уровень цен в к. деньгах существенно (примерно в 1,5-2 раза) более низким, чем в обычных деньгах,

и обеспечивается необходимый ценовой зазор для введения системы государственных цен и тарифов в к. деньгах.

К. деньгами обычные деньги становятся автоматически, как только они попадают в государственный бюджет всех уровней, и остаются таковыми, двигаясь по специально выделенным банковским счетам предприятий и организаций до момента их обратной конвертации в пропорции один к одному в обычные деньги. Сама конвертация осуществляется также автоматически при прямых выплатах государством денег своим гражданам (зарплата работников бюджетной сферы, пенсии, пособия, стипендии и т. д.), при выплатах предприятиями и организациями, участвующими в выполнении госзаказа, зарплаты своим работникам и в некоторых других случаях, например при оплате командировочных расходов.

Чтобы данная денежная система была замкнутой на предприятиях и в организациях, в том числе и в банковских учреждениях, должен вестись отдельный бухучет по всей финансово-хозяйственной деятельности с использованием к. денег. Должен быть реализован и особый порядок распоряжения самим государством суммой остатков на банковских счетах с к. деньгами (банковскими активами) для целей кредитования. Для этого в банках, обслуживающих счета с к. деньгами, должен присутствовать представитель государства с определенными распорядительно-управленческими функциями, который должен обеспечить контроль над кредитованием в интересах модернизации экономики по направлениям, определяемым государством. Такими направлениями могли бы стать национальные проекты, а также другие инновационные программы подобного рода. Таким образом, деятельность банков также с помощью к. денег делится на два сектора - плановый и рыночный. Причем, в плановом секторе банков должны действовать свои нормативы обязательного резервирования и своя ставка рефинансирования, устанавливаемые Центробанком.

Необходимо также перейти на бюджетное финансирование пенсий, социальных пособий и медицинского обслуживания граждан, что,

впрочем, не исключает возможность получения гражданами дополнительных услуг повышенного объема и качества в этих сферах за счет собственных средств через частные или смешанные фонды добровольного страхования.

Дополнительно включаемую в состав частичного госзаказа потребительскую продукцию (основные продукты питания, часть товаров повседневного спроса и длительного пользования, товары детского ассортимента, спиртные напитки, табачные изделия и др.) государство реализует наравне с другими производителями по рыночным ценам за обычные деньги, которые поступают в бюджет и автоматически конвертируются в к. деньги. Экспортная же продукция реализуется на внешнем рынке, а поступившая в бюджет иностранная валюта используется на нужды государства, а также для конвертации к. денег предприятиями в валюту необходимую им для закупок на внешних рынках продукции в рамках выполнения госзаказа. При этом предприятия должны использовать для такой валюты, как и для к. денег, отдельные валютные счета.

Что касается самого процесса реализации изготовленной по госзаказу потребительской и экспортной продукции, то этим вполне могут заниматься существующие торговые сети и организации по существующим сбытовым каналам в рамках своего госзаказа.

Сама конвертация к. денег в иностранную валюту должна производиться по фиксированному обменному курсу, устанавливаемому государством. При этом имеется возможность достаточно широкого варьирования его значения. В частности, возможно существенное занижение курса к. рубля, что явилось бы стимулом для использования предприятиями отечественной инвестиционной продукции.

Таким образом, к. деньги обслуживают плановый сектор экономики, где действуют жесткое административно-плановое управление, обязательный для исполнения частичный госзаказ и система государственных цен и нормативов, а также имеется своя контролируемая государством банковская система. Обычные же

деньги обслуживают рыночный сектор экономики, где действуют законы рынка и свобода предпринимательства и где имеется своя уже существующая система коммерческих банков. Сами же предприятия работают в обоих секторах одновременно, действуя по принципу: выполнил частичный госзаказ - можешь самостоятельно выпускать любую рыночную продукцию.

Так в чем же заключается преимущество предлагаемой модели экономической системы?

Для этого проанализируем свойства двух-секторной, плановой и рыночной моделей экономики применительно к российским условиям. Результаты сравнения по трехбалльной оценочной шкале (1 - низкий уровень, 2 - средний, 3 -высокий) представлены далее в таблице.

Рассмотрим приведенные в таблице оценки, отражающие свойства этих трех моделей экономики.

1. Плановый сектор экономики по существу образует многопрофильный концерн общегосударственного масштаба, продукция которого или закупается государством или торгуется наравне с продукцией предприятий рыночного сектора на одних и тех же потребительских рынках по рыночным ценам за обычные деньги. В связи с этим, а также потому, что госзаказ является частичным, дефицит и затоваривание, характерные для плановой экономики, не возникают.

2. Необходимым условием развития за счет действия рыночных сил («невидимой руки рынка») является наличие конкурентной среды. Это предполагает наличие множества конкурирующих игроков на рынках однородных товаров. Конкуренция и угроза банкротства заставляют предприятия непрерывно совершенствовать свою деятельность.

Двухсекторная экономика в российских негативных природно-климатических условиях (более суровый климат, более длинные транспортные расстояния, чем в большинстве стран мира), а также в условиях «голландской болезни» и подавляющей иностранной конкуренции имеет большие возможности развития за счет

Сравнительная оценка свойств плановой, рыночной и двухсекторной моделей экономики

в российских условиях

Оцениваемое свойство Модель экономики

плановая рыночная двухсекторная

Сбалансированность спроса и предложения на потребительском рынке и рынке инвестиционных товаров (отсутствие дефицита и затоваривания) 1 3 3

Способность развития за счет действия рыночных сил (конкуренция и институт банкротства) в российских условиях 1 / - 1-2 / - 2 / 3*

Способность развития за счет действия нерыночных сил (централизованное планирование и управление экономикой) в российских условиях 2 1 3

Восприимчивость к инновациям в российских условиях 1 / - 1-2 / - 2 / 3*

Способность реализации крупномасштабных проектов с длительным циклом инвестирования 3 1-2 3

Способность функционирования экономики в чрезвычайных условиях, мобилизационная готовность 3 1 3

Контролируемость расходования бюджетных средств 2 1-2 3

* В числителе - оценки свойства без реализации мер, усиливающих действие рыночных сил по развитию обрабатывающих отраслей, в знаменателе - с учетом указанных мер.

действия рыночных сил, чем другие экономики. Так, работа предприятия в плановом секторе экономики с повышенным уровнем рентабельности позволяет больше тратить средств на обновление основных фондов и улучшение качества продукции. Кроме того, банкротство предприятий в ней проходит не в форме прекращения производства и распродажи имущества, а в форме восстановления рентабельности с помощью перевооружения и модернизации производства. Связано это с тем, что ситуация убыточности проявляется у предприятий сначала при работе в составе рыночного сектора экономики при сохранении рентабельности в составе планового сектора. Это дает время и возможность провести процедуру банкротства предприятия без его остановки с последующей модернизацией и восстановлением рентабельности с помощью инвестиционных ресурсов новых собственников и кредитов государства.

Действие рыночных сил по развитию отечественных обрабатывающих отраслей можно

было бы усилить за счет стимулирования инвестиций с помощью проведения политики поддержания низких внутренних цен на сырьевые товары и продукты их первичного передела (углеводородное и минеральное сырье, электрическая и тепловая энергия, моторное топливо, металлы и др.). Также этому способствовало бы и создание в экономике стимулирующих конкурентных условий, которые так и не были созданы при проведении рыночных преобразований. В частности, не были введены в удобный для этого момент с началом проведения реформ достаточные ввозные пошлины и квоты на импортную продукцию для обеспечения выживаемости отечественных обрабатывающих производств, не были приняты меры по разукрупнению монополий и созданию новых предприятий на рынках. В результате прекратило существование огромное число отечественных предприятий, а внутренний рынок оказался заполненным импортной продукцией. Возникла «голландская болезнь», стимулирующая развитие сырьевых отраслей и связанных

с ними производств по первичному переделу сырья и подавляющая важнейшие для безопасности и развития страны обрабатывающие отрасли и сельское хозяйство.

Для того чтобы создать стимулирующие конкурентные условия для российских производителей, в нынешней ситуации недостаточно только ввозных пошлин и квот, необходимо предварительно воссоздать производства путем модернизации существующих предприятий и строительства новых. Делать это необходимо в рамках специальной программы импортоза-мещения, основная цель которой - восстановление и модернизация производств по выпуску продукции, важной для военной и экономической безопасности страны.

Создание стимулирующих конкурентных условий, как и реализация политики поддержания низких внутренних цен на сырьевые товары и продукты их первичного передела, в существующей у нас рыночной экономике невозможно. Для этого требуются рычаги административно-планового управления экономикой, позволяющие мобилизовать и сконцентрировать ресурсы на планомерное и целенаправленное выполнение программы импортозамеще-ния, охватывающей тысячи предприятий, а также позволяющие вопреки действию рыночных сил реализовать политику низких цен на сырьевые товары. То есть нужна двухсек-торная экономика.

3. Возможность развития экономики существует также за счет действия сил, связанных с общенародными интересами и межгосударственным соперничеством и конкуренцией. Реализуются данные силы через механизмы централизованного управления экономикой, которые позволяют мобилизовать и сконцентрировать ресурсы на ключевых направлений социально-экономического и государственного развития. О действенности этих механизмов в наиболее жесткой форме плановой экономики командного типа свидетельствует опыт СССР, где в кратчайшие сроки с нуля была создана могучая промышленность, позволившая выиграть Великую Отечественную войну и осуществить величайшие прорывы в науке и технике. В рыночной

среде механизмы централизованного управления экономикой относительно слабы. Они ориентированы в основном на косвенное управление в формах кредитно-денежной и фискальной политики и, как показывает российская двадцатилетняя постреформенная практика, не могут обеспечить ускоренной модернизации российской экономики.

В противоположность этому как в плановой, так и двухсекторной экономике имеются механизмы прямого централизованного управления, и они обладают мобилизующими возможностями, способными обеспечить ускоренную модернизацию за счет поддержания повышенного уровня инвестиций. В двухсекторной экономике благодаря отсутствию дефицита ресурсов централизованное планирование и управление предполагается более эффективным.

4. Восприимчивость к инновациям в существующей сегодня в стране рыночной экономике снижена из-за отсутствия стимулирующих конкурентных условий, резко повышающих риски инвестирования. Двухсекторная экономика позволяет создать стимулирующие конкурентные условия и, соответственно, поднять интерес к инвестициям и инновациям. Этому же способствует и то, что на предприятиях при работе в плановом секторе экономики с повышенным уровнем рентабельности формируется фонд развития производства с к. деньгами, которые невозможно никуда потратить, кроме как на инвестиционную деятельность. Что касается плановой экономики, то в ней у предприятий отсутствует соответствующая заинтересованность из-за ориентации на выполнение плана.

5. Способность реализовывать крупномасштабные проекты с длительным циклом инвестирования напрямую связана с возможностью при прямом централизованном управлении экономикой концентрировать ресурсы на важнейших направлениях развития. Такими возможностями обладают лишь плановая и двух-секторная модели экономики. Следует отметить, что к числу таких проектов относится и финансируемая государством программа НИОКР

и подготовки кадров в рамках создания инновационной экономики.

6. В условиях чрезвычайных ситуаций (военная опасность, война, стихийные бедствия, голод и др.) рыночная экономика становится не эффективной, так как критерий эффективности для предприятий - максимум прибыли вступает в противоречие с целью функционирования экономики в данных условиях - преодоление чрезвычайной ситуации. В этом случае необходимо переключение всех ресурсов предприятий на выполнение заданий государства, которые не учитывают ни степень прибыльности, ни степень риска его выполнения. Также рыночная экономика не обладает и необходимой для этого мобилизационной готовностью, так как здесь помимо мобилизационных планов и запасов, необходимы готовые к работе и знающие реальное состояние дел на предприятиях органы прямого административно-командного управления экономикой. Такие органы имеются лишь в плановой и двухсек-торной экономике.

7. Лучшая контролируемость расходования бюджетных средств обеспечивается в двухсек-торной модели экономики, так как в ней возможно сравнение результатов деятельности предприятий в плановом и рыночном секторах на физическом уровне (сравнение трудозатрат, материалоемкости, энергозатрат и др.). Также у нее имеется возможность проконтролировать прохождение бюджетных средств по всей производственной цепочке.

Проведенный анализ свойств моделей экономики применительно к российским условиям показывает у двухсекторной модели экономики наличие существенных преимуществ.

Однако кроме этих преимуществ двухсек-торная экономика имеет следующие особые свойства, характерные только для нее самой.

1. Имеется возможность реально снижать налоги с предприятий и одновременно увеличивать доходы бюджета. Делать это позволяет появившийся у государства качественно новый источник пополнения бюджета в виде прибыли от перепродажи на внутреннем и внешнем рынках за обычные деньги и валюту потреби-

тельской и экспортной продукции, заказываемой государством по низким государственным ценам за к. деньги. Увеличивается при этом и собираемость налогов в рыночном секторе экономики при их снижении. Важно и то, что для многих предприятий выполнить обеспеченный ресурсами частичный госзаказ намного легче, чем найти средства для уплаты налогов при ведении подверженного множеству случайностей бизнеса.

2. Государство получает возможность с помощью регулирования цен в «казенных» деньгах стимулировать развитие отдельных отраслей. Например, можно поддержать сельское хозяйство за счет введения паритетных цен в к. деньгах на продукцию сельского хозяйства и промышленности.

3. Эта модель экономики имеет дополнительный механизм антимонопольной политики в виде повышенного госзаказа на продукцию монополистов, что важно для создания стимулирующих конкурентных условий в рыночном секторе экономики.

4. Резко увеличиваются возможности борьбы с экономическими кризисами, так как основной инструмент противодействия рецессии -увеличение госрасходов становится более действенным из-за возможности заказать больший объем продукции по более низким государственным ценам за те же номинальные доходы бюджета, что и в рыночной экономике.

5. Создание планового сектора экономики позволяет несколько сгладить явно ненормальное распределение доходов среди населения, что позволило бы снизить социальное напряжение в обществе и способствовало бы созданию среднего класса.

Что касается числа людей, задействованных в системе управления двухсекторной экономикой, то оно будет значительно меньшим, чем в советское время.

Во-первых, здесь отсутствует необходимость распределения и фондирования ресурсов, так как госзаказ охватывает лишь часть производственных мощностей производителей, и ресурсов заведомо хватает; во-вторых, госзаказ не является всеохватывающим (в частности, госу-

дарство специально не планирует и не заказывает, как это было ранее, изготовление средств производства и промежуточной продукции; исключением являются лишь сырьевые товары, продаваемые государством на внешних рынках); в-третьих, основную роль в организации выполнения госзаказа возьмут на себя головные предприятия; в-четвертых, развитие информационных технологий позволяет резко сократить трудоемкость процессов управления.

В целом для перехода на рельсы двухсектор-ной экономики, который в отличие от «шоковой терапии» можно сделать плавным, требуется большая исследовательская и подготовительная работа с участием правительства. Задачу облегчает то, что у России есть уникальный опыт существования в условиях как плановой, так и рыночной экономики, чем стоит воспользоваться для создания национальной модели экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закиматов, Г. План и рынок - рука об руку [Текст] / Г. Закиматов. - Ежемесячный информационно-аналитический журнал для промышленников МОСТ. - 1999. - № 8. - С. 10-11.

2. Закиматов, Г. Двухсекторная экономика - выход из кризиса [Текст] / Г. Закиматов. - Обозрева-тель-ОЬвегуег. - 2000. - № 6.

УДК 338.012, 330.362

А.И. Сарыгулов

О СООТНОШЕНИИ КАЧЕСТВА СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ВВП

Современный этап экономического развития характеризуется значительным усложнением горизонтальных и вертикальных связей как между хозяйствующими субъектами, так и между всеми основными участниками экономического процесса - предпринимательским сектором, рынком и государством. Такое усложнение взаимных связей оказывает существенное влияние и на структуру экономики в целом. Как показывает текущий экономический кризис, структурная несбалансированность является одной из главных причин ее возникновения, а последствия такой несбалансированности могут иметь долговременный и тяжелый характер.

В работе [1] проведен анализ динамики отраслевой и технологической структуры эконо-

мики отдельных стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для периода 1970-2003 гг. Для оценки макроэкономической структурной динамики профессором П. Ватником [3] предложен метод оценки различных структур на основе принципа измерения пропорциональности. Этот метод предполагает использование коэффициента пропорциональности

уу

ргор[у, у ] = _

У У2

или Ргор[ У, У ] =

I уу

(1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.