Научная статья на тему 'О двухсекторной модели переходной экономики'

О двухсекторной модели переходной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
347
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА / TRANSITIVE ECONOMY / ДВУХСЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ / BISECTORAL MODEL / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / STATE SECTOR / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / ECONOMY REFORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исмаилова Малахат Махмудовна

Цель экономической реформы, проводимой в Таджикистане, заключается в создании эффективной экономики с преобладающим частным сектором. Описываемый в статье подход основывается на управлении государственным сектором на время переходного периода, в течение которого значительная часть общего производства обеспечивается государственными предприятиями. Для этого необходимо реализовать двухсекторную модель экономики переходного периода, в которой государственный сектор управляется традиционными для плановой экономики методами, а частному сектору предоставлено право функционировать самостоятельно, без помех со стороны государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Bisectoral Model of Transitive Economy

The goal of the economy reform conducted in Tajikistan lies in a creation of effective economy with a prevailing private sector. The approach described in the article is based on the management with state sector for the transitive period during which a considerable part of general production is provided with statal enterprises. In order to bring it into effect one ought to realize a bisectoral model of transitive economy where the state sector is managed with the methods traditional for planned economy and private sector in entitled to self-sufficient functioning without being hindered on the part of the state.

Текст научной работы на тему «О двухсекторной модели переходной экономики»

ИК,ТИСОДИЁТ ЭКОНОМИКА ECONOMY

УДК 33Т М.М. ИСМАИЛОВА

И-87

ББК 65.9/2Т

О ДВУХСЕКТОРНОЙ МОДЕЛИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ

Одной из основных экономических причин распада такой супердержавы, как СССР, чаще всего называют неэффективность (особенно в последние годы существования страны) централизованного планового управления народным хозяйством как единым гигантским предприятием. А ведь именно такой способ управления экономикой позволил в первые годы Советской власти создать в стране развитую промышленность и сельское хозяйство, а также выстоять во Второй мировой войне. Именно благодаря централизованному управлению советской экономикой в таком ранее отсталом регионе, как Таджикистан, была сформирована сравнительно неплохая промышленная и сельскохозяйственная база, производственная и социальная инфраструктура.

Вместе с тем в послевоенные, особенно в 80-е годы, в экономике страны стали накапливаться негативные явления, связанные с неэффективностью хозяйствования. Результативность производства стала резко снижаться, поскольку была упущена из виду основная цель любого производства - обеспечение потребностей людей. Это видно из сравнения сложившейся в 80-е годы структуры общественного производства: если в развитых странах удельный вес отраслей, производящих средства производства, составлял 20-30 процентов, то в СССР он достигал 70-80 процентов. Несовершенство планирования при громадной монополизации производства привело к серьезному разбалансированию рынка и массовому самообеспечению предприятий необходимыми производственными ресурсами, себестоимость которых была в 2-3 раза выше, чем на специализированных предприятиях. Экономические реформы 80-х годов, не изменив коренным образом производственной и рыночной ситуации, лишь в еще большей степени усилили дисбаланс экономической системы страны, ухудшили государственную управляемость экономическими процессами.

В результате этих, а также политических причин, страна распалась на отдельные независимые государства, каждое из которых при своем размежевании оставило за собой отдельные части прежней союзной экономической системы. При этом каждое

из независимых государств пыталось и пытается до сих пор сформировать собственную независимую рыночную экономику, учитывающую инициативу и интересы производителей, их право собственности на средства производства и производимую продукцию. Создаваемые экономические системы в новых государствах повсеместно основываются на свободе производства и потребления, конкуренции производителей, свободе внешней торговли, разнообразии форм собственности, то есть на принципах, декларируемых классической теоретической экономикой ХУШ-Х1Х веков.

В соответствии с этими принципами почти во всех постсоветских странах с начала 90-х годов проводится приватизация и акционирование государственной собственности, проведена практически полная либерализация цен (государственное регулирование цен и тарифов оставлено только на отдельные виды продукции и услуг), разрешена внешняя торговля, предоставлена свобода производства. Предприятия, в том числе государственные, стали функционировать как саморегулирующиеся, стремящиеся к прибыли хозяйственные единицы, поскольку государственные субсидии для них были резко ограничены. Основной установкой для деятельности каждого предприятия и экономики в целом стало стремление к эффективности в переходных условиях, в условиях конкуренции государственных предприятий и предприятий иных организационно-правовых форм, сокращения государственного потребления и роста дефицита государственного бюджета, жесткой конкуренции с иностранными фирмами.

Однако в начале XXI века экономики «совершенной конкуренции» А. Смита в мире уже давно нет. На международном рынке успешно функционируют крупные транснациональные корпорации, использующие экономию на масштабах производства и монопольное положение, которые по объемам производственного и торгового оборота превышают целые страны. Усилились действия различных стран по созданию общего рынка и совместному регулированию производства, примером чего является формирование общего европейского рынка, расширение поля деятельности Всемирной Торговой Организации (членом которой стал и Таджикистан), других международных экономических организаций. Кроме того, как показывает история развитых стран, естественный эволюционный переход к рынку для новых стран с трансформирующейся экономикой не может обеспечить быстрого достижения целей трансформации для экономического роста и внедрения в мировую экономику. То есть, для достижения успехов реформ переходным странам необходимо обеспечить упрочение государственного регулирования экономической деятельности.

С ослаблением роли государства в экономике Таджикистана, как и в других переходных странах, приватизация и акционирование государственных и кооперативных (по сути являющихся государственными) предприятий, либерализация цен и производства, свобода финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий привели к резкому спаду производства. «За 1992-1998 гг. удельный вес промышленного производства в ВВП снизился на 21 процент. Многие отрасли и, в частности, получившие высокий уровень развития в предыдущие годы - машиностроение, химическая, электротехническая, строительных материалов - прекратили или почти полностью прекратили свое функционирование» (1, с.84). Госу-

дарственные промышленные предприятия, не находя платежеспособного спроса на свою продукцию, работают на склад (доля остатков промышленной продукции к товарным ресурсам в 2012 г. составила10,2%) (4), либо, испытывая недостаток в оборотных средствах, приостанавливают свою деятельность, при этом внутренняя рыночная потребность страны в товарах народного потребления и производственных ресурсах все еще обеспечивается за счет импорта. Либерализация производства, свобода цен и внешней торговли не обеспечили санацию действующего производства. Внешний государственный долг страны составляет 2418,8 млн. долларов США (в то время как плановые доходы госбюджета составляют всего около $ 421 млн. долл.) (5), а просроченная задолженность является в Таджикистане повсеместной проблемой. Доминирующую роль в ключевых областях экономики по-прежнему играют государственные предприятия, работающие в условиях мягких бюджетных ограничений. Широкое распространение имеет просроченная задолженность между предприятиями и по налоговым платежам, что сказывается на рентабельности и ведет к слабой бюджетной дисциплине. По состоянию на октябрь 2010 г. крупнейшие государственные предприятия имели кредиторскую задолженность в размере 2,6 млрд. сомони и дебиторскую задолженность в 1,7 млрд. сомони, которая увеличилась с 2,2 млрд. сомони и 1,6 млрд. сомони в 2009 году соответственно (6). Неплатежи между предприятиями достигли значительных размеров, поскольку слаба судебная система и несовершенен механизм исполнения судебных решений. Государственные органы во вред государственной политике чрезмерно вмешиваются в одни сферы экономики (например, проверками предприятий) и отсутствуют в других сферах (например, в обеспечении исполнения законов). До сих пор отсутствует реальный механизм защиты собственности и предпринимательства, в первую очередь от произвола государственных чиновников. Незначительный рост ВВП и периодические всплески инфляции, низкий жизненный уровень населения не дают основания говорить о результативности преобразований, устойчивости сложившейся в республике экономической системы.

Почему же рыночные реформы не дают отдачи? Эволюционная теория в качестве причин такого явления обращает внимание на два аспекта (2, с.54-55).

Первый аспект основывается не только на финансовых и физических ограничениях, присущих конкретному производству, но и на недостаточной способности перерабатывать экономическую информацию и трудности реализации власти в иерархических структурах, инерционности хозяйственного поведения. Хозяйствующие субъекты опираются на сложившуюся практику при осуществлении своих функций, но из-за ограниченной рациональности не располагают отработанными методами оптимизации хозяйственного процесса. Поведение хозяйствующих субъектов, сложившееся за долгие годы практики хозяйствования, быстро поменять сложно, поэтому не удивителен наблюдаемый до сих консерватизм в работе предприятий.

Другой аспект эволюционного подхода - концепция экономической среды, то есть системы внешних воздействий, которые влияли на поведение предприятий в недалеком прошлом и продолжают влиять до сих пор. Наиболее серьезными факторами внешней среды для государственных предприятий ныне являются наличие

негосударственного сектора экономики и свободная внешняя торговля. Отстранение государства от управления даже государственными предприятиями также не позволило развернуться в полной мере механизму рыночного регулирования. До сих пор слабо работают такие объективные рыночные способы оздоровления экономики, как банкротство - для вытеснения неэффективных предприятий; возникновение разнообразных новых организационных форм и технологий в среде со свободным доступом капитала в любую отрасль; естественный отбор тех организаций, которые будут страховать, кредитовать, консультировать, обеспечивать производственными ресурсами и реализовывать продукцию предприятий.

Именно эти причины лежат в основе того, что экономически обособленные от органов отраслевого государственного управления, независимые в своей финансово-хозяйственной деятельности промышленные и сельскохозяйственные предприятия республики до сих пор не приняли достаточных мер для приспособления к новой экономической среде, снизили объемы производства и выпускают продукцию с большими затратами. Более того, эти предприятия все в большей степени год от года ухудшают свои экономические показатели, поскольку их сохраняющиеся организационные и информационные структуры, стереотипы поведения являются продуктом среды, к которой они были приспособлены. Организационные структуры таких предприятий были созданы в соответствии с потребностями дореформенной экономической среды, которая более или менее сносно функционировала несколько десятилетий. Назначение на руководящие должности предприятий также происходило в рамках бюрократических систем, требования которых были ухудшены происходившими в республике политическими процессами.

Реформа экономической среды требует больших и скорых изменений в организационной структуре управления экономикой республики, поскольку на весь период ее изменений и кадровых перемещений функциональные экономические показатели продолжают снижаться. Отсюда следует, что, хотя рыночная система может обеспечить создание в стране благоприятной экономической среды в долгосрочном плане, но в краткосрочном плане быстрый сдвиг в сторону рынка приводит к разрушительным последствиям (как это имело место в Таджикистане). Проблемы возникают и тогда, когда предприятия сохраняют свое прежнее поведение, поскольку это приводит к воспроизводству избыточного спроса в рамках государственного сектора, который сохраняется до тех пор, пока процесс глубокой перестройки всех экономических институтов не охватит каждое предприятие и народное хозяйство в целом. Это связано с тем, что существующие предприятия создавались и развивались в среде избыточного спроса. В связи с тем, что реорганизация и естественный отбор приспособившихся к новой рыночной среде предприятий затягивается и характеризуется чрезвычайно низким уровнем эффективности предприятий, представляется, что в интересах государства необходимо срочно начать контролировать избыточный спрос и сдерживать падение эффективности производства на государственных предприятиях рыночными методами.

При этом подразумевается, что негосударственные предприятия (частные, совместные и иностранные, приватизированные) изначально по своей сути более приспособлены к рынку и должны быть эффективными. Роль государства по отно-

шению к ним заключается в их максимальной поддержке, скорейшем развертывании всех рыночных институтов и обеспечении их устойчивости, расширении конкурентной среды, широком допущении внешнеэкономической деятельности, то есть в их ускоренном вовлечении в рыночные отношения.

Каким же образом можно обеспечить одновременное пребывание государственного сектора - в прошлом (когда избыточный спрос сдерживался), а негосударственного сектора в будущем? Можно ли соединить бюрократическое вмешательство в государственном секторе со свободным рынком в частном секторе?

Конечно, теперь, после длительного периода бесконтрольного рыночного функционирования государственного сектора, сделать это очень сложно. Естественный рыночный отбор приспособившихся к новой экономической среде предприятий в определенной степени уже принес свои плоды, которые противоположны начальным замыслам проводимой реформы, так как поведение государственного сектора, преобладающего в экономике республики, все еще в значительной мере определяет общие экономические результаты страны. Учитывая то, что цель экономической реформы, проводимой в Таджикистане, заключается в создании эффективной экономики с преобладающим частным сектором, описываемый здесь подход основывается на управлении государственным сектором на время переходного периода, в течение которого значительная часть общего производства обеспечивается государственными предприятиями. Для этого необходимо реализовать двухсекторную модель экономики переходного периода, в которой государственный сектор управляется традиционными для плановой экономики методами, а частному сектору предоставлено право функционировать самостоятельно, без помех со стороны государства.

В соответствии с условиями этой модели, торговля внутри государственного сектора с частным сектором, а также с иностранными предприятиями, должна осуществляться централизованно, посредством Министерства экономического развития и торговли Республики Таджикистан. Ценообразование в государственном секторе также централизуется (цены внутри сектора могут быть нерыночными). Для взаиморасчетов используется национальная валюта, накопление задолженности предприятий в конвертируемой валюте запрещается. Органы управления государственного сектора должны придерживаться строгого балансирования бюджета за счет установления государственных заданий, контроля над их выполнением и необходимого вмешательства в деятельность государственных предприятий. Государственный контроль должен быть также организован за уплатой налогов предприятиями и осуществлением взаиморасчетов между ними, выплатами заработной платы работникам, размером заработной платы.

Поскольку для частного сектора будет создана устойчивая экономическая среда и ему будут предоставлены экономические свободы, как в развитых рыночных странах, увеличение производства в частном секторе будет означать постепенное сокращение удельного веса государственного сектора.

Приватизация государственной собственности будет стимулироваться создаваемыми условиями переходной экономики и осуществляться постепенно. Право определять, какие предприятия следует переводить из государственного сектора в

частный, предоставляется не самим предприятиям, как это было в начале экономической реформы, не Госкомимуществу, который не учитывает интересов отраслевых министерств и местных органов власти, а покупателям.

В качестве покупателей государственной собственности за конвертируемую валюту могут выступать частные предприятия и трудовые коллективы предприятий. Работникам приватизируемых предприятий должен быть предоставлен выбор места работы на других предприятиях государственного сектора. В качестве условий приватизации могут быть установлены последующая выплата имеющейся задолженности и гарантия поставок в государственный сектор. Определяющими факторами темпов приватизации государственной собственности могут быть: планирование функционирования государственного сектора, облегчение административного бремени, ликвидация заведомо неперспективных предприятий, особые обстоятельства, например в сельскохозяйственном производстве, где преимущества частного сектора легко реализуемы.

Сторонники эволюционной экономической теории считают, что, так как советская экономика функционировала многие десятилетия удовлетворительно, то нет никаких оснований сомневаться в том, что государственный сектор в условиях данной модели может обеспечить воспроизводство еще на протяжении примерно десятилетнего периода перехода к рынку.

Создание двухсекторной модели переходной экономики в Таджикистане имеет свои преимущества. Во-первых, централизованное управление государственным сектором позволит обеспечить контроль над ростом внешней государственной задолженности (то, что коммерческий долг государственных предприятий в конечном итоге является долгом государства, не должно вызывать сомнений), а также снизить размер неплатежей в государственном секторе. Во-вторых, в определенной мере будет обеспечена гарантия занятости населения, поскольку занятость в государственном секторе будет обеспечиваться всем его потенциалом. В-третьих, крупный, централизованно управляемый государственный сектор даже в такой небольшой стране, как Таджикистан, может на равных конкурировать на внешнем рынке с транснациональными корпорациями. И последнее: сбалансированность бюджета государственного сектора (по сравнению с отдельными предприятиями) может явиться фактором, стимулирующим контакты с внешними партнерами, обеспечить его надежность при изменении внешних условий (например, таких, как российский кризис). Кроме того, реализация двухсекторной модели переходной экономики позволяет разработать и реально осуществить промышленную политику страны, т.е. определиться с перспективами развития всей экономики в целом и отдельных ее отраслей, вопрос о которых в настоящий момент стоит очень серьезно.

Проблема совершенствования государственного управления в Таджикистане, в том числе управления государственной собственностью, неоднократно обсуждалась на всех уровнях управления и политически объявлена как одна из главных экономических проблем.

В связи с вышеизложенным, предлагаются следующие основные направления государственного регулирования в рамках двухсекторной модели экономики Таджикистана в целом:

- реформирование системы государственного управления экономикой страны, передача части функций, осуществляемых органами госуправления, частному сектору, ревизия принятых государственных актов с целью снижения государственного вмешательства в частный сектор и сокращения фактов коррупции, реализация мер по установлению заработной платы государственным служащим в зависимости от конечных результатов; прекращение финансирования частного сектора (в том числе значительного числа неэффективных совместных предприятий);

- определение параметров социальной сферы, которые государство способно финансировать в настоящее время и в ближайшие годы;

- установление зависимости объемов финансирования регионов страны (областей, городов и районов) от государственных доходов (налоговых платежей, прибыли республиканских и муниципальных предприятий), собранных с указанных территорий;

- срочная инвентаризация оставшейся в настоящий момент у государства собственности и прекращение приватизации до окончания всех инвентаризационных работ (на 3-6 месяцев);

- четкое определение основных отраслей и производств, которые войдут в государственный сектор и будут поддерживаться государством, на которых в переходный период к рынку будет сохраняться жесткое административное управление производством (включая материально-техническое снабжение, реализацию продукции, установление цен на продукцию, установление тарифов заработной платы работникам, торговля с частным сектором и внешняя торговля). Оставшиеся неперспективные государственные предприятия могут быть реализованы в срочном порядке либо оставлены на самовыживание без государственной гарантии уплаты их долгов;

- усиление государственного контроля за реализацией основных экспортных видов продукции (хлопка, алюминия); формирование крупных хозрасчетных структур, ответственных за внешнюю торговлю этими товарами;

- приватизация объектов (в том числе бесплатная приватизация), включенных в государственный сектор только при условии гарантии поставок предприятиям государственного сектора (при необходимости), сохранения производства и численности работающих в течение 2-3 лет;

- разработка и финансирование программ, предусматривающих развитие государственного сектора (промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики) в условиях централизованного управления, формирование условий иностранного инвестирования государственного и частного секторов;

- предоставление частному сектору максимальной свободы производства и реализации, в том числе во внешней торговле, сокращение полномочий государственных органов по вмешательству в деятельность частного сектора, установление уголовной ответственности для работников государственных органов

при незаконном вмешательстве в деятельность частных предприятий, первоочередное рассмотрение в судах любых исков от частных компаний.

Представляется, что при реализации приведённых мероприятий и скорейшего восстановления жёсткого контроля над деятельностью государственного сектора, возможно, для формирования рыночной экономики в Таджикистане не потребуется полной ломки существующего производства и рыночное реформирование будет не таким болезненным для предприятий и населения.

Список использованной литературы:

1. Рахимов, Р.К. Проблемы развития переходной экономики Республики Таджикистан/ Р.К. Рахимов. -Душанбе, 2012.

2. Мюррел П. Перспектива эволюционных реформ в экономике восточно-европейских стран//Материально-техническое снабжение / П. Мюррел -1991. -№ 3, - С. 54-65.

3. Мамедов, О.Ю. Смешанная экономика. Двухсекторная модель DOC / О.Ю. Мамедов -Ростов н/Дону: Феникс, 2001.

4. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан. -Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2012.

5. www.news.tj//dokhody-gosbyudzheta-tadzhikistana-v-pervom-kvartale... (дата обращения: 20.12. 2013).

6. www.mf.org/extemal/mssian/pubs/ft/scr/2011/cr11130r.pdf (дата обращения: 20.12.2013.

Reference Literature

1. Rakhimov R.K. The Problems of Transitive Economy Development in Tajikistan Republic. - Dushanbe, 2012.

2. Myurrel P. The Perspective of Evolutionary Reforms in the Economy of Eastern-European Countries //Logistic Supply. - 1991. - №3. -pp.54-65.

3. Mamedov O.Yu. Mixed Economy. Bisectoral DOC Model./ Rostov-on-the Don: Fenix, 2000.

4. Social-Political Plight of Tajikistan Republic. - Dushanbe: Statistics Agency under the President of Tajikistan Republic. 2012

5. www.news.tj//dokhody-gosbyudzheta-tadzhikistana-v-pervom-kvartale... (date of addressing: 20.12. 2013).

6. www.imf.org/external/russian/pubs/ft/scr/2011/cr11130r.pdf (data of addressing: 20.12.2013.

О двухсекторной модели переходной экономики Ключевые слова: переходная экономика, двухсекторная модель, управление, государственный сектор, экономические реформы

Цель экономической реформы, проводимой в Таджикистане, заключается в создании эффективной экономики с преобладающим частным сектором. Описываемый в статье подход основывается на управлении государственным сектором на время переходного периода, в течение которого значительная часть общего производства обеспечивается государственными предприятиями. Для этого необходимо реализовать двухсекторную модель экономики переходного периода, в которой государственный

сектор управляется традиционными для плановой экономики методами, а частному сектору предоставлено право функционировать самостоятельно, без помех со стороны государства.

On Bisectoral Model of Transitive Economy

Key words: transitive economy, bisectoral model, management, state sector, economy reforms

The goal of the economy reform conducted in Tajikistan lies in a creation of effective economy with a prevailing private sector. The approach described in the article is based on the management with state sector for the transitive period during which a considerable part of general production is provided with statal enterprises. In order to bring it into effect one ought to realize a bisectoral model of transitive economy where the state sector is managed with the methods traditional for planned economy and private sector in entitled to self-sufficient functioning without being hindered on the part of the state.

Сведения об авторе:

Исмаилова Малахат Махмудовна, д.э.н., профессор кафедры экономической теории Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (Республика Таджикистан, г. Худжанд) e-mail: imm-46@mail. ru

Information about the author:

Ismailova Malakhat Makhmudovna, Doctor of Economy, Professor of the department of Economic Theory under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan Republic, Khudjand) e-mail: imm-46@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.